- Учителю
- Конкурс «Тенысымый, орсымый Ийяя2015» и «Сома тенысымый Нетая 2015»
Конкурс «Тенысымый, орсымый Ийяя2015» и «Сома тенысымый Нетая 2015»
28
Положение о проведении конкурса
«Тенысымый, орсымый Ийяя2015» и «Сома тенысымый Нетая 2015»
-
Общие положения.
1.1 Конкурс«Тенысымый, орсымый Ийяя 2015» и «Сома тенысымый Нетая 2015»это яркий праздник национальной красоты и таланта, который содействует развитию эстетического вкуса, демонстрирует творческий потенциал, фантазию, внутреннюю и внешнюю красоту каждого участника.
1.2Место и время проведения конкурса: школа-интернат с. Толька, 20 февраля 2015 г.
1.3. Организатором конкурса выступает «Толькинский краеведческий музей «Родники истории» им. И.В.Петровой»
2.ЦЕЛИ КОНКУРСА
2.1.Формирование у участников: активной жизненной позиции; позитивных жизненных установок (стремление к духовному и физическому совершенству, здоровый образ жизни, гармоничное развитие личности), основ национальной духовной культуры селькупов и высоких художественных потребностей; эстетического вкуса, стремление изучать селькупский язык.
2.2.Содействие гармоничному развитию личности;
2.3.Воспитание у подрастающего поколения художественного и эстетического вкуса, приобщение к национальной культуре
2.4.Организация досуга и отдыха школьников интерната;
2.5.Организация мероприятия, способного привлечь общественное внимание;
2.6.Создание условий для реализации культурно-досуговых инициатив учащихся и ее творческого развития, а также для раскрытия новых творческих возможностей в новом, не типичном для себя деле
2.7.Укрепление традиций проведения конкурса, прославляющих и возвышающих национальную культуру, красоту и одухотворенность
3. Задачи
3.1. Выявление талантливых детей и создание условий для самореализации и удовлетворения их духовных потребностей, развития инициатив и творческого потенциала.
3.2.Развитие у конкурсантов артистизм, умение создать свой имидж, умения держать себя на сцене и красиво двигаться, общаться со зрительской аудиторией.
3.3. Укрепление института семьи посредством организации совместного досуга детей и родителей.
4.Условия и сроки проведения конкурса:
.
4.1. Конкурс проводится для мальчиков и девочек 1-6 классов
5.КОНКУРСНЫЕ ИСПЫТАНИЯ
5.1. «Визитная карточка». (Каждый участник вместе с группой поддержки должен подготовить краткое выступление о себе на селькупском языке (в прозе или стихах, переделать песню, подготовить сценку, допускается любая форма представления, время выступления 2 мин.).
5.2. «Презентация таланта». (Индивидуальное выступление участников с номером в любом жанре3 минуты).. Фонограмма на СД или флэш носителе. Каждая участник должен продемонстрировать свои творческие способности. Участники могут петь, танцевать, показывать фокусы или акробатические номера, могут играть на музыкальных инструментах или декламировать стихи ( поощряется исполнение на селькупском языке)
Основное требование
-мастерское владение своим «талантом», неожиданность номера или роли конкурсанта в нем. Каждый участник может привлечь еще 2-х людей дляподготовки своего номера.
5.3.Конкурсанты будут участвовать в конкурсах по национальным видам спорта (броски аркана, прыжки через нарты, перетягивание, сбор «Ягод», приготовление национальных блюд)
5.4.Конкурс на лучшее знание селькупских сказок, поговорок
5.5.Конкурс на лучшее знание флоры и фауны родного края
6. Жюри
6.1 Жюри оценивает конкурсную программу каждого участника. Победитель в номинации определяется по сумме набранных очков, поставленных всеми членами жюри.
6.2. Оценка выступлений конкурсантов ведется на основе следующих критериев:
• коммуникабельность,
• внешние данные,
• творческие способности и таланты,
-
Знание селькупского языка, культуры
-
Знание флоры и фауны родного края
• сила, ловкость
• артистичность,
• музыкальность,
• фотогеничность,
• общее впечатление.
-
Умение представить себя на сцене.
-
Обаяние и артистичность.
-
Соответствие образа конкурсантов сценическому наряду и представленному номеру.
Фоторепортаж с конкурса
Участники конкурса
Организаторы конкурса:
руководитель музея Кушов З.Э.
активист музея ученица 11 класса Шульгина А.
</ Команда мальчиков: Каргачев Александр, Карсавин Геннадий, Каргачев Илья
Команда девочек: Каргачева Валерия, Куболева Снежана, Каргачева Александра, Куболева Кристина
Защита визитки
Интересно, есть над чем подумать…
В вихре танца…
Как же нам найти правильное решение…
Жюри внимательно следить за выступлениями…
Да, вот это задание….
Кто быстрее, ловчее…
Кто аккуратнее, ловчее и быстрее…
Ни кто не хочет проиграть…
Давай, Егор, ты лучший…
Надо показать природную сноровку..
Тише, есть проигравший…
Ах, как хочется выиграть…
Подведение итогов конкурса…
Нет проигравших, все получили награды…
Ура..! фото на память…
Закончен конкурс, все довольны…
Материалы
для проведения конкурса
Селькупские поговорки
О труде:
-
Хорошо выделаешь шкуру - одежда будет удобная. (Информант: Баякина А.А.)
-
За шишками рано полезешь - липким станешь, а вовремя достанешь - вкусного мяса поешь. (Информант: Калина М.А.)
-
Чем ловчее собака у охотника - тем больше добычи в доме. (Информант: Каргачёв Т.А.)
-
Если твой труд для людей равен количеству звёзд на небе, значит люди тебя уважают и помогут в трудную минуту. (Информант: Баякина А.А.)
О семье:
-
Если у мужчины жена рано встаёт - он счастливый. (Информант: Ирикова З.В.)
О воспитании:
-
В дальний путь потихоньку поедешь, первым на месте окажешься. (Информант: Каргачёва Ф.Г.)
-
Сам не поклонишься - заставят! (Информант: Баякина Л.Н.)
-
Посмеёшься над старым, сам старым станешь - тебя обсмеют. (Информант: Баякина А.А.)
-
Вечером сильно шуметь будешь - «хозяин леса» придёт и заберёт. (Информант: Баякина Г.В.)
-
Хорошая мать своих детей ночь не балует, а спать укладывает. (Информант:Каргачёва Ф.Г.)
-
Хвастаться добычей будешь - в следующий раз без неё вернёшься. (Информант: Каргачёв Т.А.)
-
Не смотри на красоту ореха, сверху он может быть созревшим, а внутри сырым. (Информант: Баякина А.А.)
Записал: Кулиш.А.С.
Селькупские загадки
1. Мокалкытый имакота
Тунты камтатымпа.
Тэп чаиым мушырыӄыӈыт
Тэп апсымы мушырыӄыӈыт. (Чипто)
Горбатая старуха
Наклонилась над огнем.
Она чай варит
И еду готовит. (Дуга над костром)
2. Конний кэт ӄонда
Ӱтын - мэшыӄа,
Таӈыт - ӄялтырыӄа,
Арат ӄонтыӄа өлчыӄа. ( Корӄы)
В холодную зиму спит,
Весной просыпается,
Летом гуляет,
Осенью спать ложится. (Медведь)
3. Кэт ӄондыка,
Ӱтын - мэшыӄа,
Кыпэмыя раӈкай сурыя,
Моӄал сяӄы мэттыя. (Щепяк)
Зимой спит,
Весной просыпается,
Маленький быстрый зверек,
На спине пять дорожек. (Бурундук)
4. Щиты моӄал,
Щиты моӄалты,
Коччи топылты,
Аща ӄялтырыӄа,
Тэпым өтä ӱкылӄа.
Две спины,
Две лыжи,
Много ног,
Не ходит,
Его везут. (Нарты)
Автор: Боякина Ольга Ивановна, п. Красноселькуп
1. Ӄай укыса челыӈка
Уккыр топытын ныӈкыӄа. (Аксыл)
Что носом рождается
И на одной ножке стоит? (Гриб)
2. Ӱткын ӱрса тэкымпыла
Конна танта.
В воде плавала,
А вышла из воды сухая. (Утка)
3. Ӄай сэры ольчика,
Сяӄын ӱрыӄа. (Сыры)
Что белым рождается,
А черным умирает? (Снег)
4. Тэп сэры нукыты,
Тэп сяӄы порый тальчиты. (Куры)
У него шубка белая,
А кончик хвоста черный. (Горностай)
5. Ӱтын патый,
Кураса селыӈка,
Арат няркы
Илла кӱка,
Тэтанты таймотка. (Пот чопы)
Весной зеленым рождается,
А осенью желтым умирает.
На землю рассыпается, ложится. (Листья)
6. Ӄай сыры,
Олаӄынты сяӄым мэчимпат? (Өтä)
Какой зверь на голове лес носит? (Олень)
7. Сэры тэтты конимпат,
Колпыт улӄа ампат,
Мерӄы кунымпа,
Кущаӄын экка? (Кэт)
Снег на полях,
Ветер гуляет,
Когда это бывает? (Зимой)
8. Ме челын ӱрыкомын
Ме лыпыӄын
Чёлӄыммынты. (Ӄищӄя)
Мы днём прячемся,
А ночью блестим. (Звёзды)
9. Кыпай кэсый
Укэй сырыя
Ынтайтыса пата,
Тальчимты урла
Мэттып пинтакомпат. (Мыка щекыса)
Маленький железный зверёк
Носом ныряет, хвост тащит,
След оставляет. (Игла с ниткой)
10. Ӄай сыры таӈыт сяӄы эӈа?
Кэт сэры эӈа. (Нёма)
Какой зверь летом серый,
А зимой белый? (Заяц)
Перевод: Кусамина Р.А.
МУ ЦНК Пуровский район.
Селькупские загадки
1. В лесу женщина в белой ягушке стоит. (Берёза)
2. Крылья есть - не летаю.
Ноги есть - не хожу.
В небо не смотрю,
Звёзд не считаю,
От людей убегаю. (Рыба)
3. Домик с дырочками,
Рыба туда попадает,
А обратно выйти не может. (Мордушка для ловли рыб)
4. По речной глади
Деревянная уточка скользит,
Крыльями о воду бьёт,
А взлететь не может. (Лодка)
Селькупские национальные игры
Сәтқы орқылпықа - Удержи шишку\
В игре могут принимать участие участники разного возраста, количество участников так же не имеет ограничений. Участники подбирают себе удобную и лёгкую кедровую шишку.
Игроки становились в круг, клали шишку на тыльную часть ладони и набивали, стараясь не уронить. Во время набивания шишки участники вторили слова:
Сәтқы, сәтқы
Аща нынтык алчықа,
Манн утыт алчықа.
Шишка, шишка
Не упади,
А в ладонь мне попади.
Выигрывает тот, кто дольше продержит шишку в движении. При этом правильно произнося все слова. По мере усложнения задания, темп и скорость произношения слов постепенно ускоряется.
Записал: Кулиш А.С. 2005г.
Селькупская национальная игра
Өтян таңкы - Олений мяч
Для этой игры изготавливают специальный мяч из кусочка оленьей шкуры, сердцевину мяча делают увесистой. Каждый из участников игры поочередно набивал мяч, стараясь не уронить его. Выигрывал тот, кто набивал больше.
Селькупские запреты по поведению в чуме.
В чуме строго соблюдали все обычаи, традиции: запрещалось ходить вокруг костра в чуме; с какой стороны вошёл - с той стороны и вышел; у входа встречались - обменяйтесь вещами.
Селькупские запреты
1. Запреты связанные с культом медведя.
1) Медведь - младший брат человека, относиться к нему необходимо как своему младшему брату.
2) Нельзя спать на медвежьей шкуре, будешь ленивым и сонным, как медведь зимой в берлоге.
3) Маленьким детям запрещается бегать и прыгать по медвежьей шкуре, так как потом дети будут страдать недержанием мочи.
(Информант: А.А. Баякина., Красноселькупский р-н., с. Толька.)
4) Запрещается вытряхивать (трясти) медвежью шкуру, когда сородичи находиться в пути, можно испортить погоду, тем самым вызвать пургу.
(Информант: З.В. Ирикова., Красноселькупский р-он., с. Толька.)
5) Мясо медведя разбирают по сегментам костей, не перерубая самой кости. Верхнюю часть едят женщины, а боковые мужчины, при этом издают звуки «Кр-р, кр-р», подражая крику ворон. Крик вороны символизирует диалог человека и медведя, где человек уверяет медведя, что это не он убил медведя и ест его мясо, а ворона.
(информант: Ф.Г. Каргачёва.,И.В. Киприна., Красноселькупский р-н., с. Толька.)
2. Запреты связанные с культом гагары.
1) Гагара в шаманском культе является главным духом-помощником шамана после родовых духов-помощников. По представлениям селькупов с помощью гагары шаман проникал в иные миры, когда гагара ныряла в воду - шаман попадал в нижний мир, а когда гагара взлетала высоко в небо - шаман попадал в верхние миры.
(Информант: А.А. Баякина., Красноселькупский р-он., с. Толька.)
2) Женщинам употреблять в пищу мясо гагары запрещено, так как потом женщина может родить ребёнка с физическими отклонениями «ноги будут как у гагары».
(Информант: Г.В. Баякина., Красноселькупский р-он., с. Толька.)
З) Слушать плач гагары - к беде, человек слушавший плач гагары считается заколдованным.
(Информант: Л.Н. Баякина., Красноселькупский р-он., с. Ратта.)
4) Убивать гагару к плохому. Старые люди говорили, что человек убивший гагару, лишает свой род духа-помощника, особенно когда гагара являлась родовым тотемом.
(Информант: А.М. Калина., Красноселькупский р-н., с. Кики-Акки.)
3. Запреты, связанные с культом зайца - беляка
1) Пожилые и медлительные люди употребляют т в пищу только брюшную часть и сердце зайца, чтобы быть шустрым и резвым, а молодежь употребляет в пищу ноги для того, чтобы быть быстрым и ловким.
Обработка: Кулиш А.С. 2007г.
Селькупские запреты
Мясо гагары.
Селькупы не употребляли в пищу мясо гагары. Лишь изредка убивали гагару только для изготовления женских сумочек, а если и ели мясо, то только мужчины и дети. Женщине запрещалось есть мясо гагары, так как потом её будущие дети могли появиться на свет с дефектом как сама гагара, которая не умела ходить, лишь ползала при передвижении по земле.
Мясо зайца.
При употреблении в пищу мяса зайца, селькупы ели его не полностью. По представлениям селькупов ноги и передние лапы ели дети, чтобы быть быстрыми и ловкими, а сердце и задние лапы ели старики, чтобы в старости быть шустрыми.
Во время приготовления пищи, женщина не имела права кормить детей и мужа ещё не готовой едой, так как считалось что дети и её муж потом «всю жизнь будут голодными». Так же после еды нельзя было доедать еду до последней крошки и облизывать пальцы, селькупы считали, что духи рассердятся и накажут людей за их жадность.
Сердце, почки или печень.
Когда разделывали сердце, почки или печень крупных животных запрещалось прокалывать их ножом, лишь резать. В противном случае у человека, нарушившего запрет, потом могли заболеть те органы. При употреблении в пищу органов парного вида глаза, уши, лёгкие и т.д. необходимо было съесть оба органа либо при больших размерах съесть два кусочка с обоих органов.
Мясо рыбы.
Селькупы в летний период времени употребляли в пищу мясо рыбы, после того как рыба была съедена главную кость - позвоночник, необходимо было переломить на две или более частей, «чтобы рыба из сетей хозяина не ушла».
Находясь на священном озере, селькупы не пили воду из ладоней или железной посуды, для этого специально изготавливали берестяной ковш и пили из него. По мифологическим представлениям считалось, что дух, обитающий в этом озере, мог рассердиться от такого обращения. Ладони являлись для него не чистыми, а метал причиняющим боль.
Национальная кухня Селькупов
Селькупы ели мясо и рыбу. Поскольку они вели кочевой образ жизни, заготовка запасов на длительный период им не была свойственна. Мясо употребляли в основном в зимний период. Мясо и рыбу ели в сыром виде, иногда слегка обжаривали или варили, но не признавали приправ.
С октября по май употребляли мясо дикого оленя, лося, медведя, чередуя его с мясом дичи. А с июня - рыбу. Запасы рыбной продукции - рыбная мука - порсы, рыбий жир, юкола.
Мясо изредка заготавливали на зиму в сушёном над огнём и вяленом на солнце виде. Для сушки сырое мясо - порый мэчи резали узкими полосками и развешивали на солнце между двумя деревьями на перекладинах, укреплённых на сучках, или над костром в чуме, нанизав на палки.
Употребляли в пищу и вареное мясо. Варили мясо недолго, чтобы сохранить сок и аромат. Варёное мясо ели, запивая прозрачным бульоном, налитым в кружки. Когда мясо вытаскивали из котла, оставшийся бульон заправляли мукой. Если при варке мяса в бульон подливали кровь, смешанную с мукой, получался густой кровяной суп, так же готовили суп из утки добавляя муку, в итоге получался густой наваристый суп - щипат кәнü.
Разрезанное на мелкие кусочки мясо обжаривали не до конца, палки с нанизанным мясом ставили на разном расстоянии от костра. Лакомством считались печень, головной и костный мозг, грудинка, язык, почки.
Зимой куски мяса замораживали.
Внутренности оленя полностью употребляли в пищу. Кишки очищали, промывали, выворачивали, наполняли мелко нарезанными кусочками мяса с салом или кровью и перевязывали на концах, затем варили или обжаривали целиком или кусками на костре. Так же обжаривали желудок.
Оленье молоко пили с чаем, заливали им ягоды - морошку, бруснику, чернику, голубику.
Боровую дичь ели в варенном и жареном виде.
Рыбу ели варёную и обжаренную на палках - чопсы. Способы нанизывания рыбы на палки зависели от размера рыбы. Большую рыбу потрошили, разрезали на кусочки и нанизывали на палку; рыбу средних размеров, очистив, насаживали вдоль позвоночника от горловины до хвоста, а мелкую рыбу по несколько штук нанизывали поперёк позвоночника.
Селькупы употребляли свежую рыбу в сыром виде.- чентай кэлы. Для этого острым ножом удаляли чешую, потрошили и делали надрез вдоль рёбер, отделяя куски рыбы от спинных костей, и чуть посолив, ели куски рыбы без костей.
Зимой ели строганину.- тущ Это свежая замороженная рыба, тонко наструганная острым ножом.
Икра - тыр самая ценная пища. Рыбью икру ели варёной и сырой. Варили её вместе с рыбой. Особенно вкусна икра карася. Икру и рыбьи потроха так называемой чёрной рыбы варили и смешивали с ягодами, и ели с рыбьим жиром. Икру белой рыбы ели в сыром виде.
Юкола - пирня, это древнейший способ заготовки рыбы без соли. Очищенную от чешуи рыбу кладут на разделочную доску головой к раздельщику.
Юколу хранили в берестяной посуде, рыбий жир - в берестяных туесках. Сушённую мелкую рыбу толкли в кедровой ступе специальным толчком - получалась рыбная мука. Её хранили в берестяных коробках. Зимой из рыбной муки варили суп, иногда смешивали её с рыбьим жиром и ели.
Весной собирали берёзовый сок. Летом выкапывали корни растений, оскабливали, высушивали, толкли. Заваривали, смешивали водой и употребляли в виде кашицы.
Зимой готовили варенье из голубики черники, морошки без сахара и хранили в берестяных коробках в лабазах. Черёмуху зимой толкли, а затем заливали рыбьим жиром. Первые кедровые шишки пекли в горячей золе, и ели вместе со скорлупой, потому что семечки были молочными. Пекли лепёшки из мяса рябчика и утки. Хлеб пекли в золе и на сковороде, тесто делали пресным. Готовили пресное тесто и делали из него тонкие лепёшки, чтобы лучше пропекались, их продырявливали в нескольких местах. Разгребали горячую золу в костре, клали лепёшку, а затем засыпали горячими углями. Когда лепёшка выпекалась, соскребали пригоревшие места, стряхивали и смывали золу водой и ели свежую, вкусную лепёшку.
Пили чай с оленьим молоком. Сушили для чая листья брусники и Иван-чая. Любимый напиток - настой берёзовой чаги высохшего в трещинах стволов берёзы .