- Учителю
- Конспект урока по скульптуре в 3 классе художественного отделения тема Композиция в рельефе « Реставрация храма»
Конспект урока по скульптуре в 3 классе художественного отделения тема Композиция в рельефе « Реставрация храма»
</ конспект урока
Педагог Кондакова Надежда Васильевна
Преподаватель первой категории МБОУДОД «ДШИ с. Селты» (ФИО)___________________________________________________________________________________________
Предмет_скульптура________________________________________________
Класс_3 класс
Тема урока ____ композиция в рельефе на тему «Реставрация храма»
-
Содержание
Цель урока
Выполнить рельеф на тему «Реставрация храма»
Передать эмоциональное настроение композиции.
Задачи урока
-Научить анализировать изображаемый архитектурный исторический объект, т.е на основе каких геометрических форм выстраивается конструкция архитектурного сооружения(формообразование);
-закрепить знания и умения, полученные на предыдущих занятиях во время работы над рельефом в скульптуре, и знания, полученные на уроках истории искусств;
-развивать и совершенствовать пластические навыки учащихся на основе изображения архитектурных объектов в рельефе. Развивать фантазию учащихся;
- воспитывать чувство любви к родному краю.
Методы и приемы реализации поставленных задач
Во время урока используется рассказ учителя по теме «основные принципы изображения пейзажа в рельефе».
Используется наглядно-демонстрационный материал для закрепления темы и для лучшего трехмерного восприятия объемных решений в рельефе.
Оборудование в классе и определенный свет помогают учащимся, во время самостоятельной работы,добитьсябольшей выразительности, при выполнении самой композиции.
Для выполнения задач по эмоциональному настроению композиции , учащиеся пользуются знаниями полученными на уроках композиции. Поэтому, на уроке внимание на этот вопрос уделяется во время самостоятельной работы учащихся, индивидуально каждому ученику.
Ход занятия по этапам работы
Этапы работы
Содержание этапа
1 этап
Организационный момент
Мобилизующее начало урока:
- проверка готовности учащихся к уроку
(Инструменты и материалы:
Глина……Циркули, линейки, стеки, губки, тряпки,ножи, вода, тряпки, эскизы, фото и рисунки с изображением архитектурных объектов Селтинского района или Удмуртии)
- готовность учителя к уроку
(Оборудование мультимедиа, презентация по теме урока)
надпись на доске:
Характер формы
Пропорции
Сочетание планов и плоскостей
Сообщение темы и постановка цели урока:
Композиция в рельефе на тему «Реставрация храма».
Цель - выполнить рельеф на заданную тему и передать эмоциональное настроение.
2 этап
Опрос учащихся по заданному материалу
Повторение программы - закрепление знаний и умений, полученных на предыдущих занятиях во время работы над рельефом в скульптуре и теоретические знания, полученные на уроках истории искусств
Вспомним что такое рельеф?
(Рельеф -один из видов скульптуры, в котором все изображаемое создается с помощью объемов, выступающих над плоскостью фона.)
Когда появился рельеф?
В истории искусств рельефное изображение стало встречаться уже в первобытном искусстве, в древнем искусстве.(Египет,Шумеры, Индия. Китай и т.д). Особое развитие получило в Древней Греции и в эпоху Возрождения
Что обычно служит объектом изображения на рельефе?
Животные и человек
Слайды № 4-7
Изображение пейзажа встречается довольно часто , но оно не является главным в рельефе.(Рельеф из ТемпьоМалатестиано; Рудолф фон Вейер Рельеф «Сафо»; Андреа Пизано; Донателло; Федот Шубин)
Слайды № 11-20
В современном искусстве рельефное изображение пейзажа можно увидеть…. и довольно часто (Виктор Петрович Дубовик; оформление фасадов и интерьеров).
3 этап
Изучение нового учебного материала.
Сегодня наша цель изобразить архитектурный исторический объект на плоскости рельефа, развивать и совершенствовать пластические навыки.
При работе над изображением архитектурного объекта мы должны обратить внимание на надпись на доске:
• Характер формы
• Пропорции
• Сочетание планов и плоскостей
Характер формы.
Что это значит?(Формообразование) Давайте проведем анализ формы храма .
- разберем на основные элементы формообразования ( примеры с трехмерным изображением храма)Слайды №22-24
- разберём конструкцию храма (план) ,крестовокупольный, базиликальный, смешанный тип.Слайды №25-28
-
Пропорции
Каждый храм уникален и неповторим. Чтобы как можно точнее передать архитектурные особенности храма, нужно тщательно изучать пропорции. Что же такое пропорции?
Пропорции это соотношение размеров или величин.
Слайды №29
Посмотрите на слайд и обратите внимание, как меняется конструкция храма, если пропорции вытянутые или приплющенные. Образ храма меняется до неузнаваемости
Как же схватывать пропорции?
Лучше всего, если вы в состоянии это делать на глаз . Это возможно , если глаз ваш острый.
И вы безо всяких измерений сразу можете схватывать верные соотношения. Такая особенность человека,верно, видеть на глаз расстояния и размеры называется «глазомером».
Как правило, в изобразительном искусстве настоящий глазомер развивается как следствие постоянной работы с натуры.
В этом скульптору, как и любому художнику, помогают постоянные упражнения в рисунке. И обучение скульптуре без серьезных занятий рисунком, мягко говоря, малопродуктивно.
Но какой бы не был сильный глазомер. И он может подвести, когда художник устает. Поэтому и в период обучения и когда человек становится мастером, всегда нужно быть внимательным. Для проверки своего глазомера служат измерения. Вы, во время своей работы, можете воспользоваться циркулями и линейками
Сочетание планов и плоскостей
Слайд №30
• Ближе предмет(объект) - выше выступает над плоскостью плинта; Дальше объект - ниже (глубже) относительно плоскости плинта.
• Выявленный передний план
• Крупные элементы композиции
• Свет носит решающее значение в восприятии рельефа, необходимо выявлять плоскости перпендикулярные источнику света
За счет контрастности светотеневой моделировки и пластического решения объемов , предметы выступают на передний и отступают на дальний планы.
4 этап
Закрепление учебного материала,
Сегодня наша цель
-
изобразить архитектурный исторический объект на плоскости рельефа и,….. самое сложное, придать эмоциональное настроение композиции.Слайд №31
-
Продемонстрировать умение работать над композицией в рельефе, уделяя особое внимание распределению планов, пластической и динамической выразительности, ритму, роли фона.
Самостоятельная работа учащихся. Во время работы учащихся преподаватель контролирует работу и на начальном этапе вводит корректировки.
Способами проверки ожидаемых результатов на уроке является текущий контрольна уроке.
Критерии, позволяющие определить степень усвоения учащимися нового учебного материала:
-
Умение подготовить опорную плоскость (плинт)
-
Умение передавать строение, пропорции, изменения рельефа и формы несложного архитектурного объекта
-
Умение стилизовать предметы
-
Умение работать по памяти
-
Умение выбирать конкретный сюжет, использовать вспомогательный документальный материал, работать над эскизами
-
Передача в работе характера события, эпохи, пластически организовывать объемно-пространственную композицию
Оценка «5» ставится при наличии первых 6 пунктов критериев. Оценка «4» ставится при наличии 1-5 пунктов критериев. Оценка «3» ставится при наличии любых 4 пунктов критериев. Оценка «2» ставится при невыполнении 5 пунктов критериев.
Одним из способов проверки ожидаемых результатов может стать участие лучших работ в конкурсах и выставкахСлайды №33-43
5 этап
Задание на дом,
.
Следующий урок скульптуры будет проведен на тему: композиция в рельефе «Моя семья». Для успешного выполнения задания необходимо провести поиск композиционного решения в эскизе к предстоящей работе, поэтому всем учащимся нужно:
1) Подготовить и принести несколько вариантов эскизов на тему «Моя семья». При выполнении эскиза постараться передать эмоциональное настроение композиции (радость, грусть, веселье, умиротворенность, спокойствие, заботливость ит.д.)
2) Принести наброски, фотоматериалы, зарисовки на заданную тему.
3)
При подготовке всех материалов к уроку будут дополнительно поставлены оценки
Анализ результатов урока
САМОАНАЛИЗ
. Основанием выбора данной темы стало то, что школа сельская и природа окружающая нас вдохновляет на новые решения. Селтинский район имеет несколько архитектурных памятников, поэтому изучение архитектуры родного края стало актуальным и на уроках скульптуры. Урок проводится по программе в 3 классе, после пленэра.
Урок связан с предыдущими уроками, например, в программе 2 класса есть урок на тему «Мое село родное», где учащиеся освоили основы изображения пространства в пейзаже.
Также урок связан с уроками истории искусства(3класс. Русское искусство. Архитектура) и композиции ( ритм, линия)
Урок работает на последующие уроки, помогает учащимся освоить архитектонику храмов и соборов, помогает пространственно видеть объекты, что помогает учащимся на уроках рисунка.
Были учтены при подготовке к уроку программные требования, образовательные стандарты, стратегии развития школы.
Выводы из урока сделала следующие-на следующий год дать возможность учащимся выбрать материал (пластилин, гипс, глина)
Более тщательно посидеть с эскизами ( работы получились однотипные)
Работы учащихся были участниками выставки в стенах школы и здании православного храма в с. Селты
В заключении хочу сказать, что данная тема востребована в творческом развитии детей, развивает у них творчество, учит находить
нестандартные решения. Уводит от шаблонности, создает ситуацию успеха у всех учащихся.)
-
Список литературы:
-
Голубкина А. Несколько слов о ремесле скульптора .-М. 1963
-
Школа изобразительного искусства. Сб. В 9-ти т вып. М.1960-1963
-
Юному художнику . Практическое руководство по изобразительному искусству. Раздел : «Скульптура» - М. 1963
-
Аркид.Д. Образы скульптуры. М.; 1961
-
Скульптор Гизбург И.Л..; 1964
-
Савицкий С. Работа с глиной, гипсом и папье-маше
-
Сластение В.А.., Подымова Л.С. Педагогика. Иновационная деятельность. -М., 1997
-
Смирнова Е.О. Детская психология: учеб. Для студентов.-М .; 2003
-
Эльконин Д.Б. Детская психология.- М.; 1964
-
Конешева Н. Лепка в начальной школе.- М.; 1980
-
Боголюбов Н. Место и роль скульптуры в художественном воспитании детей.- М.;1973
-
Бабанский Ю.К. Педагогический процесс.- М.; 1989
-
Выготский А.С. Психология искусства.- М.; 1997
-
Логинова Г.П. Особенности обучения и психологического развития школьников 13-17 лет.-М.1988
-
Меерович М.И. Технология творческого мышления. - М.; 1989
-
Немцов Г. М. Искусство - школа формирования личности.- М .; 2004
-
Новиков А.М. Российское образование в новой эпохе.- М.; 2000
-
Огородникова Ю.А. Особенности воздействия искусства на человека.- м 1992