7


  • Учителю
  • Рабочая программа по литературе (8-9 кл.)

Рабочая программа по литературе (8-9 кл.)

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

31

«Утверждаю»

Директор МБОУ

МО Плавский район

«ЦО№1»______________

(Приказ №______ от

«____»__________ 2016 г.







Согласовано

Заместитель директора по УВР_______________

(Приказ №19 от

01.09.2016г.



Разработано

на МО учителей

гуманитарного

цикла____________

(Протокол № от

« ___»_________2016г.)



































РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА



«ЛИТЕРАТУРА»

для основной школы

(8-9 класс)



Учитель: Бычкова Л.В.











































ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА





Статус документа



Настоящая программа по литературе создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, 6-е издание, М. Просвещение 2007. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.





Программа выполняет две основные функции:

Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета. Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.

Структура документа

Примерная программа включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с распределением учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов; требования к уровню подготовки выпускников.

Общая характеристика учебного курса.

Содержание литературного образования разбито на разделы согласно этапам развития русской литературы. Такая последовательность определяется универсальным для многих действующих программ принципом: преподавание курса в каждом из классов основной школы строится чаще всего по хронологическому принципу. Таким образом, разделы программы соответствуют основным этапам развития русской литературы, что соотносится с задачей формирования у учащихся представления о логике развития литературного процесса.

Программа составлена с учетом преемственности с программой начальной школы, закладывающей основы литературного образования. На ступени основного общего образования необходимо продолжать работу по совершенствованию навыка осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию умений читательской деятельности, воспитанию интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы.

Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально- эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося:

  • осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

  • выразительное чтение художественного текста;

  • различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);

  • ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

  • заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;

  • анализ и интерпретация произведения;

  • составление планов и написание отзывов о произведениях;

  • написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;

  • целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.

Одна из составляющих литературного образования - литературное творчество учащихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры.





Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

  • развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

  • освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.



Место курса «Литература» в базисном учебном плане



Федеральный базисный учебный образовательный план для образовательных учреждений Российской федерации предусматривает обязательное изучение литературы на этапе основного общего образования в объеме 452ч, в том числе: в 5 классе-70 ч, в 6 классе-70 ч, в 7 классе-70 ч, в 8 классе-70 ч, в 9 классе-102 ч.



Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении предмета «Литература», являются:

  • совершенствование духовно-нравственных качеств и воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;

  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).

Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» в основной школе проявляются в:

  • умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях формулировать выводы;

  • умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;

  • умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

Предметные результаты выпускников основной школы состоят в следующем: познавательной сфере:

  • понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX-XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;

  • понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

  • умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов п жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

  • определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);

  • владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

  • в ценностно-ориентационной сфере:

  • приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

  • формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;

  • собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;

  • понимание авторской позиции и свое отношение к ней;

.4) в коммуникативном сфере:

  • восприятие на глух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение м адекватное восприятие;

  • написание изложении и сочинении на темы, связанные с тематикой.

4) в эстетической сфере:

  • понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; формирование эстетического вкуса;

понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.



Требования к уровню подготовки обучающихся



В результате изучения литературы ученик должен знать/понимать:

  1. образную природу словесного искусства;

  2. общую характеристику развития русской литературы (этапы развития, основные литературные направления);

  3. авторов и содержание изученных произведений;

  1. основные теоретико-литературные понятия: литература как искусство слова, слово как жанр древнерусской литературы, ода как жанр лирической поэзии, жанр путешествия, сентиментализм (начальное представление), романтизм (развитие понятия), баллада развитие представления), роман в стихах (начальное представление), понятие о герое и антигерое, реализм (развитие понятия), Реализм в художественной литературе, реалистическая типизация (развитие понятия), трагедия как жанр драмы (развитие понятия), психологизм художественной литературы (начальное представление), понятие о литературном типе, понятие о комическом и его видах: сатире, иронии, юморе, сарказме; комедия как жанр драматургии: (развитие представлений), повесть (развитие понятии), развитие представлений о жанровых особенностях рассказа, художественная условность, фантастика (развитие понятий), притча (углубление понятия), системы стихосложений, виды рифм, способы рифмовки (углубление представлений), философско-драматическая поэма.

уметь:

  • прослеживать темы русской литературы в их историческом изменении;

  • определять индивидуальное и общее в эстетических принципах и стилях поэтов и писателей разных эпох;

  • определять идейную и эстетическую позицию писателя;

  • анализировать произведение литературы с учетом художественных особенностей и жанровой специфики;

  • оценивать проблематику современной литературы;

  • анализировать произведения современной литературы с учетом преемственности литературных жанров и стилей;

  • различать героя, повествователя и автора в художественном произведении;

  • осознавать своеобразие эмоционально-образного мира автора и откликаться на него;

  • сопоставлять и критически оценивать идейные искания поэтов и писателей, сравнивая проблемы произведений, пути и способы их разрешения, общее и различное в них;

  • находить информацию в словарях, справочниках, периодике, сети Интернет;

  • выявлять авторскую позицию, отражать свое отношение к прочитанному;

  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением.











Нормативными документами для составления рабочей программы являются:

1. Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации,утвержденный приказом Минобразования РФ№1312 от 09.03.2004;

2. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный МО РФ от 05.03.2004,№1089

3. Примерные программы,созданные на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;

4.Федеральный перечень учебников рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях,реализующих программы общего образования ( « Вестник образования» №5,2011г.)

5.Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.















Перечень учебно-методических средств обучения.



  1. Л. В. Чернец и др. Школьный словарь литературоведческих терминов, Москва: Просвещение, 2007 г.

  2. Читаем, думаем, спорим…: Дидактические материалы по литературе. В. Я. Коровина и др. Москва: Просвещение, 2004 г.

3. Литература 8 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений в 2-частях. Москва: Просвещение, 2010 г. Авторы Коровина В. Я., Журавлёв В. П., Коровин В. И.

3. Литература 9класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений в 2-частях. Москва: Просвещение, 2010 г. Авторы Коровина В. Я., Журавлёв В. П., Коровин В. И.

5. О. В. Шаталова. Дидактические материалы по литературе: 6-ой класс: к учебнику В. Я. Коровиной и др. «Литература 6 класс». Москва: Экзамен, 2008 г.





Список литературы



1. Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации,утвержденный приказом Минобразования РФ№1312 от 09.03.2004;

2. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования ,утвержденный МО РФ от 05.03.2004,№1089

3. О. А. Ерёмина. Поурочное планирование по литературе. Москва: Экзамен, 2008 г.

4. Программа по литературе для 5-11 классов / Авторы: В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин, И.С. Збарский, В.П. Полухина. - М. «Просвещение», 2010 .

5. Литература. 5-6 классы: конспекты уроков (для работы по всем образовательным программам) / авт.-сост. Т.М. Амбушева и др. - Волгоград: Учитель, 2009.

6. Королева И.О. Мощенская Г.Н. Открытые уроки литературы: 5-9 классы. - М.; В А КО 2010. (Мастерская учителя-словесника).

7. Литература. 7 класс: поурочные планы по учебнику-хрестоматии В.Я. Коровиной / авт.-сост. Н.Я. Крутова, С Л Шадрина. Волгоград: Учитель, 2011.

8. Литература. Поурочные планы. Программа под редакцией В.Я. Коровиной, 5-7 классы. Электронное пособие. Издательство «Учитель»,2010.

9. Литература. 9 класс: конспекты уроков (для работы по всем образовательным программам) / авт.-сост. Т.М. Амбушева и др. - Волгоград: Учитель, 2009.

10.Литература. 5 класс: контрольно - измерительные материалы. Сост. Л.В.Антонова. Москва. Вако,2013 год.

11. Литература. 6 класс: контрольно - измерительные материалы. Сост. Л.В.Антонова. Москва. Вако,2013 год.

12. Литература. 7 класс: контрольно - измерительные материалы. Сост. Л.В.Антонова. Москва. Вако,2013 год

13. Литература. 8 класс: контрольно - измерительные материалы. Сост. Л.В.Антонова. Москва. Вако,2013 год.

14. Литература. 5 класс: контрольно - измерительные материалы. Сост. Е.С.Ершова. Москва. Вако,2013 год.

15.Литература. Тематические тесты: от текста к смыслу, 8 класс. Под ред.Н.А.Сениной. Легион: Ростов-на -Дону,2012 год.

16. Литература. Тематические тесты, 5-8 классы. Сост. Н.Н.Коршунова, Е.Ю. Липина.

Москва: Дрофа,1998год.









Методическое обоснование





Необходимо отметить специфику урока литературы, которая отличает её от уроков математики, русского языка. О специфике урока литературы высказываются многие авторы. Ю.В. Лебедев отмечает, что литература (наверное, единственная из всех школьных предметов) даёт огромный простор не только работе ума, но и души. Именно она является хранительницей непреходящих духовных ценностей, которые связывают прошлое и настоящее и указывают дорогу в будущее.

Чтобы эффективно использовать время учащихся и свое на уроке, внедряю новые технологии обучения, использую разнообразные методы и формы обучения с учетом индивидуально-возрастных особенностей обучающихся. Применяю в работе проектную методику, провожу уроки с использованием ИКТ. В 9 классе работают с Интернетом, ведут активную поисковую работу. В своей деятельности я применяю метод исследовательских заданий, метод эвристической беседы, разноуровневое тестирование, а также традиционные методики обучения.













































































</<br>



8 класс



Рабочая программа под редакцией В.Я.Коровиной рассчитана на 70 учебных часов из расчёта 2 учебных часа в неделю.





Учебно-тематический планНаименование

разделов и тем

Максималь-

ная

нагрузка учащегося, ч.

Из них на развитие

речи,

ч.

Из них на внеклассное чтение,

ч.

Контроль-

ная

рабо-

та

Регио-

нальный

компо-

нент



1.

Вводный урок

1

-

-

-

-

2.

Устное народное творчество

2

-

-

-

2

3.

Из древнерусской литературы

3

-

1

-

-

4.

Из русской литературы XVIII века

4

1

-

1

-

5.

Из русской литературы XIX века

27

4

4

1

2

6.

Из русской литературы XX века

19

2

2

1

2

11.

Из зарубежной литературы

12

-

1

1

-

12.

РЕЗЕРВ:

2

-

-

2

-



ИТОГО:

70

7

8

6

6









Учебно-тематическое планирование

Класс: 8.

Учитель: Бычкова Людмила Валентиновна.

Количество часов: 70 (2 часа в неделю).

УВЧ: 8ч.

РР: 7ч.

РК: 6ч.





Планирование составлено на основе:

1. Программы по литературе для 5-11 классов / Авторы: В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин, И.С. Збарский, В.П. Полухина. - М. «Просвещение», 2010 .

2. Литература 8класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений в 2-частях. Москва: Просвещение, 2010 г. Авторы Коровина В. Я., Журавлёв В. П., Коровин В. И.



Приложение 1.



Кол-во

часов



Введение.

1

1.

Знакомство с учебником-хрестоматией. Русская литература и история.

1



Устное народное творчество

2

2.

РК

« Тула-родина - мать».

Русское народное поэтическое творчество. Предания «О Пугачёве», «О покорении Сибири Ермаком».

1

3

РК

Частушка как малый песенный жанр. Поэтика частушек. Русская старина «Тульский фольклор».



1



Из древнерусской литературы

3

4УВЧ.

Житие как жанр древнерусской литературы.

«Житие Сергия Радонежского». Духовный подвиг святого Сергия.

1

5.

«Повесть о житии и о храбрости благородного и великого князя Александра Невского».

1

6.

Повесть «Шемякин суд». Осуждение судопроизводства.

1



Из русской литературы хIII века.

4

7.

Д. И. Фонвизин - «сатиры смелый властелин». Сатирическая направленность комедии «Недоросль». Идейно-тематическое содержание произведения.

1

8.

Тема крепостного права и воспитания в комедии «Недоросль».

1

9.РР

Тема нравов придворного дворянства в комедии «Недоросль».

Подготовка к сочинению «Чем сегодня интересен нам «Недоросль»?».

1

10.Тест

Классицизм как литературное направление. Фонвизин и классицизм. Тест по комедии «Недоросль».

1



Из русской литературы XIX века.

27

11.

И. А. Крылов - поэт и мудрец. Басни «Лягушки, просящие царя», «Обоз», их историческая основа.

1

12.

К. Ф. Рылеев - декабрист, автор сатир и дум. «Смерть Ермака» - произведение русского гражданского романтизма.

1

13.

Пушкин и история. «История пугачёвского бунта» (отрывки). «Капитанская дочка». История создания произведения.

1

14.

А.С.Пушкин «Капитанская дочка». Гринёв: жизненный путь героя.

1

15.

Маша Миронова - нравственный идеал Пушкина.

1

16.РР

Пугачёв и народное восстание в повести «Капитанская дочка». Подготовка к домашнему сочинению по повести.

1

17.РК

Стихи А. С. Пушкина: «19 октября», «Туча», «Я помню чудное мгновенье». «Пушкинская тропа в Тульском крае».



1

18.УВЧ

Философско-психологическая повесть А. С. Пушкина «Пиковая дама».

1

19.

М. Ю. Лермонтов. «Мцыри» - романтическая поэма о вольнолюбивом юноше, вырванном из родной среды.

1

20.

Композиция и художественные особенности поэмы «Мцыри». Начальное представление о романтизме.

1

21.

Н. В. Гоголь О замысле, написании и постановке «Ревизора». Анализ первого действия. Разоблачение нравственных пороков чиновников.

1

22.

Растерянный Хлестаков и испуганный городничий. Анализ второго действия комедии.

1

23.

Хвастовство Хлестакова. Анализ третьего действия.

1

24.

Дары города. Анализ четвёртого действия.

1

25.РР

Лестница славы и позор городничего. Анализ пятого действия комедии.

Подготовка к сочинению по комедии.

1

26.

Повесть «Шинель» Н.В. Гоголя. Тема маленького человека. Непримиримый социальный контраст Петербурга.

1

27.УВЧ

Повесть Н. В. Гоголя «Как Иван Иванович поссорился с Иваном Никифоровичем».

1

28.

М. Е. Салтыков-Щедрин - писатель, редактор, издатель. «История одного города» - художественно- политическая сатира.

1

29.

Н. С. Лесков - выдающийся русский писатель. Рассказ «Старый гений».

1

30.

рк

Л. Н. Толстой: страницы биографии. Рассказ «После бала». Тульские места Л.Н.Толстого.



1

31.

РР

Рассказ «После бала». Система образов и персонажей.

Подготовка к сочинению по рассказу «После бала».

1

32.

А. С. Пушкин «Цветы последние милей», М. Ю. Лермонтов «Осень», Ф. И. Тютчев «Осенний вечер».

1

33.

А. А. Фет «Первый ландыш», А.Н Майков «Поле зыблется цветами».

1

34.УВЧ

А. П. Чехов. «Человек в футляре». «Футляр» страха перед жизнью и перед свободой выбора. Образы собеседников.

1

35.УВЧ

Ильф И., Петров Е. Золотой телёнок.

1

36.РР

А. П. Чехов . «О любви»: «футляр» ложно понимаемого долга.

Подготовка к сочинению по рассказам А. П. Чехова

1

37.Тест

Контрольное тестирование по теме: «Из русской литературы XIX века».

1



Из литературы XX века.

19

38.

РК

«Тургенев и Тульская природа». И.С.Тургенев «Ася».

1

39.УВЧ

И. А. Бунин. «Кавказ» - рассказ из цикла «Тёмные аллеи».

Рассказ «Муза».

1

40.

А. И. Куприн: страницы биографии. «Куст сирени». Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье.

1

41.

А. А. Блок - выдающийся русский поэт-символист. Стихотворный цикл «На поле Куликовом». Символический смысл исторической темы.

1

42.

С. А. Есенин - поэт-лирик. Поэма «Пугачёв».

1

43.

И. С. Шмелёв. «Как я стал писателем».

1

44.

М. А. Осоргин «Пенсне».

1

45.

Отрывки из Всеобщей истории, обработанной «Сатириконом». Тэффи «Жизнь и воротник». М. М. Зощенко «История болезни».

1

46.

рк

А. Т. Твардовский: страницы биографии. Поэма «Василий Тёркин». Возникновение замысла. Тула-опорный край державы.



1

47.РР

«Василий Тёркин» - лироэпическая поэма.

Подготовка к домашнему сочинению «Тёркин… Кто же он такой?

1

48.

А. П. Платонов: страницы биографии. Рассказ «Возвращение». Утверждение доброты, сострадания, гуманизма в душах солдат, вернувшихся с войны.

1

49.

Лирическая и героическая песня в годы Великой Отечественной войны, её призывно-воодушевляющий характер.

1

50.

В. П. Астафьев: страницы жизни и творчества. «Фотография, на которой меня нет» - рассказ из книги «Последний поклон».

1

51.

А.П.Астафьев. «Фотография, на которой меня нет». Уклад жизни сибирской деревни довоенного времени.

1

52.УВЧ

Бондарев Ю. Горячий снег.

1

53.РР

Классное сочинение на тему: «Великая Отечественная война в литературе 20-го века».

1

54.

Русские поэты XX века о Родине, родной природе и о себе: И. Анненский, Д. Мережковский, Н. Заболоцкий, Н. Рубцов. Анализ лирического стихотворения.

1

55.

Поэты русского Зарубежья о Родине. Анализ лирического стихотворения.

1

56.Тест

Литература и история. Контрольное тестирование по теме: «Из литературы XX века».

1



Из зарубежной литературы.

12

57.

Уильям Шекспир. Краткий рассказ о писателе. Трагедия «Ромео и Джульетта».

1

58.УВЧ

«Ромео и Джульетта». Семейная вражда и любовь героев. Конфликт как основа сюжета драматического произведения.

1

59.

Сонеты У Шекспира.

1

60.

Ж.-Б. Мольер - французский актёр и драматург. Комедия «Мещанин во дворянстве».

1

61.

Комедия «Мещанин во дворянстве». Осуждение тех, кто пренебрежительно относится к своему происхождению, к традициям своего класса.

1

62.

Дж. Свифт: страницы биографии. «Путешествия в некоторые отдалённые страны света Лемюэля Гулливера…»

1

63.

«Путешествия в некоторые отдалённые страны света Лемюэля Гулливера…» Гнев и сатира автора.

1

64.

Вальтер Скотт - создатель жанра исторического романа. «Айвенго».

1

65.

«Айвенго» - роман об английском Средневековье.

1

66.

«Айвенго» - роман о кровавой борьбе саксонских феодалов и крестьян с надменными норманнскими аристократами.

1

67.КР

Итоговая контрольная работа за курс 8-го класса.

1

68.

Итоги года. Список литературы на лето.

1

69

Резерв.

1

70.

Резерв.

1



Итого:

70





Приложения к рабочей программе литература 8 класс

(контрольно-измерительные материалы):



Контрольное тестирование по теме: «Из русской литературы XIX века».





Каков эпиграф к «Капитанской дочке»?



а) «На зеркало неча пенять, коль рожа крива».



б) «Вкушая, вкусих мало меда, и се аз умираю».



в) «Береги честь смолоду».



г) «Стрелялись мы».



2) Имя какого царя присвоил себе Пугачев, герой повести «Капитанская дочка»?



а) Петр I



б) Петр III



в) Иван IV



г) Павел I



3) Укажите фамилию героя повести «Капитанская дочка», который перешел на сторону Пугачева



а) Алексей Швабрин



б) капитан Миронов



в) Петр Гринев



г) Савельич



4) По какой причине учитель Петруши Гринева мосье Бопре был выгнан отцом мальчика (А.С. Пушкин «Капитанская дочка»)?



а) он распускал руки



б) он очень любил женский пол



в) он любил выпить и вместо того, чтобы учить Петра, мертвецки спал



г) он не имел диплома учителя



5) Как звали дочку коменданта Белогорской крепости («Капитанская дочка»)?



а) Маша Миронова



б) Татьяна Ларина



в) Ольга Ильинская



г) Маша Пугачева



6) Произведение «Мцыри»



а) повесть



б) роман



в) трагедия



г) поэма



7) Как Мцыри попал в монастырь?



а) пленного больного ребенка оставил в монастыре русский генерал



б) убежал из родного аула



в) попал в монастырь за проступок



г) отец с рождения готовил сына к этой доле



8) Определите кульминацию в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри»?



а) встреча с грузинской девушкой



б) бегство из монастыря во время грозы и общей молитвы



в) бой с барсом



г) предсмертная беседа героя с монахом, которому он рассказывает о трех днях на свободе



9) Определить стихотворный размер «Мцыри» («Однажды русский генерал»…)



а) хорей



б) дактиль



в) ямб



г) анапест



10) С каким природным явлением испытывает родство Мцыри?



а) с солнечным днем как символом счастливой жизни



б) с горами как символом твердости, устойчивости к жизненным невзгодам



в) с ночью как выражением умиротворения



г) с грозой как символом порыва, буйства



11) Произведение «Ревизор»



а) комедия



б) роман



в) трагедия



г) драма



12) Кто подсказал Гоголю сюжет для пьесы Ревизор?



а) А.С. Пушкин



б) В.А. Жуковский



в) М.Ю. Лермонтов



г) И.С. Тургенев



13) Как называется авторское пояснение, предваряющее или сопровождающее ход действия в пьесе?



а) пояснение



б) ремарка



в) сопровождение



г) ссылка



14) Хлестаковщина - это



а) ложь, в самом человеке сидящая, когда он сам не понимает, что лжет



б) история взаимоотношений Хлестакова с крепостными



в) история любви Хлестакова и Марии Антоновны



г) история дружбы Антона Антоновича Сквозник-Дмухановского и Хлестакова



15) Действие пьесы «Ревизор» происходит



а) в Москве



б) в Тульской Губернии



в) в уездном городе



г) в Петербурге



16) Произведение «Ася»



а) рассказ



б) повесть



в) драма



г) трагедия



17) Определите завязку в «Асе»



а) встреча Н. Н. с Гагиным и Асей



б) свидание Н.Н. и Аси у фрау Луизе



в) рассказ Гагина о прошлом Аси



г) получение Н.Н записки от Аси



18) О каком персонаже повести «Ася» идет речь?



«Девушка … с первого взгляда показалась мне очень миловидной. Было что-то свое, особенное, в складе ее смугловатого,круглого лица, с небольшим тонким носом, почти детскими щечками и черными, светлыми глазами. Она была грациозно сложена, но как будто не вполне еще развита. Она нисколько не походила на своего брата»

а) фрау Луизе



б) Ася



в) Анна Андреевна



г) Марья Антоновна



19) О каком персонаже повести «Ася» идет речь?



«Это была прямо русская душа, правдивая, честная, простая, но, к сожалению, немного вялая, без цепкости и внутреннего жара. Молодость не кипела в нем ключом; она светилась тихим светом. Он был очень мил и умен, но я не мог себе представить, что с ним станется, как только он возмужает. Быть художником... Без горького, постоянного труда не бывает художников...»

а) Гагин



б) Н.Н.



в) отец Гагина



г) мальчик, который принес записку



20) Какой персонаж повести «Ася» сказал:



- У ней сердце очень доброе, но голова бедовая. Трудно с ней ладить. Впрочем, ее нельзя винить, и если б вы знали ее историю...

а) Ася



б) Н.Н.



в) Гагин



г) отец Гагина







ОТВЕТЫ:



1-в, 2-б, 3-а, 4-в, 5-а, 6-г, 7-а, 8-в, 9-в, 10-г, 11-а, 12-а, 13-б, 14-а, 15-в, 16-б, 17-а, 18-б, 19-а, 20-в



Тест по комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль»

1. Где родился Д.И.Фонвизин?

2. Фамилия Фонвизина была по происхождению:

3. К какому литературному направлению относится творчество Фонвизина?

  1. К какому стилю относился жанр комедии классицистами?

  2. Укажите, к какому типу комедии относится пьеса «Недоросль»

  3. Против какого общественного порока была направлена комедия Фонвизина «недоросль»

  4. Кого называли недорослями в 18 веке?

  5. Кто из перечисленных ниже персонажей не является отрицательным героем комедии «Недоросль»?

  6. Имя какого героя комедии Фонвизина стало нарицательным?

  7. Фамилия «Скотинин» является «говорящей», т.к. олицетворяет:

11. Главные герои пьесы являются представителями:

12. Какого героя в пьесе автор называет «другом честных людей»?

13. Укажите, какому предмету обучал Митрофана Кутейкин.

14. В речи какого героя встречаются выражения «собачья дочь», «воровская харя», «бестия», «старая хрычовка»?

15. Какой конфликт является двигателем действия в комедии «Недоросль»?

16. Кто из героев является выразителем точки зрения автора, резонером?



Ключ к тесту по произведению Д.И.Фонвизина «Недоросль».

1-а

2 - г

3 - в

4 - в

5 - б

6 - б

7 - б

8 - г

9 - г

10 - а

11 - а

12 - б

13 - г

14 - г

15 - в

16 - в







Контрольное тестирование по теме: «Из литературы XX века».



Итоговый тест по литературе за курс 8 класса



  1. Не является жанром УНТ

  1. А) календарно-обрядовые песни

  2. Б) поговорки

  3. В) летописи

  4. Г) былины

  1. Укажите жанр древнерусской литературы

  1. А) сказание

  2. Б) роман

  3. В) поэма

  4. Г) комедия

  1. Назовите сатирическое произведение русской литературы VΙΙ века.

  1. А) «Повесть о Петре и Февронии

  2. Муромских»

  3. Б) «Повесть о Горе-Злосчастии»

  4. В) «Повесть о Шемякином суде»

  5. Г) «Поучение Владимира Мономаха»

  1. Какое произведение XVIII века заканчивается словами: «Вот злонравия достойные плоды»?

  1. А) «Недоросль» Д.И.Фонвизина

  2. Б) «Бригадир» Д.И.Фонвизина

  3. В) «Бедная Лиза» Н.М.Карамзина

  4. Г) «Наталья, боярская дочь» Н.М.Карамзина

  1. Конфликт художественного произведения - это …

  2. А) ссора двух героев

  3. Б) столкновение, противоборство, на котором построено развитие сюжета

  4. В) наивысшая точка развития действия

  5. Г) неприятие произведения критиками или читателями.

  1. Стихотворение А.С.Пушкина «К***» («Я помню чудное мгновенье…») посвящено

  1. А) М.Н.Раевской

  2. Б) А.П.Керн

  3. В) Е.Н.Карамзиной

  4. Г) Е.П.Бакуниной

  1. В каком веке происходит действие повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»?

  1. А) в конце XVII

  2. Б) во второй половине XVIII

  3. В) в первой половине XVIII

  4. Г) в начале XIX

  1. В какой форме ведется повествование в произведении А.С.Пушкина «Капитанская дочка»?



  1. А) исторические хроники

  2. Б) повествование автора

  3. В) семейных записок

  4. Г) дневниковых записей

  1. От чьего лица ведется повествование в «Капитанской дочке» А.С. Пушкина?

  1. А) автора

  2. Б) Маши Мироновой

  3. В) Пугачева

  4. Г) Петра Гринева

  1. Реальные исторические лица действуют в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»?

  1. А) Николай I и Емельян Пугачев

  2. Б) Степан Разин и Александр I

  3. В) Екатерина ІІ и Степан Разин

  4. Г) Емельян Пугачев и Екатерина II

  1. Отметьте верное суждение:

  2. А) литературный характер - это образ конкретного человека, в котором через индивидуальные качества выражаются типические черты времени.

  3. Б) литературный характер - это художественное изображение человека.

  4. В) литературный характер - это персональные черты, присущие герою.

  5. «Мцыри» М.Ю.Лермонтова - это поэма

  1. А) реалистическая

  2. Б) символистская

  3. В) историческая

  4. Г) романтическая

  1. Какова судьба Мцыри в финале одноимённой поэмы М.Ю.Лермонтова?

  1. А) герой, будучи ребёнком, попадает в плен

  2. Б) совершает побег из монастыря

  3. В) закончив свою исповедь, умирает

  4. Г) вступает в бой с барсом

  1. Вспомните название цикла повестей Н.В.Гоголя, в который входит повесть «Шинель»:

  1. А) «Вечера на хуторе близ Диканьки»

  2. Б) «Арабески»

  3. В) «Петербургские повести»

  4. Г) «Миргород»

  1. 15. Хлестаковщина - это:

  2. а) беззастенчивое, безудержное хвастовство и неосмысленные, неожиданные для самого

  3. героя действия

  4. б) стремление следовать моде во всем

  5. в) карьеризм, мошенничество.

  6. 16. Какой художественный прием положен в основу композиции рассказа Л.Н.Толстого

  7. «После бала»?

  1. А) последовательность излагаемых событий

  2. Б) цикличность излагаемых событий

  3. В) антитеза

  4. Г) ретроспектива

  1. Какое художественное средство использует М Е. Салтыков-Щедрин для характеристики персонажа сказки «Дикий помещик»:

  2. «видят мужики: хоть и глупый у них помещик, а разум ему дан большой»?

  1. А) ирония

  2. Б) метафора

  3. В) гротеск

  4. Г) эпитет

  1. Как переименовал Глупов градоначальник Угрюм-Бурчеев из «Истории одного города» Салтыкова-Щедрина?

  1. А) Непреклонск

  2. Б) Умнов

  3. В) Буягнов

  4. Г) Залихватск

  1. 19. Какое женское имя было вынесено в заглавие одно й из повестей И.С.Тургенева?

  1. А) Ася

  2. Б) Параша

  3. В) Арина

  4. Г) Лиза

  1. 20. Соотнесите имена писателей и поэтов и названия литературных мест, связанных с их

  2. именами.

  1. 1) М.Ю.Лермонтов

  2. 2) Л.Н.Толстой

  3. 3) И.С. Тургенев

  4. 4) Н.В. Гоголь

  5. а) Сорочинцы

  6. б) Ясная Поляна

  7. в) Спасское-Лутовиново

  8. г) Тарханы, Пензенская область

  1. А) 1а, 2б, 3г, 4в

  2. Б) 2б, 2а, 3в, 4г

  3. В) 1а, 2б, 3в, 4г

  4. Г) 1г, 2б, 3в, 4а

  1. 21. Повесть отличается от рассказа:

  2. А) тем, что в повести изображается один-два эпизода из жизни героев;

  3. Б) тем, что повесть реально изображает происходящие события;

  4. В) изображением истории одной человеческой жизни или нескольких периодов в жизни

  5. группы людей.

  6. 22. Эпос - это род литературы:

  7. А) отражающий внутренние переживания героя;

  8. Б) рассказывающий о событиях в жизни персонажа в пространстве и времени;

  9. В) представляющий действие через монологи и диалоги персонажей.

  10. 23. Укажите имя автора, который впервые ввёл в литературу героя-босяка.

  1. А) И.Бунин

  2. Б) А.Куприн

  3. В) М.Горький

  4. Г) А.Чехов

  5. 24. Ознакомьтесь с фрагментом стихотворения И.А.Бунина:

  6. В чашу тёмную глядится

  7. Круг зеркально-золотой

  8. Какое выразительное средство использовал автор:

  9. А) параллелизм

  10. Б) инверсия

  11. В) антитеза

  12. Г) градация

  13. 25. Укажите автора лирического цикла «На поле Куликовом».

  14. А) С.Есенин

  15. Б) В. Маяковский

  16. В) А.Блок

  17. Г) А.Ахматова

  1. Для заучивания наизусть

  2. Исторические песни. О Пугачеве, Ермаке (на выбор).

  3. А. С. Пушкин. Капитанская дочка (отрывок).

  4. М. Ю. Лермонтов. Мцыри (отрывки по выбору учащихся).

  5. Н. В. Гоголь. Ревизор (монолог одного из героев на выбор).

  6. Л.Н.Толстой. После бала (отрывок на выбор).

  7. А. Т. Тв а р д о в с к и й. Василий Теркин (отрывок на выбор). О Родине и родной природе (2-3 стихотворения на выбор).

  8. 9 класс

  9. Рабочая программа под редакцией В.Я.Коровиной рассчитана на 102 учебных часа из расчёта 3 учебных часа в неделю.

  10. Учебно-тематический план

  11. Наименование
  12. разделов и тем

    1. Максималь-

    2. ная

    3. нагрузка учащегося, ч.

    1. Из них на развитие

    2. речи,

    3. ч.

    1. Из них на внеклассное чтение,

    2. ч.

    1. Контрольная работа

    1. РК

    1. 1.

    1. Введение

    1. 1

    1. -

    1. -

    1. -

    1. 1

    1. 2.

    1. Древнерусская литература

    1. 4

    1. 1

    1. 1

    1. -

    1. 1

    1. 3.

    1. Русская литература XYIII века.

    1. 9

    1. 1

    1. 2

    1. -

    1. -

    1. 4.

    1. Шедевры русской литературы XIX века.

    1. 61

    1. 5

    1. 5

    1. 4

    1. 3

    1. 5.

    1. Литература XX века.

    1. 18

    1. -

    1. 2

    1. -

    1. 2

    1. 6.

    1. Романсы и песни на слова русских писателей XIX-XX веков.

    1. 2

    1. -

    1. -

    1. -

    1. -

    1. 7.

    1. Из зарубежной литературы.

    1. 5

    1. -

    1. 1

    1. -

    1. 2

    1. 8.

    1. Резерв

    1. 2

    1. -

    1. -

    1. 2

    1. -

    1. 9.

    1. Итого

    1. 102

    1. 7

    1. 11

    1. 6

    1. 9

  13. Учебно-тематическое планирование

  14. Класс: 9.

  15. Учитель: Бычкова Людмила Валентиновна.

  16. Количество часов: 102 (3 часа в неделю).

  17. УВЧ: 11ч.

  18. РР: 7ч.

  19. РК: 9ч.

  20. Планирование составлено на основе:

  21. 1. Программы по литературе для 5-11 классов / Авторы: В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин, И.С. Збарский, В.П. Полухина. - М. «Просвещение», 2010 .

  22. 2. Литература 9класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений в 2-частях. Москва: Просвещение, 2010 г. Авторы Коровина В. Я., Журавлёв В. П., Коровин В. И.

  23. Приложение 1.

  24. Кол-во
  25. часов

      1. Введение.

      1. 1

      1. 1.

      2. рк

      1. Литература как искусство слова. Певцы земли родной. В. А.Жуковский, В .В. Вересаев.

      1. 1

        1. Древнерусская литература.

        1. 4

        1. 2.

        1. Общая характеристика древнерусской литературы «Слово о полку Игореве». Историческая основа произведения.

        1. 1

        1. 3.

        1. «Слово о полку Игореве»: поход Игорева войска, сон и «Золотое слово» Святослава. Значение обращений автора к русским князьям.

        1. 1

        1. 4.РР

        1. Плач Ярославны. Бегство Игоря. Концовка и «слава». Образ Русской земли в «Слове…». Подготовка к домашнему сочинению.

        1. 1

        1. 5.УВЧ

        2. рк

        1. Сатирические повести. «Повесть о Шемякином суде».

        2. Музеи и памятные места Тулы и области.

        1. 1

          1. Русская литература XYIII века.

          1. 9

          1. 6

          1. Классицизм в русском и мировом искусстве. Общая характеристика русской литературы XYIII века. Особенности русского классицизма.

          1. 1

          1. 7.

          1. М. В. Ломоносов - учёный, поэт, реформатор русского языка и системы стихосложения. «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния».

          1. 1

          1. 8.

          1. М. В. Ломоносов «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Ода как жанр лирической поэзии. П

          1. 1

          1. 9.УВЧ

          1. М. В. Ломоносов о русском языке. Басни Ломоносова.

          1. 1

          1. 10.

          1. Г. Р. Державин. Обличение несправедливости в стихотворении «Властителям и судиям». Высокий слог и ораторские интонации стихотворения.

          1. 1

          1. 11.

          1. Тема поэта и поэзии в лирике Державина. «Памятник». Традиции и новаторство в лирике Державина.

          1. 1

          1. 12.

          2. увч

          1. А. Н. Радищев. «Путешествие из Петербурга в Москву» (главы). Жанр путешествия и его содержательное наполнение.

          1. 1

          1. 13.

          1. Н. М. Карамзин Понятие о сентиментализме. «Осень» как произведение сентиментализма. «Бедная Лиза». Внимание к внутренней жизни человека.

          1. 1

          1. 14.РР

          1. Главные герои повести «Бедная Лиза».

          2. Подготовка к сочинению «Литература XYIII века в восприятии современного читателя».

          1. 1

            1. Шедевры русской литературы XIX века.

            1. 61

            1. 15.Тест

            1. Контрольное тестирование по теме: «Русская литература XYIII века». Общая характеристика русской и мировой литературы XIX века.

            1. 1

            1. 16.

            2. рк

            1. В. А. Жуковский «Светлана». Особенности жанра баллады. Нравственный мир героини баллады. Тульский край в жизни и творчестве В.А.Жуковского.

            1. 1

            1. 17.

            1. А. С. Грибоедов: личность и судьба драматурга. «Горе от ума». Особенности драматического произведения.

            1. 1

            1. 18.

            1. Утро в доме Фамусова. Анализ первого действия комедии.

            1. 1

            1. 19.

            1. Фамусов - Чацкий - София. Анализ второго действия комедии.

            1. 1

            1. 20.

            1. София - Чацкий - Молчалин. Анализ третьего действия комедии.

            1. 1

            1. 21.

            1. Анализ эпизода «Бал в доме Фамусова».

            1. 1

            1. 22.

            1. Прозрение героев. Анализ четвёртого действия комедии.

            1. 1

            1. 23.РР

            1. Кто же Чацкий? Победитель или побеждённый. И. А. Гончаров «Мильон терзаний». Подготовка к домашнему сочинению по комедии «Горе от ума».

            1. 1

            1. 24.

            1. А. С. Пушкин. Детские годы. Лицей. Тема дружбы в лирике поэта.

            1. 1

            1. 25.

            1. Жизнь и творчество Пушкина после Лицея. Петербург. Анализ стихотворения «К Чаадаеву».

            1. 1

            1. 26.

            1. Годы ссылки. Юг. Романтические поэмы «Цыганы».

            1. 1

            1. 27.

            1. Жизнь и творчество Пушкина в Михайловском. Анализ стихотворений «К морю», «Пророк».

            1. 1

            1. 28.

            1. Пушкин на свободе под надзором. Последние годы жизни. Анализ стихотворения «Анчар».

            1. 1

            1. 29.

            1. Тема любви в лирике А. С. Пушкина. «На холмах грузи», «Я вас любил». Адресаты любовной лирики поэта.

            1. 1

            1. 30.

            1. Общественно-философский и исторический смысл стихотворения «Бесы».

            1. 1

            1. 31.

            1. «Я памятник себе воздвиг нерукотворный». Раздумья о смысле жизни, о поэзии.

            1. 1

            1. 32.

            2. УВЧ

            1. А. С. Пушкин «Маленькие трагедии».

            1. 1

            1. 33.

            2. рк

            1. А. С. Пушкин «Борис Годунов». А.С.Пушкин и Тульский край.

            1. 1

            1. 34.

            1. Реализм. История создания романа «Евгений Онегин». Причины его разочарованности в жизни.

            1. 1

            1. 35.

            1. Онегин и Ленский. Изображение поместного дворянства в романе. Татьяна и Ольга.

            1. 1

            1. 36.

            1. Письмо Татьяны как выражение её чувств, движения её души. Глубина, значительность личности героини.

            1. 1

            1. 37.

            1. Сюжет и композиция 4-ой главы. Исповедь Онегина.

            2. Чтение наизусть письма Татьяны Онегину.

            1. 1

            1. 38.

            1. Комментированное чтение 5-ой главы романа. Завязка трагического конфликта.

            1. 1

            1. 39.

            1. Трагическая гибель Ленского. Торжество пошлости.

            1. 1

            1. 40.

            1. Комментированное чтение 7-ой главы романа. «Без Онегина».

            1. 1

            1. 41.

            1. Татьяна и Онегин в 8-ой главе.

            1. 1

            1. 42.КР

            1. Итоговая контрольная работа по творчеству А. С. Пушкина.

            1. 1

            1. 43.РР

            1. Написание сочинения по роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин».

            1. 1

            1. 44.

            2. рк

            1. М. Ю. Лермонтов. Судьба и личность поэта. Время Лермонтова. Стихотворение «Парус». Тульская земля в жизни М.Ю.Лермонтова.

            1. 1

            1. 45.

            1. Тема поэта и толпы в лирике М. Ю. Лермонтова. «Смерть поэта», «Пророк», «Поэт».

            1. 1

            1. 46.

            1. Тема Родины и природы в лирике М. Ю. Лермонтова. «Когда волнуется желтеющая нива», «Родина», «Прощай, немытая Россия».

            1. 1

            1. 47.

            1. Судьба Лермонтова и судьба его поколения. «Дума», «Как часто пёстрою толпою окружён».

            1. 1

            1. 48.

            1. Тема любви в лирике М. Ю. Лермонтова. «Расстались мы, но твой портрет», «Молитва». Адресаты любовной лирики.

            1. 1

            1. 49.

            1. Замысел, смысл названия и проблематика романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».

            1. 1

            1. 50.

            1. Анализ повести «Бэла».

            1. 1

            1. 51.

            1. Анализ повести «Максим Максимыч».

            1. 1

            1. 52.

            1. Анализ повести «Тамань».

            1. 1

            1. 53.

            1. Анализ повести «Княжна Мери». Печорин и Грушницкий. Печорин и Вернер, Печорин и Мери. Печорин и Вера.

            1. 1

            1. 54.

            1. Анализ повести «Фаталист».

            1. 1

            1. 55.КР

            1. Итоговая контрольная работа по творчеству М. Ю. Лермонтова.

            1. 1

            1. 56.РР

            1. Написание сочинения по роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».

            1. 1

            1. 57.

            1. Н. В. Гоголь: страницы жизни и творчества.

            1. 1

            1. 58.УВЧ

            1. Н. В. Гоголь. Первые творческие успехи. «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Миргород». Проблематика и поэтика первых сборников.

            1. 1

            1. 59.УВЧ

            1. Цикл повестей Н. В. Гоголя. «Петербургские повести».

            1. 1

            1. 60.

            1. «Мёртвые души» - поэма о небокоптителях. Замысел и его осуществление. Смысл названия. Анализ первой главы.

            1. 1

            1. 61.

            1. Чичиков у Манилова. Анализ второй главы.

            1. 1

            1. 62.

            1. Чичиков у Коробочки. Анализ третьей главы.

            1. 1

              1. главы.

              1. 63.

              1. Чичиков у Собакевича. Анализ пятой главы.

              1. 1

              1. 64.

              1. Чичиков у Плюшкина. Анализ шестой главы.

              1. 1

              1. 65.

              1. Губернский город в поэме «Мёртвые души». Анализ седьмой-девятой глав.

              1. 1

              1. 66.

              1. Образ Чичикова в поэме «Мёртвые души».

              1. 1

              1. 67.

              1. Души живые в поэме Гоголя. Изображение народа. Мотив дороги.

              1. 1

              1. 68.РР

              2. Тест

              1. Итоговый контрольный тест по творчеству Н. В. Гоголя.

              2. Подготовка к домашнему сочинению по поэме «Мёртвые души».

              1. 1

              1. 69.

              1. Ф. М. Достоевский: страницы биографии. Повесть «Белые ночи».

              1. 1

              1. 70.

              1. Ф. М. Достоевский. Тип «петербургского мечтателя» в повести «Белые ночи». Черты его внутреннего мира.

              1. 1

              1. 71.

              1. А. Н. Островский. Слово о писателе. «Бедность не порок».

              1. 1

              1. 72.

              1. Вч А. Н. Островский «Бедность не порок». Особенности сюжета.

              1. 1

              1. 73.УВЧ

              1. Л. Н. Толстой. «Юность». Формирование личности юного героя повести, его нравственное развитие.

              1. 1

              1. 74.УВЧ

              1. А. П. Чехов. «Смерть чиновника». Эволюция образа

              2. «маленького человека» в русской литературе XIX века и чеховское отношение к нему.

              1. 1

              1. 75.РР

              1. А. П. Чехов «Тоска». Тема одиночества человека. Подготовка к домашнему сочинению «В чём особенности изображения внутреннего мира героев русской литературы XIX века?»

              1. 1

                1. Литература XX века.

                1. 18

                  1. 76

                  1. Русская литература XX века: многообразие жанров и направлений.

                  1. 1

                  1. 77

                  1. И. А. Бунин. Слово о писателе. «Тёмные аллеи». История любви Надежды и Николая Алексеевича. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы.

                  1. 1

                  1. 78.

                  1. Русская поэзия Серебряного века. А. А. Блок. Высокие идеалы и предчувствие перемен. Своеобразие лирических интонаций Блока.

                  1. 1

                  1. 79.

                  1. С. А. Есенин. Слово о поэте. Тема Родины в лирике С. А. Есенина.

                  1. 1

                  1. 80.

                  1. Размышления о жизни, любви, природе, предназначении человека в лирике Есенина. «Письмо к женщине», «Не жалею, не зову, не плачу», «Отговорила роща золотая».

                  1. 1

                  1. 81.

                  1. В. В. Маяковский. «Послушайте!», «А вы могли бы?», «Люблю» (отрывок). Своеобразие стиха, ритма, интонаций.

                  1. 1

                  1. 82.

                  1. М. А. Булгаков. История создания и судьба повести «Собачье сердце».

                  1. 1

                  1. 83.

                  1. «Собачье сердце» как социально-философская сатира на современное общество. Система образов повести.

                  1. 1

                  1. 84.

                  2. рк

                  1. М. И. Цветаева. Стихи о поэзии, о любви. Образ Родины в лирическом цикле «Стихи о Москве». М.И.Цветаева и Тульский край.

                  1. 1

                  1. 85.

                  1. А. А. Ахматова. Трагические интонации в любовной лирике.

                  1. 1

                  1. 86.

                  1. Н. А. Заболоцкий. Тема гармонии с природой, любви и смерти в лирике поэта. «Я не ищу гармонии в природе», «Где-то в поле возле Магадана…», «Можжевеловый куст», «О красоте человеческих лиц», «Завещание».

                  1. 1

                  1. 87.

                  1. М. А. Шолохов Слово о писателе. «Судьба человека». Смысл названия рассказа.

                  1. 1

                  1. 88.УВЧ

                  1. «Судьба человека». Художественные особенности произведения: автор и рассказчик, роль пейзажей и портретных зарисовок.

                  1. 1

                  1. 89.

                  1. Б. Л. Пастернак. Вечность и современность в стихах о природе и о любви. «Красавица моя, вся стать», «Перемена», «Весна в лесу», «Быть знаменитым некрасиво», «Во всём мне хочется дойти».

                  1. 1

                  1. 90.

                  1. А. Т. Твардовский. Раздумья о Родине и о природе в лирике поэта. Интонация и стиль стихотворений «Урожай», «Весенние строчки».

                  1. 1

                  1. 91.

                  2. рк

                  1. А. Т. Твардовский «Я убит подо Ржевом». Проблемы и интонации стихов о войне. Героическая оборона Тулы.

                  1. 1

                  1. 92.

                  1. А. И. Солженицын. Слово о писателе. «Матрёнин двор».

                  1. 1

                  1. 93.УВЧ

                  1. Васильев Б. В списках не значился.

                  1. 1

                    1. Романсы и песни на слова русских писателей XIX-XX веков.

                    1. 2

                    1. 94

                    1. Романс и песня. А. С. Пушкин, Е. А. Баратынский, Ф. И. Тютчев, М. Ю.Лермонтов, А. К. Толстой, А. А. Фет, В. А. Сологуб.

                      1. 95

                      1. Романс и песня. А. А. Сурков, К. М. Симонов, Н. А. Заболоцкий, М. Л. Матусовский, Б. Ш. Окуджава, В. С. Высоцкий .

                          1. Из зарубежной литературы.

                          1. 5

                          1. 96

                          1. Античная лирика. Катулл. «Нет, ни одна средь женщин», «Нет, не надейся приязнь заслужить». Чувства и разум в лирике поэта.

                          1. 1

                          1. 97

                          2. рк

                          1. Данте Алигьери. «Божественная комедия» (фрагменты). Множественность смыслов поэмы и её философский характер. Театры тулы.

                          1. 1

                          1. 98

                          2. рк

                          1. Гораций. «Я воздвиг памятник». Традиции оды Горация в русской поэзии. Театры тулы.

                            1. 99. УВЧ

                            1. У. Шекспир. «Гамлет». Трагизм любви Гамлета к Офелии. Философский характер трагедии.

                            1. 1

                            1. 100

                            1. И.-В. Гёте. «Фауст» (обзор с чтением отдельных сцен). Эпоха Просвещения. Противостояние добра и зла, Фауста и Мефистофеля.

                            1. 1

                            1. 101-102

                            1. Резерв.

                            1. 2

                          1. Приложения к рабочей программе литература 9 класс

                          2. (контрольно-измерительные материалы):

                          3. Контрольное тестирование по теме: «Русская литература XYIII века».

                          4. Часть 1. Из предложенных вариантов ответа выберите правильный, запишите его.

                          5. А1. О каком писателе идёт речь: «Русский учёный и поэт 18 века, который, скрыв своё крестьянское происхождение, в 1730 году поступил в славяно-греко-латинскую академию». Укажите фамилию.

                          6. 1) Державин 2) Фонвизин 3) Радищев 4) Ломоносов

                          7. А2. Укажите фамилию русского поэта-энциклопедиста 18 века, для которого поэтическое творчество было важным средством просветительской пропаганды передовых научных и общественно-патриотических идей:

                          8. 1) Радищев 2) Ломоносов 3) Державин 4) Фонвизин

                          9. А3. Укажите название литературного направления, возникшего в России во 2 четверти 18 века, к которому относят творчество Ломоносова, Державина, Фонвизина.

                          10. 1) классицизм 2) сентиментализм 3) романтизм 4) реализм

                          11. А4. Кого прославлял Державин в оде «Фелица»?

                          12. 1) Екатерину I 2) Елисавету Петровну 3) Екатерину II Анну Иоанновну

                          13. Часть 2. Ответы к заданиям этой части запишите словом в именительном падеже или цифрами (по 2 балла за верно выполненное задание, 1 балл - за неточный ответ, ответ с орфографической ошибкой)

                          14. В1. Кому посвящено «Путешествие из Петербурга в Москву» А. Н. Радищева?

                          15. В2. О каком писателе идёт речь: «Родился в большой обедневшей дворянской семье с глубокими религиозными и культурными интересами; русская ветвь ливонского рода»

                          16. В3. Укажите жанр произведения «Недоросль». Высокий, средний или низкий?

                          17. В4. Откуда фраза (укажите автора, произведение): «Я - царь, я - раб, я - червь, я - Бог»

                          18. В5. В какой главе «Путешествия из Петербурга в Москву» описывается страшная картина продажи с торгов живых людей?

                          19. В6. Что в конце повести «Бедная Лиза» случилось с главной героиней?

                          20. В7. Кто это? «Не щадя редкой красоты своей, трудилась день и ночь - ткала холсты, вязала чулки».

                          21. В8. Укажите средство выразительности: «приятные места», «мрачные башни»

                          22. В9. Да или нет? Отец Лизы был зажиточный поселянин.

                          23. В10. Укажите современный вариант выделенного слова «Все вещи представятся днесь в естественном их виде»

                          24. В11. Кто из писателей 18 века закончил свой жизненный путь со словами: «Потомство отомстит за меня».

                          25. Ответьте подробно на вопрос. Укажите автора и произведение

                          26. С1. «Что в имени тебе моём...» Имя Митрофан в переводе с греческого означает «подобный матери». Оправдывает ли герой своё имя? Обоснуйте свою точку зрения, приведите два аргумента. (5 баллов)

                          27. Итоговая контрольная работа по творчеству А. С. Пушкина.

                          28. 1.Годы жизни А.С.Пушкина:

                          29. а) 1800 - 1837

                          30. б) 1799 - 1837

                          31. в) 1799 - 1736

                          32. 2.Где родился поэт?

                          33. а) в Петербурге

                          34. б) в Москве

                          35. в) в Михайловском

                          36. 3.Какой город был для поэта символом высокого понятия Родины?

                          37. а) Москва

                          38. б) Петербург

                          39. в) Одесса

                          40. 4.Имя, отчество отца поэта?

                          41. а) Сергей Сергеевич

                          42. б) Сергей Александрович

                          43. в) Сергей Львович

                          44. 5.Имя, отчество матери поэта?

                          45. а) Надежда Михайловна

                          46. б) Надежда Осиповна

                          47. в) Мария Алексеевна

                          48. 6. Кто воспитывал детей в семье Пушкиных?

                          49. а) мать

                          50. б) отец

                          51. в) бабушка и крепостные

                          52. 7.Кто такая Мария Алексеевна?

                          53. а) мать Пушкина

                          54. б) бабушка

                          55. в) няня

                          56. 8.Кто познакомил Пушкина с историей Москвы и привил ему любовь

                          57. к этому городу?

                          58. а) Василий Львович, дядя Пушкина

                          59. б) Никита Козлов, крепостной дядька Пушкина

                          60. в) Арина Родионовна, няня Пушкина

                          61. 9.Кто привил Пушкину любовь к живой народной речи и миру сказок?

                          62. а) Василий Львович

                          63. б) Мария Алексеевна

                          64. в) Арина Родионовна

                          65. 10.Назовите годы обучения поэта в Лицее:

                          66. а) 1811 - 1817

                          67. б) 1810 - 1817

                          68. в) 1811 - 1815

                          69. 11.Кто такой Куницын?

                          70. а) родственник

                          71. б) лицейский учитель

                          72. в) лицейский друг

                          73. 12.Какому периоду жизни поэта посвящены эти строки:

                          74. Друзья мои, прекрасен наш союз!

                          75. Он как душа неразделим и вечен…

                          76. а) лицейскому

                          77. б) петербургскому

                          78. в) михайловской ссылки

                          79. 13.Когда Пушкин «пробует перо»?

                          80. а) в Лицее

                          81. б) после окончания Лицея

                          82. в) до поступления в Лицей

                          83. 14.В каком году читает Пушкин на экзамене в Лицее свое стихотворение

                          84. в присутствии Г.Р.Державина?

                          85. а) 1815

                          86. б) 1816

                          87. в) 1817

                          88. 15.Какое стихотворение читает Пушкин на экзамене в Лицее в присутствии

                          89. Г.Р.Державина?

                          90. а) «Вольность»

                          91. б) «Воспоминания в Царском Селе»

                          92. в) «19 октября»

                          93. 16.Где знакомится поэт с П.Я.Чаадаевым?

                          94. а) в Москве

                          95. б) в Петербурге

                          96. в) в Царском Селе

                          97. 17.Членом какого кружка был Пушкин?

                          98. а) «Союз благоденствия»

                          99. б) «Зеленая лампа»

                          100. в) «Северное общество»

                          101. 18.Был ли поэт членом тайного общества декабристов?

                          102. а) да

                          103. б) нет

                          104. в) неизвестно, но имел близкие взгляды

                          105. 19.Из какого стихотворения эти строки:

                          106. Судьба людей повсюду та же,

                          107. Где благо, там уже на страже

                          108. Иль просвещенье, иль тиран.

                          109. а) «Пророк»

                          110. б) «Деревня»

                          111. в) «К морю»

                          112. 20.Поэма «Руслан и Людмила» является произведением

                          113. а) классицизма

                          114. б) романтизма

                          115. в) реализма

                          116. 21.Поэта отправляли в ссылки:

                          117. а) Южную

                          118. б) Михайловское

                          119. в) Южную и Михайловское

                          120. 22.Алеко - герой какой поэмы А.С.Пушкина?

                          121. а) «Руслан и Людмила»

                          122. б) «Цыганы»

                          123. в) «Кавказский пленник»

                          124. 23.Какую поэму А.С.Пушкина можно назвать байронической?

                          125. а) «Руслан и Людмила»

                          126. б) «Цыганы»

                          127. в) «Кавказский пленник»

                          128. 24.Кому посвящено стихотворение «Сожженное письмо»?

                          129. а) Амалии Ризнич

                          130. б) Елизавете Воронцовой

                          131. в) Наталье Гончаровой

                          132. 25.Кто из друзей посещает поэта во время ссылки в Михайловское?

                          133. а) Чаадаев

                          134. б) Кюхельбекер

                          135. в) Пущин

                          136. 26.Пимен - герой какого произведения А.С.Пушкина?

                          137. а) «Борис Годунов»

                          138. б) «Пир во время чумы»

                          139. в) «Полтава»

                          140. Итоговая контрольная работа по творчеству М. Ю. Лермонтова.

                          141. 1. Кто является героем «своего времени» в романе?

                          142. а) Казбич б) Максим Максимыч

                          143. в) Вернер г) Печорин

                          144. 2. Печорина звали:

                          145. а) Максим Григорьевич б) Александр Григорьевич

                          146. в) Григорий Александрович г) Максим Максимыч

                          147. 3. Кто рассказывает историю Бэлы?

                          148. а) Азамат, её брат б) автор

                          149. в) Печорин г) Максим Максимыч

                          150. 4. Кого из героев романа критик охарактеризовал так? «…Это тип старого кавказского служаки, закаленного в опасностях, трудах и битвах, которого лицо так же загорело и сурово, как манеры простоваты и грубы, но у которого чудесная душа и золотое сердце…»

                          151. а) Максим Максимыч б) Вулич

                          152. в) Казбич г) Печорин

                          153. 5. Какая из частей романа является центральной и несёт на себе главную идейную нагрузку?

                          154. а) «Бэла» б) «Максим Максимыч» в) «Тамань»

                          155. г) «Княжна Мэри» д) «Фаталист»

                          156. 6. О ком из героев романа Печорин сделал следующую запись в своем дневнике?

                          157. «…он из тех людей, которых просто прекрасное не трогает и которые важно драпируются в необыкновенные чувства, возвышенные страсти и исключительные страдания. Производить эффект - их наслаждение; они нравятся романтическим провинциалкам до безумия. Под старость они делаются либо мирными помещиками, либо пьяницами - иногда тем и другим…»

                          158. а) Максим Максимыч б) Грушницкий

                          159. в) Вернер г) Вулич

                          160. 7. Кого Печорин описал так? «Необыкновенная гибкость ее стана, особенное, ей только свойственное наклонение головы, длинные русые волосы, какой-то золотистый отлив ее слегка загорелой кожи на шее и плечах и особенно правильный нос - все это было для меня обворожительно.…»

                          161. а) Вера б) Мери

                          162. в) Бэла г) девушка - ундина

                          163. 8. Определите тему романа «Герой нашего времени»

                          164. а) жизнь светского общества

                          165. б) жизнь военных на Кавказе

                          166. в) тема взаимодействия личности, общества и судьбы

                          167. г) тема взаимодействия незаурядной личности с «водяным обществом»

                          168. 9. Роман «Герой нашего времени»

                          169. а) романтический

                          170. б) сентиментальный

                          171. в) нравственно - психологический

                          172. г) детективный

                          173. 10. Зачем Лермонтов нарушил хронологическую последовательность глав романа?

                          174. а) чтобы разнообразить повествование

                          175. б) чтобы выявить в главном герое суть его характера, не зависящую от времени

                          176. в) чтобы показать развитие героя, его эволюцию

                          177. г) всё вышеперечисленное

                          178. Ответы:

                          179. 1-г 6-б

                          180. 2-в 7-г

                          181. 3-г 8-в

                          182. 4-а 9-в

                          183. 5-г 10-б

                          184. Контроль знаний за первое полугодие.

                          185. Контроль знаний за второе полугодие.

                          186. Произведения для заучивания наизусть.

                          187. Слово о полку Игореве (Вступление или «Плач Ярославны». М.В.Ломоносов. Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния ( отрывок по выбору ).

                          188. Г. Р. Д е р ж а в и н. Властителям и судиям. Памятник (на выбор). А. С. Грибоедов. Горе от ума (один из монологов Чацкого). А. С. П у ш к и н. К Чаадаеву. Анчар. Мадонна. Пророк. «Я вас любил...» (по выбору учащихся).

                          189. Евгений Онегин (отрывок по выбору учащихся, например «Письмо Татьяны», «Письмо Онегина»).

                          190. М. Ю. Лермонтов. Смерть Поэта. «И скучно и грустно». Родина. Пророк. Молитва (по выбору учащихся).

                          191. а. А. Блок. «Ветер принес издалека...». «О, весна без конца и без краю...», «О, я хочу безумно жить...» (на выбор).

                          192. С. А. Есенин. «Край ты мой заброшенный...». «Не жалею, не зову, не плачу...». «Разбуди меня завтра рано...». «Отговорила роща золотая...» (по выбору учащихся).

                          193. в.В. Маяковский. Люблю (отрывок).

                          194. М.И.Цветаева. «Идешь, на меня похожий...». «Мне нравится, что вы больны не мной...». Стихи о Москве. Стихи к Блоку. Из циклов «Ахматовой», «Родина» (по выбору учащихся).

                          195. Н.А.Заболоцкий. «Я не ищу гармонии в природе...». «Где-то в поле возле Магадана...». О красоте человеческих лиц. Можжевеловый куст. Завещание (по выбору).

                          196. А. А. Ахматова. Сероглазый король. Молитва. «Не с теми я, кто бросил землю...». «Что ты бродишь неприкаянный...». Муза. «И упало каменное слово...» (по выбору).

                          197. А.Т.Твардовский. Весенние строчки. «Я убит подо Ржевом...» (отрывок).



                             
                             
                            X

                            Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

                            После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

                            Кнопки рекомендации:

                            загрузить материал