- Учителю
- Разработка рекомендаций по созданию условий для развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста
Разработка рекомендаций по созданию условий для развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста
Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования
дом детского творчества Омутнинского района Кировской области
Разработка рекомендаций по созданию условий для развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста
Для детей 5-7 лет
Подготовила: педагог
дополнительного образования
Лусникова Екатерина Сергеевна
Г. Омутнинск, 2013
Аннотация
Данная методическая разработка составлена педагогом дополнительного образования Лусниковой Екатериной Сергеевной, в ней раскрывается проблема эстетического воспитания и развития творческого воображения детей в современном обществе.
В методической разработке рассматривается характеристика воображения, возрастные особенности психического развития детей старшего дошкольного возраста и некоторые техники нетрадиционного рисования. Так же в ней представлены рекомендации по созданию условий для развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста, включающие в себя серию занятий по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования.
Методическая разработка будет полезной в работе педагогов дополнительного образования, воспитателей детских садов, руководителей изобразительной деятельностью и для родителей.
Введение
Человек, эстетически развитый искусством, тем и отличается от человека эстетически не развитого, что у него органы чувств более чуткие и «умные». Его глаза, в буквальном смысле, видят в вещах гораздо больше значимого, чем неразвитый глаз. В этом отношении искусство участвует не только в развитии художественных, но и универсальных способностей человека и, в частности, ребенка.
В данное время остро стоит проблема эстетического воспитания и развития детей. Рисование всегда было излюбленной деятельностью детей, в которой они выражают свои чувства и отражают действительность окружающего мира. Данная тема выбрана потому, что нетрадиционные способы рисования, как и нетрадиционная деятельность в целом, является интересной для детей, увлекательной, неизведанной. В такой деятельности дети легко обучаются. Нетрадиционное рисование дает огромное место для фантазии и творчества. В наши дни ведущее место занимают цифровые технологии с «готовыми» картинками, где развитие творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы, становится практически невозможным. Воображение и фантазия - это важнейшая сторона жизни ребенка. Воображение является неотъемлемой частью умственного развития, воспитания и обучения детей в целом. Большие возможности для развития творческого воображения представляет изобразительная деятельность. Изобразительная деятельность формирует и развивает человека разносторонне, влияет на его духовный мир в целом. Оно развивает глаз и пальцы, углубляет и направляет эмоции, возбуждает фантазию, заставляет работать мысль, расширяет кругозор, формирует нравственные принципы. Рисуя, ребенок отражает и упорядочивает свои знания о мире, осознает себя в нем. Необходимо увлечь детей в изобразительную деятельность, что возможно при использовании в работе с детьми нетрадиционных видов рисования.
Воображение и фантазия - это важнейшая сторона жизни ребенка. Усвоить какую-либо программу без воображения невозможно. Оно является высшей и необходимейшей способностью человека. Вместе с тем именно эта способность нуждается в особой заботе в плане развития. А развивается воображение особенно интенсивно в возрасте от 5 до 15 лет. И если в этот период воображение специально не развивать, то в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции. Вместе с уменьшением способности фантазировать у детей обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству, к творческой деятельности. Для того чтобы развивать творческое воображение у детей, необходима особая организация изобразительной деятельности.
Цель - Создать условия для развития воображения детей старшего дошкольного возраста на основе использования видов нетрадиционного рисования
Для того чтобы реализовать цель, были поставлены следующие задачи:
-
раскрыть особенности формирования психических процессов у детей старшего дошкольного возраста;
-
подобрать виды и способы нетрадиционного рисования, развивающие воображение детей;
-
разработать систему занятий по развитию творческого воображения детей нетрадиционными способами рисования;
-
разработать перечень рекомендаций по созданию условий развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста
Для применения данной методической разработки педагогу необходимо:
-
провести диагностику группы детей, выявить уровень их креативности (рекомендуется использовать тест креативности по методике Е.Торренса);
-
составить последовательную систему занятий по развитию творческого воображения детей нетрадиционными способами рисования, учитывая рекомендации, представленные в данной методической разработке;
-
реализовать данные занятия на практике;
-
провести повторную диагностику детей
-
исходя из выводов, планировать последующую работу.
Основная часть
Раздел 1. Теоретические аспекты по созданию условий для развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста
-
Характеристика воображения в психолого-педагогической литературе
Воображение - психический процесс, заключающийся в создании новых образов (представлений) путем переработки материала восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте.
Воображение - способность сознания создавать образы, представления, идеи и манипулировать ими; играет ключевую роль в следующих психических процессах: моделирование, планирование, творчество, игра, человеческая память. Разновидность творческого воображения - Фантазия.
Воображение является познавательным процессом, специфика которого состоит в переработке прошлого опыта.
И мышление, и воображение возникают в проблемной ситуации, мотивируются потребностями личности. Основу обоих процессов составляет опережающее отражение. В зависимости от ситуации, запаса времени, уровня знаний и их организации одна и та же задача может решаться как с помощью воображения, так и с помощью мышления. Различие состоит в том, что отражение действительности, осуществляемое в процессе воображения, происходит в виде ярких представлений, в то время как опережающее отражение в процессах мышления происходит путем оперирования понятиями, позволяющими обобщенно и опосредованно познавать окружающее. Использование того или иного процесса диктуется, прежде всего, ситуацией: творческое воображение работает, в основном, на том этапе познания, когда неопределенность ситуации достаточно велика. Таким образом, воображение позволяет принимать решения даже при неполноте знания.
Функции воображения
- представление действительности в образах, а также создание возможности пользоваться ими, решая задачи;
- регулирование эмоциональных состояний;
- произвольная регуляция познавательных процессов и состояний человека, в частности восприятия, внимания, памяти, речи, эмоций;
- формирование внутреннего плана действий - способности выполнять их внутри, манипулируя образами;
- планирование и программирование деятельности, составление программ, оценка их правильности, процесса реализации.
Воображение включается в восприятие, влияет на создание образов воспринимаемых предметов и, в то же время, само зависит от восприятия.
Определяя особенность воображения, связанную с приемами действительности следует подчеркнуть, что все они, так или иначе, протекают не только в абстракции, но и в форме чувственности. В основе этих процессов лежат мыслительные операции, но формой всех превращений здесь выступает именно чувственность.
Конечный источник операций воображения - предметно-практическая деятельность, служащая фундаментом для преобразования и оформления содержания образов воображения. Следовательно, основой для воображения являются чувственные образы, но их преобразование осуществляется в логической форме.
-
Возрастные особенности психического развития детей
Под воображением понимают психический познавательный процесс создания новых образов путем переработки материалов восприятия и представления, полученных в прошлом опыте. Воображение присуще только человеку. Оно позволяет представить результат труда, рисования, конструирования и любой другой деятельности до её начала. Процессы воображения имеют аналитико-синтетический характер. Образы создаются с помощью комбинирования, сочетания различных элементов, сторон предметов и явлений, причем сочетаются черты не случайные, а соответствующие замыслу, существенные и обобщенные. Преобразование может протекать как акцентирование, заострение каких-либо сторон в виде их преуменьшения или преувеличения, а также как типизация - выделение существенного в группе однородных явлений и воплощение их в конкретном образе. В зависимости от степени активности различают пассивное и активное воображение, когда продукты первого не воплощаются в жизнь. Учитывая самостоятельность и оригинальность образов, говорят о творческом и воссоздающем воображении. В зависимости от наличия сознательно поставленной цели создать образ выделяют преднамеренное и непреднамеренное воображение.
Воображение дошкольника отличается от воображения взрослого, за кажущимся его богатством скрывается бедность, смутность, схематичность и стереотипность образов. Ведь в основе образов воображения лежит перекомбинировние материала, хранящегося в памяти. А у дошкольника знаний и представлений еще недостаточно. Видимое богатство воображения связано с низкой критичностью детского мышления. Это недостаток и достоинство детского воображения. Дошкольник легко объединяет разные представления и некритически относится к полученным комбинациям, что особенно заметно в младшем дошкольном возрасте. (Л.С. Выгодский).
Дошкольник не создает ничего принципиально нового с точки зрения общественной культуры. Характеристика новизны образов имеет значение только для самого ребенка: было ли подобное в его собственном опыте (Григорьева)
До достижения детьми 5-7 лет, почти на протяжении всего дошкольного возраста, у них отсутствует замысел или он крайне неустойчив, легко разрушается. Ребенка привлекает сам процесс комбинирования, создания новых ситуаций, персонажей, событий, имеющий яркую эмоциональную окрашенность.
На первых порах воображение неразрывно связано с предметом, выполняющим функцию внешней опоры. Постепенно необходимость во внешних опорах отпадает. Происходит интериоризация действий воображения в двух планах. Во-первых, переход к игровому действию с предметом, которого в действительности нет. Во-вторых, переход к игровому использованию предмета, придание ему нового смысла и представление действий с ним в уме, без реального действия. В этом случае игра происходит полностью в плане представления.
Таким образом, воображение превращается в особую интеллектуальную деятельность, направленную на преобразование окружающую мира. Опорой для создания образа теперь служит не только реальный объект, но и представления, выраженные в слове.
Рост произвольности воображения проявляется у дошкольника в развитии умения создавать замысел и планировать его достижение. О возрастании целенаправленности воображения на протяжении дошкольного детства можно сделать вывод по увеличению продолжительности игры детей на одну и ту же тему, а также по устойчивости ролей.
Старшие дошкольники способны фантазировать произвольно, заранее до начала деятельности планируя процесс воплощения замысла. Они начинают план достижения цели, предварительно отбирают и готовят необходимое оборудование.
Целенаправленное развитие воображения у детей сначала происходит под влиянием взрослых, которые побуждают их произвольно создавать образы. А затем дети самостоятельно представляют замыслы и план по их реализации. Причем в первую очередь этот процесс наблюдается в коллективных играх, продуктивных видах деятельности, то есть там, где деятельность протекает с использованием реальных объектов и ситуаций и требует согласованности действий ее участников.
Позже произвольность воображения проявляется в индивидуальной деятельности, которая не обязательно предполагает опору на реальные предметы и внешние действия.
Воображение позволяет ребенку познавать окружающий мир, выполняя гностическую функцию. Оно заполняет пробелы в его знаниях, служит для объединения разрозненных впечатлений, создавая целостную картину мира.
Воображение возникает в ситуациях неопределенности, когда дошкольник затрудняется найти в своем опыте объяснение какому-либо факту действительности. Такая ситуация роднит воображение и мышление. Как подчеркивал Л.С.Выгодский, «эти два процесса развиваются взаимосвязано».
Мышление обеспечивает избирательность в преобразовании впечатления, а воображение дополняет, конкретизирует процессы мыслительного решения задач, позволяет преодолеть стереотипы. И решение интеллектуальных проблем становится творческим процессом.
Кроме того, что воображение значительно расширяет границы познания, оно позволяет дошкольнику «участвовать» в событиях, не встречавшихся в обыденной жизни. Это «участие» обогащает его интеллектуальный, эмоциональный, нравственный опыт, позволяет более глубоко познать окружающее, природную, предметную и социальную действительность.
Фантазируя, дети выделяют объективные закономерности окружающего. Создание новых образов - это не умозрительный, а тесно связанный с действительностью процесс. Именно в реальном мире находится источник образов воображения. Воображение помогает дошкольнику найти нестандартное творческое решение познавательной проблемы. Поэтому важнейшей характеристикой воображения ребенка является его реализм, понимание того, что может быть и чего не может. Реалистический подход к фантастике в сказке возникает в дошкольном возрасте.
Развитие воображения приводит к тому, что в возрасте 5-7 лет дети создают воображаемые миры, населяют их персонажами, имеющими определенные характеристики и действующими в соответствующих ситуациях.
Творческий характер зависит от того, в какой мере дети владеют способами преобразования впечатлений, используемыми в игре и художественной деятельности. Средства и приемы воображения интенсивно осваиваются в дошкольном возрасте. Дети не создают новых фантастических образов, а просто преобразуют уже известные. Действенный способ преобразования действительности дополняется оперированием образами, которые не опираются на сиюминутно воспринимаемую ситуацию.
При создании образов дети используют прием антропоморфизации - одушевления предметов; поскольку часто встречается с ним при слушании сказок. Более сложным приемом, который используют дошкольники, выступает агглютинация. Ребенок, создавая новый образ, соединяет в нем, казалось бы, несоединимые стороны разных объектов. Смещение величины, приводящее к преуменьшению или преувеличению величины персонажей, приводит также к созданию оригинальных образов.
В изобразительном творчестве дети создают фантастические образы сначала с помощью элементарных приемов - изменяя цвет или изображая необычное взаиморасположение объектов. Такие образы бедны по содержанию и, как правило, невыразительны. Постепенно рисунки приобретают конкретную содержательность. У старших дошкольников образы в рисунках становятся все более оригинальными.
Освоение приемов и средств создания образов приводит к тому, что и сами образы становятся разнообразнее, богаче. Сохраняя конкретный, наглядный характер, они приобретают обобщенность, отражая типическое в объекте.
Таким образом, можно определить несколько особенностей развития воображения в дошкольном возрасте:
- воображение приобретает произвольный характер, предполагая создание замысла, его планирование и реализацию;
- оно становится особой деятельностью, превращаясь в фантазирование;
- ребенок осваивает приемы и средства создания образов;
- воображение переходит во внутренний план, отпадает необходимость в наглядной опоре для создания образов.
В старшем дошкольников возрасте восприятия приобретают целенаправленный характер. Большинство их основывается на зрительных ощущениях; с их помощью ребёнок может воспринять цвет, размер, форму. Но поскольку опыт у него не велик, одно зрение не может дать ему полноты восприятия, необходимо восприятие включать осязание и другие ощущения, помогающие образованию более полного представления.
Учить ребёнка видеть мир - вот одна из задач воспитателя, а это значит развивать в детях наблюдательность, умение сознавать удивительное, т.е. развивать в детях способность мыслить, рассуждать анализировать, делать выводы.
Ребёнок 5-6 лет, воспринимая окружающие объекты, уже пытается выделить их особенности, анализировать, обобщать, делать свои выводы, но пока они поверхностны. Детей часто привлекают яркие, динамичные, но второстепенные детали, часто не имеющие существенного значения в работе над рисунком. Это отражается и на их характере их представлений о предмете, и на изображении в рисунке.
К старшему дошкольному возрасту у ребёнка всё больше развивается уровень аналитико-синтетического мышления, что имеет важное значение для процесса и изображения.
Вначале познание окружающего в изобразительной деятельности ребёнка не связано с творческими проявлениями и заключается в познании свойств материала, с помощью которого действует ребёнок: карандаши и краски оставляют следы на бумаге.
Для дальнейшей изобразительной деятельности и развития творческих начал этот период играет важную роль, т.к. ребенок знакомиться с тем материалом, с помощью которого он может воплощать свои представления в образах.
Когда он начинает понимать, что оставляемые карандашом следы могут что-то обозначать, и по своему желанию или по предложению взрослого старается нарисовать какой-то предмет, тогда его деятельность приобретает уже изобразительный характер. У ребенка есть замысел и цель, которые он стремиться осуществить.
Для развития детского творчества ученые-педагоги выделяют следующие условия:
-
Необходимо не спешить давать ребенку правильные ответы, а давать время воображению;
-
Насыщать ребенка яркими впечатлениями, обогащая эмоциональный опыт ребенка.
-
Учитывать индивидуальные особенности детей.
-
Создавать интересную предметную среду.
-
Бережное отношение руководителя к процессу и результату детской деятельности.
-
Наличие творческого родителя и педагога.
-
По возможности необходимо специальное обучение (комплексное использование методов и приемов обучения)
-
Доброжелательная атмосфера.
-
Необходимо общение детей кс искусством.
-
«Свобода», т.е. не принудительное что-либо, а возникающее из интересов детей.
Таким образом, старший дошкольник способен к некоторым элементам предварительного продумывания и содержания, и средств выполнения. Он уже может самостоятельно решить, что он будет рисовать по своему выбору или на заданную тему, что в теме является главным, с чего надо начать, как расположить изображаемый предмет, главное задать стимул и условия для дальнейшего и более глубокого развития творчества.
-
Нетрадиционное рисование как технология изобразительной деятельности
У каждого человека есть потребность в творческой деятельности и творческие способности. К сожалению, часто они остаются нереализованными. В детстве человек ищет возможности реализовать свой творческий потенциал, но, как правило, наталкивается на сопротивление среды и ближайшего окружения. Если ребенок не приобретает положительного опыта творческой деятельности, то в зрелом возрасте у него может сформироваться убеждение, что это направление развития ему недоступно. А ведь именно через творчество человек может наиболее полно раскрыться как личность.
Творчество дает человеку переживание своей целостности. Оно отражает его внутренний мир, его стремления, желания, переживания. В момент творчества человек наиболее полно и глубоко переживает себя как личность, осознает свою индивидуальность. «Творчество, - пишет В.В.Давыдов, - является уделом всех,… оно является нормальным и постоянным спутником детского развития». Творческие задатки у разных детей разные. Они зависят от свойств нервной системы, ее «пластичности», эмоциональной чувствительности, темперамента и во многом определяются наследственностью. Кроме того, влияние на развитие способностей к творчеству оказывает среда, окружающая ребенка, особенно семья. Самым доступным вариантом творческой деятельности является изобразительная деятельность.
Дети в возрасте от 3 до 7 лет рисуют карандашами, красками, лепят из пластилина, мастерят из разных подручных материалов. Такая деятельность является для ребенка естественным способом освоения окружающего мира, понимания своего места в нем, открытия себя, способом развития мышления, восприятия, моторики, развивает ребенка эмоционально и творчески. По значимости эта деятельность занимает в жизни ребенка второе место после игры, по своему характеру она наиболее приближена к игре, являясь доступной, свободной деятельностью, в которой есть возможность выразить свои переживания опосредованно через цвет, образ и т.п. В то же время это наглядная и продуктивная деятельность, дающая возможность оценить результат.
Развитию воображения способствуют:
- ситуации незавершенности;
- разрешение и даже поощрение множества вопросов;
- стимулирование независимости, самостоятельных разработок;
- билингвистический опыт;
- позитивное внимание к ребенку со стороны взрослых.
Развитию воображения препятствуют:
- конформность;
- неодобрение воображения;
- жесткие полоролевые стереотипы;
- разделение игры и обучения;
- готовность к изменению точки зрения;
- преклонение перед авторитетами.
Вот уже почти столетие детское рисование вызывает интерес многочисленных исследователей. Представители различных наук подходят к изучению детского рисунка с разных сторон. Искусствоведы стремятся заглянуть в истоки творчества. Психологи через детское рисование ищут возможность проникнуть в своеобразный внутренний мир ребенка. Педагоги ищут оптимальные пути обучения, способствующие всестороннему развитию детей.
Так что же это такое «изобразительная деятельность», или, другими словами, рисование? Прежде всего - одно из первых и наиболее доступных средств самовыражения ребенка. Дети рисуют то, о чем думают, что привлекает их внимание, вкладывают в изображаемое свое отношение к нему, живут в рисунке. Рисование - это не только забава, но и творческий труд.
При этом в работу включаются зрительные, двигательные, мускульно-осязаемые анализаторы. В изобразительной деятельности проявляется своеобразие многих сторон детской психики. Рисование помогает нам лучше узнать ребенка, дает возможность получить материал, раскрывающий особенности мышления, воображения, эмоционально-волевой сферы. Не говоря уже о том, какую пользу приносят занятия рисованием, развивая память и внимание, речь и мелкую моторику, приручая ребенка думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать.
Все необходимые качества воображения (широта, произвольность, устойчивость, яркость, оригинальность) возникают не спонтанно, а при условии систематического влияния со стороны взрослых. Влияние должно обогащать и уточнять восприятие и представления ребенка об окружающем мире, а не сводиться к "навязыванию" ему готовых тем. Ребенку нужно помогать знакомиться с действительностью, чтобы ее изображать, развивать способность оперировать образами, чтобы создавать на их основе новые. Важно формировать у детей познавательные интересы. Если же эту работу с ним не проводить, то и воображение будет значительно отставать в развитии. В результате к началу школьного обучения ребенок может оказаться не готовым к усвоению учебного материала, требующего достаточно сформированного уровня воображения. К этому возрасту уже должны появиться такие психические образования, как произвольность, внутренний план действий, рефлексия. Благодаря этим новообразованиям появляется и качественно новый вид воображения - произвольное воображение. Возрастает целенаправленность, устойчивость замыслов, образы воображения наглядны, динамичны и эмоционально окрашены. Присутствует творческая переработка представлений.
Итак, развивая воображение с раннего детства, мы не только совершенствуем познавательные процессы и способность к творчеству, но и формируем личность ребенка.
Через творчество у ребенка развивается мышление. Этому способствуют настойчивость и выраженные интересы. Отправной точкой для развития воображения должна быть направленная активность, то есть включение фантазий детей в конкретные практические проблемы.
Занятия нетрадиционным рисованием способствуют развитию воображения, творческой активности, зрительной памяти, гибкости и быстроты мышления, воображения и фантазии, оригинальности и индивидуальности каждого ребенка.
Все дети любят рисовать. Творчество для них - это отражение душевной работы. Чувства, разум, глаза и руки - инструменты души. Сталкиваясь с красотой и гармонией мира, изведав при этом чувство восторга и восхищения, они испытывают желание "остановить прекрасное мгновенье", отобразив свое отношение к действительности на листе бумаги.
Творчество не может существовать под давлением и насилием. Оно должно быть свободным, ярким и неповторимым. Не расставаясь с карандашами, фломастерами, красками, ребенок незаметно для себя учится наблюдать, сравнивать, думать, фантазировать.
Для ребенка привычны и знакомы следы, оставляемые карандашами, фломастерами, шариковой ручкой и кистью, но остается удивительным использование пальчиков и ладошек для рисования штампов и трафаретов.
Нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности удивляют и восхищают детей, тем самым, вызывая стремление заниматься таким интересным делом. Оригинальное рисование раскрывает творческие возможности ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер и настроение. И совсем не страшно, если ваш маленький художник перепачкается, главное - чтобы он получал удовольствие от общения с красками и радовался результатам своего труда.
Рисование для ребенка - радостный, вдохновенный труд, к которому его не надо принуждать, но очень важно стимулировать и поддерживать малыша, постепенно открывая перед ним новые возможности изобразительной деятельности.
Оригинальное рисование привлекает своей простотой и доступностью, раскрывает возможность использование хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов.
А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь самоценным является не конечный продукт - рисунок, а развитие личности, мышления, воображения.
Одной из простейших графических техник считается монотипия...
На гладкой поверхности - стекле, пластмассовой доске, пленке, толстой глянцевой бумаге - делается рисунок масляной или гуашевой краской. Конечно, материал, на который наносится краска, не должен пропускать воду. Сверху накладывается лист бумаги и придавливается к поверхности. Получается оттиск в зеркальном отображении. Всегда только один.
Отсюда и название - монотипия (от греческого monos - один, единый и tupos - отпечаток). Количество красок в монотипии - любое.
Начинающему графику в качестве гладкой поверхности советуем использовать бумагу и на бумаге же отпечатать рисунок. Интересный результат получится, если выполнить рисунок не на гладкой поверхности, а на фактурной бумаге - ватмане или чертежной бумаге. А отпечаток сделать на листе обычной писчей бумаги...
Необходимо стараться пробудить фантазию ребенка, а для этого обратить занятия в увлекательную игру. Так, нужно на листе бумаги оставить несколько довольно крупных капель жидко разведенной краски. Согнуть листок пополам и плотно сжать. Развернув, можно увидеть необычные, причудливые узоры. Их можно при желании назвать и кляксами.
Еще доступнее детям так называемая диатипия (от греческого dia - сквозь, через). Эту технику обычно считают разновидностью монотипии, но есть и существенные различия.
Специальным роликом или тампоном из тряпки, наносится легкий слой краски на стекло или гладкую поверхность картонной папки. Сверху накладывают лист бумаги и начинают рисовать. Рисуют карандашом, а то и просто заостренной палочкой, стараясь не давить сильно руками на бумагу.
На той стороне, которая была прижата к стеклу или картону, получится оттиск - зеркальное повторение рисунка с интересной фактурой и цветным фоном.
Можно работать и с двумя красками. Если нужно получить прямое воспроизведение рисунка на цветном фоне, нарисуйте картину прямо на кальке. Последнюю положить поверх подготовленной для отпечатка бумаги лицом вниз, то есть изображением. Остается только обвести контуры рисунка заостренной палочкой и оттиск готов. Рисунок получится слегка выпуклым, что придаст ему некоторую необычность и новизну. Часто в этом случае используют цветную бумагу, но лучше отпечатать изображение на подготовленном вами же фоне.
Метод кляксографии
Он заключается в том, чтобы научить детей делать кляксы (черные и разноцветные). Затем ребенок может смотреть на них и видеть образы, предметы или отдельные детали. "На что похожа твоя или моя клякса?", "Кого или что она тебе напоминает?" - эти вопросы очень полезны, т.к. развивают мышление и воображение. После этого, не принуждая ребенка, а показывая, рекомендуем перейти к следующему этапу - обведение или дорисовка клякс. В результате может получиться целый сюжет. А потом можно дорисовать отдельные детали и вырезать, чтобы образ стал узнаваемым. Такая игра с красками хорошо развивает детское мышление и воображение.
Можно ставить кляксы и так: налить жидкой краски в центр листа. А затем ребенок наклоняет бумагу в разные стороны или дует на кляксу через соломинку. Это может быть деревце, паучок, в общем, все что угодно.
Есть еще способ. Можно взять воду, гуашь, немного жидкого мыла, все смешать, надуть «шапку» из пузырей и приложить к ней лист бумаги. А дальше детская фантазия поможет, подскажет, что можно нарисовать.
«Загадочные рисунки»
Загадочные рисунки могут получаться следующим образом. Берется картон размером примерно 20х20 см. И складывается пополам. Затем выбирается полушерстяная или шерстяная нитка длиной около 30 см, ее конец на 8 - 10 см обмакивается в густую краску и зажимается внутри картона. Следует затем поводить внутри картона этой ниткой, а потом вынуть ее и раскрыть картон. Получается хаотичное изображение, которое рассматривают, обводят и дорисовывают взрослые с детьми. Чрезвычайно полезно давать названия получившимся изображениям. Это сложная умственно-речевая работа в сочетании с изобразительной будет способствовать интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста.
Нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности удивляют и восхищают детей, тем самым, вызывая стремление заниматься таким интересным делом. Оригинальное рисование раскрывает творческие возможности ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер и настроение.
Раздел 2. . Рекомендации по созданию условий для развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста
Одним из важнейших факторов творческого развития детей является создание условий, способствующих формированию их творческих способностей.
На основе изучения психолого-педагогической и методической литературы, передового опыта составлен примерный перечень рекомендаций по созданию условий для развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста:
Первым шагом к успешному развитию творческих способностей является раннее физическое развитие ребенка: раннее плавание, гимнастика, раннее ползание и хождение. Затем раннее чтение, счет, раннее знакомство с различными инструментами и материалами.
Вторым важным условием развития творческих способностей ребенка является создание обстановки, опережающей развитие детей. Необходимо, насколько это возможно заранее окружить ребенка такой средой и такой системой отношений, которые стимулировали бы его самую разнообразную творческую деятельность и исподволь развивали бы в нем именно то, что в соответствующий момент способно наиболее эффективно развиваться. Например, еще задолго до обучения чтению годовалому ребенку можно купить кубики с буквами, повесить азбуку на стене и во время игр называть ребенку буквы. Это способствует раннему овладению чтением.
Третье, чрезвычайно важное, условие эффективного развития творческих способностей вытекает из самого характера творческого процесса, который требует максимального напряжения сил. Дело в том, что способности развиваться тем успешнее, чем чаще в своей деятельности человек добирается "до потолка" своих возможностей и постепенно поднимает этот потолок все выше и выше. Такое условие максимального напряжения сил легче всего достигается, когда ребенок уже ползает, но еще не умеет говорить. Процесс познания мира в это время идет очень интенсивно, но воспользоваться опытом взрослых малыш не может, так как объяснить такому маленькому еще ничего нельзя. Поэтому в этот период малы вынужден больше, чем когда-либо, заниматься творчеством, решать множество совершенно новых для него задач самостоятельно и без предварительного обучения (если, разумеется взрослые позволяют ему это делать, они решают их за него). У ребенка закатился далеко под диван мяч. Родители не должны спешить достать ему эту игрушку из-под дивана, если ребенок может решить эту задачу сам.
Четвертое условие успешного развития творческих способностей заключается в предоставлении ребенку большой свободы в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним каким-либо делом, в выборе способов и т.д. Тогда желание ребенка, его интерес, эмоциональный подъём послужат надежной, гарантией того, что уже большее напряжение ума не приведет к переутомлению, и пойдет ребенку на пользу.
Но предоставление ребенку такой свободы не исключает, а, наоборот, предполагает ненавязчивую, умную, доброжелательную помощь взрослых - это и есть пятое условие успешного развития творческих способностей. Самое главное здесь - не превращать свободу во вседозволенность, а помощь в подсказку. К сожалению, подсказка - распространенный среди родителей способ "помощи" детям, но она только вредит делу. Нельзя делать что-либо за ребенка, если он может сделать сам. Нельзя думать за него, когда он сам может додуматься.
Давно известно, что для творчества необходимо комфортное психологическая обстановка и наличие свободного времени, поэтому шестое условие успешного развития творческих способностей - тёплая дружелюбная атмосфера в семье и детском коллективе. Взрослые должны создать безопасную психологическую базу для возвращения ребенка из творческого поиска и собственных открытий. Важно постоянно стимулировать ребенка к творчеству проявлять сочувствие к его неудачам, терпеливо относиться даже к странным идеям несвойственным в реальной жизни. Нужно исключить из обихода замечания и осуждения.
Но создание благоприятных условий недостаточно для воспитания ребенка с высоким творческим потенциалом, хотя некоторые западные психологи и сейчас считают, что творчество изначально присуще ребенку и, что надо только не мешать ему свободно самовыражаться. Но практика показывает, что такого невмешательства мало: не все дети могут открыть дорогу к созиданию, и надолго сохранить творческую активность. Оказывается (и педагогическая практика доказывает это), если подобрать соответствующие методы обучения, то даже дошкольники, не теряя своеобразия творчества, создают произведения более высокого уровня, чем их необученные самовыражающиеся сверстники. Не случайно сейчас так популярны детские кружки и студии, музыкальные школы и школы искусств. Конечно, ведется еще много споров о том, чему же и как учить детей, но тот факт, что учить надо не вызывает сомнений.
Воспитание творческих способностей детей будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд частных педагогических задач, направленных на достижение конечной цели. Для решения данной проблемы разработана серия занятий с использованием нетрадиционных техник рисования у детей старшего дошкольного возраста
Тема
вид
цель
оборудование
содержание
«Волшебные кляксы»
Занятие с использованием техники Кляксография
- способствовать развитию фантазии и воображения детей;
- обогащать и расширять художественный опыт детей в работе с гуашью.
Альбомный лист, жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, баночки с водой, трубочки.
Ребенок зачерпывает гуашь пластиковой ложечкой и вливает на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном порядке. Получаются кляксы. Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги. Недостающие детали дорисовываются.
«Мир, который я вижу»
Занятие с использованием техники Монотипия
- способствовать развитию творчества и воображения детей;
- развивать чувство цвета и формы.
Гуашь разных цветов, баночка с водой, толстая и тонкая кисть, несколько листов бумаги на каждого ребенка.
Ребенок наносит на лист белой бумаги разноцветные пятна и накрывает еще одним листом. А затем проглаживает ладошкой и снимает верхний лист. Получается замысловатый узор. Пятна можно наносить так же на половину листа, согнуть левую сторону к правой, а затем разогнуть. Недостающие детали дорисовываются.
«Цветные ниточки»
Занятие с использованием окрашенных нитей
- способствовать развитию фантазии и воображения детей;
- развивать у детей стойкий интерес к изобразительной деятельности
Бумага, жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, нитка.
Ребенок опускает в краску нитку, отжимает ее. Затем на листе бумаги выкладывает из нитки изображение, оставляя один ее конец свободным. После этого накладывает другой лист, прижимает, придерживая рукой, и вытягивает нитку за кончик. Недостающие детали дорисовываются.
«В стране мыльных пузырей»
рисование мыльными пузырями
- продолжать развивать воображение детей;
- формировать умение самостоятельно выбирать цветовую гамму красок.
Шампунь, гуашь, вода, лист бумаги, трубочка.
В баночку с гуашью вливаем шампунь, добавляем немного воды, все хорошо перемешиваем и дуем в трубочку до тех пор, пока не образуется пена. Прикладываем к пене лист бумаги. Полученные пятна дорисовываем до целостного образа.
«Фантастический силуэт»
Занятие по рисованию с использованием отпечатков ладошек
- развивать цветовое восприятие, совершенствовать мелкую моторику пальцев рук и кистей;
- вызвать положительный отклик на результаты своего творчества.
Гуашь разных цветов, тарелочки под краску, тряпочки, кисти.
Обмакнем всю ладонь или ее часть в краску и оставим на бумаге отпечаток. Или раскрасить ладонь в разные цвета. К отпечатку ладони можно добавить отпечатки одного или двух пальцев в разных комбинациях. Рассмотреть полученный отпечаток, определить, на что похож. Кисточкой добавить необходимые детали.
Рекомендации для родителей и педагогов
-
Приоритетное внимание должно быть уделено игре, рисованию, лепке, аппликации, театрализованной, конструктивной, музыкальной деятельности. Это способствует всестороннему развитию личности, позволяет создать атмосферу максимального эмоционального благополучия.
-
Содержательная составляющая образования должна быть интересной для ребенка.
-
Необходимо создать художественную эстетическую среду. При этом в оформлении активное участие принимает ребенок. Рекомендуется широко использовать детские рисунки.
-
Полезно постоянно включать в детскую деятельность разнообразные игры, игровые приемы, ситуации. Такие методы максимально способствуют формированию значимой для каждого ребенка мотивации обучения.
-
Во всем должна присутствовать вариативность. Необходимо разнообразить формы, средства и методы обучения, материалы для работы, предоставляемые ребенку.
-
Следует исключить из занятий формализм, шаблоны, сухость, излишний дидактизм, навязывание своего представления о решении образа, сюжета.
-
Каждый ребенок заслуживает внимательного, тактичного отношения, уважения к его творчеству и к результатам деятельности. Поэтому следует создавать доброжелательную атмосферу к детскому творчеству.
-
Взрослый должен демонстрировать доверие к ребенку, исключить излишнюю опеку. Все это будет способствовать максимальной активизации опыта, навыков и умений ребенка.
-
Необходимо расширять кругозор, обогащать эмоционально-чувственый опыт ребенка;
-
Обогащать знание ребенка о составных частях предмета, умение выделять главные и второстепенные признаки;
-
Использовать вариативность одних и тех же элементов для создания различных образов;
-
Увеличивать объем словаря ребенка;
В заключение заметим, что важное значение имеет поддержка и одобрение любых конструктивных идей, поступающих от детей, закрепление любых, пусть даже минимальных успехов каждого ребенка, развитие собственной индивидуальности в условиях различных форм сотруднической деятельности.
Заключение
В данной методической разработке были раскрыты и выявлены специфика и своеобразие детского творчества, их возрастные особенности, развитие воображения, показана необходимость изобразительной деятельности в жизни ребенка, раскрыты некоторые виды нетрадиционного рисования.
Было выяснено, что, развивая воображение с раннего детства, мы не только совершенствуем познавательные процессы и способность к творчеству, но и формируем личность ребенка. Все необходимые качества воображения (широта, произвольность, устойчивость, яркость, оригинальность) возникают не спонтанно, а при условии систематического влияния со стороны взрослых.
Обработав и проанализировав литературу по методике изобразительной деятельности, педагогике и психологии было выявлено влияние нетрадиционного рисования на развитие воображения детей старшего дошкольного возраста.
Детский возраст имеет богатейшие возможности для развития творческих способностей. К сожалению, эти возможности с течением времени необратимо утрачиваются, поэтому необходимо, как можно эффективнее использовать их в младшем школьном детстве.
Но создания благоприятных условий недостаточно для воспитания ребенка с высокоразвитыми творческими способностями. Необходима целенаправленная работа по развитию творческого потенциала у детей.
На этом основании были составлены рекомендации по созданию условий развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста. Они содержат разработку системы занятий с использованием нетрадиционных видов рисования, которые способствуют развитию творческого воображения детей пяти - семи лет.
Процесс изобразительной деятельности создает у детей лично значимый для каждого ребенка мотив деятельности, а это в свою очередь обеспечивает ее эффективность. И результат деятельности получается более высокий, так как ребенок не просто рисует, а передает в изображениях образы игры, что способствует развитию творческого воображения.
Список литературы
-
Белобрыкина О. А. Маленькие волшебники, или на пути к творчеству: Методические рекомендации для родителей, воспитателей дошкольных учреждений, учителей начальной школы [Текст]/ О. А. Белобрыкина. - Новосибирск: Изд-во НГПИ, 1993. - 62 с.
-
Выготский Л. С. Проблемы возрастной периодизации детского развития. / Вопросы психологии. 1972. № 2. с. 114 - 123.
-
Григорьева Г. Г. Изобразительная деятельность дошкольников [Текст]/ Г. Г. Григорьева.- 3-е изд., испр. - М.: «Академия», 1999. - 272 с.
-
Казакова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М.. Слепцова В.Ю., Смагина Т.В., Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий [Текст] /Под ред. Р.Г. Казаковой - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 128 с.
-
Казакова Т. Г. Развивайте у дошкольников творчество: (Конспекты занятий рисованием, лепкой, аппликацией) [Текст]/ Т. Г. Казакова. - М.: Просвещение, 1985. - 192 с. с ил.
-
Комарова, Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду [Текст]: Кн. для воспитателя дет. сада / Т.С. Комарова. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1991. - 176 с.
-
Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество [Текст]/ В. С. Мухина. - 3-е изд. - М.: «Академия», 1998. - 456с.
-
Немов Р. С. Психология: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений: В 3кн. - 4е. издание - М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 2001. - Кн. 1: Общие основы психологии / Воображение: 260 - 271.
-
Программа воспитания и обучения в детском саду [Текст]/ Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Мозаика-Синтез, 2005. - 208 с.
-
Субботина Л. Ю. Развитие воображения детей. Популярное пособие для родителей и педагогов [Текст] / Л.Ю. Субботина. - Ярославль: Академия развития, 1997. - 240с., ил.
Оглавление
-
Аннотация………………………………………………………………………..2
-
Введение…………………………………………………………………………3
-
Основная часть. Разработка рекомендаций по созданию условий для развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста
Раздел 1. Теоретические аспекты по созданию условий для развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста
-
Характеристика воображения в психолого-педагогической литературе……………………………………………………………..….5
-
Возрастные особенности психического развития детей……………….6
-
Нетрадиционное рисование как технология изобразительной деятельности……………………………………………………………..10
Раздел 2. Рекомендации по созданию условий для развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста………………..………15
-
Заключение……………………………………………………………………..19
-
Список литературы…………………………………………………………….20
-
Оглавление………………………………………………………………….…..21
22