7


  • Учителю
  • Нравственные ценности и нравственное воспитание в учебном - воспитательном процессах на уроках “Истории и традиций гагаузов”.

Нравственные ценности и нравственное воспитание в учебном - воспитательном процессах на уроках “Истории и традиций гагаузов”.

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Нравственные ценности и нравственное воспитание в учебном - воспитательном процессах на уроках "ИКТГН".

Тимофей Т.,

Магистр гуманитарных наук,

преподаватель лицея им. Мавроди,

Комрат, Республика Молдова

Sammery

Folk pedagogics plays an important role in the process of education and teaching of History.

History closely associated with traditions, customs and culture of every people. Studying, and presenting history to the students, we try, tocarry and show to the students as folk pedagogics co-operates in teaching of History, culture, customs and traditions of people.

Presenting to the students interesting material about traditions, customs of our people we bring up in students not only love to the people and patriotic relation but also moral qualities to everything, that surrounds us. It is difficult to bring up ideally a moral student and without our traditions and customs

Keywords

Folk pedagogic, culture, teaching, History, traditions of people patriotic relation, education and teaching.

Народная педагогика играет важную роль в процессе образования и преподавания Истории. История тесно связанна с традициями, обычаями и культурой каждого народа. Изучая, и преподнося историю ученикам, мы пытаемся, донести и показать учащимся как взаимодействует народная педагогика в преподавании Истории, культуры, обычаев и традиций народа. Мы можем применять обычаи и традиции нашего народа на уроках истории, в целях воспитания учеников. Мы на уроках показываем и рассказываем ученикам, как происходило воспитание в прошлые времена, что способствовало и дало толчок на изменения в воспитании, не только в семье, но и учебных заведениях в наше время.

Преподнося ученикам интересный материал о традициях, обычаях нашего народа мы воспитываем в них не только любовь к своему народу, но и нравственные качества и патриотическое отношение ко всему, что нас окружает. Трудно воспитать гармонично развитого, воспитанного человека и без наших традиций и обычаев.[15, с.234]

Можно сказать, что задачи нравственного воспитания и его содержание меняются в зависимости от ряда различных обстоятельств и условий:

- запросов общества, экономических фактов,

-уровня развития науки,

-возможности возраста воспитуемых и др. факторов.

Следовательно, на каждом этапе своего развития общество решает разные задачи воспитания подрастающего поколения, т. е. у него разные нравственные идеалы человека.[8,с.77]

Задача нравственного воспитания отражает потребности общества в людях обладающих сегодня конкретными, востребованными качествами, такими как честность, порядочность, патриотизм, гражданственность и др.

Нравственное воспитание осуществляется с помощью определённых средств и методов. Средства нравственного воспитания младшего школьного и дошкольного возраста можно объединить в несколько групп: художественные средства, природа, собственная деятельность детей, общение, атмосфера, в которой живёт сам ученик

В группу художественных средств можно отнести

-художественную литературу;

-художественное изобразительное искусство;

-музыку;

-диафильмы и т.д.[24,с.154]

Эта группа средств очень важна в решении задач нравственного воспитания, т.к. способствует эмоциональной окраске познаваемых моральных явлений. Многочисленные исследования показывают, что дети с большим интересом и любопытством, эмоционально и доверчиво воспринимают читаемые им на родные сказки, стихи, рассказы и рассматривают иллюстрации в книгах.

Следующей группой средств нравственного воспитания дошкольников и младшего школьника (в основном 1-2 класс) является природа. Природа даёт возможность вызывать у учеников гуманные чувства, желание заботиться о тех, кто слабее, кто нуждается в помощи, защищать их, способствует формированию у ребёнка уверенность в себе. Это всё мы можем воспитать в учениках благодаря гагаузским народным песням и стихам. Многие писатели и поэты в своих стихотворениях описывают природу, они в стихах разговаривают с ней. [1,96]

Средством нравственного воспитания младшего школьника и дошкольника может являться собственная деятельность детей, т.е. это может быть игра, труд ученика и художественная деятельность ученика. Многие ученики очень любят рисовать и когда учитель задаёт им задание нарисовать что-нибудь к какой-либо теме, они выполняют данное задание с радостью, на пример: гагаузская народная сказка "Про ленивую жену" [31,10] или "Два брата"[31,с.15], ученики должны на листке бумаги изобразить то, как они понимают данные сказки, или изобразить рисунком одну из гагаузских традиций на пример, "Пипируда"[13,с.25], а за лучшую работу учитель должен поощрить и похвалить ученика.

Особое место в этой группе средств отводится общению. Общение как средство нравственного воспитания лучше всего выполняет задача корректировки представлений о морали и воспитании чувств и отношений.

Средством нравственного воспитания может быть та вся атмосфера, в которой живёт сам ученик. Атмосфера может быть пропитана доброжелательностью, любовью, гуманностью или жестокостью или безнравственностью.

Окружающая ученика обстановка становится средством воспитания чувств, представлений, поведения, т.е. она активизирует весь механизм нравственного воспитания, влияет на формирование определённых нравственных качеств. Выбор средств воспитания зависит от выбранной задачи, от возраста учащихся и от уровня их общего и интеллектуального развития, от этапа развития нравственных качеств.[28,с.39]

Как всем педагогам известно, любое средство становится эффективным в сочетании с адекватными методами и приёмами в воспитании. В педагогики и методики преподавания ИКОТН существует несколько подходов к классификации методов воспитания (Ю. К. Бабанский, Б.Т. Лихачёв, И.П. Падласый - в общешкольной педагогике; В.Г.Нечаев, В.И.Логинов - в дошкольной педагогике). Для классификации методов, исследователи определяют какое-то одно основание. Так, академик Б.Т.Лихачёв исходит из логики целостности педагогического процесса, а т.ж. из логики его организации при решении задач нравственного воспитания и самовоспитания. Согласно этому воспитания, он выделяет 3 группы методов:

- методы организации и самоорганизации воспитательного коллектива ( коллективная игра, соревнования - единые требования);

- методы доверительного взаимодействия (метод уважения, педагогическое требование, уважение, обсуждения конфликтных ситуаций):

- методы воздействия( разъяснения, снятия напряжения, актуализация мечты, обращение к созданию к чувству, к воле и поступку).[25,с.178]

В. Г. Нeчаев выделяет 2 группы методов нравственного воспитания дошкольников:

- организация практического опыта общественного поведения ( метод приучения, показ действия, пример взрослых или других детей, метод организации деятельности);

- формирования у дошкольников и младших школьников нравственных представлений, суждений, оценок (беседа, чтение народных произведений, рассматривания и обсуждения картин, иллюстраций). И к первой и ко второй группе автор относит метод убеждения, положительный пример, поощрение и наказание.[25,с.65]

Классификация предложенная В.И.Логиновой, выстроена на том же основании, что и у В.Г.Начаевой - на активизации механизма нравственного воспитания. Автор предлагает объединить все методы в 3 группы:

- методы формирования нравственного поведения (приучение, упражнение, руководство деятельностью);

- методы формирования нравственного сознания (убеждение в форме разъяснение, внушение беседа);

- методы стимулирования чувств и отношений (пример, поощрение и наказание).[24,с.86]

Как бы хороши ни были методы, эффективный результат они дают лишь при определённых условий:

- любой метод или группа методов должны быть гуманными, не унижающими достоинства ребёнка, не нарушающими его права. Это относится к детям любого возраста - и младенческого, дошкольного школьного возраста;

- метод должен быть реальным, осуществимым, метод требует логического завершения.

Мы, педагоги должны быть очень внимательными и с внимательностью относится к каждому ученику, помогать во всём, если у ученика появились какие-то трудности в усвоении учебного материала, и не только.

Подбирая различные методы для преподавания ИКОТН или иного предмета, мы должны исходить из особенностей каждого класса и возраста учащихся. Есть сильные классы и слабые, мы не можем слабому классу дать усложнённый материал, а сильному лёгкий вариант.

Педагоги, преподававшие ИКТТН необходимо возрождать народные традиции, обычаи и культуру, нам необходимо дать достаточное количество материала и знаний на уроках о нашем маленьком народе. В учебно-воспитатеном процессе необходимо воспитать в учениках любовь к своему народу и к своей Родине, мы не должны забывать историю своего народа- этим самым мы показываем пример не только нам, но и всем будущим поколениям. На уроках, мы обязаны отметить, какие ученые, академики и доктора наук внесли неоценимый вклад в развитие культуры и науки нашего народа, а так же мы знакомим учащихся с воспитанием наших предков, и даём возможность проследить изменения самого процесса народного воспитания. Мы можем принести большое количество примеров из учебника, из рассказа учеников (бабушки и дедушки рассказывают нам), а также например, мы можем встретить к документах или фрагментах из исследований различных учённых. К примеру, мы можем взять исследовательскую работу Д. Е. Никогло "Система питания гагаузов в XIX - нач. XX в.в." при этом необходимо отметить, что это одна из важнейших и интереснейших работ, так как в ней содержатся описания семейного питания и то, как питание влияло на воспитание гагаузов и т.д. В данной работе мы рассматриваем те виды трапезы, где наиболее подробней можно увидеть воспитательный характер. Порядок и правило потребления пищи у гагаузов в соответствии с традициями носил довольно устойчивый характер. В гагаузской семье в будни все члены семьи рассаживались, по традиции вокруг маленького столика, который называется sofra, в некоторых семьях до сих пор сохранилась эта традиция. Когда члены семьи ели, за столом запрещалось ругаться, перечить старшим по возрасту. Существовал особый порядок рассаживания и ритуала еды. Каждый был обязан знать своё место за столом и взять свою ложку. Вся семья принималась, есть еду после того, как начинали, есть старшие в доме, т.е. дедушка, бабушка или отец и мать. Взрослые следили за поведением детей за столом. Женщина всегда садилась за стол только после мужа. Перед едой все обязательно молились, благодарили Бога за сегодняшнюю пищу и крестились.[22,с.54]

Характерной традиционной чертой повседневного застольного этикета в гагаузской семье было распределение кусков мяса. Это касалось в основном блюд, которые были приготовлены из птицы. Куски мяса раздавал обычно отец, мать или бабушка. Лучшие куски мяса доставались мужчинам (ножки-but); хвост и мясо тазовой кости (tirta) матери и старшей женщине в доме; крылья (kanat) девочкам, а самым младшим доставалось печень желудок и сердце. Эти примеры способствуют не только сохранению народных традиций, но и показывают статус каждого члена в семье и устои, которые в наши дни нарушены. А это одна из причин без духовности и отсутствия порядка и взаимоуважения в семье.

Очень важным и особым правилом поведения у гагаузов существовало во время приёма гостей. Согласно не писаным традициям правилом этикета, хозяин дома должен был проявлять радушье и быть внимательным по отношению гостю и угождать всем гостям, т е. оказывать всяческое содействие по его просьбе. Обязанностью хозяина является уход за гостем, обеспечение ему за столом различных удобств, обильного угощения и отведение самого почётного места. Долгом важности для хозяина считалось, прежде всего, предложить гостю домашнего вина. В старину все гости пили вино из одной посуды (это сохраняется и посей день), что символизировало их единение и являлось гарантом того, что вино качественное. Первым пил хозяин, произнося тост для гостей. После же, вино предлагалось старшему по возрасту. [22,с.65]

Нам, как педагогам, необходимо подчеркнуть для учеников то, что порядок потребления пищи сохраняется до сих пор и это несёт в себе воспитывающую функцию для учеников. Благодаря этой функции дети с детства относятся к родителям с большим уважением, а так же к старшему поколению в доме. А угощение домашним вином воспитывает уважение к товарищу, соседу и к гостю но, при этом нам необходимо подчеркнуть то, что данное угощение недолжно входить в ежедневную привычку, а только по особым случаям и особым праздникам.

Систему питания гагаузов педагог может применить и использовать на школьных праздниках в виде конкурсов. Чаще всего это может быть народный праздник "Касым", который отмечается в школах каждую осень. Праздник обязательно сопровождается различными конкурсами и викторинами и играми, в основном между учащимися школы. Побеждённому ученику или классу в викторине присуждается первое место и вручается супер приз-это може быть интересная книга о гагаузах или картина, о гагаузском народе или какие-то сладости. Таким призам ученики очень радуются, так же администрация школы может объявить о конкурсе на лучший рисунок, на пример, "Гагаузия - Родина моя" или можно нарисовать красками картину, к которой будет изображаться одна из традиций или обычай гагаузов.

Обсуждая с учениками один из обычаев гагаузского народа, учитель создает ситуацию, при которой ученики могут сами многое рассказать потому, что они видят пример в семье. Мы должны воспитать в учениках нравственность, способствовать выработке определенного поведения. Учитель должен помнить, что воспитание будет эффективным только в том случае, если он будет использовать традиции и обычаи и методики преподавания, которые нам предлагает наука "Педагогика". Для проведения более интересного урока, мы можем пригласить на урок кого-то из старшего поколения, например бабушку или дедушку одного из учеников класса, чтобы они рассказали как их воспитывали.

Учённый и педагог Сенигов И.А.сказал, «что народная педагогика (этнопедагогика ) характеризуется как совокупность навыков и приёмов, применяемых народом в целях формирования личности в определённом направлении.» [2,с.87] и это действительно так и у каждого народа разная цель, например, японцы, стараются воспитать в своих детях покорность, послушание и понятие стыда, то есть японский ребёнок будет стыдиться каких-то своих плохих поступков и будет стремиться исправить своё поведение и так далее. Если взять гагаузского ребёнка то, наши обычаи и традиции воспитывают в нём трудолюбие, любовь к родным, послушание, смелость и т.д. Можно привести ещё очень много существующих в нашей мире примеров традиций каждого народа.

Гагаузский народ высоко ценит народные обычаи и традиции. Например, народный праздник "Пипируда", который зафиксирован в народном обрядовом календаре, который нам предлагает Е.Н.Квилинкова. Данный праздник так же называют "Германчо". Обряд "Пипируда" содержит в себе воспитательную функцию. «В этом празднике совершается обряд вызывания дождя с целью предупредить засуху.»[13,с.44] Е.Н. Квилинкова даёт подробную последовательность совершения данного обряда « накануне 14 мая мать одной из участниц (девочек) обряда лепит из глины человеческую фигуру длиной 20-30 см., которую обычно одевали как младенца. Ночью группа девочек участниц во главе с одной из женщин оплакивают в доме Германчо, который для участниц обряда является как бы младшим братом. Обрядное оплакивание носило в себе естественный характер и сопровождалось искренними слезами. Рано утром девочки обходили крестьянские дома с пеньем обрядных песен, в то время как мать одной из участниц оставалась возле как бы "покойника", то есть Германчо. Участницы выбирали одну девочку из группы, которая была главной, её называли Пипируда или Невеста. В некоторых сёлах выбирали сироту( с. Джолтай). [27,с.78 ]Участницы готовили венок для головы из полевых цветов и одевали его невесте ,а в руках она держала 2 букета цветов и ведро с водой. Все участницы должны были быть одеты в траурную одежду. Войдя во двор, они становились в круг, а Пипируда ходила по кругу, размахивая своими букетами, в то время как участницы пели песню-заклинание о дожде. Хозяйка дома одаривала девочек подарками. В заключении одна из участниц кропила хозяйку и её дом водой, после чего участницы Германчо несли к источнику и закапывали его на берегу озера или ручья. По пришествии 3-9 дней куклу раскапывали и бросали в воду. В конце ветку, венок и букеты бросали в воду чтобы пошёл дождь. Обряд совершался поминальной трапезой и мольбами о дожде и плодородии в том доме где оплакивали куклу. В этот день по обычаю запрещалось выполнять различные работы, связанные с основным продуктом, т.е. мука и масло>. После одаривания участниц подарками, хозяйка дома поливала Пипируду водой, чтобы пошёл дождь».[13.45]

Народный обряд "Пипируда" включает в себя множество похоронных элиментов. Специально для Германчо делали маленький гробик, иногда его ставили на обычно доску или черепицу, т.е. он изначально представлял умершего младенца. «Вокруг него выкладывали цветы, на груди скрещивали руки и вставляли зажженную восковую свечу и т.д.»[13,с.46]

Говоря ученикам об этом обряде, мы должны отметить, что этот обряд массово был совершён жителями города Комрата во время длительной засухи в 1996 году. Это обряд содержит воспитательную функцию, то есть в девочках воспитывает похоронно поминальные знания, хотя сам обряд посвящён вызыванию дождя во время засухи.

Учителю необходимо применять различные источники, а так же для объяснения учебного материала ему необходимы различные старинные фотография, рисунки записи, документы и многое другое.

В заключении нашего параграфа можно сказать, что каждый учащийся и каждый человек должен знать о истории и традициях своего народа. Чаще всего мы об этом можем услышать от наших предков, реже ученики могут узнать о традициях своего народа из книг, потому что ни все ученики любят читать и искать специальную литературу.

Мы не должны забывать об истории гагаузов (ИКГН). Нам необходимо возрождать забытое прошлое. Мы являемся носителями опыта наших предков.

Литература

  1. Антология педагогической мысли Древней Русси и Русского государства в XIV - XVII вв. Москва 1985 год.

  2. Бардовская Н.В, А.А.Реан "Педагогика" учебник для Вузов. Санкт-Питербург, 2000г.

  3. Булгар. С. Очерки "Культура и традиции гагаузов" 2006г. Кишинёв.

  4. Батурина Г.И., Кузина Т.Ф. "Народная педагогика в воспитании дошкольников." М., 1995.

  5. Бим-Бад Б.М. Пед. энциклопедический словарь. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2003.

  6. Василиогло К. "Massalar, Uygun sozlear, Bilmeycelear" Кишинёв. 2000г.стр-50,100,105,95, 64, 78, 36,38,87,85и др.

  7. Васильцова З.П. "Мудрые заповеди народной педагогики". - М., 1990

  8. Волков Г.Н."Педагогическая жизнь" Антология педагогической мысли древней русси и русского государства 14-17вв. Чебоксары. 1989г.

  9. Волков Г.Н. "Этнопедагогика" Чебоксары. 1999г.

  10. Короткова М.В. "Наглядность на уроках истории: Практ. Пособие для учителей. - "М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.

  11. Курогло С.С."Семейные обрядности гагаузов" Кишинёв. 1986

  12. Курогло С.С., Маруневич М.В."Социалестические -преобразования в быту и культуре гагаузов"Кишинёв. 1983г.

  13. Квилинкова Е.Н."Календарные обрядности гагаузов" Кишинёв 2002г.

  14. Квилинкова Е.Н.""Традиционная духовная культура гагаузов: этнорегиональные особенности" М., 2007г

  15. Курсом изменяющейся Молдовы(Материалы I-го молдо-российского симпозиума по этносоциологии) т-1.М., 2007г.

  16. Латышина И.Н. "История педагогики" Москва,1994г.

  17. "Культура и мир детства" Мид. М и Дж. Уайтинга Москва,1994г.

  18. Мошков В. А. "Гагаузы Бендерского уезда" Кишинёв 2004г.

  19. Мид. М и Дж. Уайтинга .Культура и мир детства.Москва,1993г.

  20. Лоскутов Л.Л. "Развитие семейной обрядности в Советской Молдове" Кишинёв 1979г.

  21. Никифоров Д.Н. "Наглядность в преподавании истории". - М.: Просвещение, 1964,

  22. Никогло Д.Е. "Система питания гагаузов 19-нач 20 вв." Кишинёв. 2004г.

  23. Подласый И.П."Педагогика" в 2-х книгах. Москва. ВЛАДОС 1999г.книга 1-я.

  24. Подласый И.П."Педагогика" в 2-х книгах. Москва. ВЛАДОС 1999г.книга 2-я.

  25. Сластенин В.А. "Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений "/ В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под. ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2002.

  26. Степанищев А.Т. "Методика преподавания и изучения истории". Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений: В 2 ч. Ч. 1 М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002.

  27. Сорочану (Popovic) "Гагаузские календарные праздники" стр-78

  28. Сухомлинский В. А Сердце отдаю детям Москва. 1985г

  29. Ушинский К.Д. "Собрание сочинений "Т.8 Москва. 1984г

  30. Харламов И.Ф. "Педагогика: Учеб. пособие. - 4-е изд", перераб. и доп. - М.: Гардарики, 1999.

  31. Чеботарь. П. "Гагаузские народные сказки'' Кишинёв. 1998г.

  32. Чимпоешь Л.С."Дастанный эпос гагаузов" Кишинев. 1997г.





 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал