7


  • Учителю
  • Рисование гипсовой античной головы

Рисование гипсовой античной головы

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

КОМИТЕТ ПО КУЛЬТУРЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Государственное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Санкт-Петербургская школа искусств №10»







УТВЕРЖДАЮ

Директор

________________

Н.А.Орлова



«___»________20__г

СОГЛАСОВАНО

методист

_________________



Т.Г.Анфиногенова



«__»________20__г.







.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

«РИСОВАНИЕ ГИПСОВОЙ АНТИЧНОЙ ГОЛОВЫ»



для обучающихся 8 класса















Составитель:

Лаврова М.Р., преподаватель

Школы искусств №10









САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

2014

Содержание



  1. Пояснительная записка…………………………………........................... 1

  2. Оборудование и материалы……………………………………………… 2

  3. Вступительная беседа ……………………………………………………. 2

  4. Методика ведения учебного задания……………………………………. 3

  • Постановка освещения

  • Выполнение эскиза

  • Композиция в пространстве листа

  • Определение характера формы головы, установление основных пропорций

  • Тональные отношения

  • Построение по композиционному наброску

  • Рисование частей головы, соподчинение их большой форме

  • Обобщение рисунка

  1. Литература……………………………………………………………… 10

  2. Приложения









































Пояснительная записка

Данная работа является частью образовательной программы «Изобразительное искусство» по предмету «Рисунок» и представляет собой методическую разработку к урокам по теме «Рисование гипсовой античной головы» для 8 класса. Выбор темы определен наличием множества сложностей, возникающих у учащихся при выполнении этого задания. В работе представлены этапы выполнения длительного учебного задания по рисунку. А также раскрыты основные трудности и пути их решения. Программа по рисунку для 8 класса построена «от простого - к сложному» и включает изучение строения черепа человека (1 четверть); рисование гипсового слепка с анатомической головы «экорше», раскрывающего характер ее мышечного покрова (2 четверть); рисунок головы с гипсовых слепков с античных скульптур (3 четверть).

Иногда вместо рисования «экорше» ставится модель «обрубовки». Учащимся полезно познакомиться с конструктивной системой пересекающихся плоскостей, образующих объем и выявляющих освещенность формы. Так, при дефиците учебного времени, учащиеся будут лучше подготовлены к выполнению натурной постановкой «Рисование гипсовой античной головы» в знакомой уже последовательности - с опорой на знание костной основы и понимание построения крупной формы. Что, в свою очередь, определит правильный подход к пониманию закономерностей строения и изображения живой головы человека (в 4-й четверти учебного года).

Данная методическая разработка учебного задания «Рисование гипсовой античной головы» по предмету «Рисунок» должна стать частью методического фонда для учащихся 8 классов СПб Государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Санкт-петербургская школа искусств №10».



Цель работы: Изучение скульптурной формы античной головы, ее конструктивного строения и пластических особенностей. Построение и изображение объемной формы головы, связь ее с пространством. Подготовка учащихся к рисованию головы с живой натуры.

Задачи:

Перед учащимися. Овладение учащимися практическими знаниями в композиционном размещении изображения, конструктивном построении формы и обобщенной передаче объема.

Перед педагогом. Важными условиями получения качественного результата являются педагогическое руководство и корректировка деятельности учащихся, систематичность занятий, методическая последовательность усложнения задач.



В ходе систематических упражнений рисования с натуры под руководством преподавателя учащиеся расширяют и углубляют свои познания, учатся целенаправленно рассматривать объект своего изучения, анализировать, сравнивать, синтезировать и обобщать полученные знания. Узнают правила и приемы изображения объемных форм на плоскости. Совершенствуют практические навыки в рисовании.

Важнейшая форма обучения рисунку - самостоятельная работа учащихся. Без нее не возможно усвоение знаний по пластической анатомии, перспективе и тональной проработке формы. В приложении приведены примеры домашних заданий.

Данная методическая подборка информации и иллюстративного материала поможет учащимся при выполнении классных и самостоятельных заданий по рисованию гипсовой античной головы и головы с живой натуры.



Оборудование и материалы:

Учащимся предлагается выполнить рисунок гипсовой античной головы Гермеса, Антиноя, Германика, Дианы или Геры. Для группы учащихся в 10-12 человек обычно ставятся две одинаковые по уровню сложности постановки. Модель устанавливается на уровне глаз рисующего. Расстояние от модели головы в натуральную величину должно составлять приблизительно 2 метра. Наилучшие места - поворот в ¾ по обе стороны от модели.

Освещение: контрастное верхнее боковое под углом 45, нейтральный серый фон.

Рисунок выполняется на планшете 45 на 55 (40 на 50)см с натянутой бумагой (ватман) набором карандашей KOH-I-NOR: 2Н, Н, НВ, 2В. При желании можно загрунтовать планшет теплым серым цветом акварелью или мокрым соусом нейтрального цвета.

Время: На выполнение задания отводится 21 час.



Вступительная беседа:

Подготовка к изучению строения и пластики головы человека начинается с рисования гипсовых слепков. Предлагаемую систему выработали выдающиеся художники прошлого. Работа с гипсовыми слепками остается центральным этапом в академической школе рисунка. Гипс всегда неподвижен, однотонен, и бесцветен что позволяет лучше проследить распределение светотени, соотношение больших масс и деталей лица.

Гипсовые слепки отличаются от живой натуры типичными пропорциями, что способствует обобщенному пониманию большой формы и относительной простоте в измерении соотношений ее частей.

Приступая к работе над конкретной гипсовой моделью, ученикам стоит обойти и рассмотреть голову со всех сторон, чтобы уяснить себе ее конструктивное строение и пластические особенности.

Педагог должен обратить их внимание на динамику масс головы, степень разворота ее относительно шеи, плечевого пояса и общий наклон головы относительно вертикали. Напомнить учащимся сведения об анатомическом строении головы человека, предоставить наглядные образцы и учебно-методические пособия (см. приложения).

Создание эмоционально положительной атмосферы на занятиях также способствует более успешному обучению.



Целостный процесс работы над рисунком головы можно разделить на отдельные этапы, находящиеся в определенной последовательности и органически связанные между собой. Изображение ведется по принципу «от общего - к частному - затем опять к общему».





МЕТОДИКА ВЕДЕНИЯ УЧЕБНОГО ЗАДАНИЯ:

  1. Постановка и освещение гипсовой головы

  2. Эскиз

  3. Композиция в пространстве листа. Набросок

  4. Движение головы

  5. Пропорции и конструкция головы (добиться реального перспективного построения объема)

  6. Определение главного и второстепенного

  7. Рисование частей головы и соподчинение их большой форме

  8. Обобщение (решить светотеневое и тональное единство рисунка в соответствии с техникой его исполнения).

Кратко рассмотрим их в этой последовательности:

1. Освещение. Продуманное педагогом освещение - это одно из важнейших условий успешного решения этих задач учениками. Свет должен максимально выявлять форму головы, давать мягкие рефлексы и четкие тени. Поэтому под модель рекомендуется положить белый лист ватмана.

2.Выполнение эскиза - важный этап в работе. Эскиз - миниатюрное воплощение работы учащегося. В эскизе решаются компоновка изображения в листе, движение головы, основные пропорции и тональные отношения. Полезно выполнить несколько эскизов в формате А4. Рисунок может быть: с фоном, с частичным введением фона или с условным фоном (грунтовка серой акварелью или соусом).

Обозначаем формат, с учетом этого компонуем голову. Рисуем «от общего - к частному». Следим, чтобы пропорции были близки к модели. Следим за привязкой головы к плечевому поясу. Берем тональные отношения. Обращаем внимание, что глаза, нос и рот всегда активнее других деталей головы.

3.Композиция в пространстве листа - это расположение силуэта головы с платой на листе. Эту задачу мы решили в эскизе. Теперь композицию надо перенести на формат. Делаем набросок головы в формате. Набросок лучше выполнять карандашом 3В, 4В. Решаем те же задачи, что и в эскизе: композиция, пропорции, движение, тональные отношения.

Начинать рисовать лучше не с построения, а с наброска. Важно сразу передать в рисунке свое впечатление от модели. Это умение надо постоянно развивать, постоянно делая наброски в период всего обучения. Чувства, вложенные в рисунок сразу, заставляют художника неравнодушно рисовать до завершения, помогают цельному видению.

1.Компонуем легкими штрихами основные размеры головы, ее характер и движение ее по отношению к шее. Скомпоновав общий силуэт головы, следим чтобы он был похож.

2.В композиции важно учитывать размер изображения, статичность или динамику головы. Немного «сдвигаем» голову вверх и «оставляем место взгляду» = лицевая часть головы должна находиться дальше от края листа, чем затылочная.

3.Размещая рисунок на плоскости, следует учитывать освещенность головы, т.к. достижение равновесия в распределении больших пятен света и тени может потребовать довольно существенного сдвига общей массы относительно центра. Рисунок должен быть уравновешен в пространстве листа, соразмерен по масштабу, близок к натуральному размеру головы человека.

4.Ищем силуэт пятна лица, пятна волос. Потом силуэт света, пятно тени на лице.

5.В пятне лица ищем силуэты глазниц, потом носа, рта.

Полезно знать классические пропорции (пропорции по Лосенко). У Основной массы людей середина головы проходит по зрачкам. Лицевая часть по высоте делится на три равных части: от начала волос -до надбровных дуг(лобная), от надбровных дуг - до нижнего основания носа (носовая), от основания носа - до подбородка (губно-подбородочная). Намечаем эти оси.

( Композиционные ошибки учащихся показаны на рис.1).

Тональные отношения - это разница между темными и светлыми пятнами на голове, и контрасты, которые создают эти темные и светлые пятна между собой. Тональные отношения закладываются в наброске. Они влияют на восприятие пропорций. Если тональные отношения не взяты сразу, то прорисовывая деталь, это сделать очень трудно:

- Сначала закладываются тени. Их начинаем рисовать с границы, которую списывают в сторону тени.

- Потом делают разницу в свету.

- Помним, что самый светлый рефлекс темнее самого темного полутона.

4.Передача движения - важный компонент в достижении сходства с натурой.

Для определения поворота головы, ее наклона и положения относительно горизонта намечают вспомогательные линии: серединную или пропорциональную, которая проходит сверху вниз через середину свода черепа, лоб, через середину переносицы, середину основания носа, середину рта и подбородка.

Она служит основой для построения парных симметричных форм и определяет поворот головы. В фас - это прямая линия.

Но по мере поворота головы к профилю постепенно выгибается, становится пластически все более активной, выявляя профиль.

Определив угол наклона серединной линии относительно вертикали, определяют наклон головы в фас.

Средние осевые линии, проложенные вдоль овала головы и цилиндра шей (от яремной ямки), помогут уточнить наклоны и повороты формы в пространстве и положение ее по отношению к линии горизонта.

Горизонтальная ось головы, проходящая через переносицу (шов, соединяющий носовые части черепа с лобной частью) делит форму головы на две равные по высоте части: верхнюю (мозговую) - от переносицы до свода черепа и нижнюю (лицевую) - от переносицы до подбородочных бугров.

Пересечение серединной линии и горизонтальной линии, идущей через переносицу, служит опорной точкой для построения черепа или головы человека и называется «крестовиной». Крестовина на начальной стадии рисунка намечает пространственное положение всего объема головы.

Привязываем голову к плечевому поясу. Сравниваем положение яремной ямки с деталями головы, уточняем куда она попадет, если через нее провести вертикаль. Обращаем внимание как оси головы относятся к осям плечевого пояса. «Привязываем» голову к плате.

5.Определение характера формы головы, установление основных пропорций и конструктивное построение объема.

Прежде чем приступить к конкретному анализу изображаемой формы, следует определить какое из основных геометрических тел - шар, куб, конус - она напоминает.

Рассматривая голову Антиноя, мы замечаем, что она шире всего в височной части, а к низу она сужается (конус вершиной вниз). Голова Софокла за счет густой бороды (ширина ее на всем протяжении примерно одинакова) напоминает параллелепипед. Выяснив характер основного объема, следует четко определить его в пространстве листа с учетом перспективных сокращений формы и внести соответствующие изменения в свой рисунок.

На этой стадии происходит знакомство с особенностями конструктивного строения формы человеческой головы.

Знание конструктивной схемы помогает учащимся правильно передавать в рисунке объем и положение головы в пространстве, рисовать сознательно, без пассивного копирования натуры.

Построение по композиционному наброску:

1. Уточняем серединную линию.

2. Проводим оси через опорные точки головы: лобные бугры, слезники глаз, верхний край глазниц, наружный угол орбиты глаза, передний верхний угол скуловой кости, основание носа, переднее нижнечелюстное окончание жевательного мускула, подбородок.

Проверяем симметричность этих парных точек относительно средней линии с учетом перспективы и линии горизонта. Акцентируем их. Многие художники выделяют эти точки в своих портретах. Это усиливает конструктивность рисунка (К.Брюллов, Н.Фешин).

3. Проверяем наклон головы, сравнивая верхнюю часть глазницы с верхним краем уха, основание носа - с нижним краем уха. Проверяем лицевой угол.

Пространственное отношение черепно-мозговой части головы к лицевой определяется лицевым углом. Он находится с профиля пересечением двух осей - касательной оси, проведенной через надбровные дуги и местом соединения носа с верхней губой и горизонтальной, проходящей через ту же точку к слуховому отверстию. Определяем и переносим в рисунок типичный угол соединения: прямой, острый или тупой (см.схему).

4. Привязываем голову к плечевому поясу - из яремной ямки проводим вертикаль, смотрим куда она попадет относительно глаза.

5. Ищем 7-й шейный позвонок, проводим через него ось в яремную ямку и линию капюшонной мышцы. Проверяем крупные пропорциональные соотношения высоты и ширины головы и шеи. Проверяем пропорции.

6. Разбор формы по основным переломам плоскостей. Следующий важный этап работы - определение крупных планов - основных поверхностей, ограничивающих форму. Они характеризуют пространственно-конструктивную структуру головы. Конструктивное построение начинается с разграничения основных планов головы - фронтального и бокового.

Если представить голову как куб, то местоположение линии перелома названных граней укажет точный угол поворота модели по отношению к рисующему и к свету.

Граница «фаса» и «профиля» - фронтального и профильного положения с лицевой стороны проходит по опорным точкам головы: височным линиям лба, наружным краям глазниц, через передние верхний и нижний углы скуловых костей и по переднему краю собственно-жевательного мускула. Разграничив крупные планы, следует легким штрихом увести в тон теневую грань - большая форма головы сразу явится наглядно.

Все допущенные на данный момент ошибки могут быть исправлены. В очередной раз уточняем и поправляем набросок.

Полезно напомнить учащимся, что метод рисования формы по методу «обрубовки» был известен еще с эпохи Возрождения Дюреру и Гольбейну. Метод этот обошел все европейские академии и получил дальнейшее развитие в педагогической практике А.Ашбе и Д.Н.Кардовского, который и дал ему это название. В основе работы по методу «обрубовки» лежит сведение сложных форм (например, формы человеческой головы и лица) к простым геометрическим формам. Этот метод позволяет конструктивно связать большую форму головы с ее более мелкими деталями, правильно передать их взаимные пропорциональные соотношения и ракурсы. «Огрубляя форму», сводим ее к сочетанию плоских граней, и в результате их пересечений получаем основные конструктивные линии, которые помогают точнее определить положение формы в пространстве, легко сравнивать и работать парными формами, выявлять перспективное сокращение деталей относительно средней линии. Овладев этим методом, ученик начинает в ходе работы рассуждать, а не копировать). Построение конструктивных линий по горизонтальным направлениям известен учащимся на примере построения цилиндров в натюрмортах (горшки, чашки и т.п.) относительно линии горизонта. Чем выше располагается глаз рисующего, относительно изображаемой плоскости, тем она больше приближается к кругу. Нижняя сторона окружности становится все более выпуклой. И соответственно, верхняя плоскость цилиндра - «приближается» к тому, что бы стать линией на уровне глаз рисующего. Если модель находится на уровне глаз рисующего, все конструктивные горизонтальные линии становятся прямыми горизонтальными. Если выше - становятся видны площадочки надбровья, плоскость основания носа и нижняя часть «балкон» подбородка. Метод упрощения - «обрубовка» - вспомогательный дидактический прием, способствующий грамотному конструктивному построению.

Ученик, приученный мыслить большими формами, всегда будет ощущать конструктивные линии только как вспомогательные, рисовать парные формы, не забывая об основных пропорциях.

При построении и проработке верхней части головы сперва следует наметить верхний край черепа и края теменных костей, затем найти место лобных бугров, надбровные дуги и височные линии. Височные линии разграничивают переднюю и боковую плоскость головы, выявляют форму и рамер лба, служат переходом от теменной области к височной впадине.

Продолжая следить за средней линией, от переносицы устанавливаем место неправильной пирамиды носа. Она разделяет вставленные в глубокие ниши под «фронтоном» лба глазницы и шары глазных яблок.



6. Определение главного и второстепенного.

В любом произведении есть главное и второстепенное. Необходимо соподчинить детали по степени значимости и по степени сделанности. Если все детали будут выполнены равноценно, рисунок будет казаться дробным и незавершенным. Глядя на эскиз, определяем главное и второстепенное. Последовательность: глаза - нос - рот и подбородок - лоб - переломы формы по границам плоскостей.



  1. Рисование частей головы и соподчинение их большой форме (пластическое моделирование формы).

Переходим к рисованию деталей головы плавно, постепенно и почти незаметно «от общего» конструктивного анализа большой формы. Местоположение каждой детали необходимо постоянно проверять относительно главного объема (относительно средней линии), и относительно соседних парных изображаемых форм.

Так, устанавливая и проверяя границы глазничных впадин, затем место и величину носа, нужно тут же соотносить границы его боковых граней со слезниками, скуловыми костями, местоположением ушной раковины и углов рта, каждый раз проверяя перспективное соотношение всех этих точек со средней линией.

Прорисовку деталей начинаем с границы светотени. Затем работаем «в свету».

Тени делаем плоскими, прорабатываем их меньше.

Граница света проходит по основным переломам плоскостей. Изменяется положение плоскости - изменяется ее освещенность, изменяется касание на переломе двух плоскостей.

Разбирая касание на границе света и тени, мы создаем иллюзию объема. При помощи контрастов «вытягиваем» форму на зрителя, смягчая их, удаляем в глубину.

Проработав границу светотени, разбираем форму «в свету». Полутона имеют свои границы, как и тень. Они проходят через границы плоскостей и имеют свои касания.

Последовательность сначала - тень, потом - свет не позволяет нарушать тональные отношения.

Все «света» находятся в полутоне, блики могут быть только на вершинах и впадинах, где встречаются 3 или 4 плоскости.

Для моделировки деталей используем более твердые карандаши, чем в наброске. Для границы светотени - В, 2В. В свету - Н, 2Н.

Глаза. Перед проработкой детали желательно посмотреть на голову в целом, уточнить характер модели, ее пропорции, определить какую эмоциональную нагрузку несет деталь (глаза веселые, грустные, задумчивые и т.д.). Потом, учитывая замысел, заниматься моделировкой.

Устанавливаем границы глазных впадин:

- верхний обвод глазницы, образованный нижним краем лобной кости, проходит чуть ниже надбровной дуги.

- боковой - по скуловому отростку лобной кости и верхнему краю височной.

- нижний край глазницы, проходящий по глазничному краю верхней челюсти, конструктивного значения не имеет и изображается более легко, т.к. он обычно находится на свету.

Глазное яблоко располагается в глазничной впадине и предстает нам лишь незначительно выпуклым (несмотря на свою сферическую форму). Изображение глаза начинаем с определения внешних и внутренних уголков их на горизонтальной линии.

Затем находим направление разреза глаз.

Длина глаза устанавливается путем сравнения с шириной основания носа. Найдя размер глаза по горизонтали, обозначаем положение верхнего века и уточняем положение внутренних глазных углов, мысленно проводя вертикальную (или вертикальные) линию от них до боковых краев ноздрей. Важно помнить, что расстояние между глазами обычно равно глазу.

Передавая характер линии век, следим за толщиной век и их перспективным сокращением. Особое внимание сосредотачиваем на линии соприкосновения верхнего века с глазом, которая подчеркивает его округлую форму. Затем намечаем слезник и толщину века.

Прорабатывая глаза, акцентируем слезники и наружные края глаз. Часто встречающаяся ошибка: отсутствует тональное погружение глазницы (см. схему).

Нос. Выявляя форму носа, уясняем себе его характер: нос прямой, с горбинкой, курносый- это зависит от строения носовых костей и хряща.

Вслед за определением места глазниц, находится место и размер боковых граней и крыльев носа. Ширина носа сразу сопоставляется с расстоянием между уголками рта, шириной нижней губы, нижним краем подбородка, положением и размером скуловых дуг и, наконец, общей формы нижней челюсти. Очень важно показать толщину ноздрей.

