- Учителю
- Авторская программа по предмету «Беседы о танце» дополнительной общеразвивающей программы в области хореографического искусства «Основы современной хореографии»
Авторская программа по предмету «Беседы о танце» дополнительной общеразвивающей программы в области хореографического искусства «Основы современной хореографии»
Авторская программа по предмету «Беседы о танце» дополнительной общеразвивающей программы в области хореографического искусства «Основы современной хореографии»
Составитель: преподаватель теоретических дисциплин
МБУДО «ДМШ №1» Кировского района г.Казани
Белицкая В.К.
Структура программы учебного предмета
I. Пояснительная записка
- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;
- Срок реализации учебного предмета;
- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета;
- Форма проведения учебных аудиторных занятий;
- Цель и задачи учебного предмета;
- Обоснование структуры программы учебного предмета;
- Методы обучения;
- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;
II. Содержание учебного предмета
- Сведения о затратах учебного времени;
- Годовые требования по классам;
III. Требования к уровню подготовки обучающихся
IV. Формы и методы контроля, система оценок
- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
- Критерии оценки;
V. Методическое обеспечение учебного процесса
- Методические рекомендации педагогическим работникам;
- Рекомендации по использованию методов организации и реализации образовательного процесса, направленных на обеспечение теоретической и практической подготовки;
- Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся
VI. Учебно-методическое и информационное обеспечение
- Список основной литературы;
- Список дополнительной литературы;
- Список рекомендуемых для просмотра балетов и хореографических номеров
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
Программа учебного предмета «Беседы о танце» разработана на основе и с учетом…
Учебный предмет "История хореографического искусства" направлен на:
-
создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей;
-
приобретение детьми опыта творческой деятельности;
-
овладение детьми духовными и культурными ценностями народов мира;
Обучение «Беседам о танце» включает в себя:
знания основ музыкальной грамоты;
знания элементов музыкального языка;
знания в области строения классических музыкальных форм;
знания этапов становления и развития искусства балета;
знания отличительных особенностей хореографического искусства различных исторических эпох, стилей и направлений;
формирование навыков восприятия музыкальных произведений различных стилей и жанров, созданных в разные исторические периоды;
формирование навыков восприятия элементов музыкального языка, анализа музыкального произведения, а также необходимых навыков самостоятельной работы.
Освоение программы учебного предмета «Беседы о танце» предполагает приобретение детьми опыта творческой деятельности, ознакомление с высшими достижениями мировой музыкальной культуры.
-
Срок реализации учебного предмета
Срок освоения программы учебного предмета составляет 3 года.
-
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию предмета «Беседы о танце:
Таблица 1Содержание
1-3 класс
Максимальная нагрузка (в часах), в том числе:
154
Количество часов на аудиторные занятия
102
Количество часов на аудиторные занятия (в неделю)
1
Общее количество часов на внеаудиторные (самостоятельные) занятия
51
-
Форма проведения учебных аудиторных занятий: мелкогрупповые (4-10 учеников), рекомендуемая продолжительность урока - 45 минут.
Мелкогрупповая форма позволяет преподавателю лучше узнать ученика, его возможности, трудоспособность, эмоционально-психологические особенности.
5. Цель и задачи учебного предмета
Цель:
художественно-эстетическое развитие личности учащихся на основе приобретенных ими знаний, умений, навыков в области истории хореографического искусства, а также выявление одаренных детей, подготовка их к поступлению в профессиональные учебные заведения.
Задачи:
-
осознание значения хореографического искусства в целом для мировой музыкальной и художественной культуры;
-
ознакомление учеников с хореографией как видом искусства;
-
изучение истоков происхождения танцевального искусства и его эволюции;
-
анализ хореографического искусства в различных культурных эпохах;
-
знания образцов классического наследия балетного репертуара;
-
знание основных этапов становления и развития русского балета;
-
овладение знаниями об исполнительской деятельности ведущих артистов балета;
-
знания принципов взаимодействия музыкальных и хореографических выразительных средств;
-
умение анализировать произведение хореографического искусства с учетом времени его создания, стилистических особенностей, содержания, взаимодействия различных видов искусств, художественных средств создания хореографических образов;
-
умение работать с учебным материалом;
-
формирование навыков диалогического мышления;
-
овладение навыками написания докладов, рефератов.
6. Обоснование структуры программы учебного предмета
Программа содержит следующие разделы:
-
сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;
-
распределение учебного материала по годам обучения;
-
описание дидактических единиц учебного предмета;
-
требования к уровню подготовки обучающихся;
-
формы и методы контроля, система оценок;
-
методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы "Содержание учебного предмета".
7. Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
-
словесный (объяснение, беседа, рассказ);
-
интегрированный (сочетание форм работы и подачи материала нескольких предметных областей);
-
диалогический;
-
инструктивно-практический (работа с материалом);
-
аналитический (сравнения и обобщения, развитие логического мышления);
-
информационно-обобщающий (доклады, рефераты).
Предложенные методы работы в рамках предпрофессиональной образовательной программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках.
8. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
Материально-техническая база образовательного учреждения должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.
Учебные аудитории, предназначенные для реализации учебного предмета «Беседы о танце», оснащаются пианино/роялями, звукотехническим оборудованием, учебной мебелью (досками, столами, стульями, стеллажами, шкафами), оформляются наглядными пособиями.
Для работы со специализированными материалами аудитория оснащается современным мультимедийным оборудованием для просмотра видеоматериалов и прослушивания музыкальных произведений.
II. Содержание учебного предмета
1. Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета «История хореографического искусства», на максимальную, самостоятельную нагрузку обучающихся и аудиторные занятия:
Таблица 2
Класс
Распределение по годам обучения
I
II
III
Продолжительность учебных занятий (в неделях)
33
33
33
Количество часов на аудиторные занятия (в неделю)
1
1
1
Общее количество часов на аудиторные занятия
66
33
Количество часов на самостоятельную работу в неделю
1
1
1
Общее количество часов на самостоятельную работу по годам
33
33
33
Общее количество часов на внеаудиторную (самостоятельную работу)
66
33
Максимальное количество часов занятий в неделю (аудиторные и самостоятельные)
2
2
2
Общее максимальное количество часов на весь период обучения (аудиторные и самостоятельные)
132
Объем времени на консультации (по годам)
4
4
2
Общий объем времени на консультации
8
2
Аудиторная нагрузка по учебному предмету обязательной части образовательной программы в области хореографического искусства распределяется по годам обучения с учетом общего объема аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет ФГТ.
-
Требования по годам обучения
Предмет является основополагающим в формировании мировоззрения учащихся в области хореографического искусства, определяет знания основных этапов развития хореографического искусства, становления и развития искусства балета, основные отличительные особенности хореографического искусства различных исторических эпох, стилей и направлений, а также народов, знакомит с творчеством выдающихся мастеров балета прошлого и настоящего.
Учебный материал распределяется по годам обучения - классам. Каждый класс имеет свои дидактические задачи, объем времени, предусмотренный для освоения учебного материала.
Содержание учебного предмета «История хореографического искусства раскрывает следующие темы:
I год обучения:
-
Хореография как вид искусства (4 часа)
-
Введение. Выразительный язык танца, его особенности.
-
Музыкально-хореографический образ и исполнительские средства выразительности.
-
Направления и стили танца.
-
Исторический танец (10 часов)
-
Средневековые танцы: бассданс, бергамаска, бранль, мореска (мориско), сальтарелло, чакона, эстампи
-
Танцы эпохи Ренессанс: балло, гальярда, турдион, контрданс, павана, каскарда
-
Старинная сюита: аллеманда, куранта, сарабанда, жига
-
Танцы эпохи Барокко и Рококо: бурре, паспье, ригодон, менуэт, гавот
-
Танцевальная культура западноевропейских стран (20 часов)
-
Знакомство с танцевальной культурой Венгрии (чардаш)
-
Польши (мазурка, полонез, краковяк)
-
Чехии (полька, фуриант, тальян, обкрочак)
-
Румынии (хора, сырба, кэлушари)
-
Австрии (шухплаттлером, звифашер, шпрахензельтанце,лендлер, вальс)
-
Норвегии (халлинг, гангар)
-
Ирландии (рил и хорнпайп, постановочные танцы шоу Riverdance)
-
Италии (тарантелла)
-
Испании (болеро, сегидилья, малагуэнья, хота, фламенко)
II год обучения:
-
Танцевальная культура России (6 часов)
-
Трепак, хоровод, барыня, камаринская, яблочко
-
Национальный фольклор в творчестве русских композиторов 19-20 веков
-
Народно-сценический танец из балетов русских композиторов
-
Знакомство с музыкально-танцевальной культурой Украины (гопак), Белоруссии (крыжачок), Молдавии (жок, молдавеняска), Прибалтики, народов Кавказа (лезгинка) (6 часов)
-
Танцевальная культура Латинской Америки (танго, самба, румба, бачата, мамбо, сальса, ламбада, пачанга, бегин) (7 часов)
-
Танцевальная культура Индии ( бхаратанатьям, кучипуди, катхак, одисси, манипури, сатрия)(3 часа)
-
Свинг (буги-вуги, чарльстон, джайв, рок-н-ролл) (6 часов)
-
Акробатический танец (чирлидинг, акробатический рок-н-ролл, брейк-данс) (6 часов)
III год обучения:
-
Современный танец (начало - середина XX века) (свободный танец, танец модерн, джаз-модерн, контемпорари, буто)
-
Современный танец (конец XX века - начало XXI века) ( 8 часов)
-
Клубный танец (Jazz-Funk, Industrial Dance, Waaking, Vogue, House, Strip-dance, Go-go, Хакка, Джампстайл, Шаффл, Сквэр данс )
Уличный танец (Hip-hop, Dancehall, Breaking, Popping, Электро дэнс, Electric Boogie, Dubster Digital Dance, C-walk, Krump, Locking, Flexing, Ламерига)
-
Балет как жанр искусства (24 часа)
-
Зарождение балетного театра. Оперы-балеты Ж.Б.Люлли, комедии-балеты Ж.Б.Мольера;
-
Реформатор балетного театра Ж.Ж.Новер;
-
Романтический балет и его представители: М.Салле, М.Камарго, Ф.Эльслер, Ж.Перро и др. Балеты «Сильфида», «Жизель», «Эсмеральда».
-
Основные черты русского балета (краткий исторический обзор).
-
Балеты П.И.Чайковского «Щелкунчик», «Лебединое озеро», «Спящая красавица».
-
А.К.Глазунов «Раймонда».
-
Балетмейстеры отечественной балетной школы: М.Петипа, И.Вальберх, К.Дидло, А.Горский, М.Фокин, Л.Иванов и др.
-
Балеты С.С.Прокофьева «Ромео и Джульетта», «Золушка».
-
Советские балетмейстеры: Ф.В.Лопухов, Ю.Григорович, Л.Якобсон, К. Сергеев, И.Бельский, Р.Захаров, В.Чабукиани.
-
Выдающиеся исполнители: А.Павлова, Г.Уланова, М.Плисецкая, А.Мессерер, В.Васильев, К.М.Лиепа, М.Лавровский, Е.Максимова, Р.Стручкова и др.
III. Требования к уровню подготовки обучающихся
В выпускном III классе учащиеся сдают итоговую аттестацию, которая проводится в форме выпускного (устного) экзамена или защиты рефератов по предмету (по усмотрению образовательного учреждения).
По итогам выпускного экзамена выставляется оценка «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно» (критерии оценивания ответов учащихся см. в таблице №4) .
Предполагаемые результаты освоения программы
По окончании I класса:
-
Знание основных этапов в развитии танцевального искусства;
-
знание основных отличительных особенностей хореографического искусства исторических эпох.
-
Знание названий и характерных особенностей пройденных исторических танцев
-
Знание названий и характерных особенностей танцев Западной Европы
По окончании II класса:
-
знание основных этапов развития хореографического искусства;
-
знание основных отличительных особенностей хореографического искусства различных исторических эпох, стилей и направлений;
-
знание название и характерных особенностей русских, украинских и др. пройденных танцев
-
знание названий и характерных особенностей латиноамериканских, индийских танцев, а также танцев свинговой группы
По окончании III класса:
-
знание основных отличительных особенностей хореографического искусства различных исторических эпох, стилей и направлений;
-
знание основных этапов становления и развития русского балета;
-
развитие балетного искусства России конца XX столетия;
-
знание имен выдающихся представителей балета и творческого наследия хореографического искусства конца XX столетия;
-
знание основных отличительных особенностей западноевропейского балетного театра в целом
IV. Формы и методы контроля, системы оценок
Аттестация: цели, виды, форма, содержание
Форму и график проведения промежуточной аттестации по предмету образовательное учреждение устанавливает самостоятельно (контрольные уроки, зачеты, проводимые в виде устных опросов, или написание рефератов).
По завершении изучения учебного предмета обучающимся выставляется оценка, которая заносится в свидетельство об окончании образовательного учреждения.
Формы текущего контроля:
контрольные работы,
устные опросы,
письменные работы,
тестирование,
олимпиады.
Итоговая аттестация проводится в форме экзамена.
По итогам выпускного экзамена выставляется оценка «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».
Программа предусматривает проведение для обучающихся консультаций с целью их подготовки к контрольным урокам, зачетам, экзаменам.
Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств, которые включают в себя методы контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения и навыки.
Критерии оценки
На зачете или экзамене выставляется оценка по пятибалльной шкале:
Таблица 3Оценка
Критерии оценивания ответов
5 («отлично»)
полный ответ, отвечающий всем требованиям на данном этапе обучения
4 («хорошо»)
отметка отражает ответ с небольшими недочетами
3 («удовлетворительно»)
ответ с большим количеством недочетов, а именно: недоученный текст, не раскрыта тема, не сформировано умение свободно излагать свою мысль и т.д.
2 («неудовлетворительно»)
целый комплекс недостатков, являющийся следствием отсутствия домашней подготовки, а также плохой посещаемости аудиторных занятий.
«зачет» (без отметки)
отражает достаточный уровень подготовки и учащегося на данном этапе обучения
Данная система оценки является основной. В зависимости от сложившихся традиций того или иного учебного заведения и с учетом целесообразности оценка может быть дополнена системой «+» и «-», что даст возможность более конкретно отметить ответ учащегося.
Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества приобретенных выпускниками знаний, умений и навыков, а также степень готовности учащихся выпускного класса к возможному продолжению профессионального образования в области хореографического искусства.
V. Методическое обеспечение учебного процесса
-
Методические рекомендации педагогическим работникам
Изучение предмета ведется в соответствии с учебным планом. Педагогу, ведущему предмет, предлагается самостоятельно, творчески подойти к изложению той или иной темы. При этом необходимо учитывать следующие обстоятельства: уровень общего и хореографического развития учащихся, количество учеников в группе, возрастные особенности учащихся.
При изучении предмета следует широко использовать знания учащихся по другим учебным предметам, поскольку правильное осуществление межпредметных связей способствует более активному и прочному усвоению учебного материала. Комплексная направленность требует от преподавателя предмета знания программ смежных предметов. В результате творческого контакта преподавателей удается избежать ненужного дублирования, добиться рационального использования учебного времени.
Желательно, чтобы учащиеся знакомились с новыми балетными спектаклями как классического, так и национального направления. Это позволит им наиболее гармонично соединить теоретические знания о балетном искусстве с существующей практикой создания балетных спектаклей. Следует регулярно знакомить учащихся с современной литературой о балете, журнальными и газетными статьями на тему о хореографическом искусстве, с рецензиями на балетные постановки.
Рекомендуется проводить встречи учащихся с режиссерами и актерами музыкальных и драматических театров, организовывать посещение музеев, выставок, просмотр фильмов-балетов.
Методика преподавания предмета должна ориентироваться на диалогический метод обучения. Необходимо создавать условия для активизации творческих возможностей учащихся: поручать им подготовку небольших сообщений на различные темы, организовывать дискуссии или обсуждения по поводу просмотренного балетного спектакля, выступления хореографического ансамбля, фильма-балета, прочитанной статьи или рецензии на балетный спектакль.
-
Рекомендации по применению методов организации образовательного процесса, направленных на обеспечение качественной теоретической и практической подготовки
Урок. Основная форма учебного процесса в освоении основных образовательных программ. Урок характеризуется единством дидактической цели и задач. Как часть учебного процесса урок может содержать: организационную часть, восприятие нового материала, осознание и закрепление в памяти информации; овладение навыками (на основе усвоенной информации) и опытом творческой деятельности; усвоение норм и опыта эмоционального отношения к миру и деятельности в нем; формы контроля и самоконтроля. При этом на каждом уроке целенаправленно решаются и воспитательные задачи.
Реферат. Форма работы, позволяющая самостоятельно освоить один из разделов программы учебного предмета.
Рекомендуемый план реферата:
-
тема, цель работы;
-
изложение содержания, которое раскрывает тему;
3) результаты работы;
4) выводы;
5) использованная литература и другие источники.
Написание реферата можно использовать как один из видов итоговой аттестации по теоретическим предметам.
Консультации проводятся с целью подготовки обучающихся к контрольным урокам, зачетам, экзаменам, олимпиадам. Консультации могут проводиться рассредоточено или в счет резерва учебного времени. В случае, если консультации проводятся рассредоточено, резерв учебного времени используется на самостоятельную работу обучающихся и методическую работу преподавателей.
-
Рекомендации по организации самостоятельной работы учащихся
Цель: формирование у учащегося способностей к саморазвитию, творческому применению полученных знаний, формирование умения использовать справочную и специальную литературу.
Как форма учебной работы, самостоятельная работа призвана выполнять несколько функций:
-
образовательную (систематизация и закрепление знаний учащихся);
-
развивающую (развитие познавательных возможностей учащихся - их внимания, памяти, мышления, речи, формирование умения самостоятельно добывать знания из различных источников);
-
воспитательную (воспитание устойчивых мотивов учебной деятельности, навыков культуры умственного труда, самоорганизации и самоконтроля, целого ряда ведущих качеств личности - честности, трудолюбия, требовательности к себе, самостоятельности и др.).
Систематическая самостоятельная работа:
-
способствует лучшему усвоению полученных знаний;
-
формирует потребность в самообразовании, максимально развивает познавательные и творческие способности личности;
-
формирует навыки планирования и организации учебного времени, расширяет кругозор.
Объем самостоятельной работы обучающихся в неделю по учебным предметам определяется с учетом минимальных затрат на подготовку домашнего задания, параллельного освоения детьми программ начального и основного общего образования. Объем времени на самостоятельную работу может определяться с учетом сложившихся педагогических традиций, методической целесообразности и индивидуальных способностей ученика.
Самостоятельные занятия должны быть регулярными и систематическими.
Объем времени на самостоятельную работу обучающихся по каждому учебному предмету определяется с учетом сложившихся педагогических традиций, методической целесообразности и индивидуальных способностей ученика.
Выполнение обучающимся домашнего задания контролируется преподавателем и обеспечивается учебниками, учебно-методическими изданиями, конспектами лекций, аудио- и видеоматериалами в соответствии с программными требованиями по предмету.
Виды внеаудиторной работы:
- выполнение домашнего задания;
- подготовка докладов, рефератов;
- посещение учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов и др.).
VI. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
1. Основная литература
-
Балет. Танец. Хореография. Краткий словарь танцевальных терминов и понятий / сост. Н. Александрова. - СПб: Лань, 2011
-
Бахрушин Ю.А. История русского балета / Ю.А. Бахрушин. - М.: Просвещение, 1973
-
Блазис К. Танцы вообще. Балетные знаменитости и национальные танцы. СПб: Лань, Планета Музыки, 2008
-
Блок Л.Д. Классический танец. История и современность. - М.: Искусство, 1987
-
Ванслов В.В. В мире искусств / В.В.Ванслов. - М.: Знание, 2003
-
Вашкевич Н.П. История хореографии всех веков и народов. СПб: Лань. Планета Музыки. 2009
-
Деген А. Балет 120 либретто. Композитор. СПб, 2008
-
Деген А. Мастера танца. Музыка. М., 1994
-
Дубкова С.А. Жар-птица. Балетные сказки и легенды / С.А. Дубкова. - М.: Белый город, 2009
-
Еремина-Соленикова Е.В. Старинные бальные танцы. Новое время.- М.: Планета музыки, 2010
-
Жемчугова П.П. Балеты. СПб: «Литера», 2010
-
Житомирский Д. Балеты Чайковского. Гос. муз. издательство. М., 1957
-
Иванов В.Г. Русские танцовщики XX века / - Пермь, 1994
-
Красовская В.М. Балет сквозь литературу. - Спб: Академия русского балета им. А.Я. Вагановой, 2005
-
Красовская В.М. История русского балета: учебное пособие / СПб: Лань, 2008
-
Коптелова Е. Д. Игорь Моисеев. Академик и философ танца. СПб: Лань, Планета Музыки, 2012
-
Левинсон М. История костюма. Полная хрестоматия. М., 2008
-
Никульский А. Балерины. Издательское содружество. М., 2008
-
Пасютинская В. М. Волшебный мир танца: Кн. Для учащихся. - М.: Просвещение, 1985
-
Слонимский Ю. Советский балет. Материалы к истории советского балетного театра. М.-Л.: «Искусство», 1950
-
Соловьев Н.В. Мария Тальони. СПб: Лань. Планета Музыки, 2011
-
Худяков С.Н. Всемирная история танца. Эксмо. М., 2009
-
Эльяш Н. И. Образцы танца. - М., 1970
-
Дополнительная литература
-
Баланчин Д. Сто один рассказ о большом балете. Крон-Пресс. М., 2004
-
Богданов-Березовский В. Г.С.Уланова. - М.: Искусство, 1961
-
Брун В. История костюма от древности до нового времени. М., 1999
-
Вальберх И.И. Из архива балетмейстера. Дневники. Переписка. Сценарии. СПб: Лань, Планета Музыки, 2010
-
Гольцман А.М. Советские балеты. Советский композитор. М., 1985
-
Дешкова И.П. Загадки Терпсихоры/худож. В. Косоруков. - М.: Дет. лит., 1989
-
Дешкова И.П. Иллюстрированная энциклопедия балета в рассказах и исторических анекдотах для детей и родителей. - М.: «Конец века», 1995
-
Лопухов Ф.В. Вглубь хореографии / Ф.В. Лопухов. - М.: Фолиум, 2003
-
Львов-Анохин Б.А. Балетные спектакли последних лет. «Знание». М., 1972
-
Надеждина Е.Н., Эльяш Н.И. «Большой балет» (Основные этапы развития советского балета). Изд. «Знание». М., 1964
-
Нанн Д. История костюма 1200-2000 М, Артель АСТ 2003
-
Журнал «Балет» («Советский балет») с 1980 г. по 2011 г.
-
Плисецкая М.Я. Читая жизнь свою. М.: АСТ, 2010
-
Тимофеева Н.П. Мир балета. История. Творчество. Воспоминания. - М.: Просвещение, 1996
-
Русский балет: энциклопедия / под ред. А.П. Горкина. - М.: Согласие, 1997
-
Энциклопедия «Балет». CD, 2003
3. Список рекомендуемых для просмотра балетов и хореографических номеров
1.«Тщетная предосторожность»
2.«Сильфида»
3.«Жизель»
4.«Эсмеральда»
5. Видеозаписи концертных номеров: Государственного ансамбля народного танца им. И.А.Моисеева; Государственного академического хореографического ансамбля танца «Березка»; Государственного хора имени М.Пятницкого; Дважды Краснознаменного ансамбля песни и пляски Советской Армии им. А.В.Александрова, Театра танца «Гжель» и др.
</ 6. Видеозаписи балетов (фрагментов) в различных редакциях:
-
«Спящая красавица»
-
«Лебединое озеро»
-
«Щелкунчик»
-
«Петрушка»
-
«Жар-птица»
-
Сен-Санс «Умирающий лебедь»
-
«Красный мак» (фрагменты)
-
«Пламя Парижа» (фрагменты)
-
«Бахчисарайский фонтан» (фрагменты)
-
«Ромео и Джульетта»
-
«Золушка»
-
«Каменный цветок» (фрагменты)
-
телевизионный балет «Анюта»
-
из серии выпусков «Мастера русского балета»
7. Видеозаписи балетов в постановке балетмейстеров:
О.Виноградовой, Н.Боярчикова, И.Чернышова, В.Елизарьева, Д.Брянцева, М.Бежара, Б.Эйфмана, Дж.Баланчина, и др.
8. Видеозаписи балетов с участием выдающихся современных исполнителей.
9. Видеозаписи балетов из репертуара театров: «Русский балет», «Кремлевский балет», «Имперский балет», «Пермский театр» и др.
10.Видеозаписи конкурсов и фестивалей различных направлений:
мюзиклов, оперетт, опер и др. (фрагменты).