- Учителю
- Статья Мутации у мальчиков
Статья Мутации у мальчиков
Вокальная работа с мальчиками
во время мутации.
«Способности можно развивать и совершенствовать. Этого не достигнешь, если, отшельнически уединяясь, играть целыми днями механические упражнения; необходимо живое, многостороннее музыкальное общение: особенно важно иметь дело с хором и оркестром... Самое высокое в музыке находит свое выражение в оркестре и хоре.»
Роберт Шуман из «Собрания статей о музыке и музыкантах»
Мутация. В период перехода мальчика к взрослому состоянию наблюдается интенсификация процессов развития отдельных частей организма и резкое, внезапное изменение в развитии голоса: наступает мутация. За сравнительно короткий срок гортань мальчиков увеличивается в два - два с половиной раза. Относительно быстрый рост комплекса хрящей гортани, изменение длины и толщины истинных и ложных голосовых связок, изменение соотношений величины резонаторов и гортани приводит к тому, что мальчик в период мутации не может пользоваться своим голосом в привычной для него манере.
Формирование звука в этот период часто затруднено из-за воспаления и набухания слизистой оболочки, покрывающей связки. Мальчик должен в этот период как бы заново учиться петь.
Сроки наступления мутации зависят от многих обстоятельств: от общего физического и психического развития, от певческого режима до мутации, от среды, в которой вращается мальчик и т. д. Чаще всего первые признаки мутации у мальчиков наблюдаются в 12-13 лет.
Период скрытой мутации. Этот период зачастую наступает при внезапном росте мальчика. Начинается первая диспропорция в развитии тела (чрезмерное удлинение конечностей и т. д.). В поведении, в зависимости от характера мальчика, появляются резкие изменения: либо излишняя нервозность, легкая возбудимость, либо задумчивость, замкнутость.
Разговорная речь в начале периода остается еще чисто детской, позже появляется некоторая тусклость в голосе, кажется, что мальчик немного осип либо начал глубже фони-ровать. При пении в голосе временами появляется сипота, иногда кашель без признаков простуды, возникают затруднения при пении высоких нот. Дисканты теряют свои верхние ноты; у альтов тоже усекаются верхние ноты, крепнут низы.
Период острой мутации. Диспропорция в строении тела увеличивается, появляется первая растительность на лице, иногда прыщеватость, лицо теряет свое чисто детское выражение, появляется угловатость, дискоординированность в движениях. Те мальчики, которые не занимаются спортом, в это время выглядят особенно неуклюжими.
Для этого периода характерна резкая смена настроений- то необузданное веселье, то глубокая, никакими внешними причинами не вызванная подавленность: иногда наблюдается чрезмерная развязность, желание казаться взрослым.
В начале периода в разговорную речь мальчиков вкрадываются отдельные мужские нотки; часто появляются так называемые «петухи» в разговорной речи. К концу периода разговорная речь-неокрепшая мужская.
Почти всегда на большом диапазоне «детского» голоса слышится некоторая сипота. Появляются первые низкие грудные ноты, но сохраняется и легкое звучание в объеме прежнего голоса. Таким образом, у мальчиков в этот период объем голоса иногда достигает трех - трех с половиной октав.
К концу периода у дискантов появляются настоящие мужские ноты в диапазоне ми - си малой октавы при частичном сохранении фальцетного звучания в диапазоне до-фа, соль второй октавы.
У альтов к концу периода нередко тоже исчезает детское звучание и формируются мужские ноты в диапазоне фа малой октавы - до, ре первой октавы.
Острый период мутации - самый неприятный для певца, так как пение из-за сипа в голосе очень затруднено. В этот период мальчик ишет пути приспособления своих старых певческих навыков к изменившимся анатомо-физиологическим условиям.
Периоды стабилизации юношеского голоса и формирования взрослого голоса. Постепенно восстанавливается утерянная пропорциональность отдельных частей тела, на лице появляется настоящая растительность, у многих исчезает прыщеватость. Поведение мальчиков менее подвержено резкой смене настроений, их действия более уравновешенны, целенаправленны. Значительно увеличивается гортань. Разговорная речь становится чисто мужской. Пением юноши занимаются уже с удовольствием.
В начале VI периода появляется ровное звучание мужского голоса без сипа на небольшом диапазоне (квинты, сексты), который постепенно расширяется. Часть мальчиков теряет фальцет, который позже при правильной работе восстанавливается.
К концу VI периода более или менее ясно кристаллизируется вид будущего взрослого голоса (тенор, баритон).
Басы формируются из баритонов лишь позже - к концу VII периода. К концу VII периода исчезает сип или тусклость, которые встречаются иногда в голосах мальчиков в течение VI периода. Голоса обогащаются новыми тембральными красками, которые лишь намечались в VI периоде. Чем дольше мальчик сумеет петь в детском хоре, тем лучший голос у него сформируется после мутации.
Можно считать, что период острой мутации кончился, когда юноша примерно в диапазоне сексты поет упражнение «мужским», достаточно крепким голосом без сипоты и напряжения. Главное - ему надо помочь овладеть его «новым» певческим аппаратом, новой манерой пения. Основное правило в работе с юношами - не торопиться формировать взрослые голоса.
В период после острой мутации следует закреплять и развивать положительные певческие навыки, полученные юношами в детстве, и бороться с недостатками, которые сохранились в голосе (носовой или горловой оттенок в звуке, глубокое формирование гласных, поверхностное дыхание, напряженная или вялая дикция и т. п.). У юношей недостатки изживаются легче из-за гибкости голосового аппарата после острой мутации. Если в домутационный период вокальная работа шла в направлении высокой и в некоторой степени суженной позиции, то в юношеских хорах продолжается работа над укреплением высокой позиции, однако все звуковедение должно быть более широким. В это время упражнения поются не только в нисходящем направлении, но обязательно и в восходящем. Много внимания надо уделять углублению дыхания, опоре.
«Новый» мужской голос юношей сразу после острой мутации обычно звучит бесцветно, жестко, как-то деревянно. Поэтому специальную работу приходится проводить для восстановления гибкости и мягкости голоса юноши. Большую пользу здесь оказывают быстрые беглые упражнения с контрастной динамикой, специальные упражнения, помогающие регулировать постепенность выдоха, и пение лирических произведений, требующих тонких красок в нюансировке.