- Презентации
- Презентация НОУ Символика цвета в романе Ф. М. Достоевского Преступление и наказание
Презентация НОУ Символика цвета в романе Ф. М. Достоевского Преступление и наказание
Автор публикации: Шитова М.В.
Дата публикации: 30.06.2016
Краткое описание:
1
Исследовательская работа по литературе учеников 10 класса Пономарёва Фёдора, Мочалова Михаила Учителя: Шитова М.В., Миронович С. Н. 2014г
2
Эта тема нас заинтересовала потому, что влияние цвета на эмоциональное состояние человека является предметом пристального изучения психологов, учёных, эзотериков. Эта тема «Символика цвета в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» сегодня, по-нашему, важна, значима и очень актуальна, так как цвет, по мнению всех психологов и эзотериков, влияет на характер, состояние души, внутренний мир человека, на его отношение к жизни и даже на его работоспособность. А что может быть важнее ЧЕ – ЛО – ВЕ – КА?! Психология (от греческого – душа, - значение) – это наука, изучающая поведение и психологические процессы людей и животных. Основной вопрос – что движет человеком, его поведением в той или иной ситуации, каковы процессы его внутреннего мира. Эзотерика (от греческого – внутренний) – это область специфических взглядов о глубинно – мистической сути человеческой души, жизни, включая религию. (Философский словарь. Издательство «Политическая литература», М. 2004 г.)
0
Благодаря этой рекламе сайт может продолжать свое существование, спасибо за просмотр.
3
Цель: Значение символики цвета в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» Задачи: 1)Изучить историю символики цвета с точки зрения психологии и эзотерики. 2)Определить роль колоративной лексики 3)Узнать, как Ф. М. Достоевский использует цветовую гамму в романе
4
Символика цвета имеет данную историю. Люди с незапамятных времён придавали особое значение чтению «языка красок», что нашло отражение в древних мифах, народных преданиях, сказках, различных религиозных и мистических учениях. Так, в астрологии лучи Солнца, разложенные спектры дающие семь цветов, соответствовали 7 основным планетам: красный – цвет Марса, синий – цвет Венеры, жёлтый – цвет меркурия, зелёный – цвет Сатурна, пурпурный - цвет Юпитера, жёлтый – цвет Солнца, фиолетовый – цвет Луны
5
Цвет и характер Древняя символика красок и их интерпретация в различных культурах находят своё подтверждение в теориях взаимосвязи цвета и эмоционально-волевых состояний не только отдельного человека, но и целых общностей. Соответствие цвета и доминирующего психологического состояния изучали М. Люшер, И. Гете и другие психологи. Каждый человек отдаёт предпочтение какому-то одному цвету, по крайней мере, не больше чем двум-трём (в зависимости от того, где эти цвета используются – в одежде, обстановке, цвете автомобиля и т. д.). Белый – синтез всех цветов, поэтому он является «идеальным» цветом. В нём заложен многозначительный смысл, Чёрный – цвет неуверенности, символизирующий мрачное восприятие жизни, Серый – любимый цвет рассудительных и недоверчивых натур, Красный – цвет страстей. Если это любимый цвет, то такой человек смел, это волевой, властный тип, вспыльчивый и общительный, Коричневый – выбирают те, кто твёрдо и уверенно встал на ноги, Жёлтый – символизирует спокойствие, непринуждённость в отношениях с людьми, интеллигентность, Синий – цвет неба, расслабления, скромности и меланхолии, Такому человеку часто нужно отдыхать, он быстро устаёт, Зелёный – цвет природы, самой жизни, весны. Тот кто его предпочитает, боится чужого влияния, ищет способ самоутверждения, Оранжевый – любимый цвет людей, обладающих интуицией
6
Учёные о роли цвета. Влияние цвета на эмоциональное состояние человека давно является предметом пристального изучения психологов. Хазрат Иннайят Хан писал: «Первый вопрос, возникающий в сознании умного человека, таков: что есть в звуке и цвете, что взывает к человеку?» Цвет – это один из видов красочного радужного свечения – от красного до фиолетового, а также их сочетаний или оттенков. Известный немецкий поэт Иоганн Вольфганг Гёте разработал теорию цвета и сформулировал тонкие психологические состояния, связанные с восприятием контрастных цветовых сочетаний, в знаменитом «Учении о цвете», над которым он работал 20 лет. Работа Иоганна Вольфганга Гёте актуальна до сих пор и стала основой для бесчисленных научных разработок, в том числе и в области медицины
7
Символическое значение цвета в романе Достоевского «Преступление и наказание». Роман проникнут символикой. Многие исследователи обращали внимание на «Символическую заострённость литературных характеров Достоевского». Но совершенно особую роль в произведении играет цвет. Жёлтый цвет в романе присутствует почти во всех помещениях и создает атмосферу нездоровья, расстройства, надрыва, болезненности, печали. Грязно-желтый, уныло желтый, болезненно желтый цвет вызывает чувства внутреннего угнетения, психической неустойчивости, общей подавленности. Ф.М. Достоевский трактует красный цвет и как позитивный, привлекающий и радующий, и как отрицательный: красный - цвет здоровья, счастья, радости - становится цветом болезни, страдания, горя (болеющая чахоткой Катерина Ивановна с красными пятнами на щеках). Голубой цвет символизирует бесконечность и даль, тоску и верность. Именно благородство и самопожертвование Сонечки подчеркивает Достоевский голубым цветом глаз героини. Благодаря Соне в нераскаявшемся убийце происходит перелом
8
На фоне желтого и красного обособляется зеленый цвет. Он разительно отличается от всей цветовой гаммы произведения, выделяясь своей свежестью и чистотой. Используя зелёный цвет, автор подчеркивает, что доброта находится под покровом святости. Использует Достоевский и символику других цветов. Например, чёрный – неизвестность. Это олицетворение скорби, темной силы, страха и ужаса Контрастен чёрному белый цвет, который является не только символом чистоты, невинности, но и печали. Белый, как правило, обозначает чистоту и непорочность. Ярким подтверждением этому является сон Свидригайлова о девочке-утопленнице, которая предпочла смерть позору. Здесь мы видим и белое платье, и белый рюш, мраморного цвета руки, светлые волосы, белые нарциссы с зелёными стеблями, которые у некоторых народов возлагают на могилы. Серый цвет в роман также символичен. С самим понятием «серый» возникает множество ассоциаций. Серость в отношении к людям говорит об их никчемности, забитости, не способности к проявлению и реализации самих себя
9
III. Заключение Итак, можно сделать вывод о том, что использование определённых цветов в романе «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского играет важную роль в раскрытии содержания всего произведения. Автор использует в описании практически всю гамму цветовых обозначений (красный, жёлтый, зелёный, белый, чёрный и т. п.) и не ограничивается, как это может показаться на первый взгляд, только жёлтой палитрой. Конечно, жёлтый цвет встречается в романе наиболее часто, чем остальные. Таким образом, жёлтый цвет, преобладая в описании героев и окружающих их предметов, создаёт глубокое впечатление всеобщей убогости и болезненности. Писатель как бы наблюдает за своими героями через «жёлтые очки». Мы убедились, что основным приёмом использования цветовых определений, символов, является противопоставление основного жёлтого, болезненного фона другим цветовым обозначениям, характеризующим душевный порыв героев.
10
Мы увидели, что наиболее часто используемыми цветами в произведении Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» являются жёлтый, голубой, красный, белый, серый и чёрный. Безусловно, использование определённых цветов в романе играет важную роль в раскрытии содержания всего произведения. По нашему мнению, цветовой колорит романа соответствует его сюжетной схеме и его сюжетной схеме и идеальному содержанию, а также помогает понять идею произведения, характеры героев и их душевное состояние. Благоприятные Нейтральные Неблагоприятные Голубой – символизирует бесконечность глубины и простора Чёрный - неизвестность Жёлтый – болезненность Зелёный – ясность и чистота Серый – никчёмность, забитость, серость Красный – цвет крови и преступления Белый – чистота, непорочность, вера в будущее Белый - Белый – смерть (белое платье)
11
Любая мысль у Ф. М. Достоевского, добрая или злая, по его собственному выражению, «наклёвывается, как из яйца цыплёнок». Мы считаем все художественные особенности и поэтика «Преступление и наказание» служат средством раскрытия особой духовности Достоевского. Работая над произведением, писатель главным образом стремился проследить «психологический процесс преступления». Именно потому «Преступление и наказание» считается произведением, в котором наиболее ярко обозначилось своеобразие психологизма писателя.
12
Таким образом, мы убедились, что цвет обладает лечебными свойствами, а его отсутствие - губительно сказывается на здоровье человека. Цвет - это жизнь. Мы прониклись этой темой так глубоко, что не только изучили символику цвета в романе Достоевского «Преступление и наказание», но и провели своё наблюдение – опрос среди учащихся 10 класса. Нам захотелось узнать, какое значение имеет цветовая гамма в жизни каждого из нас. Вопросы: 1)С каким настроением вы просыпаетесь, приходите в школу? Жёлтый (2) Красный (7) Зелёный (5) Синий (3) Чёрный (1) 2)Какими цветами радуги вы можете описать данный предмет? Жёлтый (5) Красный (3) Зелёный (7) Синий (1) Чёрный (2) 3)Каким цветом вы можете описать свой дом, школу? Жёлтый (7) Красный (1) Зелёный (1) Синий (3) Чёрный (6) 4)Какими оттенками цвета вы можете обозначить взаимоотношения с одноклассниками, друзьями? Жёлтый (4) Красный (4) Зелёный (4) Синий (6) Чёрный (0) 5)С каким настроением вы уходите из школы? Жёлтый (10) Красный (3) Зелёный (4) Синий (1) Чёрный (0) Анализируя ответы учащихся 10 класса, мы пришли к выводу, что преобладают зелёный, красный, жёлтый оттенки цвета. Хочется верить, что большинство наших одноклассников любят жизнь, школу и всё, что их окружает.
13
Список используемой литературы. 1)Белкин А. «Роман Ф.Достоевского «Преступление и наказание». Русская классическая литература. Разборы и анализы. – М. ,2001. 2)Белов С.В. «Роман Ф.Достоевского «Преступление и наказание». 3Комментарий. Книга для учителя. Под ред. Д.С. Лихачева. – 2 – е изд. – М., 2000. 3)Волкова Л.Д. «Роман Ф.Достоевского «Преступление и наказание». В школьном изучении». Пособие для учителя. – Л., Просвещение 2002 4)«Ф.М. Достоевский в портретах, иллюстрациях, документах». Под ред. Нечаевой. – М.,2004. 5)Распопин В.Б. «Изучение в школе романа Ф.М. Достоевского « Преступление и наказание». Методические указания для учителей – словесников национальных школ. – Москва, 2004 6)«Летопись жизни и творчества Ф.М. Достоевского» В трех томах – М., 2004 – 2006 7)Селезнев Ю.И «Достоевский» - М., 1981 – серия «Жизнь замечательных людей». 8) Фогельсон И.А. Литература учит. 10кл. Книга для учащихся. – М., Просвещение, 2005 9)Айзерман Л.С. Письмо шестое. – РЯШ. №1, 2, 2005, с. 39 -42. 10)Айзерман Л.С. Письмо пятое. – РЯШ, №6. 2007, с 38 11)Тарасов Б.Н. « Два пути Родиона Раскольникова: Закон «Я» и «Закон любви». – ЛЩ, №1. 2009, с 26 12)Тарасов Б.Н. « Два пути Родиона Раскольникова: Закон «Я» и «Закон любви». – ЛЩ, №1. 2009, с 32 13)Собчик Л.Н. «Метод цветовых выборов. Модификация восьмицветового теста Люшера.» - изд. Речь, Санкт – Петербург, 2006 14)www.sobchik.ru