7


  • Учителю
  • Сценарий сольного концерта Войдём в мир музыки

Сценарий сольного концерта Войдём в мир музыки

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Муниципальное казённое образовательное учреждение дополнительного образования детей «Шипуновская детская школа искусств им. В.Т.Христенко»



























ВОЙДЁМ В МИР МУЗЫКИ



СЦЕНАРИЙ СОЛЬНОГО КОНЦЕРТА

ЕЛЬЧИЩЕВОЙ ЮЛИ 3КЛАСС























Разработала:О.А.Уколова,

преподаватель по классу фортепиано































с.Шипуново

2011







Дата проведения: 17.05.2011г.

Место проведения: СОШ им. А.В.Луначарского

Здравствуйте, ребята! Для начала я хочу вам представиться, меня зовут Уколова О.А., я работаю преподавателем по классу фортепиано в школе искусств. Сегодня я проведу у вас урок музыки. Мы отправимся в музыкальное путешествие, вы послушаете классическую музыку в исполнении вашей одноклассницы и ученицы 3класса фортепианного отделения школы искусств Ельчищевой Юли. Два года назад Юля уже выступала перед вами с сольным концертом и сегодня вы сможете оценить её творческий рост.

Итак, поезда собираются в путь со станции, корабли уходят в море из гавани, самолёты снаряжаются в аэропорту, а нашей с вами гаванью, станцией, аэропортом будет вот этот музыкальный класс. Подключите свою фантазию и воображение и представьте себе, что вы, спустившись с трапа самолёта, оказались в одном из красивейших краёв Германии, Тюрингии. Вдали виднеется гора с замком на вершине. Это Вартбург - старинная крепость. Поднимаемся в этот замок. Из окон открывается захватывающий дыхание вид на окрестные горы, покрытые лесом. У подножья горы расположен небольшой город Эйзенах, в котором в 17 веке, в 1685 году родился немецкий композитор И.С.Бах. На небольшой эйзенахской площади стоит Дом-музей И.С.Баха. Верхние помещения обставлены старинной мебелью и показывают как жили немецкие горожане во времена Баха. В других комнатах висят портреты, гравюры, находятся документы, рассказывающие о жизни и творчестве Баха.

А внизу находится зал музыкальных инструментов. В нём выставлена старинная виола, которая является предшественницей семейства скрипичных; лютня - предшественница гитары; клавесин и клавикорд - предшественники фортепиано; духовые - флейта, гобой, труба. Обычно в этом Доме-музее для путешественников устраивают концерты из произведений Баха. Давайте представим себе, что мы находимся на одном из таких концертов.



И.С.Бах Ария



В Германии нам с вами придётся задержаться, так как здесь в 1810 году в небольшом немецком городе Цвикау родился гениальный композитор Роберт Шуман(1810-1856). Давайте попробуем заглянуть в дом Шуманов… За роялем сидит белокурый мальчик лет десяти с круглым озорным лицом. Вокруг теснится шумная компания мальчишек.

- Ещё Роберт, ну пожалуйста, теперь меня изобрази!

- Нет, тебя потом, а сейчас догадайтесь-ка сами!

Не спеша, будто нехотя, с ленцой, движется звук за звуком. Мелодия какая-то странная, с неуклюжими поворотами. После прослушивания раздаётся разноголосый смех.

- Курт! Ну, конечно, это же Курт!..

Удивительное умение «рисовать» звуками Шуман пронёс через всю свою жизнь. Но его путь в музыку был нелёгким. Его мечта стать музыкантом встретило упорное противодействие со стороны матери. Стать музыкантом? Нет! Это не профессия для её Роберта! Великие Моцарт и Бетховен закончили свою жизнь в нищете. Она мечтала о юридическом образовании для своего сына. И Роберт поступает в Лейпцигский университет, но только в 20 лет ему удалось порвать с ненавистной ему юридической наукой. «Я посвящаю себя искусству,- писал он матери,- я хочу, могу, и должен это сделать!».

Музыкальное творчество Шумана огромно, оно охватывает все жанры, за исключением балета: симфоническая музыка, вокальная, фортепианная.

Эмоциональная шкала музыки Шумана отличается множеством градаций: нежность и ироническая шутка; бурный порыв и растворение в созерцании и поэтических грезах. Языком музыки Шуман воплотил портреты-характеры, картины настроения, образы природы, легенды, народный юмор, веселые зарисовки.

Для фортепиано Роберт Шуман создал фортепианные циклы под названием «Бабочки», «Карнавал», «Фантастические пьесы», «Альбом для юношества»… Вот уже более 100 лет юные пианисты не расстаются с музыкальными пьесами из фортепианного альбома под названием «Детские сцены». Миниатюры, входящих в цикл, - своеобразные «музыкальные новеллы», рассказы с незамысловатым сюжетом, воплощение различных эмоций и настроений. Детские сцены - взгляд взрослого на трогательный мир ребенка с его страхами, переживаниями и радостями.

По-видимому, «Детские сцены» были для Шумана одним из самых любимых его произведений. Он неоднократно и с неизменной теплотой упоминал этот цикл в письмах: «Детские сцены... кроткие, нежные и счастливые - как наше будущее», - признавался Шуман жене Кларе во время долгой разлуки.

А сейчас послушайте одну из пьес из этого альбома.



Р.Шуман О чужих странах и людях («Детские сцены»)



Продолжим наше путешествие. И следующей остановкой будет Россия, конец ХIХ - первая половина ХХ века.

В этот период жил выдающийся русский композитор, Гедике Александр Федорович [1877 - 1957], народный артист РСФСР, лауреат Государственной премии СССР, талантливый педагог, профессор Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского, доктор искусствоведения, основоположник советской органной школы.

Александр Гедике происходил из семьи потомственных немецких органистов. Его дед, обосновавшийся в России еще в начале 19-го века, был органистом московской католической церкви святого Людовика. Там же служил и отец Александра Гедике, под руководством которого маленький Саша начал обучаться игре сначала на рояле, а затем на органе. Уже с 10 летнего возраста он замещал отца в церкви, а с 12 лет начал выступать в концертах. Первый сольный органный концерт он дал в Большом зале консерватории. Всего же здесь им было сыграно более 200 концертов. На протяжении десятилетий он являлся ведущим отечественным органистом. Благодаря Гедике в стране стала регулярной и очень популярной практика органных вечеров и именно Гедике дал импульс развитию органного творчества в России.. Им написано множество произведений для этого величественного инструмента: концерты, прелюдии и фуги, хоралы, фантазии».

Александр Гедике сочинял произведения не только для органа. Его композиторское наследие насчитывает около ста опусов. Это оперы, симфонии, инструментальные концерты, квартеты, трио, скрипичные и виолончельные сонаты. Популярны фортепьянные пьесы Гедике для начинающих музыкантов. Их яркий, выразительный, ясный музыкальный язык понятен и близок детскому восприятию. По сей день эти миниатюры относятся к лучшим в педагогическом репертуаре.

Редкая душевная чистота и благородство снискали музыканту всеобщую любовь и признание. Мало кого так любили в консерватории в Москве как Александра Гедик. Он был невероятно добр. Знаменитое «гедиковское» высказывание «ну, это совсем плохо, четверка!» вошло в историю. Сейчас вы послушаете Этюд Гедике. Этюд - это музыкальное произведение, которое помогает развивать технику пианиста, это своего рода упражнение, но имеющее содержание, образ. Поэтому каждому этюду мы с учениками придумываем название, чтобы этюд стал настоящим музыкальным произведением. Этюду Гедике мы дали название «В зимнем лесу».



А.Гедике Этюд





В одно время с Гедике жил русский композитор мирового значения Сергей Васильевич Рахманинов (1873-1943).

Род Рахманиновых происходил из дворян Тамбовской губернии. История рода Рахманинова уходит корнями к внуку молдавского царя Стефана Великого Василию, прозванного Рахманиным. Мать, Любовь Петровна (урождённая Бутакова) ― дочь директора Кадетского корпуса генерала П. И. Бутакова. Дед композитора по отцовской линии, Аркадий Александрович, был музыкантом, отец - музыкально одарённый. Но музицировал любительски. Обострённо-лирическое ощущение эпохи грандиозных социальных потрясений связано у Р. с воплощением образов родины

Рахманинова-композитора часто называют «самым русским композитором». Тема родины - центральная в творчестве Рахманинова. В его сочинениях тесно сосуществуют страстные порывы непримиримого протеста и тихое созерцание, трепетная насторожённость и волевая решимость, мрачный трагизм и восторженность

Вскоре после революции 1917 года Рахманинов воспользовался неожиданно пришедшим из Швеции предложением выступить в концерте в Стокгольме и в конце 1917 года вместе с женой Натальей Александровной и дочерьми покинул Россию

1 ноября 1918 года вместе с семьёй отплыл из Норвегии в Нью-Йорк, где прожил до конца жизни (1943).

Когда Рахманинов прибыл в Америку, один музыкальный критик удивленно спросил:

- Почему маэстро так скромно одевается?

- Меня все равно здесь никто не знает, - ответил Рахманинов.

Со временем композитор ничуть не изменил своих привычек.

И тот же критик через несколько лет снова спрашивает:

- Мэстро, ваши материальные обстоятельства значительно изменились к лучшему но лучше одеваться вы не стали.

- Зачем, ведь меня и так все знают, - пожал плечами Рахманинов.



Прожив почти половину жизни за рубежом, Рахманинов до конца дней чувствовал себя русским человеком. Здесь он получил признание не только как композитор, но и как великолепный пианист.



В годы Великой Отечественной войны Рахманинов дал в США несколько концертов, весь денежный сбор от которых направил в фонд Красной армии. Денежный сбор от одного из своих концертов передал в Фонд обороны СССР со словами: «От одного из русских посильная помощь русскому народу в его борьбе с врагом. Хочу верить, верю в полную победу».

Сейчас вы услышите очень популярную пьесу Рахманинова - «Итальянскую польку».

Сергей Рахманинов написал «Итальянскую польку» в 1906 году, будучи с женой и дочкой в Италии после того, как услышал уличных музыкантов. Часто Рахманинов играл эту пьесу вместе с женой в четыре руки.



С.Рахманинов Итальянская полька



Сейчас мы познакомимся ещё с одним гениальным русским композитором ХХ века - Сергеем Прокофьевым (1891-1953), который родился позже Рахманинова примерно на 20 лет. Он является Народным артист РСФСР, лауреатом шести Сталинских премий, посмертно ему была присуждена Ленинская премия.

Его богатое творческое наследие получило широкое признание в России и за рубежом. Прокофьев оставил более 130 произведений, в числе которых 8 опер, 6 балетов, 7 симфоний, оратории и кантаты, инструментальные концерты и ансамбли, многочисленные фортепианные произведения, романсы, песни, музыка для театра и кино

Его музыке, полной оптимизма, свойственны энергия и напористая стремительность развития, упругие ритмы, широта мелодического дыхания, чистый, светлый лиризм.

Биография этого своеобразного человека началась в провинциальной глуши, в Сонцовке на Украине, где отец его был управляющим имением. Здесь, под руководством матери, хорошей пианистки, начались занятия музыкой с 5 лет и уже тогда проявлял интерес к сочинительству. В возрасте 9-10 лет мальчик-композитор написал 2 оперы: «Великан» и «На пустынных островах». Определение "композитор" было для Прокофьева гак же естественно, как "человек".

В летописях русских композиторов мы не встречаем случаев "вундеркиндства", тяга к сочинительству проявлялась в более зрелом, юношеском, а не в детском возрасте и на первых порах ограничивалась фортепианными пьесками и романсами. Прокофьев же, поступая в Петербургскую консерваторию в 14 лет, положил на экзаменационный стол ноты двух опер и симфонии. Это мне нравится!" - "сказал Римский-Корсаков, который вел экзамен".

К 1914 году Прокофьев закончил консерваторию по двум специальностям - композитор и пианист. В награду родители предложили ему поездку за границу. Он выбрал Лондон.

В мае 1918 года выезжает на заграничные гастроли, которые затянулись на восемнадцать лет. До 1922 он жил в США, а в 1923 поселился в Париже.

Жизнь Прокофьева вне России не была легкой. Его музыку не всегда принимали. Резкие рецензии были направлены и на исполнительскую деятельность. При интенсивном концертировании Прокофьев всегда находил время для сочинения. Именно в зарубежный период обогатилась эмоциональная палитра его музыки, включавшая жесткий драматизм. Постепенно к блистательным именам художественного мира Запада прибавляется и его имя.

Прокофьев общается с С.Рахманиновым, М. Равелем, П. Пикассо, Ч. Чаплином и др. знаменитыми людьми.



В 1936 году вернулся на родину.

О возвращении домой Прокофьев давно мечтал. В мемуарах одного из его французских приятелей приводятся высказывания Сергея Сергеевича: "Воздух чужбины не возбуждает во мне вдохновения, потому что я русский… Я должен снова окунуться в атмосферу моей родины, я должен снова видеть настоящую зиму и весну, я должен слышать русскую речь, беседовать с людьми, близкими мне». На родине Пркофьев оказывается в самой гуще творческой жизни страны. Он пишет много музыки. Именно в это период он сочиняет музыку для детей: симфоническую сказку «Петя и волк», а также фортепианный альбом под названием «Детская музыка» из 12 пьес. Прокофьев очень любил детей и охотно сочинял музыку для юных слушателей.

Музыка для детей и юношества - это особая страница творчества великого мастера. Для маленьких любителей музыки сочиняли почти все композиторы, но мало кто уделял этой области творчества столько внимания, сколько уделял Прокофьев (балеты «Золушка», «Сказ о каменном цветке», оперы «Любовь к трём апельсинам», «Сказка про шута, семеро шутов перешутившего»…)

Цикл «Детская музыка» С. Прокофьева - это картинки природы и ребячьих забав, это летний день с утра до вечера, счастливое детство. Послушайте пьесу из этого альбома «Прогулка» она приносит с собой утреннюю бодрость и радость. Все кругом посветлело и повеселело, и, как будто бы слышится подпрыгивающая ребячья походка и незатейливая утренняя песенка.

С.Прокофьев Прогулка

120 лет позади и мы с вами в 21 веке… Сейчас прозвучат несколько произведений современных композиторов.



Ю.Некрасов Маленькая сонатина(1ч.)



Сонатина-это маленькая соната. Соната (в переводе «звучать») - это камерное музыкальное произведение, в трёхчастной форме. Один и тот же герой в каждой из частей показан в различных ситуациях. Если сравнивать с литературным жанром, то сонатина-это повесть, а соната - это роман.

Вы послушаете 1 часть сонатины, где герой показан в общении с природой.



Н.Кузнецов Полька



Название этой пьесы диктует её характер - весёлый и танцевальный. Но для того, чтобы повысить ваш интерес, можно представить, что эту польку начинают танцевать Мальвина и Буратино, а затем к ним присоединяются другие персонажи театра Карабаса.



И в заключении нашего путешествия вы послушаете джазовую музыку современного немецкого композитора Манфреда Шмитца (1939. окончил консерваторию в Веймаре, в котором живёт в настоящее время и преподаёт в консерватории им. Ф.Листа) под названием «Детские забавы». Музыка лёгкая, задорная. Именно такой жизнерадостной музыкой хочется закончить наше путешествие.





М.Шмитц Детские забавы





























6



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал