7


  • Учителю
  • Урок-семинар в 10-м классе на тему Человек и природа по роману Л. Н. Толстого Война и мир и рассказу В. П. Астафьева Царь-рыба

Урок-семинар в 10-м классе на тему Человек и природа по роману Л. Н. Толстого Война и мир и рассказу В. П. Астафьева Царь-рыба

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Урок-семинар в 10-м классе на тему "Человек и природа" по роману Л.Н. Толстого "Война и мир" и рассказу В.П. Астафьева "Царь-рыба"







«Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник».

Базаров, герой романа И. Тургенева «Отцы и дети»





Ход урока

  1. Добрый день, дорогие десятиклассники. На ваших столах лежат листы с высказываниями писателей. Прочтите их, пожалуйста.

  • «Природа - не слепок, не бездушный лик, в ней есть душа, в ней есть свобода, в ней есть язык, в ней есть любовь».

Ф.И.Тютчев



  • «Если мы будем себя вести как следует, то мы, растения и животные, будем существовать в течение миллиардов лет, потому что на солнце есть большие запасы топлива и его расход прекрасно регулируется».

Х. Шепли



  • «...Любовь к родной природе - один из важнейших признаков любви к своей стране...»

К.Г.Паустовский



  • «Природа для меня огонь, вода, ветер, камни, растения, животные - все это части разбитого единого существа. А человек и природа - это разум великого существа, накопляющий силу, чтобы собрать всю природу в единство».

М.Пришвин



  • «...Воспитай в себе жалость к сломанному дереву, к утке, замерзающей в полынье городского водоема. А когда станешь строителем, геологом... умей думать не только о ведомстве науки и техники, но и о "кладовой солнца", в которой все подчинено извечному природному закону. Уважай его. Тогда и он тебя уважит!»

М.Пришвин





- Какая мысль объединяет эти цитаты?

- Попробуйте сформулировать тему урока.

  1. Аналитическая беседа по повествованию в рассказах.

- В каких произведениях показаны взаимоотношения человека и природы?

(И.С.Тургенев "Отцы и дети", В.Распутин "Прощание с Матерой", Ч.Айтматов "И дольше века длится день", "Плаха", Б.Васильев "Не стреляйте в белых лебедей", А.Ким "Отец - лес", В.Белов "Привычное дело", "Бобришный угор", поэзия Н.Рубцова и другие.)

  1. Работа с эпиграфом

- Вспомните, в какой момент герой произносит эти слова?

- Как вы понимаете слово «природа»,

«Урок-семинар в 10-м классе на тему Человек и природа по роману Л. Н. Толстого Война и мир и рассказу В. П. Астафьева Царь-рыбахрам»,

«мастерская»,

«работник»

- Как вы считаете, природа - храм или мастерская?

- Что будет, если человек будет относиться к окружающему миру как к мастерской и сам будет в ней только работником?

- Вспомните примеры экологических бедствий, доказывающие, как мы далеко ушли по дороге от храма к мастерской

(Крупнейшая в истории человечества авария, повлекшая за собой ужасные последствия для населения России, Украины и других стран Восточной Европы, произошла 26 апреля 1986 года. В этот день по вине сотрудников атомной электростанции города Чернобыля произошел мощнейший взрыв в энергоблоке. В результате аварии в атмосферу был произведен выброс огромной дозы радиации. В радиусе 30 километров от эпицентра взрыва люди не смогут жить в течение многих лет, а по всему миру разлетелись радиоактивные облака. Дожди и снега, содержащие радиоактивные частицы, прошли в различных уголках планеты, нанеся непоправимый вред всем живым существам. Последствия этой крупнейшей катастрофы будут оказывать влияние на природу еще не одно столетие.

Советским Союзом в течение долгих лет тщательно скрывалось постоянно ухудшающееся состояние Аральского моря-озера. Когда-то это было четвертое в мире по величине озеро с большим разнообразием подводных обитателей, богатой фауной и флорой по его берегам. Забор воды из рек, питающих Арал, для полива сельскохозяйственных насаждений привел к тому, что озеро начало очень быстро мелеть. За несколько десятилетий уровень воды в Аральском море сократился более чем в 9 раз, при этом практически в 7 раз возросла соленость. Все это привело к вымиранию пресноводных рыб и других обитателей озера. Высохшее дно некогда величественного водоема превратилось в безжизненную пустыню. Помимо всего этого, пестициды и сельскохозяйственные ядохимикаты, попавшие в воды Аральского моря, отложились на высохшем дне. Они разносятся ветрами по огромной территории вокруг Арала, в результате чего ухудшается состояние флоры и фауны, а местное население страдает от различных заболеваний. Высыхание Аральского моря привело к необратимым последствиям, как для природы, так и для человека. Правительства стран бывшего Советского Союза, на территории которых теперь находится озеро, не принимают никаких мер по улучшению сложившейся ситуации. Уникальный природный комплекс уже не подлежит восстановлению.

На территории России в течение последних десятилетий случались и другие, вошедшие в историю экологические катастрофы. Примеры таковых - Усинская и Ловинская катастрофы. В 1994 году в России произошел самый большой в мире разлив нефти на суше. В печорские леса в результате прорыва нефтепровода вылилось более ста тысяч тонн нефти. Вся флора и фауна на территории прорыва была уничтожена. Последствия аварии, несмотря на проведенные восстановительные работы, будут еще долго давать о себе знать. Еще один прорыв нефтепровода в России произошел в 2003 году неподалеку от Ханты-Мансийска. Более 100 тысяч тонн нефти вылилось в реку Мулымья, покрыв ее маслянистой пленкой. Флора и фауна реки и ее окрестностей подверглись массовому вымиранию.)





  1. Комментарий учителя.

- Человек вмешивается в природный цикл, меняет рельеф местности, создает искусственные моря. Природа все больше и больше превращается в мастерскую, уничтожается с такой быстротой что мы говорим об экологической катастрофе, грозящей всему человечеству.

- Путь окончательного и бесповоротного подчинения природы воле и разуму человека - это путь потерь не только природных богатств, при таком отношении теряется человеческое в человеке - вот главная мысль, которая проходит красной нитью сквозь наш урок. Мы постараемся понять это на примере отрывков из литературных произведений.

  1. Слово учителя

…Писатель и время. Эти два понятия тесно переплетены. Писатель только тогда писатель, когда умеет выразить свое время, когда у него отзывчивое сердце, когда он тревожит читателя и заставляет его думать о мире и о себе.

Сегодня мы будем вести разговор о произведениях Л. Н. Толстого «Война и мир» и Виктора Петровича Астафьева "Царь - рыба".

Л Н Толстой был великим художником слова. Роман его "Война и мир" - один из величайших шедевров мирового искусства, гениальное произведение, в котором широта эпического размаха сочетается с изумительной глубиной проникновения в душевную жизнь человека

Толстой - гениальный пейзажист. Прав Тютчев, большой мастер психологического и философского пейзажа, который заметил, что такие большие художники слова, как Толстой, не пишут пейзажей самих по себе, природа в их произведениях всегда связана с мыслями, настроениями и чувствами героев.

В центре повествования рассказа "Царь - рыба" показаны взаимоотношения человека с природой. Отношение к природе у писателя - показатель духовности.

В.П.Астафьев как никто другой понимал, что природа не безгранична, что в отношениях с ней человек переступил нравственный рубеж. Именно в этом боль писателя в книге "Царь - рыба". Людей, варварски истребляющих природу, проявляющих в этом истреблении, в корысти свое духовное сиротство, Астафьев называет браконьерами.

  1. Анализ отрывков.

(тексты на столах у учащихся)

- Обратимся к роману Л. Н. Толстого.

- Как воспринимается Болконским дуб в первую и во вторую встречу?

Две "встречи" князя Андрея с дубом.

Выступление учащихся.

- По дороге в Отрадное князь Андрей видит старый дуб. Была ранняя весна. Ярко светило солнце. По синему небу плыли белые облака. Но дуб еще голый, с корявыми сучьями и болячками. И в душе Андрея все еще болячки, все еще неверие.



- Сейчас перед нами предстанет старый дуб.

Чтение отрывка наизусть (Т. 2, ч. 3, гл. 1)

«...На краю дороги стоял дуб. Он был, вероятно, в десять раз старше берез, составлявших лес, в десять раз толще и в два раза выше каждой березы. Это был огромный, в два обхвата дуб, с обломанными суками и корой, заросшей старыми болячками. С огромными, неуклюже, несимметрично растопыренными корявыми руками и пальцами, он старым, сердитым и презрительным уродом стоял между улыбающимися березами. Только он один не хотел подчиниться обаянию весны и не хотел видеть ни весны, ни солнца.

Этот дуб как будто говорил: «Весна, и любовь, и счастье! И как не надоест вам все один и тот же глупый, бессмысленный обман! Все одно и то же, и все обман! Нет ни весны, ни солнца, ни счастья. Вон смотрите, сидят задавленные мертвые ели, всегда одинокие, и вон я растопырил свои обломанные, ободранные пальцы, выросшие из спины, из боков - где попало. Как выросли - так и стою, и не верю вашим надеждам и обманам».

Князь Андрей несколько раз оглянулся на этот дуб, проезжая по лесу. Цветы и трава были и под дубом, но он все так же, хмурый, неподвижный, уродливый и упорный, стоял посреди них.

«Да, он прав, тысячу раз прав этот дуб, - думал князь Андрей. - Пускай другие, молодые, вновь поддаются на этот обман, а мы знаем: наша жизнь кончена!» Целый ряд мыслей, безнадежных, но грустно-приятных, в связи с этим дубом возник в душе князя Андрея. Во время этого путешествия он как будто вновь обдумал всю свою жизнь и пришел к тому же успокоительному и безнадежному заключению, что ему начинать ничего было не надо, что он должен доживать свою жизнь, не делая зла, не тревожась и ничего не желая...»



- Как помогает описание дуба передать состояние героя?

Рассуждения учащихся.

Глядя на этот дуб, князь Андрей думает: "Пускай другие, молодые, вновь поддаются на этот обман, а мы знаем жизнь - наша жизнь кончена!" Нужно "доживать жизнь, не делая зла, не тревожась и ничего не жалея".



- И вот вторая встреча с дубом.

Чтение отрывка наизусть (Т. 2, ч. 3, гл. 3)

«Уже было начало июня, когда князь Андрей, возвращаясь домой, въехал опять в ту березовую рощу, в которой этот старый, корявый дуб так странно и памятно поразил его. «Здесь, в этом лесу, был этот дуб, с которым мы были согласны. Да где он?» - подумал князь Андрей, глядя на левую сторону дороги. Сам того не зная, он любовался тем дубом, которого искал, но теперь не узнавал его.

Старый дуб, весь преображенный, раскинувшись шатром сочной, темной зелени, млел, чуть колыхаясь в лучах вечернего солнца. Ни корявых пальцев, ни болячек, ни старого горя и недоверия - ничего не было видно. Сквозь столетнюю жесткую кору пробивались без сучков сочные, молодые листья, так что верить нельзя было, что это старик произвел их. «Да это тот самый дуб», - подумал князь Андрей, и на него вдруг нашло беспричинное весеннее чувство радости и обновления. Все лучшие минуты его жизни вдруг в одно и то же время вспомнились ему. И Аустерлиц с высоким небом, и Пьер на пароме, и девочка, взволнованная красотою ночи, и эта ночь, и луна - все это вдруг вспомнилось ему.

«Нет, жизнь не кончена в тридцать один год, - вдруг окончательно и бесповоротно решил князь Андрей. - Мало того, что я знаю все то, что есть во мне, надо, чтобы и все знали это: и Пьер, и эта девочка, которая хотела улететь в небо. Надо, чтобы не для одного меня шла моя жизнь, чтобы на всех она отражалась и чтобы все они жили со мной вместе».



- Почему Болконский на обратном пути из Отрадного желает опять увидеть дуб?

- каков замысел автора в описании дуба теперь?

Рассуждения учащихся

Молодой дуб как бы подслушал мысли Андрея, которые проснулись после встречи с Наташей. Ни корявых пальцев, ни болячек, ни старого горя и недоверия - ничего ни было видно. На князя Андрея "вдруг нашло беспричинное весеннее чувство радости и обновления. И решение его: "Жизнь не кончена в 31 год".



Учитель: "В первую встречу дуб для князя Андрея - это олицетворение безнадежности, а во вторую встречу дуб кажется ему символом радостной веры в счастье.



- Обратимся к фрагменту, который глубоко тронул Андрея Болклнского.

- Почему для героя «жизнь не кончена»?

Чтение отрывка (Т. 2, ч. 3, гл. 2)



«Князь Андрей встал и подошел к окну, чтобы отворить его. Как только он открыл ставни, лунный свет, как будто он настороже у окна давно ждал этого, ворвался в комнату. Он отворил окно. Ночь была свежая и неподвижно-светлая. Перед самым окном был ряд подстриженных дерев, черных с одной и серебристо-освещенных с другой стороны. Под деревами была какая-то сочная, мокрая, кудрявая растительность с серебристыми кое-где листьями и стеблями. Далее за черными деревами была какая-то блестящая росой крыша, правее большое кудрявое дерево, с ярко-белым стволом и сучьями, и выше его почти полная луна на светлом, почти беззвездном, весеннем небе. Князь Андрей облокотился на окно и глаза его остановились на этом небе.

Комната князя Андрея была в среднем этаже; в комнатах над ним тоже жили и не спали. Он услыхал сверху женский говор.

-- Только еще один раз, -- сказал сверху женский голос, который сейчас узнал князь Андрей.

-- Да когда же ты спать будешь? -- отвечал другой голос.

-- Я не буду, я не могу спать, что ж мне делать! Ну, последний раз...

Два женские голоса запели какую-то музыкальную фразу, составлявшую конец чего-то.

-- Ах какая прелесть! Ну теперь спать, и конец.

-- Ты спи, а я не могу, -- отвечал первый голос, приблизившийся к окну. Она видимо совсем высунулась в окно, потому что слышно было шуршанье ее платья и даже дыханье. Всё затихло и окаменело, как и луна и ее свет и тени. Князь Андрей тоже боялся пошевелиться, чтобы не выдать своего невольного присутствия.

-- Соня! Соня! -- послышался опять первый голос. -- Ну как можно спать! Да ты посмотри, что за прелесть! Ах, какая прелесть! Да проснись же, Соня, -- сказала она почти со слезами в голосе. -- Ведь этакой прелестной ночи никогда, никогда не бывало.

Соня неохотно что-то отвечала.

-- Нет, ты посмотри, что за луна!... Ах, какая прелесть! Ты поди сюда. Душенька, голубушка, поди сюда. Ну, видишь? Так бы вот села на корточки, вот так, подхватила бы себя под коленки, -- туже, как можно туже -- натужиться надо. Вот так!

-- Полно, ты упадешь.

Послышалась борьба и недовольный голос Сони: "Ведь второй час".

-- Ах, ты только всё портишь мне. Ну, иди, иди.

Опять всё замолкло, но князь Андрей знал, что она всё еще сидит тут, он слышал иногда тихое шевеленье, иногда вздохи.

-- Ах... Боже мой! Боже мой! что ж это такое! -- вдруг вскрикнула она. -- Спать так спать! -- и захлопнула окно.

"И дела нет до моего существования!" подумал князь Андрей в то время, как он прислушивался к ее говору, почему-то ожидая и боясь, что она скажет что-нибудь про него. -- "И опять она! И как нарочно!" думал он. В душе его вдруг поднялась такая неожиданная путаница молодых мыслей и надежд, противоречащих всей его жизни, что он, чувствуя себя не в силах уяснить себе свое состояние, тотчас же заснул.»

- Как раскрывается поэтичность натуры Наташи на фоне весенней лунной ночи в Отрадном?

- Какую роль выполняют описания природы в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»

Выступления учащихся.

- Мы чувствовали единую нить между человеком и природой, осознали, что природа в романе выполняет различные функций; главное, что она соответствует настроению героя, и природа выступает здесь, как живое действующее лицо.



Обобщение учителя: Итак, вы, наверное, убедились, что, читая роман, любые произведения нельзя ни в коем случае опускать описание природы, ибо вы потеряете ключ к идее произведения.

- Как вы считаете для Толстого природа это «храм» или «мастерская»?

Рассуждения учеников.

- Так считал один из представителей русской литературы 19 века.



- А теперь обратимся к страницам произведения писателя 20 века

- Это было то время, когда почти ничего не говорилось об экологии, когда восхвалялись великие стройки, когда истреблялись целые виды животных и растений, Астафьев в повести «Царь-рыба» "кричал" о беде. Он заговорил о бережном отношении к природе, о ее беззащитности и вместе с тем о способности ее постоять за себя.

В одном произведении он сумел показать людей, знающих и ценящих природу вокруг себя, умеющих мирно уживаться с ней и брать от нее только самое необходимое, и благодарить за это стократ. Но в нем же он вывел на контрасте тех, кто губит природу, фигуры браконьеров, жирующих за счет всего живого, небрежно, даже по-хамски, обращающихся с рекой и водящейся в ней рыбой. Отсюда же и их отношение к людям, собственным женам и детям.

- Мы проанализируем из повести только одну главу, которая и дала непосредственно название всему повествованию в целом- "Царь-рыба".



VIII. Анализ главы "Царь-рыба".

Краткий пересказ содержания главы.

Герой рассказа "Царь-рыба" - Игнатьич - уважаем односельчанами за свою сноровку и ум. Он всегда готов дать дельный совет или придти на помощь. Правда, замечают односельчане, что в помощи Игнатьича не хватает какой-то искренности. Не ладятся у Игнатьича отношения и с его братом.

В селе Игнатьич считается самым удачливым рыбаком, обладающим настоящим рыбацким чутьем. Но он нередко занимается браконьерством, из жадности ловя больше рыбы, чем ему надо, нанося вред природе, что, по правде говоря, его и самого смущает - но скорее из-за того, что он боится того стыда, который придется испытать, если его поймает рыбнадзор.

Однажды попалась в его снасти царь-рыба - огромный осетр, которого сам Игнатьич назвал загадкой природы. Рыба была таких размеров, что он усомнился в том, что сможет справится с ней один. Пришла к нему было мысль о том, что надо позвать брата или еще кого-нибудь, но жадность перевесила это желание - «в осетре икры ведра два». Не захотел он делиться ни самой рыбой, ни икрой, и решил все же попробовать вытащить ее сам. Он ударяет по лбу рыбы обухом топора, но сам же оказывается в воде, запутавшись в собственных удилах и крючках, которые так же удерживают около него и рыбину. Он пытается вырвать крючки из собственного тела, но только еще больше запутывается в снастях. Тогда, пересилив себя, он начинает звать на помощь брата, но ответа не получает. Игнатьич понимает, что еще немного, и он утонет вместе с этой огромной рыбой, привязанной к нему. Сама рыба, к ужасу, героя, начинает прижиматься к нему все теснее, видимо, тоже чувствуя скорую смерть. И тогда Игнатьич вспоминает слова старого деда, который предостерегал молодых рыбаков от встречи с царь-рыбой, если у них на душе есть какой-либо грех. Задумывается Игнатьич, начинает «перебирать» свои грехи, и вспоминает о том, что когда-то давно он посмеялся над чувствами своей невесты. Понимает тогда Игнатьич, что встреча с царь-рыбой - это наказание за его грехи. Он обращается к Богу с просьбой отпустить рыбу, также он просит прощения и у девушки, которую когда-то давно сильно обидел. И в этот момент царь-рыба, наконец, освобождается из снастей и уплывает, унося в своем теле множество крючков. А Игнатьич сразу чувствует облегчение - и не только от того, что освободился от тяжелой огромной рыбы, но и потому что понимает, что ему дан шанс начать новую жизнь.



Подробный анализ эпизода "Игнатьич в плену у рыбы".



Шла тяжелая, крупная рыбина, била по тетиве редко, уверенно, не толкалась попусту, не делала в панике тычков туда-сюда. Она давила вглубь, вела в сторону, и чем выше поднимал ее Игнатьич, тем грузнее она делалась, остойчивей упиралась. Добро, хоть не делала резких рывков -- щелкают тогда крючки о борт. ломаются спичками, берегись, не зазевайся, рыбак, -- цапнет удой мясо иль одежду, ладно, крючок обломится, ладно, успеешь схватиться за борт, пластануть ножом капроновое коленце, которым прикреплена к хребтовине самолова уда, иначе...

Незавидная, рисковая доля браконьера: возьми рыбу да при этом больше смерти бойся рыбнадзора - подкрадется во тьме, сцапает -- сраму наберешься, убытку не сочтешь, сопротивляться станешь -- тюрьма тебе.

Упускать такого осетра нельзя. Царь-рыба попадается раз в жизни, да и то не всякому Якову. Дамке отродясь не попадала и не попадется -- он по реке-то не рыбачит, сорит удами...

."А-а, была не была!" -- удало, со всего маху Игнатьич жахнул обухом топора в лоб царь-рыбу и по тому, как щелкнуло звонко, без отдачи гукнуло, догадался -- угодило вскользь. Надо было не со всей дурацкой силы бить, надо было стукнуть коротко, зато поточнее. Повторять удар некогда, теперь все решалось мгновениями. Он взял рыбину крюком на упор и почти перевалил ее в лодку. Готовый издать победный вопль, нет, не вопль -- он ведь не городской придурок, он от веку рыбак, просто тут, в лодке дать еще разок по выпуклому черепу осетра обухом и рассмеяться тихо, торжественно, победно.

Вдох, усилие -- крепче в борт ногою, тверже упор. Но находившаяся в столбняке рыба резко вертанулась, ударилась об лодку, громыхнула, и черно поднявшимся ворохом не воды, нет, комьями земли взорвалась река за бортом, ударило рыбака тяжестью по голове, давнуло на уши, полоснуло по сердцу.

"А-ах!" -- вырвалось из груди, как при доподлинном взрыве, подбросившем его вверх и уронившем в немую пустоту. "Так вот оно как, на войне-то..." -- успел он еще отметить. Разгоряченное борьбой нутро оглушило, стиснуло, ожгло холодом.

Вода! Он хлебнул воды! Тонет!

Кто-то тащил его за ногу в глубину. "На крючке! Зацепило! Пропал!" - и почувствовал легкий укол в голень -- рыба продолжала биться, садить в себя и в ловца самоловные уды. В голове Игнатьича тоскливо и согласно, совсем согласно зазвучала вялая покорность. "Тогда что ж... Тогда все..." Но был ловец сильным мужиком, рыба выдохшейся, замученной, и он сумел передолить не ее, а сперва эту вот, занимающуюся в душе покорность, согласие со смертью, которое и есть уже смерть, поворот ключа во врата на тот свет, где, как известно, замки для всех грешников излажены в одну сторону: "у райских врат стучаться бесполезно..."

Игнатьич выбил себя наверх, отплюнулся, хватил воздуха, увидел перед глазами паутинку тетивы, вцепился в нее и уже по хребтовине тетивыподтянулся к лодке, схватился за борт -- дальше не пускало -- в ноги воткнулось еще несколько уд спутанного самолова. Очумелая рыба грузно ворочалась на ослабевшем конце, значит, сдвинула становую якорницу, увязывала самолов, садила в себя крючок за крючком, и ловца не облетало. Он старался завести ноги под лодку, плотнее прильнуть к ее корпусу, но уды находили его, и рыба, хоть и слабо, рывками, ворочалась во вспененной саже, взблескивая пилою спины, заостренной мордой, будто плугом, вспахивала темное поле воды.

"Господи! Да разведи ты нас! Отпусти эту тварь на волю! Не по руке она мне!" -- слабо, без надежды взмолился ловец. Икон дома не держал, в Бога не веровал, над дедушкиными наказами насмехался. И зря. На всякий, на хоть бы вот на такой, на крайний случай следовало держать иконку, пусть хоть на кухоньке, в случае чего -- на покойницу мать спереть можно было -- завещала, мол...

И рыба, и человек слабели, истекали кровью. Человечья кровь плохо свертывается в холодной воде. Какая же кровь у рыбы? Тоже красная. Рыбья. Холодная. Да и мало ее в рыбе. Зачем ей кровь? Она живет в воде. Ей греться ни к чему. Это он, человек, на земле обитает, ему в тепло надобно. Так зачем же, зачем перекрестились их пути? Реки царь и всей природы царь -- на одной ловушке. Караулит их одна и та же мучительная смерть. Рыба промучается дольше, она у себя дома, и ума у нее не хватит скорее кончить эту волынку. А у него ума достанет отпуститься от борта лодки. И все! Рыба одавит его вглубь, затреплет, истычет удами, поможет ему...

….И из-за нее, из-за этакой гады забылся в человеке человек! Жадность его обуяла



Беседа по вопросам.

- Какие чувства испытывает Игнатьич, поняв, что на этот раз попалась крупная рыбина?

- Каким образом "реки царь и всей природы царь" оказались "на одной ловушке"?

- "Какой облик" Игнатьича "вылупается" в схватке с царь-рыбой?

- Каков финал этого поединка?



Слово учителя

Со времён Ивана Грозного рыбы осетровых пород, наряду с сибирской пушниной и льняным волокном, составляли национальное достояние Руси. Ограничение на вылов Царь-рыбы существовало всегда.

Осетр и его многочисленные сородичи постепенно превращались в маниакально преследуемых человеком реликтов эпохи динозавров. Одним из определяющих фактов, влияющих на снижение численности осетровых рыб, является их нелегальное изъятие.

Точно установить объемы незаконного вылова, таким образом, очень сложно; эксперты считают возможным предположить, что в реке Волге браконьерами незаконно изымается количество осетровых как минимум равное квоте установленной для легального коммерческого использования.



- Сегодня на уроке мы поговорили только об одной главе из всего повествования В.П.Астафьева "Царь-рыба", но и эта малая часть произведения заставляет задуматься о тех экологических проблемах, которые существуют и в современном мире. Прошло более 20 лет с момента написания произведения, но, к сожалению, борьба "царя природы" (человека) с природой, его породившей, длится и по сей день. Борьба бессмысленная, губительная, которая бумерангом возвращает людям зло, сотворенное ими. "Но нет ответа на вопрос: где этому конец?"



- Финал повести - призыв, обращение к совести каждого из нас. Человек виновен, человек портит подаренный ему мир. В основе повести - глубокое чувство грехопадения.



- Виктор Астафьев заканчивает свое произведение словами:

"Все течет, все изменяется - свидетельствует седая мудрость. Так было. Так есть. Так будет.

Всему свой час и время всякому делу под небесами:

Время родиться и время умирать;

Время насаждать и время вырывать насаженное;

Время убивать и время исцелять;

Время разрушать и время строить;

Время плакать и время смеяться;

Время стенать и время плясать;

Время разбрасывать камни и время собирать камни;

Время обнимать и время избегать объятий;

Время искать и время терять;

Время хранить и время тратить;

Время рвать и время сшивать;

Время молчать и время говорить;

Время любить и время ненавидеть;

Время войне и время миру.

Так что же я ищу? Отчего мучаюсь? Почему? Зачем? Нет мне ответа".

Рефлексия

- Как вы понимаете эти слова В.Астафьева?

- Что для него природа? (храм или мастерская)

- В дальнейшем вы узнаете, что не только Толстой, но и другие писатели природу изображали с любовью. Это вы найдёте в произведениях Чехова, Шолохова, Распутина, Астафьева и т. д. Природа - волнующий вопрос современности. Когда варварски стала истребляться природа, передовые умы наши планеты забили в набат - защитить природу от загрязнения, от истребления сохранить ее первозданность. В результате сложилась наука - экология. Экология - наука об охране "здоровья" природы. Защитить природу - защитить себя. На сколько будет природа чище, богаче, на столько полнокровнее будет наша жизнь. И снова хочется возвратиться к словам И. С. Тургенева: «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник»

- Так что же по-вашему природа - это «храм» или «мастерская»?

Ответьте на этот вопрос письменно

Выставление оценок с комментариями



Домашнее задание:

  1. Подготовиться к сочинению на тему: "Человек и природа" по роману Л. Толстого "Война и мир" и повести В. Астафьева «Царь-рыба»



  1. В тетради закончите предложение: "В его книгах..."

  2. Написать эссэ "А так ли важно для нас чтение таких произведений, как «Воина и мир» Толстого и "Царь- рыба" В.Астафьева?











9



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал