7


  • Учителю
  • Вечер экологической поэзии О чем тревожатся поэты?

Вечер экологической поэзии О чем тревожатся поэты?

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала





















КОНСПЕКТ ВНЕУРОЧНОГО МЕРОПРИЯТИЯ



ВЕЧЕРА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЭЗИИ



«О ЧЕМ ТРЕВОЖАТСЯ ПОЭТЫ?»

Номинация «Внеурочное мероприятие 10-11 классов (для общеобразовательной организацией)







Автор:

Маматова Ирина Константиновна,

учитель биологии МБОУ «Гимназия»

г. Полярный, Мурманской области

























«О ЧЕМ ТРЕВОЖАТСЯ ПОЭТЫ?»

(конспект вечера экологической поэзии для 10-11 классов)



Цель мероприятия: Формирование экологической культуры и мышления уч-ся; умения выявлять экологические проблемы, оперируя конкретными фактами.

Задачи:

Образовательные: обобщить и углубить знания по экологическим проблемам Земли.

Воспитательные: воспитывать экологическую и эстетическую культуру у учащихся.

Развивающие: развивать у учащихся память, экологическое мышление, речь, умение анализировать и систематизировать факты и делать по ним соответствующие выводы.



Вид внеклассного мероприятия: вечер экологической поэзии.



Методы и методические приемы обучения: проблемный, объяснительно-иллюстрационный, частично-поисковый.



Средства обучения (оборудование): глобус, раздаточный материал со стихами, задание для закрепления, интернет-ресурсы, классическая музыка.



Подготовка к внеклассному мероприятию: заранее раздать учащимся стихи (возможно и без предварительной подготовки - раздать непосредственно на мероприятии и дать некоторое время для ознакомления с текстом и подготовке к выразительному чтению); при чтении стихов создается тихий фон классической музыкой.



План внеклассного мероприятия:

1. Вводная часть (3 мин);

2. Основная часть (30 мин);

3. Рефлексия (7 мин);

4. Заключительная часть (5 мин).



Ход внеклассного мероприятия:

(в кабинете парты расставлены в незамкнутый круг, выделено четыре зоны, в середине на постаменте стоит самый большой глобус в школе, задрапированный темной тканью, дети рассаживаются за парты, делясь при этом на 4 группы по желанию, на доске тема: «О чем тревожатся поэты?», подключенный интернет).



Вступительное слово учителя (вводная часть):

Здесь, у нас скрыт тайный предмет, сейчас по загадке, вы должны отгадать, что это такое?

ЗАГАДКА: На столе передо мной закружился шар земной. Арктика, экватор, полюс... Уместил всю Землю... [ГЛОБУС] Правильно, здесь на столе, действительно, стоит глобус (открывает и показывает).

На нём уместилась

Вся наша Земля:

Моря, океаны,

Леса и поля.

И северный полюс

Там тоже найдёшь,

А если захочешь -

В руках унесёшь.

Посмотрев на столь маленький объект, иногда не верится, что это маленькая копия нашей с вами планеты и еще труднее представить, что на этом шарике можно показать места, где размещаются вот такие прекрасные пейзажи -

О красоте Земли поёт душа.

О том, как мир огромен и прекрасен.

Мы разные, Земля у нас одна!

Перенесла она невзгоды и несчастья

Вреда ей человек принёс сполна

Давайте сохраним планету счастья.

laluf.org.ua/post197670218/ (интернет-ресурс)…

Можно найти место своей малой родины и представить, как в средней полосе или на севере России можно встретить столь трогательные пейзажи triinochka.ru/post197642092/, www.fototerra.ru/gallery.html?id=3583, blogs.mail.ru/mail/natata65/63de3daef494ff3a.html (интернет-ресурс).

И все же глядя на эту микрокопию нашей планеты, преследует мысль… Посмотрите и подумайте, что вы можете сказать о глобусе как о геометрическом объекте и прочности всей этой структуры (дети приходят к выводу, что форма шара очень неустойчивый объект и вся структура глобуса говорит о хрупкости и непрочности данной конструкции). Да, действительно, очень легко толкнув глобус уронить его, разбив при этом. А по аналогии, представляя, что глобус это уменьшенная копия планеты, то представляешь как хрупка и уязвима наша Земля.

Я обнял глобус - шар земной.

Один над сушей и водой.

В руках моих материки

Мне тихо шепчут: «Береги».

В зеленой краске лес и дол.

Мне говорят: «Будь с нами добр».

Не растопчи ты нас, не жги,

Зимой и летом береги».

Журчит глубокая река,

Свои лаская берега,

И слышу голос я реки:

«Ты береги нас, береги».

И птиц, и рыб я слышу всех:

«Тебя мы просим, человек.

Ты обещай нам и не лги.

Как старший брат нас береги».

Я обнял глобус - шар земной,

И что-то сделалось со мной.

И вдруг шепнул я:

«Не солгу. Тебя, родной мой, сберегу» (Ефим ШКЛОВСКИЙ)

Итак, я Вам сейчас прочла стихотворение Ефима Шкловского и вы видите, что все то о чем мы с Вами проговорили можно изложить в поэтической форме. Действительно, поэты для своих стихов выбирают разные темы. Какие, например, Вы можете назвать? (дети говорят: природа, любовь, дружба, Родина и др.). Таким образом, можно сказать, что поэты пишут о том, что их интересует, что их тревожит. А поскольку у нас сегодня вечер экологической поэзии, то естественно, мы должны, познакомившись с некоторыми стихами как известных, так и не очень, поэтов на экологические темы, сделать выводы: Какие экологические проблемы Земли особенно тревожат их?

Работать будем по группам. Сначала одна группа выразительно представляет нам свои поэтические строки, остальные группы, внимательно прослушав, должны определить те экологические проблемы, которые вызвали написание услышанных стихов.

Основная часть:

1 группа представляет набор стихов о разнообразных проблемах природы в целом: охрана лесов, водоемов, атмосферы и т.д. (приложение 1). Дети прослушав, делают обобщение упомянутых экологических проблем.

2 группа представляет набор стихов о проблемах животного мира (приложение 2). Обобщение и выводы детей.

3 группа представляет набор стихов, после прочтения и определения проблем, учитель задает вопрос: «Почему мы включили данные стихи в наш поэтический вечер, являются ли проблемы курения, наркомании и алкоголизма человека глобальной экологической проблемой?» (ответы детей). (Приложение 3)

4 группа читает стихи о Хиросиме, Чернобыле, войнах и др. Дети, прослушав, обобщают, почему все услышанное тоже необходимо отнести к глобальным экологическим проблемам. (Приложение 4)

Береги эту Землю (Богомаз Ирина в соавторстве с Алиной Дашевской)

Береги нашу Землю-

Голубую планету,

Ведь похожей на эту

Больше в космосе нету.



Береги эти реки,

И росу на ромашке,

Соловьиные трели

Серой маленькой пташки.



И тропинку лесную,

И подсолнух на ножке,

Эту радугу в небе

И листок на ладошке.



Перезвон колокольный,

Солнца блики на липе,

Береги эту землю,

Этот мир многоликий.



Если будем планету

Проверять мы на прочность,

Скоро мы убедимся -

Она хрупкая очень.

Рефлексия:

Учитель: Мы сейчас посмотрели на примере стихов различных поэтов, что глобальные экологические проблемы нашей планеты тревожат всех прогрессивных людей. Что данные темы широко используются в стихах, как профессиональных поэтов, так и поэтов-любителей. Скажите, а Вас тревожит, то о чем мы сегодня здесь услышали? (ответы) Чтобы закрепить вам полученную информацию, а мне понять, что особенно запомнилось и тревожит Вас, я предлагаю Вам поучаствовать в написании стихов. Это не простые стихи, а особенные, которые Вы должны будете изложить в стиле японского стихонаписания «Хокку». ( Этот жанр японской поэзии появился в 17 веке.

Создатели - простые жители городов и селений. Хокку - это стихи, хоть и без рифмы. У всех хокку 3 строчки, но они о многом могут рассказать. Хокку по-другому называются хайку. В хокку в основном, говорится о природе и о людях.)

- Познакомьтесь с трехстишиями японского поэта Иссы в переводе Веры Марковой. Представь, что однажды утром, старик, склонный любоваться миром природы, с восторгом рассказывает соседу о своем ярком ночном впечатлении:

Вот выплыла луна,

И самый мелкий кустик

На праздник приглашен!



Сосед, слушавший старика с благоговением, вдруг замечает своего сынишку, выбежавшего на лужайку:

Ах, не топчи траву!

Там светляки сияли

Вчера ночной порой.

Попробуем стать поэтами и попытаемся написать хокку. Конечно, написать настоящее хокку, вероятнее всего у нас не получится, а вот подражать мы сможем. На ваших столах лежит инструкция по написанию японских трехстиший и несколько примеров. Прошу каждую группу внимательно ознакомится с данными рекомендациями и составить свои стихи, используя свои мысли по теме нашего поэтического вечера.

- Прежде, чем начать стихописание, вслушайтесь в совет мудреца:

Всматривайтесь в привычное-

И вы увидите неожиданное.

Всматривайтесь в некрасивое-

И вы увидите красивое.

Всматривайтесь в простое-

И вы увидите сложное.

Всматривайтесь в малое-

И вы увидите великое.

(Дети работают и затем зачитывают свои стихи)

- Молодцы! Я хочу сказать вам что-то на японском языке. Гокуросама. Что означает - спасибо за работу.

Голубенький шарик парит во Вселенной,

Посланья от Солнца и Неба приемлет,

Землян наполняя любовью нетленной,

Но Гласу Вселенскому люд тот не внемлет.

Давай сохраним этот шарик парящий,

Очистив и души, и бренное тело

Молитвою искренней, песней щемящей

И значимым словом, и стоящим делом!

(Ирина Тетерчева)



Надежда Кудашкина. ТАК И ХОЧЕТСЯ НА РУКИ ВЗЯТЬ.

Наш космический век наступил,

И родное моё Отечество

Из заманчивой сказки - в быль

Воплотило мечту человечества.



А родная Земля с высоты

Уж не так велика, как кажется, -

Шарик сказочной красоты

В голубом невесомом платьице.



Так и хочется на руки взять,

Защитить, как ребёнка малого,

От безумцев погибнуть не дать,

Сохранить для потомков нАдолго!



Заключительная часть:

Учитель: Давайте подведем итоги нашего вечера экологической поэзии. Предлагаю обобщить: «Какие экологические проблемы тревожат поэтов Земли?».

(ответы детей)

- Что необходимо делать людям со своей планетой Земля, чтобы сохранить ее для следующих поколений такой же прекрасной и чистой, какой она была дана человечеству? Ответить на это нам поможет кроссворд: ЗЕМЛЮ НУЖНО…



ЗАЩИЩАТЬ

ОБЕРЕГАТЬ

ПРЕУМНАЖАТЬ

УЛУЧШАТЬ

ЛЮБИТЬ



- закончить нашу встречу мне хотелось стихами моего коллеги, учителя экологии СШ № 2 п. Екатериновка Зайцева А.В.

Я как эколог верю в Землю, надеюсь выдержит она.

Я не придерживаюсь племя, где человек - сам Сатана!

Я верю в знание и силу, что важно в наши времена.

Нельзя помочь в минуту миру,

Но гибнуть не должна Земля!



























Литература:



  1. Биологический энциклопедический словарь, М., 1979 г.;

  2. Сборник научно-методических работ «Экологическое образование в Саратовской области, Саратов, 2003 г.

  3. «Читаем, учимся, играем», выпуск 5, журнал-сборник сценариев для библиотек.



Электронные ресурсы:

www.ds17-nowch.edu.cap.ru/?t=hry&eduid=3696&hry=./3541/66205/66211/66858

ecovoice.ru/blog/public/502.html

kollegi.kz/publ/17-1-0-3064

stihidl.ru/poem/64406/

www.prinas.org/taxonomy/term/123

marknet.narod.ru/eco/

schaburovo-school.narod.ru/p78aa1.html

scenary.at.ua/load/scenarii_2012_year/scenarij_ehkologija/21

mou10.togliatty.rosshkola.ru/rabot_uchtelei/efremov_eko_vecher.aspx

www.klass.by/ekolog.html

humorial.ru/smatherials/show/1279

stalker.uz/mir-zony/stikhi-o-chernobyle.html

festival.1september.ru/articles/313079/

good-planet.info/node/2?page=0%2C9

www.russlav.ru/aktualno/krasivye-stikhi-o-zhizni.html

urakami.narod.ru/lib/books/ibuse/demchenko.html

www.chitalnya.ru/commentary/8337/

vechkitova.ucoz.ru/load/stikhi/mir_prirody/beregite_zemlju/31-1-0-167

www.togur-school.tom.ru/trifonova/stihi.htm

laluf.org.ua/post197670218/

www.fototerra.ru/gallery.html?id=3583triinochka.ru/post197642092/

blogs.mail.ru/mail/natata65/63de3daef494ff3a.html

xoxotyn.ru/topics/21804895.html













































ПРИЛОЖЕНИЕ 1



1.1.

Забывчивый охотник на привале не разметал,

Не растоптал костер, он в лес ушел,

А ветки догорели.

И нехотя чадили до утра.

А утром ветер разогнал туман,

И ожил потухающий костер.

И, сыпя искры посреди поляны,

Багровые лохмотья распростер.

Он всю траву с цветами вместе выжиг,

Кусты спалил, в зеленый лес вошел.

И, как испуганная стая белок рыжих,

Он заметался со ствола на ствол.

И лес гудел от огненной метели,

И с грозным треском падали стволы.

И как снежинки, искры с них летели

Над серыми сугробами золы.





1.2.

Сон (Я шел вдоль берега Оби...)

Я шел вдоль берега Оби,

я селезню шел параллельно.

Я шел вдоль берега любви,

и вслед деревья мне ревели.



И параллельно плачу рек,

лишенных лаянья собачьего,

финально шел XX век,

крестами ставни заколачивая.



Кричала рыба из глубин:

«Возьми детей моих в котомку,

но только реку не губи!

Оставь хоть струйку для потомства».



Я шел меж сосен голубых,

фотографируя их лица,

как жертву, прежде чем убить,

фотографирует убийца.



Стояли русские леса,

чуть-чуть подрагивая телом.

Они глядели мне в глаза,

как человек перед расстрелом.



Дубы глядели на закат.

Ни Микеланджело, ни Фидий,

никто их краше не создаст.

Никто их больше не увидит.



«Окстись, убивец-человек!» -

кричали мне, кто были живы.

Через мгновение их всех

погубят атомные взрывы.



«Окстись, палач зверей и птиц,

развившаяся обезьяна!

Природы гениальный смысл

уничтожаешь ты бездарно».



Я понял, что не будет лет,

не будет века двадцать первого,

что времени отныне нет.

Оно на полуслове прервано...



Земля пустела, как орех.

И кто-то в небе пел про это:

«Червь, человечек, короед,

какую ты сожрал планету!» Андрей Вознесенский



1.3.

Чтоб радость завтрашнего дня

Сумел ты ощутить.

Должна быть чистою Земля

И небо чистым быть.

А Землю эту, не щадя.

Терзал за веком век,

И брал все только для себя

«Разумный» человек.

Сейчас же кинулись спасать

«Природную среду»,

Но почему ж так поздно мы

Почуяли беду?

Сквозь фабрик и заводов дым

Нам трудно разглядеть

Все те страданья, что Земле

Приходится терпеть.

Надолго ль хватит нам воды,

Коль растворен в ней яд?

Надолго ль хватит тех лесов.

Где топоры стучат?

Спасти поля, леса, луга

И чистую гладь рек - всю Землю

Можешь только ты,

Разумный человек!





1.4.

«Зачем живем?» и «Что оставим после?»

Пустыню, радиацию, разгром,

Седую Землю, клены, ивы сосны.

И это, если сами не умрем…

Измучена и выжжена природа:

Вулканы, горы лишь вокруг меня.

Становится ведь хуже год от года.

Ах, бедная любимая Земля!..

1.5.

Вот экология - модное слово,

Раньше природа не знала такого,

Банки, бутылки в кусты не бросали,

В реку отходы и нефть не сливали.

Крысы и мыши теперь процветают,

Ценные виды, увы, исчезают,

Кто сигаретой себя отравляет,

Кто-то наркотики употребляет.

Новый Чернобыль нам Дума готовит,

Если общественность не остановит!

Те, кто на свалках сжигают отходы,

Все отравляют, и воздух, и воду!

Наша планета пока что жива,

Но без защиты погибнет она!

Если ты хочешь, чтоб мир стал зеленым,

Не вырубайте березы и клены!

© Марк Львовский.

1.6.

Пожар в лесу.

Однажды в компьютерный, атомный век

По лесу разумный шагал человек.

Он бросил окурок в траву под кустом,

Он вовсе не думал, что будет потом.

Но вспыхнул огонь, разгорелся пожар,

И сразу весь лес охватил сильный жар.

Все звери и птицы спешили туда,

Где рос самый умный дуб у пруда.

Огонь мчался следом, огонь все съедал,

Вот пламенем красным и дуб запылал.

Он вдруг застонал, впервые за век:

«О, что ты, разумный, творишь, человек?

И сколько беды ты несешь за собой!

И сколько несчастья творится тобой!

О будущем думаешь ты ли едва …»

Оборванной фразой застыли слова.

Зловещий огонь пожирал дальше лес,

А крошечный зайчик ждал с неба чудес.

Он лапки сожженные к небу поднял.

«Спасите! Спасите! - он тихо шептал.

И небо услышала тоненький зов,

И тучу послала с дождем и грозой.

Вот туча открыла ответный удар,

Нескоро затих бушевавший пожар.

И сколько успел нанести он беды,

Хотя ведь пожара могло и не быть.

Но просто по лесу в компьютерный век

Разумный и сильный шагал человек.

И хочется дереву, хочется птице

К тебе, человек, всей душой обратиться.

«Планета едина, для вас и для нас.

Беречь ее надо не завтра - сейчас!

Ты техникой новой творишь чудеса,

А мусор вывозишь в поля и леса.

В науке открытий немало творя,

Ты грязную воду сливаешь в моря.

Постой и подумай - природа больна.

Твоя ей забота сегодня нужна»

Любить надо с детства, беречь надо с детства.

Чтоб сильной планету оставить в наследство



1.7. *******

Береза,

Что с тобой наделали?

Какой бедняжкой стала ты!

Твою бересту, нежно - белую,

Изрезал нож на лоскуты.

Твоя косичка перекручена

И грубо стянута узлом.

Твоя изломанная рученька

Не в силах выровнять излом.

А кто они, твои каратели,

В каком вращаются кругу

И что таиться в их характере?

Убей - представить не могу.

Но видя то, как ты унижена,

Твержу от первого лица:

У них, у всех в груди - булыжники,

Булыжники, а не сердца!

Г.Ладонникова.



1.8. Г.Горбовский

Пожар отклокотал и умер,

И умер лес, отзеленел...

Медведь ушел, удрали зайцы,

Хватили горя комары,

В жилищах птиц сварились яйца

От неестественной жары.

Стоял, как братская могила,

Безрукий, безволосый лес!

Что ни пихта - иссякла сила,

И что ни лиственница - крест!

И уходя от этой жути,

С большой тревогой за людей,

Я думал, что

Лес сожгли не люди,

Не человек...

Злодей, злодей!



1.9.

А. Вознесенский.

Озеро.

Я ночью проснулся. Мне кто-то сказал: «Мертвое море - Священный Байкал».

Я на себе почувствовал взор,

Будто я моря убийца и вор.

Слышу - не спит иркутянин во мгле.

Курит. И предок проснулся в земле.

Когда ты болеешь, все мы больны

Байкал, ты - хрустальная печень страны!

Плыл я на лодке краем Байкала

Вечер посвечивал в полнакала.

Ну, неужели мы будем в истории -

«Эти, Байкал загубили которые»?

Надо вывешивать бюллетень,

Как себя чувствует омуль, тюлень...

Чтоб заповедником стало озеро,

Чтоб его воду не целлюлозило,

Чтобы никто никогда не сказал:

«Мертвое море - Священный Байкал».



1.10.

М.Ножкин

Дыра.

Озонная дыра над Антарктидой!

А не было ее еще вчера

Зачем она учеными открыта?

Неужто судный день для бела света

Подкрался вдруг космической тропой,

И под жестоким ультрафиолетом

Нам корчится беспомощной толпой?

Неужто все, что дорого и свято

В единой человеческой судьбе,

Вдруг будет уничтожено, распять,

Потомками диапазона «Б»?

На миллион квадратных километров

Пробита наша вечная броня,

И даже антарктические ветры

От страха взвыли, душу леденя.

Великая озонная защита

Разорвана отныне навсегда,

Виновников незримых не ищите,

Виновники - мы с вами - господа!

Природу мы так рьяно покоряем,

Уродуем творение творца,

Долбим, сверлим, копаем, ковыряем,

И травим, и взрываем без конца.

Безумие свое реализуя,

Давно уж мирозданию хамим,

Давно на всю галактику газуем.

Давно на всю Вселенную дымим

И с мудростью хвостатых наших предков.

И с вечным нетерпением ножа,

Все спорим - у кого же лучше клетка

И у кого добрее сторожа...

Озонная дыра над Антарктидой,

Как рана в сердце, как пожар в груди,

Одумайся, беспечный индивидуум,

И в будущее взор свой обороти!

И ощути всей плотью знак сей грозный,

И хоть на миг забудь о барышах,

Одумайся, пока еще не поздно,

Пока не сделан твой последний шаг

Пока другие дыры не пробиты

На нашем общем малом корабле

Пока одна дыра над Антарктидой.

Пока один Чернобыль на Земле...

































ПРИЛОЖЕНИЕ 2

2.1.

Я люблю тебя, большое время,

Но прошу - прислушайся ко мне!

Не убей последнего тайменя,

Пусть гуляет в темной глубине.

Не губи последнего болота,

Загнанного волка пощади,

Чтобы на земле осталось что-то,

От чего щемит в моей груди.

С. Куняев



2.2.

Однажды весной на зеленом лугу

Лосиха с лосенком щипали траву.

Как вдруг из-за сосен, стоящих рядком,

По ним полыхнуло тяжелым свинцом.

Лосиха упала: «Спасайся, беги!

Беги, мой детеныш, подкрались враги!

Нам больше с тобой не ходить по лугам.

Беду или радость узнаешь ты сам!»

Лосенок умчался - попробуй слови!

Лосиха лежала в багряной крови.

Когда же не будет жестоких людей?

Хочу, чтобы не было их поскорей.

Пусть лоси гуляют на сочном лугу.

И выстрелов взрывы не рвут тишину!

С. Погореловский

2.3.

Монолог царя зверей

Человек! Ты послушай

Царя терпеливых зверей,

И прости, что слова мои

Будут звучать не по-царски.

Я - последний из львов,

Но пускай за меня говорят -

Лань в объятьях капкана,

Ползучего смога громадность,

И дельфинья семья,

За которой неделю подряд

С вертолета охотился ты,

Чтоб развеяться малость.

Пусть тебе повстречается голубь,

Хлебнувший отрав,

Муравейник сожженный,

разрытые норы барсучьи,

оглушенная семга,

дрожащий от страха жираф,

и подстреленный лебедь,

и чайки - по горло в мазуте.

Пусть они голосят,

Вопрошая карающий век,

Пусть они стороною обходят

Любую машину,

Ты - хозяин.

Мы спорить с тобой

Не хотим и не можем.

Но без нас -

Ты представь!

Разве будет землею земля?

Но без нас -

Ты пойми! -

Разве море останется морем?

Человечьи детеныши

Вспомнят о нас

И заплачут…

Мы - пушистые глыбы тепла

Мы - живое зверье.

Все твое на планете,

А нашего - нет ничего.

Может, правда, что день ото дня

Мир становится злее?

Р. Рожденственский



2.4. Яшка

Учебно-егерский пункт в Мытищах,

В еловой роще, не виден глазу.

И все же долго его не ищут.

Едва лишь спросишь - покажут сразу.



Еще бы! Ведь там не тихие пташки,

Тут место веселое, даже слишком.

Здесь травят собак на косматого мишку

И на лису - глазастого Яшку.



Их кормят и держат отнюдь не зря,

На них тренируют охотничьих псов,

Они, как здесь острят егеря,-

"Учебные шкуры" для их зубов!



Ночь для Яшки всего дороже:

В сарае тихо, покой и жизнь...

Он может вздремнуть, подкрепиться может,

Он знает, что ночью не потревожат,

А солнце встанет - тогда держись!



Егерь лапищей Яшку сгребет

И вынесет на заре из сарая,

Туда, где толпа возбужденно ждет

И рвутся собаки, визжа и лая.



Брошенный в нору, Яшка сжимается.

Слыша, как рядом, у двух ракит,

Лайки, рыча, на медведя кидаются,

А он, сопя, от них отбивается

И только цепью своей гремит.



И все же, все же ему, косолапому,

Полегче. Ведь - силища... Отмахнется...

Яшка в глину уперся лапами

И весь подобрался: сейчас начнется.



И впрямь: уж галдят, окружая нору,

Мужчины и дамы в плащах и шляпах,

Дети при мамах, дети при папах,

А с ними, лисий учуя запах,

Фоксы и таксы - рычащей сворой.



Лихие "охотники" и "охотницы",

Ружья-то в руках не державшие даже,

О песьем дипломе сейчас заботятся,

Орут и азартно зонтами машут.



Интеллигентные вроде люди!

Ну где же облик ваш человечий?

- Поставят "четверку",- слышатся речи,

Если пес лису покалечит.

- А если задушит, "пятерка" будет!



Двадцать собак и хозяев двадцать

Рвутся в азарте и дышат тяжко.

И все они, все они - двадцать и двадцать -

На одного небольшого Яшку!



Собаки? Собаки не виноваты!

Здесь люди... А впрочем, какие люди?!

И Яшка стоит, как стоят солдаты,

Он знает: пощады не жди. Не будет!



Одна за другой вползают собаки,

Одна за другой, одна за другой...

И Яшка катается с ними в драке,

Израненный, вновь встречает атаки

И бьется отчаянно, как герой!



А сверху, через стеклянную крышу,-

Десятки пылающих лиц и глаз,

Как в Древнем Риме, страстями дышат:

- Грызи, Меркурий! Смелее! Фас!



Ну, кажется, все... Доконали вроде!..

И тут звенящий мальчиший крик:

- Не смейте! Хватит! Назад, уроды!-

И хохот: - Видать, сробел ученик!



Егерь Яшкину шею потрогал,

Смыл кровь...- Вроде дышит еще - молодец!

Предшественник твой протянул немного.

Ты дольше послужишь. Живуч, стервец!



День помутневший в овраг сползает.

Небо зажглось светляками ночными,

Они надо всеми равно сияют,

Над добрыми душами и над злыми...



Лишь, может, чуть ласковей смотрят туда,

Где в старом сарае, при егерском доме,

Маленький Яшка спит на соломе,

Весь в шрамах от носа и до хвоста.



Ночь для Яшки всего дороже:

Он может двигаться, есть, дремать,

Он знает, что ночью не потревожат,

А утро придет, не прийти не может,

Но лучше про утро не вспоминать!



Все будет снова - и лай и топот,

И деться некуда - стой! Дерись!

Пока однажды под свист и гогот

Не оборвется Яшкина жизнь.



Сейчас он дремлет, глуша тоску...

Он - зверь. А звери не просят пощады...

Я знаю: браниться нельзя, не надо,

Но тут, хоть режьте меня, не могу!



И тем, кто забыл гуманность людей,

Кричу я, исполненный острой горечи:

- Довольно калечить души детей!

Не смейте мучить животных, сволочи! Асадов Э.



2.5. Стихи о рыжей дворняге

Хозяин погладил рукою

Лохматую рыжую спину:

- Прощай, брат! Хоть жаль мне, не скрою,

Но все же тебя я покину.



Швырнул под скамейку ошейник

И скрылся под гулким навесом,

Где пестрый людской муравейник

Вливался в вагоны экспресса.



Собака не взвыла ни разу.

И лишь за знакомой спиною

Следили два карие глаза

С почти человечьей тоскою.



Старик у вокзального входа

Сказал:- Что? Оставлен, бедняга?

Эх, будь ты хорошей породы...

А то ведь простая дворняга!



Огонь над трубой заметался,

Взревел паровоз что есть мочи,

На месте, как бык, потоптался

И ринулся в непогодь ночи.



В вагонах, забыв передряги,

Курили, смеялись, дремали...

Тут, видно, о рыжей дворняге

Не думали, не вспоминали.



Не ведал хозяин, что где-то

По шпалам, из сил выбиваясь,

За красным мелькающим светом

Собака бежит задыхаясь!



Споткнувшись, кидается снова,

В кровь лапы о камни разбиты,

Что выпрыгнуть сердце готово

Наружу из пасти раскрытой!



Не ведал хозяин, что силы

Вдруг разом оставили тело,

И, стукнувшись лбом о перила,

Собака под мост полетела...



Труп волны снесли под коряги...

Старик! Ты не знаешь природы:

Ведь может быть тело дворняги,

А сердце - чистейшей породы! Эдуард Асадов.



***** 2.6.

Горе: лес сгорел вчера,

Погорел в округе всей,

Ни кола и ни двора

Не осталось у зверей.

Лес кормил зверей и птиц,

Укрывал в мороз и зной.

Но деревья пали ниц,

Стали пеплом и золой.

Нет ни норок, ни берлог,

Только - угли там и тут

На чужбину без дорог

Белки-нищенки бредут

Ковыляют кое-как,

От ушей до пят черны,

Заяц больше не русак,

Погорельцы - кабаны

Еле тащится коза,

Лось бредет, едва живой

Воспаленные глаза

Переполнены тоской.

Все окрестности в дыму,

Пепел тот, как черный снег

Ну, а кто виной тому?

Ну, конечно, человек!

Забывает он о том

В суетливости своей,

Что тайга - наш общий дом,

Общежитие зверей!

Г. Граубин

2.7.

Красная книга.

Охраняются Красной книгой

Столько редких животных и птиц,

Чтобы выжил простор многоликий

Ради света грядущих зарниц.

Чтоб пустыни нагрянуть не смели,

Чтобы души не стали пусты,

Охраняются звери,

Охраняются змеи,

Охраняются даже цветы.

Красная книга -

Красная!

Значит природа в опасности!

Значит, нельзя терять даже мига,

Все живое хранить зовет

Пусть зовет не напрасно

Красная книга,

Красная книга.

И тревога за жизнь неустанна,

Чтоб не сгинуть в космической мгле,

Исчерпаемы все океаны,

Исчерпаемы все на Земле.

Мы леса и поля обижаем,

Стонут реки от горьких обид.

И себя мы прощаем,

И себя мы прощаем,

Но грядущее нас не простит.































ПРИЛОЖЕНИЕ 3



3.1.

Марк Львовский

Когда подросток курит,

Что чувствует отец,

Что думает учитель,

Какой он молодец?



Увидел я мальчишку,

Он с девочкой курил,

"Не говорите маме",

Меня он попросил.



Девчонка закурила,

Идёт себе, дымит,

В моей душе как будто,

Взорвался динамит!



Когда ребёнок курит,

То видно без очков,

Встречаю с сигаретой,

Своих учеников!



Прокуриваем детство,

Как вижу, так грущу,

Не прокурите юность,

Я очень вас прошу!







3.2.

Скажи мне, брат, зачем мы так беспечны?

Не верим в Бога? Верим ли себе?

И кто сказал, что жизнь не будет вечной?

И что не будет рая на земле?

Скажи, зачем законы мирозданья

Мы попираем и войну ведем?

Не лучше ли заняться созиданьем?

Как пожелаем, так и заживем.

Скажи мне, брат, кто наши идеалы

Кому поверить и за кем идти?

Быть может заграничные вандалы

Укажут направление пути?

А может быть звать доллар - папой, мамой?

Быть может он наш главный идеал?

Продать цвет. мет, леса, цветочек алый,

Все, что когда-то Родиною звал.

На деньги те купить побольше пива,

Вина и водки, что кому идет.

С друзьями сесть культурно и красиво

И незаметно время потечет.

Кому-то затянуться сигаретой,

Кому иглу, кому-то «косячок»,

Расслабить душу обстановкой этой

И наплевать на все через плечо.

Промчатся дни, года - в одно мгновенье,

И мы вернемся в наш реальный пир.

Любой заметит, не без сожаленья,

Как изменился настоящий мир.

Прогнил «авто», колеса все истлели,

Жена в морщинах, спросит: «Где ты был?»

- Я пиво пил. Да, вроде, только сели…

«Иди, работай», мне прикажет Билл.

Что я смогу? Какие мои цели?

В глазах детей стоит упрек немой.

Я все пропил и мышцы ослабели,

И нет семьи, и дом уже не мой.

Скажи мне, брат, зачем мы так беспечны?

Не верим в Бога? Верим ли себе?

Кто, как не мы должны с Любовью вечной

Вернуть наш рай на матушке земле.

(стихи о вреде алкоголя)

3.3.

Двадцатый век. Сороковые.

Подставив раненую грудь,

Непокоренная Россия

Фашисту заступает путь.

И, утеряв рассудок здравый,

Предчувствует конец палач.

А под его пятой кровавой -

Расстрелы, пытки, детский плач.

…На трупах трупы, в небо глядя,

И вдруг у ямы на краю:

«Не убивайте меня, дядя,

А я вам песенку спою».

Дрожа и заикаясь, прямо

Из груды неостывших тел

Ребенок над сестрой и мамой

Зверью про зайчика запел.

…Восьмидесятые. Народы

страну прославили трудом,

Но все полнее с каждым годом

Не детским горем детский дом.

За что мальцу в четыре года,

Дают за совесть, не за страх,

Беду великого народа

Нести на тоненьких плечах?!

Проснувшись, плачет он ночами

И - рвется пониманья нить -

Не отдавайте меня маме,

Мне страшно, мама будет бить…

Очнитесь, люди: плачут дети…

…Скажи, великий мой народ,

За тех сирот фашист в ответе,

А кто за нынешних сирот?

В. Лебедев (стихи о вреде алкоголя)

3.4.

Не знаю, кто меня поймет, и кто мне даст совет -

Что делать, если папа пьет, а мне двенадцать лет.

Что водка - это тот же яд, об этом знаю я.

Не зря соседи говорят: «Несчастная семья!»

Мне жаль его, когда домой приходит пьяный он,

Ведь это все же папа мой, и бывший чемпион.

Я вам пишу, а папа спит, не сняв ботинок с ног.

На днях он где-то был избит, а где - сказать не смог.

Ходили вместе мы в кино, и мяч я с ним гонял.

Но он меня уже давно на водку променял.

Он обещал: «Я брошу пить!», но слова не сдержал,

Когда бы мог один я жить - из дома бы сбежал!

А ведь когда-то он не пил и в прошлые года

Всегда он с мамой ласков был, а грубым никогда.

Мне это горько вам писать, но пьянству нет конца.

Так что же делать? Как спасать пропащего отца? (стихи о вреде алкоголя)

3.5.

Мне никогда не забудется

«Пастораль» Родного села -

Пьяную мать по улице

Потупившись дочь вела.

А у колодца соседки

Кивали, им глядя в след:

Уж в детдом и то лучше Светке.

И куда глядит сельсовет!

Нюрка совсем совесть пропила!

На поллитру детей променять!

Раньше Светка отца водила,

А теперь она водит мать!

Сапоги в колее дороги

Увязали, жижей давясь…

Вдруг разъехались в стороны ноги,

И упала мать прямо в грязь.

Улыбаясь, она лежала,

Задралось ее платье вбок,

И над нею похабно заржала

У пивнушки толпа мужиков.

И тогда зарыдала девчонка -

Исчерпалось терпенье к концу.

И вдруг стала ручонкой тонкой

Мать хлестать по тупому лицу:

- Ты слышишь! Мне стыдно, мама!

Лучше умри, но не пей!

А мать ей в ответ кивала:

- Убей меня, дочка, убей…

Гогот пьяных в толпе стал глуше,

А потом и совсем затих.

Видно что-то проникло в души,

Опустились глаза у них.

Одного же перекосило,

С сердцем бросил он, искривясь:

- Господи! Мать Россия!

До чего же ты допилась!

(стихи о вреде алкоголя)

3.6.

Это знают даже дети -

хуже нет вещей на свете,

чем наркотики, вино,

сигареты - все одно.

Что для общества есть зло?

Алкоголь есть враг всего!

Губит алкоголь вовсю

жизнь и печень, и семью.

Жизнь людей из-за вина

и опасна и трудна.

Вы прикиньте-ка скорей -

сколь хороших бы вещей

люди сделать бы смогли,

если были бы трезвей?

Что себе пихает в рот

легкомысленный народ?

Сигареты - никотин,

враг всему номер один!

Курят, что аж дым столбом!

Отравляют табаком,

не заботясь о здоровье -

ни своем, ни о чужом.

Капля лошадь убивает,

хомячка на части рвет,

но никак не понимает

его пагубность народ.

Ну, а злее всех дурман

вам покажет наркоман.

Для него ведь нет вещей,

что наркотиков важней.

Даже, уходя в могилу

в свои двадцать один год,

он в себе отыщет силы

на еще один приход.

Хочешь острых ощущений?

И на пике наслаждений,

причащаясь диким блевом,

смерть свою в игле найти?

С ним тогда ты по пути!

Если ты, мой друг, дурак,

если сам себе ты враг,

то открыты все пути

на тот свет скорей уйти.

Только много интересных

есть вещей на свете, честно.

Жизнь прекрасна!

Так зачем разрушать ее нам всем? Юлия Ƹ̴Ӂ̴Ʒ Смирнова



3.7.

Харон Махашев</</u>

Привет,дружище!

Как дела?

Ты слышал эту новость?

Они ведь были нам друзья

Но горько кончилась их повесть

Гуляли, пили, улы бались

И с травкой были как друзья

В тусовки пьяные мотались

На все проблемы не смотря

И девочки там были тоже

Свою невинность им неся

А люди думали-"О Боже"!

Тремя перстами их крестя

Ты знаешь как они все жили?

Сейчас немного расскажу.

Все эти звери там душевно гнили

И погружались в пустоту,

Где много кайфа находили

И девушек превращали в проститню.

Их били, резали и рвали

Всех, друг за другом, напролом.

И ниже плинтуса их опускали

И, обращались будто со скотом.

За это им пришла расплата

Они мечтали жить всегда

Достойна была зарплата -

Их всех сгубила наркота...

















ПРИЛОЖЕНИЕ 4



4.1. ******

Стон Земли.

С. Михалков.

Вращаясь в космосе, в плену своей орбиты,

Не год, не два, а миллионы лет

Я так устала, плоть моя покрыта

Рубцами ран - живого места нет.

Терзает сталь мое земное тело,

И яды травят воды чистых рек,

Все то, что я имела и имею,

Своим добром считает человек.

Мне не нужны ракеты и снаряды,

А ведь на них идет моя руда!

А что мне стоит только штат Невада,-

Его подземных взрывов череда!

Зачем друг друга люди так боятся,

Что позабыли о самой Земле?

Ведь я могу погибнуть и остаться

Обугленной песчинкой в дымной мгле.

Не потому ли, загораясь мщеньем,

Я против сил безумных восстаю

И сотрясаю твердь землетрясеньем,

На все обиды я ответ даю.

И не случайно грозные вулканы

Выплескивают с лавой боль Земли.

Очнитесь люди!

Позовите страны,

Чтобы меня от гибели спасти!







4.2. Колокол Хиросимы

"Куда, моя песня, летишь чуть свет

В багровом предутреннем дыме?"

"К подножию холма Незабытых Бед!"

"Где же такой?"

"В Хиросиме!"

"Песня моя, в чужеземную даль,

Может, летишь ты без нужды?"

"Нет, не чужда мне чужая печаль,

Муки чужие не чужды!"

"Песня, на свете так много утрат,

И мертвые невоскресимы.

Что будешь ты делать?"

"Бить стану набат

В колокол Хиросимы!"

Молю услыхать колокольный зов

Пламенем заживо стертых.

Жаль, что господь не доверил мне слов,

Что воскрешают из мертвых.

Я заклинаю: набат не гуди

Сквозь версты, и лета, и зимы

У человечества в каждой груди,

Колокол Хиросимы!

И Тихий заставь грохотать океан,

И, все озаботив режимы,

Решительно властвуй над памятью стран,

Колокол Хиросимы! (Расул Гамзатов)





4.3.

В Хиросиме этой сказке верят:

Выживает из больных людей

Тот, кто вырежет по крайней мере,

Тысячу бумажных журавлей.

Мир больной, возьми бумаги тонкой,

Думай о бумажных журавлях,

Не погибни, словно та японка,

С предпоследним журавлём в руках.



Насторожитесь! Колокол бьет.

И видеть повсюду должны мы

Журавлика, выпущенного в полет

Девочкою Хиросимы.

Бумажный журавлик в небе плыви!

Взрыв атомный не убывает.

Смерть - белокровие:

Она в крови шарики красные убивает.

Слабенькой ручкой отправленный в путь,

Журавлик, ведь люди спасимы!

Живым с надеждой в глаза посмотри

Девочка из Хиросимы. (Расул Гамзатов)







4.4. Набат Хиросимы

Город

Раскрыл

Обожженный рот

В муке невыносимой...

Люди, вы слышите?

Песню поет,

Песню поет Хиросима!

...Люди!!

Вы слышите?

Песня звучит,

Песнь о великом горе. Таканори Симидзу

«Слышу шепот мужчин и женщин.

Слышу клятвы, и гнев, и стон...

Пусть не будет вновь изувечен

Светлый мир, что для нас рожден!»

- это строки поэта Мунэтоси Фукагавы.

«Нужно кричать о мире,

нужно трубить о мире

всему человечеству, всей планете,

пока человечество живо...»

- взывает Хироси Ядомару.

«Товарищи, с нами хоть шаг пройдите,

Хоть шаг - ради мира на всей Земле!»

- обращается к своим читателям поэтесса Тосико Икута.

































































ПРИЛОЖЕНИЕ 5



Рекомендации по составлению трехстишия



1. Хокку должно состоять из трёх строк. Это правило нарушать нельзя.

2. В трёх строках должно быть 17 слогов: 5 - 7 - 5. Это правило можно смело нарушать. Разные языки требуют разного употребления.

3. Хокку не должно звучать сквозным законченным предложением. Это всегда предложение - и обрывок, кусочек.

Две первые строки - фраза, третья - обрывок; или первая - словосочетание, а вторая и третья - фраза.

4.Скрытый смысл.

5. Три строки.

• Первая строка - где?

- Вторая строка - что?

- Третья строка - когда?

Структура стихов, стихосложения - очень четкая. Содержание - также вполне определенное: одна строфа - природный образ, другая - соответствующее ему чувство, мироощущение человека-наблюдателя.



Чтобы написать настоящее японское хокку (хайку), следует помнить -

недостаточно соблюсти число слогов. Необходимо знать еще по крайней мере

три важных правила. Первое: в классическом хокку должен быть обозначен

хотя бы намеком какой-нибудь природный объект или явление, но такое,

чтобы оно ясно указывало на определенное время года. Второе: в основе хокку (оно же хайку) должно быть одно конкретное

событие, один сюжет, пусть самый, на первый взгляд, мимолетный. Отвле-

ченные рассуждения - не для этого жанра: хокку - поэзия конкретная.

Третье: хокку пишется в настоящем времени - это переживаемое и сопережи-

ваемое мгновение, а не воспоминание и не мечта. Также не принято в хокку

впрямую называть человеческие чувства: слова <люблю>, <ненавижу>, <ску-

чаю>, <грущу> - не для хокку. Эти чувства должны не называться, а как бы

внушаться собеседнику через конкретные живые образы. Но при этом сложная

метафоричность хайку также противопоказана. Ценится простота и прозрач-

ность.

Все эти правила не так уж обязательно соблюдать всякий раз. Но знать

их, помнить о них - необходимо. Потому что хокку - не просто поэтическая

форма. В бесхитростных трехстишиях - целая философия жизни с ее ценнос-

тями, с ее мимолетностью и неповторимостью.





1.Не пишите в рифму, она дает чувство ложной завершенности, а в хайку всегда есть приоткрытая и приглашающая дверь недосказанности.



2. Не пишите назидательно, высокопарно или наукообразно, не оценивайте, используйте простые слова.



3. Не выдумывайте хайку из головы, не оперируйте невещественным, не пытайтесь объяснить что-то в хайку, а покажите это.



4. Не пишите афоризмы, навязывая то единственное представление, которое возникло у вас.



5. Не пишите дневник или рассказ на тему «Как я провел лето».



6. Не пишите об иных временах, кроме настоящего или пишите через призму настоящего - хайку должно создавать ощущение, что события разворачиваются у вас на глазах.



7. Не пишите в стиле неприкрытого акын «что вижу, то пою».



8. Не используйте явные и неприкрытые олицетворения, метафоры, сравнения, слова «как», «будто» и т.п. Старайтесь при необходимости их подразумевать, а не размахивать ими, как флагом.



Ищите границы допустимого применения художественных средств в самом языке - в русском есть довольно много укоренившихся словосочетаний, привычных олицетворений и идиом.



9. Не пишите хайку в трех разных предложениях - трехстишие будет выглядеть «рваным», если в конце каждой строки находится окончательная синтаксическая перебивка. «Укладывайте» слова в строчках гармонично, без резких разделений по строчкам - хайку должно читаться легко и естественно.



10. Также не рекомендуется писать хайку одним законченным предложением. Делите хайку на две взаимосвязанные части. (Сенрю, в отличие от хайку, позволяется писать в одно предложение).



Не говорите лишнего, но и не отсекайте нужное.

Если без какого-то слова можно обойтись в хайку, попробуйте без него обойтись, если только это не мешает поэтичности. Избегайте повторов слов, корней слов, смысла - любого масла масляного - опять же, если это не является осознанной задумкой и приемом художественной выразительности. Но и не сокращайте стих до понятного уже только вам минимума.

Рисуйте картину, показывая лишь самое необходимое. Акцентируйте внимание на одной детали так, чтобы можно было, ухватившись за кончик нити, размотать весь клубок.



Примеры:

Клюв свой раскрыв,

Запеть не успел крапивник.

Кончился день.

Старый пруд.

Прыгнула в воду лягушка.

Всплеск в тишине.

По дороге не ссорьтесь,

Помогайте друг другу, как братья,

Перелетные птицы!

Кобаяси Исса









(МАЦУО БАСЁ)

Внимательно вглядись:

Цветы пастушьей сумки

Увидишь под плетнем.

* * *

Майские дожди.

Заплыла лягушка

В дом через порог.

* * *

Из сердцевины плода

Медленно выползает пчела.

О! С какой неохотой!

* * *

Дождь за окном.

Нет, не ко мне, к соседу

Зонт прошелестел.

* * *

Цветы засохли,

Но семена летят,

Как чьи-то слезы.

* * *

Некуда воду из ванны

Выплеснуть мне теперь -

Всюду поют цикады.

* * *

К колокольчику

Цветку долетит ли большой комар?

Так грустно звенит.

* * *

О, сколько их на полях!

Но каждый цветет по-своему, -

В этом высший подвиг цвет.

































 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал