7


  • Учителю
  • Исследовательская работа по теме: Роспись по стеклу, вчера и сегодня! (часть 1)

Исследовательская работа по теме: Роспись по стеклу, вчера и сегодня! (часть 1)

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

МБУДО «Районный центр внешкольной работы»





















Тема: «Роспись по стеклу, вчера и сегодня!»









Выполнила:

Ученица 5 класса

Сироткина Мария

Руководитель: Ткаченко

Светлана Николаевна,

педагог дополнительного

образования, I категория













2016 год





Оглавление

Раздел I. Введение……………………………………………………………………... 3

Раздел II. Основная часть…...…………………………………………………………. 5

Глава 1. Теоретическая часть. Роспись стекла - вчера и сегодня……………..… 5

Глава 2. Исследовательская часть. Работа над росписью стекла…………..……. 8

Раздел III. Заключение……………………………………………………………….. 14

Литература…………………………………………………………………………..... 16

Приложение………………..…………………………………………………………. 17





















































Раздел I. Введение

Человек издавна стремился украсить свой дом и все, с чем ему приходилось соприкасаться в быту. Изготавливая любую вещь, мастер думал не только о практическом ее применении, но и об украшении. Польза и красота в любом предмете всегда были неотделимы. Из любых материалов мастер создавал настоящие произведения декоративно - прикладного искусства, отражающие его представление об окружающем мире. В народном искусстве всегда находила место родная природа. С детства знакомые цветы превращались при росписи изделия в выразительный, яркий орнамент. Витраж, панно, роспись стеклянной посуды украсит интерьер вашего дома.

Тема: «Роспись по стеклу, вчера и сегодня!».

Цель: изучить новую технику и освоить этапы росписи по стеклу для того, чтобы декорировать стеклянную посуду.

Задачи:

  1. На основе анализа литературы, узнать, что представляет из себя роспись по стеклу, какие имеет особенности;

  2. Овладеть этапами росписи по стеклу;

  3. Подобрать посуду разной формы для росписи.

Предмет исследования: роспись по стеклу.

Объект исследования: процесс росписи стеклянной посуды.





Гипотеза: действительно ли утверждение, что роспись по стеклу актуальна и сегодня.

Мы считаем, что тема очень актуальна в современном обществе, так как в ней можно найти что-то полезное, новое, то, что могло бы заинтересовать.

В своей работе мы использовали следующие методы исследования: изучение дополнительной литературы, наблюдение, анализ, сравнение, обобщение и практический метод.





































































Раздел II. Основная часть





Глава 1. Теоретическая часть

Роспись стекла - вчера и сегодня.

…Спасаясь от бури, богатый купеческий корабль укрылся в бухте. Мореплавателям хотелось обогреться, приготовить еду. Берега бухты оказались песчаными и не нашлось даже камней. Кто-то предложил принести с корабля несколько кусков соды. Очаг был сложен, костер разведен. Поужинав, купцы уснули. Утром они вновь собрались вокруг импровизированного очага, их ожидал сюрприз. На месте вчерашнего костра они нашли несколько гладких блестящих пластин, через которые можно было смутно видеть свет. Согласно легенде именно так, совершенно случайно было изобретено вещество, которое мы называем стеклом.

Нам трудно представить себе жизнь без стекла - без легкой, словно невесомой современной архитектуры «из стекла и стали», без такой привычной стеклянной посуды - от обыденных стаканов до уникальных авторских изделий, без разнообразных светильников, экранов телевизоров и т. д. А ведь было время, когда окна из небольших стеклышек мог себе позволить только очень богатый человек. Остальные обходились слюдой, бумагой, бычьим пузырем. Как же было темно в тех домах! Стекло было не только дорого, но и красиво. Путем добавления различных примесей люди научились изготовлять цветное стекло. Знаменитым стекольщикам Венеции под страхом смертной казни запрещалось выдавать секрет своего ремесла иностранцам. Его разыскивали и преследовали в духе лучших современных шпионских триллеров. Когда-то столь же тщательно оберегаемый секрет получения шелка, секрет стекольного мастера перестал быть тайной. i [1]

Витраж - орнаментальная или сюжетная декоративная композиция (в окне, двери, перегородке, в виде самостоятельного панно) из стекла или другого материала, пропускающего свет. По данным «Популярной художественной энциклопедии», цветочные витражи существовали в Древнем Египте со второго тысячелетия до н.э., а с 1 в. н. э. - в Древнем Риме. В 10-12 вв. в романских храмах Франции появляются сюжетные витражи, которые состоят из кусочков цветного стекла. Стекла вырезаны по контуру изображений и скреплены свинцовыми полосками. Наряду с религиозными появляются бытовые. Постепенно в витражах главное место занимает роспись. Эскизами для витражей в эпоху Возрождения занимаются выдающиеся художники. В Италии Лоренцо Гиберти, Паоло Уччелло, Донателло, в Германии - Альбрехт Дюрер. В эпоху классицизма и барокко витраж перерождается в настенные картины на стекле. Из дорогого цветного стекла создавали замечательные огромные витражи соборов. Средневековье было периодом наивысшего расцвета искусства витража и стекла.

Во времена Петра I колоссальной популярностью пользовалась расписная стеклянная посуда. Как правило, надписи на рюмках, стаканах, штофах имели шутливый или нравоучительный характер: «Пей, да дело разумей». Дополнялись надписи рисунками с растительным рисунком, с изображением бытовых сцен. Во второй половине 19 в. Попытки возрождения витража сводятся к декоративной стилизации, не имевшей большого художественного значения. По-новому решают проблему витража художники 20 в. (А. Матисс, Ф. Леже). Они включили свои композиции в единую систему декорирования интерьера. С середины 1950-х гг. витраж превращают в перегородки для защиты от ветра перед входом в здание, в панно с подсветом. ii [2]

Наряду с витражами появляется имитирующая роспись по стеклу, сначала маслеными и силикатными красками. В первой половине 19 в. Расписывались стекла для дворцовой парадной мебели: рамы, каминные экраны и ширмы. На стеклах - растительные и геометрические орнаменты, мифологические сцены. В наше время интерес к украшению стекла возрождается.

Роспись стекла - это необычайно интересное искусство, которое неподвластно веяньям моды. Художественная роспись стекла прекрасно смотрится в местах, где свет падает на роспись по стеклу, - свет преломляется, и краски «играют» яркими оттенками и цветами.

Роспись мебели и фасадов из стекла, дверных проемов, окон, плафонов, фонарей, куполов, отдельных декоративных элементов, добавляет в интерьер своеобразный стиль, богатую и теплую атмосферу. Выбирая предметы интерьера можно сэкономить на фасаде, сделав любую роспись стекла. Художественные витражи принесут в Ваш дом неповторимость и новизну, создадут уют и комфорт.

Художественные витражи и просто роспись стекла могут выполняться на цветных или прозрачных стеклах, в виде композиций, картин, узоров. Рисунок может заполнять как всю поверхность стекла, так и отдельные его части. Стекла - витражи создают особую цветовую среду в помещении, гармонию, подчеркивают стиль своих хозяев. Даже такая простая вещь, как роспись бутылок, уже создает ощущение теплоты, притягивает взгляды людей.iii [3]

Стекло - особый материал, поэтому работы, выполненные на нем, получаются очень красивыми и утонченными, что лишь добавляет любви и популярности работам. Роспись стекла крайне динамично развивается. В наше время расписывают стекло, мебель, предметы интерьера. Эффектный декор стекла или дерева великолепно дополнит абсолютно любой интерьер офиса, квартиры или коттеджа. Когда заказчик желает роспись по стеклу, то ему действительно есть, что предложить, так как роспись стекла может выполняться в разных техниках, можно воплотить любую мысль. Востребованность рынком изделий, которые выполнены из расписанного вручную стекла, постоянно растет. Роспись бутылок и роспись стекла может быть очень познавательной и для ребенка. В магазинах продаются наборы для рисования на стекле и трафареты. Все очень просто. Вы прикладываете трафарет, обрисовываете или переносите на стекло, разукрашиваете, как вам вздумается, и витраж готов. Роспись по стеклу может заинтересовать ребенка гораздо больше, чем рисование на бумаге.

Конечно, профессиональная художественная роспись стекла - это сложная творческая и чрезвычайно кропотливая работа, которая требует художественных навыков и умения их воплощать в изготовлении витражей. Художественные витражи, выполненные мастерами-профессионалами, притягивают своей магической силой. Можно часами рассматривать стекла-витражи и наслаждаться красками и линиями замечательных узоров. Художники, практикующие роспись стекла, выполняют очень кропотливую и сложную работу, поэтому такое искусство подвластно только мастерам высокого уровня. Роспись по стеклу, заливной витраж и роспись бутылок выполняется профессиональными материалами. Если роспись стекла выполняется детально, то на картине появляется эффект свежести и неповторимости. Если рисунок состоит из мелких деталей, то работа будет выглядеть более утонченной. Стекла витражи, поверхность которых разделена на небольшие части, составляют мозаику, каждое звено которой - это восхитительные художественные витражи, сплетенные в узоры.iv v [4, 5]













































Глава 2. Исследовательская часть

Работа над росписью стекла.





