7


  • Учителю
  • Терминология 1 класс ДПП Дизайн предмет Рисунок

Терминология 1 класс ДПП Дизайн предмет Рисунок

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

ТЕРМИНОЛОГИЯ ПРЕДМЕТ «РИСУНОК» (1 класс ДПОП «ДИЗАЙН)

Графика -

  1. (от гр. grapho - пишу, рисую) - вид изобразительного искусства, который связан с изображением на плоскости. Г рафика объединяет рисунок, как самостоятельную область, и различные виды печатной графики: гравюру на дереве (ксилография), гравюру на металле (офорт), литографию, линогравюру, гравюру на картоне и др.

  2. Искусство, в основе которого контраст тоновых отношений, цвет в графике может включаться в композицию, но не является главным.

Рисунок - вид графики и вместе с этим основа всех видов изобразительного искусства. Рисунок может выступать и как самостоятельный вид творческой деятельности. Виды рисунка различаются по технике исполнения, по назначению, темам и жанрам.

Силуэт - (фр. silhouette) - плоскостное изображение, прием работы, средство художественной выразительности, а также вид графики. Силуэт подобен тени объекта.

Мольберт - (от нем. Malbrett: доска для рисования) - подставка, обычно деревянная, на которой художник помещает во время работы картину, рисунок и т. д.

Графические изобразительные средства -

Карандаш - (от тюркск. кара - черный и таш, даш - камень) - один из основных материалов и одновременно инструментов изобразительного искусства, представляет собой тонкий стержень из красящего вещества в оправе (деревянной, металлической, пластиковой). По материалу, из которого сделан стержень карандаша, различают металлические (свинцовые, серебряные), итальянские, графитные и цветные карандаши.

Маркер - (письменная принадлежность) - фломастер на спиртовой основе, не смывающийся водой.

Перо - инструмент художника. Его используют для написания красивого шрифта в каллиграфии и для графических рисунков.

Сангина - (фр. sangine, от лат. sanguis - кровь) - мягкий материал и инструмент для рисования в виде палочек-карандашей, дающих матовый красно-коричневый тон.

Соус - (фр. sause - соус, подливка; от лат. salsus - посоленная похлебка) - материал для рисования в виде толстых палочек-карандашей из прессованных красителей с клеем, обернутых в фольгу. Он дает богатую возможность в тональном рисунке, имеет глубокий бархатисто-черный цвет (иногда серый или коричневый), хорошо растушевывается; наносится на бумагу штрихом, растушевкой (сухой соус) или размывается кистью с водой, аналогично акварели (мокрый соус).

Тушь - (нем. Tushe) - черная или цветная краска. Черную тушь изготавливают из сажи, копоти, клеящих и других веществ.

Уголь - (родств. agnis - огонь) - материал для рисования в виде тонких палочек, полученных из веточек березы, ивы и других деревьев, очищенных от коры и обожженных специальным способом.

Художественные средства графики -

Точка - единица измерения расстояния в русской и английской системах мер.

Линия - это след от движения точки на плоскости. Она может быть самой разнообразной по начертанию и длине. Чем меньше точка, тем тоньше будет линия. Различают три типа линий: изобразительную, каллиграфическую и геометрическую. По начертанию они бывают прямые, волнистые и комбинированные.

Штрих - (от лат. strictus - узкий, сжатый) - изобразительное средство графического искусства, короткая линия. В зависимости от направления линий, штрихи могут быть прямыми, наклонными, перекрестными и др.

Пятно - место на какой-нибудь поверхности, выделяющееся только по цвету от остальной поверхности.

Контур - совокупность линий, обозначающих внешние очертания изображаемого.Фактура - (от лат.factiira - обработка, строение) - характер поверхности художественного произведения, её обработки в изобразительных искусствах, своеобразие художественной техники в поэзии, музыке, живописи или скульптуре.

Тон - степень светлоты, присущая цвету предмета в натуре и в произведении искусства. Тон зависит от интенсивности цвета и его светлоты. Тон в рисунке является одним из ведущих художественных средств, так как рисунок обычно одноцветен (монохромен).

Тональность - плотность рисунка и глубина контраста между тёмными и светлыми тонами.

Тоновая растяжка - изображение с различными тоновыми переходами от света к тени, т.е. с участками, имеющими разную силу тона.

Фон - (от фр. fond из лат. fundus- «дно, основание, главный элемент, основа»), основной цвет или тон, на котором размещается изображение или текст; часть изображения, образующая задний план.

Силуэт -

  1. - (франц. Silhouette) - форма,воспринимаемая плоскостно по причине тонального контраста фигуры и фона либо преобладания "долевой зрительной установки".

  2. - это плоскостное изображение, прием работы, средство художественной выразительности, а также вид графики. Явление силуэта может возникать и в процессе восприятия объемных форм в зависимости от освещения. Силуэт подобен тени объекта. Качество силуэтности используется художниками во всех видах искусства. В силуэте фигуры или предметы рисуются обычно сплошным черным пятном на светлом фоне или белым на темном фоне. В таком рисунке внешние очертания объекта должны быть очень выразительны, без лишних деталей.

Жанры изобразительного искусства -

Жанр (от фр.Оепге - вид) - совокупность произведений, объединяемых:

  • общим кругом тем или предметов изображения; или

  • авторским отношением к предмету, лицу или явлению: карикатура, шарж; или

  • способом понимания и истолкования: аллегория, фантастика.

Пейзаж (франц. paysage, от pays - страна, местность) - это жанр изобразительного искусства, основным предметом живописи и графики, которого является местность, естественная или преображённая человеком. По предмету изображения выделяют архитектурно-городской, индустриальный пейзаж, ведуту, марину (изображает море), исторический, фантастический (футурологический), лирический, эпический пейзаж.

Пастораль - изображение идиллической мирной жизни пастухов и пастушек на лоне природы.

Портрет (фр._ portrait, от старофранц. portraire - «воспроизводить что-либо черта в черту», устар. парсуна - от лат. persona - «личность; особа») - изображение или описание какого-либо человека либо группы людей, существующих или существовавших в реальной действительности, в том числе художественными средствами. Разновидности - автопортрет, групповой портрет, парадный, камерный, костюмированный портрет, миниатюра портретная, парсуна.

Натюрморт {фр. nature morte - «мёртвая природа») - изображение неодушевлённых предметов.

Анималистический жанр, иногда также анимализм (от лат. Animal - животное) - жанр изобразительного искусства, основным объектом которого являются животные.

Бытовой жанр - жанр изобразительного искусства, посвящённый повседневной, частной и общественной жизни человека.

Исторический - один из основных жанров изобразительного искусства, посвященный историческим событиям прошлого и современности, социально значимым явлениям в истории народов.

Батальный жанр (от фр. bataiile - битва) - жанр изобразительного искусства, посвящённый темам войны и военной жизни.

Мифологический (сказачный, былинный) - посвящен событиям и героям, о которых рассказывают мифы, сказки, былины.

Ню - жанр изобразительного искусства, изображающий красоту обнаженного человеческого тела.

Аллегория - изображение отвлеченных понятий через ассоциативно близкие конкретные образы, существа и предметы, обычно наделяются поясняющими их содержание атрибутами.

Карикатура - жанр изобразительного искусства, использующий средства сатиры и юмора, гротеска, шаржа, художественной гиперболы; изображение, в котором комический эффект создается преувеличением и заострением характерных черт.

Шарж - разновидность карикатуры, юмористическое или сатирическое изображение, в котором изменены и подчеркнуты характерные черты человека.

Композиция - (сочинение, составление, расположение) - целенаправленное построение художественного произведения, делающее замысел художника более доходчивым и впечатляющим.

Равновесие - такое состояние композиции, при котором все элементы сбалансированы между собой.

Статика - (статика в композиции) - создает впечатление неподвижности, покоя. Чтобы передать статику в композиции - используют вертикальные и горизонтальные линии.

Динамика - композиция, при которой создается впечатление движения и внутренней динамики. Чтобы создать динамику в композиции, используют диагонали.

Симметрия - равномерное размещение элементов по оси, делящее пространство на равные части. В симметричной композиции расположение элементов относительно оси должно быть одинаковое.

Асимметрия - неравномерное размещение элементов при сохранении общего равновесия. В асимметричной композиции расположение объектов может быть самым разнообразным.

Ритм

  1. это чередование каких-либо элементов в определенной последовательности.

  2. (фр.) - противопоставление в композиции (по цвету, фактуре, по форме, по размеру и т. д).

Загораживаемость - взаимосвязь предметов между собой в пространстве, когда один предмет (ближний) перекрывает другой (дальний)

Плановость - плановость пространства (ближе - ниже, дальше - выше), загораживаемость дальних предметов ближними

Освещение - создание освещённости поверхностей предметов, обеспечивающее видимость этих предметов или возможность их регистрации светочувствительными веществами или устройствами. Освещение бывает естественным, искусственным и смешанным.

Источник освещения - дневной свет (солнце), искусственное освещение (лампа), свет луны.

Свет и тень, светотень - важнейшие парные категории теории и практики изобразительного искусства.

Светотень - наблюдаемое на поверхности объекта распределение освещённости, создающей шкалу яркостей, очень важное средство изображения предметов действительности, их объема и положения в пространстве.

Нюанс (фр.) - тонкое различие, едва заметный переход.

Контраст - противоположность двух величин: размера, цвета (светлого - темного, теплого - холодного), движения.

Метод парных точек при рисовании симметричного объекта - метод построения симметричного изображения, путем нанесения рисунка при помощи точек, которые находятся друг от друга примерно на одинаковом расстоянии от оси симметрии.

Метод визирования - проверка пропорций натуры при помощи карандаша. Состоит в том, что на карандаш, находящийся на вытянутой руке, взглядом откладывают один из размеров предмета и отмечают его. Отложенный размер накладывается на другой, сравниваемый с ним.

Пропорции - (лат. proportio - соотношение, соразмерность) - закономерное соотношение величин частей художественного произведения между собой, а также каждой части с произведением в целом.

Характер предмета - выделение основных свойств предмета: формы, пропорции, освещенности, соотношения света и тени и т.п..

  1. </ Анализ постановки (предварительный анализ объема изображения). Сначала нужно рассмотреть натюрморт с разных сторон и выбрать наиболее интересную и выгодную точку зрения по виду и выявлению формы, а также по характеризующему ее освещению. Это во многом определяет выбор материалов (карандаш, перо, кисть, бумага и др.), размер работы, а также учебные цели по освоению техники рисунка. Намечается примерный порядок ведения работы по этапам, а также приблизительное время для выполнения всей работы с разбивкой ее на отдельные сеансы (занятия).

  2. Компоновка изображения в формате - (от лат. сотропеге «складывать, строить, сочинять») - расположение, структуризация отдельных частей в целостном объекте. Размещение изображения на листе. С этого этапа начинается выполнение рисунка. Важно разместить изображение так, чтобы весь лист «работал» на лучшую и более выразительную передачу натуры. Для первых рисунков рациональнее всего использовать прямоугольный стандартный формат листа. Если изображаемый предмет (или группа предметов) в вертикальном направлении в целом имеет большую протяженность, чем в горизонтальном, то лист бумаги целесообразно располагать длинной стороной также в этом направлении. Изображение предмета относительно листа бумаги не должно быть слишком маленьким или слишком крупным. Его также не следует смещать в какую-либо сторону. Верно скомпонованный на листе бумаги рисунок должен занимать примерно его среднюю часть. Отдельные элементы композиции должны быть связаны между собой, а внимание зрителя сосредоточивается на главном предмете (композиционном центре), которому должно подчиняться все второстепенное (детали).

  3. Конструктивный анализ формы и ее перспективное построение (построение плоских форм, построение объема). Решив композицию рисунка, переходят к его выполнению. Этот этап работы представляет собой комплекс тесно взаимосвязанных задач. Строя изображение, нужно учитывать конструкцию и характер формы, ее пропорции и перспективные изменения, наблюдаемые с выбранной точки зрения.

Вначале легкими линиями, чтобы их можно было исправлять, намечается обобщенный, в виде заготовки, контур всей группы предметов. Затем надо возможно точнее наметить пропорции основных крупных частей и членений натуры. Постепенно уточняя первоначальные контуры предметов, особенно внимательно нужно проверить перспективное изображение основных предметов: не находят ли они друг на друга, нет ли взаимного пересечения формы одного предмета с формой другого.

При уточнению пропорций предметов нужно выдерживать принцип: вначале следует уточнить отношение крупных частей, затем - составных, мелких деталей.

  1. Выявление объема предметов при помощи светотени, уточнение их пропорций. Вначале следует определить самое светлое и самое темное места в натуре. Отметив для себя эти два «полюса», нужно проследить направление световых лучей, а также и то, как они падают на поверхность предметов натуры. Проследить, где находятся тени собственные, тени падающие, света и легко наметить границы их на рисунке. В первую очередь легким тоном нужно отметить все падающие тени без каких-либо градаций. После этого также равномерно, но более светлым тоном, отметить на предметах тени собственные.

Этим мы учтем закономерности светотени: падающие тени, особенно там, где они короче, всегда темнее, чем тень на самом предмете.

Первая прокладка теней очень важна для тонового рисунка. Тени создают впечатление пространственности, глубины намеченного рисунка. «Разрушая» плоскость листа, тени позволяют более точно сравнивать пропорции предметов на изображении с пропорциями предметов натуры. Происходит это потому, что условия сравнения рисунка и натуры сближаются, так как рисунок благодаря светотени приобретает пространственную иллюзорность.

Применяя технику штриха и используя сведения о закономерностях светотени, приступают к выявлению формы и объема предметов на рисунке. Штрихами, идущими по форме предметов, усиливают собственные тени, прокладывают полутени и падающие тени так, чтобы светотеневые отношения рисунка правильно отражали соответственные отношения натуры.

  1. Обобщение и завершение работы. Указанный этап предполагает проработку деталей переднего плана, приведение рисунка к целостности - уточнению тональных отношений. В завершающий этап рисования следует осуществлять проработку деталей формы, главным образом переднего плана.



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал