- Учителю
- Классный час «Портреты композиторов. Д.Д.Шостакович»
Классный час «Портреты композиторов. Д.Д.Шостакович»
Муниципальное бюджетное учреждение
Дополнительного образования
«Районная школа искусств»
Классный час
«Портреты композиторов. Д.Д.Шостакович»
подготовила
преподаватель фортепиано
Слободскова Ольга Александровна
пгт. Октябрьское
2016 г.
«В ней что-то чудотворное горит,
И на глазах её края гранятся.
Она одна со мною говорит,
Когда другие подойти боятся.
Когда последний друг отвёл глаза,
Она была со мной в моей могиле,
И пела, словно первая гроза,
Иль, будто все цветы заговорили».
А. Ахматова
Добрый день дорогие друзья! Сегодня я хочу поговорить о творчестве великого русского композитора - Дмитрия Дмитревича Шостаковича. Будущий композитор родился в Петербурге 25 сентября 1906 года. Отец долгое время работал в Главной палате мер и весов, основанной Д.Менделеевым. Позднее стал управляющим поместья крупногог землевладельца. Мама была пианисткой, и педагогом фортепианной игры для начинающих. Композитор писал: «Я рос в музыкальной семье. Моя мать, Софья Васильевна, училась в консерватории и была хорошей пианисткой. Отей, Дмитрий Болеславович, горячо любил музыку, и хорошо пел. Среди друзей и знакомых нашей семьи было много любителей музыки, которые охотно принимали участие в домашнем музицировании. Все это глубоко запечатлелось в моей музыкальной памяти».
Шостаковичи были достаточно обеспеченными людьми. Для воспитания мимти и двух его сестер родители наняли гувернантку, которая обучала детей нетя «скрывал» свои музыкальные способности, но мама очень хотела, чтобы дети были всесторонне образованными, и это значило, что они должны были получить хорошее музыкальное образование. У мальчика был абсолютный слух, великолепная память. Занятия начались весной 1915 года, он не только быстро достиг вершин в игре на фортепиано, но и вскоре проявил себя как композитор. Ему было 12 лет, когда появились первые его сочинения.
Софья Васильевна определила своего сына на курсы к известному педагогу И.А. Гляссеру. Параллельно Дмитрий получал общее образование сначала в коммерческом училище, а затем в гимназии. Определившись в правильном выборе, Митя стал мечтать о поступлении в консерваторию на отделение фортепиано. Связывая свою жизнь с музыкой, мальчик продолжает пробовать свои силы в композиции. Родители тревожились - достаточно ли у сына таланта, чтобы стать композитором? За советом обратились к А.К.Глазунову, который прослушав сочинения Мити, подтвердил, что у мальчика композиторский дар, и его непременно нужно развивать. А на вступительных экзаменах заявил, что, не смотря на юный возраст, музыкант обладает моцартовским талантом. Таким образом, тринадцатилетний Дмитрий стал студентом Петербургской консерватории. Это было сложное время. После революции в городе царил беспредел. Не было продовольствия, в городе начался голод, не было топлива. Это был настоящий подвиг - пешком добраться до консерватории, а потом несколько часов заниматься в неотаплиевом помещении.
Звучит «Вальс-шутка» Д.Д.Шостаковича
Но несмотря, ни на что, Шостакович закончил консерваторию в 1923 году по класу фортепиано, а в 1925 году - по композиции. Димломной работой молодого музыканта была первая симфония, котрая принесла 19-летнему юноше широкую известность. Правда он тогда еще не знал, чему себя посвятить: сочинению или исполнительству. «После консерватории передо мной встала проблема: кем быть - пианистом или композитором? Побороло второе», - писал Шостакович.
Совершенствуясь в исполниетельском мастерстве, он пробовал себя в качестве пианиста и в 1927 году на международный конкурс имени Ф.Шопена в Варшаву получил почетный диплом.
В области композиции успехи были куда более значительнее. Появились новые произведения композитора - вотрая и третья симфонии, балет «Золотой век», «Болт», опера «Нос», фортепианный сочинения. К этому же времени относятся первые опыты композитора в области киномузыки. Шостакович сочинил музыку к первым звуковым фильмам 1930-х годов: «Встречный», «Трилогия о Максиме», «Одна» и другие. Он никогда не делил музыку на высокие и низкие жанры, одинаково увлеченно работал в разных направлениях музыкального искусства.
Звучит «Песня о встречном»
В 1934 году в ленинградском малом опернгм театре была поставлена опера Шостаковича «Кактерина Измайлова» на сюжет произведения Н. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда». Композитор повятил ее своей жене Нине Варзер, на которой женился в 1932 году. На спектакле присутствовал сам И.Сталин. Опера вождю решительно не понравилась. Не дождавшись окончания спеклакля, он покинул ложу. И уже на следующий день произведение Шостаковича было подвергнуто уничижительной критике. Композитор узнал об этом из утренних газет, находясь в концертной поездке в Архангельске. «Сумбур вместо музыки» - так в газете «Правда» началось перевоспитание композитора. А вскоре появилась ещё одна - «Балетная фальш», о балете «Светлый ручей». Для молодого композитора это стало ударом. Именно после этого Шостакович отказался от жанров, связанных со словом. Больше ни одного произведения в жанре оперы и балета композитор не писал. С этого времени главное место в его творчестве заняли симфонии, в которых он выразил свое понимание мира и судеб родной страны.
Началом этому стала четвертая симфония, которая многие годы была не известна публике и была исполнена впервые в 1961 году. Вслед за ней появились пятая и шестая симфонии, фортепианный квинтет. В 1937 году Шостакович был приглашен в Ленинградскую консерваторию профессором по классам композиции и оркестровки.
Ноктюрн из балета «Светлый ручей»
В 1941 году Шостакович получил Государственную премию, денежную часть которой он раздал нуждающимся. Когда началась Великая Отечественная война, композитор дважды подавал заявление с просьбой отправить его на фронт, но оба раза получал отказ. Попытался вступить в ряды народного ополчения и - снова отказ. Тогда он записался в пожарную дружину местной противовоздушной обороны. Во время блокады композитор вместе с другими его земляками дежурил на крышах домов, рыл окопы. Делал аранжировки для концертных бригад, отправляющихся на фронт. И в это же время Дмитрий Дмитреевич с необыкновенным воодушевлением сочинял свое самое знамениое произведение. Первые три части счедьмой симфонии, носящей подзаголовок «Ленинградская», Шостакович написал в блокадном Ленинграде. «Нашей борьбе с фашизмом, нашей грядущей победе над врагом, моему родному городу - Ленинграду - я посвящаю 7-ю симфонию» - написано на партитуре летом 1941 года. «Музыка неудержимо рвалась из меня», - вспоминает потом композитор. Работа над симфонией была завершена уже в Куйбышеве, куда больного и ослабевшего от гололда композитора вывезли с двумя маленькими детьми самолетом.
«Ленинградская» симфония была впервые исполнена в Куйбышеве в марте 1942 года. Через некоторое время один из лучших дирижеров мира Артуро Тосканини познакомил публику с этим творением в США. Партитура была доставлена в Нью-Йорк на боевом самолете.
Послушаем фрагмент первой части Седьмой «Ленинградской» симфонии
В 1943-м году Шостакович переезжает в Москву. До конца войны им были написаны Восьмая симфония, посвященная замечательному дирижеру, первому исполнителю всех его симфоний, начиная с Пятой, Е. Мравинскому, и Второе фортепианное трио памяти Соллертинского. С этого времени жизнь композитора была связана со столицей. Он занимается творчеством, педагогикой, пишет музыку к кинофильмам. Среди его работ музыка к патриотическим фильмам, оратория «Песнь о лесах», кантат «Над Родиной нашей солнце сияет», Первый концерт для скрипки с оркестром, получивший известность только в 1953 году, грандиозный фортепианный цикл «24 прелюдии и фуги», вокальный цикл «Из еврейской народной поэзии».
Романс из кинофильма «Овод»
С началом так называемой «оттепели» (времена правления Н.С. Хрущева) Шостакович вновь обращается к симфоническому творчеству. Появляются программные Одиннадцатая и Двенадцатая симфонии, вслед за ними вокальные Тринадцатая и Четырнадцатая, симфоническая поэма «Казнь Степана Разина» и многое другое. Грандиозный симфонический цикл завершает Пятнадцатая симфония.
60-е годы проходят под знаком все ухудшающегося здоровья. Композитор переносит два инфаркта, начинается болезнь центраотной нервной системы. Все чащн приходится подогу лежать в больнице. Но Шостакович старается вести активный образ жизни, сочинять, хотя с каждым днем ему становится только хуже. В мае 1975 года он переезжает в Дом творчества композиторов в Репино под Ленинградом. Он с трудом передвигается, с трудом записывает музыку, но продолжает сочинять. Смерть настигла комапозитора 9 августа 1975 года.
Список использованной литературы:
-
«Музыка в школе» №4/2016.
-
Прохорова И., Скудина Г. Советская музыкальная литература. М., «Музыка», 1989.
-
Шорникова М. Музыкальная литература. Русская музыка XX века. «Феникс», Ростов-на-Дону 2009.