- Учителю
- Открытый интегрированный урок по биологии и изо
Открытый интегрированный урок по биологии и изо
Интегрированный урок биологии и изобразительного искусства в 6 классе по теме: «Путешествие в хвойный лес»
Цель: Формирование учебной мотивации через интеграцию предметов естественно-гуманитарного цикла.
Задачи:
образовательная:
-
активизировать знания по биологии - отдел голосеменных растений: раскрыть характерные признаки строения деревьев и условий произрастания, показать их роль в природе и в жизни человека, с использованием художественных образов;
-
формировать навыки выполнения художественно - прикладных работ;
-
формировать навыки мышления;
развивающая:
-
развивать художественные способности, образное мышление детей ;
-
развивать познавательный интерес к природе родного края;
-
способствовать творческой самореализации школьников.
воспитательная:
-
воспитывать чувство доброты и отзывчивость;
-
воспитывать духовно - эстетические ценности;
-
развивать аккуратность;
-
создать радостную атмосферу праздника, комфортности;
-
дать детям возможность участвовать в творческом процессе.
Метод обучения:
-
рассказ, беседа, дискуссия, просмотр компьютерной презентации, практическая работа.
Интеграция:
-
биологии;
-
изобразительного искусства;
-
музыки;
-
литературы.
Учебное оборудование:
-
репродукции картин художников;
-
учебные таблицы;
-
Интерактивная доска, компьютер.
Структура урока
Занятие рассчитано на один академический час. Указанное время каждого этапа ориентировочное.
1.Организационный - 0.5 мин.
2.Психологический настрой-1 мин.
Закройте глаза и представьте себе, что вы вдруг очутились в лесу. Светит яркое солнце, дует легкий ветерок, доносящий до вас аромат воздуха, напоенного «духом» хвои, услышьте музыку ветра в хвойном лесу. Вокруг вас возвышаются стройные, пирамидальные красавицы- ели. А немного в стороне, на самом краю скалы раздается скрип могучего дерева с толстой ажурной кроной, крепкими ветвями. Кажется , что этот великан о чем -то задумался. Вы повернули в право по тропинке, и увидели «королеву тайги»- лиственницу. Однако титул этот она получила не только за свою красоту, а за то, что почти половину наших лесов занимает это дерево. Лиственница весело улыбалась нам и мы ей улыбнулись. И на душе стало так светло и радостно.
-Откройте глаза.
3.Изучение нового материала (интеграция знаний по биологии и ИЗО)-10 мин.
Как вы думаете, что нам предстоит изучить сегодня на уроке? (хвойный лес)
Формулировка темы и цели урока:
Правильно, сегодня на уроке мы познакомимся с многообразием и особенностями строения хвойных растений или по-другому голосеменных растений и попытаемся передать свои ощущения, нарисовав представившуюся вам картину, наиграв и напев навеянные образы.
Мы сегодня с вами - ученые-дендрологи-художники, которые начинают свое «ПУТЕШЕСТВИЕ В ХВОЙНЫЙ ЛЕС». Дендрологи это ученые, которые занимаются исследованием деревьев и лесов и нам предстоит ответить на некоторые вопросы, используя учебник и презентацию. В конце урока каждый исследователь-художник должен будет оценить свою работу.
Найдем ответы на вопросы
-
Есть ли среди голосеменных кустарники и травы? (Трав нет)
-
Почему этим растениям дано название «Голосеменные»? (Семена лежат голо на чешуйках шишек)
-
Сколько видов голосеменных существует?(Более 700)
-
Что такое хвоя? (Игольчатые листья голосеменных растений)
Итак, начнем свое путешествие.
Вначале мезозойской эры, 300 млн. лет назад, в связи с изменением климата и иссушением водоемов стали вымирать последние представители древовидных папоротников. Их сменили растения, которые могли размножаться без влаги. Это голосеменные растения. Современные голосеменные представлены преимущественно наземными вечнозелеными, реже листопадными деревьями, значительно реже - кустарниками и очень редко - лианами; травянистых растений среди них нет.
Свое название голосеменные получили благодаря семенам, которые лежат открыто, как бы голо. Как вы считаете, в чем это проявляется?
Ребята, возьмите семечко, которое лежит в лоточке, внутри твердой оболочке, которая защищает от неблагоприятных факторов окружающей среды, находится зародыш будущего растения, а также семечко имеет запас питательных веществ, необходимых зародышу в первое время его развития. Все это значительно увеличивает шансы молодого растения на выживание. Опыление и оплодотворение у семенных растений не зависит от наличия воды. Благодаря этому семенные растения в настоящее время являются завоевателями суши.
Из современных голосеменных наиболее известны хвойные. К ним относятся ель, сосна, пихта, кедр, можжевельник, кипарис и др. Эти деревья образуют обширные лесные массивы (тайгу), а также украшают улицы, скверы и парки городов.
Листья у большинства хвойных узкие, игольчатые - так называемая хвоя. У некоторых видов, например кипариса, листья - чешуйчатые.
Хвоя имеет плотную кожицу, покрытую восковидным веществом, поэтому растения испаряют мало воды и хорошо приспособлены к неблагоприятным условиям.
Теперь выполним следующее задание - сравним два наиболее знакомых нам хвойных растения: ель и сосну. Многие часто неправильно называют ёлкой сосну. Давайте запомним, как можно их различить.
Рассмотрим рисунки учебника и фотографии слайда, заполним таблицу (печатные таблицы раздаются каждой паре)
Сравнительная характеристика ели и сосны
-
Черты сравнения
Ель
Сосна
Форма кроны
Пирамидальная (треугольная)
Овальная
Густота кроны
Густая
Редкая
Длина хвоинок (в см)
1см
5 см
Количество хвоинок в пучке
1
2
Форма шишек
Удлиненные
Округлые
Отношение дерева к свету
Теневыносливое
Светолюбивое
Где начинаются ветки на стволе
Низко
Высоко
Как называется лес
Ельник
Бор
Количество света в лесу
Мало
Много
Количество влаги в лесу
Много
Мало
Применение дерева человеком
?
?
Последние графы вы заполните дома, поискав информацию в Интернете. Подскажу только, что из древесины ели и сосны делают бумагу. А как ее делают, расскажите на следующем уроке один.
Ребята, а теперь давайте еще раз вспомним с какой фигурой ассоциируются хвойные деревья?
Треугольник Овал
елка-треугольник, сосна, лиственница - овал (зарисовать на доске).
Как вы думаете, смогли бы люди жить без природы? Даем учащимся понятие пейзажа, рассказываем о творчестве художников-пейзажистов.
Назовите художников - пейзажистов, которые на своих полотнах изображали преимущественно хвойный лес (Г.Чорос- Гуркин, И.И.Шишкин, М Бабаков, В.Зайцев, Геннадий Янулевич, Владислав Кошелев и др.)
Ребята, а вы знаете, что такое пейзаж?
Слово «пейзаж» в переводе с французского языка обозначает «природа». И поэтому картины, на которых изображается природа, ее многочисленные образы - леса, поля, луга, горы, реки, озера, моря - будут называться жанром пейзажа.
Если видишь на картине,
Нарисована река,
Живописные долины
И дремучие леса,
Белокурые березки
Или старый крепкий дуб,
Или вьюга, или ливень,
Или солнечный денек.
Нарисованным быть может
Или север, или юг.
И любое время года
Мы в картине разглядим.
Не задумываясь, скажем: называется пейзажем!
Но, чтобы изобразить природу на картине, художник должен знать законы рисования пространства.А вот изображение глубокого пространства называется перспективой. Слово «перспектива» с латинского языка, означает «ясно вижу».
В глубоком пространстве разница между предметами бросается в глаза сразу, если они находятся на расстоянии друг от друга.
1)Первое свойство пространства. Масштабная разница. «Ближнее - крупно, дальнее - мелко»
Вы, вероятно, замечали, что по мере удаления люди как бы становятся меньше, а приближаясь к вам, словно вырастают.
2)Второе свойство пространства. Превращение частного (конкретного) в общее. Все ближние предметы воспринимаются нашим зрением подробно, а удаленные - обобщенно. А также все ближние предметы воспринимаются четко, а удаленные - неопределенно. Пронаблюдаем это свойство на примере деревьев изображенных на этом рисунке (показ рисунка).Итак, чем дальше предмет, тем он более размыт. - Это второй закон рисования пейзажа.
3) Третье свойство пространства. Работа цветом.
Все предметы, которые вы хотите нарисовать ближе, в цвет предмета добавляют теплые тона, таким образом, вы как бы оптически приближаете к себе рисуемый предмет. А предметы, которые вы хотите нарисовать дальше, в цвет предмета добавляют холодные тона, таким образом, вы отодвигаете предметы немного в глубь пространства, которое вы создаете на листе. Это происходит из-за того, что между предметами находится слой воздуха (воздух как бы искажает цвет предмета, делает его холоднее).
Знание свойства теплых и холодных цветов приближать и удалять поможет вам в работе с пространством.
- Итак, расстояние изменяет цвет предметов. Краски как бы начинаются делиться на две группы - удаляющиеся и приближающиеся. К первой группе относятся все холодные цвета, ко второй группе относятся все теплые цвета. - Это третий закон рисования пейзажа.
4) Четвертое свойство пространства. Оно очень простое: цвет на расстоянии теряет свою яркость, и второй план (а также третий и четвертый) по сравнению с первым кажется белёсым, выцветшим.
(Показ рисунка). Дерево на переднем плане нарисовано ярче, чем деревья на дальнем плане.
Поэтому, если вы рисуете пространство карандашами - ослабьте нажим. Если гуашью - добавьте белил. Если акварелью - разбавляйте цвет водой.
На самом краю скалы раздается скрип могучего, стройного дерева с толстой корой, крепкими ветвями, вечнозеленой кроной из мягких длинных игл.
Дружишь ты всегда с седой скалой
И стоишь наедине с собой.
Головой кудрявой, как метлой,
Разметаешь небо голубое,
Зелен кроной даже в пору вьюг,
Песни льешь серебряным потоком,
Гордый кедр, мой вечный юный друг,
Что ты вдруг вздыхаешь одиноко?
(Аржан Адаров)
4. Практическая работа-30 мин.
Что происходит в вашей душе, когда вы находитесь в хвойном лесу? Что вы обычно испытываете, возвращаясь домой после прогулки по лесу? Опишите и нарисуйте свои ощущения.
Изображение природного уголка, где главным действующим лицом являются хвойные деревья.
Объясняем учащимся основы композиции, последовательность рисования пейзажа:
1) Отделяем небо от земли, рисуем силуэты гор, воду.
Работу выполняем сразу красками. Мазки кладем слева направо, сверху вниз. Цвет подбираем на палитре, а затем сразу переносим его на лист бумаги.
2) Начнем рисовать главные предметы переднего плана крупно и ближе к нижнему краю листа.
З) Затем рисуем предметы, расположенные дальше от нас, выше от нижнего края листа.
4) Прорисовываем предметы переднего плана. Если это деревья - рисуем ветки, шишки, листья.
Как рисовать деревья? Посмотрите внимательно вокруг себя, прислушаемся к голосу леса.
Рисуем хвойное дерево.
Ствол у основания шире и карандаш бежит по листу бумаги немного наклонно к тонкой верхушке дерева, а затем вниз. Ствол к низу становится шире, мощнее. Ветки ели внизу опущены к земле, а на верхушке поднимаются вверх. Хвою рисуем короткими штрихами, плотно располагая ее друг с другом.
Рисунки можно выполнять на цветной бумаге гуашевыми красками, цветными мелками, карандашом, углем.
Самостоятельная работа обучающихся.
5.Демонстрации ученических работ, оценивание.-2 мин.
6.Задание на дом: Подготовить сообщения о творчестве художниках- пейзажистах.
закончить заполнение таблицы (графу «Применение») , подготовить сообщение о бумаге
7.Итог урока. Рефлексия
1. На уроке я работал ____________________________________________________
2. Своей работой на уроке я _______________________________________________
3. Результатом моей деятельности служит___________________________________
4. Мое настроение (выберите нужный смайл)