- Учителю
- Танцевальное искусство народов Севера
Танцевальное искусство народов Севера
Тема занятия: «Танцевальное искусство народов Севера»
Цель: Сформировать представление и расширить знания учащихся о танцевальном искусстве народов Севера.
В связи с этим поставлены следующие задачи:
-
Познакомить детей с особенностями танцевального искусства, с подражательными танцевальными движениями народов Севера.
-
Развивать внимание, творческие способности детей.
-
Воспитывать эстетический вкус, уважение к традициям коренного населения народов Севера, любовь к родному краю.
Форма занятия - групповая.
В ходе занятия применялись следующие методы:
-
объяснения;
-
расклада,
-
комбинированных движений;
-
повторения;
-
коллективного творчества.
Занятие состоит из 3-х частей.
Тип: комбинированный.
Продолжительность: 45 мин.
Оборудование: аудиозаписи, музыкальный центр.
План:
-
Организационный момент урока.
-
Повторение движений и комбинаций.
-
Практическая работа: групповая.
-
Анализ работы.
-
Итог урока.
Структура занятия
-
Вводная часть - 5 мин.
-
Приглашение учащихся в зал. Поклон.
-
Постановка цели и задач занятия.
-
Основная часть - 35 мин.
-
Разминка
-
Изучение движений, работа с комбинациями
-
Исполнение танцевальной композиции
-
Просмотр видео танцевального номера с элементами подражательных движений
-
Заключительная часть - 5 мин.
-
Подведение итогов.
-
Поклон.
Если вы умеете говорить - вы умеете петь, если вы умеете ходить - вы умеете танцевать.
Описание занятия
Здравствуйте ребята. В начале нашего занятия я предлагаю вам поздороваться, но не просто, а на «языке танца». Итак, делаем шаг в сторону, и поклон с головой. Молодцы.
Все мы живем в России, в русском танце здороваются вот так… Повторяйте за мной. А в классическом танце приветствие такое… Сегодня на занятии мы будем говорить о танцах народов Севера, поэтому попробуем исполнить поклон, характерный этим танцам, повторяйте за мной - делаем шаг в правую сторону, ноги собираем в 6 поз. Руки делают вот такой рисунок. Хорошо, а теперь все в левую сторону. Молодцы. А теперь давайте, все соединим. Спасибо, молодцы.
Сегодня у нас необычный урок. Мы познакомимся с танцевальным искусством, и подражательными движениями северных народов. Наш северный край самобытен и неповторим, богата его природа, уникальны традиции коренных народов и необычно танцевальное искусство.
Ребята, вы знаете, что такое танец?
Танец - возможно древнейшее из искусств: в нем художественный образ создается через ритмичные, выразительные телодвижения.
Есть одна красивая притча о появлении танца. Однажды к мудрецу пришел человек и попросил его научить отличать красоту от уродства и правду ото лжи. Мудрец подумал-подумал и научил человека танцевать. Эта красивая притча, как нельзя лучше отражает роль танца.
Танец неразрывно связан с музыкой. Музыка бывает разнообразной. Каждому народу соответствует своя мелодика.
Давайте поиграем. Сейчас мы прослушаем музыку, и вы попробуйте определить, к какому народу она относится.
-
Россия - кадриль. Разнообразная музыка, отражает характер народа, его жизни и образа занятий.
-
Кавказская - «лезгинка»; музыкальный размер танца - 6/8; мелодия чёткая и динамичная, темп быстрый. Музыка Кавказа помогает нам постичь характер людей - гордый, свободолюбивый, в чем-то патриархальный, где-то непримиримый.
-
Цыганская - цыганочка;
-
Северная - национальная.
Почему вы определили, что эта музыка характерна именно этому народу?
С помощью музыки мы можем понять характер народа. Как вы думает, что народы севера выражают своей музыкой?
Разминка: Основная задача - привести в «рабочее» состояние мышцы тела
-
Голова
-
Плечи
-
Руки
-
Обвивание Земли
-
Летающие коряги (деревья)
-
Сбор ягод
Ребята вы знаете, что сейчас мы с вами исполнили комбинацию, которая у северных народов обозначает собирание ягод? А какие ягоды вам знакомы? Молодцы!
- У народов Севера каждая ягода тоже соответствует
разному цвету.
- Поднимите руку те, кто родился летом.
- Ваша ягода - брусника, ее цвет - красный, как лето. Красный -
цвет жизни.
- А кто родился зимой?
- Ваша ягода - черника, она соответствует зиме. Синий - цвет рек,
воды, неба.
- Рождённые осенью?
- Ваш цвет жёлтый - знак огня, а как вы думаете, какая ягода имеет
подобный цвет? (Предполагаемые ответы учащихся)
- Правильно, это морошка.
- И наконец - весна. Поднимите руку те, кто родился весной.
- Весной всё зелено, поэтому и цвет такой, как мох. Зелёный -
тайга.
Традиционные танцы народов Севера тесно связаны с окружающей природой и обожествлением различных духов. Истоками подражательных танцев являются близость к природе, восприятие окружающей среды как живого организма, когда эти народы все вокруг одухотворяли, различные явления природы они наделяли духами-хозяевами, поклонялись тотемам своих родов, которых они представляли в виде различных рыб, птиц, животных.
Каких животных вы знаете?
И сейчас мы с вами разучим характерные для танцев северных народов движения.
-
Птицы имеют культовое значение у северных народов. Много песен сложено про птиц Они довольно часто фигурируют в мифах. Сейчас разучим движения, характеризующие птиц.
-
Народы, которые живут в северных условиях, подражают таким животным как медведь, олень, песец. Вот сейчас и попробуем исполнить движение одного из этих животных оленя.
-
Обеспечение своевременной смены пастбищных участков и защита оленей от многочисленных хищников удел оленевода. И делалось это так…
-
Охотники добывают пищу, а вот хранительницы очага - женщины занимаются домашним хозяйством, и конечно обработка добычи охотника - это их удел. Например, первичная обработка пушнины выглядит так…
Молодцы! Замечательно справились с заданием.
Ребята, мы с моими учениками изучили легенду о Золотой Бабе…
C давних-давних времен существует легенда о Золотой Владычице. Она гласит, что где-то среди болотистых топей спрятана статуя богини, сделанная из чистого золота в человеческий рост. В разные времена пропадали без вести те, кто осмелился прикоснуться к тайне золотого изваяния Великой Матери, но она открывалась лишь тем, кого выбирала сама…».
Давайте сейчас просмотрим танцевальную композицию, которая построена на основе этой легенды… Видео танцевального номера.
А сейчас давайте послушаем древний миф обских угров о сотворении мира.
«Когда-то давным-давно земли не было. Только вода разлилась широко, без конца и без края. Верховный бог Торум жил на торфяной кочке. Решил Торум создать Землю, созвал Торум со всех концов птиц. Все птицы слетелись, Торум говорит, что нужно из-под мирового океана достать Землю. Все птицы указали на гагару. Попросили гагару: Нырни под воду, может быть, землю найдешь! Нырнула гагара глубоко, три дня ее не было, а когда вынырнула - оказалось, что держит она в клюве маленький кусочек земли. Но вначале земля все время вертелась, плавая в воде, жить на ней было невозможно. Тогда Торум бросил на землю свой пояс с пуговицами, придавил ее своей тяжестью, и она перестала вертеться. Пояс, упав на землю, превратился в Уральские горы. Земля стала расти и расширяться, становилась она все больше и больше, а через непродолжительное время из нее образовался остров, на котором с такою же быстротой стали расти деревья. Когда остров стал большим, Бог создал животных, затем первых людей - мужчину (пырысь) и женщину (эква).
Композиция «Миф о ныряющей птице».
Ребята мы сейчас с вами попробуем разыграть сцену из этого мифа. У каждого из вас будет своя роль. Давайте попробуем выстроить композиционный рисунок - кто, где стоит.
Действующие лица:
-
Птица гагара - 1 человек;
-
Люди - 1 человек;
-
Деревья - 2 человека;
-
Олени - 3 человека;
-
Оленевод - 1 человек.
Оленевод
Деревья
Олени
Люди
Птица
Молодцы. А теперь попробуем под музыку исполнить каждый свою часть, характеризующую ваше действующее лицо. Не забывайте, что главная задача исполнения комбинации - ее танцевальность. Приготовились - композиция.
Какие вы молодцы! Как у Вас все замечательно получилось! Вам понравилось? Мне тоже.
Что вы увидели в этой танцевальной композиции? Какие знакомые движения вам встретились?
Результативностью нашего занятия, можно считать следующее - вы:
-
Познакомились с особенностями танцевального искусства, и изучили подражательные танцевальные движения северных народов.
-
Самостоятельно исполняли комбинации в соответствии с темпом и ритмом музыки;
-
Успешно соотнесли разученные нами движения с музыкой;
-
Проанализировали, сравнили, сделали выводы.
Мне очень понравилось с вами работать. Хотелось бы Вам пожелать всего самого наилучшего, светлого, доброго. Ну и конечно, чтобы наше сегодняшнее занятие вам запомнилось, и вы не забывали, что культура коренного населения народов Севера, является частью нашей с вами общей культуры.
Самоанализ проведенного занятия
Актуальность открытого занятия диктуется тем, что в наше время танцы коренных народов Севера изучены недостаточно. Сам образ жизни и традиционные виды хозяйствования этих народов обусловили их традиционную культуру.
На занятии нами анализировалась взаимосвязь сюжетов подражательных танцев с фольклором и обрядовой культурой этих народов.
Уровень сложности материала и его подача на занятии соответствовала уровню развития учащегося. Дети чувствовали себя раскрепощено, комфортно, свободно двигались.
Подача материала строится по принципу «от простого к сложному», поэтому усвоение тем учащимися, считаю очень серьёзным моментом в формировании юного исполнителя.
Данная форма занятия имела максимальный обучающий и воспитательный результат для учащихся.
Естественно, невозможно в одном занятии исследовать и сравнить все-то многообразие лексики подражательных танцев народов Севера, которое включает характерные и имитационные позы, движения, пантомимические выражения. Я сделала попытку обобщить теоретический и практический материал. Это я думаю, поможет расширить знания учащихся о танцевальном искусстве народов Севера и воспитает уважение к традициям коренного населения нашего округа, любовь к родному краю.
Старалась создать благоприятный психологический климат. Были соблюдены и гигиенические требования: помещение чистое, проветрено, освещёно в достаточном количестве. Я следила за правильным расположением учащихся в ходе занятия, с целью предупреждения травматизма, делали паузы переутомления. И поскольку занятие - это основная единица образовательного процесса, где педагог решает задачу передачи знаний учащимся, считаю своё мероприятие результативным.
Основной вывод моей работы в том, что чем больше открытий на каждом занятии делает учащийся совместно с педагогом, тем быстрее он усваивает материал, тем интенсивнее идет его развитие. Долговременным результатом вовлечения ученика в активную творческую деятельность становится готовность и способность к любым формам творчества не только в хореографии, но и в жизни.