7


  • Учителю
  • Исследовательский проект Растения в материальной культуре Арзамасского района

Исследовательский проект Растения в материальной культуре Арзамасского района

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная школа Сельхозтехника»





Исследовательский проект













«Растения в материальной культуре Арзамасского района»

















Работу выполнили ученики 6 класса:

Крылова Мария, Самохвалова Евгения.

Руководитель:

учитель химии и биологии

Субботин В.М.





2016г.

р.п.Выездное.





Содержание

Введение

1. Обоснование актуальности. Цель и задачи проекта, проблемный вопрос и гипотеза.

2. Проектный продукт и ожидаемые результаты.

3. Этапы работы над проектом.

4. Определение содержания деятельности.

5. Основные методы работы, определение источников исследования.

Основная часть

1. Этимология и лексическое значение понятий «материальная культура», «наличник».

2. Изображения растений как элемент декора славянского жилища.

3. Изображения растений на наличниках, гербах, одежде

4.Вывод

5.Заключение

6.Список литературы и источников

7.Приложения.





















Введение

Тема нашего проекта «Растения в материальной культуре населения Арзамасского района»,то есть речь пойдет о использовании изображений растений на зданиях, одежде и других предметах материальной культуры. Почему мы выбрали эту тему? Мы считаем, что изображения растений играют большую роль в жизни человека. Они делают его жизнь ярче, насыщеннее и придают жилищу, одежде и другим предметам неповторимый колорит и уют. Нам захотелось побольше узнать об этом

Дома, украшенные деревянной резьбой, одежда с красивым цветочным орнаментом притягивают взгляд, но эта тема все реже используется населением. Домов с наличниками остается все меньше и меньше, и узоры с одежды с неповторимым орнаментом исчезают из нашей жизни. А ведь именно они растения придают неповторимость, своеобразность дома, села, одежды. Мы почти не обращаем внимания на старые дома, на то, как интересно они украшены. Неужели рядом с нами было это чудо, волшебство, а мы его не замечали, оказались в стороне от него? Теперь пройти равнодушно, не обращая внимания, мимо одетых в резное кружево домов невозможно. Каким же талантом, вкусом, мастерством нужно обладать, чтобы создавать такие украшения!

А потом в голову приходит еще один вопрос: что же заставляло русских крестьян, отягощенных заботами о хлебе насущном, столько времени тратить на такие занятия, вырезая и вышивая замысловатые узоры. И что обозначают изображения растений на наличниках домов, одежде и гербах городов? На эти вопросы мы и постараемся ответить.





Итак, проблемный вопрос: изображение растений - это защита от темных сил или украшение дома и одежды?

Гипотеза исследования: изображение растений на зданиях, одежде и других предметах - это элемент декора, украшения, смысл изображенных на нём символов утерян и непонятен.

Цель проекта- исследование и изучение изображений домовой резьбы, вышитой одежды, других предметов, исследование изображений гербов городов Нижегородской области.









Задачи:

1. Узнать значение слова «материальная культура», «наличник».

2. Собрать фотографии наиболее красивых наличников и домовой резьбы, вышитой одежды, гербов.

3. Изучить литературу о растительной символике.

4. Выявить отдельные повторяющиеся элементы, «расшифровать» их - связать с древней языческой символикой славян.

6. Представить собранный фотоматериал в буклете для ознакомления всех желающих с особенностями использования изображений растений на зданиях, одежде, гербах.

Проектным продуктом будет исследовательская работа, презентация проекта, буклет, в котором мы попытались объяснить значения некоторых символов наличников, а также фотографии наиболее интересных, красивых наличников. Этот продукт поможет достичь цель проекта - желание сохранить для следующих поколений учащихся эту часть искусства , как отзвук народной жизни и образец глубокого постижения действительности.

Ожидаемые результаты данного проекта состоят в приобретении умений собирать нужную информацию, работать с разными видами источников, в повышении коммуникативных навыков, кроме того, в процессе проектной деятельности приобретаются умения грамотно оформлять письменную часть проекта и представлять презентацию своей работы.

На выполнение данного проекта нам потребуется три месяца: начало проекта - сентябрь, окончание работы -ноябрь.









Этапы работы над проектом (план нашей работы с указанием всех промежуточных этапов):

  • Выбор темы и уточнение названия.

  • Составление плана исследовательского проекта.

  • Сбор информации:

  • поиск информации о значении слов «материальная культура, «наличник» в различных словарях,

  • изучение литературы о строении наличников и их назначении при строительстве дома, типах вышивки на одежде, о гербах населенных пунктов. (работа в библиотеке, чтение специальных книг).

  • изучение материалов интернета, специальных сайтов с целью поиска информации о значении узоров.

  • изучение фотоальбомов по данной теме.

  • беседы со специалистами «Центра ремесел Арзамасского района» по интересующей теме.

  • Практическая часть проекта: «путешествия» по улицам поселка и близлежащих сел с целью поиска наиболее интересных наличников домов, их фотографирование.

  • Изготовление продукта: обобщение полученной информации, написание и редактирование письменной части проекта, подготовка шаблона буклета, создание презентации проекта.

  • Оформление результатов работы в печатном и электронном виде.

  • Предзащита и защита проекта перед учениками школы.

Программа действий (определение содержания деятельности), которую предполагается выполнить:

  1. Подбор, анализ и обзор литературы, материалов сети Интернет, изучение истории вопроса, символики славянского рисунка.

  2. Изучение фотографий.

  3. Сопоставление и анализ традиционных и повторяющихся узоров и символов.

  4. Сбор материала по определённым разделам, корректировка, сопоставление с различными данными, обобщение, выводы.

  5. Разработка макета публикации «Растения в материальной культуре населения Арзамасского района».

Основные средства, методы и приемы организации исследовательского проекта «Растения в материальной культуре населения Арзамасского района».

При работе над данным проектом были использованы следующие общенаучные методы работы:

-анализ (условное или реальное разделение объекта на составные части с целью его более глубокого познания),

-синтез (условное объединение составных частей предмета или объекта),

-сравнение (установление сходства и различия явление действительности ), -сопоставление, обобщение (переход от единичного к общему, от менее общего к более общему),

-контент-анализ литературных источников (метод выявления и оценки специфических характеристик носителей информации, текстов);

Исторические методы:

-структурный метод (установление связей отдельных элементов со всей системой);

-методы наблюдения (изучение явления в различных условиях без активного вмешательства извне).

Источниками исследования, таким образом, выступают: документы, книги, журналы, газеты; люди; технико-информационные системы (компьютерные сети); жизненный опыт исследователя и др.







































Основная часть



  1. Значение слов «материальная культура», «наличник».

Материальная культура - совокупность всех материальных ценностей, созданных определенной культурой, ее овеществлённая составляющая. Поскольку для различных обществ характерны различные культуры, то, соответственно, для уровня обобщения рассматривают материальную культуру человечества, отдельного народа и тому подобное.

Под материальной культурой понимают совокупность предметов, устройств, сооружений, то есть искусственно сотворенный человеком предметный мир. Иногда его называют «Второй природой».

Выделяют:

  • продуктивно-предметную составляющую материальной культуры, или, собственно, артефакты - искусственно созданные человеком и используемые им природные объекты;

  • технологическую составляющую материальной культуры - процессы, средства и способы создания и использования предметного мира.

Кроме того, выделяют техническую культуру создателей и потребителей предметного мира - это субъективная сторона материальной культуры.

Материальная культура рассматривается на разных уровнях: от единичных предметов, процессов и людей до глобальных цивилизаций.

Что относится к материальной культуре?

Напомним, что материальной культурой называют окружающую человека среду. Ежедневно, благодаря труду каждого, она обновляется, совершенствуется. Это порождает новый жизненный уровень, в результате чего, меняются запросы общества. В том числе к предметам материальной культуры человека относятся:

Растения. Ежегодно возрастает количество новых сортов. Человек добивается этого при помощи селекции.

Здания. Не менее важным достижением материальной культуры принято считать сооружения, архитектуру, которая создается с помощью человеческого труда. К культуре зданий относят недвижимость, что постоянно подвергается усовершенствованию, и тем самым улучшается уровень жизни людей.

Особенности материальной культуры

Следует отметить, что отличительным качеством данного вида культуры есть разнообразие созданных человеческим трудом предметов, что помогают максимально быстро адаптироваться к переменчивым условиям окружающей природы и социальной среды. Помимо этого, каждая нация имеет свои материальные особенности, характерные именно для определенного этноса.



Если определять этимологию, то есть происхождение слова «наличник», то, даже не пользуясь словарем, можно понять, что оно имеет прямую связь со словами лицо, лик, личина (маска), и входит в группу однокоренных слов: уличать, обезличить, личный, наличие и др. А обозначает слово- на лице, то есть на самом открытом всему миру месте, на самом видном месте. Вслушайтесь в это слово: "наличник" - "находящийся на лице". Фасад дома - это его лицо, обращенное к внешнему миру. Лицо должно быть красивым и чистым. Но внешний мир не всегда добр, иногда от него надо защищаться. Двери и окна - это не только выход наружу, это возможность попасть внутрь. Каждый хозяин старался защитить свой дом, обеспечить семье сытость и тепло, безопасность и здоровье. Как он мог это сделать? Один из способов защиты - окружить себя охранными знаками и заклинаниями. И наличники не только закрывали щели в оконном проеме от сквозняков и холода, они защищали дом от нечистой силы, а узоры на наличниках несли в себе магическую силу. Но о языческой, славянской символике мы поговорим чуть позже. А пока обратимся к толковым словарям.

Наличник-это

1) Фигурная накладная планка, используемая для декоративного обрамления оконного или дверного проема.

2) Металлическая пластинка на двери, ящике со скважиной для ключа.

Назначение наличников прикрыть щель между переплетом и пролетом окна.

Словарь Ожегова

Декоративное обрамление оконного проёма. Состоит обычно из фронтона, двух вертикальных тяг (колонок и полуколонок) и подоконной части; часто украшаются резьбой (особенно в деревянной архитектуре).

Советский энциклопедический словарь

Таким образом, мы видим, что определение лексического значения этого слова не расходятся в разных словарях, а вот об этимологии, происхождении слова мне так и не удалось найти сведений ни в одном словаре. Но смысл слова «наличник» достаточно прозрачен, и предположить этимологическое значение слова нетрудно.

Строение наличника как элемента декора славянского жилища

Исследовательский проект Растения в материальной культуре Арзамасского района













































МИсследовательский проект Растения в материальной культуре Арзамасского районаы видим, что наличнику отводится достаточно большое место и каждая деталь его имеет свое название. Строение наличника выглядит следующим образом:



























Изготавливают наличники и их детали по специальному шаблону путем выпиливания, высверливания, выдалбливания. Накладные элементы, в виде гранных кнопок или точеных розеток, закрепляют при помощи деревянных шкантов или гвоздей; реже используют клей.

А в сознании древних славян строение наличника связывалось с разными мирами: верхняя часть - Мир небесный - божий; центральная часть - срединный мир - реальный; нижняя часть - подземная часть мира.





О чем могут рассказать «деревянные кружева»?

В окружающем нас, привычном мире не обращаешь внимания на магические знаки, а они повсюду. Узоры подарены нам нашими далекими предками. И узоры эти умеют говорить, если мы научимся их слушать.Каждый символ, знак и узор в наличнике несет свой смысл и энергетику. Наличник, сделанный в исконной традиции,может привлекать и усиливать те энергии, которые способствуют ладу в семье, оберегают дом от пожара, а его жителей от дурного глаза. Наличники оберегали хозяев от злых духов, которые, как считалось, могли просочиться в оконные щели. Поэтому предки с помощью резных кружев символически выстраивали целую вселенную - как они ее видели. Почитание предков, знание традиций своего народа, чувство ответственности за будущее своих детей и называется памятью.

Резчики старательно повторяли мотивы из века в век, уже, наверное, и не вспоминая об истинном смысле знаков. Рассмотрим некоторые символы наличников.

Весь орнамент, который встречается у древних славян, можно условно разделить на группы

- солярные символы (символы солнышка);

- символы воды;

- символы земли

- символы - обереги;

- символы-пожелания

- символы передающие информацию о хозяевах.

Но нас интересуют изображения растений.

Растительный орнамент. Это символ нарождающейся жизни и плодородия. Растительный орнамент из переплетающихся побегов и ветвей символизирует мировое дерево.



Исследовательский проект Растения в материальной культуре Арзамасского района Исследовательский проект Растения в материальной культуре Арзамасского района



В язычестве растения на кокошнике и боковинах наличников, обкосячке дверей или в орнаменте одежды или домашней утвари символизируют ствол мирового дерева, своеобразную ось, пронзающую по верованиям древних все три сферы бытия, и соединяющую Явь, Навь и Правь.

В христианстве это символ роста, и не только материального, физического, но и духовного.



Отдельные элементы растительного орнамента так же имеют свой смысл.

Исследовательский проект Растения в материальной культуре Арзамасского района Исследовательский проект Растения в материальной культуре Арзамасского района - трилистник.



Считался защитой от мира мёртвых и хранил удачу, поэтому его часто «прятали» среди других изображений. В христианстве это символ троицы, у католиков - крест святого Патрика.



Исследовательский проект Растения в материальной культуре Арзамасского района

-этот вариант трилистника в язычестве был символом равновесия, защищающего от зла .

У христиан считается ведьмовским символом.

Исследовательский проект Растения в материальной культуре Арзамасского района крин, росток.

Аналог трилистника, символ зарождения жизни, плодовитости. Встраивался внутрь других рисунков, в частности - берегинь.



Исследовательский проект Растения в материальной культуре Арзамасского района Исследовательский проект Растения в материальной культуре Арзамасского района лилия.

В отличие от трилистника её боковые лепестки сильно загнуты вниз. Символ троицы и трёх добродетелей - веры, надежды и милосердия. Так же знак процветания.

Исследовательский проект Растения в материальной культуре Арзамасского района виноградная лоза.

Символ Христа. Лоза и грозди, это тело и кровь Христова.



Дуб, символ мощи, долголетия и благородства, а желудь, это духовная энергия, произрастающая из зерна истины .



Берёзовая ветвь, это преграда для нечисти.



Ветвь сосны - символ вечной жизни и юности.



Вишня - символ девичей красы. Приносит любовь.



Горох - один из символов плодородия.



Гранат, символ пасхального воскресения, дарует уверенность в прощении, веру в жизнь грядущую и воскрешение. Из-за обилия семян ещё трактуется, как символ плодородия.

Вышивка растительных орнаментов на одежде.

Вышивка на одежде появилась очень давно. Одежда с вышивкой очень ценилась и привлекала своей красотой и магией на протяжении многих лет. Человек всегда стремился украсить свое жилище и одежду, используя для этого самые разнообразные средства, в том числе и ткани с вышивкой. В древности узоры вручную наносились на ткань мастерицами, позже людей заменили машины, однако смысл остался прежним: превращение обыкновенного, ничем не отличающегося от других полотна в настоящее произведение искусства, не уступающее по ценности картинам, написанным масляными красками или античным статуям. Не случайно вышивка на одежде, старинных вещах, хранятся в известных мировых галереях наравне с другими

Из истории вышивки на одежде

По мнению современных ученых, первые ткани с вышивкой появились в Вавилоне. Во всяком случае, там искусство украшения материалов разнообразными узорами было достаточно хорошо развито.

Сегодня вавилонских тканей с вышивкой, конечно же, не найти: прошло слишком много времени с тех пор, как они создавались, однако исследователи обладают некоторой информацией о них. Сведения появились благодаря тому, что сохранились древние статуи, представляющие людей в одежде, украшенной орнаментом. Кстати, орнаменты были не слишком замысловаты и представляли собой сочетания простейших геометрических фигур: квадратов, ромбов, кругов, прямоугольников. Иногда можно встретить изображение тканей с более изощренной вышивкой, изображающей растения, но подобные экземпляры попадаются нечасто.

Позволить себе приобретение расшитых разноцветными нитями скатертей и одежд могли далеко не все. И это не мудрено: для того чтобы изготовить одно изделие такого рода требовалось немало дней. Да и «квалифицированных специалистов», мастеров, в совершенстве владеющих техникой вышивания, было

Секреты древней вышивки на одежде, ремесло и прогресс

Шло время. Быт людей менялся. На смену ручному труду пришел труд машинный, на смену индивидуальным заказам - массовое производство. Однако и в современном мире тканям с вышивкой нашлось место. Сегодня их изготавливают как на специальных фабриках при помощи особых швейных машин, так и в частных домах, посредством обыкновенных иголок и нитей.

Ткани с вышивкой часто используются для пошива модной одежды, поскольку в них есть какой-то неповторимый шарм. Возможно, секрет заключается в фактуре расшитого нитями материала: шероховатости, сочетающейся с гладкостью, выглядящей одновременно роскошно и просто.

Дизайнеры, работающие над интерьерами, нередко применяют ткани с «деревенской» вышивкой для создания домашней атмосферы в помещении. Что имеется ввиду под словом «деревенская»? Это ажурная вышивка, изображающая сельские пейзажи или повторяющая орнаменты, придуманные народом.

В общем, древнее ремесло не было предано забвению. Разве что новые, уникальные узоры стали появляться реже: все чаще художники создают орнамент на основе ранее известных элементов. Но, ведь ничто не ново на

Вышивание это ремесло или магия?

Когда-то люди придавали рисункам, изображенным на ткани магический смысл. Да и сам процесс вышивания считался священным ритуалом, а поэтому к нему подходили с должной серьезностью. Существовал целый ряд предписаний, которые мастерица должна была выполнять: цвет нити, узор, наличие узелков, - все это было важно.

Сегодня мало кто верит в магические свойства тканей с вышивкой, но, тем не менее, остались люди, следующие традициям прошлого. Они тщательно подбирают материал для работы, следят за тем, чтобы негативная энергетика не передалась от них изделию, то есть приступают к вышиванию лишь в спокойном

Считается, что при помощи тканей с символической вышивкой можно исцелить человека, защитить его от воздействия злых духов или же, напротив, нанести ему какой-либо вред. Особенно сильное магическое влияние оказывают узоры, располагающиеся на воротнике одежды, а также на рукавах и подоле. Неслучайно девушки расшивали своим суженым рубахи, нанося узор именно на эти области.

Верить или нет в магию - решать вам, однако попробовать применять традиции прошлых поколений в своей работе вам ничто не мешает. В конце концов, наука несовершенна, и то, что считалось когда-то волшебством, является какой-нибудь природной закономерностью. Так что попробуйте «поколдовать»… Ради эксперимента, конечно!

Изображения растений на гербах городов и районов

Нижегородской области.

Отражение хозяйственных и природных особенностей местности характерно именно для российской геральдики. Особенно большой размах составление гербов в городах принимает при Екатерине 2, когда основная масса всех городов получила собственный герб именно на основе каких-либо особенностей города, чаще всего природных или хозяйственных.

Исследовательский проект Растения в материальной культуре Арзамасского района



Васильсурск

В верхней части щита герб Нижегородский. В нижней - основание корабельной кормы в золотом поле в знак того, что в окрестностях сего города лучшие корабельные леса заготовляются.

СИсследовательский проект Растения в материальной культуре Арзамасского районаемёнов

Семенов - столица Золотой Хохломы; в нижней части - костер из сложенных в пирамиду бревен на золотом поле, означающий большое значение лесов и деревообработки в жизни населения.





Балахна Исследовательский проект Растения в материальной культуре Арзамасского района

Герб города Балахны имеет в основе историческое изображение герба и выполнен в виде щита серебряного цвета, в верхнем поле которого помещаются элементы герба Нижегородской области: красный олень, рога и копыта черные, в нижнем поле - две красные кокоры.

Кокора (кница) - криволинейное крепление деревянного корабельного набора, для её изготовления использовалась часть дерева с корневищем.





Воротынец Исследовательский проект Растения в материальной культуре Арзамасского района

Герб представляет собой четырехугольный, состоящий из трех частей, с закругленными нижними углами, заостренный в оконечности геральдический щит. В верхней части размещается герб Нижегородской области, в нижней рассеченной части герба:

- правая часть представляет: «Корабельная корма, означающая торговые возможности и наличие двух величайших рек России - Волги и Суры» ;

- левая часть представляет: «Золотые колосья - символ богатства, урожая, уважения, великодушия, постоянства. Зеленый цвет - символ благополучия, состоятельности, долголетия, обилия лесных массивов в районе» .





Ардатовский район. Исследовательский проект Растения в материальной культуре Арзамасского района Плодородная Ардатовская земля стала одной из опор в экономическом развитии Нижегородского региона. Об этом аллегорически говорит изображение красного оленя, рога которого украшены цветками льна и золотое поле щита.

Помимо полей и лугов славен Ардатовский район и своими лесами, изображёнными в гербе особой фигурой - зелёной ельчатой оконечностью.





Володарский район Исследовательский проект Растения в материальной культуре Арзамасского района

Золотая мельница - символ мукомольной промышленности

Ели символизируют хвойные леса района, показывают богатство природы, традиционный символ долголетия, вечной жизни, плодородия, источника силы.

Зелень символизирует лесные богатства, а также изобилие, свободу и надежду.





Исследовательский проект Растения в материальной культуре Арзамасского района

Спасский район

Одной из ведущих отраслей современной экономики района является производство зерна. В гербе на это указывают колосья. Зелёный цвет поля отражает благоприятные природные условия - мягкий климат и большие территории пригодных для сельского хозяйства полей и лугов. В геральдике зелёный цвет - символ природы, здоровья, жизненного роста.

Большемурашкинский районИсследовательский проект Растения в материальной культуре Арзамасского района

Сельское хозяйство района символизируют два колоса, положенные поверх овчины.





Бутурлинский район Исследовательский проект Растения в материальной культуре Арзамасского района

Нижняя часть щита пересечена зеленым и червленью; в зеленом поле волнистый лазоревый пояс, обремененный шестью (дважды по три - 2:1) серебряными чешуйками, в червленом поле - восходящее золотое солнце, под которым золотые стебли и листья колосьев, расположенных по бокам нижней части щита.

Исследовательский проект Растения в материальной культуре Арзамасского района

Ветлуга

В верхнем поле герб костромской (только галера изображена с кормы с фонарями и опущенными лестницами), внизу в серебряном поле куст дерева ветлы, означающий имя сего города.





Тоншаевский район Исследовательский проект Растения в материальной культуре Арзамасского района

"В червленом поле золотая ель с корнями и в оконечности - две серебряных волнистых узких перевязи, правая и левая, оплетенных корнями ели и заполненных по сторонам и внизу зеленью".





Шахунья Исследовательский проект Растения в материальной культуре Арзамасского района

Ель на гербе городского округа - символ богатой природы района, а также символ лесозаготовительных и деревообрабатывающих предприятий района.





Кстовский район Исследовательский проект Растения в материальной культуре Арзамасского района

В верхней части герба, на белом поле, - красный олень, указывающий на то, что район входит в состав Нижегородской области. В нижней части, на темно-голубом фоне, - куст земляники. Земляника символизирует наименование города (по мордовски «ксты» - земляника).





Исследовательский проект Растения в материальной культуре Арзамасского районаТонкинский район

Нижняя часть щита разделена на две части полоской синего цвета, символизирующей речной массив района. Одна часть щита - зеленого цвета, символизирующая лесной массив района, другая часть - желтого цвета, символизирующая поле спелой ржи. В нижней части щита расположены два дерева лиственной и хвойной породы, символизирующие развитие лесоводства и деревообрабатывающей промышленности.

В верхней части щита расположены два колоса пшеницы, символизирующих эмблему сельского хозяйства.

Исследовательский проект Растения в материальной культуре Арзамасского района





Горбатов

В верхнем поле нижегородский герб; в нижнем "яблоня с плодами в золотом поле в знак изобилия сего рода плодами".

Исследовательский проект Растения в материальной культуре Арзамасского районаАрзамасский район

В зеленом поле - серебряный, летящий вправо с воздетыми крыльями, червлеными клювом и лапами гусь над пониженным золотым стропилом, заполненным червленью и сопровожденным внизу золотой луковицей. Золотое стропило является знаком особого отличия района. Гусь и луковица - объекты гордости Арзамасской земли, источники процветания района на протяжении многих веков. Червленый (красный) цвет - символ храбрости, мужества, любви и крови, пролитой при защите Родины. Зелёный цвет - символ надежды, свободы, радости, а также луговых трав, представленных в крае в изобилии.

















Вывод.

Мы узнали, что в традиционной культуре народов Нижегородской области очень широко используется тема растений при изготовлении наличников, вышивке одежды и в геральдике. И работая над этим проектом, мы сделали для себя много «открытий», получили много интересной, новой информации. На самом деле, нам кажется, что деревянные наличники обделены вниманием. Все знают такие названия, как хохлома, палех, а вот стилям наличников даже названий никто еще не придумал. Поэтому мне хочется верить, что интерес к ним только расцветает. И за темой художественной вышивки одежды растительными орнаментами большое будущее.









Список литературы и источников



  1. Афанасьев А. Домовая резьба. - М.: Культура и традиции, 2000.

  2. Рыбаков Б. Язычество древней Руси. - М.: София, Гелиос, 2001

  3. Советский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия, 1989.

  4. Толковый словарь русского языка. Под ред. С.И.Ожегова.- М.: 1990.

  5. Сайт:Русское зодчество. Наличники. Символика орнаментов.

  6. Семенцов А.Ю. Резьба по дереву. - М.: Букмастер, 2012.

  7. nalichnik-ru.livejournal.com/ сообщество "Наличники России"

  8. nalihniki.narod2.ru/SIMBOLS.html Деревянное кружево

  9. nalichniki.com/32/russia/ivanovskaya-oblast/Виртуальный музей резных наличников.

10.heraldry.hobby.ru/blazon/nizhniy.html

11.geraldika.ru/i/Нижегородская%20область

12.https://yandex.ru/images/search?text=гербы%20городов%20нижегородской%20области%20описание%20и%20рисунок&stype=image&lr=47&noreask=1&source=wiz

13.www.bankgorodov.ru/region/Nijegorodskaya/gerb





14.www.nn.ru/afisha/guide/allabout/?news=23310

































Приложения.

  1. Изображения узоров наличников.

Исследовательский проект Растения в материальной культуре Арзамасского района

Исследовательский проект Растения в материальной культуре Арзамасского района

Исследовательский проект Растения в материальной культуре Арзамасского района





Исследовательский проект Растения в материальной культуре Арзамасского района













































2. Растения и одежда.

Исследовательский проект Растения в материальной культуре Арзамасского района

Исследовательский проект Растения в материальной культуре Арзамасского района

















3. Вышитые растения.

Исследовательский проект Растения в материальной культуре Арзамасского района



Исследовательский проект Растения в материальной культуре Арзамасского района</</font>











 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал