- Учителю
- Статья по патриотическому воспитанию на тему «Церковная летопись – как источник духовности и краеведческих познаний»
Статья по патриотическому воспитанию на тему «Церковная летопись – как источник духовности и краеведческих познаний»
Муниципальное казённое образовательное учреждение
Новобелоярская средняя школа
Рождественские чтения «Единение народов России - становление русской государственности»
«Церковная летопись - как источник духовности и краеведческих познаний»
Учитель истории: Елисеев В.В.
Я бы хотел задать тональность своей работы словами историка Ключевского:
«Ключи к будущему - в прошлом!»
За долгие годы безвремения мы потеряли нравственные ориентиры. Нравственность, которая позволяла нашим предкам выживать в тяжелейших условиях. Суровость климата, постоянное враждебное окружение оттачивало тот эталон русской души, который неизменно во все исторические времена одновременно поражал и восхищал западный «цивилизованный мир». Нравственные ориентиры, которые позволили бы нам найти себя, понять кто мы, в чем выражаются наши представления о правильности жизни. В конце концов, что же такое счастье, и что значит быть счастливым? Я думаю, это и есть главные задачи и цели учителей занимающихся воспитанием. Страна как бы проснулась от спячки. И это очень хорошо. Но нужны и новые подходы в формировании мировоззрения молодёжи.
А то, что у нас не всё потеряно, показал военный парад и многомилионный «бессмертный полк». Без преувеличения скажу, уверенность в том, что у нас всё получится, связана с именем Президента РФ В.В. Путина. Основным как сегодня говорят трендовым словом для В.В. Путина стало «Правда». Сила - в правде как он любит повторять. Да и сам он становится синонимом правды. Поэтому, мы ему и верим.
Вот таким источником правды жизни мне кажется являются церковные летописи. Потому как написаны они простым человеком, жившим в то далёкое время. Через него мы можем хоть как то соприкоснуться с их миром и постараться понять в чем их правда жизни. Как они представляли счастье. На что они опирались в моменты тяжелых жизненных испытаний.
Архивная работа требует определённых навыков, определённых системности. Ну и конечно краеведческую работу надо любить.
Предо мной Церковно-приходская летопись Ставропольского уезда, пригорода Белого Яра, Церкви Живоначальная Троица. Временной период, который она охватывает с 1867-1884 г.г. Но в ней так же описывается история села и история церкви, так, как она виделась тогда.
Вначале хотелось бы поделиться с вами навыками прочтения церковной летописи и архивных документов того периода. Как говорят, в начале было слово. Но в нашем случае слово ещё надо и прочитать. А это даже очень не просто.
Как подходить к изучению и исследованию церковной летописи?
Можно исследовать по годам, а можно по тем направлениям, которые описываются в летописи и тем самым характеризуют белоярское общество. Всё зависит какие вы ставите перед собой цели и задачи.
Если вы хотите отследить динамику, например вопросы демографии, климата, урожайности, развитие системы образования, то следует исследовать по годам.
Для меня же важно понять за счёт чего выживало общество, на какие ценности оно опиралось.
Поэтому я предлагаю свою работу в виде кратких летописей- умозаключений с общим выводом в конце.
Итак о селе:
Читаем
Название свое Белый Яр получил от местности и почвы, на которых расположено селение. Слово Яр, на местном наречии означает крутизну, обвал, обрыв - такой вид и отличает тот берег потока Волги, на котором стоит сел. А Белый добавлено от песчаного беловатого грунта.
Село расположено в три правильном довольно широкие улицы на двух верстном протяжении от севера-запада к юго-востоку, с северо-восточной стороны оно окоемлено строевым сосновым лесом, а остальная сторона омывается означенным источником Волги. Почва земли песчаная с незначительной примесью чернозема, а под почвой чистый песок.
В пригороде в Белом Яре никогда не было и не существует в настоящее время никаких фабрик и заводов, в селении находится 25 мельниц,
Такая трактовка с расположением и направлением улиц и их протяжённостью звучит впервые. Она даёт возможность ориентироваться на местности в поисковой работе. Например, расположение церкви, расположение старого кладбища, установка местоположения новых топонимических объектов объясняет более подробно название села, а также подчеркивает его роль как крупного хлебозаготовительного и мукомольного центра. Цифра в 25 мельниц удивляет и денонсирует с нашим представлением о дореволюционной России.
О деревни Таборное
У нас в селе проживают достаточно много мордвы, переехавшей сюда из деревни Таборное. Каких-либо иных сведений о данном поселении не было, но в летописи она упоминается как часть прихода.
Читаем
«Приход состоял и состоит в настоящее время кроме Белого Яра из дер. Таборной, стоящей от местного храма в 12 верстах на юго-восток. От чего получила название своя деревня и давно ли здесь поселились жители - неизвестно. Самые древние старожилы деревни не помнят и не сохранили даже темных представлений ни о том давно ли поселились на этой местности их предки, ни того, откуда они вышли. Только в церковных документах не выходящих в прочем в ранние в 1782 года упоминаются уже о ней, как приходской деревни. Деревня расположена в два порядка на правом берегу Черемшана, который протекает вблизи самой деревни. Почва суглинистая с глинистой подпочвой. Жители деревни - новокрещенная мордва из племени мокши и небольшое количество чуваш -7 домов. И те и другие сохранили свое наречие и национальные особенности в костюмах. И мордва и чуваш, держаться многих обрядов языческого происхождения. Но справедливости ради требует сказать, что все они исключительно осмыслены христианством и совершенно потеряли свое первоначальное значение. В деревне находятся две ветряные мельницы, однолопостоянные, которые принадлежат обывателям».
На данном примере видно, что и в то далёкое время русские, мордва и чуваши мирно сосуществовали под крылом православной веры, сохраняя всяк свои национальные особенности.
О жителях Белого Яра.
Читаем
В числе поселения белоярского в этой же первой четверти XVIII столетия было небольшое количество ссыльных (три человека), сосланных за разные вины и потом помилованых, (1728 Сентябрь 13.) и беглых монастырских и господских крестьян. Все это народонаселение в 1726 г. простиралось до 421 души ( указ февраля 15) и состояло из 126 дворов ( указ 1720, май 22).
В конце минувшего и особенно в начале текущего столетия народонаселение быстро стало увеличиваться путем вольного поселения из окрестных местностей. Богатство края, как со стороны обширных и рыбных ловлей и сенных покосов, так и обилию лесов и пашен, было главными причинами такого перенаселения. Некоторые из этих владельцев и до сих пор сохранили воспоминания о своей родине, а другие носят даже и фамилии той местности, из которой вышли: Кременский - из Кременок; Уржумский - из Уржумского; Бритовский - из Бритовки; Турминский - из турмы
Чем ценна данная запись? Тем, что даёт детальное описание кто наши предки и откуда они, со ссылкой на указы и с проставлением дат в духе нашего времени, юридически грамотно оформлено. Все вышеупомянутые фамилии звучат и поныне в селе. Только время их несколько изменило. Кременские стали Кремлёвы, Турминские - Туарменскими. И ещё - кому я не рассказывал все спрашивали: А наша фамилия не встречается? По видимому, для всех важна вот эта я бы сказал «пуповина времени» - фамилия.
О традициях и суевериях
В народе существует много разных предрассудков и суеверий на разные случаи их обыденной жизни. Например, что есть лешие, домовые, ведьмы, оборотни, ворожба на картах, на бобах, разные заклинания, нашептывания на воск, на воду. Имеют место соверования народа. Впрочем подобного рода ворожбой занимаются исключительно только женщины, и женщины же исключительно им только и верят.
Да уж женщины за 150 лет нисколько не изменились
Прихожане Белого Яра не чужды некоторых суеверных обычаев. Так например под Новый Год молодые парни и девицы ходят по домам и поют Коляду, за что получают от домохозяев вареные свиные ножки ,пресные лепешки или копеечку; в Святки наряжаются кто как придумает; на Богоявление, те кои наряжались в Святки (:Одни музжчины:) купаются на речке. Но были ли случаи простуды?(спрашивает летописец). Этого не слышно, купаются даже больные, но только в Иорданской купели и некоторые получают выздоровление.
Колядование к сожалению как традиция уже утрачена, а вот купание в прорубе наоборот всё больше приобретает популярность. Смущают даты. У нас колядование проходит накануне Рождества ,а купания на Крещение. По видимому, эти изменения связаны с переходом на григорианский календарь ну и безусловно с периодом богоборства.
О религиозности и нравственности.
В каждое богослужение во все Воскресеные дни праздники даже небольшие, прихожане всегда наполняли храм. С заметным усердием любили выслушивать церковные поучения, отправляли молебные пения не жалея трудовых копеек. Все это говорили, что прихожане белоярские религиозны.
В течении 1882 г. незамечалось между прихожанами(46а)особенно безнравственным поступком,повального пьянства напртив жители в большинстве трезвы,в праздники вместо пьянства,собираются на беседы,не слышно и о воростве,конокрадстве и др. у белоярских жителей почти у всех двери на ночь не запираются.Характерная черта белоярских жителей это подражание складу жизни старшины,стойкость в употреблении нарядов?домашнего своего мастерства и вообще трудолюбие и любовь к земледельческому труду.Господствующий порок между жителями это мщение.За каждое оскорбительное слово белоярский житель отомстит и отомстит жестоко.В прошедшие годы десятки случаев пожаров были результатом мщения.
По поводу замков- или у них воровать нечего было, или же второе, верующему человеку полицейский не нужен. А сейчас хоть к каждому приставляй полицейского.
В следующий год летописец пишет.
Но с религиозным состоянием далеко не гармонировало нравственное состояние жителей,Мстительность,взаимные дрязги даже прошедших лет господствовали в белоярских людях.И причина такому горькому явлению кроется в следующем:материальный избыток плохой надзор родителей за свими детьми,своеволие кабадчиков,все это взятое вместе много способствовало развитию безнравственности в белоярских прихожанах.
Да это уж совсем похоже на наше время. Кабадчики и там рулят.
Но уровень самоорганизации или как принято сейчас говорить самоуправление на голову выше, чем сейчас. Это следует из следующей записи.
Для противодействия хищническим действиям кулаков-кабачникам;прихожане сначала с.г. решились не сдавать винную торговлю в своем селе в частныя руки,а открыть общественный питейный дом,главное во избежание приемки закладов норм вина,спаивания слабохарактерных людей и от не добрых целях.Но занося в летопись,этот не бывалый в приходе факт не льзя не сделать грустного предположения,что новое полезное дело не выдержат конкуренцию осознанного сопротивления ввиду другово питейного дома веселья на земле Земск. Ведомства.Эта можно думать потому, что при начале торговли в общественном доме Марков…ъ у себя понижал цену на вино.И если это продолжится,то общество из боязни больших потерь,снова отдается в эксплатацию какому небудь хищнику кулаку.Но что станет с этим делать покажет будующее.
Мы видим с вами что вопросы торговли вином,а следовательно и доходы от этого находились в компеценции общества, ну и расходовались по разумению общества.
О быте
После урожайного 1882 г. после так сказать передышки от больших лишений и несчастей белоярские жители в начале с.г. идут к улучшению в своем хозяственном быту.Из летописи мы видели,что белоярский житель по привычкам твёрдо держится стороны в жилище и одежде весьма нетребовательно,курная небольшая изба-помещение для себя с домочадцами и для молодого поколения домашних животных,по костюму серый чапан домашнего приготовления все это было признаками незатейливого быта белоярских жителей до наступающего года.
В начале 1883 г. в быту белоярских крестьян замечаем особенность1,в селе появляются более 10 новеньких домов хорошей сельской архитектуры 2,в празднечные дни легко видеть уже на многих одежду не из домашнего материала,из купленных материй эта перемена происходила от улучшения материальных средст.Избыток средст немало повлиял и на семейный быт в Январе и Феврале месяцах в приходе заключено около 50 браков-небывалое явление за такой короткий промежуток.А каждый брак влечет за собой по приблизительным расчетам 15р. расходов.
Об отношении к болезням и смерти.
Интересно было проанализировать отношение белоярцев к болезням и смерти.
1881г.
Осень сего года принесла новй бич- эпидемию оспы.Немало жерт унесла ужасная болезнь до ста детей от рождения до 6 лет поплатились жизнию неменее этого изуродованы на целую жизнь.
Здесь с прискорбием летописец должен сказать о той холодности с которой прихожане относятся к привитию предохранительной оспы.Много поучений с церковной кафедры говорилось о необходимости оспопрививания,но прихожане по прижнему остаются глухи-немногие охотники прививают оспу.
Трагедия невероятная для наших дней. Умерло около 100 детей, а прихожане относятся с холодностью к прививки. Как это понять?
1882 г.
Феврале месяце, как известно из статистики прошлых лет самый меньший по смертности людей, в с.г. он напротив принес очень большую смертность.В течение месяца в приходе Белоярском умерло одних взрослых 19 человек и большинство от острово воспаления легких.В начале 1884г. В Белый Яр поступило на жительство вольнопрактикующий фельдшер Юнкер с хорошими медицинскими познаниями и порядочною аптекаю и стал давать больным совет и лекарства.И вот когда появилась большая смертность,то жители стали утверждать что помирают от отравы фельдшера и отказывались от помощи.Не мало потребовалось бесед священников,чтобы разубедить прихожан и доказать пользу лекарств.Причина большой смертности зависила от простого обстоятельства.Редко можно сказать утвердительно кто из сельских жителей живет при таких плохих гигеенических условиях как белоярцы.В течении зимы в их избах грязь невыносимая,вместе с людьми нередко встретиш и животных разных пород.
Вот вам и церков- «Тёмное царство». Наоборот мы видим как церковь выступает в роли просветителя и высказывается за повышение культуры, призывает к соблюдению гигиены.
Пронизывает мысль что они жили по принципу «на всё воля божья»-так проще жить. Вот это желание проще жить одна из наших национальных черт, которая позволяет нам и войны выигрывать и автоматы делать. Наш принцип-всё должно быть просто и надёжно.
Об Урожаях
Тесная связь прослеживается между урожаями хлебов и болезнями и смертностью. В неурожайные годы больше болело и больше умерало и наоборот
Небезследно прошел наступивший 1880г. и не для одних Белоярских жителей,а и для окружных)селений на долго останется в памяти народной.
1.,Холодная и безснежная зима и летнее бездождие весьма вредно отозвалось на озимых и яровых посевах.
К увеличению народного бедствия вероятно в следствии засухи на рогатый скот открылся падежь,продолжался до половины и народ лишился своих кормилиц
многие воизбежания голодной смерти пропитываются нищенскою сумою и почти поголовно заимствоются из обще-продовольственного капитала,картофеля до 50 п. и сено по70 и 100п.
1881г.
Сей год открылся для белоярских прихожан нуждою и лишениями неурожай прошлого года побуждал каждого заботится о насущном куске неимоверная цена на хлеб непредставляла возможности физическим трудом добывать оный в достаточном количестве и потому питалось впроголодь,не мало было несчастных,которые питались с примесью хлеба лебеды,мякины и тому подобное.Питавшийся чистым ржаным хлебом
Почитался счастливцем и богачем.
Здесь я не могу не вспомнить свою бабулю. Читая летопись я понял почему у неё красота ассоциировалась с полнотой: «Я справная была, по семь юбок как другие не носила, Да и жених у меня красивый был-полный такой». Полный значит сытый, значит хлеб есть. Всё просто.
И ещё интересный момент в летописи упоминается на участке к север Востоку под названием "Красное поле"урожай всех хлебов был малый:рожь 22-23п.гороха ничего, греча 10п.овес 40п.просо 10 пуд.
Прошло 150 лет, а это название и сейчас сохранилось и урожаи там такие же.
Об училище
Интересно будет проследить как развивалось в Белом яре образование, как росло число обучающихся.
Если в начале летописи обучение происходило при церкви и число обучаемых не превышало 25 учеников то уже в конце летописи численность достигает 160
Каким же образом, за столь короткое время, были достигнуты такие результаты? Конечно здесь сказались результаты проводимой реформы в стране, связанные с отменой крепостного права в 1861 году. Мы видим как структурируется система образования, как в этом принимает участие общество , государство, церковь.
Само образование изначально проводилось при церкви и первые учителя были непосредственно священно служители, как то:
Читаем:
1873г.
В училище обучалось мальчиков 25 обучением мальчиков по распоряжению училищного Совета занимались помощник настоятеля Священник Петр Листов,а должность законоучителя настоятельСвящен. Дмитрий Царьградский.
Но уже в
1876г.
В сельском училище обучается 17 мальчиков.Учительскую должность по распоряжению училищного начальства занимает окончившая курс в Самарском женском училище девица Клавдия Жданова с жалованием 180р. в год,.а должность законоучителя свящ.Петр Листов.
Таким образом, мы узнали, что первой учительницей была девица Клавдия Жданова.
Так же из летописи читаем
1881год
:В Июне месяце по окончанию учебного года 8 мальчиков получили выпускныя свидетельства,дающие прасво на льготу по воинской повиности. Такой значительный успех в Белоярмком училище не мало содействовал к побуждению белоярских жителей купить отдельное здание для помещения училища.Такое отрадное событие совершилось в Белом Яре 21 Ноября 1881г.Общество купило у кр-на Колбёхина дом для училища длиною 5 сажень шириною 3с..В начале Декабря после освещения купленного дома училище перенесено в оный,в настоящее время учатся 48 мальчиков и 1 девочка и есть надежда,что в 1882 г. при перестройки училища здание будет увеличино.
Из прочитанного следует, что школа в Белом Яре в том понимании к какому мы привыкли, появилась в декабре 1881 года. Появилась и 1 девочка. А так же узнали что ряд мер предпринятых со стороны правительства в том числе и освобождение от воинской повиности заставило изменить своё отношение белоярского общества к образованию.
Читаем:
.Без усиленных просьб жители истратили не малую сумму на отштукатурку,на переделку печей поправку мебели.Означенные признаки отношения жителей к училищу красноречивее всего говорят что прихожане белоярские начинают любить училище,начинают сознавать,что оно для них необходимо.
В 1882году был изменён статус школы:
Новопостроенный училищный дом принадлежал теперь к числу лучших училищных домов целого уезда.И вот хорошее помещение школы,успехи учеников оной побудили Училищный совет перевести ее из 3 разряда во 2-й.
Результатом таких изменений явилось то, что в 1884 году училище посетило высокопоставленное начальство.
В Ноябре месяце посетил училище г. Иснспектор училища В.Н. Мельников,замечательно,что это первое посещение Г. Инспектора училища с самого его основания именени общественным училищем.В начале 1884/5 учебного года в Белоярском училище учащихся было 141 мальчик и 18 девочек.
Из всего выше сказанного можно сделать вывод об уровне образованности обывателей села Белый Яр. На 2850 жителей - 160 учащихся. Неплохое соотношение и оно в корне меняет наше представление о безграмотной дореволюционной России.
О пожарах
1868 год
В настоящем году Господу Богу было угодно посетить Белоярский приход следующим несчастием. 16 июля в два часа по полудне при совершенно тихой погоде от действия молнии загорелся Храм. Удар пал на купол колокольни пламя от которого в самое короткое время охватило и остальные части храма здания, отдалено от воды, худое устройство огнегасительных инструментов исключало всякую возможность при всем усилии народа к утушению пожара; успели спасти только внутреннее церковное имущество. Одновременно с этим от летевших по направлению на юг раскаленных листов кровельного железа храма, которые падали на соломенныя крыши домов, сгорело 121 обывательский дом. Во время пожара растопились не все колокола, имевшихся на колокольне, почему прихожанами 15 августа приступлено было изготовление нового колокола, который и куплен был в сто восемь пуд 35 фунт у мастеров Самары. Богослужение стало отправляться в церковной сторожке.
Это колоссальная трагедия. Сгорело треть села. У кого хочешь руки опустятся. Ничего подобного. Для того чтобы понять откуда брались силы, нужно обратить внимание на ключевую фразу в записи летописца « Господу Богу было угодно посетить Белоярский приход следующим несчастием» Это Божье испытание и мы его принимаем с покорностью. Вот откуда безусловная стойкость духа. И никакой обреченности, никакого уныния, никакого ахания и охания. Спасали в первую очередь что?, церковное имущество, восстаналивали в первую очередь что? церковь. Есть церковь, есть вера, есть жизнь - всё просто. На всё воля Божья и точка. Бог наказал Бог и наградит.
Вот статистика по пожарам:
1868г.- сгорело 121 обывательский дом
1873г.-пожаров было 7,а большинство пало преимущественно на Август месяц.
1874 год
В настлоящем году еще больше было пожаров,чем в прошедшем именно 12
1877г.
мене чем за 3 часа пожар уничтожил дотла 60 изб с надворными строениями около 100 амбаров,в которых кроме хлеба хранилась одежда и другое крестьянское добро.
1879г.
непрошол беследно и для жителей Белого Яра,9 Августа среди белого дня,в нижнем конце на верхней улице вспыхнул пожар на задах крест. Алексея Боровка и 45 дворов как не было ,народ был на полевой работе и все потерпевшие остались с тем что было на них.
1880 год
К общему, так сказать естественному народному бедствию в данном году присоединилось страшныя пожары.Всех пожарных случаев было до 9,но более замечательных три.В конце апреля во время ярового сева открылся пожар около10 утра в романовском конце с задов дома крестьянина Семена Судакова и не более в час времени истреблено 41 дом.причина пожара неоткрыта,а отнесена к неосторожному обращению с огнем.31 Июля около 12 часов дня вспыхнул дом крестьянина в Кувшиновке(Вот это место меня заинтерисовало.Стариков спрашивал- никто не помнит)-Петра Большакова и при порывистом ветре в час времени истреблено13 домов,подозрение в поджоге пало на крестьянина Утина,который заарестован и отправлен был в тюр. Замок,где содержится доселе.5 Августа в 2 часа пополудни открылся пожар на нижней улице нижнего конца на задах крестьянина Лукьянова и не более ¾ часа истреблено 11 домов во все 3 случая погоревшие были на полевых работах и осталис совершенно ни с чем.Кстате заметим что в пригороде Белый Яр огненосительные снаряды весьма плохи,открывается пожар ,а при пожарном обозе нет лошадей,на лошадях неоказывается хомутов,а под бочками колес,те кому ведать о сем надлежит на эти неисправности необращают внимания
.Куда делись колёса. А Бог её знает. Вали все на бога. Беспечность и безалаберность тоже наше родное. никуда от этого не денешся.
И после всего этого ответьте мне на вопрос как можно жить без Бога?
Никак. Он отец родной. Всё поймёт и всё простит, после того как накажет.
Об отношение к власти
Мне как историку интересно отношении в то время простых людей к власти, именно простых людей, а не элиты, потому что в основном исторического времени представлено с позиции элиты.
Читаем
1881год
Но вот к физическим страданиям присоединилась и нравственная боль невыразимо тяжкая для русского сердца,как громом поразило всех русских в том числе и Белоярский приход известие о событие 1 марта.В этот день убит Государь Император Александор II один из величайши государей,освободитель людей своих и чужих пал от руки убийцы.Да,с невыразимою болью на сердце летописец должен сказать Царь убит!Русский царь ,у себя в России,в своей столице,среди белого дня,зверски на глазах у всех,русскою же рукою злодея Рысакова.Кто может забыть те стоны каковыми огласились православные храмы,в том числе и Белоярский при первых заупокойных служениях о Царе мученике.
Мы видим неподдельную печаль и горечь летописца, который засвидетельствовал отношение белоярских прихожан Церкви Живоначальная Троица. к убийству царя, убийству помазанника Божия. Непонимание того, как мог Господь допустить такое святотатство. Мы видим с вами как церковь принимает стоны и горечь прихожан, облегчая тем самым страдания людей.
И вот ещё, я удивляюсь и восхищаюсь летописцем, его владение словом, красоте выстраивания предложения.- «Но вот к физическим страданиям присоединилась и нравственная боль невыразимо тяжкая для русского сердца»
Недавно я прочитал высказывание американской студентки. «Не я учу русский язык, а русский язык учит меня.»
Что бы понять кто мы и снова обрести свои корни, .для начала наверное нужно научиться понимать красоту своего языка.
Далее;
Мы увидели в печали и горе простого русского человека.
А вот он в радости во всём своём величии
Читаем;
.Май месяц 1882г. принес для всей России радостное событие. 15 мая совершилось священное венчание на царство возлюбленного нашего Монарха Александра III.В праздник Вознесения Господня, был прочитан манифест о милостях дарованных государем народу и совершон благодарственный молебен,а вечером площадь иллюминовалась,внимание!!были заженны 10 смоляных бочек.,а главное около 100 военных чинов всю ночь пели народный гимн и всякие песни ,воздух оглашался радостным ура!!!.
Такое событие долго незабудется в Белом Яре.
Вместе с церковью Белоярцы выражают и радость по отношению к власти.
Я делаю вывод:
Главная черта в характере жителей Белого Яра и всей Руси во второй половине 19 века, да и во все времена это невероятная стойкость к жизненным испытаниям.
«крепости» и терпимости православия…
«крепости» и терпимости традиционного ислама…
Вот наша главная формула жизни, которая поможет нам выдержать все испытания.
Ложь-сатана, а правда Бог.
Шестнадцать лет занимает летопись во времени, а сколько всего произошло.
Да очень жаль что летопись обрывается. Сколько мы могли бы узнать для себя и о себе нового.
Я страшно сожалею что мы всё порушили и ради чего спрашивается, ради идеи того что можно построить рай на земле. Меня ученики часто спрашивают а почему церкви то разрушали, добавлю особенно в Ульяновской области. Ответ звучит очень просто - две веры жить в одной голове не могут, или в бога верим или в обёртку без конфетки. Как сейчас на Украине. А надо, как говорит Владимир Владимирович - просто работу работать и дело делать и знать, что сила в правде!...И стоять ни смотря, ни на что. Как предки стояли с верой в Бога.
Родная речь-Отечеству основа.
Не замути Божественный родник,
Храни себя:душа рождает слово,-
Великий Святорусский наш язык
Иеромонах Роман(Матюшин)
С уважением,Виктор Васильевич.