- Учителю
- Статья 'развитие творческих способностей'
Статья 'развитие творческих способностей'
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛИЗОВАННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Баймагамбетова З.К., Орехова А.И.
(ГККП «Детский сад» «Ивушка», г. Петропавловск)
«Вся жизнь детей насыщена игрой.
Каждый ребенок хочет сыграть свою
роль. Научить ребенка играть, брать
на себя роль и действовать, вместе с
тем помогая ему приобретать
жизненный опыт, - все это помогает
осуществить - ТЕАТР»
Игра является основной деятельностью ребенка дошкольного возраста. Поэтому система работы с дошкольниками в основном строится на играх, игровых упражнениях, которые повышают умственную активность, совершенствуют речь, способствуют развитию психических процессов, повышают эмоциональную активность. Однако, работая с детьми, я пришла к выводу, что необходимо строить занятия таким образом, чтобы дети жили в них естественной, радостной жизнью. Для этого я обратилась к театральной деятельности, одному из самых эффективных методов воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип развития: развивай играя.
В современном обществе, резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. Все педагогические установки направлены в первую очередь, на развитие мышления. Актуальной проблемой в наше время стало то, что эмоционально-духовная сущность ребёнка переходит во вторичную ценность. Дети быстрее решают логические задачи, но к сожалению значительно реже восхищаются, удивляются и сопереживают, всё чаще они проявляют равнодушие и чёрствость. У некоторых дошкольников можно наблюдать страхи, срывы, заторможенность, а у других, наоборот, развязанность и суетливость. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребёнка, снятие зажатости, обучение чувствованию и художественному воображению - это путь через игру, фантазирование, творчество. Всё это может дать ребёнку - театр, именно в театральной деятельности ребёнок связывает художественное творчество и личные переживания. Занятия театрализованной деятельностью не только вводят детей в мир прекрасного, но и развивают сферу чувств, побуждают соучастие, сострадания, развивают способность радоваться и тревожиться с ним.
Основная задача - показать лучшие образцы искусства, пока дети сами не могут ориентироваться и делать свой выбор. И если актер на сцене реализует себя, утверждается в своих позициях, отстаивает их, то театр, в котором играют дети, помогает ребенку узнать самого себя, заявить о себе, попробовать на что он способен, поверить в себя.
Театр! С этим словом у детей связано ощущение праздника, радости, веселья и, конечно, же сказки, с каким нетерпением дети ждут встречи с ним! Кукла может все или почти все. Она творит чудеса: веселит, обучает, развивает творчество дошкольников, корректирует их поведение. И, конечно же, нет детского сада, где бы педагоги не использовали в своей работе театрализованную деятельность. И хотя многие воспитатели выстраивают на театрализации свои инновационные методики, театральная игра как универсальное средство воспитания и эффективный инструмент обучения является отнюдь не новшеством и используется в педагогике уже давно. Театрализованная игра как один из ее видов является эффективным средством социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного или фольклорного произведения и участия в игре, которая имеет коллективный характер, что и создает благоприятные условия для развития чувства партнерства и освоение способов позитивного взаимодействия. В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие; дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения.
Но, несмотря на, свою «обкатанность», театрализованная игра и сегодня остается не до конца раскрытой, и далеко не все возможности этой универсальной деятельности исчерпаны. Более того, педагогика, как в теории, так и в практике до конца не разобралась в подходах к организации театрализованной деятельности в детском саду.
Театрализованная сказка активизирует воображение ребенка, заставляет его мысленно действовать вместе с героями. В результате возникшего переживания у ребенка появляются новое эмоциональное отношение к окружающему миру, новые знания и представления. Кроме того, в процессе подготовки к спектаклю, в силу специфической необходимости, дети непосредственно развивают и тренируют память, мышление, фантазию, работают над выразительностью речи и движений.
Творческие способности - далеко не новый предмет исследования. Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом у общества не возникало особой потребности в овладении людей творчеством. Талантливые люди появлялись как бы сами собой, стихийно создавали шедевры литературы и искусства, делали научные открытия, изобретали, удовлетворяя тем самым потребности.
В наше время ситуация коренным образом изменилась. Жизнь в эпоху научно - технического прогресса становится всё разнообразнее и сложнее.
И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Если учесть тот факт, что доля умственного труда почти во всех профессиях растёт, а всё большая часть исполнительской деятельности перекладывается на машины, то становится очевидным, что творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития - одной из важнейших задач в воспитании современного человека. Ведь все культурные ценности, накопленные человечеством - результат творческой деятельности людей.
Таким образом, занятия театральной деятельностью с детьми не только развивают психические функции личности ребенка, художественные способности, но и общечеловеческую универсальную способность к межличностному взаимодействию, творчеству в любой области. К тому же, для ребенка театрализованное представление - это хорошая возможность хотя бы ненадолго стать героем, поверить в себя, услышать первые в своей жизни аплодисменты. И то, насколько продвинется вперёд человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения.
На основании выше изложенного я считаю, что необходимость развития творческих способностей через театрализованную деятельность, необходимо продолжать развивать у детей, прививать дошкольникам любовь к музыке, литературе и искусству. Занятия в кружке помогут легче воспринимать окружающий мир и войти в него развитой, полноценной личностью.
Список использованной литературы:
1. Васильева М.А. «Программа воспитания и обучения в детском саду»
М.,Просвещение,2005 г.
2. Маханёва М.Д. «Театрализованные занятия в детском саду». М., 2003 г.
3. Мигунова О.В. «Организация театральной деятельности в детском саду». 2006г.
4. Сорокина Н.Ф. «Играем в кукольный театр». Издательство «Арки», 2004 г.
5. Сорокина Н.Ф. «Кукольный театр для самых маленьких». М., 2009 г.
6. Щёткин А.В. « Театральная деятельность в детском саду». М., 2007 г.