- Учителю
- Урок развития речи на тему Русская печь - центр удмуртской избы
Урок развития речи на тему Русская печь - центр удмуртской избы
Министерство образования и науки Удмуртской Республики
Управление образования Администрации МО «Шарканский район»
МБОУ «Ляльшурская средняя общеобразовательная школа»
Конспект урока удмуртского языка
Тема: «Русская печь - центр удмуртской избы»
Урок развития речи. 7 класс
Выполнила: С.В. Малинина, учитель
удмуртского языка и литературы МБОУ
Ляльшурская средняя общеобразовательная
школа Шарканского района
Удмуртской Республики
Ляльшур, 2016
Форма урока: урок-исследование.
Цель урока: развитие устной и письменной речи учащихся, расширение знаний о русской печи, привитие интереса и чувства уважения к традициям и верованиям русского и удмуртского народов.
Оборудование:
Компьютер, репродукция картины удмуртского художника С.Н.Виноградова «Отчий дом»; карточки с текстами.
Планируемые результаты:
Предметные: обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств адекватно ситуации и стилю общения, освоение особенностей научного рассуждения.
Метапредметные:
Регулятивные УУД: ставят новые цели, планируют пути достижения целей, осуществляют самооценку и взаимооценку, учатся самостоятельно контролировать своё время и управлять им.
Познавательные УУД: осуществляют расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; учатся сравнивать, формулировать выводы.
Коммуникативные УУД: учатся работать в группе, адекватно использовать языковые средства для отображения своих мыслей, чувств, мыслей; основам коммуникативной рефлексии, учатся аргументированно высказывать мнение.
Личностные: осознают свою этническую принадлежность и российскую гражданскую идентичность, осваивают национальные ценности, традиции, культуру русского и удмуртского народов.
Учащиеся к уроку готовят задания:
1 группа: мини-исследование о традиции удмуртского народа - веме помочи строительства печи (гур шуккон веме).
2 группа: мини-исследование удмуртских традиций и верований, связанных с печью (по рассказам респондентов).
Ход урока.
-
Мотивационно-целевой этап.
Учитель. Ребята, представьте перед собой новый дом. Всё в нём готово: пол, потолок, окна, двери, но для жилья он непригоден. Как вы думаете, почему? (Учащиеся высказывают мнения.)
У. О ней известны удмуртские загадки: «Сама белая, а сердце чёрное», «Приоделась в белое, а в гости не идёт». А вот русская загадка: «Летом спит, зимой ест, тело тёплое, а крови нет». О чём здесь говорится?
У. Правильно, о печи. В каждом доме стоит печь. А много ли мы знаем о ней? Для чего нужна печь в доме? Какие функции она несёт? (Учащиеся высказывают своё мнение.)
У. Обратимся к словарям. Какое же толкование слова печь дают они?
(Работа со словарями).
Толковый словарь С.И.Ожегова: «Печь это сооружение (из камня, кирпича, металла) для отопления помещения, приготовления горячей пищи. Русская - большая квадратная кирпичная печь с широким полукруглым жерлом и верхней лежанкой».
Толковый словарь В.И. Даля: «Печь - это «снаряд для топки, для разводки в нём огня. Русская печь, кирпичная или битая, для тепла и варки пищи, печенья хлеба».
У. В «Кратком этимологическом словаре русского языка» Н.М. Шанского написано, что слово печь общеславянского происхождения, буквально значит «место, где пекут, жарят».
В удмуртском языке слово «печь» звучит «гур».
У. Сегодня нам предстоит написать сочинение-рассуждение на тему «Русская печь - центр удмуртской избы». Такова тема нашего урока. Возможно, у вас появится другая формулировка темы для рассуждения.
Думаю, вы со мной согласитесь, в деревенском доме печь занимает центральное место. Ребята, а вы задумывались, почему печь называют русской, а не удмуртской, хотя живём мы в удмуртской деревне, для которой характерны особенности материальной и духовной культуры удмуртского народа? (Высказывают мнения, создаётся ситуация сомнения)
Ставим проблемный вопрос: Почему русскую печь называют сердцем удмуртской избы?
У. Я уверена, сегодня вы узнаете много интересного и по-новому взглянете на родную печку. Посмотрите внимательно на картину удмуртского художника С.Н. Виноградова «Отчий дом», а также изображение русской печи на фото.
У. Таким образом, какие вопросы, связанные с темой урока, у вас возникают? Сформулируйте свои вопросы, опираясь на слова: Кто? Что? Когда? Как? Почему? (Учащиеся формулируют вопросы.)
У. Таким образом, какую цель мы поставим перед собой? (С учащимися формулируем цель урока. К примеру: изучение роли печки в жизни русского и удмуртского народов. Доказать, что печка была центром, вокруг которого строилась жизнь человека).
-
Ориентировочный этап.
У. Каким образом мы найдём ответы на поставленные вопросы?
(Ответы на вопросы помогут найти работы учёных, воспоминания старожилов деревни, материалы сети Интернет. Беседа с учителем, личные наблюдения помогут узнать много нового о печи.)
У. Также мы помним, что нам предстоит написать сочинение-рассуждение. Ребята, из каких частей состоит сочинение-рассуждение? (Тезис, доказательства, выводы). На следующих этапах нашей работы обратите на это особое внимание.
-
Поисково-исследовательский этап.
У. Сейчас мы с вами будем работать с различными источниками. Я предлагаю результаты работы в группах разместить в таблице, тем самым сравнить роль русской печи в удмуртской и русской культуре.
Таблица 1
Русская печь в удмуртской и русской культуре
Печь в старину
2.
Оберегающая сила печи
3.
Печь - кормилица
-
Печь в старину.
У. Когда смотришь на современную печь, возникает вопрос, а всегда ли она была такой? Почему её называют русской печью? Ответы найдём из текста.
Работа с текстом (в группах):
Русские печи появились на Руси в начале 15 века и стали они основным, а для крестьян, единственным средством отопления и приготовления пищи. Делали их из глины, и назывались такие печи глинобитными курными очагами. Изначально, эти печи не имели домовых труб, то есть, топились «по-чёрному», именно поэтому, они назывались курными, так как печь действительно курилась. Большой огонь в ней нельзя было развести, рискуя поджечь деревянное подпечье, да и сам дом. Дым заполнял всё помещение, ведь трубы у печки сначала не было, и выходил наружу через верхний притвор приоткрытых входных дверей.
Русский писатель-гуманист В.Г. Короленко, который в 1879 году находился в ссылке в Глазовском уезде, писал о жилище удмуртов и особенности печи: «Живут починковцы в основном в курных избах. Это изба без трубы, дым из печки выходил прямо в избу, наполняя её от потолка до пола. Чтобы была возможность дышать, отворяют волоковое оконце, но этого мало. Еще открывается дверь, и тогда морозный воздух выбивает дым на уровень головы. Голове жарко, зато ноги стынут от мороза». ( М.И. Буня «Короленко в Удмуртии»)
Наши предки знали об обеззараживающем свойстве дыма. Учёные полагают, что топка по-чёрному была эффективным средством борьбы с эпидемиями. Проходило время, и люди придумывали, как бы сделать очаг более удобным, и печь со временем стала меняться. После того, как Петр Первый издал указ, на Руси начали строить печи с трубой. А в некоторых русских и удмуртских деревнях курные избы сохранились до конца 19 века.
Удмурты заимствовали печи с трубой у русских, поэтому до сих пор её называют русской печью.
У. Русская печь является героем многих русских сказок. Знаете ли вы их? («Гуси-лебеди», «По щучьему велению» и др.) Какими чертами наделяется печь в русских сказках? (Учащиеся высказывают мнение.)
У. Вспомните, герой какого удмуртского романа первым в деревне построил печь с трубой? Что изменилось в его жизни?
(Дангыр, главный герой романа Кедра Митрея «Тяжкое иго». Печь перестала задымлять избу. Самые смелые жители начали строить печь по-новому.)
У. Как же строили раньше печи? Ведь тогда не было кирпичей? (Учащиеся из 2 группы высказывают предположения).
(Сообщение 1 группы о строительстве глинобитной печи. Приложение № 1)
2) Оберегающая сила печи.
У. С древнейших времён удмуртский народ верил в оберегающую силу печи. Так возникли традиции, поверья. Сохранились ли они в наших окрестностях? С результатами мини-исследования познакомит 2 группа. (Сообщение учащихся).
