7


  • Учителю
  • Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Искусство вокала

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Искусство вокала

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание: Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа "Искусство вокала" разработана в соответствии с новейшими требованиями, предъявляемыми к программам дополнительного образования.Программа рассчитана на детей возраст 10-16 лет, на пять лет обучения. Содержит
предварительный просмотр материала

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



Введение



В современных условиях социально-культурного развития общества главной задачей образования становится воспитание растущего человека как культурно исторического объекта, способного к творческому саморазвитию и самореализации. В концепции дополнительного образования, разработанной в Академии образования Российской Федерации, указывается, что в процессе гуманизации и гуманитаризации общеобразовательной школы и центров дополнительного образования дисциплины художественного цикла должны переместиться в центр изучения, так как обладают огромным, но невостребованным воспитательным потенциалом.

Об исключительных возможностях воздействия музыки на человека, на его чувства и душевное состояние говорилось во все времена. Сила этого воздействия во многом зависит от эмоциональной отзывчивости слушателя, его подготовленности к общению с настоящим искусством, от того насколько близка ему та или иная музыка. Приобщение к музыкальному искусству способствует воспитание нравственно-эстетических чувств, формированию взглядов, убеждений и духовных потребностей детей.

Воспитание вокальных навыков требует от детей постоянного внимания, а значит интереса и трудолюбия. Легкость обучения здесь только кажущаяся.

Пению, как любому виду искусств, необходимо учиться терпеливо и настойчиво. При этом необходимо обязательно помнить, что любое обучение не должно наносить ущерб духовному и физическому здоровью детей. Ведь для ребёнка обучение пению - это бесконечный путь развития и совершенствования своего голоса, певческой технологии, исполнительских возможностей, а через них - развитие и совершенствование своей личности.

Пение помогает личности развиваться, опираясь на основные моральные и нравственные критерии, понятия добра и зла. Такие качества как доброта, искренность, обаяние, открытость в сочетании с мастерством должны сопровождать маленького артиста всю жизнь.

Данная программа составлена с учётом нормативных требований к программам дополнительного образования, методических рекомендаций Министерства образования и науки Краснодарского края, Краснодарского краевого института дополнительного профессионального педагогического образования, Кафедры педагогики и дополнительного образования, на основе существующих федеральных программ по вокальной деятельности. Данная программа предназначена для занятий в вокальном ансамбле, где занятия проводятся в течение пяти лет с детьми, имеющими склонности к вокальной деятельности.



Настоящая программа обновлена с учетом требований современного дополнительного образования, с учетом развития науки, культуры, экономики, новейших технологий и социальной сферы.

Направленность программы дополнительного образования «Искусство вокала» объединения «Гармония» - художественная (вид деятельности вокально - досуговый).

Образовательная деятельность программы направлена на:

  • формирование и развитие творческих способностей учащихся;

  • удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в нравственном и интеллектуальном развитии;

  • обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, воспитания учащихся;

  • выявление, развитие и поддержку талантливых учащихся, а также лиц, проявивших выдающиеся способности;

  • профессиональную ориентацию учащихся;

  • на создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, профессионального самоопределения, социализацию и адаптацию учащихся к жизни в обществе;

  • формирование общей культуры учащихся;

  • удовлетворение иных образовательных потребностей и интересов учащихся, не противоречащих законодательству Российской Федерации, осуществляемых за пределами федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований.

Новизна программы заключается в создании условий для комплексного музыкально-образовательного развития творческой и познавательной деятельности детского объединения через приобщение к музыкальной культуре и искусству.

Актуальность программы в развитии музыкальных способностей обучающихся, приобщение их к музыкальной культуре, воспитание разносторонне развитой личности - все это определяет цели обучения. Содержание программы направлено на стремление доставить детям радость от общения с музыкальным искусством, позволить в песне реализовывать дарованные от рождения потребности играть, двигаться, придумывать, учиться чувствовать, реализовывать свою индивидуальность, быть востребованными и услышанными.

Программа дополнительного образования «Искусство вокала» органически включает в себя отдельные элементы творческого опыта педагогов, работающих в сфере детского ансамблево-хорового исполнительства - Г.А.Струве, В.В.Емельянова, Е. Попляновой и др.

Педагогическая целесообразность программы, в том, что при разработке настоящей дополнительной образовательной программы учитывалась специфика развития детского голоса, особенности возрастной физиологии и психологии. Весь педагогический процесс проникнут не только целями вокального и музыкального развития обучающихся, но и общими воспитательными задачами, позволяющими значительно расширить общеобразовательный круг детей.

В процессе занятий вокально-хоровым искусством не только формируются основные вокальные навыки, но также искореняются дефекты речи, развиваются лёгкие, артикуляционный аппарат, звуковысотный и гармонический слух, чистота интонирования, чувство ритма.

С первых занятий дети обучаются правильно стоять во время пения. Хорошая постановка корпуса и непринуждённое положение головы позволяют исправить детскую осанку и содействуют правильному функционированию дыхательной системы и общему здоровому развитию детского организма.

Вокальные упражнения способствуют также созданию координации слуха с голосом, развитию и укреплению музыкального слуха на ладовой основе, формированию вокально-технических навыков, развитию певческого дыхания, гибкости и подвижности голоса, выработке правильного произношения гласных и согласных звуков, воспитанию художественной выразительности исполнения различных вокальных произведений.

Цель программы - развитие у детей способностей к коллективному созданию художественно-исполнительского образа на основе интенсивной эмоционально-личностной вовлеченности в ансамблево-хоровое пение, воспитание творческой личности посредством приобщения к миру искусства.

Задачи программы:

Образовательные:

  • научить детей слушать друг друга;

  • обучать приёмам вокально-хоровой техники;

  • вырабатывать чистоту интонации;

  • познакомить с основами академического вокала;

  • обучать хорошей дикции и артикуляции;

  • обучать округлять гласные звуки;

  • познакомить с основами нотной грамоты;

  • обучать кантилене;

  • формировать ансамблевые навыки.

Развивающие:

  • развивать гармонический и мелодический слух.

  • развивать и укреплять певческое дыхание;

  • развивать певческий диапазон голоса;

  • развивать подвижность голоса;

  • развивать свободу артикуляционного аппарата;

  • развивать артистическую смелость;

  • развивать навыки многоголосного пения;

  • развивать смешанное голосообразование.





Воспитательные:

  • способствовать формированию воли, дисциплинированности;

  • воспитание хорошего музыкального вкуса;

  • воспитать интерес к певческой деятельности и к музыке в целом;

  • воспитание гражданских и общечеловеческих качеств;

  • расширение кругозора, способности к сопереживанию;

  • воспитание патриотических качеств, любви к Родине.



Цель 1-года обучения - Содействие развитию у юного вокалиста желания научиться петь в вокальном ансамбле.

Задачи:

Образовательные:

  • познакомить детей с устройством голосового аппарата;

  • обучать разным приёмам атаки звука;

  • вырабатывать чистоту интонации.

Развивающие:

  • прививать соблюдение певческой установки;

  • развивать и укреплять певческое дыхание;

  • развивать свободу артикуляционного аппарата и мышц от зажатости.

Воспитательные:

  • вовлекать детей в творческую деятельность и активное общение;

  • воспитывать гражданские и общечеловеческие качества;

  • прививать потребность в вокальной деятельности.

Цель 2-года обучения - создание условий для развития у юного вокалиста компетенции посредством освоения навыков вокальной техники и создание ситуации успеха в составе ансамбля.

Задачи:

Образовательные:

  • обучать детей грамотно петь вокальные упражнения;

  • прививать реакцию на дирижёрский жест;

  • формировать чувство лада.

Развивающие:

  • продолжать развивать и укреплять певческое дыхание;

  • развивать гармонический слух;

  • развивать чувство ритма.

Воспитательные:

  • воспитывать способность к сопереживанию посредством репертуара;

  • сознательное расширение своего багажа знаний.

  • воспитание хорошего музыкального вкуса



Цель 3-года обучения - знакомство с двухголосным исполнением, развитие смешанного голосообразования, воспитание музыкального вкуса.

Задачи:

Образовательные:

  • научить распознавать и петь интервалы;

  • обучать правильному формированию гласных звуков;

  • обучать упражнениям для хорошей подачи звука.

Развивающие:

  • развивать певческий диапазон;

  • развивать подвижность голоса;

  • развивать музыкальную память.

Воспитательные:

  • воспитывать терпение и толерантность.

  • способствовать развитию чувства коллектива;

  • воспитывать чувство ответственности за общее дело.

Цель 4-года обучения - совершенствование навыков двухголосного пения.

Задачи:

Образовательные:

  • совершенствовать навыки вокально-хоровой техники;

  • ознакомить с приёмами цепного дыхания.

Развивающие:

  • развивать навыки двухголосного исполнения;

  • развивать навыки цепного дыхания.

Воспитательные:

  • воспитывать гражданские и общечеловеческие качества.

  • поддерживать нравственные и патриотические качества личности детей.



Цель 5-года обучения - воспитание творческой личности, обладающей навыками коллективного исполнения.

Задачи:

Образовательные:

  • обучать исполнению без музыкального сопровождения;

  • познакомить с различными вокализами.

Развивающие:

  • развивать ансамблевые навыки;

  • оттачивать кантилену.

Воспитательные:

  • поощрять творческие подходы к поставленным задачам;

  • расширять кругозор и познавательные способности.





Отличительная особенность данной образовательной программы от уже существующих в том, что она универсальна и может быть применена как для работы с детьми, не владеющими музыкальной грамотой, так и с одарёнными детьми, имеющими музыкальную подготовку.

Программа предусматривает:

1. Три уровня обучения:

- ознакомительный - 1 год обучения;

- базовый - 2,3 год обучения;

- итоговый - 4,5 год обучения.

2. Обязательное наличие первоначального теста (прослушивания) при наборе воспитанников в объединение.

3. Изучение раздела «Музыкальная грамота» включает в себя следующие компоненты:

- теоретические сведения (ознакомить детей с теоретическими основами музыкального языка, используя игровой материал, представить их в доступном виде и связать с практической деятельностью);

- слуховой анализ (дифференциация элементов музыкального языка на слух).

Возраст детей, участвующих в реализации программы

Программа рассчитана на обучение детей 12 - 17 лет вокально-хоровому пению и пению в ансамбле. Для подростков важно самоутверждение, самореализация, общение (ведущий вид деятельности для старших подростков), успешность. Программа позволяет реализовать возрастные запросы личности подростков.

Сроки реализации программы

Реализация программы дополнительного образования «Искусство вокала» рассчитана на пять лет обучения. Первый год - работа над певческим дыханием, чистым интонированием. Второй год - над звукообразованием, двухголосием. Третий год обучения - выразительное исполнение, сценический образ. Четвёртый год - освоение трёхголосного пения, работа над ансамблем. Пятый - исполнительское мастерство, пение без музыкального сопровождения.

Формы и режим занятий

При выборе формы организации занятий стоит задача подать материал в привлекательной для обучающихся форме с целью формирования устойчивого интереса к предлагаемому виду деятельности. Занятия проводятся по расписанию. Каждое занятие начинается с разогрева голосового аппарата, выполнения распевок и вокальных упражнений, формирующих те или иные вокальные навыки, в зависимости отстоящих на данный момент задач. Выполнение дыхательных упражнений для укрепления диафрагмы с целью усиления подачи звука. Далее идёт работа над произведением от разбора до художественного оформления, поэтапно по плану. Занятие длится два академических часа, поэтому предусмотрен перерыв 10 минут, чтобы дети отдохнули. Далее идёт повторение пройденного материала с целью оттачивания исполнительского мастерства.

Формы работы:

  • групповые;

  • работа в парах;

  • работа в микрогруппах;

  • самостоятельная форма работы;

  • обучение в разновозрастных группах (разновозрастной ансамбль).

Наиболее успешно используются следующие методы:

  • формирования сознания личности: словесные, метод примера;

  • организации деятельности и формирования опыта общественного поведения: метод приучения, упражнения, создания воспитывающих ситуаций;

  • методы стимулирования поведения и деятельности: поощрения, наказания, метод создания ситуации успеха;

  • методы контроля, самоконтроля и самооценки: метод педагогического наблюдения, опросы, беседы, метод анализа результатов деятельности, метод создания ситуации для изучения поведения.

Программой предусмотрены занятия коллектива:

Первый год обучения - 2 раза в неделю по 2 часа - Всего за год 144. Последующие - 3 раза в неделю по 2 часа. Всего учебных часов в году - 216.

Репертуар предполагает пение с движениями, что в свою очередь способствует и мотивации к занятиям и общему оздоровлению организма. По итогам конкурсов предусмотрены поощрительные грамоты, дипломы.

В работе с ансамблем используется личностно-ориентированный подход в обучении. Социально-психологическая диагностика развития личности ребёнка осуществляется специалистом-психологом в динамике, т. е. на начало года, в середине, на конец года, а также сравнительная по годам обучения.



Ожидаемые результаты и способы определения их результативности



Устройство артикуляционного аппарата и гигиену голоса

Опрос

Терминологию вокального искусства в рамках программы

Тестирование

Правила поведения певца на сцене

Наблюдение

Основы нотной грамоты

Викторина

Правила работы с микрофоном

Наблюдение

По итогам обучения обучающиеся должны уметь:

Активно артикулировать, владеть хорошей дикцией

Наблюдение, анализ

Чисто интонировать

Слуховой анализ

Соблюдать певческую установку

Наблюдение, самоанализ

Правильно дышать, петь «на опоре»

Наблюдение, самоанализ

Уверенно двигаться на сцене

Наблюдение, видео

Пользоваться микрофоном

Наблюдение, видео

Выразительно исполнять произведения

Сравнительный анализ

Применять цепное дыхание

Наблюдение, самоанализ

«Держать партию»

Слуховой анализ

Петь без музыкального сопровождения

Слуховой анализ





Формы промежуточного контроля:

Отслеживание и анализ итогов конкурсных выступлений
Составление портфолио каждого ученика, творческие отчёты
Мониторинг расширения певческого диапазона
Проверка, построение сравнительной диаграммы

Психолого-педагогическая диагностика уровня общего развития

Сотрудничество с психологом

тестирование.



Формы подведения итоговВиды контроля

Формы

контроля

Знания, умения, навыки

Сроки

1 год обучения

Вводный

Контрольное

прослушивание



первичная диаграмма по певческому диапазону

Беседа

Диагностика певческого голоса: диапазон, слух, чувство ритма, сила голоса. Работа по выявлению естественного тембра, певческого диапазона.

Уровень музыкальной подготовки

Сентябрь

Текущий

Наблюдение

Работа по раскрепощению артикуляционного аппарата, знакомство с нотной грамотой, работа по организации певческого дыхания.

Октябрь -май

Текущий

Контрольные задания (распевки,

скороговорки)



Развитие слуха, музыкальной памяти, чувства ритма, умения вступать вовремя под аккомпанемент.

Развитие дикции, артикуляции, отработка атаки звука.

Сентябрь-

май

Текущий

Беседа, опрос

Знакомство с основами теории музыки

Ноябрь

Итоговый

Отчётный

концерт

Выразительность исполнения, чистота интонации, сценический образ

Май



2 год обучения

Вводный

Беседа

Охрана и гигиена голоса, правильное дыхание, приёмы артикуляции и дикции. Устройство голосового аппарата

Сентябрь





Текущий

Контрольное прослушивание





Работа над дыханием. Развитие смешанного голосообразования. Постановка двухголосного пения Выработка кантилены. Работа над развитием гармонического слуха Работа над единой манерой воспроизведения

гласных звуков.

Сентябрь-май

Итоговый

Отчётный

концерт

Выразительность исполнения, чистота интонации, сценический образ

Май

3 год обучения

Вводный





Беседа

Инструктаж по технике общей безопасности, безопасности на дорогах. Знакомство с расписанием и программой



Сентябрь



Текущий



Контрольное прослушивание, первичная диаграмма по диапазону.

Закрепление приёмов вокально-хоровой техники. Развитие двухголосного пения. Работа по округлению гласных звуков. Работа над расширением певческого диапазона. Выработка кантилены.

Сентябрь-май

Итоговый

Отчётный

концерт

Выразительность исполнения, чистота интонации, сценический образ

Май





4 год обучения

Вводный







Беседа

Инструктаж по технике общей безопасности, безопасности на дорогах, пожарной безопасности. Знакомство с расписанием и программой



Сентябрь

Текущий



Контрольное прослушивание, промежуточная диаграмма по диапазону, анализ выступлений

Совершенствование приёмов вокально-хоровой техники. Развитие многоголосного пения. Пение а' капелла. Выработка цепного дыхания. Работа по округлению гласных звуков. Работа над расширением певческого диапазона. Совершенствование кантилены.

Сентябрь-май

Итоговый

Отчётный

концерт

Выразительность исполнения, чистота интонации, сценический образ

Май



5 год обучения

Вводный

Беседа

Инструктаж по технике общей безопасности, безопасности на дорогах, пожарной и электробезопасности. Знакомство с расписанием и программой

Сентябрь



Текущий



Контрольное прослушивание, заключительная диаграмма по диапазону, анализ выступлений

Совершенствование и оттачивание приёмов вокально-хоровой техники, многоголосного пения, пения а' капелла, цепного дыхания, кантилены, выразительности. Работа по округлению гласных звуков. Работа над расширением певческого диапазона.

Сентябрь-май

Итоговый

Отчётный

концерт

Выразительность исполнения, чистота интонации, сценический образ

Май





Формы подведения итогов реализации программы
участие детей в хоровых конкурсах и фестивалях;
  • концерты на площадках города;

  • творческие встречи;

  • творческие отчеты объединения;

  • открытые занятия для родителей;

  • открытые занятия для педагогов.

Методы контроля:

  • систематическое наблюдение педагога за развитием обучающегося;

  • отслеживание результатов выступлений;

  • помощь педагога в составлении портфолио каждого ученика;

  • методы самоконтроля и самооценки:

  • метод педагогического наблюдения, опросы, беседы,

  • метод анализа результатов концертной деятельности.





Учебно-тематический план

(1-й год обучения)Перечень разделов, тем

Всего

часов

Теория

Прак-тика

1. Вводное занятие

2

2

-

2. Диагностика певческого голоса

2

-

2

3. Устройство голосового аппарата

2

2

-

4. Певческая установка

2

1

1

5. Основы нотной грамоты

4

2

2

6. Организация певческого дыхания

12

2

10

7. Атака звука

12

2

10

8. Интонирование, дикция и артикуляция

12

2

10

9.Раскрепощение артикуляционного аппарата

12

2

10

10.Основы теории музыки

4

2

2

11.Работа над произведениями

30

2

28

12.Работа в ансамбле

20

-

20

13. Художественная обработка произведений

30

2

28

Итого:

144

21

123



Содержание программы

Тема 1. Вводное занятие

Теория: Знакомство с детьми. Ознакомление учащихся с образовательной программой, расписанием. Беседа о правилах по технике безопасности и противопожарной безопасности.

Тема 2. Диагностика певческого голоса

Теория: Понятия тембра голоса, диапазона певческого голоса, тесситуры.

Практика: Определение диапазона и тембра голоса. Определение переходных нот. Тестирование на музыкальную память, чувство ритма, музыкальный слух.

Тема 3. Устройство голосового аппарата

Теория: Голосовой аппарат как звуковоспроизводящий инструмент и его составные части: верхнее нёбо, гортань, корень языка, маленький язычок, губы, зубы, щёки, подбородок, верхняя и нижняя челюсти. Голос певца, его высота, сила и продолжительность. Резонаторы грудные, головные. Обертоны. Гигиена голоса. Профилактика заболеваний.

Тема 4. Певческая установка

Теория: Положение спины, головы, рук, ног. Значение правильной постановки корпуса для исполнителя.

Практика: Ощущение мышечных поясов. Ассоциация с другими видами физической деятельности. Работа над опорой корпуса на прямые ноги.

Тема 5. Основы нотной грамоты.

Теория: Ноты и нотный стан, нотная строка, скрипичный ключ. Диапазон. Тональность. Лад. Такт. Размер 2/4, 3/4, 4/4.

Практика: Правописание музыкальных знаков. Освоение элементарных дирижёрских жестов.

Тема 6. Организация певческого дыхания.

Теория: Основные понятия. Опора звука. Диафрагма. Методы взятия дыхания. Момент начала дыхания. Экономный расход дыхания. Задержка дыхания. Понятие опоры звука.

Практика: Упражнения на развитие певческого дыхания. Работа по укреплению певческого дыхания. Вокальные упражнения на развитие певческого дыхания.

Тема 7. Атака звука.

Теория: Подача звука. Выбор атаки. Мягкая, твёрдая и придыхательная атака.

Практика: Вокальные упражнения. Фонетический метод работы над вялостью артикуляционного аппарата.

Тема 8. Интонирование. Дикция. Артикуляция

Теория: Основные понятия. Чистота интонирования. Правильное формирование звуков. Чёткость произношения слогов. Усиление и уменьшение силы звука. Эмоциональная окраска голоса.

Практика: Чистота интонации. Правильное формирование звуков. Изменение силы звука. Эмоциональная окраска звука. Скороговорки. Пение на одной ноте.

Тема 9. Раскрепощение артикуляционного аппарата

Теория: Способы освобождения от зажатости.

Практика: Контроль рукой подбородка и щеки. Вокальные спец. Упражнения.







Тема 10. Основы теории музыки

Теория: Лад. Ступени лада. Звукоряд. Инте Увалы. Устойчивые и неустойчивые ступени лада. Вводные звуки. Тоника. Интервалы. Тонические трезвучия.

Практика: Пение интервалов, гамм, тонических трезвучий с разрешением в тонику.

Тема 11. Работа над музыкальным произведением

Теория: Разбор произведения. Беседа по содержанию. Автор слов. Композитор. Темп, ритм, характер, смысл особенности произведения. (синкопа, сфорцандо, фермата, легкое стаккато, высокие или низкие звуки). Выразительность, динамические оттенки: p, f, ff, pp, mf, диминуэндо, крещендо.

Практика: Разучивание мелодии. Работа над чистотой интонации. Отработка снятия звука. Работа над динамикой. Проработка сложных мест в произведении.

Тема 12. Работа в ансамбле

Практика: Работа над чистым унисоном. Работа над ритмическим строем. Отработка дикционного строя. Интонационный строй. Динамический ансамбль. Выравнивание строя ансамбля.

Тема 13. Художественная обработка произведений

Теория: Выразительность. Динамические оттенки.

Практика: Выработка реакции на дирижёрский жест. Нюансировка произведений. Кульминация. Динамика. Работа над созданием художественного образа. Работа с микрофоном. Работа на сцене.



Учебно-тематический план

(2-й год обучения)Перечень разделов, тем

Всего

часов

Теория

Прак-тика

1. Вводное занятие

2

2

-

2. Работа над дыханием

12

2

10

3. Работа над дикцией и артикуляцией

12

2

10

4. Развитие смешанного голосообразования

12

2

10

5. Постановка двухголосного пения

30

2

28

6. Выработка кантилены

12

2

10

7. Работа с артикуляционным аппаратом

12

2

10

8. Работа над развитием гармонического слуха

12

2

10

9. Работа по округлению гласных звуков

12

2

10

10. Работа над музыкальными произведениями

80

2

78

11. Работа в ансамбле

20

2

18

Итого:

216

22

194



Содержание программы



Тема 1. Вводное занятие

Теория: Ознакомление детей с образовательной программой, расписанием. Беседа о правилах по технике безопасности и противопожарной безопасности.

Тема 2. Работа над дыханием

Теория: Основные понятия. Понятие вдоха. Понятие задержки дыхания. Понятие звуковоспроизведения. Непрерывное звучание нескольких фраз. Пение с напряжением передней брюшной стенки (опора).

Практика: Упражнения на развитие дыхательной системы. Вокальные упражнения, попевки с постепенным удлинением музыкальных фраз. Упражнение на опору.

Тема 3. Работа над дикцией и артикуляцией

Теория: Активизация полости рта. Согласная буква и последующий слог. Четкость проговаривания согласных звуков при напевности гласных.

Практика: Вокально - речевые упражнения. Скороговорки. Выразительное чтение текста в ритме музыки. Вокально-ритмические упражнения. Упражнения на пение отдельных звуков и аккордов на слоги «гри», «гро» и др.

Тема 4. Развитие смешанного голосообразования

Теория: Основные понятия. Значение регистров. Грудное и головное резонирование. Смешанное голосообразование.

Практика: Работа по сглаживанию регистров. Восходящие и нисходящие гаммы. Секвенции. Арпеджио.

Тема 5. Постановка двухголосного пения

Теория: Показ двухголосного пения и его анализ. Двухголосное пение как очередная ступень в системе вокально-хоровых навыков.

Практика: Интервалы. Пение интервалов. Чередование партий. Разучивание несложных двухголосных произведений. Пение несложных двухголосных произведений.

Тема 6. Выработка кантилены

Теория: Кантилена как основа пения. Самоконтроль и самоанализ.

Практика: Вокальные упражнения легато. Легато и стаккато. Чередование, сопоставление, контрасты. Пение закрытым ртом. Анализ исполнения.

Тема 7. Работа с артикуляционным аппаратом

Теория: Устройство голосового аппарата. Зажатость нижней челюсти.

Практика: Работа по системе В. Емельянова. Упражнения на расслабление нижней челюсти. Вокально-речевые упражнения. (Пение слогов «ма», «мэ», «ми», «мо», «му» и др. на разных звуках.)

Тема 8. Работа над развитием гармонического слуха

Теория: Основные понятия. Понятие гармонического слуха.

Практика: Интервалы. Заучивание интервалов. Определение интервалов на слух. Тренинг по нахождению звука из аккорда.

Тема 9. Формирование гласных звуков

Теория: Округление гласных звуков. Высокая позиция верхнего нёба. Пение на вдохе с ощущением полузевка.

Практика: Упражнения на округление гласных звуков. Пение на вдохе. Исправление плоского звучания. Исправление тусклого звучания. Исправление излишне открытого звука

Тема 10. Работа над музыкальными произведениями

Теория: Разбор произведения. Беседы по содержанию. Авторы слов и музыки. Темп, характер, настроение, смысл, особенности музыкального произведения. музыкального произведения. Выразительность, динамика, оттенки: p, f, ff, pp, mf, диминуэндо, крещендо. Нюансировка. Цезуры. Фермата. Сфорцандо. Кульминация. Завершение произведения.

Практика: Отработка мелодического рисунка. Разучивание произведения по партиям. Отработка дикции. Отработка вступлений. Отработка снятия звука. Динамические оттенки. Работа по созданию художественного образа.

Тема 11. Работа в ансамбле

Теория: Основные понятия. Ансамбль. Вертикальный, горизонтальный строй ансамбля.

Практика: Работа над ритмом. Работа над тембром. Работа над мелодичностью. Работа над интонацией. Работа над динамикой. Работа над дикцией. Отработка строя ансамбля.





Учебно-тематический план

(3-й год обучения)



Перечень разделов, тем

Всего

часов

Теория

Прак-тика

1. Вводное занятие

2

2

-

2. Закрепление приёмов вокально-хоровой техники (ВХТ)

40

2

42

3.Развитие двухголосного пения

16

2

10

4.Работа по округлению гласных звуков

12

2

10

5.Развитие смешанного голосообразования

12

2

10

6.Работа над расширением певческого диапазона

12

2

10

7.Выработка кантилены

12

2

10

8.Работа над музыкальными произведениями

80

2

78

9. Работа в ансамбле

30

-

30

Итого:

216

16

200









Содержание программы



Тема 1. Вводное занятие

Теория: Ознакомление детей с образовательной программой, расписанием. Беседа о правилах по технике безопасности на дорогах, противопожарной и электробезопасности.

Тема 2. Закрепление приёмов вокально-хоровой техники (ВХТ)

Теория: Основные понятия. Приёмы цепного дыхания. Каноны. Интервалы. Аккорды. Атака звука (твёрдая, мягкая и придыхательная атака). Смыкание связок. Резонаторы грудные и головные. Смешанное голосообразование. Артикуляция. Организация полости рта. Положение частей голосового аппарата при певческом дыхании. Высота позиции верхнего и нижнего нёба.

Практика: Вокальные упражнения стаккато, легато. Работа по округлению звуков. Упражнения на беглость и подвижность голоса. Работа над правильным звукообразованием. Работа над дикцией и артикуляцией. Работа по сглаживанию регистров - упражнения глиссандо. Упражнения на высокую позицию верхнего нёба: пение закрытым ртом. Упражнения на укрепление певческого дыхания -пение долгих звуков и распевки с постепенным удлинением музыкальных фраз.

Тема 3. Развитие двухголосного пения

Теория: Двухголосное пение как очередная ступень в системе вокально-хоровых навыков. Показ двухголосного пения и его анализ.

Практика: Пение интервалов. Терция (малая и большая). Кварта. Квинта. Октава. Секунда (малая и большая). Пение несложных двухголосных произведений. Интервалы. Аккорды. Смена голосовых партий.

Тема 4. Работа по округлению гласных звуков

Теория: «е» - «э», «и» - «ы», «а» - «о», округление гласных звуков, высокая позиция верхнего нёба.

Практика: вокальные упражнения.

Тема 5. Развитие смешанного голосообразования

Теория: Основные понятия. Значение регистров. Грудное и головное резонирование. Смешанное голосообразование. Нисходящие и восходящие гаммы и секвенции.

Практика: Упражнения на сглаживание регистров. Упражнение «глиссандо», восходящие и нисходящие секвенции, гаммы.

Тема 6. Работа над расширением певческого диапазона

Теория: основные понятия, детские, мужские певческие голоса (бас, баритон, тенор) и женские (контральто, альт, меццо-сопрано, сопрано, колоратурное сопрано), понятие «диапазон». Понятие «тесситура».

Практика: Упражнения и попевки с расширением диапазона вверх и вниз. Упражнения на смену тональности. Модулирующие каноны и секвенции. Гаммы.



Тема 7. Выработка кантилены

Теория: Кантилена как основа пения. Самоконтроль и самоанализ. Сравнительный анализ манеры исполнения.

Практика: Исполнение вокальных упражнений на легато, стаккато, чередование, сопоставление, контрасты. Пение закрытым ртом. Самоконтроль и самоанализ.

Тема 8. Работа над музыкальными произведениями

Теория: Беседы по содержанию. Автор слов, композитор. Темп, характер, особенности музыкального произведения. Выразительность, динамика, оттенки: p, f, ff, pp, mf, диминуэндо, крещендо. Нюансировка. Цезуры. Фермата. Сфорцандо. Кульминация. Кода.

Практика: Отработка мелодического и ритмического рисунка. Разучивание мелодии по партиям. Работа над вступлением и окончаниям фраз. Проработка сложных оборотов произведения. Работа над звуком.

Работа над созданием художественного образа. Работа на сцене.

Тема 9. Работа в ансамбле.

Практика: Работа над ритмом. Работа над тембром. Работа над мелодичностью. Работа над интонацией. Работа над динамикой. Работа над дикцией. Отработка вертикального и горизонтального строя ансамбля.





Учебно-тематический план

(4-й год обучения)



Перечень разделов, тем

Всего

часов

Теория

Прак-тика

  1. Вводное занятие

2

2

-

2.Совершенствование приёмов вокально-хоровой техники (ВХТ)

24

2

22

3.Развитие навыков многоголосного пения

22

2

20

4. Работа над пением а капелла

12

2

10

5. Работа по развитию цепного дыхания

12

2

10

6. Совершенствование кантилены

12

2

10

7. Работа по совершенствованию гармонического слуха

12

2

10

8. Работа над музыкальными произведениями

80

2

78

9. Работа в ансамбле

40

2

38

Итого:

216

20

196













Содержание программы



Тема 1. Вводное занятие

Теория: Ознакомление детей с образовательной программой, расписанием. Беседа о правилах по технике безопасности и противопожарной безопасности.

Тема 2. Совершенствование приёмов вокально-хоровой техники (ВХТ)

Теория: Певческая установка. Выбор правильной атаки звука. Приёмы цепного дыхания.

Практика: Упражнения стаккато, легато. Округление гласных звуков. Развитие беглости и подвижности голоса. Работа над правильным звукообразованием. Укрепление певческого дыхания. Кантилена. Дикцией и артикуляция. Сглаживание регистров. Исполнение канонов. Выработка реакции на дирижёрский жест.

Тема 3. Развитие навыков многоголосного пения.

Теория: Основные понятия. Унисон. Двухголосие. Трёхголосие. Многоголосие. Партия (в музыкальном произведении). Аккорды. Трезвучие. Интервалы (секунда большая и малая, терция, кварта, квинта, секста…).

Практика: Пение интервалов, пение партии отдельно, пение своей партии под сопровождение другой партии. Практическая отработка навыка «держать свою партию».

Тема 4. Работа над пением а' капелла.

Теория: Понятие а капелла как вершины исполнительского мастерства.

Практика: Пение без музыкального сопровождения. Работа с произведениями без музыкального сопровождения. Настройка, промежуточный и итоговый контроль тональности.

Тема 5. Работа по развитию цепного дыхания

Теория: Понятие цепного дыхания, приёмы цепного дыхания.

Практика: Упражнения на цепное дыхание, упражнения с постепенным удлинением музыкальных фраз. Работа по укреплению навыков применения цепного дыхания.

Тема 6. Совершенствование кантилены

Теория: Кантилена как основа пения. Самоконтроль и самоанализ.

Практика: Вокальные упражнения. Исполнение упражнений на легато, стаккато, чередование, сопоставление, контрасты. Пение закрытым ртом. Самоконтроль и самоанализ.

Тема 7. Работа по совершенствованию гармонического слуха

Теория: Основные понятия. Слух музыкальный, слух абсолютный. Понятие гармонического слуха.

Практика: Тренировочные упражнения. Определение интервалов по слуху. Исполнение аккордов со сменой звука, тональности. Вокальные упражнения.





Тема 8. Работа над музыкальными произведениями

Теория: Подробный разбор музыкального произведения. Беседы по содержанию. Темп, характер, настроение, смысл музыкального произведения и его особенности. Выразительность, динамика, оттенки: p, f, ff, pp, mf, диминуэндо, крещендо. Нюансировка. Цезуры. Фермата. Сфорцандо. Кульминация. Завершение произведения.

Практика: Отработка мелодического и ритмического рисунка. Разучивание мелодии по партиям. Работа над вступлением и окончаниям музыкальных фраз. Проработка сложных ритмических и мелодических оборотов. Отработка мягкого снятия звука в конце мелодических фраз. Работа над динамикой, ритмом, мелодичностью, интонацией. Работа по раскрытию художественного замысла автора произведения. Работа с микрофоном на сцене.

Тема 9. Работа в ансамбле

Теория: Основные понятия. Понятие строя ансамбля; вертикальный, горизонтальный строй ансамбля.

Практика: Работа над ритмом. Работа над тембром. Работа над мелодичностью. Работа над интонацией. Работа над динамикой. Работа над дикцией. Выравнивание строя ансамбля.







Учебно-тематический план

(5-й год обучения)



Перечень разделов, тем

Всего

часов

Теория

Прак-тика

1. Вводное занятие

2

2

-

2. Оттачивание приёмов вокально-хоровой техники (ВХТ)

24

2

22

3.Совершенствование и закрепление навыков многоголосного пения

24

2

22

4. Работа по развитию смешанного

голосообразования

12

2

10

5.Освоение приёмов цепного дыхания

12

2

10

6. Совершенствование кантиленного звучания

12

2

10

7. Совершенствование приёмов пения а капелла

12

2

10

8. Работа над музыкальными произведениями

80

2

78

9. Работа в ансамбле

38

2

36

Итого:

216

18

198









Содержание программы



Тема 1. Вводное занятие

Теория: Ознакомление детей с образовательной программой, расписанием. Беседа о правилах по технике безопасности и противопожарной безопасности.

Тема 2. Оттачивание приёмов вокально-хоровой техники (ВХТ)

Теория: Приёмы цепного дыхания. Каноны. Интервалы. Аккорды.

Практика: Упражнения на стаккато, легато. Работа по округлению звуков. Упражнения на беглость и подвижность голоса во время распевок и при работе над художественным произведением. Работа над правильным звукообразованием, укреплением певческого дыхания. Работа над дикцией и артикуляцией. Работа по сглаживанию регистров.

Тема 3. Совершенствование и закрепление навыков многоголосного пения.

Теория: Понятие партии. Аккорды. Трезвучие. Интервалы (секунда большая и малая, терция, кварта, квинта, секста…).

Практика: Пение интервалов, пение партии отдельно, пение своей партии под сопровождение другой партии.

Тема 4. Работа по развитию смешанного голосообразования

Теория: Значение регистров. Грудное и головное резонирование. Смешанное голосообразование. Нисходящие и восходящие гаммы и секвенции.

Практика: Упражнения на сглаживание регистров.

Тема 5. Работа по развитию цепного дыхания

Теория: понятие цепного дыхания, приёмы цепного дыхания.

Практика: упражнения с постепенным удлинением музыкальных фраз.

Тема 6. Выработка кантиленного звучания

Теория: Кантилена как основа пения. Самоконтроль и самоанализ.

Практика: Исполнение упражнений на легато, стаккато, чередование, сопоставление, контрасты. Пение закрытым ртом. Самоконтроль и самоанализ.

Тема7. Работа над пением а капелла

Теория: Понятие а капелла.

Практика: Пение без музыкального сопровождения.

Тема 8. Работа над музыкальными произведениями

Теория: Подробный разбор музыкального произведения. Беседы по содержанию. Темп, характер, настроение, смысл музыкального произведения и его особенности. Выразительность, динамика, оттенки: p, f, ff, pp, mf, диминуэндо, крещендо. Нюансировка. Цезуры. Фермата. Сфорцандо. Кульминация. Завершение произведения.

Практика: Отработка мелодического и ритмического рисунка. Разучивание мелодии по партиям. Работа над вступлением и окончаниям музыкальных фраз. Проработка сложных ритмических и мелодических оборотов. Отработка мягкого снятия звука в конце мелодических фраз. Работа над динамикой, ритмом, мелодичностью, интонацией. Работа по раскрытию художественного замысла автора произведения. Работа с микрофоном на сцене

Тема 9. Работа в ансамбле

Теория: понятие строя ансамбля; вертикальный, горизонтальный строй ансамбля.

Практика: Работа над ритмом. Работа над тембром. Работа над мелодичностью. Работа над интонацией. Работа над динамикой. Работа над дикцией. Выравнивание вертикального и горизонтального строя ансамбля.







Методическое и техническое обеспечение программы



Каждое занятие строится по схеме:

  • настройка певческих голосов: комплекс упражнений для работы над певческим дыханием (2-3 мин);

  • дыхательная гимнастика;

  • речевые упражнения;

  • распевание;

  • пение вокализов;

  • работа над произведением;

  • анализ занятия;

  • задание на дом.

Обеспечение программы методической продукцией

  • наличие методической литературы;

  • методические разработки занятий;

  • нотное обеспечение;

Техническое оснащение:

  • помещение, репетиционный зал;

  • рабочий музыкальный инструмент;

  • музыкальный материал на дисках или аудиокассетах;

  • микрофон;

  • музыкальная усилительная аппаратура;

  • фонограммы «+» и «-»;

  • компьютер или ноутбук;

  • мультимедиа;

  • зеркало;

  • интерактивная доска;

  • фотографии или репродукции портретов знаменитых исполнителей, вокальных, вокально-инструментальных ансамблей, хоровых коллективов.





Методические рекомендации

При работе по данной программе необходимо придерживаться принципа постепенного усложнения в изложении материала. Для прочного формирования навыков и приёмов вокального искусства предполагается излагать материал и подбирать репертуар разучиваемых произведений с постепенным усложнением технических задач.

В процессе освоения программы можно использовать традиционные и нетрадиционные методы обучения: словесные (рассказ, беседа, объяснение); наглядные (демонстрация, показ, наблюдение); практические (воспроизведение и повторение певческого звука и способа работы голосового аппарата в соответствии с объяснением и показом педагога), а также эвристический и исследовательские методы, которые сводятся к самостоятельному анализу обучающимся музыкального и поэтического текста, эмоционального содержания разучиваемого произведения, поиску вокальных средств выразительности, к созданию своего собственного исполнения, и используется на более поздних этапах освоения программы.

Необходимо широко использовать различный художественный и дидактический материал, привлекать технические средства обучения, использовать иллюстрационный материал и художественную литературу.

Занятия необходимо проводить в атмосфере творчества и непринуждённости. Педагогу важно поддерживать радостное стремление ребёнка работать, применяя дифференцированный подход, учитывая уровень развития ученика, его потребности и социальное происхождение. Тесная связь с родителями - неотъемлемая часть воспитания личностных качеств обучающегося.

Принципиальной установкой занятий по данной программе является отсутствие назидательности и прямолинейности в преподнесении вокального материала. Для лучшего понимания и взаимодействия предлагаются полюбившиеся произведения для исполнения, хиты, "легкая" музыка. Все это помогает юным вокалистам в шутливой, незамысловатой работе-игре постичь великий смысл вокального искусства и научиться владеть своим природным инструментом - голосом. Данная программа может помочь начинающим педагогам четко организовать работу вокальной студии или кружка. Но четкая регламентированность не должна отразиться на творческих способностях ребенка и педагога на вокальных занятиях. Допускается творческий, импровизированный подход со стороны детей и педагога того, что касается возможной замены отдельных музыкальных произведений, введения дополнительного вокального материала, методики проведения занятий.







ЛИТЕРАТУРА



Литература для педагога



Обязательная литература

1.Ермолаев - Томин О. Ю. - «Уникальная система постановки дыхания и голоса».М. : Центрполиграф, 2008 (Мастер-класс)

2.Исаева И. «Эстрадное пение», М.,2006.

3.Варламов Александр Егорович « Полная школа пения», М.,2009.

4.Щетинин М. Н. «Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой» - издательство «Метафора», Москва 2008.



Дополнительная литература

1. Емельянов В.В. «Развитие голоса: координация и тренинг» Санкт-Петербург, 2005.

2. Романова Людмила Викторовна «Школа эстрадного вокала», 2011

3.Огороднов Д.Е. «Музыкально-певческое воспитание детей в общеобразовательной школе». - М.: Музыка, 2005.



Интернет ресурсы

1. Учительский сайт;

2.nsportal.ru /Социальная сеть работников образования;

3.info@moi-talanty.ru/Информационный сайт «Мои таланты»;

4.www. akademya.info/Академия образования и воспитания г. Челябинска.





Список литературы для детей

1. Макуорт Л. «Самоучитель по пению», М.,2009

2. Ушакова О.Д. - «Великие композиторы: справочник школьника» - СПб.: издательский дом «Литера», 2005



Интернет ресурсы

1. www.logozavr.ru/2/</</u> Умные игры для детей, педагогов и родителей.

2. Видео-уроки Василия Кашеварова.







23







 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал