- Учителю
- План. Свободолюбивые мотивы лирики А. С. Пушкина.
План. Свободолюбивые мотивы лирики А. С. Пушкина.
План. Свободолюбивые мотивы лирики А. С. Пушкина.
I Тема свободы в творчестве А. С. Пушкина - требование времени.
- А. Н. Радищев - ода - «Вольность»- призыв к народной революции
- А. И. Радищев - «Путешествие из Петербурга в Москву» - картины
бедствий народных и полного беззакония
- А. Пушкин продолжил тему свободы
II "Взойдёт ли наконец прекрасная заря?» (А. С. Пушкин.)
- поэт - выразитель передовых взглядов своего века
- он певец политической свободы
- его свободолюбивая лирика тесно связана с развитием идей
декабристов
-
Собственность на людей - несправедливое и постыдное право:
- крепостное право - в основе всей государственной системы
- а крепостные люди спасли Россию от наполеоновского нашествия
- крепостное право - зло, и его нужно отменить
- сам поэт дорожил свободой, испытывал страстное желание
Независимости
а) пафос свободы - основа уже лицейской лирики;
- «Лицинию» (1815)
- мысль поэта, что народы благоденствуют там, где нет
рабства
- «Свободный Рим возрос, а рабством погублен!»
б) негодование, обличение «тиранов мира»;
- «Вольность», 1819г
- цель оды - «на тронах поразить порок»
- против власти, попирающей естественное право народа на свободу
- призыв свято соблюдать законы
- нарушение закона - гибель для государства
- осуждение тирании верховной власти
- сокрушительная сила обличения самодержавия и деспотии в России
в) гневный приговор «рабству тощему» и «барству дикому».
- «Деревня», 1819г
- 2 контрастные части стихотворения
- 1 часть - это лишь приготовление к страстному обличению
- 2 часть - картина страшного произвола
- клеймит основы крепостного права - беззаконие, произвол
- «Здесь барство дикое…»
- «Здесь рабство тощее…»
- «Здесь тягостный ярем…»
- «здесь девы юные…»
- автор обнажает страдание народа
- концовка стихотворения - вопрос - «взойдёт ли наконец прекрасная заря?»
2. Жажда «вольности святой».
- «К Чаадаеву», 1818 год
- дружеское послание наполнено глубоким общественным содержанием
- призыв - лучшее время жизни посвятить отчизне
- гнёт «власти роковой» заставляет людей передовых
взглядов и свободолюбивых настроений с особой
остротой чувствовать «призванье отчизны»
- звучит уверенность в конечной победе свободолюбивых идей
- «И на обломках самовластья
Напишут ваши имена»
- нетерпеливое ожидание торжества победы вольности
3. Призыв к борьбе с самовластьем.
- «Кинжал», 1821 год
- неверие в соблюдение законов рождает мысль о прямом
революционном насилии
- «И на торжественной могиле
Горит без надписи кинжал»
4. Вера в высокий исторический подвиг декабристов.
- «Во глубине сибирских руд…», 1818 гол
- автор разделяет с декабристами их «дум высокое стремленье»
- гордость и убеждённость в конечной победе над самодержавием
их «пламенные звуки» разбудят страну
III «Наш скорбный труд не пропадёт» (А. С. Пушкин.)
- идеи свободы народа вечны
- прекрасное настоящее любого государства - подлинная свобода его граждан
- поэтому мысли А. С. Пушкина вечны
Цитаты
-
Я сердцем римлянин; кипит в груди свобода;
Во мне не дремлет дух свободного народа. («Лицинию»)
-
В сатире праведной порок изображу
И нравы сих веков потомству обнажу. («Лицинию»)
-
Самовластительный злодей!
Тебя, твой трон я ненавижу,
Твою погибель, смерть детей
С жестокой радостию вижу. («Вольность»)
-
Тираны мира! трепещите!
А вы, мужайтесь и внемлите,
Восстаньте падшие рабы! («Вольность»)
-
Лемносский бог тебя сковал
Для рук бессмертной Немезиды,
Свободы тайный страж, карающий кинжал,
Последний судия позора и обиды. («Кинжал»)
Лемносский бог - Вулкан, бог кузнечного
мастерства (греч. миф)
Немезида - богиня мщения (греч. миф)
-
Где Зевса гром молчит, где дремлет меч закона,
Свершитель ты проклятий и надежд,
Ты кроешься под сенью трона,
Под блеском праздничных одежд. («Кинжал»)
-
В мой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал. (А. С. Пушкин.)
-
Стихи мои, свидетели живые… (Н. А. Некрасов.)