- Учителю
- Тематическое планирование по литературе 9 класс по программе Курдюмовой
Тематическое планирование по литературе 9 класс по программе Курдюмовой
№ |
Тема урока |
Кол-во часов |
Тип урока |
Элементы содержания |
Требования к уровню обучающихся |
Вид контроля |
Дата проведения |
Примечания | ||||||||
п л а н |
ф а к т | |||||||||||||||
Вводный (1 час) | ||||||||||||||||
1 |
Шедевры русской литературы |
1 |
Объяснение нового мате- |
Место художественной литературы в общественной жизни и культуре России. Национальные ценности и традиции. Гуманистический, гражданский пафос Эпохи развития литературы. Понятие о литературном процессе |
Знать: роль литературы в духовной жизни России. Уметь: обращаться к различным формам монологической и диалогической речи в процессе обсуждения произведения |
Организация совместной |
|
|
| |||||||
Древнерусская литература (7 часов) | ||||||||||||||||
2 |
Истоки и начало древнерусской Многообразие жанров |
1 |
Объяснение нового материала |
Патриотический пафос, поучительный характер. Истоки и начало древнерусской литературы, христианско-православные корни. Многообразие жанров |
Уметь: дать обзорную |
Организация совместной учебной деятельности |
|
|
| |||||||
|
|
|
|
|
| |||||||||||
3-4 |
«Слово о полку Игореве». Открытие, издание и композиция «Слова…» |
2 |
Объяснение нового мате- |
Открытие «Слова…» Вопрос о времени создания и об авторстве. Историческая основа, сюжет. Стихотворный перевод. Роль памятника в судьбах русской культуры |
Знать: историческую Уметь: выявить идею, образную систему, пейзаж
произведения, выразительно читать отрывок |
Беседа, проблемные задания |
|
|
| |||||||
5-6 |
Образ русской земли |
2 |
Объяснение нового материала |
Жанр художественного произведения, образы русских князей, идеальный образ русской женщины, фольклорные традиции, своеобразие авторского стиля |
Знать: историческую Уметь: выявить идею, образную систему, пейзаж
произведения; выразительно читать отрывок |
Организация совместной |
|
|
| |||||||
|
|
|
| |||||||||||||
7 |
Символика «Слова», своеобразие авторского стиля. Переводы и переложения произведения |
1 |
Систематизация ЗУН |
Жанр, образы русских князей, идеальный образ русской женщины, фольклорные традиции, своеобразие авторского стиля, символика |
Знать: историческую Уметь: выявить идею, образную систему, пейзаж произведения, выразительно читать отрывок из «Слова…» |
Организация совместной учебной деятельности |
|
|
| |||||||
8 |
Тест по теме «Древнерусская литература» |
1 |
Контроль ЗУН по теме |
Определение уровня изученного материала. Проверка и тематический контроль знаний, умений, навыков |
Знать: материал по теме «Древнерусская литература», технологию тестовой работы с выбором варианта ответа. Уметь: работать с тестом |
Беседа, проблемные задания |
|
|
| |||||||
Литература XVIII века (12 часов) | ||||||||||||||||
9 |
Классицизм как литературное направление. |
1 |
Комбинированный |
Понятие о классицизме, происхождение термина, причины
возникновения, время господства, социальная почва
классицизма, основные правила. Авторы и произведения
русских и зарубежных писателей. Жизнь, личность, судьба,
поэтическая и реформаторская деятельность |
Знать: характерные черты классицизма и особенности русского классицизма; основные теоретические понятия, связанные с характеристикой литературного направления. Уметь: обращаться к различным формам монологической и диалогической речи в процессе анализа произведения |
Организация совместной |
|
|
| |||||||
10 |
М. В. Ломоносов. Жизнь и творчество. Жанр оды. Средства создания образа идеального монарха |
1 |
Объяснение нового мате- |
Вопросы по повторению, повторение понятия об оде. Знакомство с особенностями композиции, выразительное чтение, беседа по содержанию. Черты классицизма в оде. Прославление родины, науки и просвещения в произведениях поэта |
Знать: общие сведения о М. В. Ломоносове как реформаторе русского языка, поэте и писателе, понятие жанра оды. Уметь: воспринимать |
Организация совместной |
|
|
| |||||||
11 |
Г. Р. Державин. Жизнь и творчество. Традиция и новаторство в поэзии. Жанры поэзии. Тема поэта и поэзии. «Памятник» |
1 |
Объяснение нового мате- |
Время и история создания, оригинальность «Памятника». Выразительное чтение стихотворения. Словарная работа. Мысли о долге и назначении поэта, заслугах, прочности славы. Сравнение оды Горация и перевода Державина |
Знать: общие сведения Уметь: показать отличительные черты оды Державина
«Фелица» от од |
</<font face="Times New Roman, serif">Беседа, проблемные задания им |
|
|
| |||||||
12 |
Г. Р. Державин. Философская проблематика произведений.
Взгляды на поэта и поэзию, гражданский |
1 |
Систематизация ЗУН |
История создания, жанр. Выразительное чтение. Беседа по содержанию. Особенности оды. Сочетание классицизма и новаторских черт, возвышенного с обыденным. Гражданский пафос лирики |
Знать: общие сведения Уметь: показать отличие оды Державина «Фелица» от од
М. Ломоносова; использовать различные формы изученных
художественных произведений; сопоставлять про- |
Организация совместной |
|
|
| |||||||
|
|
|
|
в процессе обсуждения произведения | ||||||||||||
13 |
Творчество Д. И. Фонвизина |
1 |
Объяснение нового мате- |
Слово о жизни и творчестве драматурга. Сатирическая
направленность комедии. Герои |
Знать: общие сведения о жизни и творчестве Д. И. Фонвизина, текст комедии «Недоросль». Уметь: показать проблему образования и воспитания в комедии |
Творческая работа |
|
|
| |||||||
14 |
История создания пьесы «Недоросль», ее сценическая судьба. Обзор содержания |
1 |
Объяснение нового материала |
История создания пьесы; проблематика. Обзор содержания. Чтение по ролям. Классицизм в драматическом произведении |
Уметь: рассуждать на тему «Проблемы образования и
воспитания в комедии "Недоросль" и в современном
обществе»; пользоваться различными |
Организация совместной |
|
|
| |||||||
15 |
Анализ текста пьесы и подтекста |
1 |
Комбинированный |
Анализ системы образов. Сообщения учащихся об отрицательных героях. Чтение по ролям (последнее явление). Резкое противопоставление позиций Простаковых, Скотининых и Правдина, Стародума |
Уметь: рассуждать на тему «Проблемы образования и
воспитания в комедии "Недоросль" и в современном
обществе»; использовать сведения в процессе изучения художественного текста |
Беседа, проблемные задания |
|
|
| |||||||
|
|
|
|
|
| |||||||||||
16 |
Представление о характерах персонажей и их |
1 |
Комбинированный |
Вопросы на повторение. Сообщения учащихся о
положительных |
Знать: содержание пьесы, черты классицизма. Уметь: анализировать образы комедии, определять тематику и проблематику произведения; обращаться к форме монологической речи в процессе анализа произведения |
Организация совместной |
|
|
| |||||||
17 |
Жизнь и творчество |
1 |
Комбинированный |
Происхождение термина, причины возникновения, время господства, основные черты. Авторы и их произведения. Жизнь, личность, судьба Н. М. Карамзина |
Знать: понятие о сентиментализме; биографию и творчество Карамзина как писателя и историка. Уметь: воспринимать и анализировать повесть «Бедная Лиза» |
Фронтальный опрос. Самостоятельная работа |
|
|
| |||||||
18 |
Литературное направление - сентиментализм. Повесть |
1 |
Комбинированный |
Сентиментализм произведения как литературное
направление. Комментированное чтение повести.
Сообщения |
Знать: понятие о сентиментализме; биографию Уметь: воспринимать |
Организация совместной |
|
|
| |||||||
19 |
А. Н. Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву» |
1 |
Комбинированный |
Основные черты жанра путешествия. Смысл названия |
Уметь: выделять характерные черты путешествия в произведениях русской литературы; пользоваться различными видами справочной литературы; комментировать изученные произведения и доказательно их оценивать |
Беседа, проблемные задания |
|
|
| |||||||
20 |
Тест по теме «Литература XVIII века» |
1 |
Контроль ЗУН по теме |
Определение уровня изученного материала, проверка и тематический контроль знаний, умений, навыков |
Знать: материал по теме, технологию тестовой работы с выбором варианта ответа. Уметь: работать с тестом |
Организация совместной деятельности |
|
|
| |||||||
|
|
|
|
|
| |||||||||||
Русская литература XIX века (54 часов) | ||||||||||||||||
21 |
А. С. Грибоедов. Жизнь и творчество |
1 |
Объяснение нового материала |
Человек и его связи с национальной историей.
Взаимодействие культур. Романтизм в русской культуре.
Лекция |
Знать: биографию Уметь: выявить смысл названия комедии; комментировать изученное произведение и доказательно оценивать |
Фронтальный опрос. Самостоятельная работа |
|
|
| |||||||
22 |
А. С. Грибоедов. Комедия «Горе от ума». Специфика жанра комедии. Искусство построения интриги |
1 |
Комбинированный |
Время и история создания комедии. Комментированное
чтение |
Знать: содержание пьесы, уметь построить устную
характеристику Уметь: обращаться к различным формам монологической и диалогической речи в ходе обсуждения |
Организация совместной |
|
|
| |||||||
23 |
А. С. Грибоедов. Смысл названия и проблема ума в комедии |
1 |
Систематизация ЗУН |
Конфликт в драматическом произведении. Основные этапы развития действия. Участники социально-политического конфликта |
Уметь: составлять сравнительную характеристику героя; сопоставлять и оценивать поступки |
Фронтальный опрос. Самостоятельная работа |
|
|
| |||||||
24 |
А. С. Грибоедов. Чацкий и фамусовская Москва |
1 |
Систематизация ЗУН |
Многочисленность фамусовского общества |
Знать: основные теоретические понятия, связанные с характеристикой литературного процесса. Уметь: составлять сравнительную характеристику героя; сопоставлять и оценивать поступки персонажей |
Беседа, проблемные задания |
|
|
| |||||||
25 |
Образ Чацкого. Чацкий и Молчалин |
1 |
Комбинированный |
Сведения о Чацком до появления на сцене. Анализ образа Чацкого по плану (проверка домашнего задания). Сопоставительная характеристика Чацкого и Молчалина. Составление таблицы |
Знать: основные черты классицизма и реализма. Уметь: применять знания в работе с текстом художественного произведения |
Организация совместной |
|
|
| |||||||
26 |
А. С. Грибоедов. Мастерство драматурга в создании характеров. Женские образы комедии. Образ Софьи |
1 |
Систематизации ЗУН |
Беседа по содержанию. Анализ образа Софьи. Интерпретация образа Софьи в русской критике. Беседа о других женских образах комедии |
Знать: содержание пьесы, черты классицизма. Уметь: анализировать образы комедии, определять
тематику и проблематику произведения; использовать
специфику рода, жанра, авторской |
Беседа, проблемные задания |
|
|
| |||||||
27 |
А. С. Грибоедов. «Открытость» финала пьесы, его
нравственно-философское звучание. Черты классицизма и
реализма |
1 |
Комбинированный |
Повторение теоретических сведений о классицизме и
реализме. Беседа о чертах классицизма и реализма в
комедии. Вывод об особенностях жанра. Новаторство
драматурга |
Знать: содержание пьесы, черты классицизма. Уметь: анализировать образы комедии, определять тематику и проблематику произведения; пользоваться различными видами справочной литературы |
Беседа, проблемные задания |
|
|
| |||||||
28 |
А. С. Грибоедов. Образность комедии и афористичность ее языка |
1 |
Комбинированный |
Беседа об особенностях языка комедии. Работа с критической статьей «Мильон терзаний» |
Знать: содержание пьесы, черты классицизма. Уметь: анализировать образы комедии, определять тематику и проблематику произведения |
Организация совместной деятельности |
|
|
| |||||||
29 |
А. С. Грибоедов. Анализ комедии в критическом этюде И.
А. Гончарова «Мильон |
1 |
Комбинированный |
Конфликт в драматическом произведении. Основные этапы
развития действия. Участники социально-политического
конфликта. |
Знать: содержание пьесы, черты классицизма. Уметь: развернуто обосновывать суждения, приводить
доказательства, используя цитатный Владеть: основными |
Беседа, проблемные задания |
|
|
| |||||||
30 |
Тест по теме |
1 |
Контроль ЗУН по теме |
Определение уровня изученного материала Проверка и тематический контроль знаний, умений, навыков |
Знать: материал по теме, технологию тестовой работы с выбором варианта ответа. Уметь: работать с тестом |
Организация совместной |
|
|
| |||||||
31 |
Литература ХIХ века. Романтизм как литературное направление. Дж. Г. Байрон |
1 |
Объяснение нового материала |
Понятие о романтизме. Национальные особенности романтизма, его представители. |
Знать: приемы систематизации материала. Уметь: устно и письменно излагать мысли на заданную тему |
Творческое |
|
|
| |||||||
32 |
В. А. Жуковский. Жизнь и творчество. Черты романтизма в лирике поэта. Тема человека и природы на примере баллады «Светлана» |
1 |
Комбинированный |
Черты романтизма в лирике В. А. Жуковского. Краткий очерк жизни поэта. Чтение и анализ стихотворений «Вечер», «Море». Жуковский - переводчик |
Знать: основные сведения о жизни и творчестве В. А. Жуковского. Уметь: находить народные обычаи в балладе «Светлана»; использовать диалог в процессе анализа и обсуждения произведения |
Фронтальный опрос. Самостоятельная работа |
|
|
| |||||||
33 |
А. С. Пушкин. Жизнь и творчество |
1 |
Комбинированный |
Историческая концепция пушкинского творчества. Развитие реализма в лирике, прозе, драматургии. Вступительное слово учителя. Основные периоды в жизни и творчестве А. С. Пушкина. Сообщения учащихся: «Москва в жизни А. С. Пушкина», «Лицей в жизни |
Знать: основные факты жизни и творчества писателя; необходимые теоретические понятия, связанные с характеристикой литературного процесса. Уметь: комментировать изученные ранее произведения А. С. Пушкина и доказательно их оценивать; использовать сведения по теории литературы в процессе оценки текста |
Беседа, проблемные задания |
|
|
| |||||||
|
| |||||||||||||||
34 |
А. С. Пушкин. Образно-стилистическое богатство |
1 |
Систематизация ЗУН |
Взгляды поэтов на за- |
Знать: основные теоретические понятия, связанные с характеристикой литературного процесса. Уметь: анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы; пользоваться различными видами справочной литературы |
Беседа, проблемные задания |
|
|
| |||||||
35 |
А. С. Пушкин. «Моцарт и Сальери». «Гений и злодейство» как главная тема в трагедии |
1 |
Систематизация ЗУН |
Взгляды поэтов на задачи поэзии и поэта в жизни общества. Философская лирика, анализ лирического стихотворения. Нравственная проблематика трагедии |
Уметь: анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы; обращаться к диалогу в процессе обсуждения произведения |
Фронтальный опрос. Самостоятельная работа |
|
|
| |||||||
36 |
А. С. Пушкин. Роман в стихах «Евгений Онегин». Своеобразие жанра и композиции |
1 |
Комбинированный |
Творческая история романа. Особая форма стихотворной строфы. Сюжет. Особенности жанра и композиции романа в стихах |
Уметь: аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению; учитывать позицию автора при анализе и оценке произведения |
Организация совместной |
|
|
| |||||||
37 |
А. С. Пушкин. «Евгений Онегин». Единство |
1 |
Комбинирован- ный |
Эпиграф. Лирический герой. Лирические отступления. Отражение в романе социального, бытового и культурного уклада русской жизни начала ХIХ века. Проблема человека и культурной среды |
Знать: систему образов строфы. Уметь: давать характеристику героям романа, показать проблему финала романа; выразительно читать отрывок из романа |
Организация совместной |
|
|
| |||||||
38 |
А. С. Пушкин. «Евгений Онегин». Сюжетные линии романа и темы лирических отступлений |
1 |
Комбинированный урок |
Лирические отступления. Проблема человека и культурной среды. Художественные особенности. Образ читателя и его значение в романе. Общечеловеческие и философские проблемы романа |
Знать: систему образов Уметь: давать характеристику героям романа, показать проблему финала романа; выразительно читать отрывок из романа |
Организация совместной |
|
|
| |||||||
39 |
А. С. Пушкин. Образ Онегина и тип «лишнего человека» в русской литературе |
1 |
Комбинированный |
Сюжет. Понятие лишний человек. Лирический герой. Общечеловеческие и философские проблемы романа. Трагические аспекты характера Онегина. Сюжет романа и темы лирических отступлений |
Знать: основные теоретические понятия, связанные с характеристикой литературного процесса. Уметь: аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению |
Организация совместной |
|
|
| |||||||
40 |
А. С. Пушкин. «Евгений Онегин». Онегин и Ленский |
1 |
Комбинированный |
Отражение в романе |
Знать: систему образов Уметь: давать характеристику героям романа, показать проблему финала романа; выразительно читать отрывок из романа; комментировать изученные произведения и доказательно их оценивать |
Организация совместной |
|
|
| |||||||
41 |
А. С. Пушкин. «Евгений Онегин». Татьяна как «милый идеал» Пушкина |
1 |
Комбинированный |
Нравственная цельность характера Татьяны. Беседа по содержанию романа. Анализ образа Татьяны. Сопоставительная характеристика Татьяны и Ольги с опорой на таблицу |
Знать: содержание изучаемого произведения. Уметь: аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению |
Организация совместной |
|
|
| |||||||
42 |
А. С. Пушкин. «Евгений Онегин». Тема любви и долга |
1 |
Комбинированный |
Проблема человека Художественные особенности. Общечеловеческие и философские проблемы романа. Трагические аспекты характера Онегина. Нравственная цельность характера Татьяны |
Уметь: аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению; обращаться к форме диалогической и монологической речи в процессе анализа и обсуждения произведения |
Организация совместной |
|
|
| |||||||
43 |
А. С. Пушкин. «Евгений Онегин». Нравственно-философская проблематика произведения |
1 |
Комбинированный |
Общечеловеческие |
Уметь: аргументированно формулировать свое отношение к
прочитанному произведению; характеризовать
литературное |
Организация совместной |
|
|
| |||||||
44 |
А. С. Пушкин. «Евгений Онегин». Проблема |
1 |
Комбинированный |
Работа над теоретическими понятиями: сюжет, образ
автора, лирические отступления. Тематика и роль
лирических отступлений |
Знать: систему образов Уметь: давать характеристику героям романа, показать проблему финала романа; выразительно читать отрывок из романа |
Организация совместной |
|
|
| |||||||
45 |
А. С. Пушкин. «Евгений Онегин». Реализм и энциклопедизм романа. Онегинская строфа |
1 |
Комбинированный |
Чтение наизусть одного из лирических отступлений. Повторение понятия о реализме. Картины природы в романе. Особенности онегинской строфы |
Знать: систему образов Уметь: давать характеристику героям романа, показать проблему финала романа; выразительно читать отрывок из романа |
Организация совместной |
|
|
| |||||||
46- 47 |
Р/р. Классное сочинение по творчеству |
2 |
Комбинированный |
Систематизация знаний о значении и влиянии творчества Пушкина на творчество
поэтов последующих поколений, формирование |
Знать: общую характеристику развития русской литературы (этапы развития, основные направления). Уметь: аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению, создавать сочинения различных жанров |
Самостоятельная |
|
|
| |||||||
48 |
Тест по теме |
1 |
Контроль ЗУН по теме |
Определение уровня изученного материала. Проверка и тематический контроль знаний, умений, навыков |
Знать: материал по теме, технологию тестовой работы с выбором варианта ответа. Уметь: работать с тестом |
Тренинг, практикум |
|
|
| |||||||
49 |
Литература ХIХ века. Реализм как литературное направление |
1 |
Объяснение нового материала |
Характеристика русской прозы, журналистики, критики
ХIХ века. Реализм как литературное направление. |
Знать: общую характеристику и своеобразие русской литературы XIX века. Уметь: использовать |
Беседа, проблемные задания |
|
|
| |||||||
50 |
М. Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. Основные мотивы лирики |
1 |
Комбинированный |
Основные темы и мотивы в лирике М. Лермонтова, анализ лирического произведения, взгляды поэта на назначение поэзии. Особенности лирического героя |
Знать: основные факты жизни и творчества Уметь: выразительно читать изученное произведение, соблюдая нормы литературного произношения |
Организация совместной |
|
|
| |||||||
51
|
М. Ю. Лермонтов. Образ поэта в лермонтовской лирике. Поэт и его поколение Тема родины в лирике. Природа и человек в
философской |
1
|
Комбинированный
|
Образ поэта в лермонтовской лирике, взгляды поэта М. Лермонтова, Философская лирика М. Лермонтова, анализ лирического произведения. |
Уметь: анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы, содержание произведений поэта. Уметь: аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению |
Организация совместной
|
|
|
| |||||||
52 |
М. Ю. Лермонтов. Роман «Герой нашего времени». Жанр
социально-психологического романа. Образы |
1 |
Комбинированный |
Жанр социально-психологического романа. Особенности композиции романа, ее роль в раскрытии образа Печорина. Образы повествователей. Печорин в системе мужских образов романа. |
Знать: содержание прочитанного произведения. Уметь: воспринимать и анализировать текст; определять жанр литературного произведения; формулировать идею, проблематику произведения; давать характеристику герою |
Организация совместной |
|
|
| |||||||
53 |
М. Ю. Лермонтов. Роман «Герой нашего времени».
Особенности |
1 |
Комбинированный |
Жанр социально-психологического романа. Образы
повествователей. «Герой нашего в системе образов романа. Литературная критика об образе Печорина |
Знать: содержание прочитанного произведения. Уметь: воспринимать |
Организация совместной деятельности |
|
|
| |||||||
54 |
М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени». |
1 |
Комбинированный |
Дружба в жизни Печорина. Печорин в системе мужских
образов романа. Литературная критика об образе Печорина.
Определение жанра |
Организация совместной |
|
|
| ||||||||
55 |
М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени». Тема любви и женские образы в романе |
1 |
Комбинированный |
Любовь в жизни Печорина. Женские образы романа и их
роль |
Знать: содержание прочитанного произведения. Уметь: воспринимать и анализировать текст; определять жанр литературного произведения; формулировать идею, проблематику произведения; давать характеристику герою |
Организация совместной |
|
|
| |||||||
56 |
М. Ю. Лермонтов. Нравственно-философская проблематика произведения, проблема судьбы |
1 |
Комбинированный |
Жанр социально-психологического романа. Нравственная
проблематика романа. Литературная критика |
Знать: содержание прочитанного произведения. Уметь: воспринимать определять жанр литературного произведения; формулировать идею, проблематику произведения; давать характеристику герою |
Организация совместной учебной деятельности |
|
|
| |||||||
57 |
Р/р. Подготовка к сочинению по роману «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова |
1 |
Комбинированный |
Систематизация знаний о значении и влиянии творчества Лермонтова на творчество поэтов последующих поколений,
формирование литературного процесса |
Знать: основные теоретические понятия, содержание изученных произведений. Уметь: аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению, создавать сочинения различных жанров |
Беседа, проблемные задания |
|
|
| |||||||
58 |
Н. В. Гоголь. Жизнь |
1 |
Комбинирован- ный |
Расширение представления о личности писателя, его творческом пути и художественном мире. Связь творчества с фольклором, своеобразие языка. Фантастика и реальность в произведениях. Гоголевское «двоемирие» |
Знать: основные факты жизни и творчества Уметь: обращаться к различным формам монологической и диалогической речи в процессе анализа и обсуждения произведения |
Беседа, проблемные задания |
|
|
| |||||||
59 |
Н. В. Гоголь. Поэма «Мертвые души». История замысла, жанр и композиция поэмы |
1 |
Комбинированный |
Определить своеобразие композиции поэмы. Наличие большого количества внесюжетных элементов, подчиненная роль сюжета. «Микросюжеты» и их роль в поэме. Описания, их роль. Многообразие тематики и пафоса авторских отступлений |
Знать: содержание прочитанного произведения. Уметь: воспринимать и анализировать текст; определять жанр литературного произведения; формулировать идею, проблематику произведения; давать характеристику герою |
Организация совместной |
|
|
| |||||||
60- 61 |
Н. В. Гоголь. Авантюра Чичикова как сюжетная основа повествования. Место Чичикова |
2 |
Комбинированный |
Христианская позиция писателя. Своеобразие гоголевской
типизации. Обобщающее значение образа Чичикова,
своеобразие его характера. Своеобразие гоголевского
комизма. Соотношение сатиры и юмора. Образ
повествователя, повествователь |
Знать: основные теоретические понятия, связанные с характеристикой литературного процесса. Уметь: анализировать эпизод и его место в тексте,
используя сведения литературы |
Организация совместной |
|
|
| |||||||
в системе образов |
| |||||||||||||||
62- 63 |
Н. В. Гоголь. Образы помещиков и чиновников и средства их создания |
2 |
Комбинированный |
Своеобразие композиции поэмы. Мир вещей в поэме
«Мертвые души». Русь «мертвая» и Русь «живая».
Христианская позиция писателя. Своеобразие гоголевской
типизации, |
Уметь: анализировать эпизод и его место в тексте, используя сведения по истории и теории литературы; обращаться к различным формам монологической и диалогической речи в процессе анализа и обсуждения произведения |
Организация совместной |
|
|
| |||||||
64 |
Н. В. Гоголь. Место в сюжете поэмы «Повести о Мокии Кифовиче |
1 |
Комбинированный |
Своеобразие композиции поэмы. Наличие большого количества внесюжетных элементов, подчиненная роль сюжета. «Микросюжеты» и их роль в поэме. Многообразие тематики и пафоса авторских отступлений. Своеобразие гоголевского |
Уметь: анализировать эпизод и его место в тексте, используя сведения по истории и теории литературы; использовать специфику рода, жанра, тематики, авторской манеры и позицию автора при анализе и оценке произведения |
Организация совместной |
|
|
| |||||||
|
|
|
комизма. Соотношение сатиры и юмора. Образ повествователя, повествователь и автор |
|
| |||||||||||
65 |
Н. В. Гоголь. Смысл названия произведения. Души мертвые и живые в поэме. Лирические отступления в поэме, образ Руси и мотив дороги |
1 |
Комбинированный |
Русь «мертвая» и Русь «живая». Христианская позиция писателя. Своеобразие гоголевской типизации. Соотношение сатиры и юмора. Образ повествователя, повествователь и автор |
Знать: содержание прочитанного произведения. Уметь: воспринимать и анализировать текст; определять жанр литературного произведения; формулировать идею, проблематику произведения; давать характеристику герою |
Организация совместной |
|
|
| |||||||
66 |
Р/р. Подготовка к сочинению по поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души» |
1 |
Комбинированный |
Систематизация знаний о значении и влиянии творчества Лермонтова на творчество поэтов последующих поколений,
формирование |
Уметь: аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению, создавать сочинения различных жанров; активно и доказательно использовать другие виды искусства в процессе изучения литературы |
Беседа, проблемные задания |
|
|
| |||||||
67 |
Н. В. Гоголь «Шинель» |
1 |
Комбинированный |
Судьба «маленького человека» в повести. Приёмы создания образа героя. |
Знать: содержание прочитанного произведения Уметь: работать с текстом, комментировать |
Беседа, проблемные задания |
|
|
| |||||||
68 |
Философское понимание мира Ф. И. Тютчева и А. А. Фета |
1 |
Комбинированный |
Знакомство с основными этапами жизненного и творческого пути поэтов, с особенностями мировосприятия. Философские основы произведений поэтов. Основные темы поэзии. Способы раскрытия в любовной лирике драматических переживаний человека. Сопоставление текстов, особенности поэтики |
Знать: основные этапы жизненного и творческого пути Ф.
И. Тютчева и А. А. Фета; общую характеристику Уметь: показать основные особенности поэтического языка поэтов; использовать специфику рода, жанра, тематики, авторской манеры при анализе и оценке произведения |
Беседа, проблемные задания |
|
|
| |||||||
69 |
Лирика |
1 |
Комбинированный |
Знакомство с основными этапами жизни Н. А. Некрасова; некрасовской лирики; соотношение гражданственности и искусства; поэтизация жертвенности; поэтическая декларация; связь с русским фольклором; сказовый стиль произведений. Художественные особенности и своеобразие идейного содержания лирики поэта |
Знать: жизнь и творчество Н. А. Некрасова; тематику лирики поэта. Уметь: показать тему народного страдания в лирике Н.
А. Некрасова; |
Организация совместной |
|
|
| |||||||
|
|
|
|
|
| |||||||||||
70- 71 |
Любовь |
2 |
Комбинированный |
Знакомство с основными этапами жизненного и творческого пути И. С. Тургенева, его художественным миром. Нравственные проблемы в повести. Своеобразие тургеневского психологизма |
Знать: понятие художественная деталь, содержание
повести «Первая Уметь: характеризовать |
Организация совместной |
|
|
| |||||||
72 |
Слово о Л. Н. Толстом. Обзор содержания автобиографической
трилогии. Психологизм автобиографической прозы |
1 |
Комбинированный |
Основные этапы жизненного и творческого пути Л. Н.
Толстого. и патриотизма солдат |
Знать: жизнь и творчество Л. Н. Толстого, понятия диалектика души, автобиографическая трилогия. Уметь: давать характеристику героям, выявлять проблематику литературного произведения; комментировать и доказательно оценивать произведение |
Беседа, проблемные задания |
|
|
| |||||||
73 |
Особенности поэтики Л. Н. Толстого в повести «Юность». «Диалектика души» и
чистота нравственного чувства |
1 |
Комбинированный |
Знакомство с основными этапами жизненного и творческого пути Л. Н. Толстого. «Диалектика души» и чистота нравственного чувства в трилогии «Детство. Отрочество. Юность» |
Знать: жизнь и творчество Л. Н. Толстого, понятия
диалектика души, автобиографическая Уметь: давать характеристику героям, выявлять проблематику; соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; определять род и жанр произведения |
Беседа, проблемные задания |
|
|
| |||||||
74 |
Комическое и трагическое в прозе Чехова. в футляре» |
1 |
Комбинированный |
Общественно-политическая жизнь 80-90-х годов XIX века.
Роль творчества А. П. Чехова. Личность и судьба писателя.
Особенности художественного миро- |
Знать: жизнь и творчество А. П. Чехова, понятие подтекста, отличия комического и сатирического текстов. Уметь: писать рецензию на один из лирико-драматических рассказов |
Организация совместной |
|
|
| |||||||
|
| |||||||||||||||
Литература XX века (24 часа) | ||||||||||||||||
75 |
Образы Родины, природы, откровения души
лирического |
1 |
Комбинированный |
Понятие об особенностях поэтического мира, музыкальности прозы И. А. Бунина. Откровения души лирического героя в стихотворениях поэта |
Знать: основные сведения о жизни и творчестве И. А. Бунина. Уметь: характеризовать основные образы лирики |
Организация совместной |
|
|
| |||||||
76 |
М. Горький. Автобиографическая |
1 |
Комбинированный |
Знакомство с биографией и особенностями творческого пути М. Горького. Раннее творчество писателя. Главы из повести «Мои университеты» |
Знать: основные сведения о жизни и творчестве М. Горького, обзорно автобиографическую трилогию «Мои университеты». Уметь: давать характеристику героям, совершенствовать
навыки |
Организация совместной |
|
|
| |||||||
|
|
|
|
| ||||||||||||
77 |
Творчество А. Блока. Женские образы в лирике поэта |
1 |
Комбинированный |
Показать эволюцию творчества А. Блока, своеобразие любовного чувства лирического героя, своеобразие реализации темы России в лирике Блока |
Знать: своеобразие лирики поэтов «серебряного» века,
основные этапы Уметь: выделить художественные образы |
Организация совместной |
|
|
| |||||||
78 |
С. Есенин и его судьба. Тема Родины и тема любви в лирике Есенина |
1 |
Комбинированный |
Эволюция творчества С. Есенина, тематика и проблематика лирики. Слово о Есенине и его судьбе. Эмоциональность и философская глубина поэзии |
Знать: своеобразие лирики поэтов «серебряного» века,
основные этапы Уметь: выделить художественные образы |
Организация совместной |
|
|
| |||||||
79 |
В. В. Маяковский. Ранняя лирика, |
1 |
Комбинированный |
Знакомство с личностью, мировоззрением |
Знать: своеобразие лирики поэтов «серебряного» века,
основные этапы Уметь: выделить художественные образы в лирике В. Маяковского; выразительно читать стихотворение |
Беседа, проблемные задания |
|
|
| |||||||
80 |
Поэзия |
1 |
Комбинированный |
Знакомство с личностью, мировоззрением |
Знать: своеобразие лирики поэтов «серебряного» века,
основные этапы Уметь: выделить художественные образы |
Организация совместной |
|
|
| |||||||
81 |
Р/р. Анализ самостоятельно выбранного произведения поэтов начала XX века |
1 |
Практическая работа |
Проверка сформированности навыка анализа лирического произведения |
Уметь: анализировать |
Организация совместной |
|
|
| |||||||
82 |
Комедия М. А. Булгакова «Мертвые души» по поэме |
1 |
Комбинированный |
Идейный замысел, |
Знать: теоретический материал о сатире. Уметь: показать актуальность комедии Булгакова; письменно выражать свое мнение; участвовать в диалоге, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою |
Беседа, проблемные задания |
|
|
| |||||||
83 |
В. В. Набоков. «Рождество» |
1 |
Комбинированный |
Тонкость и чёткость характеристики человека |
Знать: основные этапы жизни и творчества В. В. Набокова Уметь: показать значение образа героя рассказа,
выявить роль пейзажных |
Беседа, проблемные задания |
|
|
| |||||||
84 |
М. А. Шолохов. Жизнь и творчество. Гуманизм шолоховской прозы |
1 |
Комбинированный |
Знакомство с личностью, мировоззрением |
Знать: основные этапы жизни и творчества Уметь: показать значение образа героя рассказа «Судьба
человека», выявить роль пейзажных |
Организация совместной |
|
|
| |||||||
85 |
М. А. Шолохов. Рассказ «Судьба человека». Особенности сюжета и композиции. Проблема нравственного выбора. Роль пейзажных
зари- |
1 |
Комбинированный |
Роль композиции и сюжета в раскрытии авторского видения проблемы человеческого в человеке. Гуманистическое звучание произведения, художественное мастерство писателя. Психологическая точность и доброжелательность повествования |
Знать: основные этапы жизни и творчества Уметь: самостоятельно анализировать рассказ «Судьба
человека»; с литературным направлением эпохи; определять род и жанр произведения |
Организация совместной |
|
|
| |||||||
86- 87 |
А. И. Солженицын. Слово о писателе. «Как жаль»,
«Матренин двор». Автобиографическая основа рассказа.
Образ главной |
2 |
Комбинированный |
Знакомство с личностью, мировоззрением |
Знать: основные этапы жизни и творчества Уметь: выявлять авторскую позицию; соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; участвовать в диалоге |
Беседа, проблемные задания |
|
|
| |||||||
88 |
Стихотворения А. Твардовского |
1 |
Комбинированный |
Тема памяти в творчестве А. Твардовского. Историзм и публицистичность стихотворений и поэмы «По праву памяти». Связь лирики Твардовского с фольклором |
Знать: основные этапы жизни и творчества Уметь: выразительно читать стихотворение; понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою |
Организация совместной |
|
|
| |||||||
| ||||||||||||||||
89 |
Русская В. М. Шукшина «Ванька Тепляшин» |
2 |
Комбинированный |
Понятие своеобразия |
Знать: основные этапы жизни и творчества Уметь: показать особенности творчества В. Шукшина на примере рассказа «Ванька Тепляшин» |
Организация совместной |
|
|
| |||||||
90 |
В. П. Астафьев. «Царь-рыба» |
1 |
Комбинированный |
Гуманистическое звучание произведения, художественное
мастерство писателя. Краткий |
Знать: основные этапы жизни и творчества Уметь: показать нравственные проблемы в произведении В. Астафьева «Царь-рыба»; участвовать в диалоге |
Беседа, проблемные задания |
|
|
| |||||||
91- 92 |
Нравственные проблемы в повести |
2 |
Комбинированный |
Композиционное и жанровое своеобразие повести. Различные психологические типы персонажей повести |
Знать: основные этапы жизни и творчества Уметь: показать проблемы, которые ставит писатель в повести «Деньги для Марии»; определять род и жанр произведения |
Организация совместной |
|
|
| |||||||
93- 94 |
Смысл названия пьесы А. В. Вампилова «Старший сын» |
2 |
Комбинированный |
Раскрыть идейное звучание произведения, художественное мастерство писателя, показать традиции и новаторство драматургии А. В. Вампилова |
Знать: основные этапы жизни и творчества Уметь: показать художественные особенности и идейное своеобразие пьесы «Старший сын» |
Организация совместной |
|
|
| |||||||
95 |
Поэзия |
1 |
Комбинированный |
Раскрыть единство |
Знать: понятие поэзия «оттепели», основных авторов этого времени. Уметь: выразительно читать стихотворение, соблюдая нормы литературного произношения |
Организация совместной |
|
|
| |||||||
96 |
Тест по теме «Литература XX века» |
1 |
Контроль ЗУН по теме |
Определение уровня изученного материала. Проверка и тематический контроль знаний, умений, навыков |
Знать: материал по теме, технологию тестовой работы с выбором варианта ответа. Уметь: работать с тестом |
Тренинг, практикум |
|
|
| |||||||
97- 98 |
Р/р. Сочинение-рецензия на произведение русской |
2 |
Комбинированный |
Обобщить изученное по теме, систематизировать материал, совершенствовать навык письменной речи учащихся |
Уметь: писать рецензии на прочитанные произведения на литературные |
Письменная работа |
|
|
| |||||||
Зарубежная литература (4 часа) | ||||||||||||||||
99 |
Литература эпохи средневековья. Данте «Божественная комедия» |
1 |
Комбинированный |
Композиция. Ад, Чистилище и Рай как варианты финала человеческой судьбы. Поэтическая форма произведения |
Знать: основные этапы жизни и творчества Данте. Уметь: показать художественные особенности и идейное своеобразие поэмы |
Организация совместной |
|
|
| |||||||
100 |
У. Шекспир. «Гамлет» |
1 |
Комбинированный |
Гамлет-герой трагедии. «Проклятые вопросы бытия» в трагедии. Образ Гамлете в ряду «вечных образов» |
Знать: основные этапы жизни и творчества У. Шекспира. Уметь: показать художественные особенности и идейное своеобразие трагедии, размышлять над философскими вопросами |
Организация совместной |
|
|
| |||||||
101 |
И. В. Гёте «Фауст» |
1 |
Комбинированный |
Трактовка народной легенды в трагедии. Неразрывность связи добра и зла |
Знать: основные этапы жизни и творчества Гёте. Уметь: показать художественные особенности и идейное своеобразие трагедии, находить «вечные «образы в литературе |
Организация совместной |
|
|
| |||||||
102 |
Р/р. Сочинение на произведение зарубежной литературы |
1 |
Урок развития речи |
Обобщить изученное по теме, систематизировать материал, совершенствовать навык письменной речи учащихся |
Уметь: писать сочинение по прочитанным произведениям |
Письменная работа |
|
|
| |||||||
103-105 |
Резервные уроки |
|
|
|
|
|
|
|
|