- Учителю
- Научная работа по теме спорт и танцы
Научная работа по теме спорт и танцы
Содержание
1)Введение……………………………………………………………...3
2)Возникновение и развитие бальных танцев………………………..4
3)Бальные танцы раньше………………………………………………6
4)История развития бальных танцев………………………………...13
5)Бальные танцы сегодня…………………………………………….14
6)Заключение…………………………………………………………21
7)Список литературы………………………………………………...22
Ведение
Бальный танец - танец, который служит для массового развлечения и
исполняется парой или большим количеством участников на
танцевальных вечерах (балах). Бальный танец часто называют также
бытовым танцем. Процесс разделения первобытного, фольклорного танца
на бытовой и сценический шел одновременно с расслоением общества и
его социальным расслоением на классы. Этот процесс протекал схоже в
странах Западной и Восточной Европы, Азии и Африке. Народные истоки
бального танца обеспечили его жизнеспособность и высокое
распространение. Они способствовали становлению и творчески
оплодотворяли процесс развития жанров и форм бытового танца у
различных народов.
Сегодня же бальный танец в своем классическом исполнении
представляет собой синтез искусства и спорта, сочетая в себе их
характерные черты. С одной стороны это выражение человеком чувств и
эмоций через танцевальные па, с другой - спортивные соревнования и
каждодневные тренировки.
^ Возникновение и развитие бальных танцев
Бальный
танец как историческое явление уходит своими корнями в бытовые
формы народного танца. На определённом этапе расслоения общества на
классы появились салонные, или бальные танцы. В основу их легли
бытовые народные танцы, которые видоизменялись под влиянием норм
этикета и уклада жизни привилегированных слоёв общества. Первые
танцевальные каноны и светские танцы возникли в XII в., в эпоху
средневекового Ренессанса - расцвета замковой рыцарской культуры.
До XVI в. Бальные танцы исполнялись под музыкальное сопровождение
небольшого оркестра: 4 кларнета, тромбон, 2-3 виолы. Не отличаясь
богатым арсеналом движений, эти танцы, относящиеся к группе
бассдансов (низкие танцы), сочетали в себе пантомимные сценки и
разнообразные танцевальные рисунки. К концу XVII в. Во Франции,
Англии и Германии начинают танцевать контрданс, несколько чинный и
строго симметричный салонный танец, заимствованный из танцев
английских крестьян. С течением времени, усложнялась как
танцевальная лексика, так и танцевальные фигуры, позы и композиции,
что, соответственно, требовало все более и более длительного
обучения умению танцевать. Множество педагогов, балетмейстеров и
танцмейстеров стали выпускать разного рода пособия по обучению
мастерству бального танца. В этих пособиях упоминались наиболее
актуальные на тот период времени массовые танцы. Одними из самых
сложных танцев были гавот и менуэт. Гавот содержал в себе массу
прыжков и заносок, а их выполнение было достаточно сложным и
требовало некоторой физической подготовки. Менуэт же танцевался в
достаточно быстром темпе, что тоже было не так просто. В XIX в.
Сохранилось большинство танцев прошлых веков, ставшие более
доступными по сравнению с «утончёнными» танцами XVIII в. XIX век -
время массовых бальных танцев. Все популярнее становились балы и
маскарады. В них принимало участие все желающее городское
население. Ведущее место в XIX в. Принадлежит вальсу. Преобладание
вальса на балах не было стихийно, оно возникало постепенно.
Известно, что вращательные движения в танцах появились задолго до
рождения специальной вальсовой музыки. Слово же «вальс» вошло в
употребление уже в XVIII в. Это видно из названий танцев «вальдан»,
«поечен», что означает «кружиться», «скользить». К XX в. Все
активнее вопросами канонизации бальной хореографии занимаются в
Англии. Никогда до этого не ощущалась такая смена стиля,
подвижность ритмов, появление новых бальных танцев. Кроме этого
появились «выходцы» из стран Северной и Латинской Америки.
^ Бальные танцы раньше…
Бальный танец возник в XV в. В Италии, затем распространился во
Франции, которая в XVI-XVII вв. стала его законодательницей.
Первоначально бальный танец не имел четко установленной формы.
Преобладали так называемые «низкие танцы», часто в виде шествий,
сопровождаемые пением танцующих или игрой на лютне, флейте,
тамбурине, арфе, трубе. Через искусство жонглеров и труверов на
балы проникали народные танцы, приспособлявшиеся исполнителями к
чопорности и этикету двора.
Большой популярностью в Италии и во Франции пользовались бальные
танцы бранль и вольта. В XVII в. Бальные танцы распространились по
всей Европе. Популярными бальными танцами стали бурре, гавот,
аллеманда, чакона, жига, сарабанда. Господствующее положение занял
менуэт.
В XVIII в. Появились новые, более свободные бальные танцы паспье,
мюзет, ригодон, контрданс, экосез, лендлер. После Великой
французской революции бальный танец утратил
аристократически-величавый характер. Получили распространение
бальные танцы лансье, лендлер, мазурка, полонез, галоп, канкан,
полька, котильон, чардаш.
Бальные танцы - бас-данс. Это придворный бальный танец второй
половины XV - начала XVI вв. Был известен во Франции, Нидерландах и
Италии.
Происхождение названия не вполне ясно.
Бальные танцы - бостон. Вальс бостон - американский салонный танец
лирического, часто сентиментального характера. Разновидность
медленного вальса. Возник в конце XIX в., был популярен в Америке и
Европе в 1920-х гг. Мелодическое начало бостона преобладает над
ритмическим, темп то ускоряется, то замедляется.
Бальные танцы - вальс. Это парный танец, основанный на плавном
кружении в сочетании с поступательным движением, один из самых
распространённых бытовых музыкальных жанров. В 70-х гг. XVIII в.
Словом «вальс» называли крестьянский танец некоторых областей Южной
Германии и Австрии, который с начала XIX в. Стал популярен во всех
слоях общества этих стран. Особенно интенсивно развивался в Вене
сначала в творчестве Штрауса-отца, а позднее его сыновей Йозефа и
особенно Иоганна, прозванного «королем вальсов». Новый вид вальса -
вальс-бостон, пришедший в Европу в 1920-х гг. из Северной Америки
(называвшийся также «английским вальсом», «медленным вальсом»).
Характерные черты вальса - лиризм, изящество, пластичность в
сочетании с ритмической формулой.
Бальные танцы -гавот. Это старинный французский народный танец. В
XVI в. Термином «гавот» обозначали последование нескольких двойных
бранлей, а также заключительную часть некоторых сюит бранлей. В
XVII в. Гавот стал придворным танцем, приобрел грациозный и
жеманный характер, около 1830 г. Вышел из употребления (сохраняется
в провинции, особенно в Бретани). Бальные танцы - галоп. Это
бальный танец XIX в. Исполняется в стремительном скачкообразном
движении. Характерны четко очерченная мелодия, сложная трехчастная
форма с одним, иногда двумя трио и со вступлением из нескольких
тактов одного аккомпанемента (иногда и перед трио). Возник галоп,
по-видимому, в Германии, в 1820-х гг. появился во Франции, затем
как бальный танец распространился по всей Европе.
Бальные танцы - гальярда. Это старинный парный, реже сольный танец.
Возможно, происходит из Северной Италии. Был распространен в Европе
с конца XV в. По XVII в. Для гальярды XVI в. Характерны трехдольный
метр, умеренно быстрый темп, аккордовый склад, пунктирный и
синкопированный ритм. Гальярда часто исполнялась после паваны. С
середины XVI в. Гальярда известна в как самостоятельный танец, была
особенно популярна в Англии и Италии.
Бальные танцы - жига. Это быстрый старинный народный танец
кельтского происхождения, сохранившийся в Ирландии. Первоначально
жига была парным танцем. В XVII в. Танец стал популярным в странах
Западной Европы.
Бальные танцы - кадриль. Танец, распространенный у многих
европейских народов. Строится из расчета четырех пар, расположенных
квадратом. Музыкальный размер, как правило, 2/4, состоит из 5-6
фигур, каждая имеет свое название и сопровождается особой музыкой.
С конца XVII до конца XIX вв. кадриль была одним из самых
популярных салонных бальных танцев. В народном быту существует под
разными названиями - «русская», «украинская», «белорусская» ,
«литовская», «латышская», «эстонская кадриль». Самобытна «русская
кадриль» с ее многочисленными местными вариантами: «московская»,
«калининская», «волжская», «уральская», старинные кадрили
Ярославской области. Разновидность кадрили - народные танцы
«шестера», «восьмера», «четвера» (Урал и северные области России).
Бальные танцы - канкан (франц. Cancan, от canard - «утка») -
французский танец алжирского происхождения, род контрданса
(называемый также парижской кадрилью). Возник в Париже в 1930-х гг.
Размер 2/4. Темп энергичный, подвижный. Характерные па:
выбрасывание ноги, высокие прыжки. Широко использовался во
французской классической оперетте.
Бальные танцы - контрданс (франц. Contredanse, от англ. Country
dance, буквально - «деревенский танец») - старинный английский
танец. Впервые упоминается в литературе в 1579. Возможно участие в
контрдансе любого количества пар, образующих круг (round) или две
противоположные линии (longways) танцующих. В XVII в. Контрданс
появился в Нидерландах и Франции, получив наибольшее
распространение в середине этого века, оттеснив менуэт.
Общедоступность, живость и универсальность (в противоположность
придворным танцам) сделали его в XVIII-XIX вв. популярным в Европе
(в том числе и в России). Возникли многочисленные разновидности
контрданса: кадриль, гросфатер, экосез, англез, тампет, лансье,
котильон, предур и другие. К середине XIX в. Котильон утрачивает
популярность, нo сохраняется в народном быту (Англия, Шотландия).
Возрождается в XX в.
Бальные танцы - котильон. Это бальный танец французского
происхождения, близок контрдансу. Известен с XVIII в., получил
распространение в России. Музыкальной основой служили популярные
танцы (вальс, мазурка, полька). Исполнялся всеми участниками в
конце бала.
Бальные танцы - куранта. Это придворный танец итальянского
происхождения. Получил распространение на рубеже XVI-XVII вв.
Позднее появились два вида куранты: французская и итальянская
(corrente). Отличительными чертами французского вида куранты
являются умеренный темп, размер 3/2 или 6/4, частая смена
ритмических группировок, характер торжественный, плавный,
итальянского вида - быстрый темп, постоянный музыкальный размер 3/4
или 3/8. В профессиональной музыке сохранялась до первой половине
XVIII в.
С середины XIX в. Самым популярным бальным танцем стал вальс.
В конце XIX-начале XX вв. значительное влияние на развитие бального
танца оказали страны Северной и Южной Америки. Появились тустеп,
уанстеп, блюз, фокстрот, квикстеп, чарльстон и другие, затем
бостон, танго, а после первой мировой войны- румба, самба. Для
современного бального танца характерна импровизация, танцующие
свободно варьируют бальные па. Со второй половины XX в. Интерес к
импровизационным бальным танцам значительно возрос.
Большинство бальных танцев 60-70-х гг. - танцы свободной композиции
(твист и другие).
Бальные танцы - мазурка. Это польский народный танец. Музыкальный
размер 3/4 или 3/8, темп быстрый. Часты резкие акценты, смещающиеся
на вторую, а иногда и на третью долю такта. В XVII в. Мазурка вошла
в цикл польских крестьянских танцев. В XIX в. Мазурка получила
распространение как бальный танец в других странах Европы.
Постепенно слилась с обереком. Мазурке принадлежала огромная роль в
процессе утверждения самобытности польской музыкальной культуры.
Бальные танцы - менуэт. Это старинный французский народный танец.
Произошел от «бранля Пуату» (народный хороводный танец провинции
Пуату). При Людовике XIV стал придворным танцем (около 1670 г.)
Музыкальный размер 3/4. В России появился в начале XVIII в. (менуэт
танцевали на ассамблеях Петра I).
Бальные танцы - мюзет. Это французский старинный народный танец.
Музыкальный размер 2/4, 6/4 или 6/8. Темп быстрый. Исполнялся под
аккомпанемент волынки, отсюда название. В XVIII в. Вошел в
придворные оперно-балетные дивертисменты.
Бальные танцы - павана. Это танец, распространенный в XVI в. В
Европе. По одной из версий, павана, или падуана, появилась в г.
Падуя, по другой - танец испанского происхождения, наименование
которого - от латинского pavo (павлин) - связано с торжественным и
горделивым характером танца. В начале XVI в. Павана стала одним из
самых популярных придворных танцев. Для паваны характерны четкость
строения, нередко квадратность метроритмической структуры,
преимущественно аккордовое изложение, иногда расцвеченное
пассажами. Музыкальный размер 4/4, 4/2, темп медленный. Со второй
половины XVI в. До конца XVII в. Павана существовала как
самостоятельная инструментальная пьеса.
Бальные танцы - паспье. Это старинный французский танец, возникший,
по-видимому, в Северной Бретани. В народном быту музыка танца
исполнялась на волынке или пелась. С середины XVII в. Паспье стал
придворным танцем. Музыкальный размер придворного паспье 3/4 или
3/8, начинается с затакта. Паспье близок к менуэту, но исполнялся в
более быстром темпе. Включался в инструментальную сюиту между ее
основными танцевальными частями (обычно между сарабандой и жигой).
Бальные танцы - пассакалья. Это песня, позднее танец испанского
происхождения, первоначально исполнявшийся на улице в сопровождении
гитары при отъезде гостей с празднества (отсюда название). В XVII
в. Пассакалья получила распространение во многих европейских
странах и, исчезнув из хореографической практики, стала одним из
ведущих жанров инструментальной музыки. Ее определяющие черты:
торжественно-траурный характер, медленный темп, трехдольный метр,
минорный лад.
Бальные танцы - полонез. Это польский танец. Развился на основе
народного «пешего» танца-шествия степенного, торжественного
характера. Первоначально был четырехдольным, сопровождался
небольшим инструментальным ансамблем. В XVIII в. Распространился по
всей Европе. Полонезом открывались торжественные танцевальные
вечера и придворные балы. В процессе эволюции стал трехдольным.
Бальные танцы - полька. Один из наиболее популярных чешских
национальных танцев. Другое название польки - нимра, мадера.
Предполагается, что слово «polka» связано с возросшим интересом к
Польше во время Польского восстания 1830-31 гг. Согласно другой
точке зрения, название происходит от чешского pulka - «полшага».
Полька обобщила типичные черты танцевальной культуры Чехии. Живой и
простой по форме танец в начале XIX в. Стал популярен в Словакии,
Сербии, Венгрии, Австрии, с 1840-х гг. распространился по всей
Европе как бальный танец.
Бальные танцы - рок-н-ролл. Это песенно-танцевальная форма,
возникшая в США в начале 1950-х гг. В основе рок-н-ролла -
упрощенный вариант негритянской танцевальной бытовой музыки
«ритм-энд-блюз» в сочетании с элементами «кантри-энд-вестерн»,
«буги вуги» и стиля диксиленд. Рок-н-ролл дал жизнь новым
танцевальным жанрам рубежа 50-60-х гг. (твист, шейк, мэдисон,
джайв).
Бальные танцы - румба. Это афро-американский песенно-танцевальный
жанр. Современная румба сложилась на Кубе в среде городских и
отчасти сельских негров. Румба включает пение солиста, реплики хора
и собственно танец (мимико-акробатический импровизированный) под
аккомпанемент ударных и шумовых инструментов. Танец исполняется
парой или солистом в центре круга зрителей и музыкантов. В
музыкальном отношении представляет собой многократное повторение,
обычно вариантное, 8-тактового периода. Музыкальный размер
двудольный, ритм остросинкопированный, с акцентами на слабых долях
такта, темп от умеренно подвижного до быстрого. В конце 1920-х гг.
румба получила распространение в США и странах Европы как
эстрадно-бытовой танец.
Бальные танцы - самба. Это афро-бразильский парный танец.
Сопровождался пением (солист и хор) и ударно-шумовыми
инструментами. Музыкальный размер 2/4, ритм остросинкопированный. С
середины XX в. Танец не исполняется. Современный бразильский танец
городского происхождения. Появился в начале XX в. Музыкальный
размер 2/4, темп подвижный. Сопровождается пением и
инструментальным ансамблем. Бразильская песня, основанная на тех же
мелодических и ритмических элементах, что и танец, но менее
подвижная и более лиричная.
Бальные танцы - танго. 1) Андалусийское танго - шуточная, иногда
сатирическая уличная песенка, популярная в Севилье в 1850-80-х гг.
Андалусийское танго имеет общие черты с кубинской хабанерой,
распространившейся в Испании около середины XIX в. В конце 1870 -
начале 1880-х гг. онномийское танго проникло в Аргентину. 2)
Креольское танго, или танго портеньо (tango porteno, то есть
буэносайресское танго ), возникло в Буэнос-Айресе и его пригородах
в 1880-х гг. от смешения мелодических и ритмических элементов
андалусийского танго, кубинской хабанеры и аргентинской милонги.
Поначалу было песней, в конце 1880-х - начале 1890-х гг. приобрело
хореографию, близкую хабанере и милонге, превратившись в парный
танец типа контрданса. 3) Аргентинское танго - парный танец,
сложившийся в Буэнос-Айресе в конце 1890-х гг. в результате
изменения хореографии креольского танго. В 1910 аргентинское танго
проникло в Париж (где и получило название «аргентинское танго»),
откуда, усовершенствованное хореографами, распространилось
повсеместно как салонный и эстрадно-бытовой танец.
Бальные танцы - твист. Это современный танец. Относится к танцам
группы рок-н-ролла. Отличается быстрым темпом, четким ритмом.
Музыкальный размер 4/4, сильные доли акцентированы. Приобрел
известность с начала 1960-х гг. благодаря американскому певцу и
танцору Ч. Чекеру, исполнявшему песню «The Twist» X. Бэлларда
(1960). К началу 70-х гг. распространился среди молодежи во многих
странах мира.
Бальные танцы - фокстрот. Возник из регтайма, тустепа и уанстепа в
США, в 1910-х гг. распространился в Европе. Темп умеренно быстрый,
музыкальный размер 4/4, ритмика маршеобразная, синкопированная. В
1920-х гг. происходит разделение на «быстрый фокстрот» (quick
foxtrot), или квикстеп (quickstep - «быстрый шаг»), и обычный
фокстрот в умеренно быстром движении, который стали называть
«медленный фокстрот» - слоу-фокстрот (от англ. Slow - «медленный»).
Фокстрот породил также другие танцы с элементами джазовой музыки,
например, чарльстон, шимми.
Бальные танцы - чардаш. Это венгерский народный танец. Музыкальный
размер 2/4 или 4/4. Состоит из двух контрастных частей - медленной,
патетической, сопровождающей мужскую круговую пляску (венг. Lassu),
и быстрой, стремительной (венг. Friss), сопровождающей
зажигательную парную пляску. Для чардаша характерны острая, часто
синкопированная ритмика, виртуозная импровизация. С 30-х гг. XIX в.
Был наиболее популярен как бальный танец, как народный танец
существует в Венгрии и поныне.
^ История развития бальных танцев
Бальный танец возник в 14 веке в Италии в силу благоприятных
условий (разнообразной общественной жизни развивающихся городов).
Здесь происходит теоретическая разработка правил бального танца.
Затем бальный танец распространился во Франции. В 16-17 веках
Франция становится законодательницей бального танца. Первоначально
бальный танец не имел четко установленной формы. Преобладали низкие
танцы (басседансы) с поклонами, реверансами, салютами, часто в виде
шествий со свечами и факелами, сопровождаемые пением самих
танцующих или игрой на лютне, флейте, тамбурине, арфе, трубе. Через
исскуство жанглеров и труверов на балы проникали народные танцы,
соответственно приспособлявшиеся к чопорности и этикету двора и
аристократии. Обычно танцы объединялись: например, эстампида или
басседанс с сальтареллой, павана с гальярдой ит.д. Большой
популярностью в Италии и особенно во Франции пользовались
Французский бальный танец бранль, а также вольта(14-16 вв). В 17
веке бальный танец распространился по всей Европе.
^ Бальные танцы сегодня.
Бальные танцы в настоящие время включают в себя 10 танцев, 5
латиноамериканских, и 5 европейских (стандартных). Конечно же на
свете гораздо больше ответвлений и разновидностей
Латиноамериканских и Европейских танцев, только разновидностей
танца Самба существует более 20, ведь сколько людей, столько и
вкусов. Это и чарльзстоун, и ламбада, и кубинское танго, и сальса,
и меренга, и мамбо, и ещё много много других. Однако люди решили в
понятие «Бальные танцы» включить всего 10 с чётко продуманным
ритмом и допустимыми движениями. И вот они:
Латиноамериканские танцы (Латина):
-
Самба -
Ча ча ча -
Румба -
Пасодобль -
Джайв
Европейские танцы (Стандарт):
-
Медленный вальс -
Танго -
Венский вальс -
Медленный фокстрот -
Квик степ (Быстрый фокстрот)</</font>
^
Латиноамериканская программа
Латинская Америка предоставила миру огромное количество танцев,
возникших на фольклорной основе. Некоторые из них исчезли вскоре
после появления, а многие живут и поныне. В течение XVII-XVIII
веков происходит глубокое слияние европейской, негритянской и
индейской культур, что оказало своё влияние и на танцы того
времени.
В программу Латиноамериканских танцев входят пять танцев:
бразильская Самба, кубинские Румба и Ча-Ча-Ча, испанский Пасодобль
и северо-американский Джайв. Для всех них характерна высочайшая
энергетика исполнения и использование синкопированных ритмов.
Разрешено танцевать их как в закрытой позиции, так и при контакте
только руками или раздельно друг от друга в течение нескольких
тактов.
Самба
Самба - танец африканского происхождения, но наибольшее развитие
получил в Бразилии. Трудно предположить, глядя на знаменитые
Бразильские карнавалы, что бразильцы исполняют, в общем - то, не
совсем родной танец. В XVI веке португальцы ввезли в Бразилию не
только огромное количество рабов из Конго и Анголы, но и их
традиции и танцы. В числе популярных танцев были Catarete, Embolada
и Batuque. В Batuque от партнёров требовался тесный контакт, что
вызвало гнев инквизиции, был даже издан специальный указ Мануэля I
, запрещающий исполнение этого танца. Именно благодаря этому
обстоятельству танец стал очень популярным.
Смешанный танцевальный стиль возник в тридцатых годах XIX века и
включал в себя сложно-плетёные фигуры негритянских танцев и
вращательно-колебательные движения корпуса, характерные для
индийских. Аристократия Рио-де-Жанейро подвергла танец своеобразной
цензуре и адаптировала к закрытой позиции, которая считалась в то
время единственно верной для исполнения любых бальных танцев. Этот
танец впоследствии был назван «Zemba Queca» и описывался в 1885
году как «грациозный бразильский танец».
Пик популярности Самбы в Европе пришелся на 1948-1949 годы. В 1956
году Пьер Лавель настолько удачно обработал Самбу, что танец
получил мировую известность. Лавель также стандартизировал танец
для международного конкурсного исполнения.
Ча-ча-ча
Изучение афро-бразильской культуры на Кубе убедило известного
английского педагога Пьера Лавеля в том, что Румбу можно танцевать
в повышенном темпе и с дополнительными шагами, соответствующими
дополнительным ударам музыки. В 1954 году этот танец был описан как
«мамбо в ритме guiro». (Guiro - музыкальный инструмент из
высушенной тыквы и зазубренной палочки).
Мамбо является национальным танцем Гаити и имеет три формы -
одиночную, двойную и тройную. В тройной форме исполняется пять
шагов в такт, именно этот вариант стал предшественником Ча-Ча-Ча.
Румба
Считают, что Румба появилась на Кубе вместе с африканскими рабами.
Название «Румба», возможно, появилось благодаря термину «rumboso
orquestra», обозначившему в 1807 году музыкантов, исполняющих
танцевальные мелодии. В Испании слово «rumbo» означает «пирушка»,
«раут», «rumba» можно перевести как «сваливать в кучу», есть и
другие версии возникновения названия танца.
Некоторые утверждают, что первоначально Румба представляла собой
сексуальную пантомиму; другие говорят, что кубинская Румба
появилась как подражание повадкам животных; третьи замечают, что
характерная для этого танца неподвижность плеч должна напоминать
нам положение раба, переносящего тяжелый груз.
В США Румба появилась в тридцатых годах XX века как смесь исконной
Румбы кубинским болеро и онном (включающим в себя и Сальсу). В то
время основные шаги и фигуры Румбы еще не были до конца определены.
Многие пытались танцевать её, но чаще всего их исполнение
напоминало Фокстрот с выраженными движениями бедрами. После Второй
Мировой войны Пьер Лавель, во время пребывания в Гаване, заметил,
что американская Румба исполняется в несколько ином ритме, чем
коренная кубинская. По возвращении в Англию Пьер и Дорис Лавель,
имевшие танцевальную школу в Лондоне, разработали полноценный
вариант исполнения этого танца - Кубинскую Румбу. Именно эта форма
и входит на сегодняшний день в конкурсную танцевальную программу.
Пасодобль
Пасодобль - это единственный латиноамериканский танец, не связанный
с африканской культурой, его родина - Испания.
Название «Пасодобль» по-испански означает « двойной шаг» и,
возможно, происходит от « Paso a Dos», что значит « танец для
двоих». Пасодобль изображает корриду - бой тореадора с быком, где
партнерша исполняет роль плаща, это её основная роль. В некоторых
композициях временами дама исполняет роль другого тореадора, ну и
уж совсем редко - быка, как правило, побежденного в итоге. Музыка
Пасодобля основана на марше, предшествующем началу корриды.
В 30-х годах XX века Пасодобль становится крайне популярным в
аристократических кругах Парижа и обзаводится французскими
названиями для многих своих фигур. После Второй Мировой войны его
включили в программу конкурсных танцев. Сложные вариации Пасодобля
представляют стилизацию основных фигур, исполняемых тореро на
арене: «атака», «удар мулеты», «синкопированное разъединение»,
«вероника»… Последняя фигура повторяет движение плаща тореадора
вокруг его корпуса. В музыке Пасодобля присутствуют характерные
акценты, которые необходимо «обыграть», а потому танцор должен
обладать отличным чувством ритма и композиции. Поэтому этот танец
исполняют только опытные танцоры.
Джайв
Этот танец родом с юго-востока США, где он очень популярен среди
чернокожего населения уже более 100 лет. Напоминает он и ритуальные
танцы индейцев Флориды. Историки предполагают, что его истоки лежат
все-таки в Африке, а индейцы переняли Джайв несколько позже. В
1880-е годы на юге Америки негры устраивали настоящие соревнования
на лучшее исполнение этого танца. В качестве приза победителю
обычно вручали большой пирог, а танец получил название «cakewalk»
(типа, прогулка за пирогом). Исполнялся он под музыку с очень
синкопированным ритмом, названную Регтаймом. Регтайм популярен
среди чернокожего населения и по сей день. В самом начале Джайвом
увлекалась исключительно молодежь. Старшее поколение пыталось даже
запретить его исполнение в танцевальных залах, поскольку его
танцевали на месте и он мешал продвижению по линии танца. Позднее
Джайв трансформировался и в другие формы, как буги-вуги, би-боп,
рок, твист, диско и хастл.
На современных турнирах по спортивным танцам Джайв всегда исполняют
последним, что требует от танцоров высокой выносливости, особенно в
финалах, где танцы исполняют подряд друг за другом.
^
Европейская программа
Медленный вальс
История Вальса начиналась примерно в 1770-ых годах. Вальс
произошел от танцев нескольких различных народов в Европе, но его
главным предшественником был танец «Matenick». Немного
изменившись, назвавшись «Furiant», этот танец исполнялся в
программе сельских фестивалей в Чешской республике. Французский
танец «Walt», и австрийский «Lindler» являются наиболее похожими на
современный Вальс среди его предшественников. Вальс стал
популярным в начале 19-ого столетия в Вене, а оттуда он
распространялся по всему миру.Таким образом, появился английский
Вальс, венгерский Вальс, и Вальс-Мазурка. С Вальсом нельзя
конкурировать в его длительной исторической популярности.
Музыкальная форма Вальса получила своё развитие в течение 1920-ых
годов, вследствие этого появились: Бостонский Вальс и Медленный
Вальс. Эти танцы были предшественниками современного Вальса,
который теперь исполняется на соревнованиях.
Танго
Хореографические источники Танго - Аргентинские и испанские
народные танцы. В 19-ом столетии, Танго широко распространился в
Южной Америке, а в Европе впервые появился в начале 20-ого
столетия. Известный французский хореограф и постановщик Камиль де
Риналь совершенствовал танец, делая его более простым. Так он
создал танец Танго, который мы знаем и по сей день. Этот танец не
был популярным во всем мире, так как Римский папа запретил его,
поставив клеймо «непристойный». После его первичного успеха в
Париже в 1909, Танго распространился по всей Европе и обрел
наивысшую популярность в период между 1910-1915 годами. Он вышел из
моды с 1930-ых по 60-ые, но в настоящее время Танго возродил былую
популярность. Смелость и решение, внезапные паузы, неожиданные позы
и изменения направлений, это и есть характер настоящего Танго.
Венский вальс
«Флекер» - одно из движений Венского Вальса, которое выполняется на
современных соревнованиях. Это - очень древнее движение, которое
произошло из примитивных народных танцев Австрии и Германии. В
течение нескольких столетий пары танцевали, вращаясь вокруг на
одном месте, находясь очень близко друг к другу. В конце 18-ого и
начале 19-ого века эти танцы, кочевали от города к городу. Вместо
того, чтобы танцевать в тавернах, пары переместились в большие
танцевальные залы Вены. Прыгание и штамповка были преобразованы в
гладкое скольжение по просторным и наполированным площадкам. Темп
музыки был увеличен до 60-70-ти ударов в минуту (в настоящее время
обычно 60 ударов в минуту). Музыка венского Вальса изящна и полна
страсти. Танец красив, а наблюдать за танцующими парами это
реальное удовольствие. Создатели этих очаровательных мелодий были
Strauss, отец с сыном, Legar, Waldteifel и другие великие
композиторы, такие как: Schubert, Chopin, Berlios, Tchaikovsky,
Sibelius, Weber, Ravel.
Фокстрот
Фокстрот появился в Европе в начале 20-ого столетия и достиг пика
своей популярности в 20-ых. Такой быстрый рост произошел по вине
талантливых американских танцоров Вернона и Ирэн Касл. За эти годы
появилось несколько вариантов Фокстрота, самые популярные из них,
это Медленный Фокстрот и Квикстеп. Медленный Фокстрот
характеризуется длинными линиями, непрерывными и быстрыми
прогрессивными движениями. Это подразумевает сохраняющуюся силу и
полет. Танец достаточно сложен, так как требует баланса и
постоянного контроля в течение каждого движения. Чтобы выполнять
это грациозно, танцорам, особенно партнершам, необходимы постоянные
тренировки. Медленный Фокстрот требует значительного пространства и
не может быть исполнен, если танцзал переполнен.
Квикстеп
Квикстеп - легкий, живой, веселый танец. Он переполнен скачками,
перелетами, правым, левым и обратным поворотами. Есть несколько
вариантов интерпретации: искрящийся танец для юных танцоров, более
чистое благородство для танцоров средних лет, и более степенная,
отборная хореография для старших танцоров. Английский по
происхождению, Фокстрот превратился в быстрый танец, став
популярным в 1930-ых. Живой ритм Квикстепа требует легкости и
подвижности от танцоров. Богатый с изменениями, Квикстеп считают
Pocket Grammar (Карманной Грамматикой) стандартных танцев.
Заключение
Сегодня бальный танец имеет множество поклонников по всему миру.
Кроме того, стоит вопрос о внесении танцевального спорта в
олимпийскую программу. В России бальные танцы очень популярны, наша
страна занимает ведущие позиции на мировой арене. С каждым годом
все больше людей приходит в танцевальные клубы и студии, что бы
приобщиться к этому прекрасному виду искусства. Я уверен, что
бальный танец не утратит своей популярности, а будет продолжать
развиваться.
Список литературы
1.Г. Регаццони. Бальные танцы. Перевод с фр.- М.: БММ АО,
2001.-
192 с.: ил.
2.А. Маджони История бального танца.- М.: АСТ: Астрель, 2007.-96
с.: ил.
3.Журнал «Звезды над паркетом» №7(153) март 2004, №23(169) октябрь
2004.
4.Журнал «Квик» №9(12) сентябрь 2007.