7


  • Учителю
  • Методическая разработка Современный взгляд на методику преподавания музыкальной литературы 1 года обучения. Детский альбом

Методическая разработка Современный взгляд на методику преподавания музыкальной литературы 1 года обучения. Детский альбом

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала





Муниципальное учреждение дополнительного образования

«Детская музыкальная школа» гп.Кондинское имени А.В.Красова



















Методическая разработка

по теме:

«Современный взгляд на методику

преподавания музыкальной литературы

первого года обучения в ДМШ»



















Преподаватель Шафикова Ольга Петровна

















п.Кондинское

2016 год

Содержание.



  • Пояснительная записка

  • Методика проведения уроков музыкальной литературы с использованием пьес «Детского альбома» П.И.Чайковского.

1). Тематический план

2). Поурочные планы

  • Вывод.

  • Приложения.

  • Список используемой литературы.



































































Среди музыкально-теоретических дисциплин наиболее спорным, часто видоизменяющимся является курс музыкальной литературы. Обилие новых учебников, новых авторов и методик порой не только не помогает в работе, а наоборот создает хаос в системе преподавания предмета.

Демократизация нашего общества, как это ни удивительно, сломала тематический план курса I года обучения. Напомню, он состоял из тем:



1.Песни советских композиторов

  • Песни о Родине, о Ленине, о партии

  • Песни довоенных и военных лет

  • Песни в борьбе за мир и дружбу народов

  • Песни о современной жизни советского народа

2.Революционные песни

  • Революционные песни XIX века

  • Боевые пролетарские песни

а так же

  • Песни - марши

  • Танцы народов СССР



В целом 8 часов, помеченных красным цветом, нужно было заменить чем-то, причем очень быстро. И вот тут-то и стали появляться в большом количестве новые методики и «учебники».

Методика Лисянской Е.Б., основанная на жанровом методе изучения музыкальной литературы, бесспорно, казалась лучшей в те годы, во всяком случае, весьма интересной, прежде всего педагогам, уставшим от «политической» загруженности предмета. Многие преподаватели с удовольствием и весьма успешно работают по этой программе и сейчас. Вначале было очень трудно. Прежде всего, не было учебников для детей, методических пособий для педагогов. К каждому уроку приходилось прорабатывать большое количество источников, писать конспекты себе и для детей.

Наибольшую сложность представлял колоссальный дефицит музыкальных иллюстраций. Вечные поиски, записи, перезаписи, заказы и прочее. Теперь, с помощью интернета, возможности иллюстрирования сильно расширились.

Но и эта программа перестала удовлетворять меня. Как педагог с 30-ти летним стажем, хочу сказать, что данный курс достаточно сложен, и перегружен для учащихся, а так же неудобен в связи с отсутствием учебников по всем 4 - м годам. Во всяком случае, в продаже мне не попадались ни разу. Кроме того, в программе Лисянской «потерялся» композитор как личность, человек. Биография композитора изучается самостоятельно, творчество его «разбросано» по жанрам и годам обучения и к концу всего курса в стройную форму все равно не укладывается.

В связи с вышеизложенным, я пришла к выводу, что монографический тип изложения курса музыкальной литературы будет все же более удобным и приемлемым, да и учебники по-прежнему выпускают в том же виде.

Однако вернуться к «старому» уже невозможно, и подача материала должна быть в другом контексте.

Курс первого года обучения, а точнее первая его часть, более всего не устраивает меня. Из курса музыкальной литературы Лисянской, да и из репертуара по специальности практически исчез такой базовый материал, как «Детский альбом» П.И.Чайковского. Во многом это связано с появлением огромного количества инструментальной литературы новых авторов, безусловно, очень интересной, а так же проникновением джазового стиля и современных обработок в детское исполнительство. В погоне за «свеженьким, новеньким, интересненьким и необычным» педагоги задвинули репертуар классиков так далеко, что дети уже не в состоянии, да и не хотят «возиться» в многочисленных штрихах серьезных произведений. Это общая картина. Конечно, классику играют, но так мало, что составить представление о «Детском альбоме» Чайковского или, скажем, об «Альбоме для юношества» Шумана по «штучным» исполнениям практически невозможно.

Думается, что предмет музыкальной литературы как раз и мог бы заполнить эту нишу, решив тем самым следующие задачи:



1.Познакомить детей с циклом П.И.Чайковского «Детский альбом»

2.На базе доступного материала пьес цикла раскрыть темы

  • Элементы музыкальной речи

  • Простые музыкальные формы

  • Основные жанры музыки (песня, танец, марш)

  • Программно-изобразительная музыка



Существенную помощь в подготовке этого раздела может оказать учебник для ДМШ «Музыкальная литература» первый год обучения авторов Осовицкой З.Е. и Казариновой А.С.























В первый год нужно дать базовые термины. Составляем тематический план. В более подробной форме это будет выглядеть так.

Введение. Музыка в жизни человека.



УРОК 1. Элементы музыкальной речи. Мелодия. Лад. Музыкальная форма. Период. Простая двухчастная форма.

  1. Сладкая греза

  2. Утренняя молитва

  3. В церкви



УРОК 2. Гармония. Темп. Фактура. Ритм. Простая трехчастная форма. Марш. «Кукольная история». «Ох, уж эти мальчишки».

  1. Болезнь куклы

  2. Похороны куклы

  3. Новая кукла

  4. Игра в лошадки

  5. Мама

  6. Марш деревянных солдатиков



УРОК 3. Жанр песни. Гомофонная и полифоническая фактура. Сложная двухчастная форма. Вариации. «Путешествия по странам Европы» и «Русская страничка».

  1. Неаполитанская песенка

  2. Итальянская песенка

  3. Шарманщик поет

  4. Старинная французская песенка

  5. Немецкая песенка

  6. Русская песня

  7. Мужик на гармонике играет

  8. Камаринская



УРОК 4. Танцевальные формы. Сложная трехчастная форма. Программно - изобразительная музыка. Регистр. «Сказка на ночь» и «Русские пейзажи».

  1. Вальс

  2. Мазурка

  3. Полька

  4. Нянина сказка

  5. Баба Яга

  6. Зимнее утро

  7. Песня жаворонка



УРОК 5. Викторина и тест.





В более подробной форме содержание уроков будет выглядеть так.



Введение. Музыка в жизни человека.

Музыка в нашей жизни… Она встречает человека с первых минут жизни ласковой колыбельной песней матери, ведет по жизни звонкими мелодиями детских песен, нежными любовными историями юности, свадебным маршем Мендельсона, далее по интересам:

  • шансон

  • поп-музыка

  • рок

  • классика

  • джаз и т.д.,



и как итог всей жизни - траурный марш Ф.Шопена. Схема простая и понятная. Однако, внутри нее все не так просто и даже совсем по - разному.

П.И.Чайковский создал свое представление о музыкальной жизни ребенка второй половины XIX века в фортепианном цикле «Детский альбом». Это сочинение композитор посвятил любимому племяннику Володе Давыдову. Мир детских игр, забав, ссор был хорошо знаком Чайковскому, поскольку он часто и подолгу жил в доме своей сестры на Украине, в селе Каменка и с удовольствием общался со своими племянниками. Репертуар для детского домашнего музицирования был крайне скуден и Петр Ильич решил «сделать целый ряд маленьких отрывков безусловной легкости и с заманчивыми для детей заглавиями». Так возник цикл, состоящий из 24-х пьес, как будто «24 часа из жизни маленького человечка».

День начинается с утренней молитвы, затем игры в снежки на улице и в лошадки по просторным комнатам в доме. Ласковый голос мамы, и снова игры в солдатиков. У девочек свои заботы, их куклы болеют и умирают «по-настоящему». Игры сменяются танцами, ведь умение танцевать считалось признаком хорошего воспитания. А за окном слышна русская народная песня и танец, и невразумительная игра гармошечника. Урок географии посвящен путешествиям по странам Европы: Италии, Франции, Германии. А вечером ребят ждут нянины сказки о чудесах и Бабе Яге.

Перед сном приятно мечтается, мысли плавно скользят, и грезится весна, теплое солнышко и звонкие трели жаворонка, почему-то вспомнилась Италия, по улицам которой ходят и поют шарманщики.

День заканчивается. В последней пьесе цикла вновь звучит хорал, что способствует композиционной стройности и завершенности «Детского альбома».

Об этом можно рассказать и словами, но музыка рассказывает истории своим языком, более сильным и выразительным. Как же понять музыкальный язык? Чем он отличается от речи?

Музыкальный язык богат и разнообразен, потому что в его словаре не просто звуки, а мелодия, лад, ритм, гармония, тембр, динамика, темп, штрихи, фразировка… Всеми этими элементами музыкального языка в их всевозможных сочетаниях пользуются композиторы, создавая музыку.



УРОК 1. Элементы музыкальной речи. Мелодия. Музыкальная форма. Период. Простая двухчастная форма. Кантилена.



В памяти любого человека сохраняется много музыкальных произведений. Если вы попытаетесь вспомнить их, то наверняка будете напевать мелодию или мотив.

Мотив - это выразительная частица мелодии. Мотив может вызвать представления обо всей мелодии, ее характере.

Мелодия - развитая и законченная музыкальная мысль, выраженная одноголосно.

Жизнь мелодии похожа на жизнь цветка. Цветок рождается из бутона, расцветает и, наконец, увядает. За короткое время мелодия успевает возникнуть из мотива, «расцвести» и завершиться. В каждой мелодии есть «точка цветения», высшая точка ее развития, наивысший накал чувств. Она называется кульминацией. Завершается мелодия кадансом - устойчивым оборотом.

Строение мелодии похоже на строение речи. Как из слов образуются фразы, из фраз предложения, так и в мелодии небольшие выразительные частицы - мотивы объединяются во фразы. Музыкальная фраза, как правило, образуется из двух - трех мотивов. Несколько фраз, связанных общей линией развития, образуют предложения, а предложения - целостную мелодию.

Рассмотрим строение мелодии на примере «Сладкой грезы» (пример 1).

Красивая, певучая мелодия мечтательного характера развивается небольшими фразами - «волнами» и постепенно «расцветает». Певучая мелодия широкого дыхания и длительного развертывания называется кантиленой, что в переводе с итальянского означает «пение». В каждой фразе мелодии содержится два выразительных мотива. В целом, мелодия имеет форму классического периода, состоящего из двух предложений.

Таким образом, период - это небольшое построение в котором выражена законченная музыкальная мысль.



мотив мотив



1 фраза 2 фраза 3 фраза 4 фраза

1 - е ПРЕДЛОЖЕНИЕ период





фраза фраза фраза фраза

2 - е ПРЕДЛОЖЕНИЕ



Период является частью построения музыкального произведения, именуемого музыкальной формой.

Фортепианный цикл Чайковского начинается и завершается пьесами духовного содержания.

№1 «Утренняя молитва» - пьеса как бы настраивает ребенка на добрые мысли и поступки. «Господи, сделай так, чтобы матушка с батюшкой, сестра и братья, а еще тетушки, няня и все - все остальные были живы, здоровы и счастливы» - молитва, которой научила в детстве Петра Ильича добрая гувернантка Фанни Дюрбах.

Мелодия звучит светло и спокойно в тональности соль мажор. Здесь развивается одна музыкальная мысль, поэтому композитор выбирает и самую простую музыкальную форму - период, который состоит из двух предложений. В первом предложении музыкальная мысль остается недосказанной, оканчиваясь неустойчивым кадансовым оборотом на доминанте. Во втором предложении музыкальная мысль, развиваясь, приходит к кульминации и заканчивается кадансом на тонике и поэтому звучит устойчиво (пример №2).

Предложения одинаковы по величине: в каждом по 8 тактов. Они образуют классический период повторного строения. Но пьеса не закончилась. Период дополнен большой кодой.

Кода - это построение, завершающее музыкальное произведение и придающее ему законченность, завершенность.

В коде наступает полное успокоение, это достигается долгим и мерным звучанием тоники в басу, повтором «прощального» каданса. И только тогда, когда замирают в тишине последние прозрачно-светлые звуки коды, создается ощущение, что произведение закончено - форма завершена.

№24 «В церкви» - звучание напоминает пение церковного хора .

Важным элементом выразительности здесь является лад. Из уроков теории музыки мы уже знаем, что лад означает согласованность звуков различных по высоте, которые объединяются вокруг главного звука - тоники. В европейской музыке наиболее распространены лады - мажор и минор.

В заключительной пьесе ми минор создает ощущение вечера и звучит ответом «утреннему» соль мажору первой пьесы (пример 3).

Форма пьесы - период единого строения:

  • период, состоящий из 12 тактов, делится только на фразы, продолжающие одна другую

  • повторение периода

  • дополнение

  • большая кода, звучащая на остинатном басу и завершающая не только пьесу, но и весь сборник.



Это «прощальное слово» «Детского альбома».

Период, как составная часть более сложных форм - двухчастной и трехчастной - использован в большинстве пьес «Детского альбома».



УРОК 2. Гармония. Ритм. Фактура. Жанр марша. Простая трехчастная форма. Речитатив.



Одним из важнейших выразительных средств музыки является гармония. Она основана на объединении звуков в созвучия и на взаимосвязи этих созвучий между собой в последовательном движении. Часто под гармонией подразумевают аккордовое сопровождение мелодии. Гармония от греческого - стройность соразмерность.

Пьесы «Детского альбома» условно можно объединить в группы по тематическому содержанию.

«Кукольная история» представлена тремя пьесами, отражающими сложное и серьезное отношение к жизни маленького человека.

«Болезнь Куклы». В пьесе нет сплошной мелодической линии. Она как бы «разорвана» паузами, каждый звук мелодии напоминает вздох: «Ох…ах…» (пример 4).

Гармония здесь главенствует и определяет характер, настроение пьесы. Форма пьесы одночастная, состоящая из двух периодов с кодой. «Страдания» куклы достигают предела во втором периоде, содержащем напряженную кульминацию. Кода долгая, «усыпляющая».

Ритм - греческое слово, означающее соразмерность. Это закономерное чередование звуков различной длительности в музыке. Без ритма не может существовать музыкальное произведение . Ритм обладает большой выразительной силой, от него зависит характер произведения.

«Похороны куклы». Настроение печали в этой пьесе создается при помощи жанра похоронного марша. Здесь отчетливо проявились его черты - темп медленного шага, пунктирный рит , аккордовая фактура, речитативный склад мелодии, минорный лад. (пример 5)

Речитатив - это род вокальной музыки, приближающийся к естественной человеческой речи.

Темп - скорость движения.

Фактура - способ изложения музыкального материала: мелодика, аккорды, фигурации, подголоски и т.д. Форма пьесы простая трехчастная, состоит из равных периодов по 16 тактов (АВА). Крайние части одинаковые, это периоды повторного строения. Средняя часть звучит с динамическим нарастанием, что связано с выражением усиливающейся скорби. В момент кульминации в мелодию вторгается резкая интонация отчаяния - тритон. Это самая «недетская» миниатюра в «Детском альбоме».

Жанр (франц) - означает род, вид любого искусства. Музыка, предназначенная для пения, ходьбы, игр, обрядов, военных походов, торжественных церемоний относится к таким простым жанрам, как песня, танец, марш.

«Новая кукла». Пьеса звучит в характере стремительного танца, передающего разные оттенки радостного чувства: изумление, восторг. Мелодия состоит из мелких мотивов, сливающихся в одну волну. Форма пьесы простая трехчастная.

«Ох, уж эти мальчишки». Две пьесы цикла посвящены мальчикам.

«Игра в лошадки» - бойкое, изобразительное, солнечное скерцо (ит. «шутка»), задорно мальчишеское, с упрямым остинатным ритмом (ostinato - многократно повторяющийся мелодический или ритмический оборот).Это темп маленькой токкаты, для которой характерен быстрый темп и легкость исполнения.

«Марш деревянных солдатиков». Основным средством выразительности в этой пьесе является, безусловно, ритм. Пунктирный ритм, восьмые паузы, постоянно прерывающие мелодию, придают музыке легкость, игрушечность. Ритм восьмая и две шестнадцатых подражает звучанию трубы. Форма пьесы простая трехчастная. Середина пьесы звучит затаенно и даже немного угрожающе.

Можно предположить, что между игрой в лошадки и выступлением деревянных солдатиков произошли какие-то нелады у играющих, и Чайковский вызывает ласковый, примиряющий образ мамы.

«Мама». К пьесе есть ремарка автора: «с большим чувством и нежностью: Мелодия певучая, ласковая, светлая; фактура подголосочная с мелодичным нижним голосом.



УРОК 3. Жанр песни. Сложная двухчастная форма. Вариации. Гомофонная и полифоническая фактура.



Следующую сюиту можно назвать «Путешествия по странам». Ее образуют песенки под №15 - 18 и №23. В них ощущается и ритмическая живость итальянских мелодий, и мудрая грусть старинного французского напева, и степенная размеренность немецкого танца. И все же Чайковский отдает предпочтение итальянским «песенкам». Их в «Детском альбоме» три. Это не случайно. Пьесы отразили свежие музыкальные впечатления композитора, полученные в Италии.

«Неаполитанская песенка» - одна из самых ярких пьес «Детского альбома». Это подлинная итальянская мелодия. Живя в одной из гостиниц Неаполя, Петр Ильич часто слушал игру странствующих артистов, музицирующих под его балконом. Тема настолько полюбилась композитору, что он использовал ее дважды - сперва в «Лебедином озере» в 1876 году, а спустя два года - в «Детском альбоме». Композитор называет ее танцем в балете и песенкой в «Детском альбоме» - и в этом нет противоречия. В ней соединились и песня, и танец.

В «Неаполитанской песенке» две части - запев и припев. Запев имеет простую двухчастную форму. Запев звучит как песня (пример 6а), а в припеве властвует стихия стремительного танца (пример 6б). В воображении встает картинка веселого итальянского карнавала. Форма всей пьесы сложная двухчастная. Особую выразительность произведению придает упругий и четкий ритм сопровождения.

«Итальянская песенка» имеет такое же строение - запев и припев. В ее основе также лежит подлинная уличная песенка. Мелодия, подвижная и грациозная в первой части, более кантиленно (протяжно) распета во второй. Фактура изложения гомофонная (гомофонно - гармонический склад), где сочетается солирующий голос (мелодия) и сопровождение (аккомпанемент).

Мелодия, напетая итальянской девочкой, стала пьеской «Шарманщик поет». Светлая мелодия льется спокойно, неторопливо в сопровождении вальсового аккомпанемента. Форма пьесы простая двухчастная.

«Итальянская», «Немецкая», «Шарманщик поет» и отчасти «Старинная французская песенка» напоминают звучание шарманки. С механическим звучанием этого инструмента у Чайковского были связаны яркие впечатления детства (рассказать).

Музыка «Старинной французской песенки» проникнута задушевностью и печалью, словно память сердца о далеком прошлом. Композитор использовал здесь подлинный напев XVI века - «Куда вы ушли, увлечения моей молодости»… Простой и неторопливый напев родственен старинной балладе. Скупые гармонии, сдержанный минорный тон повествования напоминают картины старых мастеров.

Пьеса написана в простой двухчастной репризной форме. В начале и в конце пьесы выдержано трехголосное изложение полифонического склада (полифоническая фактура): мелодия звучит на фоне выдержанного тонического баса, средний голос вторит мелодии, образуя с ней консонансы. (пример 7)

В начале второй части мелодия оживляется, меняется фактура: вместо полифонической становится гомофонной. В репризе вновь звучит прежний повествовательный напев. Сдержанная и благородная простота, аромат старины сделали эту пьесу шедевром «Детского альбома».

«Немецкая песенка» - веселая, с подпрыгивающей мелодией. В основу ее положены интонации тирольской песни, а ритм напоминает старинный популярный в Германии и Австрии крестьянский танец лендлер. В гармонии, однообразие которой напоминает звучание шарманки, использованы лишь тоническое трезвучие и доминантсептаккорд. Форма пьесы простая трехчастная, ритм пунктирный, фактура гомофонная. Песня - жанр вокальной музыки. Здесь песня представлена в виде инструментальной пьесы, в основе которой лежит песенная тема.

«Русская страничка» альбома представлена тремя пьесами: «Русская песня», «Мужик на гармонике играет», «Камаринская». Они составляют еще одну маленькую сюиту (сюита - последовательность (франц)).

В России в 60 - 70 - е годы XIX века в период подъема национальной культуры усилилось внимание к народной музыке. Появились новые обработки народных песен, сделанные Балакиревым, Прокуниным, Римским-Корсаковым. В те же годы и Чайковский создал фортепианные обработки для четырех рук 50-ти русских народных песен. Чайковский выделил наиболее важные черты русских народных песен.:

  1. переменность лада русских песен («неопределенную тональность»)

  2. четкость ритма плясовых песен.

В «русской сюите» из «Детского альбома» обращает на себя внимание яркий национальный колорит. В пьесах использован один и тот же прием развития - вариационность, характерный для народного исполнительства. Прием этот, однако, по-разному проявляется во всех трех пьесах.

Вариации - музыкальная форма, состоящая из темы и ее видоизмененных повторений (вариаций).



А А1 А2 А3



тема вариации



В каждой вариации тема предстает в новом освещении, раскрываются ее новые стороны; это позволяет многогранно выявить настроения, заложенные в теме.

«Русская песня» - мастерская обработка народной песни «Голова ль ты, моя головушка». Она воссоздает мощное четырехголосное звучание мужского хора, исполненное молодецкой силы и удачи. Мелодия лаконична (6 тактов). Фразы завершаются то в мажоре, то в миноре. Это и есть ладовая переменность, которую Чайковский отмечал как характерную черту русской народной песни (пример 8).

Автор дает три варианта обработки темы. При этом линия баса развивается самостоятельно и становится такой же выразительной, как и мелодия верхнего голоса. В других голосах иногда появляются небольшие самостоятельные мотивы, фразы - их называют подголосками. Количество голосов свободно меняется: их то четыре, то три, то два, то снова четыре. Подобное свободное использование голосов свойственно русской хоровой песне. Такой стиль изложения музыкального материала называется подголосочной полифонией. В «Русской песне» обработку темы можно уподобить дереву, где неизменная тема - ствол, а вариации - ветви этого дерева. Мелодия состоит из коротких мотивов, они так плавно переходят один в другой, так непрерывно льются, словно девичий хоровод, движущийся по кругу.

«Мужик на гармонике играет» - веселая зарисовка с натуры, своего рода маленькая сценка. Звучание фортепиано напоминает игру на гармонике: в пьесе обыгрывается доминантсептаккорд - он повторяется 30 раз! Единственная распевная фраза так и не стала «настоящей», развитой мелодией. Многократные варьированные повторы этой фразы создают комическое впечатление: герой как будто озадачен необычным звучанием своей гармоники и ничего другого сыграть явно не в состоянии. Фраза, не завершившись, так и затихает на «полуслове».

«Камаринская». Этот знаменитый наигрыш русской пляски еще в 1848 году использовал Глинка в своей блестящей оркестровой фантазии. Здесь же, в «Детском альбоме», плясовая предстала скромной фортепианной миниатюрой. Развивая традиции Глинки, Чайковский дает в ней яркий образец инструментальных вариаций. На первый план выступает искусство варьирования - узорчатого расцвечивания темы.

Композитор варьирует фактуру, изменяет и сам напев. За шутливой, скерциозной темой следуют три вариации. Первая и третья вариации, легкие, подвижные, сохраняющие штрих staccato. Во второй же вариации звучит лихая молодецкая пляска. Тема изложена плотными аккордами, но и при этом в верхнем голосе прослушивается знакомый плясовой напев (пример 9).



УРОК 4. Танцевальные формы. Программно-изобразительная музыка. Сложная трехчастная форма. Регистр.



Так же как песня и марш, танец относится к простым жанрам. В узком смысле слова танцевальной именуют легкую музыку, которая сопровождает бытовые и бальные танцы. Из всех жанров и сфер музыкального искусства танцевальная музыка наиболее тесно связана с бытом, а потому она и наиболее чутко реагирует на веяния времени и моды.

Во второй половине XIX века в России самыми модными и популярными считались танцы: вальс, мазурка, полька, полонез, краковяк и другие. Три из них Чайковский включил в свой альбом.

«Вальс». Название происходит предположительно от немецкого слова - раскатывать. Вальс танцуют плавно кружащиеся пары: темп его бывает различным от медленного до очень быстрого. Размер трехдольный, в аккомпанементе характерен опорный акцент в басу на сильной доле и два легких аккорда.

Среди бальных танцев вальс выделяется лирической настроенностью и романтической полетностью.

«Вальс» из «Детского альбома» воссоздает атмосферу домашнего праздника, поэтому написан в традициях домашнего музицирования - с простой напевной мелодией и характерным вальсовым аккомпанементом. Мелодические фразы невелики, плавны, они напеваются как бы невзначай, прерываясь паузами. Начинаясь в светлом ми - бемоль мажоре, мелодия постепенно уходит в «тень», модулируя в соль минор, образуя форму с модулирующим периодом. Далее следует второй период, где возвращается тональность ми - бемоль мажор. В мелодии появляются озорные размашистые скачки, музыка звучит весело, «с разными беснованиями и школьничествами» (пример 10).

Так из двух периодов образовалась простая двухчастная форма.

В средней части вальса характер музыки меняется, мелодия переходит в до минор, в аккомпанементе звучат настойчивые квинты, мелодическая линия приобретает ломанный двухдольный рисунок.

Но эпизод промелькнул и вновь зазвучал вальс. Форма вальса сложная трехчастная.



А В А



простая период простая

двухчастная с двухчастная

форма дополнением форма



Мазурка - польский народный танец, имеет трехдольный размер, острый и четкий ритм, характерную ритмическую фигуру восьмая с точкой и шестнадцатая, темп от умеренного до очень быстрого. В мазурке сочетаются легкое изящество, блестящая удаль, мечтательность. Характерны также эффектные пристукивания каблуками в пунктирных ритмических фигурах.

«Мазурка» Чайковского написана в классической традиции этого танца. Характер мелодии несколько меланхоличный в начале, в средней части становится активным и настойчивым. Это выражено, прежде всего, в разнообразии ритмических фигур: пунктирный ритм, расчлененный паузой звучит еще более остро и даже немного кокетливо, триоли, акценты на последней доле. Форма танца простая трехчастная. (пример 11)

«Полька» - чешский народный танец, с середины XIX века приобрел значение популярного бального танца. Размер танца двудольный. Польку танцуют парами по кругу, весело, непринужденно.

В цикле Чайковского «Полька» - это остроумная изящная пьеса, написанная в тональности си - бемоль мажор. В нижнем голосе - обычный для танца аккомпанемент: бас - аккорд. Тема исполняется staccato, она очень задорна и остра. При втором проведении голоса меняются местами: тема звучит в нижнем голосе, а аккомпанемент в верхнем. Форма трехчастная, после крещендо в средней части, реприза звучит на пиано.

Оставшиеся четыре пьесы из «Детского альбома» можно объявить как: «Сказка на ночь» и «Русский пейзаж». Безусловно, они также относятся к типу программно - изобразительной музыки, которая имеет название (как и все пьесы альбома), а так же «изображает» путем подражания:

  • звукам и голосам природы

  • движениям людей, зверей, птиц

  • раскрывает их характер

  • изображает пространство



Среди других средств музыкальной выразительности в программно - изобразительной музыке важное значение имеет регистр.

Регистр - часть музыкального звукоряда, различают верхний, средний и нижний регистры.

«Нянина сказка». Осторожно-колкой звучностью (штрихом staccato), резкой гармонией композитор создает сказочный образ. В тихих мотивах слышится таинственное «тук-тук-тук…тук-тук-тук» (пример 12). Музыка, наполненная чуткими паузами, неожиданными акцентами, звучит настороженно.

Использованный здесь прием развития - секвенция - усиливает настроение тревоги, приводящей к вскрикам» (скачок на уменьшенную септиму»). В середине простой трехчастной формы музыка по-настоящему страшная. Верхний голос «замирает от страха» на одном звуке, а из мрачного низкого регистра «выползает», словно приведение, хроматическая секвенция. Мотивы, из которых сплетена эта «страшная» секвенция, - те же, что и в крайних частях («тук-тук-тук»). Реприза точно повторяет музыку первой части. И только светлая тональность до мажор как будто напоминает нам о том, что эта сказка - музыкальная шутка.

«Баба Яга». Пьеса так же носит изобразительный характер. Она написана в очень быстром темпе (presto) и как бы имитирует полет Бабы Яги. Восьмые, исполняемые, стаккато, в сочетании с неустойчивыми аккордами пронизывают всю пьесу. Быстрые и ровные, они то мелодически взлетают вверх, то опускаются вниз.

Эта пьеса, как и «Нянина сказка», написана в трехчастной форме, однако контраст середины здесь почти не заметен из-за непрерывного движения. Кульминацией пьесы становится начало репризы, звучащее на октаву выше по сравнению с первой частью. Резче звучат «выкрики» Бабы Яги, словно пролетевшей над самой головой и стремительно удаляющейся. Впечатление «удаления» создано благодаря постепенному переходу в низкий регистр и затуханию динамики. Улетела…

«Зимнее утро» - словно картинка из окна провинциального домика на улицу - вот проснется жизнь. Короткие прерывистые мотивы, беспокойные интонации создают образ колючих поземок, утро представляется хмурым и неприветливым (пример 13). Пьеса написана в простой трехчастной форме. Пунктирный ритм, частые акценты, аккордовая фактура придают музыке взволнованный, напористый характер.

Крайним частям контрастирует середина, где появляются умоляющие, жалобные интонации.

Близкая по сюжету этой пьесе «Песня жаворонка» совершенно иного характера. Светлая, ясная, словно звенящая в лазури музыка передает ощущение пробуждающейся весенней природы. В нижнем голосе звучат спокойные, ровные аккорды, а в верхнем - прихотливая мелодия, подражающая реальному пению птиц. Именно ритмически эта тема очень изыскана. В ней много триолей и форшлагов. Звучание мелодии в верхнем регистре создает ощущение прозрачной бездонной высоты и душевной безмятежности. Форма пьесы также простая трехчастная.

В заключении хочется отметить, что «Детский альбом» - не просто чередование коротких пьес - зарисовок с натуры или несложных танцев. Это уроки красоты в вечной школе прекрасного, учеником которой может стать каждый. «Детский альбом» распахивает врата в мир большого искусства, становясь первым шагом на пути к «Лебединному озеру» и «Евгению Онегину», к «Пиковой даме» и «Патетической» симфонии. Одним словом, к Чайковскому.

В качестве проверки знаний учащихся рекомендуется на каждом уроке использовать фронтальный опрос учащихся по пройденной теме и терминам.

Пятый урок желательно сделать контрольным, используя различные формы проверки знаний учащихся:

  • индивидуальный опрос

  • фронтальный опрос

  • небольшие тесты

  • музыкальная викторина

  • сочинение (для продвинутых групп) на тему «Моя любимая пьеса из «Детского альбома» П.И.Чайковского».



Таким образом, распределив темы I четверти:

  • элементы музыкальной речи

  • музыкальные формы

  • основные жанры: песня, танец, марш

  • программно - изобразительная музыка (первое знакомство)



можно вполне уложиться в 4 - 5 уроков, освободив часы для расширения темы «Музыкальные тембры», требующей также новой трактовки.





































Список используемой литературы.





  1. Булучевский Ю., Фомин В. Краткий музыкальный словарь для учащихся. - Л.«Музыка», 1988.

  2. Горская Е. «Детский альбом» П.И.Чайковского » Альманах для школьников «Музыка и ты» выпуск 7 - М., 1988.

  3. «Детский альбом» П.И.Чайковского в педагогическом репертуаре музыкальных школ. - М., 1972.

  4. Лисянская Е.Б. Музыкальная литература. Методическое пособие. - М. «Росмэн», 2001.

  5. Калинина Н. «П.И.Чайковский». - М. «Детская литература», 1988.

  6. Осовицкая З.Е., Казаринова А.С. Музыкальная литература. Первый год обучения. - М. «Музыка», 2000.

  7. Чайковский П.И. «Детский альбом» для фортепиано. - С-П. «Композитор», 1992.













 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал