- Учителю
- Рабочая программа индивидуального обучения на дому по литературе 9 класс
Рабочая программа индивидуального обучения на дому по литературе 9 класс
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СОШ №3 г. НОВОЗЫБКОВА»
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ
«СОШ №3г. НОВОЗЫБКОВА»
________И. Н. Дятлов
Приказ №288
06.09.2016 г.
Рабочая программа
индивидуального обучения на дому по литературе
на 2016 - 2017 учебный год
9 класс
Количество часов: 68 часов/2 часа в неделю
Учитель: КУЗЮКОВА ИРИНА НИКОЛАЕВНА
Пояснительная записка
Настоящая программа по литературе для 9 класса создана на основе ГОС 2004г., авторской программы по литературе для 5-11 кл. под редакцией В.Я. Коровиной. -М. «Просвещение»2007г. В работе используется учебник литературы в 2-х частях под редакцией В. Я. Коровиной «Просвещение» 2010г.
Рабочая программа по литературе рассчитана на 68 учебных часа (2 часа в неделю). Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы , формирование умения оценивать и анализировать художественные произведения.
Цель изучения литературы в школе - приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы.
Изучение литературы на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
-
воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, формирование гуманистического мировоззрения, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
-
развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств, культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, устной и письменной речи учащихся;
-
освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий, формирование общего представления об историко-литературном процессе; подготовка к восприятию линейного историко-литературного курса 10-11классов, совершенствование умений подробного, выборочного, сжатого пересказа от другого лица; подготовка к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.
Достижение указанных целей осуществляется в процессе следующих задач:
-
познавательных: обогащение духовно- нравственного опыта и расширение эстетического кругозора учащихся;
-
практических: формирование грамотного читателя; умение отличать художественный текст от других типов текстов, целостное восприятие и понимание литературного произведения;
-
эстетических: становление нравственной, духовно свободной личности.
Требования к уровню подготовки девятиклассников:
В результате изучения литературы ученик должен знать:
-
содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
-
наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
-
основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
-
историко-культурный контекст изучаемых произведений;
-
основные теоретико-литературные понятия;
уметь:
-
работать с книгой (находить нужную информацию, выделять главное, сравнивать фрагменты, составлять тезисы и план прочитанного, выделяя смысловые части);
-
определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
-
выявлять авторскую позицию;
-
выражать свое отношение к прочитанному;
-
сопоставлять литературные произведения;
-
</выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; характеризовать героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
-
характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
-
выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
-
владеть различными видами пересказа;
строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
-
участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
-
писать изложения с элементами сочинения, отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения.
Учебно-тематический план.
Календарно-тематическое планированиеДата проведения
план
факт
Литература как искусство слова и ее роль в духовной жизни человека.
1
Древнерусская литература
2
Литература Древней Руси. «Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы. История открытия памятника. Русская история в «Слове…».
1
Художественные особенности «Слова…»: самобытность содержания, специфика жанра, образов, языка.
1
Русская литература 18 века
8
Классицизм в русском и мировом искусстве. Общая характеристика русской литературы XVIII века. Особенности русского классицизма
1
М.В. Ломоносов. Слово о поэте и ученом. М.В. Ломоносов - реформатор русского языка и системы стихосложения. «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния». Особенности содержания и формы произведения.
1
М.В. Ломоносов «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елизаветы Петровны (1747 года)». Жанр оды. Прославление родины, мира, науки и просвещения в произведениях М. В. Ломоносова.
1
Г.Р. Державин. Жизнь и творчество Г.Р.Державина. Идеи просвещения и гуманизма в лирике Г.Р. Державина. Обличение несправедливости в стихотворении «властителям и судиям». Тема поэта и поэзии в лирике Г. Р. Державина. «Памятник».
1
А.Н.Радищев. Слово о писателе. «Путешествие из Петербурга в Москву» (главы).Изображение
русской действительности. Критика крепостничества. Обличительный пафос произведения.
1
Н.М.Карамзин.
Понятие о сентиментализме. «Осень» как произведение сентиментализма. «Бедная Лиза». Внимание писателя к внутренней жизни человека. Утверждение общечеловеческих ценностей.
1
«Бедная Лиза» как произведение сентиментализма. Новые черты русской литературы.
1
Р.Р.Подготовка к домашнему сочинению «Литература XVIII века в восприятии современного читателя» (на примере 1-2 произведений)
1
Русская литература XIX века
35
Общая характеристика русской и мировой литературы XIX века. Понятие о романтизме и реализме. Поэзия, проза и драматургия XIX века. Русская критика, лекция, публицистика, мемуарная литература
1
Романтическая лирика начала XIX века. В.А. Жуковский. Жизнь и творчество (обзор). «Море». «Невыразимое». Границы выразимого в слове и чувстве. Возможности поэтического языка.
1
В.А.Жуковский. «Светлана». Особенности жанра баллада. Нравственный мир героини баллады. Язык баллады: фольклорные мотивы, фантастика, образы-символы.
1
А.С. Грибоедов: личность и судьба драматурга. «Горе от ума». Обзор содержания. Чтение ключевых сцен пьесы. Особенности композиции комедии.
1
Фамусовская Москва в комедии «Горе от ума».
1
Чацкий в системе образов комедии. Общечеловеческое звучание образов персонажей.
1
Р.Р. Язык комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». Преодоление канонов классицизма в комедии. Обучение анализу эпизода драматического произведения (по комедии «Горе от ума»)
1
Р.Р. И. А. Гончаров. «Мильон терзаний». Подготовка к домашнему сочинению по комедии «Горе от ума».
1
А.С. Пушкин: жизнь и творчество. А.С. Пушкин в восприятии современного читателя («Мой Пушкин»).
Лицейская лирика. Дружба и друзья в творчестве Пушкина.
1
Лирика петербургского периода. «К Чаадаеву». Проблема свободы, служения Родине. Тема свободы и власти в лирике А.С.Пушкина. «К морю», «Анчар».
1
Любовь как гармония душ в интимной лирике А.С. Пушкина. « На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я вас любил: любовь ещё, быть может…». Адресаты любовной лирики поэта.
1
Тема поэта и поэзии в лирике А.С. Пушкина. «Пророк», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…». Раздумья о смысле жизни, о поэзии. «Бесы». Обучение анализу одного стихотворения.
1
А.С.Пушкин «Цыганы» как романтическая поэма. Герои поэмы. Противоречие двух миров: цивилизованного и естественного. Индивидуалистический характер Алеко.
1
Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин». История создания. Замысел и композиция романа. Сюжет. Жанр романа в стихах. Система образов. Онегинская строфа
1
Типическое и индивидуальное в образах Онегина и Ленского. Трагические итоги жизненного пути
1
Татьяна Ларина - нравственный идеал Пушкина. Татьяна и Ольга
1
Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина. Анализ двух писем
1
Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. Роль лирических отступлений. Пушкинская эпоха в романе «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни. Реализм романа
1
Р.Р. Пушкинский роман в зеркале критики: В.Г.Белинский, Д.И.Писарев, А.А.Григорьев, Ф.М.Достоевский, философская критика начала ХХ века. Роман А..Пушкина и опера П.И.Чайковского. Подготовка к сочинению по роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин»
1
Вн. Чт. А.С.Пушкин. «Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства».
Два типа мировосприятия персонажей трагедии. Их нравственные позиции в сфере творчества.
1
М.Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. Мотивы вольности и одиночества в лирике М.Ю.Лермонтова. «Нет, я не Байрон, я другой…», «Молитва», «Парус», «И скучно, и грустно…»
1
Образ поэта-пророка в лирике М.Ю. Лермонтова.» Смерть поэта», «Пророк», «Я жить хочу! Хочу печали…», «Есть речи - значенье…»
1
Адресаты любовной лирики М.Ю. Лермонтова и послания к ним. «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Расстались мы, но твой портрет…», «Нищий». Эпоха безвременья в лирике «Дума», «Родина»
«Предсказание». Тема России и ее своеобразие. Характер лирического героя его поэзии.
1
М.Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени»- первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Обзор содержания. Сложность композиции.
1
М.Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени». Печорин как представитель «портрета поколения». Загадки образа Печорина в главах «Бэла» и «Максим Максимыч»
1
«Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера. «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист»
1
Печорин в системе мужских и женских образов романа. Дружба и любовь в жизни Печорина
1
Р.Р.Споры о романтизме и реализме романа «Герой нашего времени». Поэзия М.Ю.Лермонтова и роман «Герой нашего времени» в оценке В.Г.Белинского. Подготовка к домашнему сочинению
1
Н.В. Гоголь: страницы жизни и творчества. Первые творческие успехи. «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Миргород».«Мертвые души». Обзор содержания. Замысел, история создания, особенности жанра и композиции. Смысл названия поэмы.
1
Образ города в поэме «Мертвые души» Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой. Эволюция его образа в замысле поэмы.
1
Р.Р.«Мертвые души» - поэма о величии России. Мертвые и живые души. Эволюция образа автора. Соединение комического и лирического начал в поэме «Мертвые души» Поэма в оценках В.Г.Белинского. Подготовка к домашнему сочинению
1
Ф.М. Достоевский. Тип «петербургского мечтателя» в повести «Белые ночи» . Черты его внутреннего мира. Роль истории Настеньки в повести Ф.М. Достоевского «Белые ночи».
1
А.Н. Островский. «Бедность не порок». Особенности сюжета. Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада.
1
Л.Н. Толстой. «Юность» как часть автобиографической трилогии. Формирование личности героя повести, его духовный конфликт с окружающей средой и собственными недостатками и его преодоление.
1
А.П.Чехов. «Тоска». Тема одиночества человека в мире. Образ многолюдного города и его роль в рассказе. Развитие представлений о жанровых особенностях рассказа
1
Русская литература XX века
14
И.А. Бунин. «Темные аллеи». История любви Надежды и Николая Алексеевича. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы
1
А.А. Блок. «Ветер принес издалека…», «О, весна без конца и краю…», «О, я хочу безумно жить…». Высокие идеалы и предчувствие перемен. Своеобразие лирических интонаций Блока.
1
С.А. Есенин. Тема Родины, размышления о жизни, любви, природе, предназначении человека в лирике С.А Есенина.. Н
1
В.В. Маяковский. «Послушайте!», «А вы могли бы?», «Люблю» (отрывок). Новаторство поэзии Маяковского. Своеобразие стиха, ритма, интонаций.
Маяковский о труде поэта
1
М.А. Булгаков. «Собачье сердце» как социально -философская сатира на современное общество. История создания и судьба повести. Система образов повести «Собачье сердце». Сатира на общество шариковых и швондеров
1
М.И. Цветаева. Стихи о поэзии, о любви, о жизни и смерти.» «Идешь, на
меня похожий…», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной…»,
Стихи к Блоку», «Откуда такая нежность?»
Особенности поэтики Цветаевой
1
«Родина». Образ Родины в лирическом цикле М.И.Цветаевой «Стихи о Москве». Традиции и новаторство в творческих поисках поэта. Елабужский период
1
А.А Ахматова. Трагические интонации в любовной лирике. Особенности поэтики. Особенности поэтики.
1
Н.А. Заболоцкий. Тема гармонии с природой, любви и смерти в лирике поэта. «Я не ищу гармонии в природе…», «Где-то в поле возле Магадана...», «Можжевеловый куст», «О красоте человеческих лиц» , «Завещание». Философский характер лирики Заболоцкого
1
М.А. Шолохов. «Судьба человека».
Смысл названия рас-
сказа. Судьба человека и судьба Родины. Образ главного героя.
1
Б.Л.Пастернак. Вечность и современность в стихах о природе и любви. «Красавица моя вся стать…», «Перемена», «Весна в лесу», «Быть знаменитым некрасиво,,,», «Во всем мне хочется дойти…». Философская глубина лирики Пастернака
1
А.Т. Твардовский. Раздумья я о Родине и о природе в лирике поэта. Интонация и стиль стихотворений «Урожай», «Весенние строчки» , «Я убит подо Ржевом…».
Проблемы интонации стихов о войне
1
А.И.Солженицын. «Матренин двор». Картины послевоенной деревни. Образ рассказчика. Тема праведничества в рассказе
1
Вн. Чт. «Музыка поэзии».
Песни и романсы на стихи русских поэтов XIX и ХХ веков
1
Из зарубежной литературы
6
Античная лирика. Катулл. «Нет, ни одна средь женщин…», «Нет, не надейся приязнь служить…». Чувства и разум в любовной лирике поэта. Пушкин как переводчик Катулла («Мальчику»).
Гораций. Слово о поэте. «Я воздвиг памятник…». Поэтические заслуги стихотворцев. Традиции оды Горация в русской поэзии
1
Данте Алигьери. «Божественная комедия» (фрагменты») Множественность смыслов поэмы и ее универсально-философский характер
1
У.Шекспир. Слово о поэте. «Гамлет».
Гуманизм эпохи Возрождения. . Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века»
1
И.-В.Гете. Слово о поэте. «Фауст». Эпоха Просвещения. «Фауст» как философская трагедия. Противостояние добра и зла. Фауста и Мефистофеля. Поиски справедливости и смысла человеческой жизни
1
Смысл сопоставления Фауста и Вагнера. Трагизм любви Фауста и Гретхен. Идейный смысл трагедии. Особенности жанра. Фауст как вечный образ мировой литературы
1
Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философский характер традиции. Гамлет как вечный образ мировой литературы
1
Зачетная работа по материалу, изученному в 9 классе. Выявление уровня литературного развития учащихся.
1
Обобщение курса литературы 9 класса. Итоги года и задания для летнего чтения
1