- Учителю
- Игровые технологии в работе с дошкольниками по математике.
Игровые технологии в работе с дошкольниками по математике.
Игровые технологии
Большинство психологов и педагогов рассматривают игру в дошкольном возрасте как ведущую деятельность.
Игра - наиболее доступный для детей вид деятельности, это способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. Уже в раннем детстве ребенок имеет наибольшую возможность именно в игре быть самостоятельным, по своему усмотрению общаться со сверстниками, выбирать игрушки и использовать разные предметы, преодолевать те или иные трудности, логически связанные с сюжетом игры, ее правилами.
Цель игровой терапии - не менять ребенка и не переделывать его, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность "прожить" в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого.
Используя игровые технологии в образовательном процессе, взрослому необходимо обладать доброжелательностью, уметь осуществлять эмоциональную поддержку, создавать радостную обстановку, поощрения любой выдумки и фантазии ребенка. Только в этом случае игра будет полезна для развития ребенка и создания положительной атмосферы сотрудничества с взрослым.
Сначала они используются как отдельные игровые моменты. Игровые моменты очень важны в педагогическом процессе, особенно в период адаптации детей в дошкольном учреждении. Первые игровые ситуации должны быть фронтальными, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием. Это игры типа "Хоровод", "Догонялки"
В дальнейшем важной особенностью игровых технологий, которые используют воспитатели-педагоги в своей работе, является то, что игровые моменты проникают во все виды деятельности детей: труд и игра, учебная деятельность и игра, повседневная бытовая деятельность, связанная с выполнением режима и игра.
Игровые технологии, направленные на развитие восприятия.
Для детей З-х лет возможна организация игровой ситуации типа "Что
катится?" - воспитанники при этом организованы в веселую игру -
соревнование: "Кто быстрее докатит свою фигурку до игрушечных
ворот?" Такими фигурками может быть шарик и кубик, квадратик и
круг. Педагог вместе с ребенком делает вывод, что острые углы
мешают катиться кубику и квадратику: "Шарик катится, а кубик -
нет". Затем воспитатель учит малыша рисовать квадрат и круг
(закрепляются знания).
Игровые технологии могут быть направлены и на развитие
внимания.
В дошкольном возрасте происходит постепенный переход от
непроизвольного внимания к произвольному. Произвольное внимание
предполагает умение сосредоточиться на задании, даже если оно не
очень интересно, но этому необходимо учить детей, снова используя
игровые приемы.
К примеру, игровая ситуация на внимание: "Найди такой же" -
воспитатель может предложить малышу выбрать из 4-6 шариков,
кубиков, фигурок (по цвету, величине), игрушек "такой же", как у
него. Или игра "Найди ошибку", где взрослый специально допускает
ошибку в своих действиях (к примеру, рисует на заснеженном дереве
листья), а ребенок должен ее заметить.
Игровые технологии помогают в развитии памяти. В этом
детям помогут игры типа "Магазин", "Запомни узор" и "Нарисуй, как
было" и другие.
Игровые технологии способствуют развитию мышления ребенка. Как мы
знаем, развитие мышления ребенка происходит при овладении тремя
основными формами мышления: наглядно-действенным, наглядно-образным
и логическим.
На развитие образного и логического мышления направлены многие дидактические игры.
С помощью игровых технологий развиваются и творческие способности ребенка.
Комплексное использование игровых технологий разной целевой направленности помогает подготовить ребенка к школе. С точки зрения формирования мотивационной и эмоционально-волевой готовности к школе, каждая игровая ситуация общения дошкольника со взрослыми, с другими детьми является для ребенка "школой сотрудничества", в которой он учится и радоваться успеху сверстника, и спокойно переносить свои неудачи.
Таким образом, игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы дошкольного учреждения и решением его основных задач.
Логические блоки Дьенеша
В работе с детьми я использую логические блоки Золтана Дьенеша, система которого менее популярна у отечественных педагогов, чем система М. Монтессори или Б. Никитина. А между тем игры этого замечательного венгерского педагога заслуживают самого пристального внимания: они способствуют развитию логического мышления, аналитических способностей, навыков решения логических задач.
Они способствуют развитию речи: малыш строит высказывания, используя союзы «и», «или», охотно вступает в речевой контакт со взрослыми. Логические блоки являются отличными помощниками на физкультурных занятиях, на занятиях по математике, развитию речи, конструированию, изобразительной деятельности (аппликация), а также в сюжетно-ролевых играх.
Логические блоки Дьенеша представляют собой игры, составленные на основе комплекта, который состоит из 48 геометрических фигур четырех форм (круги, треугольники, квадраты, прямоугольники); трех цветов (красные, синие и желтые); двух размеров (большие, маленькие); двух объемов (толстые, тонкие). В наборе нет ни одной одинаковой фигуры. Каждая геометрическая фигура характеризуется четырьмя признаками: формой, цветом, размером, толщиной.
Палочки Кюизенера
Бельгийский учитель начальной школы Джордж Кюизенер (1891-1976) разработал универсальный дидактический материал для развития у детей математических способностей. В 1952 году он опубликовал книгу "Числа и цвета", посвященную своему учебному пособию. Это набор счетных палочек. В наборе 10 разных цветов от 1 до 10 см.
Является многофункциональным математическим пособием. Но использовать набор можно и на других занятиях, потому что он способствует развитию творчества, воображению. Мелкой моторики, мышлению, вниманию, развитию конструкторских способностей (развитие речи, рисование, окружающий мир)
Развивающие игры Воскобовича.
Развивающие игры Воскобовича - это особенная,
самобытная, творческая и очень добрая методика. В основу игр
заложены три основных принципы - интерес,познание,творчество.
Дети, которые развиваются по методике Воскобовича, отлично
подготовлены к школе. Они умеют ориентироваться на плоскости,
читать, считать, логически мыслить.
</ Квадрат Воскобовича" или «Вечное оригами» - это 32 жестких треугольника, наклеенных на гибкую основу с двух сторон. Квадрат легко трансформируется в различные плоскостные и объемные фигуры. Квадрат может оживать и превращаться в домик, ежика, самолетик, мышку, котенка и другие формы. Квадрат можно определенным способом разрезать, что дает возможность создавать необычные объемные фигуры или манипулировать отдельными элементами (исп. на математике, а также можно использовать на рисовании - геом. узоры, на театре, на окр. мире, для развития речи детей)
Игры с прищепками.
Давайте посмотрим. У нас в руках самая обыкновенная бельевая прищепка. Нажимаем на длинные кончики прищепки так, чтобы она с другой стороны раскрылась. Похоже, как будто кто-то открывает рот. Стоит для этого взять зеленую прищепку, и нам сразу становится понятно, что это «настоящий крокодил». А теперь прицепим нашего крокодила к желтому кружочку. Что ж, сразу вспоминаются строки К. Чуковского:
"Горе! Горе! Крокодил
Солнце в небе проглотил!"
Прищепки могут помочь ребенку научиться определять цвета. Игры с прищепками могут помочь и в формировании количественных представлений ребенка. Они развивают мелкую моторику, готовят руку ребенка к письму, способствуют развитию речи.
Об их пользе говорила в свое время Мария Монтессори. Предлагаю
вам поиграть в игру с прищепками-обучалками.
Вырежьте из картона несколько кругов среднего диаметра. Разделите
его на восемь секторов. В каждый сектор приклейте картинки, которые
можно распечатать или вырезать из старых журналов. Располагать
картинки можно по определенной теме или просто любые.
Игра № 1. Цвет (занятия по рисованию)
Такая игра подойдет для самых маленьких. Предложите ребенку соотнести цвет прищепки с картинкой. Например, к красной машинке прикрепить красную прищепку, к желтому цыпленку - желтую.
Игра № 2. «Живая - неживая природа» (окр. мир.)
Предложите ребенку красными прищепками отметить картинки с живой природой, а синими - с неживой. Усложняя, выбираем картинки, сделанные руками человека.
Игра № 3. Птицы (окр. мир)
Подобным образом отмечаем одним цветом зимующих птиц, другим - перелетных. Или птиц, которые умеют летать - желтыми прищепками прикрепляем, а нелетающих - зелеными.
Игра № 4. Загадки.(развитие речи, театр)
Подберите заранее загадки о тех предметах, которые находятся на вашем дидактическом круге. Загадывайте ребенку загадку. Прищепкой малыш должен прицепить правильный ответ.
Игра № 5. Развиваем фонематический слух (после 3 лет) (развитие речи)
Предложите малышу прикрепить прищепки красного цвета к тем словам, которые начинаются на букву «М», например. Или найти картинки, в которых заданная буква находится в середине или конце слова.
Игра № 6. Буквы и слоги (развитие речи)
Отмечаем слова, состоящие из 1 слога красными прищепками, из 2 слогов - синими. Можно на карточке написать различные слоги и составлять из них слова, отмечая их прищепками.