- Учителю
- Декоративно-прикладное творчество родного края-Сахалинской области. Занятие элективного курса по декоративно — прикладному творчеству
Декоративно-прикладное творчество родного края-Сахалинской области. Занятие элективного курса по декоративно — прикладному творчеству
Декоративно прикладное творчество родного края - Сахалинской области
В.В. Ермошина
Муниципальное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа № 14
г. Южно-Сахалинск
Аннотация :
В конспекте-занятии элективного курса декоративно-прикладное творчество «Вышивка» рассказывается о людях, живших и живущих на острове Сахалин, о роде их занятий, об основных ремеслах, которыми они занималась, чтобы выжить, дана технологическая карта по изготовлению глиняной посуды (керамика).
Цель занятия - познать историю родного края, его культуру.
Класс - 9.
Форма проведения урока:
Занятие элективного курса по декоративно - прикладному творчеству «Вышивка»
Тема занятия:
Декоративно - прикладное творчество родного края - Сахалинской области.
Цель:
1. Ознакомить учащихся с декоративно - прикладным творчеством родного края - Сахалинской области.
2. Воспитывать чувство любви к родине, родному краю, стремлению познать историю родного края.
Задачи:
-
Формирование умений и навыков самостоятельного анализа предметов декоративно - прикладного творчества.
-
Обучение разнообразным методам, приемам, формам и средствам декоративно - прикладного творчества и народных ремесел.
-
Воспитание творческого подхода в выполнении практических работ по декоративно - прикладному творчеству.
Материалы и оборудование:
-
Карта Сахалинской области.
-
Сахалинские пейзажи.
-
Зооморфные орнаментальные композиции.
-
Элементы орнамента для украшения на голову, халата, обуви (торбаса), домашней утвари.
-
Образцы домашней утвари.
-
Фотографии малых народов (нивхи, айны).
-
Иллюстрации декоративно - прикладного творчества сахалинских мастеров (приложение №1-3)
-
Скульптурная глина.
Инструкционные карты «Процесс изготовления глиняной посуды»
Ход занятия.
Учитель: Ученица десятого класса нашей школы Демьяник Надежда защитила проект «Моё собственное дело - туристическая фирма «Караван». Она мечтает создать туристическое агентство «Караван» в сфере деятельности - внутренний туризм, которое будет представлять туристическое и экскурсионное обслуживание по России, покажет места Российской глубинки. Туристическое агентство будет уделять особое внимание тому, чтобы дать возможность клиентам познакомиться с родным краем. Воспользуемся услугами этой фирмы, приобретем путевки на автобусную экскурсию «Север Сахалина. Декоративно - прикладное творчество родного края». В качестве экскурсовода в этом агентстве работаю я, ваш учитель. Я вам расскажу о людях, живших и живущих на нашем острове, о роде их занятий, познакомлю вас с основными ремеслами, которыми они занималась, чтобы выжить, научу вас некоторым из этих ремесел. Каждому из вас выдается карта Сахалина и путевой лист. На нем вы будете отмечать основные места обитания малых народов Сахалина и род их занятий. Подпишите путевой лист.
Итак, в путь.
Цель нашего путешествия - познать историю родного края, его культуру.
Экскурсовод: Мы с вами совершаем экскурсию на север Сахалина.
Культура острова Сахалина представлена культурой малых народов, населявших и населяющих наш остров. Что это за малые народы и почему их так называют?
Ученик: Численность малых народов, народностей, ограничивается несколькими тысячами и даже несколькими сотнями человек.
Экскурсовод: До Великой Октябрьской социалистической революции положение малых народов было критическим. Царское правительство обрекало их на вымирание. Только при Советской власти малые народы получили равноправие. В это же время поменялся взгляд на декоративно - прикладное творчество, которое было ограничено. Декоративно - прикладное творчество малых народов - сработанные и украшенные вручную предметы охотничьего быта и обихода - начинают рассматриваться как интересные, красивые, мастерски сработанные вещи, в которых проявились народные таланты и народная художественная культура. Но прежде чем говорить о декоративно - прикладном творчестве малых народов, вспомним, что первыми жителями Сахалина были тонци - низкорослый народ. Айны (фото) отвоевали у тонцев Сахалин.
Айны - самый загадочный народ на Дальнем Востоке. Изначально они жили на островах Японии. На Сахалин пришли в XVIII - XIX вв. От тонци айнские женщины переняли привычку татуировать кожу вокруг губ (полуусы), а также название мечей «тонницини» (приложение №3). Айнов осталось немного. В 1920 году их насчитывалось 17000 чел. Они очень религиозны. В настоящее время их около 20000, в основном живут на Хакайдо. Запишите в путевой лист тонци, айны - коренное население Сахалина. Вот мы и подъехали к первой стоянке:
Первая стоянка: север Сахалина, устье реки Тымь, пос. Ноглики
Отмечаем на карте Сахалина место нашей стоянки (п. Ноглики, устье реки Тымь). Назовите жителей севера Сахалина, которых вы знаете.
Ученик: Нивхи, нанайцы, эвенки.
Экскурсовод: На данной стоянке проживали и проживают нивхи. Дайте краткую характеристику этому народу.
Ученик: Нивхи (фото) - живут в северной части Сахалина и в бассейне реки Тымь. Говорят на изолированном нивхском языке, распространен также русский язык. Старое название - гиляки. Часть старых нивхов называют себя гиляками в настоящее время. Русские гиляками, кроме нивхов, называют так же ульчей, негильдайцев и часть эвенков. Говорят на нивхском языке, имеют два диалекта: Амурский и Восточно - Сахалинский. Нивхи - прямые потомки древнейшего народа Сахалина.
Экскурсовод: Отметим в путевом листе малые народы, живущие в п. Ноглики (нивхи).
Человек, сколько себя помнит, всегда старался сделать свое жилище уютным и красивым. Много тысяч лет назад, еще живя в пещере, первобытный охотник начал изображать на её стенах людей и животных. В исторических, этнографических и краеведческих музеях сохранились удивительные образцы народного искусства. Таблички у экспонатов рассказывают нам, где и когда сделана вещь, а иногда назовут имя автора. Большую часть музейной коллекции декоративно - прикладного творчества народов Дальнего Востока составляют изделия сахалинских мастеров. Очень многие высокохудожественные изделия сахалинских мастеров находятся в частных коллекциях Канады, Японии, США.
Декоративно - прикладное творчество нивхов представлено подлинной школой мастерства: образцы нивхских орнаментов, скульптурные изображения, резные предметы (приложение № 1).
Традиционная верхняя одежда нивхов - мужская и женская - шилась из рыбьей кожи, шкур морских животных, оленя и лося и состояла из штанов и халата (приложение № 1). Зимней одеждой служила шуба из собачьего меха и нерпичьей шкуры без воротника и капюшона. Поверх шубы надевали юбку из нерпичьей шкуры. Головной убор - меховая шапка, наушники, летом - берестяная или матерчатая шапка (приложение № 1). Обувь шилась из тюленей кожи (приложение № 1). Орнаментом нивхи украшали одежду, головные уборы, обувь, деревянную и берестяную утварь (приложение № 1). Глядя на эти экспозиции мы видим, что среди мотивов орнамента часто встречаются листья деревьев, парные спирали, листовидные узоры с симметрично расположенными витками.
Рассмотрим нивхский головной убор (приложение № 1).
Нивхская женская шляпа изготовлена Лидией Димьяновной Кимовой из плотного хлопчатобумажного материала. Округлая тулья шляпы сшита из четырех частей и простегнута по кругу, что придает форме устойчивость. На тулье наверху нашит шарик из той же ткани. Что вы можете сказать о пришитых к тулье полях шляпы?
Ученик: Они двойные, загнуты вверх.
Ученик: Вышиты горизонтальными S - видными фигурами.
Экскурсовод: Какие швы используются в данной вышивке?
Ученик: Гладьевой (листочки, кружочки).
Ученик: Тамбурный (двойной контур S - фигур).
Ученик: Прерывистый (внутри этих фигур оконтуривающий эти кружочки).
Экскурсовод: Такие шляпы носили только нивхи Сахалина. В 70-е годы они встречались у аборигенов Сахалина.
А теперь поговорим об обуви нивхов (приложение № 1).Как вы думаете, из чего шилась обувь нивхов?
Ученик: Нивхи шили обувь из рыбьих шкур и морских животных.
Экскурсовод: как называлась эта обувь?
Ученик: Торбаса.
Экскурсовод: Нивхские летние сапоги - торбаса (приложение № 1) сшиты Кимовой Л. Д. из облыселой шкуры нерпы. Эти сапоги предназначались для торжественных случаев. Что вы можете сказать о внешнем виде сапог?
Ученик: К верхнему краю голенища пришита широкая черная полоса ткани с окантовкой по верху коричневой полосой.
Ученик: По низу обработаны нерпичьим мехом.
Ученик: На черной кайме вышиты светлыми нитками простейшие завитки спирали с маленькими кружочками между ними.
Ученик: Носок торбасов украшен рельефной аппликацией из кожи в виде завитков с раздвоенными концами и двумя геометрическими фигурами - покрупнее вверху и поменьше внизу.
Экскурсовод: Эти торбаса сшиты добросовестно и основательно. Чувствуется рука мастера, знатока традиции не только ремесленных, но и художественно - эстетических, которым являлась лучшая нивхская мастерица JI. Д. Кимова. Нельзя не рассказать о другой нивхской мастерице - Кавозг М.А., которая тоже проживала в поселке Ноглики. Мария Кавозг занималась мужским трудом - резьбой по дереву (приложение №2) она изготавливала ритуальную посуду (амулет от болезни головы, сердца).Запишите в путевой лист место стоянки, кто там проживает из малых народов, род их занятий, фамилии мастеров. (Поселок Ноглики, нивхи, Кавозг М. А., Кимова JI. Д.) Мы движемся дальше, и следующая наша стоянка г. Поронайск.
Вторая стоянка
В Поронайске проживала еще одна сахалинская мастерица - Огава Хацуко. Она внесла очень большой вклад в знакомство с русской культурой, с достижениями в искусстве других народов Сахалина.
Огава Хацука изучала декоративно - прикладное искусство сахалинских мастеров, используя их традиционные технику и орнаменты, изготавливала различные изделия (приложение №1).
Рассмотрим панно - коврик «Олень», который изготовила Огава Хацука. В этом коврике отразилось личное мироощущение автора, её жизненный опыт (приложение №1).Что изображено на коврике?
Ученик: Олень с колодкой на шее.
Ученик: У ног зеленый контур Сахалина (который напоминает толстую рыбу).
Ученик: Два дерева.
Экскурсовод: Видите ли вы здесь несоответствие?
Ученик: Олень больших размеров, чем деревья.
Экскурсовод: Это не смущает художницу.
Чаще всего Огава Хацука украшает свои изделия различными розетками. В игольнице (приложение №1) она применяет этот же декоративный прием. Игольница изготовлена из ткани. Используется бисер, вышивка. Что вы можете сказать об узоре?
Ученик: Узор состоит из завитков, угловатых фигур.
Экскурсовод: Каким швом вышиты эти фигуры?
Ученик: Тройным тамбурным швом
Ученик: Подчеркнутым прерывистым швом внутри.
Экскурсовод: По желанию в этом узоре можно увидеть птицу с двумя головами, резко отвернутыми друг от друга, с распростертыми крыльями.
Мы познакомились с творчеством нивхских мастеров. Назовите их фамилии.
Ученик: Кимова Л. Д., Кавозг М. А., О. Хацука.
Экскурсовод: Назовите основные мотивы, встречающиеся в нивхском орнаменте.
Ученик: Растительный мотив, мотив в виде парных спиралей и листовидных узоров с двумя симметрично расположенными завитками по обеим сторонам, облаковидные мотивы.
Экскурсовод: На Сахалине, кроме нивхов , проживают ороки, уильты, нанайцы, ульчи. С их мастерством можно познакомиться по экспозициям (приложение №1-2).
В конце нашего путешествия я вас научу самому древнему ремеслу, которым занимались жители нашего острова - изготовление домашний утвари из глины (керамика).
Для того чтобы выжить, люди научились изготавливать орудия, сверлить и пилить камень, у них расширился набор наконечников для стрел, появились каменные топоры. Люди научились мастерить плоты, лодки, делать лыжи.
Представим, что мы сидим с людьми у первобытного огня. Изготовим вместе с ними глиняную посуду. Одним из первых способов изготовления глиняных сосудов был ленточный, или жгутовый. Из мягкой пластичной глины раскатывали ленту (жгут), а мы возьмем с вами скульптурную глину, сделаем ленту, уложим её спиралью, придадим форму сосуда. Ленту загладим, уплотнив её руками. Украсим стенки сосуда узором - орнаментом. У каждого племени был свой орнамент. У вас на сосудах орнамент тоже будет разный. Все зависит от вашей фантазии. Посмотрите еще раз, как украшали домашнюю утварь сахалинские мастера (приложение №1-3).
Древние мастера использовали различные типы орнамента: это резной («елочка», «сетка», насечки, линии), геометрический, крестовидный, овальный, фигурный, гребенчатый, шнуровой.
Затем сосуды обжигались в костре. Зачем это делали первобытные люди?
Ученик: Чтобы сосуды были прочными.
Экскурсовод: А теперь приступим к работе. (Учащиеся выполняют работу, используя инструкционную карту).
Прекрасен мир. История стара.
И на глазах истории веками
Не знающими устали руками
Все в мире создавали мастера.
( Михаил Дудин)
Что нового узнали на занятии? Что вам запомнилось?
Ответы учащихся.
Запишите в путевой лист: Керамика. Способ изготовления ленточный, или жгутовый. Орнамент: резной геометрический, крестовидный, овальный, фигурный, гребенчатый, шнуровой.
Наш путевой лист заполнен. Путешествуя сегодня, мы почерпнули новые сведения, ощутили себя частичкой огромного мира, научились изготавливать посуду, узнали о малом народе, жившем и живущем на Сахалине, о роде их занятий. Надеюсь, что знания, полученные в сегодняшнем путешествии, помогут вам в выполнении каких-либо изделий и расширят ваш кругозор.
Чтоб с днем грядущим быть на высоте,
Преодолев веков и свет, и тьму,
Цените, люди, тягу к красоте
Не менее, чем красоту саму.
( В. Фирсов.)
Литература:
-
Каплан Н. И. Народное декоративно - прикладное искусство народов Крайнего Севера и Дальнего Востока. - М., 1980 г.
-
История Сахалинской области с древнейших времен до наших дней (учебное пособие). Южно-Сахалинск 1995 г.
-
Орлова О. И. Методические рекомендации по краеведению 5 класс. Сахалиноведение. Южно-Сахалинск 2007 г.
-
Орлова О. И. Методические рекомендации по краеведению 6 класс. Сахалиноведение. Южно-Сахалинск 2007 г.
-
Булавинцева М. Г. Коренные народы Сибири и Дальнего Востока.
Справочник в помощь учителю. Краеведение. Южно-Сахалинск 2006 г.
-
Декоративно прикладное искусство народов Дальнего Востока в собрании сахалинского областного художественного музея. Каталог. Южно-Сахалинск, 2000
Приложение №1
ОГАВА ХАЦУКО (нивхская мастерица)
Приложение:2
Изделия нивхских мастеров Изделия ульчских мастеров
Изделия нанайских мастеров Кавозг Марина Анатольевна
</ Приложение: 3
Культура айнов Сахалина и Курильских островов
1. Глиняный сосуд с внутренними ручками (нейдзи)
2. Защитное приспособление на айском мече (гарда).
3. Меч айнского воина ( из раскопок айнского могильщика на м. Кузнецова,
п-ов Крильон).
пр
3