7


  • Учителю
  • Конспект обобщающего урока естествознания (природоведения) 5 класс по теме 'Жизнь на Земле'

Конспект обобщающего урока естествознания (природоведения) 5 класс по теме 'Жизнь на Земле'

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание: Разработка выполнена с применением игровых технологий и оформлена как выпускная квалификационная работа, поэтому включает не только конспект обобщающего урока "Жизнь на Земле", план урока, технологическую карту урока по применению игровой технологии в контексте ФГОС,
предварительный просмотр материала

Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования

Кафедра естественно-научного образования


Выпускная аттестационная работа по теме:


«Проектирование урока в 5 классе в условиях реализации ФГОС ООО с применением игровой технологии»


работу выполнила слушатель КПК

по программе «Теория и методика

обучения в контексте ФГОС (биология)»

учитель биологии ГБОУ Гимназии № 157

Матыцина Светлана Александровна

куратор: Левашко Е.В.





Санкт-Петербург, 2015г.

Содержание:

Введение……………………………………………………………………………3

Описание игровой технологии……………………………………………………5

Конспект урока и технологическая карта урока по применению игровой технологии………………………………………………………………………...11

Заключение………………………………………………………………………..24

Источники информации и литература…………………………………………..26

Приложения……………………………………………………………………….28


Введение

Естествознание в школьном образовании представляет собой систему наук о природе, совокупность естественных наук, взятых как целое, таких как физика, химия, биология, география. Изучение различных природных объектов, их свойств, состава, строения, функций, законов развивают мыслительные способности учащихся (анализ, моделирование, сравнение, обобщение, выделение главного, индукцию, дедукцию, умение выдвигать гипотезу и отстаивать свою точку зрения); формируют у школьников способность эффективно сотрудничать с другими людьми, умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы, готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию. Естественнонаучное образование призвано дать возможность человеку как части природы, осознать не только мир природы, но и свое место в этом мире и направлено на формирование мировоззренческих, культурологических и практико-ориентированных характеристик личности. Обучение естествознанию служит целям развития полноценной личности. Одним из путей достижения этих целей является использование педагогом в практической работе современных педагогических технологий. Переход от обучения в младшей школе, где задания часто представляются в доступной для ребёнка игровой форме, к обучению в средней школе, где первостепенную роль играет более сложная учебная деятельность, должен быть педагогически продуман. Изучение развития детей показывает, что в игре эффективнее, чем в других видах деятельности, развиваются психические процессы, поэтому опора на игру - это важнейший путь включения младших школьников в учебную работу в средней школе. Игра-знакомая деятельность для ребёнка, позволяющая ему избежать стресса и быстро адаптироваться к большому количеству новых предметов, учителей и усложнившимся требованиям в 5 классе. Именно поэтому для разработки своего урока я выбрала игровую технологию обучения. Более того игровая технология, как мне кажется, прекрасно подходит для уроков обобщения и систематизации знаний, каким и является выбранный мной урок по теме «Жизнь на Земле», завершающий изучение одноимённого раздела в курсе естествознания в 5 классе по УМК Плешакова А.А. и Сонина Н. И. В этом разделе мы изучали как развивалась жизнь на Земле, эпоху динозавров, живые клетки, разнообразие живых организмов, три среды обитания, жизнь на разных материках и в разных природных зонах Земли, жизнь в морях и океанах, а также научились определять растения и животных используя различные источники информации. Школьники всегда с особым интересом воспринимают темы касающиеся их самих. Действительно, что может быть интереснее и полезнее для изучения, чем мы сами и поразительно разнообразный мир, в котором мы живём? Неугасающим интересом учащихся к этой теме и моим собственным интересом обоснован выбор темы «Жизнь на Земле» для проектирования урока. А для того, чтобы ещё больше подогреть этот интерес у школьников я предлагаю им не сидеть за партами, а приглашаю их на экскурсию в Смольный сад, расположенный поблизости. Это прекрасное место для проведения наших игр, которое позволяет ребятам ближе познакомиться с живой природой, открыть её с новой стороны, со стороны участника процесса, а не стороннего наблюдателя, испытать на себе роли различных живых существ, понять на собственном опыте как происходит их взаимодействие друг с другом и с окружающей средой, сравнить свой практический опыт с тем, о чём шла речь на уроках, исследовать мир без помощи зрения, что могут сообщить нам другие органы чувств? Согласно данному подходу обучение становится менее ориентировано на учителя. Учитель здесь скорее помощник, направляющий ученика к формированию навыков самообразования в ходе игры. Работа учащихся в таком формате позволяет не только обобщить и систематизировать знания по теме, но и провести драгоценное время на природе, а также разнообразит учебно-воспитательный процесс, делает его живым и интересным.

Описание игровой технологии.

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме разнообразных педагогических игр, которые отличаются от игр вообще тем, что они обладают четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые в свою очередь обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Говоря о характеристиках игры, необходимо отметить особенности их трансформации в игре педагогической: ситуация классно-урочной системы обучения не дает возможности проявиться игре, в так называемом «чистом виде», преподаватель должен организовывать и координировать игровую деятельность детей. Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые должны выступать как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий проходит по таким основным направлениям:

1. Дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи.

2. Учебная деятельность подчиняется правилам игры.

3. Учебный материал используется в качестве ее средства.

4. В учебную деятельность вводятся соревнования, которые способствуют переходу дидактических задач в разряд игровых.

Успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом. Игра как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим использовалась с древнейших времен. Широкое применение игра находит в народной педагогике, в дошкольных и внешкольных учреждениях. В учебном процессе школы до недавнего времени использование игры было весьма ограничено. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:

• в качестве самодеятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;

• в качестве элементов (иногда весьма существенных) более обширной технологии;

• в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);

• в качестве технологий внеклассной работы (коллективные творческие дела).

В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком - наличием четко поставленной цели обучения и соответствующего ей педагогического результата, которые могут быть обоснованы, выделены в ясном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Наряду с трудом и ученьем игра - один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен человеческого существования. Игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

В структуру игры как деятельности личности входят этапы:

1. целеполагания;

2.планирования;

3.реализации цели,

4. анализа результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект.

Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностями выбора и элементами соревновательности, удовлетворения потребностей, самоутверждения, самореализации.

В структуру игры как процесса входят:

• роли, взятые на себя играющими;

• игровые действия как средства реализации этих ролей;

• игровое употребление предметов, т. е. замещение реальных вещей игровыми, условными;

• реальные отношения между играющими;

• сюжет (содержание) - область действительности, условно воспроизводимая в игре.

По мнению С.А. Шмакова, как феномен педагогической культуры игра выполняет следующие важные функции:

• Функция социализации. Игра - есть сильнейшее средство включения ребенка в систему общественных отношений, усвоения им богатств культуры.

• Функция межнациональной коммуникации. Игра позволяет ребенку усваивать общечеловеческие ценности, культуру представителей разных национальностей, поскольку «игры национальны и в то же время интернациональны, межнациональны, общечеловечны».

• Функция самореализации ребенка в игре как «полигоне человеческой практики».Игра позволяет, с одной стороны, построить и проверить проект снятия конкретных жизненных затруднений в практике ребенка, с другой - выявить недостатки опыта.

• Коммуникативная функция игры ярко иллюстрирует тот факт, что игра - деятельность коммуникативная, позволяющая ребенку войти в реальный контекст сложнейших человеческих коммуникаций.

• Диагностическая функция игры предоставляет возможность педагогу диагностировать различные проявления ребенка (интеллектуальные, творческие, эмоциональные и др.). В то же время игра - «поле самовыражения», в котором ребенок проверяет свои силы, возможности в свободных действиях, самовыражает и самоутверждает себя.

• Терапевтическая функция игры заключается в использовании игры как средства преодоления различных трудностей, возникающих у ребенка в поведении, общении, учении. «Эффект игровой терапии определяется практикой новых социальных отношений, которые ребенок получает в ролевой игре. Именно практика новых реальных отношений, в которые ролевая игра ставит ребенка как со взрослым, так и со сверстниками, отношений свободы и сотрудничества, взамен отношений принуждения и агрессии, приводит в конце концов к терапевтическому эффекту».

• Функция коррекции - есть внесение позитивных изменений, дополнений в структуру личностных показателей ребенка. В игре этот процесс происходит естественно, мягко.

• Развлекательная функция игры, пожалуй, одна из основных ее функций.

Игра стратегически - только организованное культурное пространство развлечений ребенка, в котором он идет от развлечения к развитию. Педагогические игры - достаточно обширная группа методов и приемов организации педагогического процесса. Педагогические игры достаточно разнообразны по:

• дидактическим целям;

• организационной структуре;

• возрастным возможностям их использования;

• специфике содержания.

Г.К. Селевко предлагает классифицировать педагогические игры по нескольким принципам:

1. Деление игр по виду деятельности на физические (двигательные), интеллектуальные (умственные), трудовые, социальные и психологические.

2. По характеру педагогического процесса: обучающие, тренировочные, контролирующие, обобщающие; познавательные, воспитательные, развивающие; · репродуктивные, продуктивные, творческие; коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и другие.

3. По характеру игровой методики педагогические игры делятся на: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, игры-драматизации.

К педагогической игре предъявляются следующие требования:

  1. Ясное вступление. На этом этапе ставится проблема и роли участников должны быть чётко прописаны.

  2. Центральное задание должно быть понятно, интересно и выполнимо. На этом этапе объясняются правила игры участникам, чётко определяется итоговый результат самостоятельной работы. Например задана серия вопросов на которые нужно дать ответы после игры, прописана проблема, которую нужно решить.

  3. Наличие правил игры в печатном виде у каждого участника. Учащиеся должны расходовать своё время, используя информацию, а не расспрашивая её у всех вокруг. Лучше если они ещё дома ознакомились с правилами игры, получив их на предыдущем уроке для ознакомления.

  4. Наличие списка инвентаря, который понадобится для проведения игры. Каждый участник должен найти и принести с собой необходимые материалы. Список также выдаётся каждому участнику заблаговременно.

  5. Описание критериев оценки выполнения игры. Ученики знакомятся с критериями перед началом работы, чтобы у них было полное понимание того, что от них требуется и к чему они должны стремиться.

  6. В заключительной беседе суммируется опыт, который будет получен участниками в ходе игры.

Игровые технологии обеспечивают среду для решения проблемных вопросов и коллективного сотрудничества, стимулирующего развитие творческого и критического мышления.

Игровые технологии позволяют развить у учащихся такие умения, как

осуществлять поиск информации,

определять тему или проблему,

отделять основную информацию от второстепенной,

фиксировать необходимую информацию из прочитанного, прослушанного или увиденного,

подробно (кратко) излагать содержание прочитанного, прослушанного, увиденного,

обобщать информацию,

выделять факты (примеры, аргументы) в соответствии с поставленным вопросом или проблемой,

делать выводы, участвовать в беседе, обсуждении, высказывать и аргументировать свою точку зрения.

Деятельность учителя должна помочь учащимся развить качества, обозначенные в образовательных стандартах, и оценки учителя должны определить, могут ли обучающиеся выполнить задания игры на установленных им уровнях.

Следует иметь в виду, что игры, приведенные в приложениях, не являются авторскими, а представляют из себя адаптированные и переработанные методики зарубежных авторов, в частности - известного американского педагога и эколога Джозефа Корнелла.

В заключение - несколько важных для понимания данной тематики высказываний Джозефа Корнелла - "родоначальника" игровой экологии:

«• Меньше учите, больше делитесь

Я не только сообщаю детям голые факты о природе («это дерево называется сосна»), но я люблю рассказывать им о том, что я чувствую, стоя рядом с этой сосной. Я признаюсь им, что испытываю благоговейный трепет перед этими деревьями и уважаю их за то, что они могут выжить в очень суровых условиях, когда зимние ветра изгибают, скручивают и ломают их ветви. Я всегда говорю детям о том, что я поражаюсь, как корни сосен, растущих на скалах, могут вообще добыть какие-нибудь питательные вещества.

• Сначала наблюдайте, говорите потом

Иногда событие, происходящее в природе, может захватить ребенка целиком: появившаяся откуда-то стрекоза, слегка покачивающая крыльями; одинокий олень, пасущийся на лужайке. Но даже если и не будет таких запоминающихся сцен, ребенок может познавать природу просто в процессе близкого общения. У детей есть замечательная способность погружаться в то, на что они смотрят. Ваш ребенок лучше поймет то, что ВНЕ его, сливаясь с этим, чем слушая устный рассказ. Дети редко забывают опыт прямого общения с природой.

• Сосредоточьте внимание ребенка!

С самого начала задайте верный тон вашему путешествию в природу. Займите внимание всех детей, задавая вопросы и показывая, что интересного можно увидеть и услышать. Некоторые дети не умеют внимательно наблюдать за природой, поэтому покажите им, что может представлять интерес, и постепенно воспитывайте в них наблюдательность. Дайте им почувствовать, что их открытия интересны и вам.

• Познание природы должно быть пронизано радостью!

Познание природы должно быть пронизано радостью как в форме открытого веселья, так и в форме спокойного внимания. Дети естественным образом тянутся к познанию, если вам удается поддерживать атмосферу радости. Помните, ваш энтузиазм заразителен, и это, возможно, - самое ценное из того, что вы имеете как учитель.»

Конспект урока и технологическая карта урока по применению игровой технологии.

Учитель: Матыцина Светлана Александровна, учитель биологии ГБОУ гимназия №157 Центрального района г.Санкт - Петербурга

Предмет: Естествознание

Класс: 5

Место проведения: Смольный сад

Тема урока: «Жизнь на Земле».

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Место урока по программе: Н.И Сонин, «Естествознание». Заключительный урок в разделе «Жизнь на Земле».

Технология: игровая.

Формы работы: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Цель урока: обобщить, систематизировать, углубить, интегрировать полученные знания и приобрести новые знания и практические умения по разделу «Жизнь на Земле».

Познавательные задачи: проверить усвоение ведущих понятий раздела, характеризующих суть живого и «закона» жизни на Земле в целом, развить навыки системного мышления - умение видеть в частном примере проявления общих закономерностей, формировать научное мировоззрение о взаимосвязи живых организмов и жизни на Земле как целостной системы, познакомиться в игровой форме с законами жизни.

Развивающие задачи: включить учащихся в активную коммуникативную познавательную деятельность, совершенствовать навыки поисковой, самостоятельной, групповой деятельности, продолжить формировать умение высказывать своё мнение, умение находить последствия, причины различных природных явлений, понимать суть природных закономерностей, умение находить оптимальные пути решения выполнения задачи, поставленной перед учащимися, умение анализировать полученный результат.

Воспитывающие задачи: возбудить у детей интерес к изучению жизни на нашей планете, воспитать бережное отношение к природе и ответственность за свои поступки, развивать коммуникативные навыки и умение школьников принимать жизненно-правильные решения в создавшихся условиях для сохранения своего здоровья и жизни других организмов на нашей планете, создать условия для развития универсальных учебных действий.

Планируемые результаты обучения:

  1. Личностные: формирование устойчивого познавательного интереса и становление смыслообразующей функции познавательного мотива, умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия.

  2. Метапредметные: овладение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; овладение навыками групповой и исследовательской деятельности.

  3. Предметные: учащиеся должны знать основные этапы развития жизни на Земле; что клетка- единица строения живых организмов; основные части клетки; царства живой природы; среды обитания организмов; важнейшие природные зоны Земли; природные сообщества морей и океанов; важнейшие экологические проблемы. Учащиеся должны уметь: в общих чертах описывать особенности основных этапов развития жизни на Земле; давать общую характеристику царств живой природы и приводить примеры их представителей; приводить примеры организмов из разных природных сообществ; узнавать наиболее распространённые виды растений и животных своей местности; определять названия растений или животных с использованием атласа-определителя; кратко характеризовать основные природные зоны Земли; характеризовать особенности строения живых организмов, связанные с их средой обитания.

Средства обучения: раздаточный материал (файлы с правилами игр(приложения1-4) и файлы со списками инвентаря(приложение 5)), коробочка с яркими крупными пуговицами, лист А4 для графика динамики численности популяции лосей, 2 цветных карандаша, колокольчик.


План урока:

Организационный момент.

Обобщение и закрепление ведущих понятий курса.

а) фронтальная беседа с классом по вопросам;

б) работа в группах: выполнение игровых заданий;

в) проверка выполнения игровых заданий;

Закрепление материала.

Ответы на вопросы по каждой игре.

Подведение итогов урока.

Выставление и комментарии оценок.

Домашнее задание.

Ход урока:

Этап

Содержание

Деятельность учащихся в терминах технологии

Деятельность учащихся в терминах УУД (ФГОС)

Организационный момент

Приветствие.

Проверка готовности к уроку

Целеполагание и планирование


Ребята, мы с вами заканчиваем изучать важный раздел под названием «Жизнь на Земле». Лучше понять, вспомнить и погрузиться в то, что мы изучали нам поможет прямое общение с природой в форме игры. Всего игр будет 4. Они откроют для вас разные закономерности жизни на Земле. Обратите внимание, что для каждой игры после объяснения правил есть вопросы, на которые вам нужно дать ответы в конце урока, используя навыки, полученные в ходе игры.


Определяют цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий.

Понимают информацию устного и письменного сообщения

Владеют приёмами отбора и систематизации материала на тему «Жизнь на Земле»

Умеют вести самостоятельный поиск информации, сопоставлять и сравнивать факты, оценивать свою деятельность

Личностные УУД:

Формирование устойчивого познавательного интереса и становление смыслообразующей функции познавательного мотива.

Умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия.

Регулятивные УУД:

Целеполагание,преобразование практической задачи в познавательную.

Умение самостоятельно анализировать условия достижения цели.

Уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им.

Основы прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса

Коммуникативные УУД:

Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её в выработке общего решения.

Сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения.

Устанавливать рабочие отношения в группе, эффективно сотрудничать.

Познавательные УУД:

Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

Реализации цели: 1.Игра «Здравствуй дерево»


Вспомните тему «Разнообразие живых организмов». Посмотрите вокруг, какие из них здесь представлены? Первое, что бросается в глаза- это большие деревья липы, дубы. Вы лучше поймете, что такое дуб, если научитесь видеть, как он меняется в течение дня при изменении освещенности. Понаблюдайте за деревом с различных точек. Почувствуйте на ощупь его кору и листья, вдохните их запах. Посидите спокойно в его тени и попробуйте увидеть все формы жизни, которые можно найти рядом с деревом или на нем. А сейчас я предлагаю вам поприветствовать дерево, как своего старого друга и сыграть в игру «Здравствуй, дерево!»


Вспоминают ключевые понятия по теме: живой организм, систематика, растение, животное, гриб, микроорганизм.

Знают особенности строения и жизнедеятельности организмов, их роль в природе и жизни человека.

Используют навыки определения живых организмов, различные методы их изучения

Владеют навыками уважительного отношения к природе и окружающим людям.

Организуют учебное сотрудничество в парах

Анализируют результаты и делают выводы

Личностные УУД:

Умение конструктивно разрешать конфликты.

Готовность к самообразованию и самовоспитанию.

Эмпатия как осознанное понимание и сопереживание чувствам других.

Регулятивные УУД:

Организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Умение принимать решение в проблемной ситуации на основе переговоров.

Основы саморегуляции эмоциональных состояний.

Коммуникативные УУД:

Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.

Брать на себя инициативу в организации совместного действия.

Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями.

Познавательные УУД:

Осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов природы.

Давать определения понятиям.

Устанавливать причинно-следственные связи.

Объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе выполнения задач игры.

Самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента.

Делать умозаключения.

Реализации цели 2.Игра «Лоси и окружающая среда»


Вы прекрасно справились с первой игрой, давайте перейдём к следующей. Вы конечно помните три среды обитания организмов- назовите их. В какой мы с вами живём? Какие ресурсы необходимы животным этой среды обитания? Легко ли их получить? Давайте проверим это, сыграв в игру «Лоси и окружающая среда».


Вспоминают понятия: среда обитания, экологические факторы, экологические ресурсы.

Распределяют роли (кто лоси, кто окружающая среда).

Обретают интерес и уважение друг к другу и к окружающей среде, возможность расширить грани своей собственной жизни, эмоционально воспринимать материал, непосредственно участвуя в нем.


Личностные УУД:

Доброжелательное отношение к живым организмам и окружающей среде, уважение к личности и её достоинству.

Способность решения различных дилемм на основе позиций участников дилеммы.

Регулятивные УУД:

Осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания.

Адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации.

Коммуникативные УУД:

Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое контекстное высказывание.

Осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать.

Учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.

Познавательные УУД:

Давать определения понятиям.

Устанавливать причинно-следственные связи.

Объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе выполнения задач игры.

Самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента.

Делать умозаключения.

Реализации цели 3.Игра «Караси и щуки»


Вы здорово справились, а теперь переходим к третьей игре. Вам придётся сменить свою среду обитания. Почувствовать себя хищником или жертвой, удачливым или сильным под водой, правда это интересно? Тогда сыграем в игру «Караси и щуки».

Вспоминают основные понятия по теме «Жизнь в морях и океанах»: природное сообщество, сообщество толщи воды, донное сообщество, водные обитатели.

Распределяют роли.

Выполняют учебные задачи в ходе игры в соответствии с её правилами.

Личностные УУД:

Реализация возможности выступить в разных ролях.

Формирование познавательного интереса к учебному материалу и способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные УУД:

Умение прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей.

Основы саморегуляции в условиях учебной игры.

Коммуникативные УУД:

В совместной деятельности чётко формулировать цели группы и позволять её участникам проявлять собственную энергию для достижения этих целей.

В процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действий.

Аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов способом.

Познавательные УУД:

Развитие устной речи, физических и творческих способностей, самостоятельных навыков, экологического мышления.

Применение полученных знаний на практике.

Реализации цели 4.Игра «Каждой твари по паре»

Итак, вы все развеселились и стали товарищами по приключению. В природе всё происходит точно так же: отдельные особи объединяются в пары и группы, ведь так проще, интереснее и веселее жить на Земле. Какие препятствия их подстерегают? Давайте перейдём к игре «Каждой твари по паре» и узнаем об этом.

Вспоминают основные понятия по теме «Жизнь на разных материках и в разных природных зонах Земли»: природная зона как комплекс взаимосвязанных компонентов природы, материки, рельеф, климат, погода, живые организмы.

Называют различия в образе жизни животных, способы взаимодействия живых организмов. Понимают чем обеспечивается непрерывность жизни на Земле.

Распределяют роли.

Выполняют учебные задачи в ходе игры в соответствии с её правилами.

Личностные УУД:

Доброжелательное отношение к окружающим.

Готовность к самообразованию и самовоспитанию.

Умение вести диалог и конструктивно разрешать конфликты.

Регулятивные УУД:

Организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им.

Адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение.

Коммуникативные УУД:

Брать на себя инициативу в организации совместного действия.

Оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Уметь убеждать, работать в группе.

Познавательные УУД:

Развитие устной речи, физических и творческих способностей, самостоятельных навыков, экологического мышления.

Объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе выполнения задач игры.

Применение полученных знаний на практике.

Закрепление и анализ результатов

Вернитесь к вашим вопросам в начале урока. Давайте обсудим правильные ответы.

На протяжении долгого времени мы с вами изучаем природу на нашей планете, но всё ли мы знаем о жизни на Земле? Можно сказать, что мы знаем много и что еще много чего узнаем в дальнейшем. Что нового вы узнали сегодня участвуя в играх?

Обсуждение ответов на вопросы к каждой игре, беседа по теме.

Соотносят цели и результаты игры.

Осмысливают результат игры, личную значимость полученных знаний и возможность их дальнейшего применения.

Личностные УУД:

Уважение к личности и её достоинству, доброжелательное отношение к окружающим людям и природной среде со всеми её обитателями.

Потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании.

Готовность к самообразованию и самовоспитанию.

Формирование адекватной позитивной самооценки.

Умение строить жизненные планы с учётом конкретных социально-исторических, политических, экономических условий.

Регулятивные УУД:

Умение адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности.

Адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение.

Коммуникативные УУД:

Вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою точку зрения.

Учитывать разные мнения и интересы, обосновывать собственную позицию.

Понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы.

Следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнёрам, внимания к личности другого, адекватного межличностного восприятия, готовности адекватно реагировать на нужды других, в частности оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнёрам в процессе достижения общей цели совместной деятельности.

Познавательные УУД:

Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Делать умозаключения.

Развитие устной речи, самостоятельных навыков, экологического мышления.

Заключительный этап и домашнее задание

Дома я попрошу вас составить кроссворд по теме «Жизнь на Земле» из 15 вопросов.

Наш урок подошел к концу, спасибо ребята за вашу работу. Наши гости (родители) пришлют вам видео с нашего урока, чтобы вы могли оценить своё участие со стороны и показать игру друзьям.

Что на уроке особенно вам понравилось, запомнилось, заинтересовало? Что наоборот вызвало затруднения или не понравилось?

Делятся впечатлениями от урока.

Выполняя домашнее задание, дают определение главным понятиям из всех тем раздела «Жизнь на Земле».

Личностные УУД:

Потребность в самовыражении и самореализации

Готовность к самообразованию и самовоспитанию.

Формирование адекватной позитивной самооценки.

Регулятивные УУД:

Уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им.

Адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение.

Познавательные УУД:

Умение работать с текстом, выбирать главное и второстепенное.

Осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета.

Давать определения понятиям, задавать вопросы, самостоятельно проводить исследование и делать умозаключения.


Заключение

Темпы развития современного общества диктуют правила школе, которая в нынешних условиях должна готовить своих учеников к жизни в этом самом обществе, воспитывать в них совершенно новые качества. В настоящее время все новшества, вводимые в школе, касаются, в первую очередь, внедрения в практику современных образовательных технологий, направленных на формирование у обучающихся различных компетентностей.

Новые приоритеты в образовании побуждают учителей к поиску новых современных эффективных технологий преподавания. Каждая конкретная технология обучения имеет свои признаки, определение, функцию, структуру, характерные только для нее. Моделирование уроков в различных технологиях - дело не простое, но сегодня это требование времени. Учитель должен демонстрировать на уроке разные стратегии учения, чтобы сформировать способность личности учиться всю жизнь, способность к саморазвитию.

В образовательной практике наметился переход от обучения, как передачи системы знаний учителем ученикам к обучению, принципом которого является взаимодействие ученика с учителем. Становится очевидным, что предлагаемые ученикам задания должны быть непосредственно связаны с проблемами реальной жизни. Признание активной роли учащегося в учении приводит к изменению представлений о содержании взаимодействия ученика с учителем и одноклассниками. Учение больше не рассматривается как простая трансляция знаний от учителя к учащимся, а приобретает характер сотрудничества - совместной работы учителя и учеников в ходе овладения знаниями и решения проблем. Единоличное руководство учителя в этом сотрудничестве замещается активным участием учащихся. Всё это придаёт особую актуальность задаче формирования УУД: коммуникативных, метапредметных, познавательных, личностных и регулятивных. Формирование УУД во многом зависит от взаимодействия учителя и ученика. В рамках обучения колоссальную роль в этом начинают приобретать игровые технологии. Игра имеет большое значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого деятельность, работа, служба. Игра только внешне кажется беззаботной и легкой. А на самом деле она властно требует, чтобы играющий отдал ей максимум своей энергии, ума, выдержки, самостоятельности. Технология игровых форм обучения нацелена на то, чтобы научить учащихся осознавать мотивы своего учения, своего поведения в игре и в жизни, т.е. формировать цели и программы собственной самостоятельной деятельности и предвидеть ее ближайшие результаты. Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно-рекреактивными возможностями. В том и состоит ее феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде.

К важнейшим свойствам игры относят тот факт, что в игре и дети и взрослые действуют так, как действовали бы в самых экстремальных ситуациях, на пределе сил преодоления трудности. Причем столь высокий уровень активности достигается ими, почти, всегда добровольно, без принуждения.

Игровые методы являются одними из самых эффективных методов обучения, так как их психолого-педагогической основой является игровая деятельность, которая вносит большой вклад в психическое развитие личности. Использование игровых технологий на уроках естествознания соответствует возрастным познавательным потребностям учащихся. В игре активизируются мыслительные процессы, и возрастает мотивация школьников к изучению предмета естествознания.

Игры оказывают сильное эмоциональное воздействие на учащихся, формируют многие учебные действия: прежде всего коммуникативные - умение работать в группе, регулятивные - принимать решения, брать ответственность на себя. Они развивают организаторские способности, воспитывают чувство сопереживания, стимулируют взаимовыручку в решении трудных проблем. Таким образом, использование в учебном процессе игровых методов позволяет решать целый комплекс педагогических задач. Применение игровых технологий в процессе обучения естествознанию в сочетании с другими педагогическими технологиями повышают эффективность образования учащихся в области естествознания. Но не следует забывать, что даже самая лучшая игра не может обеспечить достижения всех образовательно-воспитательных целей, поэтому игровые технологии необходимо рассматривать в системе всех форм и методов учебной работы, применяемых в обучении.

Работа по теме «Проектирование урока в 5 классе в условиях реализации ФГОС ООО с применением игровой технологии» помогла мне углубить знания, систематизировать игры, игровые ситуации, применяемые на уроках в зависимости от целей. Использование разнообразных упражнений, игр, ребусов, тестов, делает урок естествознания эффективным, интересным.

В дальнейшей деятельности я планирую продолжить работу по изучению формирования УУД на уроках естествознания, познакомиться с нестандартными видами уроков, изучить методическую литературу. Это позволит мне пополнить копилку знаний и применить наиболее интересные методы и приемы.


Источники информации и литература

  1. Аникеева, Н.П. Воспитание игрой: книга для учителя / Н.П. Аникеева. - Новосибирск: Агентство печати и информации «Момент истины», 1994. - 95 c.

  2. Антонова Л. В., Казачкова Т. Б. Урок вчера и сегодня. Опыт научно-практической и проектной деятельности образовательных учреждений. Выпуск 3.- СПб: Научно-методический центр Красногвардейского района СПб., 2006.- 128 с.

  3. Архипова В. В. Коллективная организационная форма учебного процесса. СПб.: Интерс, 1995.

  4. Баранов, С.П. Педагогика / С.П. Баранов. - М.: Просвещение, 1982. - 121 c.

  5. Брушлинский А. В. Психология мышления и проблемное обучение.- М.: Знание, 1983.

  6. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М.: Педагогика, 1991. - 55 c.

  7. Даутова О. Б., Иваньшина Е. В., Ивашедкина О. А., Казачкова Т. Б., Крылова О. Н., Муштавинская И. В. Современные педагогические технологии основной школы в условиях ФГОС.- СПб: Каро, 2013.- 169с.

  8. Заир-Бек С. И., Муштавинская И. В. Развитие критического мышления на уроке.-М.: Просвещение, 2011.

  9. Плешаков А.А., Сонин Н.И.Естествознание. 5 класс. Введение в естественно-научные предметы. М.: Дрофа, 2013. - 175 с.

  10. Татарченкова С. С. Технологии развития универсальных учебных действий учащихся в урочной и внеурочной деятельности. СПб: Каро, 2013.- 111с.

  11. Кларин М.В. Образовательные возможности игры // Современная педагогика. - 1985, № 3. - 94 c.

  12. Минич О.А., Хаткевич О.А. Педагогические игры. - М., 2005, С.3.

  13. Плешакова А.Б. // Современные проблемы философского знания. Пенза, 2002. Т. Вып. 3. - C.15.

  14. Рысбаева С.А., Жунусова П.О., Бедишева З.О., Саухамбаева Г.А. Использование игровых технологий в младшем школьном возрасте// Успехи современного естествознания. - 2014. - № 3 . - С. 148-151;

  15. Севрук Ю.А.. Сборник экологических игр. По материалам семинара для специалистов по экологическому просвещению. ФРГ, о-в Рюген, 1999.

  16. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М., 1998. -C.195.

  17. Шпотова Т.В., Кочеткова Е.П. Цепочка жизни: Эффективные приемы и методы работы с детьми в экологическом образовании и просвещении. - М.: ЭкоЦентр «Заповедники», 2005.

  18. Ясвин В.А.. Мир природы в мире игр. ЭкоЦентр "Заповедники", Москва, 1998.

  19. Игры, в которые мы играем! Методическая разработка Детского экологического центра Национального парка "Лосиный Остров".

  20. -Сборник российского и зарубежного опыта в области "игровой экологии"

  21. Журнал «Успехи современного естествознания»


Приложение 1

Игра «Здравствуй, дерево!»

Вопросы к игре:

  1. Какими методами вы пользовались для изучения дерева? Что вам удалось о нём узнать?

  2. Является ли дерево живым, как это доказать?

  3. Можно ли примерно определить возраст дерева, как это сделать?

  4. Присутствуют ли на дереве другие живые организмы, как они связаны с деревом?

  5. Расскажите о роли деревьев в природе и жизни человека.

Материалы: платок для завязывания глаз.

Правила игры:

Разбейтесь на пары. Повяжите вашему партнеру на глаза повязку, немного покрутите его вокруг своей оси и подведите его к любому понравившемуся вам дереву.

Помогите вашему партнёру исследовать дерево и почувствовать его уникальность, давая конкретные указания. Например, пощупай кору дерева. Не приказывайте «исследуй дерево», а спросите: «Это дерево живое? Ты можешь обнять его? Оно старше тебя? Можешь ли ты найти то, что растет на этом дереве? Есть ли на нем признаки присутствия животных? Лишайники?»

Когда ваш партнер закончит исследование, отведите его на то место, откуда вы начали путешествие, но другим путем. (Эта часть игры особенно интересна тем, что ведущие стараются провести своих партнеров через поваленные деревья и чащобы, которые можно было бы легко обойти.) Затем снимите повязку и дайте игроку найти СВОЕ дерево с открытыми глазами. Ребенок неожиданно для себя обнаружит, что теперь перед ним не лес, а множество совершенно разных деревьев.

Теперь можете поменяться ролями.

Сообщите учителю, кому из вас удалось отыскать СВОЁ дерево.


Приложение 2

Игра «Лоси и окружающая среда»

Вопросы к игре:

1)Какую биологическую закономерность иллюстрирует эта игра?

2) Интерпретировать график полученный в результате игры.

Материалы: лист с заготовкой для графика, 2 цветных карандаша (приносит учитель).

Правила игры:

Участники разбиваются на 2 равные команды (например: 15 и 15 человек) Обе команды выстраиваются в две шеренги друг напротив друга. Одна команда - «лоси», другая - «окружающая среда».

Участники игры договариваются между собой об условных обозначениях ресурсов. Например, предлагается три вида ресурсов: вода, еда и жилище. Каждый из«окружающей среды» до начала каждого тура игры задумывает, кем он будет (водой, едой или жилищем). Каждый «лось» задумывает, что ему необходимо для жизни. Никто, ни «лоси», ни «окружающая среда» не делится с окружающими тем, что он задумал.

Ведущий командует: «Пошел первый год жизни популяции лосей. Окружающая среда, покажите, кто вы?

«Окружающая среда» демонстрирует условные обозначения. Далее ведущий командует: «Лоси», вперед!» и хлопает в ладоши. Команда «лосей» устремляется к «окружающей среде» и выбирает себе того, кого заранее задумал. Причем каждый «лось» может утащить только одного из «окружающей среды». Схваченные «ресурсы окружающей среды» переходят в команду «лосей» и превращаются в них. Те же «лоси», которым ничего не досталось, переходят в команду «окружающей среды» и превращаются в неё. В это время ведущий отмечает на заготовленном графике численность «лосей» и «окружающей среды».

Важно, чтобы играющие не жульничали, а выбирали тех, кого заранее задумали. Игра играется в несколько туров (1 год - 1 тур).

В конце концов на листе получается график колебания численности популяции «лосей» и колебания численности «ресурсов окружающей среды».

Приложение 3

Игра «Караси и щуки»

Вопросы к игре:

  1. Какие отношения между организмами иллюстрирует игра?

  2. Что такое конкуренция, между какими организмами она происходила?

  3. Что помогает животным спастись от хищника?

Материалы: коробка пуговиц (приносит учитель).

Правила игры:

1. Из группы выбираются два человека «хищника» (щуки). Все остальные дети - «караси» или другие более мелкие рыбы.

На «поле» рассыпаются пуговицы - это корм для карасей (личинки, червячки и др.). Задача «карасей» - набрать себе как можно больше корма (пуговиц).

«Щуки» охотятся за «карасями». Причем они имеют право схватить только движущегося «карася» и только в пределах «поля». «Карась», замирая на поле, не может стать добычей. Каждая «щука» отводит пойманных карасей за пределы поля в определённое место. Игра продолжается до тех пор, пока не останется 1 или 2 «карася» (в зависимости от числа играющих).

В конце концов, проводится анализ результатов.

1. Выясняется, какая из «щук» более удачливая или сильная (у кого больше улов).

2. Выясняется самый ловкий «карась» (тот, которого не поймали).

Приложение 4

Игра: «Каждой твари по паре»

Вопросы к игре:

1)Что иллюстрирует игра?

Материалы: коробочки из-под спичек, а также из-под киндер-сюрпризов и т.д., наполненные крупой, семечками, орешками, и т.д.; маракасы, ложки, свистульки и т.д. Всё в количестве 2 штук для использования в паре. Косынки или платки, чтобы завязывать глаза. Колокольчик (приносит учитель).

Правила игры:

Необходимо иметь несколько пар коробочек, в которые кладутся предметы или крупа одинакового количества и размера.

Например, в паре коробочек лежат 5 горошин, в другой паре - 10 рисовых крупинок и т.д.

Все коробочки раздаются играющим, которые не знают, что в них находится. По звуку в коробочке играющие находят своего партнера.

Возможно использовать одинаковые предметы, издающие одинаковый звук. У игроков завязаны глаза. Они выступают в роли птиц, прячущихся в разных местах леса (ограниченного поля игры).

Выбирается 1 хищная птица, у которой тоже завязаны глаза и висит колокольчик, сигнализирующий о её приближении. Она ловит всех подряд птичек, которых услышит, после чего они должны перестать издавать звуки и выйти из игры.

Побеждает пара птиц, которая избежав встречи с хищной птицей верно нашла друг друга по звуку. При встрече снимается платок с глаз и проверяется одинаковые ли предметы в руках.

Приложение 5

Список инвентаря.


  1. Платок для завязывания глаз

  2. Пара коробочек из-под спичек или из-под киндер-сюрпризов или других одинаковых коробочек, наполненных крупой, семечками или орешками в одинаковом количестве. Возможно использовать одинаковые предметы, издающие одинаковый звук (например, маракасы, ложки, свистульки и т.д.)


29




 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал