7


  • Учителю
  • Методические материалы к теме Титаны Возрождения. Творчество Леонардо да Винчи

Методические материалы к теме Титаны Возрождения. Творчество Леонардо да Винчи

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала









Предмет:

</ История изобразительного искусства







Методические материалы к теме



Титаны Возрождения





Методические материалы к теме Титаны Возрождения. Творчество Леонардо да Винчи



















План

  1. Вступление

  2. Вопросы к теме «ВЫСОКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ. ТВОРЧЕСТВО ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ»

  3. Хронологические таблицы

  4. Тесты по теме «Итальянское Возрождение»

Анализ произведения живописи на примере картины Леонардо да Винчи «Мадонна Бенуа»









































































Вступление



Главная цель этих материалов - не только закрепить и проконтролировать полученные на уроках истории изобразительного искусства знания, но и развить способность учащегося самостоятельно мыслить. В подготовленный материал входят не только тестовые вопросы, но и «подсказки» (хронологические таблицы, пример анализа произведения живописи)

Задания формировались в зависимости от заданной темы - «Титаны Возрождения. Творчество Леонардо да Винчи». Материал группируется блоками:

  • Задания на развитие зрительной памяти (видео викторина);

  • Задания на точные знания (тесты);

  • Анализ произведения живописи.











































ВОПРОСЫ

«ВЫСОКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ. ТВОРЧЕСТВО ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ»

  1. Термин «Возрождение»: значение, обращение к античности, впервые употребил Дж. Вазари.

  2. Мировоззрение, самосознание человека. Понятие «гуманизм».

  3. Итальянское Возрождение: временные рамки, периодизация, историческое значение.

  4. Высокое Возрождение: временные рамки, представители, (Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти, Микеланджело Буонарроти).

  5. Жизнь и творчество Леонардо да Винчи:

  • Годы жизни, краткая биография;

  • Обучение у Андреа Вероккио, первая работа («Крещение Христа»);

  • Работа в милане под покровительством Лодовико моро (замысел конной статуи Франческо Сфорца; фреска «Тайная вечеря» - история создания, анализ);

  • Особенности стиля художника, новаторство;

  • Леонардо - ученый, занимавшийся математикой, механикой, физикой, астрономией, геологией, ботаникой, анатомией и физиологией человека и животных;

  • Леонардо - изобретатель. Чертежи и рисунки изобретений (пулемет, акваланг, танк, дельтаплан, автомобиль, вертолет, парашют…).

  1. Великие шедевры Леонардо - история создания и анализ: «Мадонна в гроте» («Мадонна в скалах»), «Мадонна Бенуа», «Джоконда», «Тайная вечеря».

  2. Творчество Рафаэля - мир образов, исполненный гармонии и красоты. Ученик Перуджино, влияние которого прослеживается в ранних работах. Знаменитые шедевры: «Афинская школа», «Сикстинская Мадонна» (история создания).

  3. Творчество Микеланджело - образец гуманизма. Архитектор, поэт, живописец и скульптор. Статуя Давида - символ Флоренции (история создания), росписи Сикстинской капеллы.













СПИСОК ПРОИЗВЕДЕНИЙ ДЛЯ ВИДЕО-ВИКТОРИНЫ





Леонардо да Винчи

  1. Автопортрет.

  2. Благовещение.

  3. Дама с горностаем.

  4. Иоанн Креститель.

  5. Мадонна в гроте (анализ)

  6. Мадонна Литта.

  7. Мадонна с гвоздикой.

  8. Мадонна с гранатом.

  9. Мадонна с прялкой.

  10. Мадонна Бенуа (мадонна с цветком) (анализ)

  11. Мона Лиза (Джоконда) (анализ)

  12. Тайная вечеря (анализ)





Рафаэль

  1. Автопортрет.

  2. Мадонна Бельведерская.

  3. Мадонна Конестабиле.

  4. Мадонна с младенцем и маленьким Иоанном Крестителем.

  5. Святое семейство.

  6. Портрет кардинала.

  7. Портрет Бальтассаре кастильоне.

  8. Снятие с креста.

  9. Сикстинская мадонна (анализ)

  10. Станцы Ватикана:

- «Афинская школа» («Торжество философии») (анализ)

- «Парнас» («Торжество поэзии»).





Микеланджело





  1. Давид.

  2. Пьета.

  3. Мадонна с младенцем.

  4. Вакх.

  5. Моисей.

  6. Сикстинская капелла:

- общий вид;

- «Всемирный потоп»;

- «Изгнание из Рая»;

- «Сотворение Адама»;

- «Страшный суд».







































Хронологические Таблицы



Рафаэль



1483 - Рафаэль родился в городке Урбино в семье художника Джованни

Санти

1500 - поступил на обучение в мастерскую Перуджино

1504- «Мадонна Конестабиле»

Флорентийский период (1504-08)

"Мадонна в зелени" (1506, Музей истории искусств, Вена)

"Прекрасная садовница" (1507, Лувр)

Римский период (1509-1520)

Станцы Ватикана «Афинская школа» и «Парнас» (1509-1511)

Портрет гуманиста Бальдассаре Кастильоне (около 1514-1515, Лувр)

"Сикстинская мадонна" (около 1515, Флоренция)

Портрет кардинала (1510 - 1512)

1520 - Рафаэль умер



Леонардо да Винчи



1452 - родился Леонардо да Винчи

1469 - поступает в мастерскую Верроккио

1482 - Из Флоренции мастер переезжает в Милан

1483 - начало работы над «Мадонной в гроте»

1495 - начало работы над «Тайной вечерей»

1503 - 1507 - работа во Флоренции, начало работы над «Моной Лизой»

1507 - Милан

1513 - Переезд в Рим

1516 - переезжает во Францию ко двору короля Франциска І

1519 - Смерть Леонардо в Амбуазе во Франции



Микеланджело



1475 - М. родился в Капрезе, неподалеку от Флоренции

1496 - 1497 - «Вакх»

1498 - 1499 - «Пьета» (Рим, собор Св. Петра)

1501 - 1504 - «Давид»

1509 - 1512 - роспись плафона Сикстинской капеллы

1524 - 1534 - Капелла Медичи церкви Сан Лоренцо во Флоренции.

Надгробия Лоренцо и Джованни Медичи

1534 - М. навсегда покидает Флоренцию и поселяется в Риме.

1535 - 1541 - «Страшный суд» - фреска алтарной стены Сикстинской

Капеллы

1546 - М. возглавил строительство собора Св. Петра в Риме

1564 - М. умер.





















Тест № 1

Итальянское Возрождение. Творчество Л. да Винчи

І

  1. Что означает термин «Ренессанс»?

А) подчинение; Б) угасание; В) возрождение.

  1. Скульптура Микеланджело «Давид» выглядит как:

А) мальчик Б) юноша В) взрослый мужчина.

  1. Комнаты папских покоев в Ватикане называются:

А) станции; Б) станцы; В) залы.

  1. Какое произведение не принадлежит кисти Леонардо?

А) «Весна» Б) «Благовещение» В) «Тайная вечеря».

  1. Какое произведение принадлежит кисти Леонардо?

А) «Мадонна Бельведерская» Б) «Мадонна Грандука»

В) «Мадонна Бенуа».

  1. Какой город Италии был центром искусств в XV веке?

А) Флоренция Б) Венеция В) Рим

  1. Как называется технический прием Леонардо, который создавал впечатление «дымки»?

А) скерцо Б) суфле В) сфумато.





ІІ

  1. Какую культуру и искусство возрождает Ренессанс?____________________________________________________

  2. Гуманизм-это _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  3. Что такое «ренессансный титанизм»?





  1. Назовите имена титанов Возрождения





  1. Дайте определение таких понятий:

Теоцентризм, антропоцентризм, аристократизм, индивидуализм.

  1. Фреска художника_________________________ «Тайная вечеря», которая находится в ___________________________________________ была написана __________________________________________ красками по штукатурке.





III

О каком произведении идет речь

(автор и название)





  1. Слева от Мадонны Коленопреклоненный юный Иоанн Креститель обращает сложенные руки к сидящему и благословляющему младенцу Христу. Справа изображена фигура стоящего на коленях ангела, который одной рукой поддерживает Христа, а другой, правой, указывает на Иоанна Крестителя и, повернув голову, направляет свой взгляд на зрителя.





  1. Эта композиция - одно из самых ярких свидетельств торжества в ренессансном искусстве гуманистических идей и их глубоких связей с античной культурой. В грандиозной анфиладе величественных арочных пролетов художник представил собрание античных мыслителей и ученых. В центре, среди персонажей, группирующихся у мощных арочных устоев, в нишах которых помещены статуи Аполлона и Минервы, изображены Платон и Аристотель.









3.Он избирает для своей мадонны простое, не блещущее красотой лицо, подчеркнуто юное, весело смеющееся; твердо лепит фигуру, четко вырисовывающуюся на фоне полумрака комнаты, и заставляет складки одежды обрисовать строение тела. Вместе с тем, освобождаясь от обычной застылости старых картин на эту тему, художник придает картине характер жанровой сцены. Юная мать протягивает ребенку цветочек, он озабоченно тянется к нему ручками, но не может сразу схватить, и она смеется над его неловкими движениями, в то же время восхищаясь прелестью своего сына.













Тест № 2

Итальянское Возрождение. Творчество Рафаэля Санти

  1. Рафаэль родился в:

А) Урбино Б) Винчи В) Капрезе

  1. Кто был учителем Рафаэля:

А) его отец Б) А. Вероккио В) Ф. Липпи Г) П. Перуджино

  1. Какая из «Мадонн» не принадлежит перу Рафаэля?

А) Мадонна дель Грандука Б) Мадонна в зелени В) Мадонна Литта

Г) Сикстинская Мадонна

  1. Флорентийский период в творчестве Рафаэля - это период создания

А) Станц Ватикана Б) Мадонны «Прекрасная садовница»

В) «Сикстинской Мадонны»

  1. Укажите, какому из мастеров Возрождения принадлежат фрески:

«Тайная вечеря» - …………………........................

«Парнас» - …………………………………………

«Всемирный потоп» - …………………………….

«Афинская школа» - ………………………………

«Сотворение Адама»- …………………………….

  1. Центром композиции фрески _____________ художник _____________ изобразил языческого бога __________________ с лирой в руках и в окружении девяти муз…

  2. Фреска Рафаэля «……………..» воплощает величие философии и науки. Центром композиции являются фигуры ________________________ . В облике персонажа ______________ художник изобразил своего старшего современника _____________________.

  3. Святой Сикст и Святая Варвара - это персонажи картины:

А) «Святое семейство» Б) «Мадонна в гроте» В) «Сикстинская Мадонна».

  1. Какие фрески принадлежат перу Рафаэля?

А) «Изгнание Элиадора»

Б) «Месса в Болсене»

В) «Страшный суд»

Г) «Пожар в Борго»

Д) «Тайная вечеря»

Е) «Грехопадение»

Ж) «Диспута»

З) «Чудо со статиром»





  1. Кто такой Бальдассаре Кастильоне?

  2. По чьему заказу Рафаэль работает в Ватикане?

  3. Кого из философов древности изображает Рафаэль в «Афинской школе»?

  4. Продолжите цепочку:

Дученто - искусство Италии ХІІІ века

Треченто - ……………………………….

Кватроченто - ……………………………

Чинквеченто - ……………………………

  1. Перечислите периоды развития итальянского искусства Возрождения.

  2. Назовите автора «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих».





















Тест № 3

Творчество Микеланджело





  1. Укажите, какие фрески являются частью плафона Сикстинской капеллы?

А) «Страшный суд»

Б) «Сотворение Адама»

В) «Опьянение Ноя»

Г) «Содом и Гоморра»

Д) «Сотворение Евы»

Е) «Месса в Болсене»

  1. В _________ году Микеланджело взялся изваять из лежавшей без употребления глыбы мрамора огромную статую ____________. Она была закончена в ___________ году. Скульптор изобразил своего героя не торжествующим победу, но в момент, когда он ______________________________.

  2. Назовите учителей Микеланджело во Флоренции.

  3. Над возведением какого архитектурного сооружения М. работает в 1550 - нач. 1560-х годов?

А) церкви Иль Джезу в Риме;

Б) капеллы Медичи;

В) собора Св. Петра в Риме;

Г) виллы Фарнезина.

  1. Что изображает скульптурная группа «Пьета»?

А) положение во гроб;

Б) оплакивание;

В) снятие с креста;

Г) поклонение волхвов.

  1. В каких сферах искусства проявился творческий гений М.?









  1. В 1535 годы М. начал писать по заказу папы Павла ІІІ фреску ___________________________ на ___________________ стене ______________ капеллы. Центром композиции является фигура ________________________________________.

  2. К какой из скульптурных фигур надгробия Медичи М. сочинил стихи:

Отрадно спать - отрадней камнем быть.

О, в этот век - преступный и постыдный -

Не жить, не чувствовать - удел завидный,

Прошу: молчи - не смей меня будить.

  1. Продолжи цепочку:

«Мадонна у лестницы» __ «Вакх» __ «Пьета»_____________.................





  1. Кого из ветхозаветных пророков М. изобразил в скульптуре?

А) Моисея;

Б) Иеремию;

В) Исаию;

Г) Сивиллу.









































































Анализ произведения живописи на примере

ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ

«МАДОННА БЕНУА»

Схема анализа:

  1. Автор и время создания

  2. Сюжет и его интерпретация

  3. Композиция, способы построения композиции

а) пространство и перспектива;

б) формат холста;

в) свет, цвет, техника наложения красок

4. Композиционный центр



«Мадонна с цветком», или «Мадонна Бенуа», была написана Леонардо да Винчи около 1478 г. во Флоренции. Это небольшая картина скромного камерного плана. Художник берет тему, много раз разрабатывавшуюся его предшественниками и современниками - изображение мадонны с младенцем.

Уже они в образе мадонны видели не олицетворение небесных сил, а поэтическое воплощение женственности и материнства. Но мадонны XV в. сохраняли в своем облике остатки условности. Молодой Леонардо да Винчи прежде всего ломает эту преграду. Он выбирает для своей мадонны простое, не блещущее красотой лицо, подчеркнуто юное, весело смеющееся; твердо лепит фигуру, четко вырисовывающуюся на фоне полумрака комнаты, и заставляет складки одежды обрисовать строение тела.

Леонардо придает «Мадонне с цветком» характер жанровой сцены. Юная мать протягивает ребенку цветочек, он озабоченно тянется к нему ручками, но не может сразу схватить, и она смеется над его неловкими движениями, в то же время восхищаясь прелестью своего сына.

В этой ранней работе Леонардо да Винчи уже пользуется новой для того времени живописной техникой: картина написана с применением масляных красок, позволяющих добиваться большей прозрачности и большего разнообразия фактуры, чем темпера.

Когда Леонардо писал её, ему было двадцать шесть лет.

Композиция заключена в арочный формат холста, который потом обыгрывается в форме небольшого оконца на заднем плане. Пространство не глубоко, все внимание сосредоточено только на переднем плане. Постепенно преодолевая замкнутое пространство картин такого рода, Леонардо рисует здесь открытое окно, небольшое, но значимое: благодаря нему появляется горизонтальная перспектива в картине на иконографический сюжет. Здесь больше нет вертикальности. Хотя перспектива несколько условна: неглубокое пространство комнаты требует более приближенного окна, оно же отдалено от зрителя и кажется очень маленьким.

Свет на фигуры в картине падает в основном слева, но очень возможно, что именно небольшое окно определяет то, что помещение, в котором находится мадонна, освещено слабо и притом своеобразным зеленоватым светом. Он окрашивает всё в зеленоватые тона, бросает зеленоватые блики на обнажённые части тела, создаёт густые тени в местах, более тёмных, заслонённых чем-нибудь от падающего из окна света.

Композиционным и идейным центром картины является переплетение трёх рук: двух пухлых ручонок мальчика и нежной, девической руки матери, держащей за стебель цветок, к которому направлены внимательный и ласковый взгляд мадонны и пытливый, серьёзный взгляд младенца, пытающегося неловко схватить цветок.





























Литература:

  1. Данилова И.Е. Искусство средних веков и Возрождения. - М., 1984.

  2. Кармин А.С. Основы культурологии: морфология культуры. - СПб., 1997.

  3. Культурологія: теорія та історія культури. Навч. посібник. - Київ, 2010.

  4. Леонардо да Винчи. // «100 человек, которые изменили ход истории». Выпуск № 1, 2008.

  5. Нардини Б. Встреча с Микеланджело. - М., 1986.

  6. Педретти К. Леонардо. - М., 1986.

  7. Рафаэль. - М., 1987.

  8. Швинглхурст Э. Жизнь и творчество Боттичелли. - М., 1995.





































 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал