7


  • Учителю
  • Доклад .Тема «Художественное наследие М.И. Глинки»

Доклад .Тема «Художественное наследие М.И. Глинки»

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

МБУ ДО Озёрненская ДШИ









ДОКЛАД



Тема: «Тема: «Художественное наследие М.И. Глинки»







Исполнитель преподаватель

Художественных дисциплин:

МАНУХ ОЛЕСЯ

АЛЕКСАНДРОВНА _______,

(подпись)























































п.Озёрный 2016



ДОКЛАД



Тема: «Художественное наследие М.И. Глинки»

Для меня всегда было загадкой, как можно услышать музыку. Слушать да, но услышать? Как происходит этот удивительный синтез? Картины возникают полными образами, уже красочные, только остаётся переместить на холст. А вот музыка…

Моцарт, вот так необъяснимо для простого обывателя-меломана, слышал музыку возникшую ниоткуда. Таким удивительным открытием, феноменом является Глинка. Допустим, обладающий музыкальным талантом человек слышит мелодию, связывая их с определёнными событиями, природными явлениями, но Глинка мог передать то, что порой словами невозможно описать - это прежде всего, человеческий характер, прочувствованный, предлагаемый с индивидуальной особенностью.

У художников есть такое понятие - передача характера. Натюрморт будет « не вкусен», портрет - «сухой», пейзаж - «не живой», если не обладаешь определёнными способностями. Глинка имел величайший талант, красочно передавал определённые исторические события, живо, характерно, грандиозно. Образы опер чётко встают перед глазами, с их особенностью характера, души, эмоции, порой даже кажется улавливаешь конкретные черты лица, мимику и жесты; и мы можем видеть , видеть музыку - это сказка.

Все музыканты знают биографию великого мастера Михаила Ивановича, но надо коснуться нескольких факторов, чтобы понять формирование музыкально-художественного вкуса маленького Миши. Надо представить то время, в которое жил Глинка и где родился. Личностное становление Глинки как художника и гражданина возникает на основе огненного блеска тех лет Отечественной войны 1812 г. и памяти о подвиге и героизме русского народа.

Конечно, большое влияние оказала на творчество Глинки смоленская земля. Родина, родившая столько талантов, героев и для Михаила Ивановича была неиссякаемым источником вдохновения. Своим зарождением и развитием творческой натуры Глинка обязан селу Новоспасское. Здесь он черпал губернскую самобытность, любовь к колоритному фольклору, красочное местное наречие, сказки, былины, народные песни. В раннем детстве, не обладая сильным здоровьем, выучился читать, повторял звон колоколов, играя на подручных тазиках и кастрюльках. Интерес проявлял к рисованию, родители заметили увлечения ребёнка. Нанят в дом был учитель, архитектор (имя его не сохранилось). Учитель долгое время давал уроки рисунка, живописи. К детям, Мише Глинке и его сестре, Иваном Николаевичем (отцом) была приставлена француженка Роза Ивановна, обучающая их языку. Интересно то, что в будущем Глинка будет обучен французскому, немецкому, итальянскому, испанскому, польскому, английскому, персидскому, будет знать латынь. Разнообразны его интересы: помимо музыки, Миша увлекался зоологией, ботаникой. Приходил в гости дальний родственник, старичок приятного нрава, рассказывал «О далёких краях, о диких людях, о климатах и произведениях тропических стран». Маленький Михаил увлёкся географией, проявлял интерес к захватывающим, красочным и чарующим историям. Родственник подарил многотомное издание «История о странствиях вообще», Миша изучал «со страстью», перечитывая, делая заметки. Позднее в «Записках», он напишет - это стало его страстью к географии и путешествиям. Так в тихом и кротком мальчике росла любовь не к играм, а к чтению, рисованию. Можно сказать «музыкальное чувство» долгое время «созревало» на почве других интересов, художественных, творческих поисков и познаний.

С творчеством Глинки мы с учащимися знакомимся на уроках. Для меня он явился открытием, как и для учащихся. Мы рассуждаем о том, откуда такой дар у Михаила Ивановича. Например, на уроке композиции, тема «Иллюстрация по произведениям сказок А.С. Пушкина», мы включали марш Черномора из оперы «Руслан и Людмила». Вот где передана непосредственная связь и поиск художественной, исторической натуры, сказывается любовь к былинам и народным русским песням. Истинная русская классическая музыка вдохновляет, помогает развить детскую фантазию, уносит в воображаемые просторы морей, бушующей силы и стихии природы, передаёт чистоту белокаменных сооружений древнего города, расписанных в русском стиле, блеск золотых куполов. И, конечно, во главе почти любого произведения - образ русской души, щедрой, сказочной, целомудренной. Можно вообразить и тридцать три богатыря, в кольчуге, железных латах и шлемах, выходящих на берег из пучины морской, и Черномора, седовласого бородача, с суровым, волевым взглядом, русской силой духа. На уроках художественного отделения, мы прослушиваем отрывки из оперы «Руслан и Людмила» и каждый раз видим для себя что-то новое.

Полностью согласна с пианистом и композитором Ференц Листом, который писал о этом произведении, что это сочинение, в котором мы до сих пор открываем не наслышанные ранее красоты. Тут просматривается высоко-этическая любовь к Родине, оптимистическая победа добра над злом, как во всех сказках, света над тьмой. Каждый персонаж рельефно вылеплен музыкально, былинные фигуры богатыря Руслана, киевского легендарного правителя Светозара, Фарлаф - с трусливой натурой. Лирические женские образы Людмилы и Гориславы. Широкой кистью написаны эпические картины жизнь древней Руси, колоритно, сказочно, чарующе, меняясь с восточными сценами, южная чарующая прелесть.

Современник Глинки В.В. Стасов написал об опере: « благодаря способности спускаться в его глубины правды и красоты… рисовать истинные «его черты. Руслан и Людмила - «волшебная опера». Большое влияние на творчество Глинки оказала мировая культура, его окружение и дружба с известными деятелями искусства. Дружба с Н.В. Кукольником и «кукольниковской братией», куда входили такие как К.П. Брюллов, Даргомыжский и др. Имел знакомство с поэтами и литераторами, Пушкиным, Грибоедовым, Лермонтовым, Жуковским, ходит на вечера Дельвига,. Общался с певцами, которым писал музыку.

Продолжая восхищаться репертуаром Глинки, мы слушали на уроке рисунка, тема: «Война 1812г.» Учащиеся никак не могли передать дух того времени в образе гусара, народного ополченца. Слушая вальс - «Фантазию», «Мазурку», романс «Сомнение», «Прощальный вальс», «Разлуку» - во главе почти любого произведения Глинки, человеческая русская душа, вечный поиск истины и чистоты, подвига и воли. «Дело гармонии дорисовывать те черты, которых нет и не может быть в мелодии» - писал сам Михаил Иванович в «Записках». Думаю, учащиеся прочувствовали гармонию, восприняли услышанное. Получилось передать в мужественных лицах классическое воспитание, благородство, честь. Даже Кутузов в возрасте - а пожилого человека писать сложнее, но он получился волевой, суровый, сильный духом.

Работа «Прощание», выполненная учащимися 5 кл., где два персонажа - он и она - только законченный бал, а тут гремит канонада, война и мир, вот сложная задача была поставлена в передаче характера этих людей. Надо сказать, в областном конкурсе-выставке, приуроченной к юбилею Отечественной войне 1812г, с этой работой мы заняли 2-место. Музыка Глинки - активный нам помощник.

Опера о подвиге простого крестьянина Ивана Сусанина, пожертвовавшего жизнью во имя Родины - восхищает, вызывает чувство патриотизма, гордости . Конечно, не все восприняли её тогда, аристократы называли её «ямщицкой», но передовые люди Петербурга высоко оценили оперу. Естественно, эти две оперы: «Иван Сусанин» и «Руслан и Людмила - являются сокровищем мирового культурного наследия.

Произведение «Жаворонок» использую на уроках младших классов. Это лёгкая грусть (минор), эти красочные русские просторы, освещённые солнечным светом, с полевыми цветами, ароматом мёда, тропинками, уходящими в горизонт. На фоне этой красоты - лёгкие взмахи крыльев маленькой птички, ищущей, игривой, юркой, певчей - хозяйки луга. В этой мелодии передана любовь к родному краю, воспетой в красочной, колоритной природе. «Волшебник Глинка» - писал о Михаиле Ивановиче А.М. Горький. Можно гордиться тем, что наша смоленская земля взрастила таких великих людей, как Г. Потёмкина, М.К. Тенишеву, Ю.А. Гагарина и М.И. Глинку - виртуоза своего дела. Творческая многосторонность М.И. Глинки восхищает: писатель, композитор, камерный певец, педагог. Простая народная музыка, фольклор, возвышается у Михаила Ивановича до трагедии. Знания классической литературы, искусства, драматургии, театрального искусства помогали свободно погружаться в музыкальное творчество, быть у истоков истинной русской классической муки. Секрет М.И. Глинки для меня, как для художника, Глинка не просто слышал, он видел, прочувствовал, проживал судьбы вместе с персонажами, одарённый великим талантом умело перекладывал картины в нотный стан. Смоленская земля, обильно пропитанная кровью освободительных войн, взлелеяла гениального композитора, вдохновила на создание бессмертных мировых произведений М.И. Глинки, музыка которых звучит яркими красками в каждом слушателе.





 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал