7


  • Учителю
  • МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ к урокам по композиции в IV классе ДХШ «Книжная графика»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ к урокам по композиции в IV классе ДХШ «Книжная графика»

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Детская художественная школа»

г. Ярцево











МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

к урокам по композиции в IV классе ДХШ

«Книжная графика»









Выполнила:

преподаватель МБУ ДО «ДХШ» г. Ярцево

Щеголева Н.Н.























2015 год





Содержание:



  1. Обоснование выбора темы

  2. Цели занятий

  3. Примерная программа

  4. Методические рекомендации к урокам по композиции в IV классе ДХШ «Книжная графика»

  5. Список литературы





















































  1. ОБОСНОВАНИЕ ВЫБОРА ТЕМЫ

Учебный план детских художественных школ включает дисциплины, необходимые для разностороннего художественного обучения и эстетического воспитания учащихся, в том числе раздел композиции: «Книжная графика».

Тему своей работы я выбрала не случайно. В наше время дети большую часть своего досуга проводят за компьютером, получая любую информацию из интернета. Стоит ли говорить о том, что наши дети совсем перестали читать, и книга для них перестала быть единственным источником знаний, да и много ли на нашем рынке качественно изданных книг? Ответы на эти вопросы не внушают оптимизма.

Данные методические разработки посвящены работе в области оформления и иллюстрирования книги: оформление обложки, титульного листа, листа с буквицей, заставкой и текстом, иллюстрации.

История книги тесно связана с историей изобразительного искусства и графики, т.к. именно художникам принадлежала видная роль в создании рукописных книг. Они были творцами и шрифта, и украшений, и рисунков.

На занятиях по «Книжной графике» учащиеся получают сведения об истории возникновения книги и книгопечатания, знакомятся с анатомией книги, с художниками-иллюстраторами и другими создателями книги.

В процессе работы применяют умения и навыки, полученные на занятиях по рисунку, живописи и композиции. Средствами изобразительного искусства воплощают идейно-художественный замысел, создают свой художественно-декоративный облик книги.

Занятия по « Книжной графике» формируют у детей профессиональные знания по структуре и оформлению книги, развивают творческий потенциал, их нравственное и эстетическое воспитание, умение отмечать главное, самостоятельно анализировать.

Дополнительно при выполнении практических заданий дети знакомятся с работами известных художников-иллюстраторов посредством показа учителем репродукций их работ, посещают библиотеку.

Основными видами контроля полученных умений и навыков по данной программе являются просмотры и выставки работ в школе и в детских библиотеках города.

2. Цели занятий

Учебные:

• закрепить знания законов композиции, полученные на занятиях в художественной школе

• развивать способности художественно перерабатывать информацию;

Развивающие:

• научить детей более внимательно всматриваться в мир, созданный руками художника;

• уважать и ценить труд других людей;

• формирование у детей профессиональных знаний по структуре и оформлению книги,

• способствовать развитию творческого мышления и дать возможность его реализации, создав условия для свободного выбора с углублением практических навыков в создании эскиза оформления книги

Воспитывающие:

• воспитывать любовь к своей родине, к традиционному народному искусству.

• осуществлять трудовое и эстетическое воспитание школьников.

• добиваться максимальной самостоятельности детского творчества.

• воспитывать бережное отношение к своей работе и работам учащихся.



В результате освоения дисциплины обучающийся должен

Знать:

• историю возникновения книги;

• последовательность работы над созданием книги;

• анатомию книги;

• художественно-выразительные средства декоративной композиции эскиза книги;



Уметь:

• создавать эскизы по оформлению книги;

• создавать декоративные композиции различными средствами, приемами и материалами;

• анализировать художественные произведения декоративно-прикладного искусства;

• ориентироваться в условиях современного развития декоративно-прикладного искусства;

• применять полученные ЗУНы в творческой деятельности.

Владеть:

• культурой мышления и поведения;

• навыками профессионального мастерства в области создания декоративной композиции оформления книги;

• техникой и технологией создания художественных произведений декоративно-прикладного искусства;

• профессиональной терминологией.































3. ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ПО КОМПОЗИЦИИ



3 часа

2

Выбор сюжета. Выполнение эскиза

3 часа

3

Практическая часть:

оформление обложки,

титульный лист,

буквица, заставка, текст

иллюстрация

Работа в материале (по выбору учащихся)







24 часа

4

Завершение работы

Оформление макета книги

Сравнительный анализ работ учащихся

Оформление выставки работ в детской библиотеке









3 часа



Итого:

33 часа



















4.МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

к урокам по композиции в IV классе ДХШ «Книжная графика»

1.Вводная беседа.

а) История возникновения книги и книгопечатания. «Кодекс».



б) Виды письменности:

Письменность древних народов. Наскальные изображения. Пиктограммы.

Узелковое письмо. Клинопись.

Иероглифы.

Греческое письмо.

Славянская письменность. Кирилл и Мефодий. Кириллица и глаголица.

в) Из чего состоит книга:

  • переплёт (обложка),

  • форзац,

  • титульный лист,

  • иллюстрации,

  • концевая страница.

г) Кто делает книгу (писатель, редактор, корректор, художник-иллюстратор, работники типографии).

д) Художники-иллюстраторы: Маврина Т., Билибин И., Васнецов В., Владимирский В., Ку-крыниксы, В.Фаворский, Е.Чарушин и др.

е) Анатомия книги

Поставить задачу будущей практической работы: оформление обложки, титульного листа, листа с буквицей, заставкой и текстом, листа-иллюстрации.

Обратить внимание учащихся на выбор материала, он должен соответствовать стилю книги, характеру произведения.

В настоящее время существуют различные виды литературы и различные типы книг, назначение и круг читателей которых определяет тираж, формат, степень и характер оформления. Художественная литература - самый большой раздел в книгоиздательстве, она тесно связана с изобразительным искусством, поэтому хорошо оформляется и иллюстрируется. Книги для детей славятся богатством оформления, большими форматами, четким, легким для чтения шрифтом. Политическая литература, как правило, оформляется в простых и строгих тонах, где в качестве иллюстративного материала не редко выступают фотографии. Научно-техническая литература (учебники и словари) оформлена скромно, если не сказать скупо. Специальные издания составляют особую группу, которая называется - библиофильской. Оформление и иллюстрирование таких изданий поручается лучшим мастерам. Используются редкие и дорогие материалы, которые не применяются для массовых изданий.



  • ОБЛОЖКА

Обложка - художественное решение покрытия книги, в которой заключен книжный блок. Решение обложки должно быть условно-декоративным, ясным, придавать книге красивый внешний вид, но в то же время давать точную характеристику книги, раскрывать ее основной смысл, стиль и образный строй. На обложке должны быть шрифтовые элементы, отражающие основные заголовочные данные.

Заглавие - это название книги, её имя. По нему книгу будут всегда узнавать, запоминать, расставлять по книжным полкам, хвалить или ругать.

ПРИМЕЧАНИЕ: Оформление обложки начинается с творческого поиска художника - выбора шрифтов, рисунка, цвета фона и цвета надписи. Выполнив несколько эскизов, нужно выбрать самый удачный и приступать к работе.

Орнамент и рисунок на обложке книги должны сочетаться со шрифтом и соответствовать содержанию книги.

Название книги, автор должны хорошо читаться (правильность подбора шрифта). Шрифт подчёркивает смысл и стиль произведения.



  • ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ

Первый лист книги - титульный лист. Его назначение - сообщить читателю главные сведения о книге (автор, заглавие, место нахождения издательства, его название, год выпуска книги и др.). Титульный лист может быть одинарным (из двух страниц - лицо и оборот) или двойным (из четырех страниц, как правило первых).

  • БУКВИЦА С ЗАСТАВКОЙ И ТЕКСТОМ

Буквица - это та же буква, но написанная, а точнее, нарисованная по-особому. Это - укрупнённая заглавная буква первого слова, которую художник может представить то в виде акробата, делающего «мостик» (вот и буква «П»); то в виде двух скоморохов, растягивающих канат (получается буква «Н»); то в виде руки, держащей, как подсвечник, стилизованную букву «Т»… Приёмов, которые можно использовать для изображения буквиц, много: всё зависит от содержания и стиля книги. Стиль художника и стиль писателя должны совпадать.

Заставка - это картинка (чаще всего - рисованная), которая открывает текст. Она стоит перед главой или всей книгой, сообщая нам её главную тему. Заставка может быть тематической, сюжетной, иллюстрирующей текст, а может быть декоративной, состоящей из нескольких росчерков пера или причудливого орнамента. Это решает художник, оформляющий книгу и стремящийся передать её характер, дух произведения.

Для выполнения данного элемента можно пользоваться книгой «Шрифты», а можно придумать свои буквы.

  • ИЛЛЮСТРАЦИЯ

Иллюстрация - рисунок, который в книге украшает содержание, делает ее яркой, привлекательной, помогает понять содержание прочитанного текста.

Если человека, особенно маленького, спросить: какие книжки он больше любит читать - с картинками или без них? - он, разумеется, ответит, что с картинками, то есть иллюстрированные. Вспомните, на чём Буратино «поймал» покупателя своей азбуки? На том, что книжка оказалась «с чу-у-удными картинками»!

Обратить внимание

при выполнении иллюстраций внимательно соблюдать все законы, правила,приемы и средства композиции, изученные ранее:

Выделяют следующие композиционные правила:

•передача движения (динамика)

•передача покоя (статика)

•золотого сечения (одной трети)

К приемам композиции относится:

•передача ритма,

•передача симметрии и асимметрии

•равновесие частей композиции

•выделение сюжетно-композиционного центра

Средства композиции включают:

•Формат, пространство, композиционный центр, равновесие, динамику и статику, симметрию и асимметрию, открытость и замкнутость, контраст, светотень (объемность), цвет, декоративность, целостность.

Средства композиции - это все, что нужно для ее создания

2. Выбор сюжета и поиски композиции

Выбор произведения для работы может быть как самостоятельным, так и по совету преподавателя (учитывать индивидуальные способности детей).





3. Практическая часть - работа в материале

Работа ведётся одновременно на 4-х листах, таким образом, работы красками получаются, выполненными в одной цветовой гамме. Другие выбранные материалы позволяют вести работу на каждом листе отдельно.

4. Завершение работы

а) оформление макета книги,

б) сравнительный анализ детских работ,

в) подведение итогов,

г) оформление выставки

Условия реализации программы, материально-техническое обеспечение:

занятия проходят в помещении учебного кабинета по композиции, оборудованном в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями и нормами. В методическом фонде - работы учащихся ДХШ по «Книжной графике». В здании ДХШ находится детская библиотека. В библиотеке имеется фонд справочной литературы, книги по искусству, художественная, детская и занимательная литература, иллюстрации по истории книги.









































5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Брингхёрст Р. Основы стиля в типографике. М.: Д. Аронов, 2006.

2. В. С. Кузин "Методика преподавания изобразительного искусства в 1-3 классах, М., "Просвещение", 1983;

3. В. А. Фаворский "Об искусстве, о книге, о гравюре", М., "Книга", 1986;

4. В. П. Панов "Иллюстрация в книге, советы начинающим", М., "Юный художник", 2001;

5. Гессен Л. И. Архитектура книги. М.-Л.: Государственное научно-техническое издательство, 1931. Интернет

6. Гильо Г. Г., Константинов Д. В. Оформление советской книги. М.-Л.: Гизлегпром, 1939. Интернет

7. Звонцов В.М. «Основы понимания графики» ( Москва: Издательство Академии Художеств СССР, 1963), пособие для детей

8. Курочкина Н. Знакомим с книжной графикой (Детство-Пресс 2001).

9. Книгопечатание как искусство. Типографы и издатели XVIII-XX веков о секретах своего ремесла. М.: Книга, 1984.

10. «Книга и Графика», гл. ред. Т.Б. Князевская, издательство «Наука», М., 1972;

11. Н.М.Сокольникова Основы композиции, Москва, Изд. "Титул", 1993г.

12. Н.Н. Ростовцев «История методов обучения рисованию, «Просвещение», М., 1982;

13. Н.И. Шантыко « Творчество советских иллюстраторов», издательство академии художеств СССР, М., 1962;

14. Н. Н. Ростовцев "Методика преподавания изобразительного искусства школе" «Просвещение», М., 1982;

15. Чихольд Я. Облик книги: избранные статьи о книжном оформлении. М.: Книга, 1980.

16. Энциклопедический словарь. Под ред.А.М. Прохоров.- М.: Советская энциклопедия. 1983.

17. Ю. А. Герчук "Об искусстве книги", М., "Знание" - серия исскуство, 5/1977; Интернет





ПРИЛОЖЕНИЕ





МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ к урокам по композиции в IV классе ДХШ «Книжная графика»













































































Береснева Мария ,15 лет

























МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ к урокам по композиции в IV классе ДХШ «Книжная графика»



Петрова Александра, 14 лет































МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ к урокам по композиции в IV классе ДХШ «Книжная графика»





Некрасова Марина,14 лет





 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал