- Учителю
- Тема памяти в рассказе И. Бунина « Часовня»
Тема памяти в рассказе И. Бунина « Часовня»
Название образовательного учреждения: МБОУ - СОШ С. Ягодного Асиновского района Томской области.
Автор: Краснопёрова Марина Васильевна
Контактный телефон: 89528985245
Название номинации: методическая разработка
Пояснительная записка
Тема урока: тема памяти в рассказе И. Бунина « Часовня»
Программа используемая в работе:
Автор учебника(УМК)- Литература 7 класс под редакцией В. Я Коровиной
Технологии и методики:
Метод обучения , использованный на уроке , частично-поисковый.
Частично-поисковый ,потому что на уроке знания не предлагаются учащимся в готовом виде, их необходимо добыть самостоятельно, самостоятельно рассуждать, анализировать , делать выводы, тем самым формируются осознанные прочные знания. Преобладает творческий характер познавательной деятельности (анализ текста).
На уроке используются компьютерные технологии для повышения качества образования учащихся .
Групповые технологии. При групповой форме работы у учащихся развивается самостоятельное творчество, чувство товарищества. Групповая технология формирует общественное мнение, готовит к работе в старших классах
Итоги урока. Урок имеет большое воспитательное значение, он призывает быть внимательными к окружающим, позволяет увидеть мир в красках и заставляет задуматься над такими вечными проблемами как жизнь и смерть.
Учебная работа на уроке предполагается быть разнообразной: индивидуальная, работа с текстом, работа в группах. Чередование различных видов самостоятельной деятельности учащихся .
Представленный урок рекомендуется для проведения в среднем звене обучения. Данный урок не занимает особого, закреплённого программой места в системе уроков по литературе и может проводиться внутри изучения любой темы, как внеклассное чтение.
Структурные компоненты урока:
1.Организационный момент, характеризующийся внешней и внутренней (психологической) готовностью учащихся к уроку;
2.Психологическая подготовка - необязательная часть структуры традиционного урока, но эти 3-4 минуты позволяют мобилизовать детей на активную познавательную и творческую работу.
3.Даётся также эпиграф, который уже сориентирован на работу с текстом
4.Главная, основная часть урока,- это работа с текстом И. Бунина, содержание которого имеют яркую воспитательную направленность. Содержание текстов помогает показать ценность жизни, поднимает вопросы памяти и забвения.
На этом этапе используются различные виды работы: работа на основе текста, поиск изобразительно-выразительных средств и их разграничение.
Таким образом, целью работы с текстом является формирование умений текстовосприятия.
Работа ведётся на репродуктивном и проблемном уровнях, а работа с картинкой позволяет выстроить ассоциативный ряд образов, развивает воображение учащихся.
5. Домашнее задание ( дифференцированное, по выбору учащихся ). Домашнее задание является логическим продолжением работы на уроке.
Урок реализовала Краснопёрова Марина Васильевна - учитель русского языка и литературы, 1 квалификационная категория.
Урок - анализ миниатюры
Тема памяти в рассказе И. Бунина « Часовня»
…Любовь и смерть связаны
неразрывно.
И.А. Бунин
Учебно - методическое обеспечение: рассказ И. Бунина « Часовня»
Авторский медиапродукт: презентация из 8 слайдов( среда Power Point)
Среда: программа для создания презентации Power Point, текстовый редактор Microsoft Word Power Point.
Вид медиапродукта: презентация
Структура медиапродукта: последовательные кадры презентации
Цели урока:
-
Раскрыть философское содержание рассказа И. А Бунина.
-
Развить умение анализировать текст.
Воспитывающая цель:
1 Воспитывать у учащихся чувство языка через исследовательскую работу с текстом.
2.Воспитывать умение слушать отвечающих. Уважительное отношение к одноклассникам помогает воспитать прослушивание монологических ответов учеников, работа в группах учит работать в коллективе.
Развивающая цель:
1 Развивать логическое мышление учащихся, их аналитические способности: сравнивать, сопоставлять, делать выводы по теме. (сравнивать, сопоставлять, делать выводы по теме) происходило во время выполнения самостоятельной работы, когда выполнялась работа при частичном комплексном анализе текста ).
Обучающая цель:
1.Обучать правильной монологической речи учащихся и анализу текста.
В начале урока учащиеся получают текст новеллы.
Вступительное слово учителя. Рассказ об обстоятельствах работы И.А. Бунина над циклом «Тёмные аллеи». Затем учитель читает рассказ-миниатюру.
Сегодня мы проводим урок внеклассного чтения по рассказу И. Бунина « Часовня» и проследим как автор освещает тему памяти.
Ход урока
- Какое настроение у вас вызвало это произведение? Слайд № 1 (Изображение часовни)
( Грустное, элегическое, минорное. Дети обращают внимание на то, что миниатюра напоминает стихотворение в прозе, содержит многие признаки лирического произведения: это эмоциональная окраска, концентрация мыслей и чувств, особый ритм, мелодичность.)
- Посмотрите на дату создания произведения. С какими вехами в истории страны это связано?
Что такое часовня?
- Посмотрите как трактует С. И. Ожегов слово «часовня» в своём словаре. Слайд № 2 (Изображение часовни и трактовка)
( Часовня - маленькое здание для молений, богослужений с иконами и, в отличие от церкви, без алтаря.
- Какие ассоциации вызывает у вас слово "часовня"?
(Покой, тишина, молитва. Это символ вечности, место, разделяющее мир живых и мёртвых. Это час воспоминаний, откровения, общения с Богом, вечностью, час ухода от внешней суеты, отрешённости от мира - момент истины для человека)
- Вспомните жизненную ситуацию, когда вам было страшно и весело одновременно?
- Кто герой рассказа?
( мы видим происходящее не только глазами взрослого, но и глазами детей.)
Работа по группам.
Карточка № 1 1 - 2 мин. ( 1 группа)
- Найдите в тексте доказательства того, что мы видим происходящее глазами детей?
(Стиль становится другим с появлением детей: "Там ничего не видно, оттуда только холодно дует". Это детская речь с особой лексикой, построением предложений: "холодно дует", "стреляют себя", "дедушки и бабушки", "жутко и весело" и т.д. Маленькие герои задают детские вопросы ("А зачем он себя застрелил?"), следуют детской логике ("…а когда очень влюблён…").И по-детски, как в сказках, делят мир на "свой" (это цветы, травы, солнце) и "чужой" (железные ящики, холод, чужая смерть).
(2 группа)
Найти образы , которые указывают на « свой» мир. (свой" -это цветы, травы, солнце)
(3 группа)
Найти образы , которые указывают на «чужой» мир. (железные ящики, холод, чужая смерть).
- Что увидели дети?
Карточка № 2 Работа в группах ( 1 - 2 мин.)
Попробуйте воспроизвести разговор детей, когда они смотрели в часовню. - Почему им жальче молодого человека , чем бабушек и дедушек? ( Обсуждение в группах и представление своих вариантов монолога)
Обращаемся к анализу композиции.
Нетрудно заметить, что в её основе - антитеза:
Карточка № 3 Работа с текстом ( 1 - 2 минуты)
- Найти в тексте примеры с антитезой.
(Противопоставляются холод и жара, тьма и свет, старое и новое, молодость и старость, день и ночь, дети и взрослые… Детям и жутко, и весело, они испытывают и удивление, и страх, находясь в земном, ярком, солнечном мире и желая заглянуть в мир потусторонний… Вокруг - буйный рост трав и в то же время - часовня "разрушающаяся". Итак, мы убеждаемся в том, что произведение пронизано контрастами)
- Попробуйте выделить из перечисленных вами антитез доминирующую.
Обобщая всё сказанное, выделяем доминирующую антитезу: жизнь - смерть.
- Какую картину мы видим в начале произведения?
(В начале произведения - картина старой, умирающей усадьбы, разрушающейся часовни. Создаётся впечатление, что смерть торжествует над жизнью.)
Карточка № 4 Работа с текстом( 1 - 2 минуты)
- Какой приём использует автор , чтобы создать такое впечатление? Нахождение эпитетов.
(Об этом говорят очень выразительные эпитеты (старая, заброшенное, одинокая, разрушающаяся, разбитое...). Окружающая природа борется с разрушением, но время всесильно и непобедимо. "Река времён" уничтожает, кажется, всё, что встаёт на её пути. Но властна ли она над человеческой памятью, любовью?
Перейти границу они не пытаются: исчезнет тайна, ради которой они и заглядывают туда, откуда "холодно дует". Детское повествование заканчивается репликой: "…всегда стреляют себя…".
Если обратиться к анализу художественного времени, то можно заметить, что это два разных мира. Докажите примерами из текста какие два мира показаны в произведении. ( Найти примеры из текста.)
лето, день, солнце (настоящее время) - и ночь, холод, тьма (прошлое).
- Как видим, в основе миниатюры опять антитеза.
Но противопоставляются и ещё две "формы" времени: "всегда" (знаменательно, что это слово обрамляет произведение) и "давно", "молодой" и "старые" (последний эпитет относится и к разрушающейся, заброшенной усадьбе). Приходим к выводу, что в миниатюре сосуществуют все три времени: настоящее, прошедшее и будущее, связанное с образами детей.
Итак, в миниатюре происходит движение от жизни к смерти, от прошлого к будущему через настоящее, от временного - к вечному. И всё снова и снова возвращается на круги своя.
- И последнее на что мы с вами обратим внимание при анализе текста - это художественное пространство.
В конце урока работа в группах.
Карточка № 5 Работа в группах
Работа с текстом (2 - 3 минуты)
- Обратите внимание в какой форме употреблены глаголы в тексте. ( 1 группа)
Кроме этого, все глаголы рассказа - в форме настоящего времени. Создаётся удивительное ощущение, что эту историю рассказывает немолодой человек, вспоминающий своё детство. Но как гармонично переплетаются воспоминания и как будто сегодняшние переживания!
Итак, в миниатюре происходит движение от жизни к смерти, от прошлого к будущему через настоящее, от временного - к вечному. И всё снова и снова возвращается на круги своя
( Одни выписывают - ТАМ ( 2группа)
Другие - ЗДЕСЬ) ( 3 группа)
выписать слова - приметы художественного пространства. Ребята приходят к выводу, что и здесь господствует противопоставление.
Здесь - Слайд. № 3( Поле, сад, усадьба, "синее море неба" - здесь. Здесь - солнце, цветы, жара)
Там - темно и холодно, там "железные ящики". Слайд № 4( Темное пространство)
Границей между двумя мирами является характерный для художественного мира Бунина образ окна.
Кроме того, в миниатюре происходит равномерное чередование тьмы и света, холода и солнца, "своего" и "чужого" мира, прошлого и настоящего, жизни и смерти. Таким образом, всё в жизни, природе взаимосвязано и находится в гармонии, равновесии. И последнее предложение служит тому подтверждением (запись подтверждения): Слайд № 5( "И чем жарче и радостней печёт солнце, тем холоднее дует из тьмы, из окна". )
- Как построено предложение. Какие приёмы использует автор.?
Оно всё построено на противопоставлениях: жарче-холоднее, солнце-тьма, печёт-дует, чем-тем. И если соединить эти слова друг с другом, то "проявятся" весы, качели,
- Символом чего могут быть качели в данном тексте?
(символизирующие равновесие, гармонию жизни.) Слайд № 6(Весы)
Так гениально соединяются в рассказе французская старость и русское детство - два пространства и два времени. В одном воспоминании, в одном небольшом эпизоде - мгновение и вечность.
- К какому выводу мы приходим, опираясь на построение текста?
(Приходим к выводу, что построенное на противопоставлениях произведение говорит о вечности незыблемых законов жизни, о естественном поступательном ходе времени, о памяти и забвении.)
- Как вы можете объяснить смысл заглавия рассказа? Символом чего может быть часовня?
( Часовня как память).
- Какие чувства вы испытываете когда бываете на кладбище?
- Как воспринимается такое жизненное явление , как смерть?
- Что нового для себя вы открыли?
( Что жизнь быстротечна, что все мы смертны).
Итак, в миниатюре происходит движение от жизни к смерти, от прошлого к будущему через настоящее, от временного - к вечному. И всё снова и снова возвращается на круги своя.
Прокомментировать эпиграф. Слайд №7(Любовь и смерть связаны неразрывно. И.А. Бунин)
Домашнее задание:
-
Письменно ответить на вопрос: "В чём смысл названия рассказа И. Бунина «Часовня»?"
-
Мини - сочинение « О чём заставил меня задуматься рассказ И. Бунина « Часовня»)
Приложение
И.А. Бунин
Часовня
Летний жаркий день, в поле, за садом старой усадьбы, давно заброшенное кладбище, - бугры в высоких цветах и одинокая, вся дико заросшая цветами и травами, крапивой и татарником, разрушающаяся кирпичная часовня. Дети из усадьбы, сидя под часовней на корточках, зоркими глазами заглядывают в узкое и длинное разбитое окно на уровне земли. Там ничего не видно, оттуда только холодно дует. Везде светло и жарко, а там темно и холодно; там, в железных ящиках, лежат какие-то дедушки и бабушки и ещё какой-то дядя, который сам себя застрелил. Всё это очень интересно и удивительно: у нас тут солнце, цветы, травы, мухи, шмели, бабочки, мы можем играть, бегать, нам жутко, но и весело сидеть на корточках, а они всегда лежат там в темноте, как ночью, в толстых и холодных железных ящиках; дедушки и бабушки все старые, а дядя ещё молодой…
- А зачем он себя застрелил?
- Он был очень влюблён, а когда очень влюблён, всегда стреляют себя…
В синем море неба островами стоят кое-где белые прекрасные облака, тёплый ветер с поля несёт сладкий запах цветущей ржи. И чем жарче и радостней печёт солнце, тем холоднее дует из тьмы, из окна.
2 июля 1944
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Карточка № 2
Попробуйте воспроизвести разговор детей , когда они смотрели в часовню.
Карточка № 3
Найти в тексте примеры с антитезой.
Карточка № 4
Найти эпитеты в тексте
Карточка № 5 ( 1 группа)
Определите, в какой форме употреблены глаголы в тексте. Роль глаголов в тексте.
Карточка № 5 . ( 2группа)
Выписать слова - приметы художественного пространства.
Что видим ЗДЕСЬ.
Карточка № 5 . ( 3 группа)
Выписать слова - приметы художественного пространства.
Что видим ТАМ.
Карточка № 1 ( 1 группа)
Найдите в тексте доказательства того, что мы видим происходящее глазами детей? ( Выписать реплики детей.)
Карточка № 1 . ( 2группа)
Найти образы , которые указывают на « свой» мир
Карточка № 1 . ( 3группа)
Найти образы , которые указывают на «чужой» мир
Презентация к уроку
Слайд №1
Слайд №2,
Слайд № 3
Слайд №4
Слайд №5
Слайд №6
Слайд №7
Слайд №8
</<font face="Times New Roman, serif">Список использованной литературы
-
И. А. Бунин. Собрание сочинений в 9-ти т. Т. 7. М.: "Художественная литература", 1966
-
Донецких Л. И. Название цикла как обобщённый символ: («Темные аллеи» И. Бунина) / Л. И. Донецких, Е. Л. Грудцина // Вестник Удмуртского университета. - Ижевск
-
«Русская литература. XX век. Справочные материалы». Книга для учащихся старших классов. Составитель Л.А.Смирнова. Москва «Просвещение», 1995 год.
-
Бунин И. А. Темные аллеи // Собрание сочинений: В 6 т. Т. 5. - М.: Художественная литература, 1988
-
Михайлов О. Н. И. А. Бунин: Жизнь и творчество. - Тула: Приок. кн. Издательство, 1987год.
-
С. И. Ожегов. Толковый словарь русского языка. - Мир образования « Оникс», 2014 год.
-
Сливицкая О. В. Чувство смерти в мире Бунина // «Русская литература». - 2002. № 1. Приложения
Тексты произведения
Раздаточный материал
Презентация