Материалы для работы над витражом или росписью по стеклу. Красители

С появлением анилиновых красителей, смешиваемых с лаками, появились прозрачные краски для стекла. Они неустойчивы к воздействию солнечных лучей, поэтому лучше расписывать стекло внутри помещения, а не на открытом воздухе. Существует несколько рецептов самостоятельного изготовления красок для витража (росписи по стеклу). На основе желатина и анилиновых красителей. На основе нитролаков НЦ-222. Масляные краски в тюбиках или типографские. Сегодня в специализированных магазинах огромный выбор красок для стекла. Это завод художественных красок «Невская палитра». Краски по стеклу «Гамма» (г. Москва), Decola. Красители бывают прозрачные и непрозрачные, глянцевые и матовые лаки. Их применяют при росписи цветного стекла. Также понадобятся тюбики с контурами разных цветов. [5]

В работе нужны круглые кисти с острой формой кончика, синтетические, беличьи, колонковые. Размер кистей зависит от размеров покрываемой поверхности. На столе должен находиться растворитель для мытья кистей и мягкие тряпочки, салфетки.

Объекты, на которые стоит обратить внимание.

Что может послужить основой для витража или росписи по стеклу?

Стекло. Его можно купить в магазине - фоторамка. Для работы подойдут прозрачные бокалы, стаканы разной формы, стеклянные вазы, подносы, тарелки, солянки, сахарницы, графины, бутылки. Все стеклянное можно использовать в работе. Даже зеркала.

Последовательность работы над росписью по стеклу (прил. № 1.)

Моя работа над росписью начинается с эскиза. На бумаге рисую, в карандаше и красках, набросок будущей работы. Прорисовываю и детали и подбираю цветовую гамму. Затем по размеру в натуральную величину, если это плоское стекло, вырезаю лист бумаги и переношу на него рисунок эскиза, сохраняя все пропорции. Так же делаю и для других стеклянных форм. Рисунок обвожу фломастером или карандашом. Затем обезжириваю стекло - протерев растворителем или помыв в растворе питьевой соды. Перекладываю рисунок под стекло или вставляю во внутрь стеклянной формы. Обвожу контуром. Как только контур высохнет наношу краску. Кисти после каждого цвета промываю.

Некоторые выразительные средства композиции и немного об орнаменте.

К выразительным средствам композиции в декоративно-прикладном искусстве относят линию, точку, пятно, цвет и фактуру. Они и являются элементами композиции. vi [4, 6]

Линия - основной элемент передающий очертания и формы. Существуют три вида линий: прямые (горизонтальные, вертикальные, наклонные). Кривые (округлости, дуги) и кривые с переменным радиусом кривизны. Вертикальные линии передают стремление вверх или вниз; наклонные - неустойчивость, падение или подъем; ломаные - переменное движение; волнистые - плавное движение, качание; круглые - движение по кругу, замкнутое движение. Толстые линии выступают вперед, тонкие - отступают назад.

Точка, завитки способствует выявлению фактуры изображения, передаче условного пространства.

Пятно может приобретать произвольную форму, а может отражать конкретный силуэт (квадрат, ромб, треугольник, круг, многоугольник).

В основе композиции лежит теория контрастов (светлое - темное, прямое - кривое, большое - маленькое, высокое - низкое, длинное - короткое, узкое - широкое, тонкое - толстое, острое - тупое, горизонтальное - вертикальное, гладкое - шероховатое и т.д.).

Элементы декора (прил. № 2):

1 - точечная линия; 5 - завиток;

2 - точечная россыпь; 6 - группа завитков;

3 - волнистая линия; 7 - волнистая линия для кроны деревьев;

4 - кривая линия; 8 - волнистые линии с завитками на концах.

В декоративной работе нужно внимательно относиться к соотношению цветов, реальные цвета можно заменить символическими.

Орнамент играет важную роль в формировании облика изделия. Его расположение и размер. При работе над декоративными изделиями главную роль приобретают выразительность силуэта, графическая красота контуров и линий фигур. Очень важно подобрать правильное цветовое и тоновое соотношение фигур и тона, так как именно они важны при стилизации.

Основное отличие декоративного изображения от реалистического в том, что цвет предмета может быть дан без учета света и тени. Главное - с помощью цвета создать художественный образ. В декоративном оформлении изделий очень часто применяется орнамент. Это узор, построенный на ритмическом чередовании и организованном расположении элементов. «Орнамент» связан со словом «украшение». Различают несколько видов орнамента: геометрический, растительный, зооморфный, антропоморфный, комбинированный.

Геометрический состоит из геометрических форм, он самый древний.

Растительный состоит из стилизованных листьев, цветов, плодов, ветвей.

Зооморфный - стилизованные фигуры или части фигур реальных и фантастических животных.

Антропоморфный стилизованные мужские, женские фигуры.

Комбинированный - соединение отдельных элементов различных мотивов.

По характеру композиционных схем орнамент делится на типы: в полосе, круге, квадрате, прямоугольнике, треугольнике. Орнамент используют при росписи разных стеклянных форм: посуды.

Организация рабочего места, техника безопасности.

На своем столе все инструменты для работы я раскладываю в порядке их использования. Рядом со стеклянной формой лежат тряпочка, краски, кисти. Немного дальше баночка с разбавителем. Стол застелить бумагой. Проветривать помещение.

Роспись стеклянной посуды





Расписываю бутылки (прил. № 3) из цветного стекла. Старые бутылки из стекла темного, светлого, насыщенного цвета не выбрасываю, а декорирую. Если бутылочные горлышки узкие, то наношу рисунок от руки снаружи при помощи светлого карандаша. В принципе, тематика росписи разная. Бутылки украшаю бабочками, цветами, фруктами, геометрическими фигурами. Цветы разные: от нарисованных, до стилизованных. Варианты изображения можно найти на открытках и подобрать рисунок, подходящий к форме бутылке. Есть у бутылок рельефное изображение. Углубление в виде орнамента. Орнамент становиться украшением.

Еще один простой способ, интересный: окрашивание аэрозольными красителями. Создаю трафареты. Нанести акриловую краску на поверхность бутылки можно с помощью губки в два слоя. Красиво и необычно выглядит оформление способом нанесения отпечатка - монотипия. По предварительным эскизам можно расписать бутылки непрерывным рисунком вкруговую. Создав эскиз, прослеживаю, чтобы правая сторона являлась продолжением рисунка с левой стороны.

Самые разные вазы (прил. № 4). В качестве основы для вазы подойдет стеклянная банка необычной формы. Например, из под кофе. Вазы можно оформить нанося абстрактные узоры контурами разных цветов, клей ПВА или лаком с последующей присыпкой цветной соли, песка, семян, бисера… Бутылки использую, как вазы. Иногда, достаточно окрасить бутылку в яркий цвет. Она хорошо смотрится, как украшение интерьера. Можно сделать плавный переход от одного цвета в другой. Окраска погружением. Эту технику применяю для любой прозрачной поверхности, начиная с ваз, стаканов, банок, бутылок. Когда стекло высохнет, наношу декор золотыми, серебряными контурами. Окрашивание путем погружения в краску и разрисовывание контурами предназначено для декорирования и покрываю лаком.

Роспись тарелок и подносов (прил. № 5). Я начинаю с простого, имитация росписи. Беру раскраску из журнала, открытку. Создаю эскиз или трафарет. Оформление зависит от формы тарелки. Углубление в центре, то рисунок должен соответствовать ей по размеру. Края тарелки расписываю полосками, цветочками, геометрическими фигурами и т.п. Сложнее расписывать тарелки вогнутой формы. Для росписи использую и керамические тарелки.

Бокалы, фужеры, стаканы, рюмки разных форм (прил. № 6).

Набор состоит из тарелки, бокалов или фужеров. На листе бумаги выполняю развертку. Линейкой измеряю ширину и высоту граней бокалов, фужеров, рюмок, отмечаю их на листе, получив все четыре стороны. На развертке карандашом намечаю рисунок, который наношу на стекло. Это могут быть стилизованные: листья, цветы, стрекозы, бабочки. Развертку вставляю внутрь стеклянных форм. Сквозь стекло виден рисунок, обвожу контурами, а после рисунок раскрашиваю красками.





Раздел III. Заключение





Я считаю, что моя гипотеза подтвердилась в том, что роспись по стеклу актуальна и сегодня так, как созданные мною работы востребованы:

  1. Мои работы используются на уроках внеклассного чтения в начальной школе (прил. № 7);

  2. Создали комнату разгрузки для педагогов, родителей, детей, где размещаются экспонаты из стекла для поддержки их эмоционального состояния (прил. № 8);

  3. В комнате разгрузки проводятся творческие выставки учащихся объединения «Сказка» (прил. № 8);

  4. Мои работы принимают участие в районных и областных выставках (прил. № 9);

  5. В социально значимых проектах, в фестивале народного творчества, предпринимателей Усольского района (прил. № 9);

  6. Работы выполняю на заказ к праздникам и юбилеям (прил. № 10);

  7. Создание школьной галереи (прил. № 11);

  8. Являюсь победителями в районных, областных, всероссийских и международных конкурсах (прил. № 12);

  9. Провожу аукционы по реализации работ.





Из своей работы я сделала следующий вывод, что потребность творить, реализовать себя в чем-то своем есть в каждом человеке, маленьком и взрослом. Такую работу можно назвать авторской, потому что, сначала делала то же самое, а потом придумывала свое, еще лучше и более удивительное. Я реализовывала свои идеи и доказала, что росписью по стеклу с использованием разных форм может заняться любой - любознательные дети, педагоги, домохозяйки. Не проходите мимо обыкновенных вещей. Фантазия плюс творчество и труд - красивая вещь в вашем интерьере или отличный эксклюзивный подарок родным, друзьям и знакомым готов.

Роспись мебели и фасадов из стекла, дверных проемов, окон, плафонов, фонарей, куполов, отдельных декоративных элементов, добавляет в интерьер своеобразный стиль. Выбирая предметы интерьера можно сэкономить, сделав любую роспись стекла. Художественные витражи принесут в Ваш дом неповторимость и новизну, создадут уют и комфорт.

Художественные витражи и просто роспись стекла могут выполняться на цветных или прозрачных стеклах, в виде композиций, картин, узоров. Рисунок может заполнять как всю поверхность стекла, так и отдельные его части. Стекла - витражи создают особую цветовую среду в помещении, гармонию, подчеркивают стиль своих хозяев. Даже такая простая вещь, как роспись бутылок, уже создает ощущение теплоты, притягивает взгляды людей.

Самое главное - огромное желание научиться всему этому и огромная любовь, которая вкладывается в каждую работу. Именно так появляются на свет, радующие глаз и душу изделия.





















Литература





1. Аррлен Святек. «Роспись по стеклу: 15 блестящих идей». ЗАО «Мир Книги Ритейл», 2012.

2. Виггинтон Майкл. «Пять возрастов стекла». Журнал Архитектура. 2006.

3. Данильченко Л.А.Роспись по стеклу. Феникс, 2010.

4. Джулия Боттрелл. «Волшебная роспись по стеклу: Эффект настоящего витража». Издательская группа «Контэнт», 2011.

6. Козлова С, Козловой E.Л. «Роспись стекла». Перевод с английского: Издательство КАРТ-РОДНИК, издание на русском языке, 2004, 206с.

7. Синеглазова М.О. «Роспись по стеклу». Роспись по стеклу. Москва Издательский дом МСП 2008.

8. Спирито М. «Витражное искусство»: издательство Альбом. 2008.

































Приложение

Приложение № 1.

Исследовательская работа по теме: Роспись по стеклу, вчера и сегодня! (часть 1)Исследовательская работа по теме: Роспись по стеклу, вчера и сегодня! (часть 1)

Исследовательская работа по теме: Роспись по стеклу, вчера и сегодня! (часть 1)Исследовательская работа по теме: Роспись по стеклу, вчера и сегодня! (часть 1)Исследовательская работа по теме: Роспись по стеклу, вчера и сегодня! (часть 1)Исследовательская работа по теме: Роспись по стеклу, вчера и сегодня! (часть 1)





Приложение № 2.

Исследовательская работа по теме: Роспись по стеклу, вчера и сегодня! (часть 1)Исследовательская работа по теме: Роспись по стеклу, вчера и сегодня! (часть 1)

Исследовательская работа по теме: Роспись по стеклу, вчера и сегодня! (часть 1)Исследовательская работа по теме: Роспись по стеклу, вчера и сегодня! (часть 1)

Исследовательская работа по теме: Роспись по стеклу, вчера и сегодня! (часть 1)Исследовательская работа по теме: Роспись по стеклу, вчера и сегодня! (часть 1)

i 1.Козлова С, Козловой E.Л. «Роспись стекла».

ii 2. Данильченко Л.А.Роспись по стеклу.

iii 3. Аррлен Святек. «Роспись по стеклу: 15 блестящих идей».

iv4. Синеглазова М.О. «Роспись по стеклу».

v 5. Спирито М. «Витражное искусство».

vi</<font face="Times New Roman, serif"> Джулия Боттрелл. «Волшебная роспись по стеклу.



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал