- Презентации
- Презентация Образ солнца в искусстве
Презентация Образ солнца в искусстве
Автор публикации: Сульженко Л.Ф.
Дата публикации: 30.10.2016
Краткое описание:
1
Образ солнца в искусстве “Солнце комнату наполнило пылью желтой и сквозной” А.Ахматова
2
В древние времена люди поклонялись разным богам, которые олицетворяли явления природы, в том числе богу солнца. У наших предков славян Ярило, Яровит, Яромир был богом не только солнца, но и плодородия, весны, который перед зимой погибал, а по весне возрождался. Ярило представлялся предкам в виде сильного крепкого юноши, разъезжающего на белом коне и в белой мантии, голова его покрыта звездочками желтых, синих и белых вешних цветов, вокруг которых кружились пчелы. Его символами были вишневый цвет и ветка черемухи. Мифология наших предков нашла отражение и в языке: корень слова, являющийся именем Ярилы, «яр» родил и другие слова. Это бычок – яровичок, гриб – яровик (ранний), ярый мед. Весенние всходы называли яровицей, а зелень – ярью. Ярынь – вешнее состояние природы, когда цветут сады, зеленеют поля. Даже слово «ярость» означает стихийный, неукротимый порыв. Разъяриться – впасть в возбужденное состояние.
0
Благодаря этой рекламе сайт может продолжать свое существование, спасибо за просмотр.
3
Солнце было очень важно для наших предков. Об этом нам сообщают пословицы и поговорки: Солнце не закроешь, а правду не скроешь. Солнце пригреет, и все поспеет. При солнышке тепло, при матери – добро. Давайте подумаем, о чем они?
4
Интерес к нашим корням и русскому фольклору возник в 19 веке. Композиторы этого времени занимались собиранием русских песен, обрядов, сказаний. И использовали собранное в своем творчестве. Не остался в стороне и образ бога Ярилы. Например, в творчестве Н.А. Римского-Корсакого есть опера под названием «Снегурочка». В самом конце оперы звучит хор – хвалебная песнь Яриле «Свет и сила, бог Ярило» – начальные слова этого произведения. Хор сочинен композитором в характере древних прославляющих напевов. Н.А. Римский-Корсаков Опера “Снегурочка” Хвалебная песнь Яриле: “Свет и сила, бог Ярило”
5
Опера “Князь Игорь” Сцена солнечного затмения. В сюжете оперы А.Бородина «Князь Игорь» рассказывается о тщеславном князе Игоре, который хотел добыть себе славы и в одиночку пошел захватывать земли у Черного моря. Опера начинается сценой проводов князя, его сравнивают с солнцем, но тут случается невиданное – солнечное затмение. Все решают что это плохой знак.
6
С.С. Прокофьев «Скифская сюита» («Ала и Лоллий») Преемниками композиторов XIX века стали композиторы XX века, например, С. Прокофьев. Его произведение о солнце первоначально было балетом, заказанным импресарио Дягилевым. Позже композитор переработал музыку балета в произведение для симфонического оркестра, назвав его «Скифской сюитой». Считается, что скифы – это предки славян. Таким образом Прокофьев переносит нас в древние времена, полные легендарных богатырей и прекрасных богинь.
7
Все мы знаем, что солнце – главное небесное светило, которое дает тепло, свет и жизнь. Во все времена его почитали. В его образе с древних пор представляли различных богов. Слишком много света и солнца не бывает ни в людских сердцах, ни в жизни, ни на полотнах. Например, если мы обратимся к творчеству Винсента Ван Гога, то заметим, что цвет – это его большая страсть. Искрящийся, чистый солнечный свет, который заливает все вокруг и проникает в самую сущность окружающего мира, является для него целью жизни. Чтобы найти максимальный свет, художник даже переселялся на юг Франции. Это привело к нахождению самого солнечного образа в природе – подсолнуха. Этюды Ван Гога уже много десятилетий дарят удивительный свет почитателям его творчества. Автор называл эти произведения «симфонией синего и желтого». Винсента Ван Гог «Сеятель на закате солнца»
8
Еще хочется отметить творчество Виктора Григорьевича Цыплакова, создавшего целый цикл картин, охватывающий все времена года. С большой любовью и тщательностью художник проникал в тайны русской природы. В весенних пейзажах мастерски передавал ожидание тепла, обновления, цветения. Особая мелодичность, образность и близость к русской поэзии проявляется в картине «Мороз и солнце», которая славится «мотивами древнего поэтичного образа «поющего» солнца. «Мороз и солнце! День чудесный!», – сразу звучат в голове строки Пушкина… Все на картине по-настоящему, и, говоря словами Бунина: «Все живёт, всему веришь и всем любуешься…»
9
И. Левитан “Березовая роща” Перед нами – изображение уголка березового леса в яркий солнечный день. В картине Левитана в полном объеме нашло свое отражение великое умение автора вложить в простой природный пейзаж богатейшую гамму человеческих чувств и переживаний. Художник великолепно передает движение солнечных бликов на белых стволах берез, переливы оттенков зеленой травы и листьев деревьев, сияние искорок белых и лилово-синих цветов в траве. Игра света и теней на картине делает ее живой, трепетной, создает «настроение». Березки бесконечно рады жизни, и нам даже кажется, что они весело улыбаются солнцу и траве. Все вокруг цветет, излучая чувство радости, причастности к энергии жизни. Зритель словно оказывается посреди благоуханного, нагретого солнцем, леса, под сенью шумящих зеленью берез. Картина «Березовая роща» отличается непосредственностью, свежестью чувств. Именно об этой картине сказал А. П. Чехов, что у нее «есть улыбка».
10
«Музыкальной живописью» называл М.Горький полотна художника М.Чюрлениса, чье творчество неразрывно связано с русской культурой начала XX века. Художник мечтал создать новый вид искусства – «зримую музыку», где органично сливались бы музыкальные формы и изобразительный аналог. Удивительно «звучат» его полотна - сонаты: «Весенняя», «Летняя», «Соната моря». Его композиция «Соната солнца» - это настоящий гимн могущественному светилу. «Приветствие Солнцу» «Соната Солнца. Финал» «Соната Солнца. Аллегро»
11
В 1909 году художник написал картину «Баллада о черном солнце». Над миром восходит черное солнце, его черные лучи пересекают небо и гасят его краски. Сквозь мрак вырастает башня, кладбищенские колокольни и крест. Все это отражается в темной воде, плещущейся у подножья башни. И над всем этим, простерев черные крылья, реет зловещая птица, вестник беды и несчастья. Двойственное впечатление складывается, глядя на его полотно и текст баллады: мы чувствуем и восхищение, и надежду, и в то же время трагическую безысходность, ощущение надвигающейся катастрофы в новом веке, и стремление сохранить вечное и незыблемое.
12
Тучка прячется за лес, Смотрит солнышко с небес. И такое чистое, Доброе, лучистое. Если б мы его достали, Мы б его расцеловали. Часто на наших рисунках можно видеть солнышко. Похоже, это самая излюбленная детская тема.
13