7


  • Учителю
  • Пояснительная записка к планированию уроков литературы в 9 классе.

Пояснительная записка к планированию уроков литературы в 9 классе.

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Пояснительная записка

к планированию уроков литературы в 9 классе.

102 часа (3 часа в неделю)


Статус документа

Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования и Программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы». Авторы - составители: Г. С. Меркин, С. А. Зинин, В. А. Чалмаев, 6 -е издание Москва «Русское слово», 2010 год.

Структура документа

Рабочая программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий пояснительную записку; календарно - тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения.

Общая характеристика учебного предмета

Литература - базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Актуальность изучения предмета «литература» определяется тем, что объектом изучения литературы являются классические образцы отечественной и мировой словесной культуры, «обладающие высокими художественными достоинствами, выражающие жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающие высокие нравственные чувства у человека читающего», поднимающие вечные проблемы.

Изучение литературы в 9 классе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;

  • освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;

  • овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

Задачи обучения:

  • формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения русской и зарубежной литературы;

  • обогащение духовного мира учащихся путём приобщения их к нравственным ценностям и художественному многообразию литературы;

  • развитие и совершенствование устной и письменной речи учащихся.

Для реализации задач и целей литературного образования предполагается в 9 классе концентрический принцип построения курса на хронологической основе с выходом на «линейное» рассмотрение историко-литературного материала.

Историко-литературный курс в 9 классе охватывает основные этапы развития отечественной литературы от Средневековья до середины XIX столетия, а также обзор литературы второй половины XIX - XX в. Данный курс строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи. В круг образовательных задач входит формирование умений творческого углубленного чтения, читательской самостоятельности, умений видеть текст и подтекст, особенности создания художественного образа, освоение предлагаемых произведений как искусства слова, формирование речевых умений - умений составить план и пересказать прочитанное, составить конспект статьи, умений прокомментировать прочитанное, объяснить слово, строку и рассказать об их роли в тексте, умений видеть писателя в контексте общей культуры, истории и мирового искусства.

Основными критериями отбора художественных произведений для изучения в школе являются их высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, а также культурно-исторические традиции и богатый опыт отечественного образования.

Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирования умения оценивать и анализировать художественные произведения.

Рабочая программа включает все основные разделы литературного образования для 9 класса, где ведущими проблемами являются: изучение основных фактов и явлений творческой биографии писателя; характеристик историко - литературного процесса. Усвоение основ историко - литературного процесса в русской литературе.

Обучающиеся в данном классе имеют разный уровень обученности. Рабочая программа учитывает поставленные общеучебные и предметно - ориентированные цели, возрастные особенности и возможности обучающихся данного класса.

Ведущие педагогические технологии и методы обучения, применяемые в 9 классе:

-коммуникативная технология (дискуссия, диспут);

- технология проблемного обучения изложения материала;

-проектная технология.

Методы обучения:

- объяснительно - иллюстративный;

- частично - поисковый (или эвристический);

- метод проблемного изложения в обучении;

-репродуктивный;

- исследовательский.

- Методы организации познавательной деятельности: наблюдение; сравнение; обобщение;

- Методы получения и сбора научно-значимой информации: наблюдение; работа с учебной книгой, дополнительной, научной и популярной литературой, периодической печатью.

- Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности: создание ситуации занимательности, новизны, ситуации успеха, увлечённости поиском неизвестного; опора на жизненный опыт; познавательные игры.

Программа предусматривает различные формы работы с классом: групповую, парную, фронтальную, индивидуальную. Планируется проведение нетрадиционных уроков: урок-портрет, урок -диспут, урок-исследование .

В соответствии с общими требованиями выпускникам 9 класса предлагаются проверочные работы, различные по содержательной направленности (письменный развернутый ответ на вопрос в связи с изучаемым художественным произведением, создание отзыва на самостоятельно прочитанную книгу, создание письменного рассказа-характеристики и др.). На уроках литературы учащиеся 9 класса должны свободно владеть монологической и диалогической речью в объеме изучаемых произведений, давать развернутый ответ на вопрос, владеть законами устного пересказа (подробный, выборочный, сжатый), использовать словари (литературные, энциклопедические, мифологические), каталоги, учиться работать с критической литературой, использовать научно-популярную литературу и периодические издания

Уроки внеклассного чтения имеют цель не только расширение круга чтения, но и формирование у учащихся читательской самостоятельности на основе перенесения в сферу самостоятельного чтения опорных литературных знаний, читательских умений и навыков. В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.

Место учебного предмета в учебном плане.

Данная программа соответствует количеству часов, предусмотренных в базисном учебном плане:

- в год - 102 часа;

- в неделю - 3 часа.

Модуль (раздел)

часы

1`

Введение

2


Из древнерусской литературы

7

3

Из литературы XVIII века

12

4

Литература первой половины XIX века

63

5

Литература второй половины XIX века

8

6

Из литературы XX века

11


Итого

102ч

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения литературы на базовом уровне ученик должен

знать /понимать

• образную природу словесного искусства;

содержание изученных литературных произведений;

• основные факты жизни и творчества писателей-класси­ков XIX-XX веков;

•основные закономерности историко-литературного про­цесса и черты литературных направлений;

• основные теоретико-литературные понятия;

уметь

воспроизводить содержание литературного произведения;

• анализировать и интерпретировать художественное произ­ведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система обра­зов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с пробле­матикой произведения;

• соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных про­изведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литератур­ным направлением эпохи;

• определять род и жанр произведения;

• сопоставлять литературные произведения;

• выявлять авторскую позицию;

• выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;

•аргументированно формулировать свое отношение к про­читанному произведению;

• писать рецензии на прочитанные произведения и сочине­ния разных жанров на литературные темы.

Содержание программы по литературе

Введение 1 час

Цели и задачи изучения историко-литературного курса в 9 классе. История отечественной литературы как отражение особенностей культурно-исторического развития нации. Свое­образие литературных эпох, связь русской литературы с миро­вой культурой. Ведущие темы и мотивы русской классики (с обобщением изученного в основной школе). Основные лите­ратурные направления XVIII-XIX и XX веков.

Опорные понятия: историко-литературный процесс, литера­турное направление, «сквозные» темы и мотивы.

Развитие речи: оформление тезисов, обобщение читательско­го опыта.

Обучающиеся должны знать:

- национальные ценности и традиции, формирующие проблематику и образный мир литературы;

- ведущие темы и мотивы;

- основные литературные направления.

Обучающиеся должны уметь:

- определять темы и мотивы русской классики;

- определять литературное направление;

- оформлять тезисы;

- обобщать свой читательский опыт.

Из древнерусской литературы

7 часов

Жанровое и тематическое своеобразие древнерусской лите­ратуры. Историческая и художественная ценность «Слова о полку Игореве». Патриотическое звучание основной идеи по­эмы, ее связь с проблематикой эпохи. Человек и природа в художественном мире поэмы , ее стилистические особенности. Проблема авторства «Слова...». Фольклорные, языческие и христианские мотивы, символы в поэме.

Опорные понятия: слово как жанр древнерусской литерату­ры, рефрен, психологический параллелизм.

Развитие речи: устное сообщение, сочинение.

Внутрипредметные связи: «Слово...» и традиции былин­ного эпоса.

Межпредметные связи: художественные и музыкальные интерпретации «Слова...».

Обучающиеся должны знать:

- жанровые понятия и категории древнерусской литературы;

- историческую и художественную ценность «Слова о полку Игореве»;

- значение «Слова» для русской культуры;

- нравственно-патриотическую идею произведения.

Обучающиеся должны уметь:

- составить устное сообщение на заданную тему;

- определять идею произведения.

Из литературы XVIII века

12 часов

Основные тенденции развития русской литературы в XVIII столетии. Самобытный характер русского классициз­ма, его важнейшие эстетические принципы и установки. Вклад А.Д. Кантемира и В.К. Тредиаковского в формирование новой поэзии. Значение творчества М.В. Ломоносова и Г.Р. Держави­на для последующего развития русского поэтического слова.

Расцвет отечественной драматургии (А.П. Сумароков, Д.И. Фонвизин, Я.Б. Княжнин).

Книга А.Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Мос­кву» как явление литературной и общественной жизни. Жанровые особенности и идейное звучание «Путешествия...». Своеобразие художественного метода А.Н. Радищева (соединение черт класси­цизма и сентиментализма с реалистическими тенденциями).

Поэтика «сердцеведения» в творчестве Н.М. Карамзина. Черты сентиментализма и предромантизма в произведениях Карамзина; роль писателя в совершенствовании русского лите­ратурного языка.

Опорные понятия: теория «трех штилей», классицизм и сен­тиментализм как литературные направления.

Развитие речи: чтение наизусть, доклады и рефераты.

Внутрипредметные связи: традиции западноевропейско­го классицизма в русской литературе XVIII века.

Межпредметные связи: классицизм в живописи и архитек­туре.


Обучающиеся должны знать:

- литературные направления классицизм и сен­тиментализм;

- теорию «трех штилей»;

- идейно-художественное своеобразие литературы эпохи Просвещения.

Обучающиеся должны уметь:

- дать определение классицизму и сентиментализму;

- определять черты данных литературных направлений в произведениях;

- делать письменное или устное изложение основных положений одной или нескольких работ в форме доклада или реферата.


Литература первой половины XIX века

63 часа

Становление и развитие русского романтизма в первой чет­верти XIX века.

Исторические предпосылки русского романтизма, его на­циональные особенности. Важнейшие черты эстетики роман­тизма и их воплощение в творчестве К.Н. Батюшкова, В.А. Жу­ковского, К.Ф. Рылеева, Е.А. Баратынского. Гражданское и психологическое течения в русском романтизме.

Опорные понятия: романтизм как литературное направле­ние, романтическая элегия, баллада.

Развитие речи: различные виды чтения, конкурсное чтение наизусть, самостоятельный комментарий к поэтическому тексту.

Внутрипредметные связи: романтизм в русской и запад­ноевропейской поэзии.

Межпредметные связи: романтизм в живописи и музыке.

Обучающиеся должны знать:

- основные теоретико-литературные понятия, изученные в данном разделе;

- определение романтизма;

- исторические предпосылки русского романтизма;

- жанровое и тематическое своеобразие литературы данного периода.

Обучающиеся должны уметь:

- делать самостоятельный комментарий к поэтическому тексту;

- характеризовать особенность сюжета, композиции;

- выделять и формулировать тему, идею произведения;

- сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;

- характеризовать роль изобразительно-выразительных средств в художественном произведении.

А.С. ГРИБОЕДОВ

Жизненный путь и литературная судьба А.С. Грибоедова. Творческая история комедии «Горе от ума ». Своеобразие кон­фликта и тема ума в комедии. Идеалы и антиидеалы Чацкого. Фамусовская Москва как «срез» русской жизни начала XIX столетия. Чацкий и Молчалин. Образ Софьи в трактовке современников и критике разных лет. Проблематика «Горя от ума» и литература предшествующих эпох (драматургия У. Шекспира и Ж.Б. Мольера). Особенности создания характеров и специфика языка грибоедовской комедии. И.А. Гончаров о «Горе от ума» (статья «Мильон терзаний»).

Опорные понятия: трагикомедия, вольный стих, двуединый конфликт, монолог.

Развитие речи: чтение по ролям, письменный отзыв на спек­такль.

Внутрипредметные связи: черты классицизма и роман­тизма в «Горе от ума».

Межпредметные связи: музыкальные произведения А.С. Грибоедова, сценическая история комедии «Горе от ума».

А.С.ПУШКИН

Жизненный и творческий путь А.С. Пушкина. Темы, мо­тивы и жанровое многообразие его лирики (тема поэта и по­эзии, лирика любви и дружбы, тема природы, вольнолюби­вая лирика и др.): «К Чаадаеву», «К морю», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Арион», «Пророк», «Ан­чар», «Поэт», «Во глубине сибирских руд...», «Осень», «Стансы», «К***» («Я помню чудное мгновенье...»), «Я вас любил...», «Бесы», «Я памятник себе воздвиг неру­котворный...». Романтическая поэма «Кавказский плен­ник», ее художественное своеобразие и проблематика. Реа­лизм «Повестей Белкина» и «Маленьких трагедий» (общая характеристика). Нравственно-философское звуча­ние пушкинской прозы и драматургии, мастерство писателя в создании характеров. Важнейшие этапы эволюции Пушкина- художника; христианские мотивы в творчестве писателя. «Чув­ства добрые» как центральный лейтмотив пушкинской поэтики, критерий оценки литературных и жизненных явлений.

«Евгений Онегин» как «свободный» роман и роман в сти­хах. Автор и его герой в образной системе романа. Тема оне­гинской хандры и ее преломление в «собранье пестрых глав». Онегин и Ленский. Образ Татьяны Лариной как «милый иде­ал» автора. Картины жизни русского дворянства в романе. Нравственно-философская проблематика «Евгения Онегина». В.Г. Белинский о романе.

Опорные понятия: романтическая поэма, реализм, паро­дия, роман в стихах, онегинская строфа, лирическое отступ­ление.

Развитие речи: чтение наизусть, различные виды пересказа и комментария, цитатный план, письменный анализ стихотво­рения, сочинения различных жанров.

Внутрипредметные связи: творчество А.С. Пушкина и поэ­зия Дж. Г. Байрона; образы В.А. Жуковского в пушкинской лирике; литературные реминисценции в «Евгении Онегине».

Межпредметные связи: графические и музыкальные интер­претации произведений А.С. Пушкина.

М.Ю. ЛЕРМОНТОВ

Жизненный и творческий путь М.Ю. Лермонтова. Темы и мотивы лермонтовской лирики (назначение художника, свобода и одиночество, судьба поэта и его поколения, патриотическая тема и др.): «Нет, я не Байрон..,», «Я жить хочу...», «Смерть Поэта», «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал...»), «И скучно и грустно», «Моли­тва» («В минуту жизни трудную...»), «Дума», «Пророк», «Выхожу один я на дорогу...», «Нет, не тебя так пылко я люблю...», «Три пальмы», «Когда волнуется желтеющая нива...», «Родина».

«Герой нашего времени» как первый русский философский роман в прозе. Своеобразие композиции и образной системы романа. Автор и его герой. Индивидуализм Печорина, его лич­ностные и социальные истоки. Печорин в ряду других персона­жей романа. Черты романтизма и реализма в поэтике романа. Мастерство психологической обрисовки характеров. «История души человеческой » как главный объект повествования в рома­не. В.Г. Белинский о романе.

Опорные понятия: байронический герой, философский ро­ман, психологический портрет, образ рассказчика.

Развитие речи: различные виды чтения, письменный сопо­ставительный анализ стихотворений, сочинение в жанре эссе и литературно-критической статьи.

Внутрипредметные связи: Пушкин и Лермонтов: два «Пророка»; «байронизм* в лермонтовской лирике; Онегин и Печорин как два представителя «лишних» людей.

Межпредметные связи: живописные, графические и музы­кальные интерпретации произведений М.Ю. Лермонтова. «Ге­рой нашего времени» в театре и кино.

Н.В. ГОГОЛЬ

Жизнь и творчество Н.В. Гоголя. Поэма «Мертвые души» как вершинное произведение художника. Влияние «Боже­ственной комедии » Данте на замысел гоголевской поэмы. Сюжетно-композиционное своеобразие «Мертвых душ» («город­ские» и «помещичьи» главы, «Повесть о капитане Копейкине»). Народная тема в поэме. Образ Чичикова и тема «живой» и «мертвой» души в поэме. Фигура автора и роль лирических отступлений. Художественное мастерство Гоголя-прозаика, особенности его творческого метода.

Опорные понятия: поэма в прозе, образ-символ, вставная повесть.

Развитие речи: пересказ с элементами цитирования, сочине­ние сопоставительного характера.

Внутрипредметные связи. Н.В. Гоголь и А.С, Пушкин: история сюжета «Мертвых душ»; образ скупца в поэме Н.Б. Гоголя и мировой литературе.

Межпредметные связи: поэма «Мертвые души» в иллюстра­циях художников (А. Агин, П. Боклевский, Кукрыниксы).

Обучающиеся должны знать:

- основные этапы жизни и творчества, изученных писателей;

- знать основные теоретико-литературные понятия, изученные в данном разделе.

Обучающиеся должны уметь:

- выявлять авторскую позицию;

- владеть различными видами пересказа;

- выделять и формулировать проблематику изученного произведения;

- давать характеристику героям;

- писать отзывы и сочинения на прочитанные произведения

Контрольная работа за Iчетверть

Контрольная работа за IIчетверть

Контрольная работа за IIIчетверть

Контрольная работа по теме «Литература первой половины XIX века


Литература второй половины XIX века

(Обзор с обобщением ранее изученного)

8 часов

Развитие традиций отечественного реализма в русской ли­тературе 1840-1890-х годов. Расцвет социально-психологиче­ской прозы (произведения И.А. Гончарова и И.С. Тургенева). Своеобразие сатирического дара М.Е. Салтыкова-Щедрина («История одного города»).

Лирическая ситуация 50-80-х годов XIX века (поэзия Н.А. Некрасова, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета).

Творчество А.Н. Островского как новый этап развития рус­ского национального театра.

Л.Н. Толстой и Ф.М. Достоевский как два типа художе­ственного сознания (романы «Войнам мир» я «Преступление и наказание»).

Проза и драматургия А.П. Чехова в контексте рубежа ве­ков. Нравственные и философские уроки русской классики

XIX столетия.


Обучающиеся должны знать:

- литературные направления данного раздела;

- основные этапы жизни и творчества, изученных писателей;

- знать основные теоретико-литературные понятия, изученные в данном разделе.

XIX века;

- традиции и новаторство этого периода литературы;

- противоречивость и драматизм современной литературной ситуации.

Обучающиеся должны уметь:

- воспринимать и анализировать художественный текст;

- определять принадлежность произведения к тому или иному литературному течению;

- выражать свое отношение к прочитанному;

- выявлять авторскую позицию.


Из литературы XX века

(Обзор с обобщением ранее изученного)

11 часов

Своеобразие русской прозы рубежа веков (М. Горький, И. Бунин, А. Куприн). Драма М. Горького «На дне» как «пьеса-буревестник»).

Серебряный век русской поэзии (символизм, акмеизм, футуризм). Многообразие поэтических голосов эпохи (лирика А. Блока, С. Есенина, В. Маяковского, А. Ахматовой, М. Цвета­евой, Б. Пастернака).

Своеобразие отечественного романа первой половины XX века (проза М. Шолохова, А. Толстого, М. Булгакова). Литературный процесс 5О-8О-х годов (проза Б. Распу­тина, В. Астафьева, В. Шукшина, А. Солженицына, поэзия Е. Евтушенко, Н. Рубцова, Б. Окуджавы, В. Высоцкого). Но­вейшая русская проза и поэзия 80-90-х годов (произведе­ния В. Астафьева, В. Распутина, Л. Петрушевской, В. Пеле­вина и др., лирика И. Бродского, О. Седаковой и др.). Противоречивость и драматизм современной литературной ситуации.

Опорные понятия: историко-литературный процесс, лите­ратурное направление, поэтическое течение, традиции и нова­торство.

Межпредметные связи: музыка, живопись, кино в контек­сте литературной эпохи.

Обучающиеся должны знать:

- литературные направления данного раздела;

- поэтические течения литературы XX века;

- традиции и новаторство этого периода литературы;

- противоречивость и драматизм современной литературной ситуации.

Обучающиеся должны уметь:

- воспринимать и анализировать художественный текст;

- определять принадлежность произведения к тому или иному литературному течению;

- выражать свое отношение к прочитанному;

- выявлять авторскую позицию.

Итоговая контрольная работа


Особенности контроля и оценки

Контроль за уровнем достижений учащихся по литературе проводится в форме письменных работ: сочинений, тестирования и устного опроса.

Итоговый контроль организуется на основе контрольной работы.

Контрольные представлены вариантами разного уровня сложности, согласно характеристике обучающихся по уровню сформированности умений, навыков и способам познавательной деятельности.

Нормы оценки письменных контрольных работ и устных ответов

Оценка устных ответов учащихся

Балл

Степень выполнения учащимися общих требований к ответу

«5»

1) ученик полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий; обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести примеры

«4»

ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки «5», но допускает 1 - 2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1 - 2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

«3»

ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; не умеет обосновать свои суждения и привести свои примеры;

«2»

ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал.


Нормы оценки сочинений

В основу оценки сочинений по литературе должны быть положены следующие главные критерии в пределах программы данного класса:

-правильное понимание темы, глубина и полнота её раскрытия, верная передача фактов, правильное объяснение событий и поведения героев, исходя из идейно-тематического содержания произведения, доказательность основных положений, привлечение материала, важного и существенного для раскрытия темы, умение делать выводы и обобщения, точность в цитатах и умение включать их в текст сочинения; точность и богатство лексики, умение пользоваться изобразительными средствами языка.

Оценка за грамотность сочинения выставляется в соответствии с «Нормами знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку».

Отметка «5» ставится за сочинение:

глубоко и аргументированно раскрывающее тему, свидетельствующее об отличном знании текста произведения и других материалов, необходимых для её раскрытия, об умении целенаправленно анализировать материал, делать выводы и обобщения; стройное по композиции, логическое и последовательной в изложении мыслей; написанное правильным литературным языком и стилистически соответствующее содержанию. Допускается незначительная неточность в содержании, один-два речевых недочета.

Отметка «4» ставится за сочинение:

достаточно полно и убедительно раскрывающее тему, обнаруживающее хорошее знание литературного материала и других источников по теме сочинения и умение пользоваться ими для обоснования своих мыслей, а также делать выводы и обобщение; логичное и последовательное изложение содержания; написанное правильным литературным языком, стилистически соответствующее содержанию, допускаются две-три неточности в содержании, незначительные отклонения от темы, а также не более трех-четырех речевых недочетов.

Отметка «3» ставится за сочинение, в котором:

в главном и основном раскрывается тема, в целом дан верный, но односторонний или недостаточно полный ответ на тему, допущены отклонения от неё или отдельные ошибки в изложении фактического материала; обнаруживается недостаточное умение делать выводы и обобщения; материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения в последовательности выражения мыслей; обнаруживается владение основами письменной речи; в работе имеется не более четырёх недочетов в содержании и пяти речевых недочетов.

Отметка «2» ставится за сочинение, которое не раскрывает тему, не соответствует плану, свидетельствует о поверхностном знании текста произведения, состоит из путаного пересказа отдельных событий, без выводов и обобщений, или из общих положений, не опирающихся на текст, характеризуется случайным расположением материала, отсутствием связи между . частями; отличается бедностью словаря, наличием грубых речевых ошибок.

Отметка «1» ставится за сочинение: совершенно не раскрывающее тему, свидетельствующее о полном незнании текста произведения и неумении излагать свои мысли; содержащее большее количество ошибок, чем это установлено для отметки «2» Как видно, отметка «1» является составляющей в пятибалльной системе оценивания знаний, но она носит в основном воспитывающий характер и используется в текущем контроле.


Оценки за выполнение тестов:

100-90% выполнения- «5»

85-65%выполнения- «4»

65-50%выполнения-«3»

Менее 50% - «2»



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал