7


  • Учителю
  • Исследовательский проект «Отношение, сложившееся в народной культуре к различным видам растений, их семантика»

Исследовательский проект «Отношение, сложившееся в народной культуре к различным видам растений, их семантика»

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Сормовский механический техникум имени Героя Советского Союза П.А. Семенова»





















ПРОЕКТ



по теме «Отношение, сложившееся в народной культуре к различным видам растений, их семантика»

















Голубева Екатерина, 16 лет



студентка 1 курса



Руководитель:

Кокушкина Фаина Владимировна,



преподаватель биологии































г. Н.Новгород, 2014 год

СОДЕРЖАНИЕ



стр.



Методический паспорт проекта «Отношение, сложившееся в народной культуре к различным видам растений, их семантика»…………………….

2



Технологическая карта проекта «Отношение, сложившееся в народной культуре к различным видам растений, их семантика»…………………….

3



Введение ………………………………………………………………………

4

1.

Номенклатура растений ……………………………………………………..

5

2.

«Народные названия»…………………………..……………………………

10

3.

Растения в народной медицине ……………………………………………...

14

4.

Растения в белой и черной магии……………………………………………

19

5.

Практическая часть …………………………………………………………..

23



Заключение …………………………………………………………………..

25



Источники информации…………………………………………………….

26









































































Методический паспорт проекта «Отношение, сложившееся в народной культуре к различным видам растений, их семантика»

Цели проекта:

  • изучить традиции в номенклатуре растений, учитывая их свойства, строение и среду обитания.

  • провести исследование и определить, какие названия в большей степени мы используем

  • проанализировать и систематизировать полученные данные

Выполнение обозначенных целей приводит к формированию умственных, волевых и эмоциональных качеств личности студента, способствующих его самообразованию, тесно связанному с совершенствованием процесса мышления, к формированию компетентности в сфере самостоятельной и познавательной деятельности, к формированию творческих и рационализаторских способностей студентов.

Возраст студентов: I курс (16 лет)

Время работы над проектом: 2,5 месяца (октябрь - декабрь 2014 г.)

Режим работы: внеклассная работа

Материально-техническое обеспечение и учебно-методическое оснащение:

  • научно-популярная литература

  • ПК (работа в программах MS Word, MS Power Point, Paint)

Формирование общих компетенций:

  • ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

  • ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

  • ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

Развитие навыков:

  • самостоятельной работы с источниками информации

  • коммуникативности при обмене информацией

  • мыслительной деятельности на протяжении выполнения проекта

  • самоанализ

Выполнение проекта способствовало:

  • расширению кругозора студента

  • формированию навыков самостоятельной деятельности студента

  • развитию творческих способностей













Технологическая карта проекта «Отношение, сложившееся в народной культуре к различным видам растений, их семантика»





содержание деятельности преподавателя и студента



мотивационный

  • изучить традиции в номенклатуре растений, учитывая их свойства, строение и среду обитания.

  • провести исследование и определить, какие названия в большей степени мы используем

  • проанализировать и систематизировать полученные данные



исполнительский

  • выбор темы, формулировка задач

  • проверка знаний, умений и навыков по теме и устранение недостатка знаний

  • знание научных основ систематики и номенклатуры растений

  • умение работать с научно-популярной литературой и интернет-ресурсами

  • умение обобщать и систематизировать полученные знания при создании проекта

  • создание условий для намеченной работы

  • исходя из поставленных задач, проводить промежуточную оценку работы

  • раскрытия сущности и содержания

  • способности использовать исследовательский подход при решении выбранных задач

  • умения использовать информационные ресурсы

систематизация и анализ

  • оформление теоретической части проекта

  • оформление практической части проекта

  • результаты работы использовать при проведении уроков по биологии, при проведении классных часов, внеклассных мероприятий









































ВВЕДЕНИЕ

Одной из универсальных характеристик языковой картины мира является мир растений. С древнейших времен растения играют первостепенную роль в жизни человека. Анализ народных ботанических номинаций в русском языке позволяет выделить типичные признаки, легшие в основу их названий: место обитания, время цветения, особенности внешнего вида, запах, пристрастие животных к тем или иным растениям.

В народных названиях растений в степени их обобщенности нашел выражение многовековой опыт человека в познании мира. Доминирующим принципом систематизации номинаций народных названий лекарственных растений являются родовидовые отношения. Народная классификация названий растений не всегда совпадает с научной ботанической классификацией. По внешнему сходству словом «ромашка» называют внешне сходные, но различные с научной точки зрения растения: нивяник обыкновенный (chrysanthemum leucanthemum); ромашка ободранная (matricaria recutita); далматская ромашка (pyrethrum cinerariaefolium); пупавка вонючая (anthemis cotula).

Функциональные тождества помогают систематизировать лекарственные, ядовитые, красящие и другие свойства растений. «Сердечными» в народе называют самые разные растения, обладающие успокоительным действием: пустырник (Leonurus quiquelobatus), брусника (vaccinium vitis idaea), сердечник (cardamine pratensis). Общность наблюдаемых особенностей растений: запах, вкус, цвет также участвуют в классификации народных названий лекарственных растений. Словом «кислица» обозначается более десятка растений с кислым вкусом листьев или плодов: кислица (oxalis acetosella); щавель (rumex confertus); ревень (rheum officinale); барбарис (berberis vulgaris).

Считаю, данную тему актуальной, так как анализ русской народной ботанической номенклатуры помогает выявить элементы системного характера организации лекарственных наименований и их типологию.

А так же указывает на свойства растений являющихся универсальными защитными талисманами и оберегами, то есть, на растения, которые обладают магической силой, способностью защищать от отрицательных энергий пространство вокруг себя и притягивать, словно магниты, положительные вибрации. Эти знания мы всегда можем применить в своей повседневной жизни.

























































1. НОМЕНКЛАТУРА РАСТЕНИЙ

В литературных памятниках, оставшихся от древнейших цивилизаций, содержится очень мало сведений о классификации и названиях растений. Первым ботаником принято считать грека Теофраста - ученика Аристотеля, жившего в 4 в. до н.э. Он разделял все растения на деревья, кустарники, полукустарники и травы - группы, не являющиеся естественными в современном понимании, но полезные для тех, кто занимался выращиванием растений. Вклад в ботанику древних римлян ограничился известными компилятивными трудами Плиния и несколькими поэмами. Греческий врач Диоскорид в 1 в. составил обзор широко использовавшихся лекарственных трав. После распада Римской империи в науках на несколько веков воцарился застой, после которого ботаника возродилась в Европе в виде "травников" - книг, описывающих целебные свойства широко распространенных растений. Более древние труды были по большей части утрачены европейцами, зато их сохранили арабы.

Эпоха травников. После изобретения в 15 в. книгопечатания стали регулярно публиковаться травники. Например, много изданий выдержала книга Сад здоровья (Ortus sanitatis). Эти труды были неточны и полны суеверий, но их распространение стимулировало работу настоящих ученых. В 16 в. в Германии вышло три знаменитых травника - Леонарда Фукса, Отто Брунфельса и Иеронимуса Бока. Авторы были врачами и интересовались лечебными свойствами растений, однако необходимость различать разнообразные растения вынуждала их быть достаточно точными в описаниях и иллюстрациях. Этому примеру последовала вся Европа, и период с 1450 по 1600 можно смело назвать эпохой травников. Наиболее значительные из них составлены Рембертом Додоэном, Матиасом де Лобелем, Шарлем де Л'Эклюзом, Уильямом Тёрнером и Пьером Андреа Маттиоли. Выдержавший не одно издание труд последнего был составлен как комментарий к работам Диоскорида (что свидетельствовало о проснувшемся интересе к классике), однако автор включил в него и собственные данные.

В этот же период стали появляться ботанические сады - в Падуе и Пизе, затем в Лейдене, Гейдельберге, Париже, Оксфорде, Челси и других городах. Сначала ученые разводили в них живые лекарственные травы. Потом появились гербарии, т.е. коллекции сухих растений. Считается, что первый гербарий собрал Лука Гини.

Медицинские травники продолжали выходить до конца 16 в. (один из лучших составил английский ботаник Джон Герард), но ученых все больше интересовали сами растения, независимо от их лечебных свойств. Уже в 13 в. Альберт Великий описывал структуру растений в своих трудах по естественной истории. В 1583 Андреа Чезальпино классифицировал растения по строению их цветков, плодов и семян. Близкими методами пользовались в начале 18 в. Пьер Маньоль и его ученик Турнефор. Примерно тогда же, в 17 в., профессор Оксфордского университета Роберт Морисон сумел выделить некоторые "естественные" группы растений, в частности семейства зонтичных (Umbelliferae) и крестоцветных (Cruciferae). Великий английский ботаник Джон Рей пошел еще дальше, объединив семейства в группы более высокого ранга. Он обратил внимание на важность для классификации количества семядолей (зародышевых листьев), предложив различать двудольные (с двумя семядолями) и однодольные (с одной семядолей) растения. Эта "естественная" система исходила из признания стойких сочетаний признаков и предполагала детальное их изучение, выгодно отличаясь от чисто искусственных классификаций, основанных на субъективно выбранных чертах сходства.

В этот период появилось несколько объемистых ботанических компиляций, в частности Конрада фон Геснера и братьев Иоганна и Каспара Баугинов. Последний собрал все известные в то время названия видов и их описания.

Система Линнея. Все эти тенденции нашли свое наиболее полное выражение в работах гениального шведского ботаника 18 в. Карла Линнея, с 1741 по 1778 профессора медицины и естественной истории Упсальского университета. Он классифицировал растения главным образом по числу и расположению тычинок и плодолистиков (репродуктивных структур цветка). Эта "половая" система благодаря своей простоте и легкости включения в нее различных видов получила широкое признание. Кроме того, Линней на основе сложных многословных названий, данных "типам" организмов его предшественниками, создал принципы современной биологической номенклатуры. У немецкого ботаника Бахмана (Ривиниуса) он заимствовал двойные видовые названия: первое слово соответствует роду, второе (видовой эпитет) - собственно виду. У Линнея было множество учеников, и некоторые из них в поисках новых растений путешествовали по Америке, Аравии, Южной Африке и даже Японии.

Слабость системы Линнея в том, что его жесткий подход временами не отражал очевидной близости между организмами или, наоборот, сближал явно далекие друг от друга виды. Известно, например, что три тычинки характерны как для злаков, так и для тыквенных, а, например, у сходных по многим другим признакам губоцветных их может быть и две, и четыре. Впрочем, сам Линней считал целью ботаники именно "естественную" систему и сумел выделить более 60 естественных групп растений.

Современные системы классификации. В 1789 Антуан Лоран де Жюсье объединил все известные тогда роды в 100 "естественных порядков", а те - в несколько классов. С этого момента можно отсчитывать историю современной классификации растений. Системы, предложенные Жюсье и его последователями, постоянно совершенствовались по мере накопления данных и постепенно вытеснили "половую классификацию". При этом двойная номенклатура, разработанная Линнеем, оказалась настолько удобной, что используется и по сей день.

В 1813 Огюстен Пирам Декандоль опубликовал исчерпывающий труд по классификации растений. Выделенные им группы различались особенностями семядолей, лепестков, плодолистиков и других структур. Усовершенствованная Джорджем Бентамом и Джозефом Долтоном Гукером, эта система получила широкое признание. Другая схема, которой следовали главным образом в Америке, была предложена Адольфом Энглером во второй половине 19 в. Эти системы описаны в двух объемистых трудах - Введение в естественную систему царства растений (Prodromus systematis naturalis regni vegetabilis) Декандоля и Естественные семейства растений (Die natrlichen Pflanzenfamilien) Энглера и Карла Прантля. Они появились в период бурного развития описательной ботаники. Недостатком всех более ранних систем было то, что в них не включались мхи, грибы, водоросли и другие низшие растения. Развитие микроскопии в 19 в. пролило свет на особенности размножения этих организмов и позволило провести их классификацию. Параллельно появилась возможность дополнить описание основных частей растений деталями их анатомического строения, способами образования тканей и другими признаками.

В это же время во всех уголках мира были собраны тысячи новых видов, и появилась обширная литература по систематике. Она включала монографии по отдельным семействам и родам, списки известных родов, региональные флоры, т.е. описания растений определенных географических областей, обычно с ключами для определения, а также множество учебников и справочников. К наиболее известным авторам, кроме уже названных, относятся Штефан Эндлихер, Иоганн Хедвиг, Альфонс Декандоль, Христиан фон Эзенбек, Карл Фридрих фон Мартиус, Дитрих Франц Леонард фон Шлехтендаль, Пьер Эдмон Буасье, Людвиг и Густав Рейхенбахи, Аса Грей, Джон Торри, Джон Линдли, Элиас Магнус Фрис, Уильям Джексон Хукер, Эме Бонплан и Карл Сигизмунд Кунт.

Влияние Дарвина на развитие таксономии. В 1859 публикация труда Происхождение видов путем естественного отбора в корне изменила взгляды на таксономию. Термин "естественная система" приобрел современное звучание и стал означать родственные связи между организмами, сложившиеся в результате их происхождения от общего предка. Близость между видами стала определяться тем, насколько давно существовал такой их предок. Претендующая на "естественность" схема классификации превратилась в своего рода поперечный срез эволюционного процесса, и все прежние схемы были пересмотрены именно с этой точки зрения. Появилось представление о "примитивных" и "продвинутых" признаках. Август Вильгельм Эйхлер построил на этой основе совершенно новую систему растений, принципы которой были использованы и в более поздних работах Энглера и Чарлза Бесси.

Стремление отразить в систематике ход эволюции живого осталось ведущей тенденцией этой области ботаники и в 21 веке.

По латинской номенклатуре (системе названий) каждому виду растений дается имя, состоящее из двух слов. Вторая часть латинского имени растения, или видовой эпитет, отличает его от остальных представителей того же рода. Видовые эпитеты, в большинстве случаев выраженные прилагательными, часто сообщают информацию о каком-либо характерном признаке данного вида.

1) морфологический (особенности строения, внешний вид растения; характерные свойства: цвет, вкус, запах);

2) функциональный (лечебные свойства растения);

3) темпоральный (время появления растения после зимы и время зацветания, продолжительность цветения или жизни);

4) экологический (условия произрастания);

5) географический (распространение вида);

















6) сходство с другими растениями









































































































2. «НАРОДНЫЕ» НАЗВАНИЯ.

Кроме научных наименований растений и наряду с ними, существуют и «народные» названия. Они чаще всего образуются путем сравнения и метафорического переноса. Например, крассулу часто называют толстянкой (из-за мясистых листьев) или денежным деревом (от англ. "money tree" - из-за внешнего сходства листьев с монетками). Пахифитум именуют лунным цветком или лунным камнем из-за специфического серо-голубого цвета. Пуансеттию, благодаря красивейшим алым цветкам, которые можно видеть в праздничные зимние дни, называют рождественской или вифлеемской звездой. Марьянник дубравный больше известен под названием Иван-да-Марья, которое возникло из ассоциации желтых цветов и фиолетовых прицветников с братом и сестрой. Афеландра - это не что иное, как летучая мышь. А дицентра по праву завоевала название «Разбитое сердце».

Также в народе принято именовать растения по времени цветения. Первоцветы весенние - это широко распространенное название примулы. Шлюмбергера более известна как «Рождественник», «Декабрист», «Рождественский кактус». А Верба, образующая почки к празднику Вербного воскресенья, имеет научное название Ива белая (Salix alba).

Растение оносма - красивое, с трубчатыми желтыми цветками. В народе его называют румяница, румянка, румяная трава, бабьи румяна, и все потому, что раньше женщины из его корней умели получать отличные румяна.

Два вида эремурусов растуг на опушках леса, на яйлах и на голых каменистых склонах. Название их произошло от греческого слова «Eremia» - «пустыня». В свою очередь это слово дало основу для латинского названия Eremurus, которое переводится как "пустынный хвост" или "хвост пустыни". И действительно, стоит посмотреть на крупное, густое, многоцветковое соцветие, чтобы сразу же, по ассоциации, пришло на ум сравнение с пушистым хвостом, который взметнулся вдруг торчком поверх голых, пустынных скал и каменистых осыпей.

Русское название чертополоха происходит от двух слов «черт» и «полох» - испуг. Растение это из-за своей колючести слыло в народе как средство, при помощи которого вполне «успешно» можно было напугать и даже прогнать черта или какого-нибудь зловредного беса.

На лугах и лесных полянах можно встретить еще одно любопытное по названию растение - аконит. В народе его зовут борец, так как цветок его схож по виду со шлемом воина. Иногда аконит называют «шлемником» или «шлемом Тора» - одного из древнейших германских богов, одержавшим победу над кровожадным волком. Научное родовое название ковыля Stipa происходит от греческого «stipe», что означает «пакля», «волос». Каждый, кто видел ковыль, вполне поймет уместность именно такого сравнения. Есть и другое мнение, согласно котор ому слово «ковыль» происходит от латинского «stipare» - «сгущать». Ковыли, как известно, растут густыми дерновинками, группами.

Любопытная легенда связана с названием хохлаток. Цветки их напоминают кучерявые, хохлатые чубчики со шпорцами. А появились эти цветки на земле якобы так: летели как-то в вышине жаворонки, да что-то не поделили между собой, подрались. Бились так, что растеряли свои перьевые чубчики с голов и когтистые шпорцы с ног. Попадали шпорцы и чубчики на землю «на родючий грунт» и проросли цветами хохлатками. Прибалты тоже называют это растение «кувшинчиками жаворонков», да и научное название хохлаток Korydalis в переводе означает «чуб», либо «колпак» жаворонка.

Пятилепестковый цветок гвоздики настолько красив, что, восторгаясь им, ученые назвали это растение «диантусом», что в переводе с греческого означает «божественный цветок». Ну а русское слово «гвоздика» связано с тем, что каждый отдельный цветок .

«Народные» названия, привычные нам, вытеснили настоящие названия. Вернее, мы называем их так, как привыкли, но на самом деле у них другие названия.

Вот например, каштан - привычное всем дерево. А на самом деле его название горькокаштан конский.

А каштан - вот он - каштан съедобный.







Ещё пример - жасмин. То, что мы привыкли называть жасмином - это чубушник.

На самом деле жасмин выглядит иначе

Самый, наверно, интересный и запутанный пример «неправильных» названий - акация. Дерево, которое мы привыкли называть акацией, которое цветёт весной и пахнет, её запах распространяется на большие расстояния, на самом деле имеет название робиния (робиния лжеакация).







А акация - вот она. И цветы, которые часто дарят на 8 марта и которые мы называем мимозой, - это тоже акация. А мимоза на самом деле вот.

«Народные» названия растений настолько прочно входят в употребление, что часто забывается их научные наименования.





















































3. РАСТЕНИЯ В НАРОДНОЙ МЕДИЦИНЕ

Применение растений с лечебной целью имеет свое начало в глубокой древности. Беспомощный перед грозными силами природы первобытный человек, питаясь различными травами, а также наблюдая за животными, старался обнаружить в близко растущих от жилища растениях средство против многочисленных болезней. Первые сведения об этом относятся к VI тысячелетию до нашей эры.

Народные названия лекарственных растений представляют интересный материал с точки зрения происхождения слова, особенностей его строения, связи с различными понятиями окружающей действительности. Народная ботаническая номенклатура существенно отличается от научной: народные названия лекарственных растений неоднозначны, и само растение может иметь несколько наименований. Часто совсем разные растения, а иногда и целые группы называются одним словом, а потому определить правильное значение названия бывает очень трудно. В связи с этим в словарях практикуется подача латинского ботанического термина наряду с народным названием растения. Например, лен посевной (Linum usitatissimum L.) и лен обычный (Linaria vulgaris Mill).

Как правило, народные названия растений отмечаются богатством синонимических вариантов. При этом наблюдается такая закономерность: если название растения распространено на обширной территории, то оно либо не имеет синонимических параллелей, или же имеет их немного. Так, не имеют синонимов такие названия, как береза, бук, вишня, ольха, дуб, груша, сосна, слива, яблоня и др. Бесспорно, наименьшее количество синонимических параллелей имеют названия деревьев, так как они ведут начало, как правило, из индоевропейского периода. Другие названия, наоборот, очень неустойчивы и имеют большое количество параллельных наименований. Например, аир тростниковый (Acorus calamus L.) в народе называется такими словами: аир болотный, аир пахучий, татарник, татарщина, татарское зелье, ир, ирный корень, явр, шувар. Дурман обыкновенный (Datura stramonium L.) - дурман вонючий, дурь вонючая, коровки, свинки, колючие яблоки.

Волчьими ягодами в народе называют жостер слабительный (Rhamnus cathartica L.), крушина ломкая (Rhamnus frangula L.), толокнянка обыкновенная (Arctostaphylos uva-ursi L. Spreng.), Паслен сладко-горький (Solanum dulcamare L.), шолудивник болотный (Pedicularis palustris L.) и многие другие растения.

Название волчьей ягоды часто присваивается растениям с ядовитыми, несъедобными, дикими ягодами. Такое представление названия, общей для многих различных растений, создает своеобразные затруднения в правильном определении литературного названия данного растения. Например, в предложении: «Неглубокие рвы, уже совсем заросшие лебедой, волчьими ягодами» - трудно понять, какое именно растение понимается под волчьими ягодами.

Народные названия растений тесно связаны с реальной действительностью. В них отражаются особенности формы, вкуса, цвета, характер цветения, ее лечебное свойство и характер воздействия на человека. Возьмем для примера растение пустырник обыкновенный (Leonurus cardiaca L.), которое в народе называется сердечником. Так назвали пустырник за того, что сок из свежей, а также отвар из сушеного растения издавна употребляют при ослабленной деятельности сердца, при различных нервных болезнях; об этом свидетельствует и латинское видовое название cardiaca, которое происходит от греческого слова cardia - сердце. То же можно сказать и о дымянки лекарственной (Fumaria officinalis L.), которое получило народное название печеночница, печеночная трава за ее применением при болезнях печени.

Многие растения получают народные названия по сходству признаков, является особенно распространенным способом обогащения языка новыми значениями слов. Этот способ является по своей сути активным: наименование сознательно переносится с предмета на предмет, с явления на явление и т. п.

При объяснении названий растений нам пригодится народная этимология. Рассмотрим происхождение названия интересного, полезного и очень своеобразного растения подбел (Tussilago farfara L.). В современном русском литературном языке так называют широко известное травянистое лечебное растение из семейства сложноцветных - Compositae, которое растет на склонах холмов, оврагов, на краях лугов, полей, по берегам рек, распространяясь по всей территории России. Исследовательский проект «Отношение, сложившееся в народной культуре к различным видам растений, их семантика»

Научное латинское название рода Tussilago происходит от латинского слова tussis - «Кашель», то есть растение, которое употребляется при лечении кашля. Под названием farfara эта растение известно еще у римлян. Лекарства с подбела достаточно широко используются при всех грудных болезнях как противовоспалительное и отхаркивающее средство.

Растение подбел имеет много и народных синонимических названий: мать-и-мачеха, конское копыто, белокопытник, мать-трава и др. Самой распространенной среди этих названий является мать-и-мачеха.

Свое название белокопытник, лошадиное копыто растение получило благодаря тому, что округло-сердцевидные листья, которые появляются после цветения, формой своей немного напоминают конское копыто. А вот как объясняет название мать-и-мачеха. Принято было считать: "Родная любит, как летнее солнце греет, а мачеха не любит - холодная, как зимнее солнце, как зима". Этот же взгляд лег в основу названия растения. Особенность ее, которую разделяют и многие другие растения, заключается в том, что поверхность листьев ее блестящая и холодная, а нижняя часть беловатая, мягкая, теплая, словно покрытая паутиной. Таким образом, растение есть и «матерью» и «мачехой».

Другим лекарственным растением, получившим свое литературное и народное названия по сходствам признаков, является травянистое растение из семейства росянковые (Droseraceae) росянка круглолистная (Drosera rotundifolia L.). Как научное название рода Drosera (греч. drosos - «Роса»), так и видовое название (лат. rotundifolia - «круглолистная») растение получило по форме листков. Росянка круглолистная относится к группе насекомоядных растений. Питается она не только питательными веществами, но и насекомыми. Ловит их росянка листьями. Листья растения покрыты крупными железками, выделяющими на своих ресничках густую липкую жидкость, которая на солнечном свете блестит, будто роса. Как только маленькое насекомое, привлеченные блестящими капельками жидкости, сядет на листок, оно сразу же прилипает к растению. Реснички листа постепенно сгибаются и покрывают насекомое. Железы выделяют жидкость, которая и переваривает тело насекомого. Через некоторое время реснички разгибаются, и листок приобретает прежний вид.

Интересно отметить, что это свойство растения ловить насекомых отражено и в польских народных названиях: rosnik mucholapka. Это растение еще называют росянка, мухоловка, солнечная роса и др. К насекомоядным растениям нашей флоры принадлежит маленькая травянистая росянка, растущая на болотах.

Перенос одного названия на ряд растений, которые имеют подобные свойства или похожи друг на друга, характерно для российской народной ботанической терминологии. Так, лекарственные растения кошачьи лапки двудомные (Antennaria dioica L. Gaеrtn.) и тмин песчаный (Helichrysum arenarium L. DC) в народе называют бессмертником. Название «бессмертник» оба растения получили потому, что их цветки и после цветения долго сохраняют свой вид.

Названия растений по месту их роста являются весьма распространенными. Проследим за возникновением народных названий для растения грязь обычная (Ledum palustre L.), которая растет на болотах или вблизи их, во влажных лесах, на лугах. Вариантами к Ledum palustre L. является багонник, багун.Исследовательский проект «Отношение, сложившееся в народной культуре к различным видам растений, их семантика»

Название растения багонник является вторичным по происхождению от этого слова: топких, грязь, болота и т.д., Которые попадаются в словаре на определение болотистой местности.

Калюжником в русских народных говорах называют лекарственное растение калужница болотная (Caltha palustris L.). Название понятно само собой. Это растение всегда растет у воды. Вот как описывается она в народных рецептах: «Раннюю весну вспоминаешь глядя на золотистую калужницу. Теперь [осенью], как и весной, они опять покрылись ярко-желтыми блестящими цветами. Калужница растет на мокрых местах, иногда наполовину в воде. Растение имеет достаточно влаги, питательных веществ и может цвести дважды в год. И весной, и осенью цветы появляются на одном и том же растении ». Отсюда и русское название калужница, от слова« калуга », что означает болото.

Движимость названия растения в пределах одного языка, а иногда и группы языков, определяется также и общностью медицинского применения. Подорожник большой (Plantago major L.) из семейства подорожниковых (Plantaginaceae). Это же название имеет совсем не схожее с ним растение синяк обыкновенный (Echium vulgaris L.) из семейства жестколистных (Boraginaceae). Синий ранник и какая пахучая липкая мазь - делали свое дело. В народной медицине эти растения имеют одинаковое лечебное применение. Свежие листья и подорожника большого, и синяка обыкновенного прикладывают к ранам, фурункулов, порезов и язв.

Формы припутник, подорожник возникли путем образования новых слов с помощью префиксов и суффиксов. Из этих морфологических вариантов шире употребляется форма подорожник.

Подорожник, лечебные свойства которого были известны арабским и персидским врачам еще с X в., Имеет также название семижильник, которое он получил благодаря строению листьев. Иногда растение извлекает названия в связи с суеверным отношением людей к ней. Литературное название ядовитого лекарственного растения переступень белый (Bryonia alba L.), которое в научной литературе называют еще Бриония, как и другие народные названия этого растения, змеиная трава, черный виноград, преступление, плетень и др., возникло очень давно в связи с суеверием, что на переступень нельзя становиться ногами. Существует много легенд и преданий, что якобы человек, который вздумает выкопать его, станет калекой и даже может умереть.Исследовательский проект «Отношение, сложившееся в народной культуре к различным видам растений, их семантика»

И ягоды, и корни переступня белого действительно очень ядовиты, они содержат так называемые глюкозиды - брионин и брионидин. Эти ядовитые растения возбуждают и зажигают слизистые оболочки кишечника, желудка, почек, вызывая при этом рвоту, судороги и паралич центральной нервной системы. Частое употребление большого количества плодов и корней переступня может вызвать смерть. Известны случаи отравления домашних животных этим растением. Болезненные последствия от употребления плодов и корней переступня привлекли внимание людей к этому растению. Люди стали бояться его, обходить. Отсюда и возникли такое народное названия, как змеиная трава и другие. Каждое растение обладает энергетикой, способной взаимодействовать с энергией человека. Многие из них можно использовать как обереги или талисманы, именно поэтому этим растениям давали названия, опираясь на их свойства. Эти названия и сохранились в нашей культуре. Приведем несколько примеров простонародных названий. Исследовательский проект «Отношение, сложившееся в народной культуре к различным видам растений, их семантика»

Русское название девясила происходит от «девяти сил», которыми растение наделяли на Руси. Славяне на протяжении тысячелетий почитали девясил как надежное лечебное средство. Они считали, что его корень наделен девятью волшебными силами и исцеляет от девяти болезней, а здоровых оберегает от хвори. Исследовательский проект «Отношение, сложившееся в народной культуре к различным видам растений, их семантика»

Это сложноцветное растение в древности ценилось не только за его целебные качества. Легенда гласит, что прекрасная Елена держала в руке стебель девясила, когда Парис похитил ее. Славяне называли девясил «травой Солнца» и использовали в любовных чарах.

В христианской символике растение из-за его лечебного воздействия стало образом освобождения от болезни греха: «Девясил противостоит яду, облегчает больную грудь, освещает и дает сердцу радость. Кто любит Божье слово и церковь, без печали преодолевает невзгоды жизни…»

Есть легенда про девясил такая. Давным-давно одному мужчине гадалка сказала, что он умрет, если притронется к сыну. Тот любил единственного сына, но и жизнью дорожил. Потому велел отвезти сына в далекую страну, чтоб не сбылось то пророчество. Лишь гонцы изредка приносили вести о нем. Прошли года. Однажды отец получил известие о том, что сын ходил на войну, был изрублен и сейчас лежит при смерти. Затужил отец. Нанял лучших лекарей и послал их спасать своего сына. Но врачи ничем не могли помочь. Тогда старый отец сам бросился к сыну и омыл его раны слезами. Случилось чудо: раны затянулись и сын исцелился. Счастливый отец обнимал его и прижимал к груди и не мог натешиться, совсем забыв про слова гадалки. Но словам тем надлежало сбыться: отец умер. Он стал девясилом. С тех пор люди лечатся этим зельем.

Зверобой - одно из самых древних и широко применяемых средств народной медицины. Вяжущее, кровоостанавливающее и противовоспалительное действие позволяет использовать эту траву при лечении самых разнообразных заболеваний. В то же время зверобой "зверя бьет", а зверем раньше называли любое лихо.

Зверобой использовался как сильный оберег против колдовства. Его носили на шее и прикрепляли к шляпам. Для предотвращения импотенции зверобой клали в постель или окуривали им комнату. Исследовательский проект «Отношение, сложившееся в народной культуре к различным видам растений, их семантика»

Так или иначе, но зверобой на Руси всегда считали травой от девяноста девяти болезней: «Как не испечь хлеба без муки, так и не вылечить человека без зверобоя».

Набрел однажды охотник на погибшего зверя. Осмотрел - никаких ран, даже маленькой царапины на нем не было. А зверь был громадный, клыкастый - вепрь из вепрей, ему впору королем среди своих сородичей зваться. Кто его мог свалить, думал охотник. Начал он снова осматривать кабанью тушу и нашел, наконец, разгадку: в зубах у хищника был зажат пучок травы с желтыми цветочками.

В самом ли деле убивает эта трава зверей? Есть среди зверей и животных альбиносы - кожа у них совсем белая или с крупными белыми пятнами. Объясняется это тем, что в коже этих животных не хватает пигмента - красящего вещества, а значит, она не защищена от солнечных лучей. И стоит зверобою попасть в организм альбиноса, как сразу же нарушается кровообращение. К незащищенным участкам кожи поступают элементы, делающие их уязвимыми для солнечных лучей, и тогда животное может погибнуть.

Зверобой замечательно помогает от ожогов и заживляет раны. Этим пользовались еще на знаменитых Олимпийских Играх в благородных Афинах, залечивая раны после состязаний. Парацельс причислял зверобой к своим любимым растениям. О нем писали Плиний и Диоскорид. На Руси его считали травой от 99 болезней. Простуда, туберкулез, почки, онкология, остеохондроз и многое другое. Поистине волшебная травка. Но помогает он еще от одной болезни. Может не такой опасной, на первый взгляд, но от которой хотелось бы улизнуть и не встречаться с ней как можно дольше - депрессии. Латинское название Нypericum означает "цветущий среди вереска", где и нашли первые растения этого вида. Мнений насчет названия очень много, не только приведенное выше. Одни считают, что название произошло от слов hyper (над) и eicon (отражение). Согласно мнению других авторов, название происходит от глагола upereidofal (смотреть вдаль, показывать себя), указывая на наличие прозрачных пятнышек на листьях растения. Еще одно мнение: название происходит от hypo (под) и erikn или ereikn (вереск), т. е. растение, растущее под вереском. Наконец, некоторые ботаники считают, что название происходит от hyper (над) и eikon (образ в смысле привидения), имея в виду веру людей в таинственные свойства растения изгонять духов или потому, что растение произрастает на старых памятниках.

А католики называют зверобой травой Иоанна Крестителя. Интенсивное цветение зверобоя приходится на 24 июня. В этот день отмечается рождество одного из самых почитаемых святых - Предтечи и Крестителя господня Иоанна. А некоторые считают, что пока палач нес голову Иоанна-пророка во дворец Ирода, на землю упало несколько капель его крови. На том месте, куда капала кровь, выросла трава, впитавшая ее, - это и был зверобой.

Есть и такая легенда о происхождении зверобоя: это растение выросло под крестом, на котором распяли Христа, и именно поэтому оно получило целебную силу от его крови.













4. РАСТЕНИЯ В БЕЛОЙ И ЧЕРНОЙ МАГИИ

Идея жизни, зарождения, развития была фундаментальной в опыте человека традиционной культуры. Живыми в сознании наших предков были все природные стихии, минералы. Особое качество жизни приписывалось растениям: в народе были убеждены, что цветы и травы могут говорить, но понимают их язык только знахари. Как живые существа растения должны были обладать признаками пола. Цветы в этой логике образуют оппозиционные ряды по принципу пола: рута, лилия, шалфей объединяются женской символикой, а барвинок, любисток, василек - мужской.

Травы, цветы в народной культуре были связаны с женским традиционным знанием. Декоративные свойства растений, связь с любовной магией, роль растений в обрядах жизнеобеспечения и жизневоспроизводства - все это относится к миру женских предпочтений. Именно женщины традиционно собирали травы, хранили сведения о способах выращивания растений, их целебных свойствах, приемах использования.

Так в чём же могут помочь растения?

Крапива - снимает порчу, защищает от недоброй энергии и колдовства. Так же крапива считается целебной, и поэтому часто используется в зельях. Дуб - священное и волшебное дерево, наделяет силой. Берёза- покровительница женщин и девушек, так же считается хранительницей домашнего очага. Ель - как и дуб, священное дерево, так же символ долголетия и здоровья. Репейник - растение, обладающее способностью насылать порчу. Орех - символ победы, его часто используют для борьбы с кем-либо. Боярышник - оберегает от нечистой силы. Терновник - обладает такими же свойствами, как боярышник, защищает от злых духов и ведьм. Ива - убережёт от сглаза и колдовства. Кедр - даёт крепость духа и выносливость. Клевер - символ удачи и успеха. Ясень - поможет найти вдохновение Осина - ничего хорошего не принесёт, всегда имела дурную славу. Шиповник - если ты часто терпишь поражения, он тебе поможет. Иван-да-марья - сохраняет любовь и преданность. Примула - символизирует дорогу. Бук - считалось, что в буке таится дух времени Зверобой - очень сильное растение. Защищает от злых чар. Если сплести и носить пояс из зверобоя, он примет на себя всё зло, а если бросить пояс 1 ноября (День Всех Святых) в огонь, всё накопленное на поясе зло вернётся к тому, кто его наслал. Вяз - символизирует знания. Осот - так как растёт на болоте, считался покровителем злых духов. От колдовства защитят: ячмень, чеснок, лук, рябина, берёза, самшит, бузина. Раскроют экстрасенсорные способности, разовьют "третий глаз": ромашка и орхидея.

Растения обладают определённой энергией и испускают определённые флюиды - это не противоречит христианству, так как это качество было задано растениям Богом. Вот мы и объединим желания и силу, энергию человека и энергию растений или просто воспользуемся их силой.

Абсолютно у всего, в том числе у растений есть свои биополе, энергия. Они определённым образом будут влиять на тонкие тела человека, на его психику, подсознание.

Именно с растений можно начать своё познание целительства и магии. И на самом деле, растительная магия переживает второе рождение. Ведун не может считаться настоящим ведуном, если он не умеет использовать в своей практике травы. Издревле ведуны обращались к травам.

В народной культуре также сохранились названия растений отражающие их магические свойства

Кликун-трава (трава Колюка) издавна пользуется неизменным успехом у охотников и воинов. Основное качество Кликун-травы - окуривание оружия с целью повышения меткости выстрела.

Так, отправляясь на охоту, охотники окуривали этой травой свои ружья и стрелы, чтобы добыча никак не могла избежать их меткой стрелы или пули. Точно также поступали и воины, придавая, таким образом, своему оружию волшебные силу и качество. Среди врагов бытовало такое мнение, что Русское оружие мифически меткое и беспощадное. Отыскать Кликун-траву в темном, дремучем лесу очень легко и просто. Надо на утренней заре, перед самым восходом Солнца (или перед наступлением темноты, на вечерней заре) выйти на опушку леса и хорошенько прислушаться. Кликун-трава дважды позовет вас человеческим голосом: «Ук! Ук!», отчего ее еще называют Трава-Ревяка. Однако, отыскать Кликун-траву, это еще не означает, что она у вас в руках, поскольку, как раз в руки-то простого человека она и не дается. Следует быть волхвом или чародеем, или знать один особый секрет: Очертить землю вокруг Кликун-травы, диаметром примерно в сажень (в размах рук), чтобы трава оказалась как раз посередине этого круга. Выкапывать Кликун-траву из земли следует лишь после того, как она тебе поклонится. Копать следует с осторожностью, поскольку корень у травы очень напоминает человека: ног, руки, туловище и голова. Не забывайте, что обращаться с корнем и с его силой следует очень осторожно. Кликун-трава собирается, засушивается и раздается охотникам по своему собственному разумению чародея. Следует отметить, что Кликун-трава особенно эффективна при охоте на птиц. Ружье, ею окуренное, никогда не знает осечки и метко стреляет. Ни одной птице не удастся ускользнуть от меткого выстрела, причем, никакой другой кудесник никогда не сможет перезаговорить такое ружье никакими своими волшебными заговорами.

Названию красивого эфемера сон-травы положила начало интересная охотничья бывальщина. Все, вероятно, знают, как выглядит сон-трава. Это многолетнее пушисто-мохнатое, невысокое растение, с колокольчатыми голубовато-фиолетовыми цветками. Говорят, однажды охотник подглядел, как медведь выкапывал и лизал корни сон-травы, после чего погрузился в глубокий сон. Сейчас эти охотничьи байки получили научное подтверждение. Ученые установили, что сон-трава действительно обладает седативным, успокаивающим действием, а в больших дозах «работает» как снотворное. Бытует и другое толкование названия сон-травы. В непогоду и на ночь цветки у этого растения закрываются, склоняют свои головки, как бы засыпают. Еще один синоним, на этот раз украинский - «бобрик» - определяется густым серебристым опушением сон-травы. Сон-траву называют также «прострелом». Трава эта, якобы, прострелена громом и потому имеет в корне дырочку, через которую, спасаясь от громовой стрелы, проскочила, под видом гадюки, нечистая сила. Немецкие названия сон-травы - «кухонный звоночек» и «коровий звоночек» связаны с колокольчатой формой цветков этого растения.Исследовательский проект «Отношение, сложившееся в народной культуре к различным видам растений, их семантика»Исследовательский проект «Отношение, сложившееся в народной культуре к различным видам растений, их семантика»

Нечуй-ветер, согласно легендам и преданиям, помогает открывать клады. В ночь на Ивана Купалу с нечуй-ветром, водосбором и цветущим папоротником в руках надо было сорвать разрыв-траву и гулять по лужайке до тех пор, пока не появится резь в глазах. А как появится, взять в руки лопату и быстро разрывать землю - заклятый клад должен быть прямо под ногами. Трава эта, по сказаниям чародеев, растет зимою по берегам рек и озер. И считали, что те, кто обладает этой травою, всегда сможет остановить ветер на воде, избавить себя и судно от потопления, ловить рыбу без невода Собирать траву для этого следовало 1 января, под Васильев вечер, в глухую полночь. Вот только сила у растения считалась не от добрых духов. Нечистая сила в это время раскидывала траву нечуй-ветер для уничтожения бури. Находить ее могли только слепые люди. Да и брать они должны ее были не руками, а ртом. Вот тогда эти люди становились обладателями силы этой волшебной травы. А речь идет о Бессмертнике. Helichrysum (золотой Гелиос). Его еще называют живучка, цмин, неувядка. Растение долго не вянет, засыхает и хорошо сохраняет цвет и форму. На языке цветов бессмертник означает - "Живи вечно, навеки твой". Считали, что душа умершего переселялась в этот цветок, чтобы через него она могла бы общаться с друзьями и родственниками. "Прославится тот, кто совьет себе венок из бессмертника и окропит его миррой из сосуда золотого самородка".

Иван-да-марья. Много легенд было сложено славянами об этом распространенном на русских полях и в лесах цветке.

Это мифические брат и сестра, которые, по одному варианту, не ведали о своем родстве и вступили в брак. За нарушение обычая они были превращены богом в цветок.Исследовательский проект «Отношение, сложившееся в народной культуре к различным видам растений, их семантика»

Сочетая в себе желтый и голубой цвет, цветок отражал купальские значения огня и воды, столь широко используемых во время празднества. Центральными персонажами в обрядах и песнях были Иван и Марья. Праздник наивысшего расцвета природных сил стал апофеозом человеческой любви, поэтому и этот цветок явился воплощением сильной любовной страсти. Даря друг другу этот цветок, признавались тем самым в любви, преданности и верности.

Это растение считается антидемонической травой. Нечисть она убирает за счет того, что ликвидирует с помощью резервов самого организма энергетические дыры, в которые проникает зло. Человек, взявший эту траву на безымянной могиле после заката солнца, никогда не будет пойман властями и врагами, пройдет всюду незамеченный и не услышанный. Раньше знахари пользовали этой травой тех, кто служил гонцом или в тайной канцелярии. Особо ценили ее те, кто должен был незамеченным пройти во вражеский стан.

Чертополох - символ молнии. Его вешали на крышах домов в Силезии и Германии, чтобы отпугнуть ведьм. На Украине он также защищал дома от злых духов и ведьм, а в Галиции девушки подпоясывались чертополохом от сглаза и порчи. Исследовательский проект «Отношение, сложившееся в народной культуре к различным видам растений, их семантика»

Славяне колючее растение чертополох называли «перунов цвет» и связывали его с противостоящими вредоносным началам силами. Чертополох применяли для окуривания хлевов, чтобы оградить скотину от нечистой силы и насылаемых болезней. Чертополох втыкали над воротами и калитками от колдунов. Для изготовления оберега из чертополоха в зимние святки его предварительно клали на семь дней и ночей под подушку, чтобы его никто не трогал, а в последнюю святочную ночь доставали и несли знахарям, которые варили его с воском и ладаном, а затем зашивали в ладанку.

Еще одна трава, которая заставляла вредоносные силы плакать, называется плакун-трава - «всем травам мати». В разных местностях плакун-траву отождествляли с различными растениями, но чаще всего так называли дербенник иволистый. Добывали траву в день Купалы на утренней заре. Корень и особенно цвет плакун-травы открывали клады, смиряли нечистую силу, уничтожали чары колдунов, ведьм, ограждали от недугов. Если корнем травы прикоснуться к другим травам, то они обретут чудодейственную силу. Из травы также делали амулеты-обереги.Исследовательский проект «Отношение, сложившееся в народной культуре к различным видам растений, их семантика»









































































































5. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ





Одной из целей моей работы является проведение исследования для того чтобы определить, какие названия тривиальные или систематические, научные, в большей степени мы используем.

Участникам исследования, мной было предложено 5 фотографий растений, и был задан вопрос: Знаете ли Вы это растение и как оно называется?

Исследовательский проект «Отношение, сложившееся в народной культуре к различным видам растений, их семантика»







Первое, третье и четвертое растения 100% опрошенных, не задумываясь, назвали, соответственно декабрист, мать-и-мачеха, черноплодка. Второе растение вызвало некоторые затруднения, и мнения опрошенных разделись 67 % сказали - это верба, 22% назвали растение ивой и 11% сказали, что затрудняются ответить. Пятое растения так же 75% опрошенных назвали его денежным деревом и 25% толстянкой.

После этого, тем же, участникам исследования я предложила 5 названий растений и попросила ответить на вопрос: Знаете ли вы это растение и как оно выглядит?





Практически все 100% опрошенных не смогли описать первые 4 растения, сказав, что никогда их не видели. И так же 100% опрошенных с легкостью описали растения ива белая.

В результате проведенного исследования еще раз было доказано, что мы пользуемся названиями растений, которые для нас более просты и понятны, названиями которые несут для нас, которое смысловое значение (семантика)





Мать-и-мачеха или Подбел



Черноплодная рябина или Арония черноплодная



Исследовательский проект «Отношение, сложившееся в народной культуре к различным видам растений, их семантика»



Денежное дерево (толстянка) или Крассула



Смысл исследования состоял в том, что в первом и во втором случае участникам исследования предлагались одни и те же растения.





ЗАКЛЮЧЕНИЕ





В жизни человека растения имеют очень большое значение. Самые различные по своему происхождению, распространению и систематическому положению растения употребляются человеком для той или иной определенной цели. Издавна в народной культуре сложилось особое отношение ко многим растениям.

В своей работе я рассмотрела два направления - это растения-лекари и растения - маги. Считаю, что цель, поставленная мной перед началом работы над проектом, достигнута.

Своей работой я доказала, что семантика растений, отражается через их названия, которые исторически сложились и сохранились в нашем современном языке. Тривиальные названия растений для нас более просты, понятны и в основном они основаны на образах.

Небольшое исследование доказало, что практически в 100% случаев мы даем растениям не систематическое название, а более близкое для нашего понимая народное название.





























































































ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ:





  1. prostranstvo.biz/content/view/833/35/





  1. www.golkom.ru/price/group/3400.html?hn=0105





  1. mag.org.ua/rast/rsttxt/68





  1. allmystic.ru/page/7598





  1. medconfer.com/node/3025</</font>

  2. cyberleninka.ru/article/n/printsipy-nominatsii-narodnyh-nazvaniy-lekarstvennyh-rasteniy-v-russkom-yazyke













27



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал