- Учителю
- Программа по предмету Ритмика
Программа по предмету Ритмика
Содержание
-
Пояснительная записка
-
Учебно-тематический план
-
Содержание программы
-
Методическое аспекты освоения программы
-
Ожидаемые результаты
-
Условия реализации программы
-
Список используемой литературы
-
Пояснительная записка
Известно, что эффективность образования детей в школе во многом зависит от состояния их здоровья. Мы живём во времена бурного развития современной и массовой гиподинамии, когда ребёнок волей-неволей становится заложником, быстро развивающихся технических систем (телевидения, компьютеры, сотовая связь и т.д.) - всё это приводит к недостатку двигательной активности ребёнка и отражается на состоянии здоровья подрастающего поколения.
Актуальность программы сегодня осознается всеми. Современная школа стоит перед фактором дальнейшего ухудшения не только физического, но и психического здоровья детей. Чтобы внутренний мир, духовный склад детей был богатым, глубоким, а это по настоящему возможно лишь тогда, когда "душа" и "тело", находятся в гармонии, необходимы меры целостно развития, укрепления и сохранения здоровья учащихся.
Ритмика - это танцевальные упражнения под музыку, которые учат чувствовать ритм и гармонично развивают тело.
Ритмика способствует правильному физическому развитию и укреплению детского организма. Развивается эстетический вкус, культура поведения и общения, художественно - творческая и танцевальная способность, фантазия, память, обогащается кругозор. Занятия по ритмике направлены на воспитание организованной, гармонически развитой личности.
На уроках ритмики постоянно чередуются нагрузка и отдых, напряжение и расслабление. К увеличению напряжения и нагрузки ученики привыкают постепенно, что благотворно сказывается потом на других уроках.
Занятия по ритмике тесно связаны с обучением на уроках физкультуры и музыки, дополняя друг друга. Ведь именно уроки ритмики наряду с другими предметами способствуют общему разностороннему развитию школьников, корректируют эмоционально-волевую зрелость. У детей развивается чувство ритма, музыкальный слух и память. На уроках дети совершенствуют двигательные навыки, у них развивается пространственная ориентация, улучшается осанка, формируется чёткость и точность движений.
Занятия ритмикой положительно влияют на умственное развитие детей: ведь каждое занятие нужно понять, осмыслить, правильно понять, осмыслить, правильно выполнять движения, вовремя включаться в деятельность, надо осмыслить соответствие выбранных движений характеру музыки. Эти занятия создают благоприятные условия для развития творческого воображения школьников. Бесспорно также их воздействие на формирование произвольного внимания, развитие памяти. Потребность детей в движении превращается в упорядоченную и осмысленную деятельность. Уроки ритмики оказывают на детей организующее и дисциплинирующее влияние, помогают снять чрезмерную возбудимость и нервозность.
Уроки ритмики в целом повышают творческую активность и фантазию школьников, побуждают их включаться в коллективную деятельность класса. Постепенно ученики преодолевают скованность, у них возрастает осознание ответственности за свои действия перед товарищами, приобретают способность к сценическому действию под музыку. С использованием элементов костюма и декорации. Отработанные сценические музыкальные постановки удобно использовать при проведении детских утренников. Особенно хочется отметить ценность народных плясок и танцев. Они приобщают детей к народной культуре. Все народные танцы предназначены для совместного исполнения и совершенствуют навыки общения детей между собой. В них дети учатся внимательно относиться к партнёру, находить с ним общий ритм движения.
Данная программа разработана в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами начального общего образования и с учетом межпредметных и внутрипредметных связей и логики учебного процесса. Главный принцип, заложенный в Программу - создание творческого образа в танце на основе индивидуальности самого ребенка.
В процессе обучения педагогами выявляются, такие особенности учащихся как характер, темперамент, пристрастия и склонности.
Цель Программы - раскрытие творческой личности ребенка средствами хореографического искусства.
В процессе обучения педагогом определены и решаются следующие задачи:
-
развитие интереса и приобщение учащихся к мировой танцевальной культуре;
-
развитие танцевальных, музыкальных, артистических и других творческих способностей каждого учащегося;
-
формирование у учащихся внимательного отношения к собственным возможностям, к манере танцевального исполнения, к пластическому разнообразию, анализа собственной творческой деятельности;
-
развитие мышечных ощущений, моторно-двигательной памяти, чувственно-образного мышления, пластической подвижности;
-
привитие ребенку культуры общения между собой и окружающими и оказание помощи учащемуся в адаптации его в современных условиях жизни.
Программа ориентирована на интересы и потребности ребенка, направлена на формирование его мыслительного потенциала, на становление творческой личности, способной художественно осмыслить окружающий мир и явления жизни в искусстве.
В процессе учебных занятий у школьников происходит снижение работоспособности, ухудшается внимание, память, в результате длительного поддержания статистической позы нарушается осанка, увеличивается тенденция к наклону головы.
На занятиях ритмикой увеличивается объем двигательной активности, который оказывает значительное влияние на повышение умственной активности, развитие физических качеств, функциональное состояние сердечно-сосудистой и нервной системы. Движение в ритме и темпе, заданной музыкой, способствует ритмичной работе всех внутренних органов и систем, что при регулярных занятиях ведет к общему оздоровлению организма.
Программа предполагает постепенное расширение и углубление знаний, развитие умений и навыков учащихся путем последовательного прохождения по разделам обучения.
Основной формой реализации Программы является занятие с 2 группами детей в каждой не более 12-15 человек. Групповая форма позволяет педагогу внимательней наблюдать за качественным преобразованием двигательной активности учащегося, помочь каждому учащемуся развивать его пластические возможности.
В зависимости от результатов наблюдений может быть переформирование класса, исходя из различных задач, особенностей межличностных контактов детей.
Занятия проводятся 1 раз в неделю в каждой группе. Максимальная продолжительность занятия - 1 академический час.
Форма одежды определяется педагогом исходя из специфики занятий.
Схема построения занятия во всех классах одинакова: подготовительная часть, основная часть, заключительная часть.
Различается содержание и время, отведенное на каждую из частей занятия. На основную часть занятия в 1 классе отводится 15 минут, в большей части она содержит учебно-тренировочные задания.
Схема возрастного и количественного распределения детей, количество практических занятий в неделю и их продолжительность.
За период обучения учащиеся получают определенный программой
объем знаний и умений, качество которых в конце учебного года
проверяется.
Зачеты проводятся по изученной дисциплине по практическим умениям.
Педагог подводит итоги учебного года, дает оценку творческих достижений учащихся, определяет задачи на будущие годы обучения.
-
Учебно-тематическое планирование.
I группа
занятия
Дата
Название темы
Кол-во часов
1
Вводное занятие. Обучение ритмики в 1 классе: цели и задачи. Беседа о технике безопасности на уроке при разучивании танцев.
1
2
Основные движения, понятия.
1
3
Работа над ритмическими рисунками (хлопки в ладоши).
1
4
Общеразвивающие упражнения. Ходьба с носка, на полупальцах, на пятках.
1
5
Упражнения на формирование правильной осанки.
1
6
Движения на развитие координации. Виды шага, бега, прыжков, подскоков.
1
7
Элементы асимметричной гимнастики. Упражнения для развития тела.
1
8
Упражнения на подвижность шейного отдела.
1
9
Упражнения на эластичность мышц плечевого пояса.
1
10
Разучивание разминки. Упражнения на эластичность локтевого плеча, сустава, предплечья.
1
11
Изучение музыкальных размеров 2/4; 3/4; 4/4.
1
12
Позиции рук. Основные правила.
1
13
Позиции ног. Основные правила.
1
14
Позиции в паре. Основные правила.
1
15
Марш «Маша и Медведь». Рисунок марша.
1
16-17
Разучивание марша «Маша и Медведь». Отработка и закрепление рисунка марша. Упражнения на подвижность тазобедренных суставов.
2
18-19
Партерная гимнастика.
2
20
Основные движения танца «Полька». Разучивание движений. Упражнения для развития позвоночника.
1
21
Повторение позиций в паре.
1
22
Танец «Полька». Повторение пройденного материала.
1
23
Проверка ориентирования на танцевальной площадке.
1
24
Упражнения для улучшения гибкости коленных суставов.
1
25
Я - герой сказки. Любимый персонаж сказки (работа с образом под музыку).
1
26
Музыкально-ритмические игры.
1
27
Основные движения, переходы рук из позиции в позиции, повторение позиций ног. Паузы в движении и их использование
1
28
Общеразвивающие упражнения. Упражнения на растяжку и пластику.
1
29-30
Повторение марша «Маша и Медведь» и танца «Полька».
2
31-32
Упражнения на формирование правильной осанки. Партерная гимнастика.
2
33
Итоговый урок.
1
ИТОГО:
33
II группа
занятия
Дата
Название темы
Кол-во часов
1
Вводное занятие. Обучение ритмики в 1 классе: цели и задачи. Беседа о технике безопасности на уроке при разучивании танцев.
1
2
Основные движения, понятия.
1
3
Работа над ритмическими рисунками (хлопки в ладоши).
1
4
Общеразвивающие упражнения. Ходьба с носка, на полупальцах, на пятках.
1
5
Упражнения на формирование правильной осанки.
1
6
Движения на развитие координации. Виды шага, бега, прыжков, подскоков.
1
7
Элементы асимметричной гимнастики. Упражнения для развития тела.
1
8
Упражнения на подвижность шейного отдела.
1
9
Упражнения на эластичность мышц плечевого пояса.
1
10
Разучивание разминки. Упражнения на эластичность локтевого плеча, сустава, предплечья.
1
11
Изучение музыкальных размеров 2/4; 3/4; 4/4.
1
12
Позиции рук. Основные правила.
1
13
Позиции ног. Основные правила.
1
14
Позиции в паре. Основные правила.
1
15
Марш «Маша и Медведь». Рисунок марша.
1
16-17
Разучивание марша «Маша и Медведь». Отработка и закрепление рисунка марша. Упражнения на подвижность тазобедренных суставов.
2
18-19
Партерная гимнастика.
2
20
Основные движения танца «Полька». Разучивание движений. Упражнения для развития позвоночника.
1
21
Повторение позиций в паре.
1
22
Танец «Полька». Повторение пройденного материала.
1
23
Проверка ориентирования на танцевальной площадке.
1
24
Упражнения для улучшения гибкости коленных суставов.
1
25
Я - герой сказки. Любимый персонаж сказки (работа с образом под музыку).
1
26
Музыкально-ритмические игры.
1
27
Основные движения, переходы рук из позиции в позиции, повторение позиций ног. Паузы в движении и их использование
1
28
Общеразвивающие упражнения. Упражнения на растяжку и пластику.
1
29-30
Повторение марша «Маша и Медведь» и танца «Полька».
2
31-32
Упражнения на формирование правильной осанки. Партерная гимнастика.
2
33
Итоговый урок.
1
ИТОГО:
33
-
Содержание изучаемого курса
1 час в неделю, 33 часа.
Задача: развить ритмическое и музыкальное восприятие, научить использовать паузы в движении, формирование правильной осанки, сохранение эластичности мышц посредством упражнений на пластику и растяжку.
Содержание курса направлено на воспитание творческих, компетентных и успешных граждан России, способных к активной самореализации в личной, общественной и профессиональной деятельности. В процессе освоения курса у учащихся укрепляется здоровье, формируются общие и специфические учебные умения, способы познавательной и предметной деятельности.
Программа составлена с учётом реализации межпредметных связей по разделам учебных предметов:
«Музыка», где дети учатся слышать в музыке разное эмоциональное состояние и передавать его движениями.
«Литературное чтение», где дети знакомятся с литературными произведениями, которые лягут в основу предстоящей постановки ритмопластического действия.
«Окружающий мир», где дети знакомятся с явлениями общественной жизни, предметами ближайшего окружения, природными явлениями, что послужит материалом, входящим в содержание ритмических игр и упражнений.
Самая тесная взаимосвязь прослеживается между ритмикой и физкультурой: и по строению урока, и по его насыщенности. Начинаясь с разминки, имея кульминацию в середине и спад физической и эмоциональной нагрузки к концу, каждый урок имеет конкретную цель - тренировать те или иные группы мышц для выполнения различных движений. Регулярные занятия танцами, как и занятия физической культурой, создают и укрепляют мышечный корсет, улучшают работу сердца, нервной системы, укрепляют психику.
В течение всего курса обучающиеся знакомятся со следующими общими понятиями:
-
позиции ног;
-
позиции рук;
-
позиции в паре;
-
рисунок танца;
-
линия танца;
-
направление движения;
-
углы поворотов.
Предмет «Ритмика» включает разминку, общеразвивающие упражнения, танцевальные элементы и детские танцы.
РАЗМИНКА (ТРЕНАЖ)
Проводится в начале каждого урока в середине зала стоя, либо лежа на гимнастических ковриках на полу. Порядок упражнений выстраивается по принципу от простого к сложному и с головы заканчивая стопами. Разминка (тренаж) выполняется под современную и популярную музыку, что создает благоприятный эмоциональный фон и повышает интерес к упражнениям. С первого занятия учащиеся приобретают опыт музыкального восприятия. Задача - создать у детей эмоциональный настрой во время занятий.
В связи с этим, выдвигаются следующие требования к музыкальному оформлению занятия:
-
правильный подбор музыкального произведения в соответствии с исполняемым движением, т.е. с соблюдением принципа «музыка-движение»;
-
художественное или выразительное исполнение музыки, которое является главным методическим приемом преподавания.
Задача данного этапа - развитие координации, памяти и внимания, умения воспроизводить движения показанные педагогом, увеличение степени подвижности суставов и укрепление мышечного аппарата.
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИЕ УПРАЖНЕНИЯ
Движения на развитие координации, элементы асимметричной гимнастики, движения по линии танцев:
-
на носках, каблуках,
-
перекаты стопы,
-
высоко поднимая колени,
-
выпады,
-
ход лицом и спиной,
-
бег с подскоками,
-
галоп лицом и спиной, в центр и со сменой ног.
Перестроения для танцев:
-
"линии",
-
"хоровод",
-
"шахматы",
-
"змейка",
-
"круг".
Задача данного этапа - через образное восприятие обогатить набор движений, развить их координацию, разработать мышцы стопы, научить ориентироваться в зале, выполнять команды.
Программа обучения выдвигает следующие задачи музыкально-ритмической деятельности детей 6-8-летнего возраста:
-
научить ритмично двигаться в соответствии с различным характером музыки, динамикой (громко, умеренно, тихо, громче, тише);
-
переходить от умеренного к быстрому или медленному темпу;
-
отмечать в движении метр (сильную долю такта), метрическую пульсацию и простейший ритмический рисунок в хлопках, притопах;
-
менять движения в соответствии с двух-, трех частной формой и музыкальными фразами;
-
закреплять понятия о трех основных жанрах музыки (песня-танец-марш).
Музыкально-ритмическая деятельность включает в себя различные задания, упражнения, игровое творчество является составной частью обучения.
ТАНЦЕВАЛЬНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ И ДЕТСКИЕ ТАНЦЫ
Изучаются основные движения и вариации из них, а также некоторые популярные танцы, которые развивают чувство ритма, координацию движений, умение двигаться под музыку, коммуникабельность. Улучшается память, внимание, внутренняя организация.
Задача данного этапа - обучить отдельным танцам, задача которых - отработка корпусного движения, правильного и полного переноса тела, точной работы стопы.
-
Методические аспекты освоения программы.
Основными в освоении Программы данного курса являются принципы: "от простого к сложному", "от медленного к быстрому", "посмотри и повтори", "осмысли и выполни", "от эмоций к логике", "от логики к ощущению".
Дети осваивают движения, повторяя его за педагогом. Способность к зрительному восприятию позволяет обучающемуся считывать движения.
В танцах со сложной координацией необходимо четко соблюдать последовательность подачи информации о движении. Танец начинается "от пола", и следует показать и объяснить в последовательности:
-
куда наступает (как переносим вес);
-
как ставим ногу (как работает стопа);
-
что делает колено;
-
как работают бедра;
-
что делает корпус;
-
как танцуют руки;
-
куда направлен взгляд (что делает голова).
Классический тренаж вырабатывает умение сохранять вертикальную ось, обеспечивающую равновесие тела в любом положении, воспитывают точность исполнения движения, мышечную координацию. Усвоив правила исполнения движений классического танца (экзерсис у станка), учащиеся переносят эти правила на исполнение любого движения, изучаемого на уроке.
Успешное усвоение всех рекомендаций должно сочетаться с созданием на занятиях такого психологического микроклимата, когда педагог, свободно общаясь с детьми на принципах сотрудничества, содружества, общего интереса к делу, четко реагирует, на восприятие обучающихся поддерживая атмосферу радости, интереса и веселья побуждает их к творчеству.
На занятиях вырабатывается свой язык общения: речь - жест - музыка, который позволяет быстро сменить вид деятельности, мобилизует внимание.
В целях создания положительной мотивации используются игровые моменты, ролевые игры, направленные на переключение внимания, разгрузку и отдых.
Приемы, принципы и методы организации образовательного процесса.
Для достижения цели, задач и содержания программы необходимо опираться в процессе обучения на следующие хореографические принципы:
• принцип формирования у детей художественного
восприятия через пластику;
• принцип развития чувства ритма, темпа, музыкальной формы;
• принцип обучения владению культурой движения: гибкость,
выворотность, пластичность.
Принципы дидактики:
• принцип развивающего и воспитывающего характера обучения;
• принцип систематичности и последовательности в практическом овладении основами хореографического мастерства;
• принцип движения от простого к сложному, как постепенное усложнение инструктивного материала, упражнений, элементов классического, народного, бального танца;
• принцип наглядности, привлечение чувственного восприятия, наблюдения, показа;
• принцип опоры на возрастные и индивидуальные
особенности учащихся;
• принцип доступности и посильности;
•принцип прочности обучения как возможность применять полученные знания во внеурочной деятельности, в учебных целях.
Для реализации программы в работе с учащимися применяются следующие методы:
1. Метод активного слушания музыки, где происходит проживание интонаций в образных представлениях: импровизация, двигательные упражнения - образы.
2. Метод использования слова, с его помощью раскрывается содержание музыкальных произведений, объясняются элементарные основы музыкальной грамоты, описывается техника движений в связи с музыкой, терминология, историческая справка и др.
3. Метод наглядного восприятия, способствует быстрому, глубокому и прочному усвоению программы, повышает интерес к занятиям.
4. Метод практического обучения, где в учебно-тренировочной работе осуществляется освоение основных умений и навыков, связанных с постановочной, репетиционной работой, осуществляется поиск художественного и технического решения.
Приемы:
• комментирование;
• инструктирование;
• корректирование.
-
Ожидаемые результаты к концу обучения.
-
Ритмика, элементы музыкальной грамоты:
-
уметь правильно пройти в такт музыке, сохраняя красивую осанку, легкий шаг с носка;
-
чувствовать характер музыки и передавать его с манерой исполнения движения;
-
уметь тактировать руками размеры 2/4, 3/4, 4/4;
-
выразительно двигаться в соответствии с музыкальными образами;
-
иметь навыки актёрской выразительности;
-
распознать характер танцевальной музыки;
-
исполнять движения в характере музыки - четко, сильно, медленно, плавно;
-
различать особенности танцевальной музыки: марш, вальс, полька, пляска, хоровод и т. д.;
-
уметь анализировать музыку разученных танцев;
-
слышать и понимать значение вступительных и заключительных аккордов в упражнении.
-
Основные танцевальные определения и понятия:
-
знать позиции ног и рук классического танца;
-
усвоить правила постановки корпуса;
-
уметь исполнять основные упражнения на середине зала;
-
знать танцевальные термины: выворотность, координация, название упражнений;
-
знать и уметь исполнять танцевальные движения: танцевальный шаг, переменный шаг, боковой шаг, галоп, подскоки, припадания, шаг с притопом, па польки;
-
иметь навык выворотного положения ног, устойчивости, координации движений.
-
Танец:
-
понятия: музыкально, красиво, эмоционально, выразительно, синхронно.
В конце 1 года обучения дети должны: знать
элементы музыкальной грамоты: характер музыки (веселая, спокойная,
грустная); темп (медленный, умеренный, быстрый); строение
музыкального произведения (музыкальное вступление, части);
динамические оттенки (форте - пиано, стаккато - легато); акцент.
Уметь исполнять ритмические упражнения начиная и оканчивая движения
вместе с музыкой, уметь различать музыкальные части. Исполнять
движения в различных темпах. Определять характер танцевальной
музыки словами и передача характера в движении. Передавать
динамические оттенки в движении. Учащиеся должны свободно
перестраиваться в колонну по одному и по два, перестраиваться в
колонны по одному в пары и обратно; построение в шеренгу;
построение в круг, сужение, расширение круга; свободное размещение
в зале. Знать точки плана класса 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, диагонали.
Исполнять музыкальные игры и танцы в темпе и характере заданным
педагогом.
-
Творческая деятельность:
-
раскрытие творческих способностей;
-
развитие организованности и самостоятельности.
-
Условия реализации программы
Для успешной реализации Программы необходимы следующие средства обучения:
-
необходимое число учебных часов;
-
светлый и просторный зал;
-
деревянный настил (специальное покрытие) пола в зале;
-
зеркальная стена;
-
аудиоаппаратура и видеоаппаратура;
-
специальная тренировочная одежда и обувь для учащихся (спортивные купальники, трико, балетные тапочки, танцевальная обувь);
-
сценические костюмы.
-
Список использованной литературы
-
Барышникова, Т. Азбука хореографии [Текст] / Т. Барышникова. - М.: Айрис-пресс, 2000. - 266 с.
-
Ваганова, А. Я. Основы классического танца [Текст] / А. Я. Ваганова. - С.-Пб.: Лань, 2000. - 158с.
-
Ковалько, В. И. Школа физкультминуток: 1-4 классы [Текс] / В.И. Ковалько. - М.: ВАКО, 2009. - 272с.
-
Лифиц, И. В. Ритмика [Текст]: учеб. пособ. для студ. сред. и высш. пед. учеб. зав. / И.В. Лифиц - М.: Академия, 1999. - 223 с.
-
Пуртова, Т.В. Учите детей танцевать [Текст] / Т.В. Пуртова, А.Н. Беликова, О.В. Кветная: учеб. пособ. для студ. учреждений сред. проф. обр. - М.: ВЛАДОС, 2008. - 256 с.: ил.
-
Пустовойтова, М.Б. Ритмика для детей [Текст]: учебно-методическое пособие / М.Б. Пустовойтова. - М.: ВЛАДОС, 2008. - 184с.
-
Зимина А.Н. Музыкально-ритмические движения// Зимина А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста: учебник для вузов/ А.Н. Зимина. - М., 2000. - С.124-155.