У. Верования удмуртов, связанные с печью, свидетельствуют о вере в очищающую и оберегающую силу огня. Они дошли до нас из глубины веков и таят в себе знания и опыт удмуртского народа. Такие верования есть у многих народов. Предлагаю вам изучить и сравнить их с верованиями русского народа.
При работе с текстом ставьте значки: «!» - удивляет, «+» - знакомый материал, «?» - возник вопрос.
(Работают в группах, ставят пометки, затем выступают перед классом).
1 группа изучает поверья удмуртов по работам удмуртских учёных Т.Г. Владыкиной «Ингур» и Л.С. Христолюбовой «Калык сямъёсты чакласа» (Приложение № 2)
2 группа изучает поверья русского народа по материалам сети Интернет.
(Приложение № 3)
У. Ребята, какие традиции, обряды соблюдаются в ваших семьях? Какие поверья в настоящее время имеют силу? Верите ли вы в них? Почему? (Учащиеся обсуждают в группах, затем результаты обсуждения афишируют перед всем классом.)
3) Печь - кормилица.
У. Приготовление пищи - это одна из основных функций русской печи. В печи варили, парили, жарили, запекали, томили. Знаете ли вы, какие удмуртские и русские национальные блюда готовят в печи? (Удмуртские: мильым (блины), табань (табани), сяртчынянь (пироги с репой), паронка (паренка), шаньги, перепеч (перепечи) и др.; русские: блины, баранки, бублики, калачи, курник, кулич и др. )
У. С древнейших времён дошли до нас пословицы и поговорки о печи. Продолжите их по началу (Приложение № 4):
Удмуртские пословицы:
Сидящий на печи, говорят…
Без дров и печка…
На печи не хвастай, а в поле…
Работа на печь не …
Русские пословицы:
Мала печка ...
У холодной печи ...
Как не печи, а лучше ...
Хочешь есть калачи, так...
Добра речь, коли …
У. Таким образом, печь по праву занимает самое важное место в доме. Печь - это не просто место, где готовили еду. Недаром говорится: «Печь греет и варит, печёт и жарит. Она накормит, обсушит и порадует душу». А ещё известна русская пословица: «Печь нам мать родная».
(Делаем вывод, что для предков русского и удмуртского народов она была живой - членом семьи, который всегда рядом и готов помочь в любой ситуации. Поэтому-то и сложено о ней столько пословиц, поговорок, загадок и сказок. Печь раньше была центром не только избы, но и всей жизни русского и удмуртского народов. Каждый учащийся может рассказать о своих выводах и открытиях, связанных с русской печью.)
У. Молодцы, ребята, много интересного, полезного мы сегодня узнали. Ваши материалы помогут написать содержательное сочинение.
4. Практический этап.
У. В наше время в дома приходит газ. Таким образом, возникает много вопросов:
- Нужна ли в наше время печь?
- Сможет ли газовая плита заменить русскую печь?
- Является ли сегодня печь центром удмуртской и русской избы?
Размышляя над этими и другими вопросами, приведите аргументы из ваших исследований (работа в группах).
(Учащиеся составляют план рассуждения. Определяют стиль сочинения. Выделяют особенности научного стиля.)
5. Рефлексивно-оценочный этап.
У. Ребята, давайте вернёмся к поставленным в начале урока вопросам. Достигли мы цели? На все ли вопросы нашли ответы? Какие вопросы у вас остались? Появились ли новые? Что для вас на уроке было открытием? Почему русская печь является центром удмуртской избы? (Учащиеся высказывают мнения, делятся своими впечатлениями.)
У. Как вы оцениваете выступления ваших товарищей? Помогли ли они в вашей работе? (Взаимооценка, самооценка по критериям)
У. Сегодня вы вернётесь домой, в ваши семьи. У порога вас встретит родная печь. Поменялось ли ваше к ней отношение?
Домашнее задание.
1. Написать сочинение-рассуждение «Русская печь - центр удмуртской избы».
2. Задание повышенного уровня: написать «Оду русской печи» (для желающих).
Приложение № 1
Строительство глинобитной печи
Удмуртский этнограф Г.Е. Верещагин в работе «Вотяки Сосновского края» описывает помочи при строительстве печи: «Когда изба срублена, приглашают соседей бить печь из глины. Мальчишки и девчонки возят глину, а взрослые бросают ее через окна лопатами в избу, если окна невысоки; в противном случае носят на носилках. Девушки же, собравшись в одну группу, толкут глину палками, причем поют песни, чтобы работа шла весело. Толченую глину бросают мужики на деревянные своды, сделанные вроде опрокинутого ящика, и там бьют молотками, называемыми чокмор. Сбив печь, садятся за общий стол и начинают обед, во время которого женщины угощают гостей кумышкой. К ночи в сбитую печь запирают петуха и выпускают его около обеда». (Верещагин 1995, 24)
Почему петуха? Ответ находим в другой работе удмуртского ученого: этот обычай связан с верованием удмуртов, что пение петуха отпугивает всех злых духов. (Верещагин 2000, 20)
Женщины и дети во дворе месили глину для кирпичей с добавлением коровяка. Так становились они прочнее. Смесью забивали деревянные ящики - формы, которые оставляли сушить в тени. Кирпичи использовали для трубы.
Когда помочь (веме) завершалась, в силу вступало правило: чтобы помочь пошла на пользу, хорошенько угости своих помощников. У щедрого хозяина печь реже ремонтировалась, и соседи его уважали. Если случалось ему в следующий раз собирать помочь по другому поводу, люди шли к нему охотно. Поэтому хозяева выкладывали все свое лучшее угощение. Ведь люди им помогли построить самое главное в доме - печь.
Приложение № 2
Верования удмуртского народа, связанные с печью
Многие верования удмуртского народа связаны с печью. Опираясь на работы ученых Л.С. Христолюбовой и Т.Г. Владыкиной, можно выделить следующие поверья и приметы.
- Когда входишь в дом, надо притронуться обеими руками к домашнему очагу, особенно, если в доме есть дети. Прикоснувшись к печи, можно узнать, какой в доме хозяин: у щедрого гостеприимного человека, говорят, печь всегда теплая, а у скупого и злого - холодная.
- Когда собираешься в дорогу или на свадьбу, также непременно надо притронуться к печи.
- При проводах рекрута кто-либо из его родных трижды обходил печь с шапкой рекрута или же ее обносили вокруг печной трубы: считалось, что это поможет юноше вынести тяготы службы и вернуться домой.
- Чтобы не сглазить новорожденного, на родничок малыша ставили метку сажей из печной трубы.
- Наши предки верили, что печь является недоступным для нечистой силы местом. Поэтому маленьких детей заставляли сидеть на печи, когда те оставались дома одни.
- Капризных, непослушных детей пугали, что их заберет с собой боко «бука, пугало», который живет за печкой в темном углу.
- Печь, по поверьям, могла «привязать» к дому не только его обитателей, но и домашнюю скотину. Именно поэтому в день весеннего выгона скота хозяйка обходила вокруг печки с куском хлеба, который затем скармливала корове и овцам, чтобы они не заблудились, а возвращались бы домой.
- Веревку, которой привели купленную корову, привязывали к печной трубе, чтобы скорее привыкла она к новым хозяевам.
- Если корова или овца не приходили с пастбища, то звали их в печную трубу.
- Чтобы скотина шла домой с пастбища, в Великий четверг надо кричать в печную трубу.
- Чтобы лошадь была послушной, новым кнутом надо несколько раз прикоснуться к печке.
- Если в доме есть больной человек, то запрещается выгребать золу из печи - больному будет хуже или захворает в семействе кто-нибудь другой.
- Никогда не дуй в горящий огонь печи: будешь кашлять.
- Если будешь плевать в огонь, то на языке выскочит чирей.
- Если потопчешь угли, то хлеб почернеет.
- Если загорит сажа в трубе, то будет ненастье.
- Если дрова в печи трещат, то будет ненастье.
- Если дым идет столбом, то будет мороз.
- Если печь издает во время топки треск, то будет несчастье.
Приложение № 3
Поверья и приметы русского народа, связанные с печью
- Плохим знаком считался плевок или грубое слово в сторону печки, даже волосы, снятые с расчески, нельзя было бросать в огонь, чтобы не привлекать в избу злых духов.
- Кто посидел на печи в доме, тот считался уже не гостем, не чужим, а своим человеком.
- Путники, приложив руки к печи и согретые сокровенным теплом дома, уже не могли сделать этому дому зло, так как доброта обезоруживает.
- Если пропадала скотина или кто-то из домашних не возвращался во время домой, их имена выкликали в печную трубу, в надежде, что они услышат и вернутся обратно.
- Когда к девушке приходили сваты, она залезала на печь. Спуститься вниз означало согласиться выйти замуж, перейти к другому очагу. Новобрачную молодой муж трижды торжественно обводил вокруг очага, прося у Бога-Огня счастливой жизни и много здоровых детей.
- Новорожденного мыли со словами: «Расти с брус вышины да с печь толщины».
- Если хозяйка держит печь неопрятно, то ее дети, по поверью, будут грязны и сопливы, а если огонь гаснет в момент рождения ребенка, то он вырастет злодеем и разбойником.
- В присутствии печи, как при матери, нельзя было ругаться и ссориться, если кто-нибудь позволял себе нецензурное высказывание, его одергивали словами: «Печь в хате!». Затапливали печь с молитвой, и свекровь останавливала невесток, затеявших в этот момент ссору: «Полно вам браниться, аль не видите, что огонь зажигаю?». Нарушение этих табу, по поверьям, могло стать причиной пожара.
- В случае смерти кого-нибудь в семье, домашние, чтобы не тосковать, заглядывали в печь, сдвигали заслонку и говорили: «Вся печаль в печь!»
- Вынув хлеб из печи, нужно бросить туда полено, чтобы хлеб не выводился, «чтобы не зевала печь», т.е. не было голода.
- На ночь в печь клали полено и ставили горшок с водой, чтобы у печи или у огня было, что есть и пить. Домашний огонь постоянно поддерживали в печи и сохраняли ночью в виде горячих углей. Их старались не передавать в другой дом, иначе вместе с огнем семью могли покинуть достаток и благополучие. Когда кто-нибудь уходил из дома, печь закрывали заслонкой, чтобы ему повезло в пути, и его не поминали лихом оставшиеся хозяева. При приближении грозы заслоняли трубу, чтобы черт или другая нечистая сила не могли туда спрятаться и гром не ударил в дом.
- Кроме того, русская печь играла роль домашней метеостанции. По ее поведению предсказывали погоду. Если сильная тяга в печи, то на мороз, а если слабая - на сырую погоду; красный огонь и дрова трещат - к морозу, а вот огонь белый и дрова в печи горят без треска - скоро наступит оттепель.
Приложение № 4
Удмуртские пословицы о печке:
Сидящий на печи, говорят, много знает.
Без дров и печка не варит.
На печи не хвастай, а в поле не робей.
Работа на печь не приходит.
Русские пословицы о печке:
Добра речь, коли в избе есть печь.
Мала печка, да тёпленька.
У холодной печи не согреешься.
Как не мечи, а лучше на печи.
Хочешь есть калачи, так не сиди на печи.
Литература
-
Буня М.И. Короленко в Удмуртии. - Ижевск: Удмуртия, 1982.
-
Верещагин Г.Е. Собрание сочинений: В 6 т. т. 1: Вотяки Сосновского края. - Ижевск: УИИЯЛ УрО РАН, 1995.
-
Верещагин Г.Е. Собрание сочинений: В 6 т. т.3: Этнографические очерки. Кн. 2. - Ижевск: УИИЯЛ УрО РАН, 2000.
-
Верещагин Г.Е. Собрание сочинений: В 6 т. т. 4: Фольклор. - Ижевск: УИИЯЛ УрО РАН, 2001.
-
Даль В.И. Толковый словарь русского языка . - М.: Дрофа, 2004.
-
Ингур: Удмурт фольклоръя лыдзет / Люказ Т.Г.Владыкина. - Ижевск: Удмуртия, 2004.
-
Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - М.: ООО «А ТЕМП» , 2009.
-
Христолюбова Л.С. Калык сямъёсты чакласа. - Ижевск: Удмуртия, 1995.
Интернет-источники
-
История русской печки [Электронный ресурс]. Режим доступа: pechky.ru/novosti/istoriya-russkoy-pechi</<font size="4">. (Дата обращения: 07.03.2015).
-
Русская печь [Электронный ресурс]. Режим доступа: ukhtoma.ru/history3_pech.htm. (Дата обращения: 25.03.2015).