Моделировку носа также начинаем с уточнения характера и пропорций. Нос - сложная форма, состоящая из большого количества плоскостей, которые располагаются под углом к лучу нашего зрения. Они всегда находятся в полутоне.

Нос, как и глаза, имеет на лице свой силуэт. С него начинаем уточнение. Конструкция носов остается постоянной, меняются только типы и пропорции.

Сначала работаем на границе светотени, потом в свету. Акцентируем основание носа. Прорисовывая самую выступающую часть лица - нос, нужно сравнить спинку и кончик носа, освещенные прямым светом, с уходящими в полутон и тень боковыми поверхностями и контрастной нижней плоскостью носа, на которую прямой свет не попадает. Под носом, как правило, образуется падающая тень, а на теневых формах кончика и крыльев носа появляются рефлексы - отраженный свет. Следует найти и самое яркое место на освещенной поверхности носа - блик.

Частая ошибка- тень на кончике носа.

На нижней плоскости носа всегда есть рефлекс от верхней губы (см. схему).

Рот и подбородок. Расстояние от линии рта до основания носа обычно меньше, чем от линии рта до подбородка. Начинаем с уточнения силуэта губ, проверяем их расположение в пятне лица, проверяем пропорции подбородка.

Над верхней губой в центре находится углубленная борозда- фильтр. На верхней губе различают три части формы: выступающий бугорок и два боковых тела. При изображении губ обычно акцентируют их уголки и разрез рта.

Верхняя губа состоит из двух плоскостей - одна смотрит вверх, другая - вниз. В местах их соединения образуется жесткое касание, резко ломается форма и по перелому идет самое светлое место. (Частая ошибка- эта граница обводится линией, одинаковой по тону с линией разреза рта. От этого форма губ нарушается и они выглядят «вырезанными» и плоскими).

Нижняя губа состоит из 4-х плоскостей. Блик на нижней губе появляется при встрече 3-х плоскостей, используя этот контраст, «вытягиваем» форму на зрителя. Под нижней губой находится борозда, отделяющая ее от подбородка.

Поиск пропорциональных соотношений этих элементов рта должен предшествовать членению формы по плоскостям. Светотень распределяется на поверхностях верхней и нижней губ контрастно, как правило, нижняя губа освещена больше, чем верхняя.

Подбородок имеет верхнюю, нижнюю и боковые плоскости.

Обращаем внимание на соединение нижней губы и подбородка.

Последовательность разбора форм прежняя: сначала работаем по границе светотени, потом «в свету».

Угол нижней челюсти всегда акцентируется.

Ошибка: одинаковая обводка губ по силуэту (см.схему).

Лоб и волосы. Активно освещенный лоб, как правило, кажется плоским, хотя он состоит из достаточно большого количества плоскостей. У женских моделей лобные бугры не так явно выражены, как у мужских, но в рисунке они должны прочитываться.

Особое внимание следует обратить на соединение фронтальной плоскости лба с верхней и боковой плоскостью. Ищем акценты, при помощи которых мы сможем «вытянуть» эти переломы большой формы на зрителя.

Разбираем касания пятна волос с пятном лица. Волосы лежат на разных плоскостях, поэтому здесь тот же закон - меняется плоскость, меняется касание.

Затем разбираем форму по силуэту. Силуэт волос повторяет плоскости, на которых они лежат, даже если волосы уложены в пышную прическу.

Рисуя завитки волос, стараться показать, как они лежат на поверхности, начиная с общего направления. С изменением плоскости меняется касание к фону. Там где граница света встречается с фоном, всегда бывает активное касание. Следим, чтобы силуэт не был активнее переднего плана (см. схему).

Ошибка: блик расположен не на лобном бугре, а «расползается» на лежащие рядом плоскости. Отсутствует разбор формы на силуэте головы.

Ухо. В большей степени, чем другие части головы, отличается разнообразием форм, так как образовано рельефно расположенными хрящами. Овал ушной раковины имеет ось, проходящую параллельно носу или восходящей ветви нижней челюсти. Обычно, высота уха в два раза больше его ширины.

Наружный край уха носит название завитка. Внутри его проходит раздваивающийся кверху противозавиток. Перед слуховым отверстием помещаются разделенные вырезкой выступы - козелок и лежащий позади слухового отверстия - противокозелок.

Нижняя часть ушной раковины - мочка образована тонкими пластинами хрящей.

Форму уха разбираем по классическим образцам, эти знания переносим и в рисование живой натуры (см.схему).

Начинать рисунок уха следует с установки общих пропорций овала ушной раковины. Затем, наметив движение завитка и противозавитка, соизмеряя и сравнивая большие детали, приступаем к прорисовке детали.

Низ уха крепится к голове не у края челюсти, а немного выше.

Мочка уха, свисая, часто перекрывает своей передней частью край нижней челюсти.

Вставка шеи в плечевой пояс. Большое значение имеет вставка шеи в плечевой пояс, т.е. граница, где соединяется цилиндр шеи с плоскостью, образованной ключицами и капюшонной мышцей. При обнаженной шее эта граница обозначается акцентами, образованными тональной вибрацией мышц и сухожилий (если в живой натуре шея прикрыта одеждой, то обязательно складки на воротнике обозначат эту вставку).

И на данном этапе карандашные линии должны наноситься легко, без нажима.

Тени на уходящих в глубину плоскостях даются условно, не в полную силу. В тон уводятся боковые части лба, височные впадины, скулы, шея. Тоном определяется место и размеры общей массы волос, а также бороды и усов, если они имеются. Столь же легко намечаются тени, падающие от выступающих деталей - носа, верхней и нижней губ, верхнего края глазничных впадин.

Обобщение. Завершающий этап.

Обобщение, восстановление тональных отношений, соподчинение деталей. В конце работы возвращаемся к целостному восприятию рисунка и модели. Восстанавливаем тональные отношения, которые часто сбиваются в процессе прорисовки деталей. Чтобы добиться цельности и завершения рисунка, возвращаемся к главным деталям и более внимательно их прорабатываем. Четкий анализ того, под каким углом к источнику света и на каком расстоянии располагается рассматриваемая плоскость (ближе - дальше), что темнее, что светлее и во сколько раз, сравнение попарно сперва основных планов головы, затем переходя ко все более мелким плоскостям и деталям. Внимательно вглядываясь в гипсовую модель, нетрудно заметить, что даже самые темные тени на ней в действительности являются прозрачными - это легко проверить, сравнив гипсовую натуру, например, с черным бархатом.

Начинать проработку теней следует с самых темных мест, включая затем все более светлые места и, постепенно усиливая общую тональность рисунка, достигать наблюдаемого в натуре контраста. Абсолютно белыми останутся только блики. Даже на первый взгляд совершенно светлые места (лоб, скулы, и т.д.) при более внимательном рассмотрении окажутся включенными в сложную систему полутонов, которая в целом и образует большой свет на основной форме головы. Следует учитывать так же воздушную перспективу - контраст света и тени на удаленных частях головы скрадывается. Следить за фоновым соотношением света и рефлексов (часто учащиеся делают рефлекс в одну силу со светом).

Цельность рисунка, это прежде всего единство тонального решения. Следует ослабить дальние планы и погасить рефлексы, сравнив их с полутоном.

На заключительном этапе нужно поставить работу рядом с натурой и сравнить их, глядя прищурившись на свой рисунок и на натуру попеременно.

























Список литературы:

  1. Барчаи Ене «Анатомия человека»,изд-во Эксмо,2007

  2. В.Бабияк «Русский учебный рисунок», Гиппократ, 2004

  3. Гофрид Баммес «Художественная пластическая анатомия человека», Дрезден,1988

  4. Н.Г.Ли «Основы учебного академического рисунка. Учебник» М, Изд-во Эксмо, 2006

  5. В.А.Могилевцев «Основы рисунка. Учебное пособие», С-Пб,АРТИНДЕКС,2007

  6. А.Л.Королев «Методика преподавания учебного рисунка

  7. Ю.М. Кирцер Рисунок и живопись.Издание пятое стереотипное, М, «Высшая школа»,2003

  8. Методические рекомендации по выполнению экзаменационного задания по рисунку и живописи для поступающих на факультет изобразительного искусства РГПУ им. Герцена, С-Пб,2014

  9. Роберт Беверли Хейл «Уроки рисования от великих мастеров», М,Эксмо, 2005

  10. Пять стадий работы над рисунком с натуры гипсовой головы античной скульптуры. Презентация. рpt - online.org - 1024 768











 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал