7


  • Учителю
  • Новые игровые технологии и методы проведения игры

Новые игровые технологии и методы проведения игры

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала



Методическая копилка



Современные педагогические технологии для формирования коммуникативных навыков



Игра

Игра как функция культуры наряду с трудом и учением является одним из основных видов деятельности человека. Г. К. Селевко определяет игру как «вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением».

Здесь приведены только некоторые мнения ученых по данной проблеме. Все точки зрения разнообразны и противоречивы. Однако большинство исследователей сходятся во мнении, что в жизни людей игра выполняет следующие важнейшие функции, классификацию которых дал А. С. Шмаков:

функция социализации;

функция межнациональной коммуникации;

функция самореализации ребенка в игре как «полигоне человеческой практики»;

коммуникативная функция игры ярко иллюстрирует тот факт, что игра - деятельность коммуникативная, позволяющая ребенку войти в реальный контекст сложнейших человеческих коммуникаций;

диагностическая;

терапевтическая;

функция коррекции;

развлекательная.

Игра по своей природе очень близка к реальным жизненным ситуациям, а иногда и неотделима от них. Благодаря дихотомии - вымышленной проблеме и реальным усилиям по ее разрешению - игра позволяет моделировать социокультурный контекст, проигрывать различные варианты поведения, корректировать и затем снова проигрывать. То, что в жизни трудно или совсем невозможно исправить (межкультурный конфликт или межкультурный шок), в игре можно проигрывать снова и снова, вырабатывая стратегии, необходимые для избегания данного конфликта.

Игра ориентирована на групповую активность, что вполне отвечает запросам современной методики. Она также легко трансформируется в различные формы индивидуальной активности, давая возможность каждому учащемуся попробовать себя в той или иной роли и проявить индивидуальные способности.

Благодаря знаковой природе игра предоставляет практически неограниченную возможность для создания вымышленных ситуаций, проблем, казусов, конфликтов - всего, что требует вербальной и невербальной активности и что совершенно необходимо для развития навыков межкультурной коммуникации.

Коммуникативная природа игры также предоставляет возможности для развития коммуникативных навыков. Необходимость комментировать свои и чужие действия, взаимодействовать в пределах группы, возражать, соглашаться, высказывать свое мнение служит базой для развития речевых умений и стратегий общения, что необходимо для инициации и поддержания межкультурного диалога.

Игра - деятельность коммуникативная, хотя по чисто игровым правилам и конкретная. Она вводит ребенка в реальный контекст сложнейших человеческих отношений. Детям абсолютно необходимы общая мечта, общее желание быть вместе, опыт коллективных переживаний. Любое игровое общество - коллектив, выступающий применительно к каждому игроку как организующее и коммуникативное начало, имеющее огромное количество коммуникативных связей. Дети в игре сходятся быстро, и любой ее участник интегрирует опыт, полученный от других играющих. Вступая в игру коллектива, ребенок берет на себя ряд моральных обязательств перед партнерами.

Общение следует рассматривать и как основной энергетический источник игры. В совместных коммуникативных играх наблюдается активное повышение жизненной энергии в результате игрового взаимодействия, сопереживания, состязания. Многие игры детей отличаются, прежде всего, коллективным характером; несут заряд коммуникативной деятельности, общения, которые передают от поколения к поколению коллективный социальный опыт, традиции, ценности и идеалы. В игровой деятельности детей существуют абсолютно реальные общественные отношения, складывающиеся между играющими.

Имеются 2 основных типа игр:

состязательные - игры, в которых игроки или команды состязаются, со-ревнуются за то, чтобы первыми достичь цели;

кооперативные - игры, в которых игроки и команды идут вместе к общей цели.

Коммуникативные игры относятся к типу кооперативных игр.



Технологии групповой деятельности

В совместной деятельности рождается групповой эффект, чрезвычайно важная прибавка к возможностям каждого человека.

Организационная структура групповых способов обучения может быть комбинированной, то есть содержать в себе различные формы: групповую (когда один обучает многих), парную, индивидуальную. При этом доминирующее значение имеет именно групповое общение. Современный уровень школьного образования характеризуется тем, что в рамках классно-урочной системы широко применяются различные формы организации коллективной познавательной деятельности, как фронтальные, так и внутриклассные групповые.

Групповые технологии как коллективная деятельность представляют:

 эффективное средство взаимного обогащения учащихся в группе;

 организация совместных действий, ведущая к активизации учебно-познавательных процессов;

 распределение начальных действий и операций (задается системой заданий, обусловливающихся особенностями изучаемого объекта);

 коммуникация, общение, без которых невозможны распределение, обмен и взаимопонимание деятельности людей и благодаря которым планируются адекватные учебной задаче условия деятельности и выбор соответствующих способов действия;

 обмен способами действия - задается необходимостью построения различных способов для получения совокупного продукта деятельности - решения проблемы;

 взаимопонимание (диктуется характером включения учащихся в совместную деятельность);

 рефлексия (через которую устанавливается отношение участника к собственному действию и обеспечивается адекватная коррекция этого действия).

Технологический процесс групповой работы складывается из следующих элементов:

1) Подготовка к выполнению группового задания.

а) Постановка познавательной задачи (проблемной ситуации).

б) Инструктаж о последовательности работы.

в) Деление на группы.

г) Раздача дидактического материала по группам.

2) Групповая работа.

г) Знакомство с материалом, планирование работы в группе.

д) Распределение заданий внутри группы.

е) Индивидуальное и групповое (малые группы) выполнение задания.

ж) Обсуждение индивидуальных результатов работы в группе.

з) Обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения, уточнения, обобщения).

и) Подведение итогов выполнения группового задания.

3) Заключительная часть.

к) Сообщение о результатах работы в группах.

л) Общественный анализ выполнения задачи группами, рефлексия.

м) Получение общего вывода о групповой работе и достижении поставленной задачи. Дополнительная информация учителя на группу.

Рекомендуемые соотношения времени на этапы: вводная часть - 1, групповая работа - 6 и заключительная часть - 2 единицы времени.

Во время групповой работы учитель выполняет разнообразные функции: контролирует ход работы в группах, отвечает на вопросы, регулирует дискуссии, порядок работы и в случае крайней необходимости оказывает помощь отдельным учащимся или группе в целом.



Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» (РКМЧП)

Технология РКМЧП (critical thinking) разработана в конце ХХ века в США (Ч. Темпл, Д. Стил, К. Мередит). Технология РКМЧП представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма. Она направлена на формирование базовых навыков человека открытого информационного пространства, на развитие качеств гражданина открытого общества, включенного в межкультурное взаимодействие. Технология открыта для решения большого спектра проблем в образовательной сфере.

Критическое мышление - это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю. Термин «критическое мышление» может относиться практически ко всей умственной деятельности. Учение, ориентированное на выработку навыков критического мышления, предусматривает не просто активный поиск учащимися информации для усвоения, а нечто большее: соотнесение того, что они усвоили, с собственным опытом, а также сравнение усвоенного с другими исследованиями в данной области знания. Учащиеся вправе подвергать сомнению достоверность или авторитетность полученной информации, проверять логику доказательств, делать выводы, конструировать новые примеры для ее применения, прикидывать возможности решения проблемы и т.д.

Акценты целей технологии РКМЧП

- Формирование нового стиля мышления, для которого характерны открытость, гибкость, рефлексивность, осознание внутренней многозначности позиций и точек зрения, альтернативности принимаемых решений.

- Развитие таких базовых качеств личности, как критическое мышление, рефлексивность, коммуникативность, креативность, мобильность, самостоятельность, толерантность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности.

Формы урока в РКМЧП отличаются от уроков в традиционном обучении. Ученики не сидят пассивно, слушая учителя, а становятся главными действующими лицами урока. Они думают и вспоминают про себя, делятся рассуждениями друг с другом, читают, пишут, обсуждают прочитанное. Организация учебного процесса напоминает коллективный способ обучения А.Г. Ривина - В.К. Дьяченко, так как основой ее является работа учащихся в динамических парах и группах.

Широко применяются различные комбинации, перестроения этих форм («крест», «зигзаг» и т.п.). Тексту отводится приоритетная роль: его читают, пересказывают, анализируют, трансформируют, интерпретируют, дискутируют, наконец, сочиняют.

При работе по модели «Зигзаг» класс делится на четверки, у каждого учащегося номер от 1-го до 4-го. После этого раздаются каждому тексты статьи, над которой предстоит работать. Коротко обсуждается название темы, объявляется, что к концу урока каждый должен разобраться в статье, понять ее целиком. Но в статье четыре части, и в каждой группе четыре участника. Значит, каждый член группы должен будет досконально разобраться со своей частью текста, а остальные три ему помогут понять другие три члена группы по очереди. После этого все первые номера объединяются для работы над своим отрывком, то же делают вторые, третьи и четвертые. Таким образом, в классе теперь четыре группы, и каждая работает над своей частью текста.

Учащемуся надо освоить свой текст, выработать собственное мнение, выразить себя ясно, доказательно, уверенно. Чрезвычайно важным является умение слушать и слышать другую точку зрения, понимать, что и она имеет право на существование.



Технология современного проектного обучения

Под проектом подразумевается специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми на основе субъективного целеполагания комплекс действий, завершающихся созданием продукта, состоящего из объекта труда, изготовленного в процессе проектирования, и его представления в рамках устной или письменной презентации.

Проектная деятельность осуществляется на учебном и внеучебном материале; наряду с ней дети осуществляют и другие виды деятельности - учебную, игровую, трудовую, исследовательскую и т.д. Для структурного оформления разных видов деятельности детей и адекватного педагогического обеспечения необходима разработка образовательной программы, обязательными компонентами которой должны стать образовательные маршруты, разрабатываемые для параллели, класса, группы детей и даже для отдельных детей. Характерной особенностью проектной технологии является наличие значимой социальной или личной проблемы ученика, которая требует интегрированного знания, исследовательского поиска решений, проектной деятельности.

Среди учебных проектов можно выделить следующие типы:

- исследовательские - по структуре приближены к подлинному научно-му исследованию: доказательство актуальности темы, определение проблемы, предмета и объекта исследования, обозначение задачи, методов, источников информации, выдвижение гипотез, обобщение результатов, выводы, оформление результатов, обозначение новых проблем;

- творческие - не имеют детально проработанной структуры, подчиняются жанру конечного результата (газета, фильм, праздник), но результаты оформляются в продуманной завершенной форме (сценарий фильма или праздника, макет газеты);

- информационные - сбор информации и ознакомление с ней заинтересованных лиц, анализ и обобщение фактов; схожи с исследовательскими проектами и являются их составной частью, требуют презентации и ее разработки;

- социально значимые - с самого начала четко обозначается результат деятельности, ориентированный на интересы какой-либо группы людей; требуют распределения ролей участников, плана действий, внешней экспертизы;

- особое место среди социально значимых учебных проектов занимают телекоммуникационные (информационные) проекты. Они стали возможны с появлением в начале 80-х годов телекоммуникационных сетей, позволивших учителям и учащимся из разных стран общаться друг с другом.

Под учебным телекоммуникационным проектом понимается совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся-партнёров, которая организована на основе компьютерной телекоммуникации, имеет общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата.

Целевые ориентации:

- Формирование проектной деятельности, проектного мышления.

- Стимулирование мотивации детей на приобретение знаний.

- Включение всех учащихся в режим самостоятельной работы.

- Самостоятельное приобретение недостающих знаний из разных источников.

- Развитие умений пользоваться этими знаниями для решения новых познавательных и практических задач.

- Развитие способности применять знания к жизненным ситуациям.

- Развитие способностей к аналитическому, критическому и творческому мышлению учеников и учителя.

- Развитие важнейших компетентностей для современной жизни:

- способности брать на себя ответственность;

- участвовать в совместном принятии решения;

- регулировать конфликты ненасильственным путем;

- оценивать и анализировать социальные привычки, связанные со здоровьем, с окружающей средой;

- делать свой выбор;

- владеть устным и письменным общением;

- способности учиться всю жизнь как основы непрерывной подготовки в профессиональной и общественной деятельности, а также в личной жизни.

- Развитие исследовательских умений: анализа (выявления проблем, сбора информации), наблюдения, построения гипотез, экспериментирования, обобщения.

По затратам времени метод проектов является довольно трудоемким; можно выделить: краткосрочные (2 - 6 ч.); среднесрочные (12 - 15 ч.); долгосрочные (четверть, полугодие, год) проекты, требующие времени для поиска материала, его анализа и т. д.







Стадии разработки проекта:

1) организационно-подготовительная стадия - проблематизация, разработка проектного задания (выбор);

2) разработка самого проекта (планирование);

3) технологическая стадия;

4) заключительная стадия (оформление результатов, общественная презентация, обсуждение, саморефлексия).

Критериями оценки результатов проектной деятельности учеников будут:

• владение способами познавательной деятельности;

• умение использовать различные источники информации, методы исследования, символотворчество и т.д.;

• коммуникативные и адаптивные качества: умение работать в сотрудничестве, принимать чужое мнение, противостоять трудностям;

• самоорганизация: умение ставить цель, составлять и реализовать план, проводить рефлексию, сопоставлять цель и действие.



Технология мастерских

Слово «мастерская» сегодня весьма распространено в педагогических кругах, однако смысл, как показывает опыт, разнится. Мы опираемся на идеи и принципы французских коллег группы нового образования (ЖФЭН).

Мастерская - это форма организации учебного процесса, в рамках которой созданы условия для осознанной, избирательно активной позиция каждого участника, для проживания каждым состояния авторства.

Для нас мастерская - это технология, требующая от преподавателя перехода на позиции партнерства с учащимися, ненасилия, безотметочности и безоценочности со стороны мастера (отсутствие и похвал и порицаний) и приоритета процесса над результатом; эта технология направлена на "погружение" участников мастерской в процесс поиска, познания и самопознания.

Ключевой особенностью мастерской является режим диалога. То есть действия преподавателя в этой технологии направлены на создание условий, в которых участники могут слышать, видеть, понимать смыслы друг друга, формировать доступный каждому язык общения. Отношения в мастерской носят взаиморазвивающий характер, обуславливающий индивидуально-личностную динамику и ученика, и учителя.

Обязательным является возможность выбора форм, средств, способов осуществляемой деятельности. Мастерская предлагает целую серию выборов: от предпочтения места, партнера, материала, проектных идей, средств и инструментов для реализации своих творческих замыслов - до способа предъявления результата или непредъявления вовсе. Необходимость выбора содержания, способов и средств деятельности на разных этапах мастерской побуждает ее участников к постоянному диалогу с самим собой, осознанию смыслов, целей и ценностей, способов и характера своих действий. Именно поэтому здесь человек выступает автором собственной активности, его активность избирательна и осознанна. Момент личностно-смысловой обусловленности становится в мастерской центральным. Благодаря этому на ней возможно переосмысление и перестройка участником оснований своей деятельности, общения, то есть своего поведения как целостного отношения к окружающему миру.

Важным признаком этой технологии является ее импровизационный характер. Вариативность и импровизация достигаются, в частности, за счет следования в рамках мастерской следующим положениям:

а) наличие определенного уровня неопределенности при формулировании заданий для побуждения участников к поиску собственных ориентиров (неточная, нежесткая форма предлагаемого задания, когда из самой формулировки ясно, что предстоит делать, но не ясно как;

б) низкая степень регламентации поведения участников, то есть спокойное отношение преподавателя к первоначальной растерянности участников, возникающей как реакция на неопределенность задания, необходимость для ведущего воздержаться от точных инструкций, подсказок как действовать;

в) потенциальная многовариантность на каждом шагу занятия, то есть богатство возможностей для самореализации каждого.

Любая мастерская может быть описана как определенная последовательность шагов, действий ведущего и участников, но в силу импровизационной природы этой формы в зависимости от ситуации всегда возможны какие-то изменения по ходу.

Мастерская как технология, характеризуемая наличием импровизации, определенной неопределенности, предсказуемой непредсказуемости также дает возможность участникам обрести опыт деятельности в условиях неопределенности, которые столь характерны для ситуации живой работы с людьми, научиться при этом поиску и действиям в соответствии с собственными ориентирами, а не ожидания готовых образцов.

Мастерская обладает также значительным диагностическим потенциалом, поскольку деятельность участников мастерской или групп участников, как правило, сопровождается большим количеством самых разных "следов", зафиксированных в письменном слове, в графических знаках, образах или символах. Все это создает возможность и участникам и мастеру для саморефлексии и рефлексии, для самодиагностики и диагностики в процессе и после мастерской.

Мастерская - это технология, обеспечивающая возможность взаимосвязи общеобразовательной и общекультурной подготовки ее участников. При этом в условиях мастерской это удается сделать не на уровне традиционного информирования, а в деятельностном проживании.

Таким образом, к основным признакам мастерской мы относим следующие:

- субъектная позиция участников;

- диалогическое взаимодействие;

- открытость цели для участников;

- возможности для импровизации;

- свобода выбора содержания, способов и средств деятельности;

- психологическая безопасность для участников.

Разные авторы выделяют от четырёх типов мастерской до восьми. Мы опираемся на типологию, созданную и описанную группой педагогов Педагогического колледжа №2, структурирование и методологический комментарий принадлежит М.Г.Ермолаевой.[4] Основанием этой типологии является основной результат и доминирующая деятельность на мастерской. В частности, взяв за основание классификационного деления основной вид деятельности и конечный продукт мастерской, можно выделить четыре типа:

• Мастерская построения знаний (процесс поиска, познания, открытия нового знания; итог - знание)

• Мастерская творческого письма (создание собственного авторского текста; итог - текст)

• Мастерская ценностных ориентаций (определение собственной позиции в отношении к чему-либо, к кому-либо; итог - позиция)

• Мастерская сотрудничества (творческое взаимодействие, сотрудничество, совместные усилия по реализации некоего общего замысла; итог - опыт со-творчества, со-бытия, согласования действий).

Любая творческая мастерская (как система заданий) представляет собой композицию основных блоков:

• индукция (создание эмоционального настроя в начале действия, мотивация, пробуждение познавательной активности и интереса);

• самоконструкция (индивидуальное создание гипотезы, решения, текста, рисунка);

• социоконструкция (построение этих элементов группой);

• социализация, афиширование (предъявление аудитории наработанного, знакомство с материалами других участников, озвучивание, комментарий, общее обсуждение);

• самокоррекция (проверка, уточнение гипотез, первоначальных идей, схем, текстов, рисунков, их совершенствование);

• рефлексия (отражение чувств, ощущений, возникших у участников мастерской).



Каждый из этих блоков реализуется в виде разнообразных заданий. Формулируя эти задания, мастер, с одной стороны, стремится к максимально обтекаемым формулировкам, чтобы был простор для фантазии каждого; с другой - старается предложить такие действия участникам, чтобы это привело к пересмотру каких-то их обыденных представлений, привычных взглядов, сложившихся стереотипов.

Мастерская - это обязательное чередование индивидуальной, парной, групповой и коллективной работы, обеспечивающее движение от единичного к частному и всеобщему и обратно к единичному. Для запуска и поддержания творческого процесса на мастерской постоянно сменяют друг друга процессы «ассоциации» и «концентрации» - «разбрасывания и сбора камней».

Поскольку в мастерской ученик постоянно пребывает в диалоге с самим собой, с текстами, с другими участниками, с мастером, то эту технологию квалифицируют как диалоговую, формирующую и развивающую коммуникативную культуру её участников.

Благодаря правилам ведения и поведения в мастерской (безотметочность, положительная обратная связь, принятие любых точек зрения, паритетность, право на высказывание и отказ от него, выбор формы предъявления и т.д.) создаётся комфортная атмосфера для сотрудничества и глубинного общения.



Технология квест

Квест - происходит от лат. cлова quaero - ищу, разыскиваю, веду следствие - продолжительный целенаправленный поиск, который может быть связан с приключениями или игрой, имеет сюжетную линию.

Виды квестов:

- линейный

- штурмовой (нелинейный)

- кольцевой

Квест - социально значимая игра, очень динамичная, познавательная и развлекательная. Разгадывая зашифрованные места, игроки развивают эрудицию и учатся работать в команде.

Всякое умение формируется в деятельности. Для того, что бы усвоение знаний и умение было успешным субъект должен быть деятельно включён в ситуацию события, взаимодействия с другими людьми. В этой ситуации обнаруживаются, проявляются уже имеющиеся и формируются новые качества субъекта. В условиях квеста появляются возможности для осуществления коммуникативных УУД, таких как:

- постановка вопроса

- разрешение конфликтов

- умение выражать свои мысли

- управление поведением партнёра

- планирование сотрудничества

С помощью технологии квеста можно решить одну из задач поставлен-ных перед школой новым ФГОС, - формирование у обучающихся коммуникативных УУД.





Список литературы



1. А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская, О. А. Карабанова, Н. Г. Салмина, С. В. Молчанов Формирова-ние универсальных учебных действий в основной школе : от Система заданий : пособие для учителя / [А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.] ; под ред. А. Г. Асмолова. М. : Просвещение, 2010. - 159 с. : ил. -

2. Барышникова Е.Н. Современные технологии работы с ребёнком: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Санкт - Петербург, 16 марта 2011 года / под общ. Ред. Е.Н. Барышникова, С.В. Барышниковой. - СПб.: Изд-во Политехн. Ун-та, 2011. - 136 с.

3. Ермолаева М.Г. Современный урок: тенденции, возможности, анализ: Учеб.-метод. пособие. - СПб.: СПбАППО, 2007. - 120 с.

4. Ермолаева М.Г. Технология творческих мастерских. Уроки для взрослых: Пособие для тех, кто работает в системе образования взрослых. - СПб.: Изд-во «Тускарора», 2003 - 68 с.

5. Запятая О.В. Диагностика сформированности коммуникативных учебных действий у младших школьников / О.В. Запятая. - Волгоград: Учитель, 2013. - 49 с.

6. Орлова О.В. Современные педагогические технологии в опыте школ Приморского района. / Под ред. Орловой О.В. - СПб.: НМЦ При-морского района, 2005. - 80 с.

7. Подласый И.П. Педагогика начальной школы: учеб. для студентов пед. уч-щ и колледжей, обучающихся по группе специальностей «Образование» / И.П. Подласый. - М.:Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008. - 463 с.

8. Степанова Г.В. Педагогические мастерские. Поиск. Практика. Творчество. Издание первое. - «Петербургская новая школа», 2000. - 110 с.

9. Столяренко Л.Д. Психология общения: учебник / Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгин. - Ростов н/Д: Феникс, 2013. - 317 с.

10. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2010.

11. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. /Игровые технологии/В 2-х т. Т. 1. - М.:Народное образование, 2005. [электронный ресурс]

URL: top-bal.ru/psihologiya/66616/index.html?page=31

12. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. /Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся (активные методы обучения)/В 2-х т. Т. 1. - М.:Народное образование, 2005. [электронный ресурс] URL: top-bal.ru/psihologiya/66616/index.html?page=30

13. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. /Технологии групповой деятельности/В 2-х т. Т. 1. - М.:Народное образование, 2005. [электронный ресурс] URL: top-bal.ru/psihologiya/66616/index.html?page=52

14. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий./ Технология современного проектного обучения/В 2-х т. Т. 1. - М.:Народное образование, 2005. [электронный ресурс] URL: top-bal.ru/psihologiya/66616/index.html?page=34

15. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий./ Технология мастерских/ В 2-х т. Т. 1. - М.:Народное образование, 2005. [электронный ресурс] URL: top-bal.ru/psihologiya/66616/index.html?page=85

16. Российский информационный образовательный портал [электронный ресурс]

17. Игорь Петрович Иванов и коммунарская методика [электронный ресурс] URL: www.kommunarstvo.ru/

18. Общая психология. Коммуникативная компетентность [электрон-ный ресурс]

URL:bookap.info/genpsy/kanovskaya_obshchaya_psihologiya_shpargalki/gl111.shtm</</p>















17





 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал