- Учителю
- Программа внеурочной деятельности по хореографии От ритмики к танцу
Программа внеурочной деятельности по хореографии От ритмики к танцу
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа№4
Программа
Внеурочной деятельности по хореографии
«От ритмики к танцу»
Составила:
Учитель хореографии
Николайчук Виктория Федоровна
2016-2017 учебный год
г. Сургут
Пояснительная записка
Программа по внеурочной деятельности «От ритмики к танцу» для учащихся 2-х, 3-х и 4-х классов, составлена в соответствии с нормативными документами:
-
Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
-
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.07.2014 г. № 41 «Об утверждении САНПИН 2.4.43172-14 «Санитарно - эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».
-
Учебный план МБОУ СОШ №4 г. Сургута в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
С учетом:
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, программы: Пуртовой Т.В., Беликовой А.Н., Кветной О.В. «Учите детей танцевать», рекомендованной Министерством образования РФ, 2009г.; Мошковой Е.И. «Ритмика и бальные танцы для начальной и средней школы», рекомендованной Управлением общего начального и среднего образования Министерства РФ, 2008г.; Примерной программы по физической культуре. Начальная школа, часть 2, 2-е изд., - М.: Просвещение (Стандарты второго поколения), 2011г.
Данная программа внеурочной деятельности направлена на формирование гармонично и всесторонне развитой личности в процессе овладения искусством танца, развитие художественной одаренности в области танцевально-исполнительского мастерства, развитие и совершенствование специальных музыкальных способностей, что и определяет художественную направленность программы.
Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время особое внимание уделяется культуре, искусству и приобщению детей к здоровому образу жизни, к общечеловеческим ценностям. Укрепление психического и физического здоровья, получение общего эстетического, морального и физического развития в системе дополнительного образования детей большая роль принадлежит танцу. Ребенок, занимаясь танцем, развивает грацию движения, силу, выносливость, гибкость. Продуманные и целенаправленные занятия несут в себе художественное воспитание.
Отличительной особенностью данной программы является объединение в ней разных танцевальных направлений: классического, народно-сценического и эстрадного танцев. На первой ступени обучения больше времени уделяется элементам классического и народного танца, на второй и третьей - количество часов на каждое направление примерно одинаково.
Возраст обучающихся - 7-10 лет.
Программа предназначена для обучающихся, не имеющих медицинских противопоказаний для занятий хореографией. Набор детей производиться в начале учебного года.
Возрастные характеристики:
-
высокий уровень активности;
-
эмоциональная непосредственность;
-
повышенная работоспособность, но в то же время высокая утомляемость, в следствии чего, необходим отдых в течении дня;
-
высокая чувствительность к критике со стороны взрослых;
-
становление чувства ответственности.
-
развитое самосознание, боязнь поражения;
-
проявление лидерских качеств;
-
высокая ранимость;
-
поиск себя и самосознания;
Срок реализации программы - 3 года (38 часа в год).
Практическая значимость объясняется основными принципами, на которых основывается вся программа, это - гармоничное сочетание взаимосвязи воспитания, обучения и развития ребенка в соответствиии с новыми образовательными стандартами; принцип взаимосвязи эстетического воспитания с хореографической и физической подготовкой, что способствует развитию творческой активности детей, дает им возможность участвовать в постановочной и концертной деятельности. Эстетическое воспитание помогает становлению основных качеств личности: активности, самостоятельности, трудолюбия. Программный материал нацелен на развитие ребенка, на приобщение его к здоровому образу жизни в результате разностороннего воспитания (развитие разнообразных движений, укрепление мышц, понимание детьми связи красоты движений с правильным выполнением танцевальных упражнений и др.).
Вид программы: компилятивная.
Программа взаимосвязана с такими предметами основного образования, как физкультура, музыка, ритмика.
Новизна программы состоит в том, что в ней учтены и адаптированы к возможностям детей разных возрастов основные направления танца и пластики, включающие: гимнастику, ритмику, классический, народно-сценический и эстрадный танцы. В программе суммированы особенности программ по перечисленным видам танца, что позволяет ознакомить обучающихся со многими танцевальными стилями и направлениями. Такой подход направлен на раскрытие творческого потенциала и темперамента детей, а также на развитие их сценической танцевальной культуры.
Данная программа создавалась с учётом того, что система хореографического воспитания, объединяющая внеурочные формы занятий танцевальными упражнениями, должна создавать максимально благоприятные условия для раскрытия и развития не только физических, но и духовных способностей ребёнка, его самоопределения.
Цель и задачи программы
Цель программы - обучение основам хореографического искусства, раскрытие творческой личности ребенка средствами хореографии.
Для достижения планируемых результатов и поставленной цели изучения данной программы «От ритмики к танцу» решаются следующие задачи:
-
Образовательные:
-
обучить основам хореографического искусства;
-
сформировать практические умения и навыки;
-
дать определенные теоретические знания;
-
научить владеть собственным телом, используя заложенные в ребенке способности;
-
научить правильно двигаться под музыку, передавая ее особенности: ритм, темп, смысл, характер.
-
дать необходимые знания актерского мастерства;
-
научить самостоятельно пользоваться полученными практическими навыками и теоретическими знаниями.
2. Воспитательные:
-
сформировать нравственную культуру;
-
воспитать чувство коллективизма, взаимопомощи, единства;
-
воспитать трудолюбие, дисциплину, внутреннюю организованность и чувство ответственности;
-
воспитать любовь к искусству и гармоничное восприятие мира;
-
сформировать эстетический вкус.
-
воспитывать стремление к здоровому образу жизни.
3. Развивающие:
-
развить координацию движений, чувство ритма, эмоциональность, образное мышление, память;
-
развить гибкость, пластичность;
-
развить физическую выносливость и активность;
-
развить творческую инициативу и потенциал каждого обучающегося.
Принимая во внимание вышеперечисленные задачи в области хореографической культуры, основными принципами, идеями и подходами при формировании данной программы были следующие: демократизация и гуманизация педагогического процесса, педагогика сотрудничества, деятельностный подход.
Принцип демократизации в педагогическом процессе выражается в обеспечении всем и каждому ученику одинакового доступа к основам хореографической культуры, максимальном раскрытии способностей детей, построении преподавания на основе использования широких и гибких методов и средств обучения для развития детей с разным уровнем их двигательных и психических способностей, изменении сути педагогических отношений, переходе от подчинения к сотрудничеству.
-
Принцип гуманизации педагогического процесса заключается в учёте индивидуальных способностей личности каждого ребёнка и педагога. Он строится в соответствии с личным опытом и уровнем достижений школьников, их интересами и склонностями. Учителя обязаны предоставлять детям разноуровневый по сложности и субъективной трудности усвоения материал программы.
-
Осуществление принципов демократизации и гуманизации в педагогическом процессе возможно на основе педагогики сотрудничества - идеи совместной развивающей деятельности детей и взрослых, в процессе которой они связаны взаимопониманием и проникновением в духовный мир друг друга, совместным желанием анализа хода и результатов этой деятельности.
-
Деятельностный подход заключается в ориентировании ученика не только на усвоение готовых знаний и умений, но и на овладение способами хореографической и ритмичной деятельности, на развитие познавательных сил и творческого потенциала ребёнка. Это отход от вербальных методов и форм передачи готовой информации, пассивности учащихся на занятиях к активному усвоению знаний, умений и навыков, реализуемых в разнообразных видах хореографической деятельности.
Так же программа предусматривает следующие принципы обучения:
-
постепенность в развитии природных данных учеников;
-
строгая последовательность в овладении лексикой и техническими приемами;
-
учет возрастных особенностей.
Программа предназначена для обучающихся, не имеющих медицинских противопоказаний для занятий хореографией.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ОТ РИТМИКИ К ТАНЦУ»
Программа включает в себя основные направления: «Элементы классического танца», «Беседа по хореографии», «Основы народно- сценического танца», «Творческая деятельность».
«Элементы классического танца»
Данный раздел включает в себя, изучение элементов классического танца, который является фундаментом обучения для всего комплекса танцевальных дисциплин. Он направлен на изучение основных позиций и движений классического танца. Упражнения способствуют гармоничному развитию тела, технического мастерства, культуры движений; формируют осанку, развивают гибкость и координацию движений; помогают усвоить правила хореографии.
«Беседа по хореографии»
На первом этапе учащиеся знакомятся с происхождением танца, с его отличительными особенностями, композиционным построением, манерой исполнения и характером музыкального сопровождения.
На втором этапе дети изучают историю русского народного костюма, простейшие элементы народно-сценического танца по степени сложности.
На третьем этапе разбор элементов и видов хороводов, собираются в единую композицию, этюды.
«Основы народно - сценического танца»
Этот раздел включает изучение народных плясок и хороводов. В процессе разучивания танца, педагог добивается, чтобы учащиеся исполняли выученные танцы музыкально, выразительно, осмысленно, сохраняя стиль эпохи и национальный характер танца. Народный танец является одним из основных разделов хореографического образования. Он дает возможность учащимся приобретать качества и навыки, которые не могут быть развиты за счет обучения только классическому танцу.
Народно-сценический танец имеет важное значение для развития художественного творчества и танцевальной техники у учащихся.
«Творческая деятельность»
С первых уроков дети, приобретают опыт музыкального восприятия. Главная задача педагога - создать у детей эмоциональный настрой во время занятий. Отсюда предъявляются требования к музыкальному оформлению занятий:
-
правильный подбор музыкального произведения в соответствии с исполняемым движением;
-
художественное и выразительное исполнение музыки, которое является главным методическим приёмом преподавания.
Творческая деятельность включает в себя ритмичные упражнения, построения и перестроения, музыкально-танцевальные игры для школьников. Упражнения этого раздела способствуют развитию музыкальности: формированию восприятия музыки, развитию чувства ритма и обогащению музыкально - слуховых представлений, умению координировать движения с музыкой.
В программный материал входит:
-
прослушивание детской музыки и детской песни;
-
разучивание танцевальных движений на середине зала;
-
разучивание партерных элементов танца;
-
составление рисунка танца и танцевальных комбинаций;
-
работа над танцевальным образом.
Комплексное обучение строится на изучении и отработке разных стилей и направлений хореографии, что позволяет улучшить общее физическое состояние ребенка.
Уроки хореографии способствуют раскрепощению ребенка, развивают координацию и пластику, чувство ритма, гибкость, добавляют уверенности в себе, учат выражать свои эмоции и получать огромный заряд бодрости и хорошего настроения.
Важнейшим требованием проведения современного урока по хореографии является обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода к учащимся с учетом состояния здоровья, пола, физического развития, двигательной подготовленности, особенностей развития психических свойств и качеств, соблюдения гигиенических норм.
ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В учебном плане МБОУ СОШ № 4 на изучение внеурочной программы по хореографии «От ритмики к танцу» в 2-х, 3-х,4-х классах отводится 34 часа на каждую параллель, занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу, который выделен из обязательной части учебного плана образовательной программы.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта. Данная программа направлена на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов по хореографии.
Личностные результаты
-
формирование у детей художественного восприятия через танец;
-
формирование уважительного отношения к культуре других народов;
-
формирование и развитие чувства ритма, темпа, музыкальной формы;
-
формирование культуры движения;
-
развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;
-
развитие систематичности и последовательности в практическом овладении основами хореографии;
-
формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты
-
формирование способности принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, и поиска средств её осуществления;
-
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
-
умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
-
овладение информацией об особенностях хореографического искусства.
Предметные результаты
Учащийся научится:
-
соотносить результаты выполнения хореографических действий с эталоном, образцом, правилом;
-
выполнять прыжки в повороте на 180*, 360* и прыжки с поджатыми коленями;
-
раскрывание и закрывание рук: одной руки, двух рук, поочередное раскрывание рук; переводы рук в различные положения;
-
различать музыкальные размеры: 3/4, 4/4;
демонстрировать:
-
танцевальные элементы русского танца: веревочка, мячики, присядка с выносом на каблук;
-
различные упражнения для укрепления стопы: "гармошка", "ковырялочка", "каблучок";
-
танцевальные шаги: по точкам зала, по диагонали, по кругу, по линиям;
-
выполнять основные движения пляски: ковырялочка на воздух с соскоком и вынос ноги на носок с переводом на каблук и соскок по VI позиции ног
-
простой русский шаг: с притопом и продвижением вперед и назад;.
Получит возможность научиться:
-
выполнять разнообразные танцевальные упражнения в движении: ходьба, бег и прыжки;
-
выполнять на основе танцевальных упражнений шаг с подскоком, приставные шаги, шаг галопа в сторону;
-
выполнять различные перестроения: из колонны в круг, из круга в линии, из линий в шахматный порядок;
-
выполнять упражнения на растяжку, на пластику и гибкость.
Русский народный танец Пляска
Демонстрировать и без ошибок показать:
-
выполнять правильное скольжение ноги через пол на воздух соотносить результаты выполнения хореографических действий с эталоном, образцом, правилом;
-
бросок ноги на 90° и выше c I позиций и поднимание на полупальцы;
-
просчитывать музыкальную восьмерку;
-
ритмично комбинировать шаги, приставные шаги;
-
танцевальные элементы народного танца: шаг с притопом всей стопой и ударом каблука;
-
исполнять дробные переступания;
-
грамотное выполнение маршевого шага с носка, с высоко поднятым коленом;
-
простой русский шаг: с притопом и продвижением вперед и назад;
-
этюд «Пляска».
Основными методами оценки техники владения танцевальными хореографическими действиями являются методы наблюдения, демонстрация движений как по одному, так и по группам.
В результате освоения обязательного минимума содержания программы «От ритмики к танцу» учащиеся по окончании 3-го года обучения должны достигнуть следующего уровня развития творческой и танцевальной культуры.
Способы хореографической деятельности:
Знание истории и развития классического, народного танца. Знание русского народного танца «Пляска», «Полька».Умение описывать танцевальные построения круг в круге, восьмерка, корзиночка выявлять и исправлять типичные ошибки. Умение демонстрировать высокое качество действий в условиях постановки этюда. Знание и применение терминологии, правил и организации танцевального построения композиции. Соблюдение правил безопасного поведения. Участие в концертной деятельности.
По окончании программы учащийся 3-го года обучения должен демонстрировать уровень танцевальной подготовленности не ниже среднего результата, приведенных в разделе «Демонстрировать», что соответствует обязательному минимуму содержания образования.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
( 1 ЧАС В НЕДЕЛЮ, ВСЕГО 34 ЧАСА)
Распределение часов по четвертям:Количество часов в год
I полугодие
II полугодие
I четверть
II четверть
III четверть
IV четверть
34 часа
9 часов
7 часов
10 часов
8 часов
Программа предусматривает
Формы организации занятия: индивидуальное, учебное занятие, практическое занятие, показательное занятие, беседа, открытые занятия, постановочная работа, репетиции, выступления.
Виды занятий: урок-демонстрация, видео-урок, творческая мастерская, урок-импровизация.
Способы проверки результативности
-
Начальная диагностика в начале первого года обучения (в форме ритмичных упражнений, хлопков, тестирования), текущая аттестация в начале второго и третьего годов обучения в форме собеседования или зачета по теории и практического зачета танцевальных движений;
-
промежуточная аттестация после первого полугодия первого, второго и третьего годов обучения в форме показательных занятий, творческих работ, защиты рефератов и презентаций и т.д.
-
итоговая аттестация в конце первого, второго и третьего годов обучения в форме участия в отчетном концерте и практического зачета;
-
концертные выступления;
-
участие в конкурсах разного уровня.
ОПИСАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА УРОКАХ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ПРОГРАММЫ
Основные технологии: здоровьесберегающие, игровые.
-
Использование игровых технологий способствуют развитию и формированию в процессе обучения активной творческой личности.
-
Здоровьесберегающие технологии направлены на удовлетворение образовательных потребностей учащегося с учетом его склонностей, интересов, учебно-познавательных и функциональных возможностей, состояния здоровья. В методике обучения курсу, развития и воспитания превалируют методы, активизирующие самостоятельность, сознательность, поисковый характер учебной деятельности.
Для реализации программы в работе с учащимися применяются следующие методы:
1. Метод активного слушания музыки, где происходит проживание интонаций в образных представлениях: импровизация, двигательные упражнения - образы.
2. Метод использования слова - с его помощью раскрывается содержание музыкальных произведений, объясняются элементарные основы музыкальной грамоты, описывается техника движений под музыку, терминология, историческая справка и др.
3. Метод наглядного восприятия - способствует быстрому, глубокому и прочному усвоению программы, повышает интерес к занятиям.
4. Метод практического обучения, где в учебно-тренировочной работе осуществляется освоение основных умений и навыков, связанных с постановочной, репетиционной работой, осуществляется поиск художественного и технического решения.
Учебно - тематический план первого года обучения
п/п
Содержание
Общее количество часов
Из них
теория
Практика
1
Вводное занятие
2
1
1
2
Подготовительные упражнения
2
1
1
3
Гимнастика
3
1
2
4
Азбука музыкального движения.
4
1
3
5
Основы классического танца
5
1
4
6
Основы народно-сценического танца
7
2
5
7
Основы эстрадного танца
6
1
5
8
Основы актерского мастерства
1
1
9
Постановочная и репетиционная работа
4
4
10
Посещение театров, концертов
2
2
11
Итоговые занятия
1
1
12
Открытое занятие «Основы русского танца»
1
1
Итого
38
10
28
Содержание программы первого года обучения
-
Вводное занятие
Содержание программы первого года обучения, обсуждение целей, постановка задач на год. Инструктаж по правилам поведения обучающихся, охране труда и пожарной безопасности. Беседа на тему «Танец и его история».
-
Подготовительные упражнения
Правила исполнения подготовительных упражнений.
Практическая часть: постепенный разогрев мышц: упражнения для шеи, плеч, рук и кистей, ног и стоп, ходьба с носка, на полупальцах, на пятках, с высоким подниманием колена, лёгкий бег, разнообразные танцевальные шаги.
-
Гимнастика
Правила исполнения гимнастических упражнений. Критерии хорошего исполнения упражнений.
Практическая часть: упражнения на развитие танцевального шага, выворотности ног и стоп; гибкости позвоночника, спины, рук, боковых мышц корпуса. Упражнения для исправления осанки.
-
Азбука музыкального движения
Совершенствование ритмичности - умение создавать, выявлять и воспринимать ритм. Теоретическое освоение понятий «мелодия и движение», «темп», «ритм», «музыкальный размер». Правила и логика перестроений из одних рисунков в другие, логика поворота вправо и влево, соотношение пространственных перестроений с музыкой.
Практическая часть: музыкально - пространственные упражнения: упражнения на освоения темпа и ритма, перестроений из одного рисунка в другой, поворотов вправо и влево. Игра « Сидит дед…», игра « Пушинка», игра « Ножки, ножки…»
-
Основы классического танца
Беседа на тему «Что такое классический танец? История его возникновения и развития». Правила постановки корпуса, рук, ног и головы. Техника элементов классического танца. Просмотр видео балета «Щелкунчик».
Практическая часть: изучение поклона, позиций рук и ног, постановка корпуса и головы.
Выполнение упражнений:
-
demi-plie по I, II и V позициям;
-
grand- plie по I, II и V позициям;
-
battement tendu I, II и V позициям;
-
battement tendu jete I, II и V позициям;
-
rond de jambe par terre (2 такта ¾ на движение);
-
подготовительное и I por de bras;
-
перегибы назад, наклоны вперед по V позиции.
-
Основы народно-сценического танца
Беседа на тему: «Русский танец». Русские танцы и костюмы, связь между характером танца, образом жизни народа и окружающей средой. Техника исполнения элементов русского народного танца. Просмотр видеозаписей русских танцев из репертуара ансамбля им. И. Моисеева.
Практическая часть: изучение русского поклона, позиций рук и ног, постановка корпуса и головы в русском народном танце. Основные ходы (шаг с носка, марш, переменный русский ход, проходка с отставанием ноги, пружинистый ход с выносом ноги, ход в полуприседании, проскальзывание на одной ноге на низких полупальцах с одновременным подъемом другой согнутой ноги в прямом положении) и рисунки (круг, ручеек, колонны, диогональ) в русском народном танце. Упражнения с притопами и хлопками. Галоп в повороте. Трамплинные прыжки, подскоки в повороте. Фольклорные «Воротца», «Вышел гусь гулять», «Плескач», «Воробей»
Выполнение упражнений:
-
«Елочка» или «Гармошка»;
-
«Ковырялочка»;
-
«Метелочка»;
-
«Молоточек»;
-
«Веревочка»;
-
Припадание (на месте и с продвижением);
-
Русский ключ, полключа.
-
Основы эстрадного танца
Беседа на тему «Истоки и история развития эстрадного танца». Теория. Особенности эстрадного танца.
Практические занятия: позиции рук, простейшая композиции. Работа рук, тела, головы, корпуса, в разных направлениях эстрадного танца, движения по диагонали.
-
Основы актерского мастерства
Беседа на тему «Что такое театральное искусство?». Работа над сценическими образами.
Практические занятия: упражнения на развитие актерских навыков.
Театрализованные игры:
-
«Перевоплощение»;
-
«Птички»;
-
«Ритмопластика»;
-
Посещение театров, концертов
Практическая часть: просмотр спектаклей или концерта по расписанию занятий, выпадающих в каникулярное время: осенью и весной. Обсуждение просмотра.
-
Постановочная и репетиционная работа
Практическая часть:
Примерный репертуар постановочной работы:
-
танец «Барбарики»;
-
русский танец «Выйду на улицу».
-
эстрадный танец «Дружба».
Репетиционная работа - отработка танцевальных элементов для выступлений.
-
Итоговые занятия включают в себя резулҗтаты промежуточной аттестации (в конце первого полугодия в форме показательного занятия) и итоговую аттестацию (в конце учебного года в форме участия в отчетном концерте).
По окончанию первого года обучения, обучающиеся будут:
Знать:
-
иметь первоначальные представления о танце, его истории;
-
правила исполнения движений на развитие суставно-мышечного аппарата;
-
понятия «классический, народно-сценический, эстрадный танцы»;
-
правила постановки корпуса и головы в классическом и русском народном танцах;
-
позиции рук и ног в классическом и русском народном танцах;
-
элементы классического, народно-сценического, эстрадного танцев.
Уметь:
-
выполнять простые упражнения на развитие гибкости корпуса, спины, ног;
-
выполнять простые упражнения и комбинации классического и народно-сценического, эстрадного танцев;
-
развивать силу и выносливость путем повторения пройденных движений в увеличенном количестве и более быстром темпе;
-
делать построение и перестроение в колонну, в круг, диагональ, свободное размещение по классу.
Приобретут навыки:
-
исполнения элементов классического, народно-сценического, эстрадного танцев.
-
работы в коллективе;
-
терпения, выносливости.
Учебно - тематический план второго года обучения
п/п
Содержание
Общее количество часов
Из них
теория
Практика
1
Вводное занятие
2
1
1
2
Подготовительные упражнения
2
1
1
3
Гимнастика
3
1
2
4
Азбука музыкального движения.
4
1
3
5
Основы классического танца
5
1
4
6
Основы народно-сценического танца
7
2
5
7
Основы эстрадного танца
6
1
5
8
Основы актерского мастерства
1
1
9
Постановочная и репетиционная работа
4
4
10
Посещение театров, концертов
2
2
11
Итоговые занятия
1
1
12
Открытое занятие «Основы русского танца»
1
1
Итого
38
10
28
Содержание программы второго года обучения
-
Вводное занятие
Содержание программы второго года обучения, обсуждение целей, постановка задач на год. Инструктаж по правилам поведения обучающихся, ПДД и пожарной безопасности».
-
Подготовительные упражнения
Практическая часть: постепенный разогрев мышц: упражнения для шеи, плеч, рук и кистей, ног и стоп, ходьба с носка, на полупальцах, на пятках, с высоким подниманием колена, лёгкий бег, разнообразные танцевальные шаги.
-
Гимнастика
Правила исполнения акробатических упражнений.
Практическая часть: упражнения на развитие танцевального шага, выворотности ног и стоп, гибкости позвоночника и спины (мост, краб, конек, кольцо), ног (шпагат продольный и поперечный), боковых мышц бедер (наклоны вперед и в стороны)
-
Основы классического танца
Беседа на тему «Русские балерины 19 века». Техника элементов классического танца. Просмотр видео балета «Лебединое озеро».
Практическая часть: повторение изученного материала на первом году обучения.
Выполнение упражнений:
-
demi-plie, grand- plie по IV позициям с плавным переходом на заднюю ногу;
-
battement tendu I, II и V крестом;
-
battement tendu jete I, II и V крестом;
-
rond de jambe par terre с поднятием ноги на 45граддусов;
-
положение passe;
-
retire;
-
перегибы назад, наклоны вперед по I и II позициям;
-
II форма por de bras;
-
положение корпуса epaulement;
-
позы «Арабеск» (I,II,II,IV)
-
адажио на середине;
-
прыжок pas echappe во II позиции.
-
Основы эстрадного танца
Беседа на тему: «Модерн - история возникновения и развития». Техника исполнения элементов эстрадного танца. Просмотр видео «Танцы «Шоу-балета Аллы Духовой».
Практические занятия: стрейчинг (группа упражнений связанная с растяжением мышц тела), кроссы по диагонали (передвижения с использованием прыжков, шагов, комбинаций). Приемы изоляции.
Выполнение упражнений:
-
«паучок»;
-
«roll daunt»;
-
«roll app»;
-
«твист»;
-
«прыжок над тенью»;
-
Акробатика
Практическая часть: прыжки в шпагат, в кольцо, махи ногами (вперед, в стороны, назад), кувырок вперед, назад, разновидности «Колесо» (на 2 руках, на 1 руке, с колена, на локтях), «рандат», стойка на руках, «березка», плавные перекаты через «березку», перевороты (на руках, на локтях), «Рыбка».
-
Основы народно-сценического танца
Беседа на тему: «Хоровод». Техника исполнения элементов народного танца. Беседа на тему: «Фольклор и его творчество». Просмотр видеозаписей ансамбля «Березка».
Практическая часть: изучение народного поклона, позиций рук и ног, постановка корпуса и головы в народном танце. Основные ходы (переменный ход, 1,2,3, ход с каблука, боковой ход) в народном танце. Разучивание этюда "Матрёшки"," По улице мостовой"," Озорные припевки".
Выполнение упражнений:
-
Припадание с использованием рук в народном танце;
-
«Балансе»;
-
«Ковырялочка» - и их разновидности.
-
Основы актерского мастерства
Беседа на тему «Элементы актерского мастерства».
Практические занятия: тренинг «Искусство переживания и искусство представления. Игры-импровизации
-
«Магазин игрушек»
-
«Зеркало»
-
«Волшебные руки»
-
«Магазин игрушек»
-
«Пантомима»
-
Постановочная и репетиционная работа
Практическая часть:
Примерный репертуар постановочной работы:
-
танец «Цыплята»;
-
танец «Птицы белые».
-
Полька.
Репетиционная работа - отработка танцевальных элементов для выступлений.
-
Посещение театров, концертов
Практическая часть: просмотр спектаклей или концерта по расписанию занятий, выпадающих в каникулярное время: осенью и весной. Обсуждение просмотра.
-
Итоговые занятия включают в себя промежуточную аттестацию (в конце первого полугодия в форме показательного занятия) и итоговую аттестацию (в конце учебного года в форме участия в отчетном концерте).
По окончанию второго года обучения, обучающиеся будут:
Знать:
-
правила выполнения элементов классического экзерсиса, классического и народно-сценического танца;
-
правила перестановки позиций, движения и знание понятия «крест» в классическом танце;
-
элементы эстрадного танца;
-
элементы акробатики;
-
основы актерского мастерства.
Уметь:
-
выполнять движения классического, народно - сценического танца и эстрадного танца.
-
делать парные композиции;
-
выполнять простые акробатические элементы;
-
вживаться в образ.
Приобретут навыки:
-
выполнения упражнения на развитие связок и подвижности в тазобедренном суставе, на развитие гибкости позвоночника, выворотность ног, растяжку;
-
координации движений рук, ног и головы;
-
чувства свободы в танцевальных элементах.
Учебно - тематический план третьего года обучения
п/п
Содержание
Общее количество часов
Из них
теория
Практика
1
Вводное занятие
2
1
1
2
Подготовительные упражнения
2
1
1
3
Гимнастика
3
1
2
4
Азбука музыкального движения.
4
1
3
5
Основы классического танца
5
1
4
6
Основы народно-сценического танца
7
2
5
7
Основы эстрадного танца
6
1
5
8
Основы актерского мастерства
1
1
9
Постановочная и репетиционная работа
4
4
10
Посещение театров, концертов
2
2
11
Итоговые занятия
1
1
12
Открытое занятие «Основы русского танца»
1
1
Итого
38
10
28
Содержание программы третьего года обучения
-
Вводное занятие
Содержание программы второго года обучения, обсуждение целей, постановка задач на год. Инструктаж по правилам поведения обучающихся, охране труда и пожарной безопасности.».
-
Гимнастика
Практическая часть: упражнения на развитие танцевального шага, выворотности ног и стоп, гибкости позвоночника и спины (мост на руках, на логтях, краб, конек, кольцо), ног (шпагат продольный и поперечный, со скамейки, с прогибом назад), стойка с поднятием ноги на 180 градусов (вперед, в сторону), махи ногами (вперед, в стороны, назад).
-
Акробатика
Техника исполнения акробатических упражнений.
Практическая часть: повторение пройденного материала, разновидности «Колесо» (в паре), стойка на локтях с раскрыванием ног в шпагат, «волна», переворот назад с выходом в шпагат, перекат через «краб», «бочка», партер: вертушка, кувырок стелящийся, перекат через спину в паре, переворот в паре через стойку на руках, поддержки (парные, групповые).
-
Основы классического танца
Техника элементов классического танца. Просмотр видео балета «Спящая красавица».
Практическая часть: повторение изученного материала на первом году обучения.
Выполнение упражнений:
-
demi-plie, grand- plie с переменой корпуса;
-
battement tendu с passe par terre;
-
battement tendu jete pigue;
-
rond de jambe par terre с сочетанием por de bras;
-
battement fondu (носком в пол);
-
battement fondu plie-releve (на воздух);
-
battement frappe крестом (носком в пол);
-
адажио;
-
прыжки pas chasse, pas jete.
-
Основы народно-сценического танца
Беседа на тему: «Израильский танец, его особенности». Техника исполнения элементов танца. Просмотр видеозаписей.
Практическая часть: изучение положений ног, корпуса и головы, движений рук (переводы рук в различных позициях и положениях), проходок, шагов, прыжков, поворотов в танце, перегибы назад (на выпаде вперед, стоя на одном колене), мазки носком (поочередные на полупальцах, подскоках, с продвижением вперед).
Беседа на тему: «Армянский танец и его разновидности». Техника исполнения элементов танца. Просмотр видеозаписей армянских танцев.
Практическая часть: изучение положений ног, корпуса и головы, движений рук (переводы рук в различных позициях и положениях), ходов, шагов, поворотов, прыжков, выстукивания в танце «Кочари».
-
Основы эстрадного танца
Техника исполнения элементов эстрадного танца. Просмотр видео «Танцы «Шоу-балета «Экситон».
Практические занятия: стрейчинг (группа упражнений связанная с растяжением мышц тела), кроссы по диагонали (передвижения с использованием прыжков, шагов, комбинаций). Приемы пластики и импровизации.
Выполнение упражнений:
-
«арка»;
-
«тилт»;
-
«drop»;
-
«body roll»;
-
«fat black»;
-
«слайд».
-
Основы актерского мастерства
Беседа на тему «С. Станиславский и его творчество».
Практические занятия: тренинг «Искусство перевоплощения», упражнение на чувство пространства, этюд на тему «Человек и веловечек», упражнения с воображаемым предметом.
-
Постановочная и репетиционная работа
Практическая часть:
Примерный репертуар постановочной работы:
-
Греческий танц " Иотика".
-
Израильский танец" Хоп".
-
Армянский танец " Кочари".
-
Танец «Леди».
Репетиционная работа - отработка танцевальных элементов для выступлений.
-
Посещение театров, концертов
Практическая часть: просмотр спектаклей или концерта по расписанию занятий, выпадающих в каникулярное время: осенью и весной. Обсуждение просмотра.
Итоговые занятия включают в себя промежуточную аттестацию в форме презентации на тему: «Я и танец», и итоговую аттестацию в форме практического зачета (подведение итогов всего курса обучения).
По окончанию третьего года обучения, обучающиеся будут:
Знать:
-
правила исполнения более сложных элементов классического, народно-сценического, эстрадного танцев, акробатики;
-
принцип создания групповых композиций;
Уметь:
-
выполнять более сложные элементы классического, народно-сценического, эстрадного танцев, акробатики;
-
делать групповые композиции;
-
создавать собственные танцевальные композиции;
-
работать над хореографическими образами;
-
различать на слух танцевальные ритмы.
Приобретут навыки:
-
работать в группе: желание и способность оказывать практическую помощь младшим участникам коллектива;
-
передачи характера и настроения музыки в танце;
-
театрально-сценического мастерства.
Методическое обеспечение программы
Придерживаясь содержания программы, можно творчески подходить как к проведению занятий, так и к постановочной работе. Процесс обучения детей основывается на следующих принципах: активности, единства теории и практики, наглядности, доступности, систематичности занятий и индивидуального подхода.
Данная программа сочетает в себе тренировочные упражнения на полу, у станка, на середине зала, упражнения на растяжку, танцевальные движения классического, народного - сценического, эстрадного танцев, что способствует развитию танцевальности обучающихся. Некоторые простейшие теоретические сведения по музыкальной грамоте даются непосредственно в процессе занятий и в ходе работы над постановками.
Освоение элементов классического, народно-сценического, эстрадного танцев построено по степени усложнения; простые упражнения подготавливают к более сложным движениям и физической нагрузке; укрепляют мышцы ног, спины, способствуют развитию координации движений.
Большое значение имеет систематическое проведение бесед о хореографическом искусстве, посещение концертов, театров, совместный просмотр видеофильмов, что значительно усиливает познавательную деятельность обучающихся.
Первостепенное значение в деле эстетического воспитания ребенка имеет музыка, которую слышат обучающиеся на занятие и в постановочной практике. Она должна быть доступной и художественной, будь то народные, классические или современные ритмы.
Значительную роль, в художественном воспитании обучающихся играет сценическая практика, разработанные педагогом игры, творческие этюды. Они вводится с первого года обучения. На основе пройденного материала, программы подготавливаются концертные номера. Правильный подбор концертных номеров с учетом возможности детей, внутреннего мира ребенка содействует творческому росту обучающихся в процессе реализации их потребностей, способностей и умений в танцевальной деятельности. Участие детей в школьных концертах в городских мероприятиях г. Сургута поддерживают интерес у детей к занятиям хореографии.
Совместный труд учащихся студии танца «Веселый каблучок», в подготовке концертных программ, репетиции, концерты, вся деятельность студии - это радость творчества. И только через совместную деятельность педагогов и детей осуществляется приобщение к прекрасному. Подготовка к совместному выступлению имеет большое значение в решении воспитательных и образовательных задач. Общие репетиции сближают детей, между обучающимися в студии «Веселый каблучок» устанавливаются дружеские, товарищеские отношения.
Материально-техническое обеспечение программы:
Важным условием выполнения внеурочной программы является достаточный уровень материально - технического обеспечения:
- наличие специального зала, оснащенного зеркалами,
- качественное освещение в дневное и вечернее время;
- музыкальная аппаратура, аудиозаписи, цифровые образовательные ресурсы
- каждый ребенок должен иметь обязательную одежду и обувь для занятия;
- презентации;
- концерты танцевальных коллективов и ансамблей;
- танцевальные телепередачи.
Список литературы:
1. Барышникова Т. Азбука хореографии.- М.: Издательство «Рольф», 1999.
2. Ваганова А.Я. Основы классического танца, 7-е Издание стер. - Спб: издательство:(Лань), 2002.
3. Климов А. Русский народный танец. М, «Искусство, 1976.
4. Ткаченко Т. Народный танец. М «Искусство», 1976.
5. Ерохина О. В. Школа танцев для детей. Серия «Мир вашего ребенка».- Ростов-на-Дону: издательство «Феникс», 2003.
6. Бурмистрова И., Силаева К. Школа танцев для юных. - М.: Издательство Эксмо, 2003.
7.Идом Н., Кетрек Х. Хочу танцевать. - М.: «Махаон», 1992.
Информационное обеспечение:
1. В помощь современному учителю k-yroky.ru/load/67</</u>
2. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов school-
collection.edu.ru/
3. www.uchportal.ru