7


  • Учителю
  • ПРОГРАММА ПО ШАХМАТАМ 5-9 КЛАССЫ

ПРОГРАММА ПО ШАХМАТАМ 5-9 КЛАССЫ

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 26»



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 26»



Рассмотрена на заседании Педагогического совета МБОУ СОШ № 26 «30» августа 2013 г.

Протокол № 1.

Утверждена приказом директора МБОУ СОШ № 26 №_____ от «30» августа 2013 г.

Директор МБОУ СОШ № 26

__________________В.А. Квашин

</

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности «Шахматы»

(наименование учебного курса, предмета, дисциплины модуля)

Учитель- разработчик рабочей программы

Максимова Е.А..

Учитель, реализующий рабочую программу

Максимова Е.А..







Междуреченск, 2014 г.



  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В начальной школе происходят радикальные изменения, связанные с приоритетом целей обучения: на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению личности обучающихся и наиболее полному раскрытию их творческих способностей.

Грамотно поставленный процесс обучения шахматным азам позволяет реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков - сделать обучение радостным, дает возможность учить без принуждения, поддерживать устойчивый интерес к знаниям, использовать многообразие форм обучения. Стержневым моментом уроков становится деятельность самих обучающихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. При этом предусматривается широкое использование занимательного материала, включение в уроки игровых ситуаций, чтение дидактических сказок, рассказов и др.

Шахматы в начальной школе открывают широкие возможности для организации внеурочной деятельности обучающихся, положительно влияют на совершенствование у обучающихся многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.

Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает многим не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет преодолеть замкнутость, мнимую ущербность.

Шахматы по своей природе остаются, прежде всего, игрой. И ребенок, особенно в начале обучения, воспринимает их именно как игру. Сейчас шахматы стали профессиональным видом спорта, к тому же все детские соревнования носят спортивную направленность. Поэтому развитие личности ребенка происходит через шахматную игру в ее спортивной форме. Спорт вырабатывает в человеке ряд необходимых и требуемых в обществе качеств: целеустремленность, волю, выносливость, терпение, способность к концентрации внимания, смелость, расчет, умение быстро и правильно принимать решения в меняющейся обстановке и т.д. Шахматы, сочетающие в себе также элементы науки и искусства, могут вырабатывать у обучающихся эти черты более эффективно, чем другие виды спорта. Формирование этих качеств нуждается, безусловно, в мотивации, а в шахматах любое поражение и извлеченные из него уроки способны создать у юного шахматиста сильнейшую мотивацию к выработке у себя определенных свойств характера.

О социальной значимости шахмат, их возрастающей популярности можно судить по таким весомым аргументам как создание международных организаций, занимающихся популяризацией и пропагандой шахмат, проведение всемирных шахматных олимпиад и многочисленных международных соревнований. Шахматы становятся все более серьезным занятием огромного количества людей и помогают становлению человека в любой среде деятельности, способствуя гармоничному развитию личности.

Шахматы это не только игра, доставляющая много радости, удовольствия, но и действенное эффективное средство умственного развития, формирования внутреннего плана действий - способности действовать в уме.

Игра в шахматы развивает наглядно-образное мышление, способствует зарождению логического мышления, воспитывает усидчивость, вдумчивость, целеустремленность. Ребенок, обучающийся этой игре, становится собраннее, самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах.



Экспериментально же было подтверждено, что обучающиеся, вовлеченные в волшебный мир шахмат, лучше успевают в школе, а так же положительно влияют на совершенствование многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением

А.Алехин писал: «Шахматы не только знание и логика, но и глубокая фантазия. Посредством шахмат я воспитал свой характер. Шахматы не просто модель жизни, но и модель творчества. Шахматы, прежде всего, учат быть объективными. В шахматах можно сделаться большим мастером, лишь осознав свои ошибки и недостатки. Совершенно также как и в жизни».

Древние мудрецы сформулировали суть шахмат так: «Разумом одерживать победу».

Шахматные игры развивают такой комплекс наиважнейших качеств, что с давних пор приобрели особую социальную значимость - это один из самых лучших и увлекательных видов досуга, когда-либо придуманных человечеством.

Поэтому актуальность данной программы состоит в том, что она направлена на организацию содержательного досуга обучающихся, удовлетворение их потребностей в активных формах познавательной деятельности и обусловлена многими причинами: рост нервно-эмоциональных перегрузок, увеличение педагогически запущенных детей.

В центре современной концепции общего образования лежит идея развития личности ребёнка, формирование его творческих способностей, воспитание важных личностных качеств. Всему этому и многому другому способствует процесс обучения игре в шахматы.

Шахматы сильны еще и тем, что существуют для всех!



Жизнь заставляет нас на каждом шагу отстаивать правильность своих воззрений, поступать решительно, проявлять в зависимости от обстоятельств выдержку и твердость, осторожность и смелость, умение фантазировать и умение смирять фантазию. И всё это же самое требуется в шахматах. Они многогранны и обладают огромным эмоциональным потенциалом, дарят «упоение в борьбе», но и одновременно требуют умения мобилизировать, и концентрировать внимание, ценить время, сохранять выдержку, распознавать ложь и правду, критически относиться не только к сопернику, но и к самому себе.

Следовательно, они сочетают в себе элементы искусства, науки и спорта. Соприкосновение с этими важными областями общечеловеческой культуры вызывает в душе ребенка позитивный отклик, способствует гармоничному развитию. Кроме этого, шахматы являются большой школой творчества для обучающихся, это уникальный инструмент развития их творческого мышления.

Шахматы - это вдохновение и разочарование, своеобразный выход из одиночества, активный досуг, утоление жажды общения и самовыражения. Как говорил Хосе Рауль Капабланка: «Шахматы - нечто большее, чем просто игра. Это интеллектуальное время препровождение, в котором есть определённые художественные свойства и много элементов научного. Для умственной работы шахматы значат то же, что спорт для физического совершенствования: приятный путь упражнения и развития отдельных свойств человеческой натуры...»

Однако установка сделать из юного шахматиста гроссмейстера, не является приоритетной в данной программе. И если обучающийся не достигает выдающихся спортивных результатов в шахматах, то это не рассматривается как жизненная неудача.



Цель: Создание условий для личностного и интеллектуального развития обучающихся, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы

Задачи программы:

  1. Создать условия для формирования и развития ключевых компетенций учащихся (коммуникативных, интеллектуальных, социальных).

  2. Обучить правилам игры в шахматы.

  3. Сформировать умения играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с дру­гими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса.

  4. Воспитать потребность в здоровом образе жизни.

  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Рабочая программа внеурочной деятельности «Шахматы» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе авторской программы И.Г. Сухина «Шахматы - школе».

Программа для младших школьников «Шахматы» реализует общеинтеллектуальное направление внеурочной деятельности.

Курс «Шахматы» - это система постепенно усложняющихся занимательных заданий и дидактических игр, позволяющих сформировать у обучающихся внутренний план действий - способность действовать в уме.

Отличительными особенностями являются:

1. Определение видов организации деятельности обучающихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса.

2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.

3. Ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов.

4. Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки педагогом.



В основу курса положены принципы:

· принцип развивающей деятельности: игра не ради игры, а с целью развития личности каждого участника и всего коллектива в целом.

· принцип активной включенности каждого обучающегося в игровое действие, а не пассивное созерцание со стороны;

· принцип доступности, последовательности и системности изложения программного материала.

Основой организации работы с обучающимися в данной программе является система дидактических принципов:

· принцип психологической комфортности - создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса

· принцип минимакса - обеспечивается возможность продвижения каждого обучающегося своим темпом;

· принцип целостного представления о мире - при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира;

· принцип вариативности - у обучающихся формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора;

· принцип творчества - процесс обучения сориентирован на приобретение обучающимися собственного опыта творческой деятельности;

Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды об основах организации развивающего обучения, и обеспечивают решение задач интеллектуального и личностного развития. Это позволяет рассчитывать на проявление у обучающихся устойчивого интереса к занятиям шахматами, появление умений выстраивать внутренний план действий, развивать пространственное воображение, целеустремленность, настойчивость в достижении цели, учит принимать самостоятельные решения и нести ответственность за них.





  1. ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ



Программа внеурочной деятельности «Шахматы» включена в учебный план МБОУ СОШ №26, предназначена для обучающихся младшего школьного возраста и рассчитана на 4 года обучения. Участниками группы являются обучающиеся одной параллели.

На реализацию курса отводится 1 час в неделю (1 класс - 33 часа в год, 2 класс - 35 часов в год, 3 класс - 35 часов в год, 4 класс - 35 часов в год).

Занятия проводятся 1 раз в неделю по 30-40 минут.

Основные формы работы на занятии: индивидуальные, групповые и коллективные (игровая деятельность).

Структура занятия включает в себя изучение теории шахмат через использование дидактических сказок и игровых ситуаций.

Для закрепления знаний обучающихся используются дидактические задания и позиции для игровой практики.

Формирование шахматного мышления у обучающегося проходит через ряд этапов от репродуктивного повторения алгоритмов и схем в типовых положениях, до творческого применения знаний на практике, подразумевающих, зачастую, отказ от общепринятых стереотипов.

На начальном этапе преобладают игровой, наглядный и репродуктивный методы. Они применяется:

1. При знакомстве с шахматными фигурами.

2. При изучении шахматной доски.

3. При обучении правилам игры.

4. При реализации материального перевеса.

Большую роль играют общие принципы ведения игры на различных этапах шахматной партии, где основным методом становится продуктивный. Для того чтобы реализовать на доске свой замысел, обучающийся овладевает тактическим арсеналом шахмат, вследствие чего формируется следующий алгоритм мышления: анализ позиции - мотив - идея - расчёт - ход. Продуктивный метод играет большую роль и в дальнейшем при изучении дебютов и основ позиционной игры, особенно при изучении типовых позиций миттельшпиля и эндшпиля.

При изучении дебютной теории основным методом является частично-поисковый. Наиболее эффективно изучение дебютной теории осуществляется в том случае, когда большую часть работы обучающийся проделывает самостоятельно.

В программе предусмотрены материалы для самостоятельного изучения обучающимися (домашние задания для каждого года обучения, специально подобранная шахматная литература, картотека дебютов и др.).

На более поздних этапах в обучении применяется творческий метод, для совершенствования тактического мастерства обучающихся (само­стоятельное составление позиций, предусматривающих определенные тактические удары, мат в определенное количество ходов и т.д.).

Метод проблемного обучения. Разбор партий мастеров разных направлений, творческое их осмысление помогает обучающемуся выработать свой собственный подход к игре.

Использование этих методов предусматривает, прежде всего, обеспечение самостоятельности обучающихся в поисках решения самых разнообразных задач.

Основные формы и средства обучения:

1. Практическая игра.

2. Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов.

3. Дидактические игры и задания, игровые упражнения;

4. Теоретические занятия, шахматные игры, шахматные дидактические игрушки.

5. Участие в турнирах и соревнованиях.

Начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен младшим школьникам. Большое значение при изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций.

В программе приводится примерный перечень различных дидактических игр и заданий, дается вариант примерного распределения программного материала, приводится перечень шахматных игр, а также шахматных дидактических игрушек, которые можно использовать в учебном процессе и сделать своими руками. Предлагается также рекомендательный список художественной литературы и список методической литературы для учителя.

Особенность программы в том, что на первом году обучения обучающийся делает первые шаги в мире шахмат. Обучающиеся знакомятся с историей возникновения шахматной игры, шахматной доской, фигурами, учатся выполнять различные дидактические задания, разыгрывать положения с ограниченным количеством фигур, блоки игровых позиций на отдельных фрагментах доски. Большое место отводится изучению "доматового" периода игры.

На занятиях используется материал, вызывающий особый интерес у обучающихся: загадки, стихи, сказки песни о шахматах, шахматные миниатюры и инсценировки. Ключевым моментом занятий является деятельность самих обучающихся, в которой они наблюдают за передвижением фигур на доске, сравнивают силу фигур и их позицию, делают выводы, выясняют закономерности, делают свои первые шаги на шахматной доске.

На занятиях используются загадки, головоломки по темам, лабиринты на шахматной доске, кроссворды, ребусы, шахматное лото, викторины и др., решение которых дают не только информацию о какой-либо фигуре, но и представление об ее игровых возможностях и ограничениях. Кроме этого, обучающимся предлагаются занимательные рассказы из истории шахмат, тесты для проверки полученных знаний.



  1. ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА



Ценностные ориентиры изучения программы внеурочной деятельности «Шахматы» в целом ограничиваются ценностью истины, однако данный курс предлагает расширение совокупности методик и технологий, позволяющих заниматься всесторонним формированием личности обучающихся и, как следствие, расширить набор ценностных ориентиров.

Ценность истины - это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.

Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.

Ценность гражданственности - осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма - одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.



  1. ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА





В результате реализации данной программы обучающиеся получат возможность формирования следующих результатов:

личностные результаты:

  • Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

  • В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

метапредметные результататы:

Регулятивные УУД:

  • Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.

  • Проговаривать последовательность действий.

  • Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.

  • Учиться работать по предложенному учителем плану.

  • Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.

  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы.

  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие шахматные объекты, как ходы шахматных фигур, сильная и слабая позиция, сила шахматных фигур.

  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: находить и формулировать решение шахматных задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

  • Слушать и понимать речь других.

  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметные результаты:

- знать шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнёры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, шах, мат, пат, ничья;

- знать названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король,

- знать правила хода и взятия каждой фигурой;

- различать диагональ, вертикаль, горизонталь;

- сравнивать между собой предметы, явления;

- обобщать, делать несложные выводы;

- проводить элементарные комбинации;

- планировать нападение на фигуры противника, организовать защиту

своих фигур;

- ориентироваться на шахматной доске, в шахматной нотации;

- определять последовательность событий;

- выявлять закономерности и проводить аналогии.



  1. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Содержание курса. 1 -й год обучения - 33 часа

Учебный курс включает в себя шесть тем. Ha каждом из занятий прорабатывается элементарный шахматный материал с углубленной проработкой отдельных тем. Основной упор на занятиях делается на детальном изучении силы и слабости каж­дой шахматной фигуры, ее игровых возможностей. В программе предусмотрено, чтобы уже на первом этапе обучения обучающиеся могли сами оценивать сравнительную силу шахматных фигур, делать выводы о том, что ладья, к примеру, сильнее коня, а ферзь сильнее ладьи. Программа разработана для обучающихся первых классов, но она может быть использована на начальном этапе обучения во вторых классах. Это обеспечива­ется применением на занятиях доступных заданий по каждой теме для каждой возрастной группы обучающихся. К примеру, при изуче­нии игровых возможностей ладьи шестилетним детям предлага­ются более легкие дидактические задания, чем детям восьми лет, при этом последовательность изложения материала остается прежней.

К концу учебного года обучающиеся должны знать: шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, верти­каль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья; названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король; правила хода и взятия каждой фигуры.

К концу учебного года обучающиеся должны уметь: ориентироваться на шахматной доске; играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с дру­гими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса; правильно помещать шахматную доску между партнерами ;правильно расставлять фигуры перед игрой; различать горизонталь, вертикаль, диагональ; рокировать; объявлять шах; ставить мат; решать элементарные задачи на мат в один ход.

Содержание курса.

1.ШАХМАТНАЯ ДОСКА.

Шахматная доска, белые и черные поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр.

Дидактические игры и задания

«Горизонталь». Двое играющих по очереди заполняют одну из горизонтальных линий шахматной доски кубиками (фишками, пешками и т. п.).

«Вертикаль».То же самое, но заполняется одна из вертикальных линий шах­матной доски.

«Диагональ».То же самое, но заполняется одна из диагоналей шахматной доски.

2.ШАХМАТНЫЕ ФИГУРЫ.

Белые, черные, ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король.

Дидактические игры и задания

«Волшебный мешочек». В непрозрачном мешочке по очереди прячутся все шах­матные фигуры, каждый из обучающихся на ощупь пытается определить, какая фигура спрятана.

«Угадай-ка». Педагог словесно описывает одну из шахматных фигур, дети долж­ны догадаться, что это за фигура.

«Секретная фигура». Все фигуры стоят на столе учителя в один ряд, дети по очереди называют все шахматные фигуры, кроме «секретной», которая выбирается) заранее; вместо названия этой фигуры надо сказать: «Секрет».

«Угадай». Педагог загадывает про себя одну из фигур, а дети по очереди пы­таются угадать, какая фигура загадана. «Что общего?» Педагог берет две шахматные фигуры и спрашивает учеников, чем они похожи друг на друга. Чем отличаются? (Цветом, формой.)

«Большая и маленькая». На столе шесть разных фигур. Дети называют самую высокую фигуру и ставят ее в сторону. Задача: поставить все фигуры по высоте.

3. НАЧАЛЬНАЯ РАССТАНОВКА ФИГУР.

Начальное положе­ние (начальная позиция); расположение каждой из фигур в на­чальной позиции; правило «ферзь любит свой цвет»; связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальной расстанов­кой фигур.

Дидактические игры и задания

«Мешочек». Обучающиеся по одной вынимают из мешочка шахматные фигуры и постепенно расставляют начальную позицию.

«Да и нет». Педагог берет две шахматные фигурки и спрашивает детей, стоят ли эти фигуры рядом в начальном положении.

«Мяч». Педагог произносит какую-нибудь фразу о начальном положении, к примеру: «Ладья стоит в углу», и бросает мяч кому-то из учеников. Если утвержде­ние верно, то мяч следует поймать.

4.ХОДЫ И ВЗЯТИЕ ФИГУР (основная тема учебного курса).

Правила хода и взятия каждой из фигур, игра «на уничтожение», белопольные и чернопольные слоны, одноцветные и разноцветные слоны, качество, легкие и тяжелые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, пре­вращение пешки.

Дидактические игры и задания

«Игра на уничтожение»- важнейшая игра курса. У ребенка формируется внутренний план действий, развивается аналитико-синтетическая функция мышле­ния и др. Педагог играет с учениками ограниченным числом фигур (чаще всего фигура против фигуры). Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника.

«Один в поле воин». Белая фигура должна побить все черные фигуры, располо­женные на шахматной доске, уничтожая каждым ходом по фигуре (черные фигуры считаются заколдованными, недвижимыми).

«Лабиринт». Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на «заминированные» поля и не перепрыгивая их.

«Перехитри часовых». Белая фигура должна достичь определенной клетки шах­матной доски, не становясь на «заминированные» поля и на поля, находящиеся под ударом черных фигур.

«Сними часовых». Белая фигура должна побить все черные фигуры, избирает­ся такой маршрут передвижения по шахматной доске, чтобы белая фигура ни разу не оказалась под ударом черных фигур.

«Кратчайший путь». За минимальное число ходов белая фигура должна до­стичь определенной клетки шахматной доски.

«Захват контрольного поля». Игра фигурой против фигуры ведется не с целью уничтожения, а с целью установить свою фигуру на определенное поле. При этом запрещается ставить фигуры на клетки, находящиеся под ударом фигуры противника.

«Защита контрольного поля». Эта игра подобна предыдущей, но при точной игре обеих сторон не имеет победителя.

«Атака неприятельской фигуры». Белая фигура должна за один ход напасть на черную фигуру, но так, чтобы не оказаться под боем.

«Двойной удар». Белой фигурой надо напасть одновременно на две черные фигуры.

«Взятие». Из нескольких возможных взятий надо выбрать лучшее - побить незащищенную фигуру.

«Защита». Здесь нужно одной белой фигурой защитить другую, стоящую под боем.

«Выиграй фигуру». Белые должны сделать такой ход, чтобы при любом ответе черных они проиграли одну из своих фигур.

«Ограничение подвижности». Это разновидность «игры на уничтожение», но с «заминированными» полями. Выигрывает тот, кто побьет все фигуры против­ника.



Примечание. Все дидактические игры и задания из этого раздела моделируют в доступном для детей 6-7 лет виде те или иные реальные ситуации, с которыми сталкиваются шахматисты в игре на шахматной доске. При этом все игры и задания являются занимательными и развивающими, эффективно способствуют тренингу образного и логического мыш­ления.

5. ЦЕЛЬ ШАХМАТНОЙ ПАРТИИ.

Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и ее правила.

Дидактические игры и задания

«Шах или не шах». Приводится ряд положений, в которых ученики должны определить: стоит ли король под шахом или нет.

«Дай шах». Требуется объявить шах неприятельскому королю.

«Пять шахов». Каждой из пяти белых фигур нужно объявить шах черному королю.

«Защита от шаха». Белый король должен защититься от шаха.

«Мат или не мат». Приводится ряд положений, в которых ученики должны определить: дан ли мат черному королю.

«Первый шах». Игра проводится всеми фигурами из начального положения. Выигрывает тот, кто объявит первый шах.

«Рокировка». Ученики должны определить, можно ли рокировать в тех или иных случаях.

6.ИГРА ВСЕМИ ФИГУРАМИ ИЗ НАЧАЛЬНОГО ПОЛОЖЕ­НИЯ.

Самые общие представления о том, как начинать шахмат­ную партию.

Дидактические игры и задания

«Два хода». Для того чтобы ученик научился создавать и реализовывать угро­зы, он играет с педагогом следующим образом: на каждый ход учителя ученик отвечает двумя своими ходами.

Содержание курса. 2 -й год обучения - 35 часов

Программа второго года обучения предназначена для вторых классов начальной школы. Если на первом году обучения большая часть вре­мени отводилась изучению силы и слабости каждой шахматной фигуры, то теперь много занятий посвящено простейшим методам реализации материального и позиционного преимущества. Важ­ным достижением в овладении шахматными основами явится уме­ние малышей ставить мат.Учебный курс включает в себя шесть тем: «Краткая история шахмат», «Шахматная нотация», «Ценность шахматных фигур», «Техника матования одинокого короля», «Достижение мата без жертвы материала», «Шахматная комбинация».

К концу учебного года дети должны знать: обозначение горизонталей, вертикалей, полей, шахматных фи­гур; ценность шахматных фигур, сравнительную силу фигур.

К концу учебного года дети должны уметь: записывать шахматную партию; матовать одинокого короля двумя ладьями, ферзем и ладьей, королем и ферзем, королем и ладьей; проводить элементарные комбинации.

Содержание курса.

1. КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ШАХМАТ

Рождение шахмат. От чатуранги к шатранджу. Шахматы проникают в Европу. Чемпионы мира по шахматам.

2. ШАХМАТНАЯ НОТАЦИЯ

Обозначение горизонталей и вер­тикалей, полей, шахматных фигур. Краткая и полная шахматная нотация. Запись шахматной партии. Запись начального положе­ния.

Дидактические игры и задания

«Назови вертикаль». Педагог показывает одну из вертикалей, ученики должны назвать ее (например: «Вертикаль «е»). Так школьники называют все вертикали. Затем педагог спрашивает: «На какой вертикали в начальной позиции стоят коро­ли? Ферзи? Королевские слоны? Ферзевые ладьи?» И т. п.

«Назови горизонталь». Это задание подобно предыдущему, но дети выявляют горизонталь (например: «Вторая горизонталь»).

«Назови диагональ». А здесь определяется диагональ (например: «Диагональ el- а5»).

«Какого цвета поле?» Учитель называет какое-либо поле и просит определить его цвет.

«Кто быстрее». К доске вызываются два ученика, и педагог предлагает им найти на демонстрационной доске определенное поле. Выигрывает тот, кто сделает это быстрее.

«Вижу цель». Учитель задумывает одно из полей и предлагает ребятам угадать его. Учитель уточняет ответы учащихся.

3.ЦЕННОСТЬ ШАХМАТНЫХ ФИГУР.

Ценность фигур. Срав­нительная сила фигур. Достижение материального перевеса. Спо­собы защиты.

Дидактические игры и задания

«Кто сильнее». Педагог показывает детям две фигуры и спрашивает: «Какая фигура сильнее? На сколько очков?»

«Обе армии равны». Педагог ставит на столе от одной до четырех фигур и просит ребят расположить на своих шахматных досках другие наборы фигур так, чтобы суммы очков в армиях учителя и ученика были равны.

«Выигрыш материала». Педагог расставляет на демонстрационной доске учеб­ные положения, в которых белые должны достичь материального перевеса.

«Защита». В учебных положениях требуется найти ход, позволяющий сохра­нить материальное равенство.

4.ТЕХНИКА МАТОВАНИЯ ОДИНОКОГО КОРОЛЯ.

Две ладьи против короля. Ферзь и ладья против короля. Король и ферзь против короля. Король и ладья против короля.

Дидактические игры и задания

«Шах или мат».Шах или мат черному королю?

«Мат или пат».Нужно определить, мат или пат на шахматной доске.

«Мат в один ход».Требуется объявить мат в один ход черному королю.

«На крайнюю линию».Белыми надо сделать такой ход, чтобы черный король отступил на одну из крайних вертикалей или горизонталей.

«В угол». Требуется сделать такой ход, чтобы черным пришлось отойти коро­лем на угловое поле.

«Ограниченный король».Надо сделать ход, после которого у черного короля останется наименьшее количество полей для отхода.

5.ДОСТИЖЕНИЕ МАТА БЕЗ ЖЕРТВЫ МАТЕРИАЛА.

Учебные положения на мат в два хода в дебюте, миттельшпиле и энд­шпиле (начале, середине и конце игры). Защита от мата.

Дидактические игры и задания

«Объяви мат в два хода».В учебных положениях белые начинают и дают мат в два хода.

«Защитись от мата».Требуется найти ход, позволяющий избежать мага в один ход.

6. ШАХМАТНАЯ КОМБИНАЦИЯ.

Достижение мата путем жертвы шахматного материала (матовые комбинации). Типы ма­товых комбинаций: темы разрушения королевского прикрытия, от­влечения, завлечения, блокировки, освобождения пространства, уничтожения защиты и др. Шахматные комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Комбинации для достиже­ния ничьей (комбинации на вечный шах, патовые комбинации и др.).

Дидактические игры и задания

«Объяви мат в два хода». Требуется пожертвовать материал и дать мат в два хода.

«Сделай ничью». Требуется пожертвовать материал и достичь ничьей.

«Выигрыш материала». Надо провести простейшую двухходовую комбинацию и добиться материального перевеса

Содержание курса. 3 -й год обучения - 35 часов

Материал третьего года обучения сложнее материала первых лет обучения. На основе ранее приобретенных знаний и умений ребята углубляют представления во всех трех стадиях шахматной партии. При этом из всего обилия шахматного материала заботливо отбирается не только доступный, но и максимально ориентированный на развитие материал.

ОСНОВЫ ДЕБЮТА.

Двух- и трехходовые партии. Невыгодность раннего ввода в игру ладей и ферзя. Игра на мат с первых ходов. Детский мат и защита от него. Игра против "повторюшки -хрюшки". Принципы игры в дебюте. Быстрейшее развитие фигур. Понятие о темпе. Гамбиты. Наказание "пешкоедов". Борьба за центр. Безопасная позиция короля. Гармоничное пешечное расположение. Связка в дебюте. Коротко о дебютах.

Дидактические задания

"Мат в 1 ход", "Поставь мат в 1 ход нерокированному королю", "Поставь детский мат" Белые или черные начинают и объявляют противнику мат в 1 ход.

"Поймай ладью", "Поймай ферзя". Здесь надо найти ход, после которого рано введенная в игру фигура противника неизбежно теряется или проигрывается за более слабую фигуру.

"Защита от мата". Требуется найти ход, позволяющий избежать мата в 1 ход (как правило, в данном разделе в отличие от второго года обучения таких ходов несколько).

"Выведи фигуру" Здесь определяется, какую фигуру на какое поле лучше развить.

"Поставить мат в 1 ход "повторюшке". Требуется объявить мат противнику, который слепо копирует ваши ходы.

"Мат в 2 хода". В учебных положениях белые начинают и дают черным мат в 2 хода.

"Выигрыш материала", "Накажи "пешкоеда". Надо провести маневр, позволяющий получить материальное преимущество.

"Можно ли побить пешку?". Требуется определить, не приведет ли выигрыш пешки к проигрышу материала или мату.

"Захвати центр". Надо найти ход, ведущий к захвату центра.

"Можно ли сделать рокировку?". Тут надо определить, не нарушат ли белые правила игры, если рокируют.

"В какую сторону можно рокировать?". В этом задании определяется сторона, рокируя в которую белые не нарушают правил игры.

"Чем бить черную фигуру?". Здесь надо выполнить взятие, позволяющее избежать сдвоения пешек.

"Сдвой противнику пешки". Тут требуется так побить неприятельскую фигуру, чтобы у противника образовались сдвоенные пешки.

К концу учебного года дети должны знать:

- принципы игры в дебюте;

- основные тактические приемы;

- что означают термины: дебют, темп, оппозиция, ключевые поля.

К концу учебного года дети должны уметь:

- грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте; находить несложные тактические удары и проводить комбинации;

- точно разыгрывать простейшие окончания.





Содержание курса. 4-й год обучения - 35 часов

Материал четвертого года обучения сложнее материала предыдущих лет обучения. На основе ранее приобретенных знаний и умений ребята углубляют представления во всех трех стадиях шахматной партии. При этом из всего обилия шахматного материала заботливо отбирается не только доступный, но и максимально ориентированный на развитие материал.

1.ОСНОВЫ МИТТЕЛЬШПИЛЯ.

Самые общие рекомендации о том, как играть в середине шахматной партии. Тактические приемы. Связка в миттельшпиле. Двойной удар. Открытое нападение. Открытый шах. Двойной шах. Матовые комбинации на мат в 3 хода и комбинации, ведущие к достижению материального перевеса на темы завлечения, отвлечения, блокировки, разрушения королевского прикрытия, освобождения пространства, уничтожения защиты, связки, "рентгена", перекрытия и др. Комбинации для достижения ничьей.

Дидактические задания

"Выигрыш материала". Надо провести типичный тактический прием, либо комбинацию, и остаться с лишним материалом.

"Мат в 3 хода". Здесь требуется пожертвовать материал и объявить красивый мат в 3 хода.

"Сделай ничью" Нужно пожертвовать материал и добиться ничьей.

2. ОСНОВЫ ЭНДШПИЛЯ.

Элементарные окончания. Ферзь против слона, коня, ладьи (простые случаи), ферзя (при неудачном расположении неприятельского ферзя). Ладья против ладьи (при неудачном расположении неприятельской ладьи), слона (простые случаи), коня (простые случаи). Матование двумя слонами (простые случаи). Матование слоном и конем (простые случаи). Пешка против короля. Пешка проходит в ферзи без помощи своего короля. Правило "квадрата". Пешка проходит в ферзи при помощи своего короля. Оппозиция. Пешка на седьмой, шестой, пятой, четвертой, третьей, второй горизонтали. Ключевые поля. Удивительные ничейные положения (два коня против короля, слон и пешка против короля, конь и пешка против короля). Самые общие рекомендации о том, как играть в эндшпиле.

Дидактические задания

"Мат в 2 хода". Белые начинают и дают черным мат в 2 хода. "Мат в 3 хода". Белые начинают и дают черным мат в 3 хода. "Выигрыш фигуры". Белые проводят тактический удар и выигрывают фигуру.

"Квадрат". Надо определить, удастся ли провести пешку в ферзи.

"Проведи пешку в ферзи". Тут требуется провести пешку в ферзи.

"Выигрыш или ничья?". Здесь нужно определить, выиграно ли данное положение.

"Куда отступить королем?". Надо выяснить, на какое поле следует первым ходом отступить королем, чтобы добиться ничьей.

"Путь к ничьей". Точной игрой надо добиться ничьей.



К концу учебного года дети должны знать:

- принципы игры в дебюте;

- основные тактические приемы;

- что означают термины: дебют, миттельшпиль, эндшпиль, темп, оппозиция, ключевые поля.

К концу учебного года дети должны уметь:

- грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте; находить несложные тактические удары и проводить комбинации;

- точно разыгрывать простейшие окончания.



  1. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

1-й год обучения

(33 часа)контроль



1.

Шахматная доска.

- соблюдать правила безопасного поведения на занятиях, в доме, на улице;

- ориентироваться в пространстве;

- располагать правильно доску между партнерами;

- различать диагональ, вертикаль, горизонталь;

- знакомиться с шахматными терминами: белое и

2



1.

1.1

Знакомство с шахматной доской

1



2.

1.2

Шахматная доска

1





2.

Шахматные фигуры.

2



3.

2.1

Знакомство с шахматными фигурами. Белые и черные.

1



4.

2.2

Знакомство с шахматными фигурами. Ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король.

черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнёры, белые, черные;

- называть названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король, правила хода и взятия каждой фигурой;

- сравнивать фигуры между собой, находить ту или фигуру в ряду с остальными;

- понимать, что такое «начальное положение» или «начальная позиция»

- определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве;

- работать по предложенному учителем плану;

- сравнивать, классифицировать, обобщать;

-объяснять некоторые особенности изучаемого материала;

- запоминать и воспроизводить изучаемый материал;

- работать в парах, группах, подгруппах, обсуждать и выполнять задания сообща;

- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие шахматные объекты, как ходы шахматных фигур;

- называть предметы по описанию;

- демонстрировать целенаправленное и осмысленное наблюдение;

-уметь проводить элементарные комбинации;

- планировать нападение на фигуры противника, организовать защиту своих фигур;

- ориентироваться на шахматной доске, в шахматной нотации;

- определять последовательность событий;

- объяснять способы защиты от шаха;

- внимательно слушать; рассуждать;

- объявлять шах;

- ставить мат;

- давать формулировку шахматных терминов: ход, взятие, шах, мат;

- правильно строить предложения;

- использовать в речи изученные слова и выражения;

- знать шахматные термины: ход, взятие, шах, мат, пат, ничья;

- рокировать;

- играть шахматные партии.

1





3.

Начальная расстановка фигур.

2



5.

3.1

Начальное положение. Расположение каждой из фигур в начальной позиции.

1



6.

3.2

Начальное положение. Связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальной расстановкой фигур.

1





4.

Ходы и взятие фигур.

16



7.

4.1

Знакомство с шахматной фигурой. Ладья.

1



8.

4.2

Ладья в игре.

1



9.

4.3

Знакомство с шахматной фигурой. Слон.

1



10.

4.4

Слон в игре.

1



11.

4.5

Ладья против слона.

1



12.

4.6

Знакомство с шахматной фигурой. Ферзь.

1



13.

4.7

Ферзь в игре.

1



14.

4.8

Ферзь против ладьи и слона.

1



15.

4.9

Знакомство с шахматной фигурой. Конь.

1



16.

4.10

Конь в игре.

1



17.

4.11

Конь против ферзя, ладьи слона.

1



18.

4.12

Знакомство с пешкой.

1



19.

4.13

Пешка в игре.

1



20.

4.14

Пешка против ферзя, ладьи, коня, слона.

1



21.

4.15

Знакомство с шахматной фигурой. Король.

1



22.

4.16

Король против других фигур.

1





5

Цель шахматной партии.

9



23.

5.1

Шах.

1



24.

5.2

Шах.

1



25.

5.3

Мат.

1



26.

5.4

Мат.

1



27.

5.5

Ставим мат.

1



28.

5.6

Ставим мат.

1



29.

5.7

Ничья, пат.

1



30.

5.8

Ничья, пат.

1



31.

5.9

Рокировка.

1





6.

Игра всеми фигурами из начального положения.

2



32.

4.5

Шахматная партия.

1



33.

4.6

Шахматная партия.

1





2-й год обучения

(35 часов)

контроль



1.

Повторение изученного материала.

-понимать и соблюдать правила техники безопасности;

- различать диагональ, вертикаль, горизонталь;

- владеть шахматными терминами: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнёры, начальное положение, белые, черные;

-иметь представление об истории шахмат и выдающихся шахматистах;

- работать с диаграммами;

- давать определения специальных шахматных обозначений - символов;

- различать главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, сравнивать предметы;

- определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве;

- определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;

- проговаривать последовательность действий;

- высказывать своё предположение (версию);

- работать по предложенному учителем плану;

- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие шахматные объекты, как ходы шахматных фигур;

- анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи;

- демонстрировать целенаправленное и осмысленное наблюдение, проводить элементарные комбинации;

- планировать нападение на фигуры противника, организовать защиту своих фигур;

- определять последовательность событий;

- выявлять закономерности и проводить аналогии;

- определять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем логических задач и проведения дидактических игр;

- проговаривать последовательность действий;

- высказывать своё предположение (версию);

- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие шахматные объекты, как ходы шахматных фигур;

- анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи;

- осуществлять наблюдение за игрой других обучающихся, анализировать комбинации;

- проводить элементарные комбинации;

- планировать нападение на фигуры противника;

-организовать защиту своих фигур;

- проводить элементарные комбинации;

- планировать нападение на фигуры противника, организовать защиту своих фигур;

- находить ответы на вопросы, используя информацию, полученную от учителя;

- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы;

- находить и формулировать решение шахматных задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем);

- донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной форме;

- соблюдать элементарные правила игры;

- правильно реагировать на проигрыш и победу;

- решать шахматные задачи;

- применять в игре основные тактические приемы;

- владеть фундаментальными знаниями по разыгрыванию дебюта;

- записывать партии;

- видеть и осознавать свои ошибки.

2



1.

1.1

Повторение изученного материала. Поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Ходы шахматных фигур.

1



2.

1.2

Повторение изученного материала. Шах, мат, пат. Начальное положение.

1





2.

Краткая история шахмат.

1



3.

2.1

Краткая история шахмат.

1





3.

Шахматная нотация.

2



4.

3.1

Шахматная нотация. Обозначение горизонталей, вертикалей, полей.



1



5.

3.2

Шахматная нотация. Обозначение шахматных фигур и терминов.

1





4.

Ценность шахматных фигур.

4



6.

4.1

Ценность шахматных фигур. Ценность фигур. Сравнительная сила фигур.

1



7.

4.2

Ценность шахматных фигур. Достижение материального перевеса.

1



8.

4.3

Ценность шахматных фигур. Способы защиты.



1



9.

4.4

Ценность шахматных фигур. Защита.

1





5.

Техника матования одинокого короля.

4



10.

5.1

Техника матования одинокого короля. Две ладьи против короля.

1



11.

5.2

Техника матования одинокого короля. Ферзь и ладья против короля.

1



12.

5.3

Техника матования одинокого короля. Ферзь и король против короля.

1



13.

5.4

Техника матования одинокого короля. Ладья и король против короля.

1





6.

Достижение мата без жертвы материала.

3



14.

6.1

Достижение мата без жертвы материала. Учебные положения на мат в два хода в эндшпиле.

1



15.

6.2

Достижение мата без жертвы материала. Учебные положения на мат в два хода в миттельшпиле.

1



16.

6.3

Достижение мата без жертвы материала. Учебные положения на мат в два хода в дебюте.

1





7.

Шахматная комбинация.

15



17.

7.1

Матовые комбинации. Темы комбинаций. Тема отвлечения.

1



18.

7.2

Матовые комбинации. Тема завлечения.

1



19.

7.3

Матовые комбинации. Тема блокировки.

1



20.

7.4

Матовые комбинации. Тема разрушения королевского прикрытия.

1



21.

7.5

Матовые комбинации. Тема освобождения пространства. Тема уничтожения защиты. Тема «рентгена».

1



22.

7.6

Матовые комбинации. Другие шахматные комбинации и сочетание приемов.

1



23.

7.7

Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема отвлечения. Тема завлечения.

1



24.

7.8

Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема уничтожения защиты. Тема связки.

1



25.

7.9

Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема освобождения пространства. Тема перекрытия.

1



26.

7.10

Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема превращения пешки.

1



27.

7.11

Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Сочетание тактических приемов.

1



28.

7.12

Комбинации для достижения ничьей. Патовые комбинации.

1



29.

7.13

Комбинации для достижения ничьей. Комбинации на вечный шах.

1



30.

7.14

Типичные комбинации в дебюте.

1



31.

7.15

Типичные комбинации в дебюте (более сложные примеры).

1





8.

Повторение программного материала.

4



32.

8.1

Повторение программного материала. Дидактические игры и задания.

1



33.

8.2

Повторение программного материала. Дидактические игры и задания.

1



34.

8.3

Повторение программного материала. Игровая практика.

1



35.

8.4

Повторение программного материала. Игровая практика.

1



3 -й год обучения

(35 часов)контроль



1.

Повторение изученного материала.

- понимать и соблюдать правила техники безопасности;

- ориентироваться на шахматной доске, в шахматной нотации;

- соблюдать нормы этикета при игре в шахматы;

- устанавливать взаимодействие фигур;

- решать задачи (мат в один ход);

- определять последовательность событий;

- выявлять закономерности и проводить аналогии;

-организовать защиту своих фигур;

- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

- анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи;

- находить ответы на вопросы, используя свой опыт и информацию, полученную от учителя;

- решать шахматные задачи;

- разыгрывать с партнером специально подобранные позиции;

- знакомиться с понятиями: темп, атака, контрудар, стратегия;

- планировать дебютную тактику;

- анализировать наиболее часто повторяющиеся ошибки;

- проговаривать последовательность действий,

высказывать своё предположение (версию);

- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать ходы шахматных фигур;

- демонстрировать целенаправленное и осмысленное наблюдение;

- уметь проводить заданные шахматные комбинации;

- планировать нападение на фигуры противника, организовать защиту своих фигур;

- проговаривать последовательность действий;

- владеть тактическими приемами ведения дебюта;

- самостоятельно оценивать позицию - преимущества и недостатки у каждой из сторон, возможные варианты развития событий;

- не стремиться к излишнему перевесу в качестве для выигрыша партии;

- разбираться в системах проведения шахматных соревнований, правилах судейства.

- самостоятельно следить за проходящими в настоящее время российскими и международными шахматными турнирами,



4



1.

1.1

Повторение изученного материала. Игровая практика.

1



2.

1.2

Повторение изученного материала. Шахматная нотация.

1







3.

1.3

Практика матования одинокого короля.

1



4.

1.4

Практика матования одинокого короля.

1





2.

ОСНОВЫ ДЕБЮТА.

26



5.

2.1

Двух- и трехходовые партии.

1



6.

2.2

Решение задания "Мат в 1 ход"

1



7.

2.3

Невыгодность раннего ввода в игру ладей и ферзя.

1



8.

2.4

Решение заданий "Поймай ладью", "Поймай ферзя".

1



9.

2.5

Игра "на мат" с первых ходов партии. Детский мат. Защита.

1



10.

2.6

Решение заданий.

1



11.

2.7

Вариации на тему детского мата. Другие угрозы быстрого мата в дебюте. Защита. Как отражать скороспелый дебютный наскок противника.

1



12.

2.8

Решение заданий

1



13.

2.9

"Повторюшка-хрюшка" (черные копируют ходы белых). Наказание "повторюшек".

1



14.

2.10

Решение заданий.

1



15.

2.11

Принципы игры в дебюте. Быстрейшее развитие фигур. Темпы. Гамбиты.

1



16.

2.12

Решение задания "Выведи фигуру".

1



17.

2.13

Наказание за несоблюдение принципа быстрейшего развития фигур. "Пешкоедство". Неразумность игры в дебюте одними пешками (с исключениями из правила).

1



18.

2.14

Решение заданий.

1



19.

2.15

Принципы игры в дебюте. Борьба за центр. Гамбит Эванса. Королевский гамбит. Ферзевый гамбит.

1



20.

2.16

Решение заданий.

1



21.

2.17

Принципы игры в дебюте. Безопасное положение короля. Рокировка.

1



22.

2.18

Решение заданий.

1



23.

2.19

Принципы игры в дебюте. Гармоничное пешечное расположение. Какие бывают пешки.

1



24.

2.20

Решение заданий.

1



25.

2.21

Связка в дебюте. Полная и неполная связка.

1



26.

2.22

Решение заданий.

1



27.

2.23

Очень коротко о дебютах. Открытые, полуоткрытые и закрытые дебюты.

1



28.

2.24

Решение заданий.

1



29.

2.25

Типичные комбинации в дебюте.

1



30.

2.26

Типичные комбинации в дебюте.

1





3.

Повторение программного материала.

5



31.

3.1

Повторение программного материала. Дидактические игры и задания.

1



32.

3.1

Повторение программного материала. Дидактические игры и задания.

1



33.

3.3

Повторение программного материала. Игровая практика.

1



34.

3.4

Повторение программного материала. Игровая практика.

1



35.

3.5

Повторение программного материала. Игровая практика.

1







4 - й год обучения

(35 часов)контроль



1.

Повторение изученного материала.

- понимать правила техники безопасности;

- ориентироваться на шахматной доске, в шахматной нотации;

- знакомиться с историей мировых и отечественных шахмат, именами чемпионов мира и претендентов на шахматную корону, современными шахматистами;

- располагать фигуры в миттельшпиле, находить тактические удары и проводить комбинации;

- определять главное и существенное на основе

развивающих заданий и упражнений, путем логических задач и проведения дидактических игр;

- формулировать учебную задачу, выполнять ее самостоятельно;

- владеть тактическими приемами, грамотно их комбинировать;

- строить и реализовывать стратегические планы, читать планы противника;

- разыгрывать основные дебюты и окончания, иметь в своем арсенале несколько наиболее проработанных дебютов;

- следовать правилам этикета без напоминаний, не бояться признать свое поражение;

- осознавать свои и чужие ошибки, искать их причину, стараться использовать ошибки соперника;

- самостоятельно грамотно анализировать позиции, четко направлять тактические приемы на реализацию стратегических планов;

- для выигрыша партии не стремиться к излишнему перевесу в качестве, понимать и ценить красоту шахматных комбинаций,

- комбинировать патовые ситуации;

- объявлять «ничью»;

- записывать партии при помощи шахматной нотации;

-проводить элементарные приемы легкофигурного и ладейного эндшпиля;

- планировать нападение на фигуры противника в эндшпиле, организовать защиту своих фигур;

- точно разыгрывать простейшие окончания;

- сравнивать и анализировать действия других игроков;

- разыгрывать простейшие пешечные и ладейные эндшпили.

- самостоятельно работать с шахматной литературой

- матовать короля слонами или путем комбинации;

- ставить мат одинокому королю двумя слонами, королем и ферзем, королем и ладьей из любой позиции;

- понимать причины своего выигрыша и проигрыша;

- блокировать проходные пешки, оценивать качество расположения фигур; соблюдать правило «квадрата»;

- применять тактические приемы,

- различать простейшие методы реализации материального преимущества,

- ставить мат в типичных различных позициях;

- различать ничейные положения;

- владеть тактическими приемами с большим и малым количеством фигур;

- участвовать в шахматных турнирах и соревнованиях;

- играть, как минимум, на уровне третьего спортивного разряда.

3



1.

1.1

Повторение изученного материала.

1



2.

1.2

Игровая практика.

1



3.

1.3

Повторение изученного материала.

1





2.

ОСНОВЫ МИТТЕЛЬШПИЛЯ.

17



4.

2.1

Самые общие рекомендации о том, как играть в миттельшпиле.

1



5.

2.2

Игровая практика.

1



6.

2.3

Тактические приемы. Связка в миттельшпиле. Двойной удар.

1



7.

2.4

Тактические приемы. Открытое нападение. Открытый шах. Двойной шах.

1



8.

2.5

Решение задания "Выигрыш материала".

1



9.

2.6

Матовые комбинации (на мат в 3 хода) и комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Темы завлечения, отвлечения, блокировки.

1



10.

2.7

Решение заданий.

1



11.

2.8

Матовые комбинации и комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Темы разрушения королевского прикрытия, освобождения пространства, уничтожения защиты.

1



12.

2.9

Решение заданий.

1



13

2.10

Матовые комбинации и комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Темы связки, "рентгена", перекрытия.

1



14.

2.11

Решение заданий.

1



15.

2.12

Матовые комбинации и комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Другие темы комбинаций и сочетание тематических приемов.

1



16.

2.13

Решение заданий.

1



17.

2.14

Комбинации для достижения ничьей. Патовые комбинации. Комбинации на вечный шах.

1



18.

2.15

Решение заданий. "Сделай ничью".

1



19.

2.16

Классическое наследие. "Бессмертная" партия. "Вечнозеленая" партия.

1



20.

2.17

Решение заданий.

1





3.

ОСНОВЫ ЭНДШПИЛЯ.

13



21.

3.1

Ладья против ладьи. Ферзь против ферзя. Ферзь против ладьи (простые случаи).

1



22.

3.2

Решение заданий.

1



23.

3.3

Ферзь против слона. Ферзь против коня. Ладья против слона (простые случаи). Ладья против коня (простые случаи).

1



24.

3.4

Решение заданий.

1



25.

3.5

Матование двумя слонами (простые случаи). Матование слоном и конем (простые случаи).

1



26.

3.6

Решение заданий.

1



27.

3.7

Пешка против короля. Когда пешка проходит в ферзи без помощи своего короля. Правило «квадрата».

1



28.

3.8

Решение заданий.

1



29.

3.9

Пешка против короля. Белая пешка на седьмой и шестой горизонталях. Король помогает своей пешке. Оппозиция.

1



30.

3.10

Решение заданий.

1



31.

3.11

Пешка против короля. Белая пешка на пятой горизонтали. Король ведет свою пешку за собой.

1



32.

3.12

Решение заданий.

1



33.

3.13

Удивительные ничейные положения. Два коня против короля. Слон и пешка против короля. Конь и пешка против короля.

1





4.

Повторение программного материала.

2



34.

4.1

Решение заданий. Игровая практика.

1



35.

4.2

Решение заданий. Игровая практика.

1















VIII. МАТЕРИАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Для повышения интереса у обучающихся к шахматной игре применяется следующий материал:

  • демонстрационный материал (шахматные фигуры);

  • раздаточный материал (диаграммы по шахматам);

  • трафареты шахматных фигур;

  • демонстрационная магнитные доски с комплектами шахматных фигур;

  • настольные шахматы;

  • подборка иллюстраций «История шахматных фигур»;

  • портреты чемпионов мира по шахматам;

  • шахматные задачи;

  • видеоматериалы по шахматам;

  • краткий словарь шахматных терминов.

Литература:

  1. Венгер, Л.А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста [текст] / Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко. - М.: Просвещение, 1989.

  2. Венгер, Л.А. Мухина, B.C. Психология [текст] / Л.А. Венгер, В.С. Мухина. - М.: Просве-щение, 1988.

  3. Весела, И. Шахматный букварь [текст] / И. Весела, И. Веселы. - М.: Просвещение, 1983.

  4. Гришин, В. Г. Малыши играют в шахматы [текст] / В. Г. Гришин - М.: Просвещение, 1991.- 158с.

  5. Зак, В. Г. Я играю в шахматы [текст] / В. Г. Зак, Я. Н. Длуголенский. - Л.: Детская литера-тура, 1985.

  6. Карпов, А. Е. Учитесь шахматам [текст] / А. Е. Карпов. - М.: Эгмонт Россия Лтд, 2004;

  7. Карпов, А. Е. Школьный шахматный учебник [текст] / А. Е. Карпов, А. Б. Шингирей. - М.: Русский шахматный дом, 2005.

  8. Костров, В. В. Шахматный учебник для детей и родителей [текст] / В. В. Костров, Д. А. Давлетов.- СПб.: Литера, 2005.

  9. Костенюк, А.К. Как научить шахматам [текст] / А.К. Костенюк, Н.П. Косте-нюк.-М.: Ульяновский дом печати, 2008.-144с.

  10. Мазаник, С.В. Шахматы для всей семьи [текст] / С.В. Мазаник. - СПб.: Питер, 2009;

  11. Петрушина, Н. М. Шахматный учебник для детей [текст] / Н. М. Петрушина - Ростов н/Д Феникс, 2006.

  12. Позин, С.Б. 25 уроков шахмат [текст] / С.Б. Позин.- Екатеринбург:Изд-во Урал.ун-та, 2003. -144с.

  13. Сухин, И. Г. Удивительные приключения в Шахматной стране [текст] / И. Г. Сухин. - Ростов н/Д: Феникс, 2004.

  14. Сухин, И. Г. Шахматы для самых маленьких [текст] / И. Г. Сухин.- М.: Аст-рель; АСТ, 2000.

Весь подобранный материал способствует развитию интереса к шахматной игре, обучению детей шахматам, как в самостоятельной деятельности, так и во взаимодействии с педагогом. Материал доступен и понятен.

  1. СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ

Для отслеживания результатов предусматриваются следующие формы контроля:

1.Текущий:

- оценка усвоения изучаемого материала осуществляется педагогом в форме наблюдения;

- прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;

- пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;

- рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;

2. Итоговый контроль в формах:

- тестирование;

- практические работы;

- творческие работы обучающихся;

3. Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.

Содержательный контроль и оценка результатов обучающихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения программы ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми.

Результаты проверки фиксируются в зачётном листе учителя. В рамках накопительной системы, создание портфолио.

Динамика развития обучающихся фиксируется учителем:

-внутренняя система оценки на основе сформированности целеполагания, развития контроля, самооценки;

-внешняя система оценка на основе результативности участия в турнирах, викторинах; беседы с родителями.

Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:

- степень помощи, которую оказывает учитель обучающимся при выполнении заданий: чем помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность обучающихся и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;

- поведение обучающихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность обучающихся обеспечивают положительные результаты занятий;

- результаты выполнения тестовых заданий, при выполнении которых выявляется, справляются ли обучающиеся с этими заданиями самостоятельно.









Рабочая программа общеинтеллектуального направления внеурочной деятельности «Шахматы» Страница 50





 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал