7


  • Учителю
  • Образ тотема в головном уборе. Научно-исследовательская творческая работа ученика 9 класса

Образ тотема в головном уборе. Научно-исследовательская творческая работа ученика 9 класса

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Министерство образования Республики Саха (Якутия)

Управление образования г.Якутска

МОБУ «Средняя общеобразовательная школа №5 имени Н.О.Кривошапкина»

с углубленным изучением отдельных предметов







XIX Республиканская научная конференция молодых исследователей

«Шаг в будущее - Инникигэ хардыы» имени академика

Владимира Петровича Ларионова





Образ тотема в головном уборе







Выполнила:

Новгородова Надежда, ученица 9в

Руководитель: Верховцева М.А.педагог допобразования.

















Якутск, 2015





Содержание







Введение…………………………………………………………………………1

Глава 1. Тотемные животные и птицы якутов………………………………..3

Глава 2. Техника валяния………………………….…………………………...5

Глава 3. Разработка эскизов и изготовление головных уборов……………..7

Заключение……………………………………………………………………..10

Использованная литература…………………………………………………...11



































Введение





Человек - дитя Природы, в ней он находит силы, красоту и вдохновение. Можно воплотить разнообразие и богатство природы в аксессуарах и одежде, в которых зазвучат и фольклорно-эпические интонации, и дыхание современности. Аксессуары могут быть разные по настроению: то мажорные, динамичные, взволнованные, то лирические, теплые и проникновенные, то фантастически декоративные, то спокойно величавые. Наши предки создали великолепные образцы национального костюма, в которых воплотили красоту окружающего мира и свои верования. Одежда и аксессуары имели сакральный смысл, они оберегали человека от бед и напастей.

Хотелось бы выработать свой творческий почерк, соединивший комплексно дизайн изделия с его внутренним содержанием. Я решила создать головные уборы, в которых было бы очарование пейзажа, его искренность, эмоциональность и непосредственность. В этом мне помогли тотемные образы из эпоса якутов.

Гипотеза:

предполагается, что техника валяния может широко применяться в создании головных уборов с национальным якутским колоритом.

Целью работы является создание авторской коллекции шляп из фетра на основе тотемных образов якутского эпоса. Создание коллекции - это поиск новых форм и конструкций, ее цветового и декоративного решения и, как результат - нового образа.

Задачи:

- изучить литературу по якутскому эпосу, валянию;

-ознакомиться с тенденциями современной моды;

-разработать эскизы головных уборов;

- изготовить основу шляп методом валяния;

- придать шляпам дизайнерски - стилизованный образ тотема.

Новизна: применение техники валяния в создании головных уборов с элементами якутской национальной культуры.

Актуальность работы заключается в интеграции этнической культуры в современную жизнь.

Практическая значимость:

данный материал можно рассматривать не только как научный (для изучающих этнокультуру), но и как практический - для использования в театре, кино, на конкурсах и этнических мероприятиях, а также для создания новых моделей одежды.













































Глава 1. Тотемные животные и птицы якутов.





Тотемными являются животные и птицы, которых древний человек воспринимал как своих покровителей.

Лошадь, бык, олень - это те животные, благодаря которым народ саха выжил в суровых климатических условиях.

Особое отношение было к медведю, лосю, оленю. Культовое почитание этих животных было связано с идеей умирающего и воскресающего зверя.

Олень считался небесным животным у тюркоязычных предков якутов и был посредник между мирами богов и людей. В древности олень, ассоциируясь с мировым деревом, вобрал в свой образ всех обитателей леса в целом, стал воплощением создателя и творца Вселенной. В олонхо олень олицетворял одновременно тайгу и горы. Это говорит о том, что в жизни якутов олень был наиболее значимым объектом на охоте. Олень - символ быстроты, грациозности, благополучия, плодородия. Оленьи атрибуты служили в быту оберегом от злых духов. При добыче медведя, лося и дикого оленя произносились извинительные речи и совершались обряды.

Рысь также встречается в числе тотемов якутов. Священного зверя нельзя было называть, убивать и употреблять в пищу. На высшем девятом ярусе Верхнего мира, подобный белой рыси, восседает Белый Господин Творец. Рысь - олицетворение силы и ловкости.

Птица в верованиях якутов играет не последнюю роль. У якутов птицы - символ души, духа, божественного проявления, возможность общения с богами. Шаманский костюм символизирует птицу. Шаман в полете является посредником между человеческим миром и миром духов. Символичны и фигурные изображения птиц, нашивавшиеся в виде подвесок на кафтан или головной убор.

Ворон - мудр, справедлив и обладает способностью прорицать. Он является тотемом некоторых якутских родов. Члены рода старательно оберегали птицу, не убивали, а если находили мертвой, обязательно хоронили на арангасе - могильнике. Женщины не произносили имя тотемной птицы, а когда она пролетала, прикрывали голову руками. Ворон и орел, по якутским мифам, принесли людям огонь, когда они были на грани смерти.

Утка, наряду с гагарой и кукушкой, считается шаманской птицей. Подвески в виде утки являлись духами - помощниками шамана. Утка выступает в образе наездника шаманов и богов. В поверьях якутов есть камень счастья, который находят в гнезде орла, сокола или утки - широконоски. Этот камень доставляет своему владельцу счастье, заключающееся в богатстве. В отношении волшебной силы утиный камень считается по величине и красоте третьим после орлиного и соколиного.

Рыба - также частый персонаж сказочного фольклора. Она символизирует плодородие, плодовитость, изобилие, мудрость. В олонхо все персонажи, попадая в водную стихию, превращаются в рыб. Богатыри - для ритуального купанияв Мертвом море, проходя очередной этап закалки, или для того, чтобы переплыть Огненное море в Нижнем мире, или чтобы вступить в поединок с абаасы. Рыбы в якутском эпосе имеют магические способности.

В своем проекте я использую тотемные у якутов образы оленя, рыси, ворона, утки и рыбы.

















Глава 2. Техника валяния.



Валяние шерсти (фелтинг: от англ. felt - войлок, фильцевание, фильц, набивание) - это особая техника рукоделия, в процессе которой из шерсти для валяния создается рисунок на ткани или войлоке, объемные игрушки, панно, декоративные элементы, предметы одежды или аксессуары. Только натуральная шерсть обладает способностью сваливаться или свойлачиваться (образовывать войлок).

История валяния.

Люди обнаружили способность шерсти сваливаться около 8000 лет назад. Для валяния использовали найденные остатки шерсти животных. После одомашнивания мелкого рогатого скота стало возможным использовать состриженную шерсть животных.

В XVI веке появились первые мастерские по изготовлению войлока. В XIX веке изобрели валяльные прессы и машины. Валка происходила посредством сдавливания и прокатывания шерсти или при механическом воздействии специальных иголок, которые спутывали шерстяные волокна. Сегодня для домашнего валяния созданы специальные иглопробивные машины.

Виды валяния.

Различают два вида валяния шерсти: сухое и мокрое. При сухом валянии шерсть многократно протыкается специальной иглой до состояния сваливания. Во время этого процесса волокна сцепляются между собой, образуя плотный и однородный материал. Мокрое валяние осуществляется при помощи мыльного или специального раствора. Сначала выкладывается изделие из шерсти, смачивается раствором и при помощи трения производят процесс валяния. Сухое валяние применяется для создания объемных изделий: игрушек, бижутерии, фигурок, авторских кукол, а также нанесения рисунков и узоров на войлок, фетр и предварительно сваленные поделки. Мокрое валяние подходит для изготовления панно, одежды, полотен, одним словом, плоских изделий.

Материалы для валяния.

Для сухого и мокрого валяния применяются разные расходные материалы. Для сухого валяния необходимы специальные иглы с засечками. При втыкании такой иглы в шерсть кусочки волокон зацепляются за засечки и спутываются друг с другом. Для мокрого валяния существуют специальные растворы, но большинство мастеров обходятся обычным или жидким мылом.

Расходные материалы.

Шерсть мериноса, так называемая гребенная лента.

Для изготовления изделий из шерсти может также применяться сливер, синтепон, вата, другая шерсть для набивки.

В последнее время получил распространение нанофелтинг (англ. nunofelting). Нанофелтинг - это одно из разновидностей мокрого валяния шерсти на шелке. Таким образом получается новый вид ткани, который впоследствии используется при изготовлении шерсти, шарфов и других декоративных украшений.

Разновидности шерсти.

Грубая (валеничная) овечья шерсть бывает светлая и темная, используется для валяния игрушек и изделий в этническом стиле.

Сливер - расчесанная овечья шерсть, используется как основа для валяния, с последующим наложением шерсти других цветов.

Очес - мелкие волоски с овечьей шерсти, используется для изготовления фетра.

Выбеленка - расчесанная, выбеленная и вытянутая овечья шерсть, используется как поверхностная для создания светлого фона.

Верблюжка - расчесанная шерсть верблюда, используется для валяния игрушек.

Полутонкая овечья шерсть - используется для декора и отделки изделий.

Ангора или мохер - шерсть ангорской козы, с шелковистым блеском, используется для декора изделий.







Глава 3. Разработка эскизов и изготовление головных уборов.

Коллекция разработана образно-ассоциативным методом моделирования. Принцип этого метода заключается в том, что художник преобразует свойства выбранного творческого источника.

Этапы работы:

- сбор природного материала;

- подготовка шаблона шляпы;

- валяние основной формы шляп;

- разработка дизайна оформления шляп;

- дополнение шляп аксессуарами;

- составление сметы расходов.

Процесс валяния.

Для мокрого валяния необходимо иметь: шерсть мериноса и троицкая 100г, мыльный раствор (1 ст.л. на стакан воды), сетка, пупырчатая пленка, шаблон.

1. кладем шаблон на пленку

2. не шаблон накладывается шерсть тонким слоем с отступом за край 1 см (шерсть выщипывается из основной ленты), первый слой горизонтально, второй вертикально

3. накрыть шерсть сеткой и полить мыльным раствором, придавить руками, чтобы раствор впитался

4. накрыть пленкой и втирать, пока шерсть не сцепится

5. перевернуть и подогнуть края на шаблон; повторить действия 2, 3, 4

6. завернуть горизонтально в рулет и катать, надавливая

7. завернуть вертикально в рулет и катать, надавливая

8. чередуем действия 6 и 7, пока шляпа не уменьшится до нузного размера

9. ополоснуть

10. натянуть на болванку

11. оставить сушиться

На весь процесс получения фетра уходит около 5 часов.

Для оформления шляп, символизирующих какой-либо тотем, применялись следующие материалы: утиные и петушиные перья, ветки ивы, деревянные бусины, кожа щуки, горячий клей, нитки.

Процесс обработки кожи щуки:

отделить от туши, очистить от жира и мяса, дать полежать ночь в мыльном растворе, ополоснуть, натянуть на плоский предмет, зафиксировать и высушить, размять в руках, промакивая мокрой тряпкой.

Процесс обработки веток:

сбор веток надо осуществлять, пока в них есть сок (примерно до середины октября). При высыхании ветки погрузить в емкость с водой (например: в ванну) на одни сутки.

















































Экономическое обоснование





Расчет себестоимости шляпы.

Наименование используемых материалов

Цена (руб.)

Расход материалов на изделие

Затраты на материалы (руб.)

1.

Шерсть

1640

100г

128

2.

Нитки

450

9

3.

Клей

60

1 шт.

10



Деревянные бусины

50

8

16



Изготовление

300



300



Валяние шляпы

500



500



Итого





963



























Заключение.



В.А.Фаворский сказал: «Я сегодняшний человек, и ни в коем случае не должен реконструировать древнюю форму, а должен передать стиль, как я, современный человек, его понимаю». Художники, активно откликаясь на ведущие тенденции в мире, формируют и обогащают духовный мир своих земляков.

Модная молодежная одежда должна быть рассчитана на широкую аудиторию, доступна по цене, привлекательна по эстетическим критериям, не архаична, но должна отражать менталитет народа саха.

Авторские шляпы, которым присущи логическая завершенность замысла и обобщенность в трактовке формы, не только порадуют молодых своей новизной, но и обогатят их духовный мир.

Головные уборы, изображающие тотемных животных и птиц, несут сакральную функцию: положительную энергетику.

Благодаря сакральной окраске и национальным особенностям головные уборы могут использоваться на этнических мероприятиях (например: ысыахе), приподноситься как обереги.

В коллекции шляп воплотилось мое восприятие мира. Они празднично наряжают этот мир, сообщают ему особый колорит, особое приподнятое звучание. Изначально планировала придать коллекции острое чувство современности, необычности, легкости и изящества, свежести. Немного общения с природой, немного фантазии - и вы порадуете себя и друзей настоящими эксклюзивными произведениями искусства!









Использованная литература:



1. Захарова А.Е. Архаическая ритуально - обрядовая символика народа саха - Новосибирск: «Наука», 2004.

2. Никифорова С.В. Символика женских украшений /культурные коды традиционной повседневности саха/ - СПб: «Астерион», 2010.



3. Уткин К.Д. Идея божественности и концепция судьбы в якутском олонхо - Якутск: «Якутское книжное издательство», 1990.





4. Эпстайн Ники. Объемное вязание. Создаем дизайнерские вещи - М.: «Эксмо», 2009.

















13



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал