- Учителю
- Методические рекомендации по написанию итогового сочинения по русскому языку
Методические рекомендации по написанию итогового сочинения по русскому языку
Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов
«Кузбасский региональный институт повышения квалификации
и переподготовки работников образования»
Факультет повышения квалификации
Кафедра гуманитарных дисциплин
Подготовка и написание итогового сочинения по литературе
(методические рекомендации)
Исполнитель:
Чуклина Татьяна Анатольевна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Гимназия №12»
Консультант:
Вертилецкая Инга Геннадьевна,,
зав. кафедрой гуманитарных и художественно-эстетических дисциплин
Кемерово 2014
Введение
Вопрос о нравственном, воспитательном и образовательном назначении художественной литературы ставился философами уже в глубокой древности. Целевое назначение художественной литературы для детей заключается, во-первых, в том, чтобы показать им внутренний мир личности, познакомить с человеком и его жизнью. Во-вторых, в том, чтобы развивать не только интеллектуальную, но и эмоциональную сферу личности ребенка, способствовать накоплению не только знаний, но и эмоций, показать не только представления, но и ощущения. Однако сегодня, когда художественная литература переживает тяжелый кризис, когда интерес к ней стремительно падает, возникает необходимость вспомнить об истинном её назначении. Именно поэтому, начиная с 2014-2015 учебного года, итоговое сочинение вводится в перечень выпускных экзаменов. Писать его выпускникам предстоит в декабре, феврале и мае. ФИПИ опубликовал на официальном сайте проекты критериев оценивания итоговых сочинений выпускников для школ и вузов (приложение 1). Так, согласно проекту, школам предлагается оценивать сочинение по пяти критериям, при этом первый и второй являются основными. Для получения "зачета" за итоговое сочинение необходимо получить "зачет" по критериям №1 и №2 (выставление "незачета" по одному из этих критериев автоматически ведет к "незачету" за работу в целом), а также дополнительно "зачет" хотя бы по одному из других критериев (№3-№5). Данные критерии успешно прошли содержательную и тестологическую экспертизу, а также апробацию в субъектах РФ и были согласованы с Советом по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах под председательством Натальи Солженицыной, президента Русского общественного фонда Александра Солженицына.
Были разработаны тематические направления по вопросам проведения итогового сочинения. В рамках данных тематических направлений итогового сочинения разрабатываются конкретные темы, раскрытие которых предполагает обязательную опору на произведения русской и мировой литературы.
Для успешного написания сочинения учащиеся должны знать классику, входящую в курс школьной литературы, уметь выражать свои мысли.
Именно поэтому необходимо проанализировать предложенные направления с учащимися, сформулировать возможные варианты тем сочинений по данным направлениям, подобрать тексты художественных произведений как варианты аргументации из художественного произведения.
Анализируя проделанную работу, мы поняли, что написание сочинения представляет для учащихся определённые затруднения. Главной проблемой стало отсутствие читательского опыта у учащихся, неумение подбирать литературный аргумент к проблеме, обозначенной в теме сочинения. Исходя из этого, нами были разработаны методические рекомендации «Подготовка и написание итогового сочинения по литературе». Первоначально учащихся необходимо познакомить с типами сочинений, обозначить их особенности. За основу образца были представлены работы, выполненные обучающимися (приложение 2).
Цель: оказание методической помощи учащимся по написанию сочинения.
Задачи:
-
Ознакомить с подходами к написанию сочинения на примере эссе и рецензии.
-
Составить методические рекомендации по написанию итогового сочинения.
Сочинение. Жанры сочинения
Курс литературного образования в средней школе предполагает чтение и истолкование художественных произведений, овладение необходимыми теоретическими сведениями из области литературы и русского языка, умение написать сочинение на предложенную тему и в предложенном жанре.
Сочинение - это монологическое высказывание в прозе на литературную или публицистическую тему, которое может быть написано в любом жанре художественной, публицистической или научной речи: литературно-критической статьи, рецензии, эссе, очерка, дневника, письма, путешествия и т. д [].
В школьной практике традиционно наиболее распространенными жанрами сочинений являются:
-
литературно-критическая статья
-
рецензия
-
эссе
-
анализ поэтического текста
-
сравнительная характеристика
-
анализ эпизода
Для написания итогового сочинения по литературе уместнее остановиться на таких жанрах, как эссе и рецензия.
Жанр рецензии
Рецензия - это критическое сочинение, письменный разбор, содержащий краткий анализ и оценку литературного произведения компетентным человеком (рецензентом) [].
Началу рецензии следует быть не просто точным и емким, но и нетривиальным. Вариантами зачина могут быть цитата из рецензируемого текста; впечатления рецензента; высказывание критика, суждение которого автор рецензии "с текстом в руках" решил опровергнуть; вопрос, требующий разрешения; наконец, биографические или библиографические сведения, но только если они существенны для развития дальнейшей мысли автора.
Не менее важно, чтобы читатель рецензии мог получить "необходимую и достаточную" информацию о произведении, даже если это известное произведение известного автора. Литературоведческая этика требует, чтобы пишущий кратко(!) познакомил читателя с содержанием текста. От такого краткого пересказа требуются не просто продуманность, целостность, но и ориентированность на главные проблемы работы.
Важно помнить, что тон и стиль рецензии должен соответствовать жанру произведения. Нельзя писать о юмористическом рассказе теми же словами, что и о тексте с драматической фабулой.
Напомним и о том, что рецензия - жанр, носящий обязательный оттенок публицистичности и в силу этого требующий включения некоторых приемов "оживления" текста (риторические вопросы, обращения, использование модели "по моему мнению" и т. д.). [] Кроме того, мобильность этого жанра предполагает выбор в качестве материала для анализа "свежих публикаций". Если же "предложенные обстоятельства" не допускают свободы выбора текста, то возможен такой путь: заострить полемический аспект рецензии, столкнув разные суждения критиков и предложив свой вариант прочтения произведения.
План написания рецензии
Рецензия на литературное произведение может включать следующие компоненты:
1. Библиографическое описание произведения (автор, название, год выпуска) и краткий (в одном-двух предложениях) пересказ его содержания;
2. Непосредственный отклик на произведение литературы (отзыв-впечатление);
3. Критический разбор или комплексный анализ текста:
- смысл названия;
- анализ его формы и содержания;
- особенности композиции;
- мастерство автора в изображении героев;
- индивидуальный стиль писателя.
4. Аргументированная оценка произведения и личные размышления автора рецензии:
- основная мысль рецензии;
- актуальность тематики произведения.
Жанр эссе
Эссе - прозаическое (реже поэтическое) произведение небольшого объема и свободной композиции, трактующее частную тему и передающее индивидуальные впечатления и соображения, связанные с нею. В переводе с французского слово "essai" значит "попытка, проба, очерк" (поэтому, вероятно, не следует писать в заголовке своей работы "Попытка эссе"); в латинском существовало слово "exagium" - "взвешивание" [].
Главная примета эссе как жанра - свободная композиция. Последовательность изложения подчинена только внутренней логике авторских размышлений, мотивировки, связки между частями текста часто носят в эссе ассоциативный характер. Отсюда особый синтаксис - множество неполных предложений, вопросительные и восклицательные конструкции. В пунктуации - многоточия, будто приглашающие к соразмышлению.
Эссе могут быть не только литературно-критическими (посвященными осмыслению произведений литературы). Часто встречаются публицистические, философские, историко-биографические, беллетристические эссе. Однако наибольшего расцвета этот жанр достиг в литературной критике.
Эссеистический стиль отличается подчеркнутой субъективностью, образностью, афористичностью, использованием разговорной лексики. Для него характерны индивидуальная импровизация в трактовке произведения, какой-либо проблемы или темы, непринужденная, в духе свободной беседы с читателем, манера изложения.
План написания эссе
-
Вступление.
Это 2-3 предложения, служащие для последующей формулировки проблемы. Можно начать с риторического вопроса.
-
Формулировка проблемы.
Можно написать следующим образом: Автор заставляет задуматься над проблемой
-
Комментарии к проблеме.
Рассуждайте о проблеме, подумайте, насколько она актуальна в наши дни, в каких случаях приходится сталкивать с такой проблемой.
-
Авторское мнение и аргументация.
Совпадает ли Ваше мнение с мнением автора и почему? Если Ваша точка зрения совпадает с авторской, приведите свои 2-3 аргумента в поддержку данного мнения.
-
Заключение.
Сделать вывод, обобщить сказанное. Например: «Таким образом, автор, поднимая актуальную проблему, призывает…»; «»Подводя итог, хочется ещё раз отметить важность проблемы…»; «Данный текст заставляет нас глубже задуматься о…».
Эффектное заключение эссе - призыв к читателю или риторический вопрос, например: «Разве книги уйдут из нашей жизни? Только если мы перестанем ценить сокровища человеческого наследия!»
Тематические направления итогового сочинения
C 2015 года для допуска к ЕГЭ выпускникам необходимо будет написать сочинение на заданную тему. Писать сочинение будут в школах. Оценка - зачёт/незачёт. Темы заранее опубликованы не будут. Публикуются лишь общие тематические направления. Направления разработаны Советом по вопросам проведения итогового сочинения при Министерстве образования и науки Российской Федерации. Так, на 2015 год были предложены следующие напавления:
1. «Недаром помнит вся Россия…» (200-летний юбилей М.Ю. Лермонтова)
2.Вопросы, заданные человечеству войной
3.Человек и природа в отечественной и мировой литературе
4.Спор поколений: вместе и врозь
5.Чем люди живы?
Направление тем: «Недаром помнит вся Россия…» (200-летний юбилей М.Ю. Лермонтова)
Тема из предполагаемого обязательного направления «юбилей великого писателя или деятеля культуры»: подготовка к ней диктует необходимость углубленного изучения жизни и творчества упомянутой фигуры в течение первого полугодия как на занятиях по литературе (и другим предметам), так и во внеурочной деятельности, проведение школьных мероприятий и т.п. Выбор Лермонтова нами объясняется тем, что 15 октября 2014 года исполняется 200 лет со дня рождения писателя.
Ниже представлены темы, которые, возможно, могут быть предложены для сочинения. Они использовались при обсуждении профессиональным сообществом. Официально темы закрыты для общественности и станут доступны только в день написания сочинения.
-
»
-
-
»
-
-
»
-
-
-
-
-
»
-
Направление тем:
Вопросы, заданные человечеству войной
2014 год - год столетнего юбилея начала Первой мировой войны; грядущий, 2015 год - год 70-летия Победы в Великой Отечественной войне и окончания Второй мировой войны - во всех этих войнах Россия (СССР) приняла активное участие, войны эти не только изменили границы и политический строй множества стран, но и задали целый ряд непростых, а иногда болезненных вопросов человечеству. Сегодня, когда, вопреки ожиданиям последних лет, по всему миру вновь разгораются военные конфликты, самое время еще раз задаться этими вопросами - вслед за русскими писателями и мыслителями XIX-ХХ века.
Направление тем: Человек и природа в отечественной и мировой литературе
Темы, сформулированные на основе указанной проблематики, позволяют поразмышлять над эстетическими, экологическими, социальными и др. аспектами взаимодействия человека и природы.
-
-
-
-
-
-
.
Направление тем: Спор поколений: вместе и врозь
Темы данного направления нацеливают на рассуждение о семейных ценностях, о различных гранях проблемы взаимоотношений между поколениями: психологической, социальной, нравственной и т.п. (с опорой на произведения отечественной и мировой литературы).
-
Перечень тем, которые подходят направлению "Спор поколений: вместе и врозь".
-
«Любовь и уважение к родителям без всякого сомнения есть чувство святое» (В.Г.Белинский).
-
«Любовь к родителям - основа всех добродетелей» (Цицерон).
-
Три бедствия есть у человека: смерть, старость и плохие дети. От старости и смерти никто не может закрыть двери своего дома, но от плохих детей дом могут уберечь сами дети»(В.А.Сухомлинский).
-
«Неблагодарный сын хуже чужого: это преступник, так как сын не имеет права быть равнодушным к матери» (Г.Мопассан).
-
Вечный конфликт родителей и детей: в поисках компромисса.
-
Кто такие дети в романе И.С. Тургенева "Отцы и дети"?
-
Смысл названия романа "Отцы и дети".
-
«Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности» (А.С.Пушкин).
-
Дети и детство в русской литературе.
-
Современные проблемы детей.
-
Любовь и дети.
-
Роль семьи в жизни человека.
-
«Острее жалит боль, когда ее причиняет кто-нибудь из близких» (Бабрий).
-
«Ничто не бывает так редко на свете, как полная откровенность между родителями и детьми» (Р.Роллан).
Направление тем: Чем люди живы?
Темы данного направления предполагают рассуждение о ценностных ориентирах человека и человечества, об этико-нравственных, философских, социальных аспектах бытия (на материале отечественной и мировой литературы).
-
«...Если в жизни есть смысл и цель, то смысл этот и цель вовсе не в нашем счастье, а в чем-то более разумном и великом. Делайте добро!» (А.П. Чехов).
-
«Презирать суд людей не трудно, презирать суд собственный - невозможно...» (А.С.Пушкин).
-
«Истинная любовь очищает и возвышает всякого человека, совершенно преобразуя его» (Н.Г. Чернышевский).
-
«Поэзия - это форма любви» (М.М. Пришвин).
-
«Жить - значит чувствовать, мыслить, страдать…» (В.Г.Белинский).
-
«Человечность всегда была одним из важнейших явлений литературы - большой и маленькой» (Д.С.Лихачев).
-
«Зло в человеке всегда связано с непониманием другого человека…» (Д. С. Лихачёв).
-
«У любви тысячи аспектов, и в каждом из них - свой свет, своя печаль, своё счастье и своё благоухание» (К. Г. Паустовский).
-
«Человеческое всегда и неизбежно должно восторжествовать…» (М. Е. Салтыков-Щедрин).
-
«Нарушитель любви к ближнему первым из людей предает самого себя…» (Б. Л. Пастернак).
-
«Человек - это…живая загадка» (С. Н. Булгаков».
-
Нравственные проблемы современных людей.
-
Проблема лени и безволия.
-
«Сильные люди всегда просты» (Л.Н. Толстой).
-
Почему люди держатся за старое? (По роману Л.Н. Толстого "Война и мир").
-
«Справедливость требует вступаться за людей страдающих» (Н.Г. Чернышевский).
-
«Человек - целый мир…» (Ф. М. Достоевский).
-
Современное понимание термина герой нашего времени.
-
Человек в поисках смысла.
-
«Счастья достигает тот, кто стремится сделать счастливыми других и способен хоть на время забыть о своих интересах, о себе» (Д. С. Лихачев).
-
«Благословенна да будет любовь, которая сильнее смерти!» (Д. С. Мережковский).
-
Социальные проблемы в современной русской литературе.
-
Профессия и призвание... Могут ли они совпадать?
-
Проблемы молодежи в современной литературе.
-
Поиски счастья в русской литературе.
-
«Сила влияния нравственного выше всяких сил…» (Н. В. Гоголь).
-
«Самое главное в дружбе - умение понять и прощать» (В.П. Некрасов).
-
«Человек всегда был и будет самым любопытным явлением для человека» (В. Г. Белинский).
-
«Найти свою дорогу, узнать своё место - в этом всё для человека, это для него значит сделаться собой…» ( В. Г. Белинский).
-
«Без страстей и противоречий нет жизни…» (В. Г. Белинский).
-
«Любовь столь всесильна, что перерождает нас самих…» (Ф. М. Достоевский).
-
«Жизнь скучна без нравственной цели…» (Ф. М. Достоевский».
-
«Нет счастья в бездействии…» (Ф. М. Достоевский).
-
«Цель в жизни является сердцевиной человеческого достоинства и человеческого счастья» (К. Д. Ушинский).
-
«Человеку нельзя жить без родины, как нельзя жить без сердца» (К.Г. Паустовский).
-
«Россия без каждого из нас обойтись может, но никто из нас без неё не может обойтись» (И. С. Тургенев).
Методические рекомендации по написанию сочинения
На выбор темы тратить не более 15 минут; в случае затруднения с выбором темы можно пользоваться методом исключения; не менять тему в процессе написания сочинения;
• выбрав тему, конспективно записать все, что приходит в голову: биография автора, эпоха, герои, события, эпизоды, аналогии, высказывания критиков;
• на черновике составить план (переносить в чистовик не надо); удобнее писать на одной стороне черновика, чтобы текст сочинения полностью был перед глазами; с полями, оставляя место для перестановок, вставок и т.д.; сокращать в черновике фамилии, названия произведений (С.-Щ. М.Е. Салтыков-Щедрин, «Е.О.» роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин» и т.д.); нумеровать страницы черновика;
• строго придерживаться избранной темы; сочинение должно быть логичным, представлять собой развернутый ответ на основной вопрос-тезис;
• не сбиваться на пересказ текста;
• не увлекаться длинными цитатами и не увеличивать тем самым искусственно объем сочинения;
• не тратить драгоценное время на поиски нужной цитаты, если не помнишь, где она находится в тексте, можно обойтись косвенной цитатой;
• если не приходит в голову нужный эпиграф, можно обойтись без него (он вовсе не обязателен);
• если не помнишь автора критической работы или ее название, можно сделать косвенную ссылку на критику («Чернышевский по этому поводу писал...»: «критика встретила произведение восторженно...» и т.п.);
• то же относится к именам героев, датам и т.п. всегда можно выйти из положения, указав примерную дату («в начале века...», «относится к ранней лирике...»), заменив забытое имя словами «один из героев Толстого...»; «антипод главного героя» и т.п.;
• главное умение проникнуть в суть произведения, раскрыть тему, четко следовать логике изложения, избегая различного рода ошибок, выразить собственное мнение, отношение к тому, о чем пишешь; при этом не желательно пользоваться штампами («По • моему мнению, Блок великий поэт»; «Я считаю, что Гоголю удалось создать образ «маленького человека...») это не выражение собственного мнения, а лишь его беспомощная имитация только испортит впечатление от сочинения;
• удобно пользоваться приемами риторики: ставить вопросы, приводить разные варианты ответов;
• привлекать материал из других произведений, из истории, из жизни, таким образом, обнаруживая свою эрудицию и умение сопоставлять;
• рассчитать время, оставив его для редактирования, проверки и переписывания на чистовик. Не забыть о членении текста разделить сочинение на абзацы.
В основной части сочинения хорошо сравнивать героя с героем, эпоху с эпохой, автора с автором, произведение с произведением, с другими видами искусства (театральными постановками, фильмами, музыкой, живописью); пользоваться доказательствами «от противного», споря с воображаемым оппонентом.
Не забудьте, что стихотворения цитируются как в строчку (в кавычках, разделяя строки значком «//»), так и в столбик (посредине страницы, без кавычек). Не перегружайте сочинение стихотворными цитатами, даже если анализируете стихотворение.
В заключении должны быть сформулированы выводы сочинения. Здесь можно сказать об актуальности произведения, о вечности поставленных в нем проблем, вопросов, о развитии литературных традиций, о связи с современной литературой, о месте произведения или героя в жизни
Всегда нужно помнить, что сочинение является творческой работой, в которой вы показываете свое умение оформлять свои размышления на заданную тему, отбрасывая все лишнее.
Литература
-
Алексеева, Т.А. Как научиться писать сочинение на «отлично» [Текст]: СПб., «Паритет», 2000;
-
Калганова, Т.А. Сочинения различных жанров в старших классах [Текст]: М., «Просвещение», 1997.
-
Котельникова, А. Аннотация - отзыв - рецензия - эссе [Текст]: статья/А. Котельникова // Русский язык в школе. - 1997. -апрель.- № 4.
-
Культура письменной речи [Электронный ресурс]: - Режим доступа:
-
Учительская газета [Электронный ресурс]: - Режим доступа:
Приложение 1.
Критерии оценивания итогового сочинения в 2014/15 уч.г.
Итоговое сочинение оценивается по пяти критериям. При оценке учитывается объем сочинения. Рекомендуемое количество слов - 350. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов. Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается.
Критерии №1 и №2 являются основными. Если при проверке сочинения по критерию №1 или № 2 поставлено 0 баллов, то сочинение дальше не проверяется: по всем остальным критериям выставляется 0 баллов.
Критерий №1 "Соответствие теме". Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения. Выпускник рассуждает на предложенную тему, выбрав путь её раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой, или строит высказывание на основе связанных с темой тезисов и т.п.). "Незачет" ставится только при условии, если сочинение не соответствует теме или в нем не прослеживается конкретной цели высказывания, т.е. коммуникативного замысла (во всех остальных случаях выставляется "зачет").
Критерий №2 "Аргументация. Привлечение литературного материала". Данный критерий нацеливает на проверку умения использовать литературный материал для построения рассуждения на предложенную тему и для аргументации своей позиции. "Незачет" ставится при условии, если сочинение написано без привлечения литературного материала, или в нем существенно искажено содержание произведения, или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для рассуждения (во всех остальных случаях выставляется "зачет").
Критерий №3 "Композиция". Данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему. Выпускник аргументирует высказанные мысли, стараясь выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами... "Незачет" ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть (во всех остальных случаях выставляется "зачет").
Критерий №4 "Качество речи". Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения. Выпускник точно выражает мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употребляет термины, избегает речевых штампов. "Незачет" ставится при условии, если низкое качество речи существенно затрудняет понимание смысла сочинения (во всех остальных случаях выставляется "зачет").
Критерий №5 "Грамотность". Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника. "Незачет" ставится, если речевые, грамматические, а также орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные в сочинении, затрудняют чтение и понимание текста (в сумме более 5 ошибок на 100 слов).
Приложение 2.
Образцы итоговых сочинений учащихся 11 классов
Возможно ли полное взаимопонимание между людьми.
Что такое взаимопонимание? И возможно ли полное взаимопонимание между людьми? Итак, взаимопонимание - это когда люди понимают друг друга. На мой взгляд, здесь всё достаточно просто. А вот следующий вопрос заставляет поразмышлять. Возможно ли полное взаимопонимание? И да, и нет.
Люди могут быть очень близко знакомы, хорошо понимать друг друга, но, я думаю, всё-таки полного взаимопонимания они могут так и не достичь.
И причиной может стать то, что все люди разные, и все видят мир по-своему. Я считаю, что ни один человек в мире не воспринимает окружающие его вещи так, как воспринимаешь ты. Вот так и получается, что люди вроде бы говорят об одном и том же, но не до конца понимают все то, что пытается донести до них собеседник. Разные типы характеров, разное воспитание, разное мировоззрение - всё это способствует некоторому недопониманию между людьми.
И в качестве примера мне бы хотелось привести художественное произведение Михаила Юрьевича Лермонтова «Герой нашего времени». Максим Максимыч и Григорий Александрович Печорин - люди не только различного типа положения и возраста, но и различного типа сознания и мышления. Максим Максимыч не может понять Печорина, любя его просто как «славного малого». При их взаимной искренней симпатии они не понимают и никогда не поймут друг друга. И я думаю, что это не случайно. Ведь у них совершенно разные взгляды на жизнь, на взаимоотношения с людьми.
Таким образом, можно сделать вывод, что недопонимание между людьми - довольно распространённая проблема в современном обществе. Под влиянием самых различных факторов у людей формируются совершенно разные мировоззрения, что в дальнейшем сказывается на их отношениях с людьми. Поэтому, я думаю, что полное взаимопонимание между людьми невозможно.
Простарнакова Екатерина, 11 «А» класс
Чем страшен эгоизм?
Чем страшен эгоизм? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно понять, что же такое эгоизм? Эгоизм - это себялюбие, негативное отношение к другим людям, неуважение, желание исполнять только свои интересы. Тема эгоизма актуальна для русской литературы, в произведениях многих классиков мы встречаем героя, который любит себя больше, чем других.
В качества доказательства, подтверждающего мою мысль, приведу роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Главный герой романа Григорий Александрович Печорин, русский офицер, служащий на Кавказе, играет жизнями других людей, совершенно не заботясь об их судьбах. Ему неважно, какую боль он принёс семье Бэлы, его не волнует, что её брат Азамат уже никогда не сможет вернуться в родной дом. Эгоистическая натура Печорина проявляется во всём. Даже добрый Максим Максимыч встречает его на дороге и бросается к нему с радостным приветствием, Печорин не отвечает тем же чувством старому приятелю и остаётся холодным и чёрствым к чувствам бывшего друга. Григорий Александрович Печорин вообще не способен проявлять к людям милосердие и внимание, да и его самого, кроме Максима Максимыча, никто не любит. Его холодный и рассудительный эгоизм делает его похожим на известного лермонтовского героя - Демона, к образу которого писатель обращался всю свою творческую жизнь, но чем страшен эгоизм для самого Печорина? Прежде всего, тем, что, что он не принёс счастья самому 2герою нашего времени». Читатель не видит довольного жизнью радостного Печорина. Более того, в части «Максим Максимыч», мы видим совершенно унылого, уставшего от жизни человека. Он, который играл судьбами других, не смог устроить свою собственную.
Действительно, эгоизм - это очень губительное свойство личности, которое вредит, прежде всего, самому человеку. Эгоист не способен радоваться успехам других людей, по-настоящему быть счастливым. А это очень печально, и, конечно, не делает полноценной жизнь человека.
Молчанов Кирилл, ученик 11 «А» класса