- Учителю
- Тезисы к докладу Роль кукольного театра в раскрытии творческого потенциала ребенка
Тезисы к докладу Роль кукольного театра в раскрытии творческого потенциала ребенка
«Вы никогда не думали, как хорошо начать создание детского театра с детского возраста?
Ведь инстинкт игры с перевоплощением есть у каждого ребенка. Эта страсть перевоплощаться у многих детей звучит ярко, талантливо и вызывает подчас недоумение у профессионалов.
К.С.Станиславский
1 .Актуальность кружка «Буратино»
Кукольный театр может сыграть большую роль в формировании личности ребенка. Он доставляет много радости, привлекает своей яркостью, динамикой, воздействует на зрителей.
Кукольный театр располагает целым комплексом средств: :художественные образы-персонажи, оформление, слово и музыка-все это вместе взятое, в силу образно-конкретного мышления ребенка, помогает легче, ярче и правильнее понять содержание литературного произведения, изучать иностранные языки, влияет на развитие художественного вкуса.В ребенке изначально заложено стремление к игре, каждый хочет сыграть свою роль.Играя с куклами, застенчивый ребенок чувствует себя свободнее и начинает раскованно говорить. Занятия в кружке способствуют развитию мелкой моторики и координации рук, стимулируют зрительное и слуховое восприятие, внимание, связную речь, Увеличивают словарный запас. Учеными доказано, что развитие рук находится в тесной связи с развитием мозга, следовательно, речи и мышления ребенка.
Театр позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием.
2. Отличие кукольного театра от телепередач и фильмов.
В отличие от телепередач и мультипликационных фильмов, кукла реально зрима в трехмерном пространстве и материально ощутима, присутствует рядом, ее можно потрогать. Совместная работа над спектаклем развивает умение слушать,создает условия для взаимопонимания и взаимовыручки, укрепляет ответственность за успех общего дела.
3.Постановка проблемы. Преодоление барьеров.
-
Изменение модели поведения детей в школе,отношения к учебному процессу
-
Раскрытие творческого потенциала каждого ребенка и приобщение к русской культуре.
-
Этический аспект как условие создания коллектива единомышленников.
-
Мир обычного ребенка и необычных персонажей. Выбор актеров на роли.
-
Выбор произведений, способных задать игровой метод и стать философской базой развития коммуникативной деятельности, решения задач эстетического и нравственного воспитания, развития творческих способностей, умений, навыков в их органичном единстве.
4.Примененные методы.
-
Исследовательско-поисковый метод.
Поиски игр, заданий,викторин,пьес, стимулирующих активность, самосознание и самооценку у детей с разными возможностями.
-
Наблюдение и сравнение.
Возможность учиться друг у друга, перенимая адекватные образцы для подражания.
Построение репетиций как цепь импровизаций. Постепенное усиление нагрузок.
Задания, направленные на помощь в восприятии собственных движений за ширмой и голоса.
5.Формы работы.
1.Сотрудничество, деловое партнерство учителя и учащихся
Работа над сценарием, репетиции представляют уникальную возможность общения с учениками в новом контексте.Привычные роли ученик- учитель преобразуются в иную модель отношений- режиссера и актера.»Языковой барьер» становится легко преодолимым. Как только ученики попадают в ситуацию игры, ролевого взаимодействия, оказываются вовлеченными в общий творческий процесс.
2.Практические работы.
*Изготовление кукол и декораций
*Техническое оснащение занятий: аудио- и видеоаппаратура
*Репетиции
6.Построение программы)
Первая ступень. Дети 6-7лет(1 класс)
Кукольный театр «Закулисье»
Игровая форма. Обучение актерскому мастерству,кукловождению, сценической речи. Развитие художественного вкуса, технического мастерства, интеллектуально-творческого потенциала ребенка.
Вторая ступень. Дети 12-14 лет (6-8кл.)
Кукольный театр «Буратино»
Обучение актерскому мастерству, сценической речи,кукловождению.Развитие коммуникабельности, артистических способностей,навыков импровизации, инициативы, фантазии. Основная деятельность- выпуск спектаклей- сказок.
7. Ожидаемые результаты:
*Должны знать основы актерского мастерства, историю создания кукольного театра в России.
*Историю возникновения, специфику сказки. Особенности сказовой манеры повествования.
*Самостоятельно изготовлять реквизит, оформлять декорации для спектаклей.
*Подбирать музыкальные заставки, викторины, загадки, игры, умело их использовать.
*Эмоционально, выразительно озвучивать сказочного персонажа.
*Умело двигаться за ширмой, чувствовать партнера, решать самостоятельно нестандартные ситуации.
*Применять вокально и хоровые способности.
8 .Проблемы в работе.
1)Полное отсутствие материально- технической базы
2)Отсутствие помощи в капитальном ремонте основных декораций.
9. Заключение.
Детство каждого ребенка, его эстетическое воспитание начинается, как правило, с куклы. Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром. Большое и разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребенка позволяет использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство.
Волшебная сила искусства может сыграть огромную роль в развитии гармонично развитой личности.
10.Подведение итогов.
Формой подведения итогов являются творческие отчеты : кукольные спектакли, эстрадные миниатюры, выставки рисунков, статьи в газету,выступления по местному телевидению.Приглашаются дети из детского сада «Ручеек», ребята младшего и среднего звена. Учителя, родители.