7


  • Учителю
  • Основы и особенности сценической речи

Основы и особенности сценической речи

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖ~ТНU~ ОЬУА3ОНАТЬЛЬНОЬ УУ.t'ЬЖДЬНИЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА « СОЗВЕЗДИЕ» МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД КРАСНОДАР. План интегрированного открытого занятия: «ОСНОВЫ И ОСОБЕННОСТИ СЦЕНИЧЕСКОЙ РЕЧИ, МУЗЫКАЛЬНОГО И ХУДОЖЕСТВЕННО- ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО+ ВИДОВ ИСКУССТВА, их ВЗАИМОСВЯЗЬ.» И.М.Калмыкова - педагог Дополнительного образования. Г .Краснодар. План открытого занятия. ----------_._--._--- Тема: «Интегрированное занятие основы и особенности сценической речи, музыкального и художественно-изобразительного видов искусства, их взаимосвязь.» Цель: Дать понятие учащимся о взаимодействии различных видов искусства; их значении в жизни человека. Задачи: - обучающая - дать понятие о взаимосвязи сценической речи и изобразительной деятельности с помощью упражнений по дыхательной гимнастике и графическому изображению. - развивающая - через внутренние ощущения развитие пластики для создания художественного образа ( сценического и графического); - воспитывающая - дать информацию о воспитывающих моментах в группе: коллективе, взаимопомощь ,взаимопонимание. работа в План занятия( 2 часа). 1.ОрганизационныЙ момент (2 мин). 3.Постановка темы и цели занятия: значение сценической речи в театре, начальная подготовка и создание художественного образа с помощью графических средств ( 15 мин). 4.Практическая работа: показ упражнений с при влечением участников занятия ( 1 ч 18 мин). 5.ПQдведение итогов работа над текстом ( начальный этап),самооценка данной работы ,показ и анализ графических работ, вопросы участников занятия (15 мин): а).Сколько времени требуется учащимся для освоения первоначальных дикционных навыков? б). Какое значение имеют типы линий в физиологии организма? в). Сочетание мелодических и графических линий. ----------------- Ход урока. в начале занятия я коротко рассказала о значении сценической речи в работе актера над созданием спектакля. Также добавила, что сущест - вуют «театры теней» или« театры пантомимы», в которых речь отсутствует. Обратила внимание на то, что в театре на сцене нет микрофонов и другой техники, способствующие усилению голоса актера; о недопустимости работы исключительно на голосовых связках; что актер должен суметь произнести свой текст не только в соответствии с требованиями режиссера о создании определенного образа, но и так, чтобы его речь была слышна на последних рядах зрительного зала, особенно если надо произнести речь шепотом. Для достижения этого необходимо пройти в работе над сценической речью несколько этапов. Затем предлагаю: «Закройте глаза и пред ставьте себе, что вы находитесь на зеленом лугу ранним летним утром. Вы вдыхаете запахи луга, цветов, трав, дышите глубоко ... (я в это время незаметно ставлю на подставку картину«Летний луг» и включаю музыку « Воскресное утро»)- расслабляющий тренинг - 3 мин. Затем предлагаю открыть глаза .Ученики видят эту картину и цветок, выделяющийся на фоне трав. Я говорю им , что это их любимый цветок, его запах особенно притягателен предлагаю «понюхать» С мысленно) данный цветок вдохом через нос, глубоким вдохом, но выдох - через рот, сделать губами «узкую трубочку» С « не хотим расставаться с любимым запахом» ).И так несколько раз. Для чего такое дыхание нужно на сцене? Текст произносится на выдохе, поэтому, чем глубже вдох, тем больше можно произнести текста. Обращаю внимание учеников на ассоциацию с «воздушным шариком», надуванием «шарика» во время вдоха Вдох идет от диафрагмы, брюшная часть становится более упругой С как шарик, который надули). А выдох через « трубочку» в губах - это «дырочка» в шарике. Воздух сдувается медленно, постепенно, и шарик превращается в « мягкую тряпочку» .т.е. исходное положение - расслабленное. Предлагаю показать маленький актерский этюд « ШаРI\К» .Руки на вдохе поднимаем полукругом и смыкаем над головой С окончание вдоха ) - изобразили надувной шарик. При выдохе через «трубочку » на губах руки медленно опускаются, почти параллельно друг другу С шарик - мягкая тряпочка). Затем замечаю, что иногда вдох на сцене необходимо сделать при наклоне туловища вниз, а выдох - распрямляясь. Развитию этого навыка способствует упражнение «насос». Это упражнение на длительный выдох и освобождение голоса. Говорю: « Взяли в руки воображаемые « рычаги» насоса и попытались одним вдохом, и при этом наклоняясь вниз, привести « насос» в действие. Вдох через нос. Затем распрямляемся при медленном выдохе С через рот). И так 4 вдоха, 4 выдоха, 4 прерывистых вдоха на один выдох С муз.« Деревенская песенка») - 3 мин. Предлагаю провести групповой актерский этюд« волки - овцы ». Таким образом, мы можем перейти к ясности и четкости произносимых звуков и фраз - Т.е. к дикции. Сегодня я заострю внимание только на произношении гласных звуков, т .к. они являются словообразующими. При хорощо и правильно взятом дыхании и четкой артикуляции звуки произносятся свободно, без напряжения. Вспомн7им упражнение « по целуй- улыбка» ( « Мартышка»). Мы можем произнести две гласные « у» и « и». Произнести коротко, отрывисто ( т. е. на стаккато ). Показываю : глубокий вдох и на выдохе звук « «у» произношу коротко, остаток вдоха через рот. Обращаю внимание, что звук направляю в дальнюю от меня точку ( в противоположную стену, как будто бросаю мячик ). При этом стараемся услышать собственное эхо - развитие резонаторов. Таким образом, хорошим произношением достигаем четкости, при хорошо подвижных губах и « активном» небе. Также провожу работу со звуком «И» (3 мин) Звуки « О» , « А», «3» произносятся при помощи открытого рта и «распорки» из двух пальцев. Способов подачи звуков несколько : « отрывистый» (<< стаккаго» ), «тя- нущийся» ,акцентированный и т.д. Пробуем произнести «тянущийся звук. Ставлю картину «Башня».Звук можно повысить, Т.е. произнести от низкого к высокому, и при этом он становится громче (т.н. « крещендо» ) .а также понизит ь (становиться тише - « диминуэндо» ). Даже эти термины графически изображаются: ( « крещендо») ( расширяясь» ) и (<< диминуэндо») (сужаясь ).Таким образом, мы можем перейти к такому понятию, как «кульминация» (от латинского «вершина» ).Когда мы про износим какую либо фразу, то невольно к середине фразы ( или к основному « ключевому» слову) голос повышается, Т.е. идет к кульминации, а к концу фразы ( от « ключевого» слова) понижается. в театре « ключевое» слово определяет актер или режиссер в зависимости от образа героя пьесы или другого литературного текста. Например в спектакле « Сказка о попе и работнике его Балде», главный герой (Балда) произносит фразу: «Что, батька, так рано поднялся ... »В этой фразе кульминацию можно сделать на любом слове ,все зависит от художественной задумки режиссера и актера. И в музыке мы можем проследить подобное движение мелодии, голосоведение (Бах «Ария».Таким образом, человек готов принять в себя высокий мир создания и творчества. 


 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал