- Учителю
- Рабочая программа по литературе для 5 класса (общеобразовательноеобразование)
Рабочая программа по литературе для 5 класса (общеобразовательноеобразование)
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Старочигольская средняя общеобразовательная школа
Рассмотрена и
рекомендована к
утверждению на заседании методического объединения учителей МКОУ Старочигольской СОШ
протокол № 1
от «26» августа 2014г.
Утверждена педагогическим советом МКОУ Старочигольской СОШ
протокол № 1
от «26» августа 2014г
УТВЕРЖДАЮ
Директор школы_______
В.П.Гнеушева
приказ № 36/3
от « 28» августа 2014 г.
Рабочая программа
по литературе для 5 класса
(общеобразовательноеобразование)
на 2014-2015 учебный год
Составитель: учитель русского языка и литературы
Костылёва Ольга Викторовна
с. Старая Чигла
2014 г.
Пояснительная записка
Количество недельных часов 2 Количество часов в год _70___
Уровень рабочей программы ___базовый
Классификациярабочей программы__типовая____________________
Цели рабочей программы:
Развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познание, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Это определило цели обучения литературе:
- осмысление литературы как особой формы культурной традиции;
- формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности;
- формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;
- формирование эстетических и теоретико-литературных понятий как условие полноценного восприятия, анализа и оценки литературно-художественных произведений.
На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004 г. в содержании тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностноориентированный, деятельностный подходы, которые определяют
задачи обучения:
приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;
овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтению наизусть;
устного пересказа (подробному, выборочному, сжатому, от другого лица, художественному) - небольшого отрывка, главы, повести, рассказа, сказки; свободному владению монологической и диалогической речью в объеме изучаемых произведений;
научиться развернутому ответу на вопрос, рассказу о литературном герое, характеристике героя;
отзыву на самостоятельно прочитанное произведение; способами свободного владения письменной речью;
освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенций.
Таким образом, компетентностный подход к созданию тематического планирования обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.
Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития литературных процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям национальной и мировой культуры, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.
Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет выпускнику адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми.
Основой целеполагания является обновление требований к уровню подготовки выпускников в системе гуманитарного образования, отражающее важнейшую особенность педагогической концепции государственного стандарта - переход от суммы «предметных результатов» (то есть образовательных результатов, достигаемых в рамках отдельных учебных предметов) к межпредметным и интегративным результатам. Такие результаты представляют собой обобщенные способы деятельности, которые отражают специфику не отдельных предметов, а ступеней общего образования. В государственном стандарте они зафиксированы как общие учебные умения, навыки и способы человеческой деятельности, что предполагает повышенное внимание к развитию межпредметных связей курса литературы.
Дидактическая модель обучения и педагогические средства отражают модернизацию основ учебного процесса, их переориентацию на достижение конкретных результатов в виде сформированных умений и навыков учащихся, обобщенных способов деятельности. Формирование целостных представлений о литературе будет осуществляться в ходе творческой деятельности учащихся на основе личностного осмысления литературных фактов и явлений. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование нетрадиционных форм уроков, в том числе методики деловых и ролевых игр, проблемных дискуссий, межпредметных интегрированных уроков и т. д.
Стандарт ориентирован на воспитание школьника - гражданина и патриота России, развитие духовно-нравственного мира школьника, его национального самосознания. Эти положения нашли отражение в содержании уроков. В процессе обучения должно быть сформировано умение формулировать свои мировоззренческие взгляды и на этой основе - воспитание гражданственности и патриотизма.
Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:
-
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ № 1089 от 05.03.2004;
-
Примерная программа среднего (полного) общего образования по русскому языку. Базовый уровень. Рекомендованная Министерством образования и науки РФ приказ № 03-1263 от 07.07.2005.
-
Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09.03.2004;
-
Региональный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Воронежской области, реализующих государственные образовательные стандарты начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. Приказ Департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области № 760 от 27 июля 2012г.
-
Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2012/2013 учебный год. Утвержден приказом Минобразования РФ № 2885 от 27.12.2011.
-
Учебный план муниципального казённого общеобразовательного учреждения Старочигольской средней общеобразовательной школы Аннинского района Воронежской области на 2014- 2015 год.
-
Основная образовательная программа МКОУ Старочигольской СОШ на 2012-2014 г.
Настоящая программа по литературе для 5 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и на основе программы по литературе ( 5 -11 классы, базовый уровень), авторы В. Я. Коровина, В. И. Журавлев, В. И. Коровин, И. С. Збарский, В. П. Полухина, под редакцией В. Я. Коровиной.(см. - "Программы общеобразовательных учреждений. Литература, 5 - 11 классы" под редакцией В. Я. Коровиной, М., "Просвещение", 2007)
Место и роль предмета в овладении обучающимися требований к уровню подготовки в соответствии с государственным образовательным стандартом.
На изучение предмета «Литература» отводится по 2 часа в неделю, 70 часов в год.
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже - вот что должно стать устремлением каждого ученика.
Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.
Содержание школьного литературного образования концентрично - оно включает два больших концентра (5-9 класс и 10-11 класс). Внутри первого концентра три возрастные группы: 5-6 класс, 7-8 класс и 9 класс.
В 5 классе по литературе расширяются сведения о биографии писателя, происходит знакомство с новыми темами, проблемами, писателями, усугубляется работа по осмыслению прочитанного.
Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
Главная идея программы по литературе - изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: от освоения различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя; до начальных сведений об историзме литературы, как искусства слова (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь).
Ведущая проблема изучения литературы в 5 классе - внимание к книге.
Чтение произведение зарубежной литературы проводится в конце курса литературы за 5 класс.
Формы организации образовательного процесса.
-
Программа предусматривает проведение традиционных уроков, чтение лекций, уроков-практикумов, семинаров, обобщающих уроков, зачетов, различные виды пересказов, устных и письменных сочинений, отзывов, докладов, творческих работ, разнообразных нестандартных форм уроков (урок-концерт, урок-путешествие, урок-диспут, интегрированный урок)
Предполагается использование педагогических технологий:
-
уровневая дифференциация;
-
проблемное обучение;
-
информационно-коммуникационные технологии;
-
здоровьесберегающие технологии;
-
коллективный способ обучения (работа в парах постоянного и сменного состава)
Виды и формы контроля
-
Сочинения.
-
Тестовые задания.
-
Самостоятельные работы.
-
Зачёты.
Учебно-методический комплект для обучающихся
-
Литература.5 кл.: Учеб.-хрестоматия для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./ Авт.-сост. В.Я.Коровина и др.. -5-е изд. - М.: Просвещение, 2004.
Дополнительная литература
1.Учебник "Русская литература. Большой учебный справочник для школьников и поступающих в ВУЗы". М.: Дрофа, 1999 г.
2.Краткий словарь литературоведческих терминов: Книга для учащихся/Ред.сост. Л.И.Тимофеев, С.В.Тураев. - 2-е изд., дораб. - М.: Просвещение,1985.
3.Большой справочник "Литература для школьников и поступающих в ВУЗы". М.: Дрофа, 1999 г.
Учебно-тематический план
-
№ п/п
Наименование тем
Количество часов
Формы контроля, сроки
всего
В т.ч. на формы обучения и контроля
тест
сочинение
Контр.
работа
Зачёт
1
Введение
1
2
Древнерусская литература
2
3
Русская литература 18 века
3
4
Русская литература 19 века
40
3
1
Контрольный тест за 1-е полугодие
5
Литература 20 века
24
3
1
Контрольныйтест за 2-е полугодие
Итого
70
6
2
Основное содержание
Введение 1ч.
Писатели о роли книги в жизни человека и общества. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги(обложка, титул, форзац, сноски, оглавление); создатели книги (автор, художник, редактор, корректор, наборщик и др.). Учебник литературы и работа с ним.
Устное народное творчество 7ч.
Фольклор - коллективное устное народное творчество.
Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполнители фольклорных произведений. Коллективное и индивидуальное в фольклоре.
Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки - повторение).
Теория литературы. Фольклор. Устное народное творчество (развитие представлений).
Русские народные сказки
Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые (анекдотические, новеллистические). Нравоучительный и философский характер сказок. Сказители. Собиратели сказок. (Обзор.)
«Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы. «Величественная простота, презрение к позе, мягкая гордость собою, недюжинный ум и глубокое, полное неиссякаемой любви сердце, спокойная готовность жертвовать собою ради торжества своей мечты - вот духовные данные Василисы Премудрой...» (М. Горький). Иван Царевич - победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников - Бабы-яги, Кощея Бессмертного. Народная мораль в сказке: добро торжествует, зло наказывается. Поэтика волшебной сказки. Связь сказочных формул с древними мифами. Изобразительный характер формул волшебной сказки. Фантастика в волшебной сказке.
«Иван - крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Иван - крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя. Герои сказки в оценке автора-народа. Особенности сюжета.
«Журавль и цапля», «Солдатская шинель» - народные представления о справедливости, добре и зле в сказках о животных и бытовых сказках.
Теория литературы. Сказка. Виды сказок (закрепление представлений). Постоянные эпитеты. Гипербола (начальное представление). Сказочные формулы. Вариативность народных сказок (начальные представления). Сравнение.
Из древнерусской литературы 1ч.
Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси. (Обзор.) - •
«Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи. Герои старинных «Повестей...» и их подвиги во имя мира на родной земле.
Теория литературы. Летопись (начальные представления).
Из литературы XVIII века 2ч.
Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ о жизни писателя (детство и годы учения, начало литературной деятельности). Ломоносов - ученый, поэт, художник, гражданин.
«Случились вместе два астронома в пиру...» - научные истины в поэтической форме. Юмор стихотворения.
Теория литературы. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы (начальные представления).
Из литературы XIX века 42ч.
Русские басни. Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века). (Обзор.)
Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о баснописце (детство, начало литературной деятельности). Ворона и Лисица», «Волк и Ягненок», «Свинья под Дубом» (на выбор). Осмеяние пороков - грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости и т. д. «Волк на псарне» - отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора.
Рассказ и мораль в басне. Аллегория. Выразительное чтение басен (индивидуальное, по ролям, инсценирование).
Теория литературы. Басня (развитие представлений), аллегория (начальные представления). Понятие об эзоповом языке.
Василий Андреевич Жуковский. Краткий рассказ о поэте (детство и начало творчества, Жуковский-сказочник).
«Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои литературной сказки, особенности сюжета.
«Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады.
Теория литературы. Баллада (начальные представления).
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учения).
Стихотворение «Няне» - поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, ее сказками и песнями.
«У лукоморья дуб зеленый...». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» - собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения.
«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» - ее истоки (сопоставление с русскими народными сказками, сказкой Жуковского «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм; «бродячие сюжеты»). Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна, мачеха и падчерица. Помощники царевны. Елисей и богатыри. Соколко. Сходство и различие литературной пушкинской сказки и сказки народной. Народная мораль, нравственность - красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки.
Русская литературная сказка
Антоний Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители». Сказочно-условное, фантастической и достоверно-реальное в литературной сказке. Нравоучительное содержание и причудливый сюжет произведения. Всеволод Михайлович Гаршин. «AttaltaPrinceps». Героическое и обыденное в сказке. Трагический финал и жизнеутверждающий пафос произведения.
Теория литературы. Литературная сказка (начальные представления). Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, способы рифмовки. «Бродячие сюжеты» сказок разных народов.
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте (детство и начало литературной деятельности, интерес к истории России).
«Бородино» - отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837). Историческая основа стихотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения.
Теория литературы. Сравнение, гипербола, эпитет (развитие представлений), метафора, звукопись, аллитерация (начальные представления).
Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе (детство, годы учения, начало литературной деятельности).
«Заколдованное место» - повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического.
Теория литературы. Фантастика (развитие представлений). Юмор (развитие представлений).
Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о поэте (детство и начало литературной деятельности).
«На Волге». Картины природы. Раздумья поэта о судьбе народа. Вера в потенциальные силы народа, лучшую его судьбу.
«Есть женщины в русских селеньях...» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»). Поэтический образ русской женщины.
Стихотворение «Крестьянские дети». Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства - короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей.
Теория литературы. Эпитет (развитие представлений).
Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).
«Муму» - повествование о жизни в эпоху крепостного права. Духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Немота главного героя - символ немого протеста крепостных крестьян.
Теория литературы. Портрет, пейзаж (начальные представления). Литературный герой (начальные представления).
Афанасий Афанасьевич Фет. Краткий рассказ о поэте.
Стихотворение «Весенний дождь» - радостная, яркая, полная движения картина весенней природы. Краски, звуки, запахи как воплощение красоты жизни.
Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности).
«Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Жилин и Костылин - два разных характера, две разные судьбы. Жилин и Дина. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов.
Теория литературы. Сравнение (развитие понятия). Сюжет (начальное представление).
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).
«Хирургия» - осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики.
Теория литературы. Юмор (развитие представлений).
Поэты XIX века о Родине и родной природе
Ф. И. Тютчев. «Зима недаром злится...», «Как весел грохот летних бурь...», «Есть в осени первоначальной...»; А. Н. Плещеев. «Весна» (отрывок); И. С. Никитин. «Утро», «Зимняя ночь в деревне» (отрывок); А. Н. Майков. «Ласточки»; И. 3. Суриков. «Зима» (отрывок); А. В. Кольцов. «В степи». Выразительное чтение наизусть стихотворений (по выбору учителя и учащихся).
Теория литературы. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения.
Из литературы XX века 23ч.
Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).
«Косцы». Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство героев с бескрайними просторами Русской земли, душевным складом песен и сказок, связанных между собой видимыми и тайными силами. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине.
Владимир Галактионович Короленко. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).
«В дурном обществе». Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Их общение. Доброта и сострадание героев повести. Образ серого, сонного города. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Отец и сын. Размышления героев. «Дурное общество» и «дурные дела». Взаимопонимание -- основа отношений в семье.
Теория литературы. Портрет (развитие представлений). Композиция литературного произведения (начальные понятия).
Сергей Александрович Есенин. Краткий рассказ о поэте. Стихотворения «Я покинул родимый дом...» и «Низкий дом с голубыми ставнями...» - поэтическое изображение родной природы. Образы малой родины, родных людей как изначальный исток образа Родины, России. Своеобразие языка есенинской лирики.
Павел Петрович Бажов. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).
«Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика в сказе. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя. Стремление к совершенному мастерству. Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа.
Теория литературы. Сказ как жанр литературы (начальные представления). Сказ и сказка (общее и различное).
Константин Георгиевич Паустовский. Краткий рассказ о писателе. «Теплый хлеб», «Заячьи лапы». Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского.
Самуил Яковлевич Маршак. Краткий рассказ о писателе. Сказки С. Я. Маршака.
«Двенадцать месяцев» - пьеса-сказка. Положительные и отрицательные герои. Победа добра над злом - традиция русских народных сказок. Художественные особенности пьесы-сказки.
Теория литературы. Драма как род литературы (начальные представления). Пьеса-сказка.
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности).
«Никита». Быль и фантастика. Главный герой рассказа, единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении - жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания и счастья. Оптимистическое восприятие окружающего мира.
Теория литературы. Фантастика в литературном произведении (развитие представлений).
Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности).
«Васюткино озеро». Бесстрашие, терпение, любовь к природе и ее понимание, находчивость в экстремальной ситуацииI
Теория литературы. Автобиографичность литературного произведения (начальные представления).
«Ради жизни на Земле...»
Стихотворные произведения о войне. Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны.
К. М. Симонов. «Майор привез мальчишку на лафете...»; А. Т. Твардовский. «Рассказ танкиста».
Война и дети - обостренно трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне.
Произведения о Родине и родной природе
И.Бунин. «Помню-долгий зимний вечер...»; Прокофьев. «Аленушка»; Д. Кедрин. «Аленушка»; Рубцов. «Родная деревня», Дон-Аминадо. «Города и годы».
Стихотворные лирические произведения о Родине, ной природе как выражение поэтического восприятия окружающего мира и осмысление собственного мироощущения, настроения. Конкретные пейзажные зарисовки и обобщенный образ России. Сближение образов волшебных сказок и русской природы в лирических стихотворениях.
Писатели улыбаются
Саша Черный. «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей.
Теория литературы. Юмор (развитие понятия).
Из зарубежной литературы 11ч.
Роберт Льюис Стивенсон. Краткий рассказ о писателе.
«Вересковый мед». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков.
Теория литературы. Баллада (развитие представлений).
Даниель Дефо. Краткий рассказ о писателе.
«Робинзон Крузо». Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер героя (смелость, мужество, находчивость, несгибаемость перед жизненными обстоятельствами). Гимн неисчерпаемым возможностям человека.
Ханс Кристиан Андерсен. Краткий рассказ о писателе.
«Снежная королева». Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке Андерсена. Кай и Герда. Мужественное сердце Герды. Поиски Кая. Помощники Герды (цветы, ворон, олень, Маленькая разбойница и др.). Снежная королева и Герда - противопоставление красоты внутренней и внешней. Победа добра, любви и дружбы.
Жорж Санд. «О чем говорят цветы». Спор героев о прекрасном. Речевая характеристика персонажей.
Марк Твен. Краткий рассказ о писателе.
«Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость, предприимчивость. Черты характера Тома, раскрывшиеся в отношениях с друзьями. Том и Бекки, их дружба. Внутренний мир героев М. Твена. Причудливое сочетание реальных жизненных проблем и игровых приключенческих ситуаций. Изобретательность в играх - умение сделать окружающий мир интересным.
Джек Лондон. Краткий рассказ о писателе.
«Сказание о Кише» - сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Уважение взрослых. Характер мальчика - смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства - опора в труднейших жизненных обстоятельствах. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа.
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения литературы ученик должен
знать/понимать:
-
образную природу словесного искусства;
-
содержание изученных литературных произведений;
-
основные факты жизни и творческого пути поэтов и писателей
-
изученные теоретико-литературные понятия;
уметь:
-
воспринимать и анализировать художественный текст;
-
выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;
-
определять род и жанр литературного произведения;
-
выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев,
-
характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
-
сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;
-
выявлять авторскую позицию;
-
выражать свое отношение к прочитанному;
-
выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
-
владеть различными видами пересказа;
-
строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
-
участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
-
писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
-
определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;
поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсыИнтернета).
Учебно-методическое обеспечение
-
Русский язык и литература. Средства и приёмы выразительной речи. 5-9 классы: тренинговые задания на уроках/ сост. М.Е.Кривоплясова. - Волгоград:Учитель,2007
-
Литература в схемах и таблицах/авт.-сост. Миронов Ю.С. - СПб.: Тригон,2008
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
-
№п/п
Наименования объектов и средств
материально-технического обеспечения
Основная школа
Базовый уровень
1.1.
Стандарт основного общего образования по литературе
Д
1.2.
Стандарт среднего (полного) общего образования по литературе (базовый уровень)
Д
1.4.
Примерная программа основного общего образования по литературе
Д
1.5.
Примерная программа среднего (полного) общего образования (базовый уровень) по литературе
Д
1.7.
Авторские программы по литературе
Д
Д
1.9.
Учебник-хрестоматия по литературе. 5 кл.
К
1.6.
Дидактические материалы по всему курсу литературы
Ф
Ф
1.17.
Художественная литература
Д
Д
1.18.
Методические пособия по литературе для учителя
Д
Д
1.19.
Справочно-энциклопедическая литература (Словарь литературоведческих терминов)
Д
Д
2.2.
Портреты писателей (русских и зарубежных)
Д
Д
3.1.
Аудиозаписи и фонохрестоматии по литературе
Д
Д
4.1.
Экран на штативе или навесной
Д
Д
4.2.
Ноутбук
Д
Д
4.3.
Мультимедиа проектор
Д
Д
Календарно-тематическое планирование
Содержание
(разделы, темы)
Кол-во часов
Дата провед.
по плану
Дата провед.
факт.
Введение
1
Книга в жизни человека
1
01.09.
Устное народное творчество
7
2
Устное народное творчество. Малые жанры фольклора.
1
05.09.
Русские народные сказки
3
Сказки как вид народной прозы. Виды сказок. «Царевна-лягушка». Высокий нравственный облик Василисы Премудрой.
1
08.09.
4
Художественный мир сказки «Царевналягушка». Народная мораль сказки.
1
12.09.
5
«Иван-крестьянский сын и чудо-юдо». Система образов сказки. Образ главного героя.
1
15.09.
6
Сказки о животных.»Журавль и цапля». Народные представления о справедливости.
1
19.09.
7
Бытовые сказки. «Солдатская шинель». Народные представления о добре и зле.
1
22.09.
8
Р.р. Обучение домашнему сочинению «Мой любимый герой русской народной сказки»
1
26.09.
Из древнерусской литературы
1
9
Возникновение древнерусской литературы. Сюжеты русских летописей. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича».
1
29.09.
Из литературы 18 века
2
10
М. В. Ломоносов. «Случились вместе два астронома в пиру…» как юмористическое нравоучение
1
03.10.
Из литературы 19 века
40
11
И. А. Крылов. Слово о баснописце. Обличие человеческих пороков в басне «Волк и ягнёнок». Понятие об аллегории и морали.
1
06.10
12
И. А. Крылов. «Ворона и лисица», «Свинья под дубом». Понятие об аллегории и морали.
1
10.10.
13
И. А. Крылов. Аллегорическое отражение исторических событий в баснях. «Волк на псарне» как басня о войне 1812 года.
1
13.10
14
В. А. Жуковский. Слово о поэте. Сказка «Спящая царевна». Черты литературной и народной сказки.
1
17.10.
15
В. А. Жуковский. «Кубок». Понятие о балладе. Нравственно-психологические проблемы баллады.
1
20.10.
16.
А. С. Пушкин. Детские и лицейские годы жизни поэта. «Няне» как поэтизация образа Арины Родионовны.
1
24.10.
17
Пролог к поэме «Руслан и Людмила»как собирательная картина русских народных сказок
1
27.10.
18
РР Сочинение - сказка.
1
31.10.
19
А. С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» - её истоки. Противостояние добрых и злых сил в сказке.
1
20
Сходство и различие литературной и народной сказки. Поэтичность и музыкальность пушкинской сказки.
1
21
Антоний Погорельский. «Чёрная курица, или подземные жители». Сказочно-условное, фантастическое и достоверно-реальное в сказке.
1
22
В. М. Гаршин «Attalea Princeps». Героическое и обыденное в сказке.
1
23
М. Ю. Лермонтов. слово о поэте. «Бородино» - отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения.
1
24
Изобразительно-выразительные средства языка стихотворения «Бородино». Особенности поэтических интонаций.
1
25
Н. В. Гоголь. Слово о писателе. «Заколдованное место» - повесть из «Вечеров на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жизни.
1
26
Реальность и фантастика в повести Н.В.Гоголя «Заколдованное место» Понятие о фантастике.
1
27
Н. А. Некрасов. Слово о поэте. «На Волге». Картины природы. Раздумья поэта о судьбе народа.
1
28
ВЧ Н. А. Некрасов. «Есть женщины в русских селеньях…» - отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос». Поэтический образ русской женщины.
1
29
И. С. Тургенев. Слово о писателе. «Муму» Жизнь в доме барыни. Герасим и барыня. Герасим и Татьяна
1
30
Нравственный облик Герасима. Протест Герасима против барыни и её челяди. Нравственное превосходство Герасима.
1
31
Тургенев - мастер портрета и пейзажа. Понятие о литературном герое.
1
32
РР Сочинение. «Образ Герасима в рассказе И. С. Тургенева «Муму».
1
33
А. Фет. Слово о поэте. «Весенний дождь» - воплощение красоты жизни.
1
34
Контрольный тест за первое полугодие
1
35
Л. Н. Толстой. Слово о писателе. «Кавказский пленник» как протест против национальной вражды.
1
36
РР Жилин и Костылин. Обучение сравнительной характеристике героев. Подготовка к домашнему сочинению по рассказу Толстого «Кавказский пленник»
1
37
А. П. Чехов. Слово о писателе. «Хирургия» - осмеяние глупости и невежества героев рассказа.
1
Поэты 19 века о родине и родной природе
1
38
Урок-концерт. Поэты 19 века о Родине и родной природе. Ф.И. Тютчев, А. Н. Плещеев. И. С. Никитин. А. Н. Майков. А.В.Кольцов. .
1
Из литературы 20 века
18
39
ВЧ И. А. Бунин. Слово о писателе. «Косцы». Восприятие прекрасного героями рассказа.
1
40
В. Г. Короленко. Слово о писателе. «В дурном обществе». Отец и сын. Взаимопонимание - основа отношений в семье.
2
41
Жизнь семьи Тыбурция. Общение Васи с Валеком и Марусей. Портрет как средство изображения героев.
1
42
РР Изображение города и его обитателей в повести В.Г. Короленко. Подготовка к домашнему сочинению по повести В.Г.Короленко «В дурном обществе»
1
43
С. А. Есенин. Слово о поэте. Поэтическое изображение Родины и родной природы в стихотворениях поэта. «Я покинул дом родной…»
1
44
П. П. Бажов. Слово о писателе. «Медной горы хозяйка». Трудолюбие и талант Данилы-мастера
1
45
Образ Хозяйки Медной горы в сказе П.Бажова. Понятие о сказе. Сказ и сказка.
1
46
К. Паустовский. Слово о писателе. Герои и их поступки в сказке «Тёплый хлеб».
1
47
Роль пейзажа в сказке К.Г. Паустовского «Тёплый хлеб». Нравственные проблемы произведения.
1
48
Вн.чт. К. Паустовский. «Заячьи лапы». Доброта и сострадание в сказках Паустовского.
1
49
С. Я. Маршак. Слово о писателе. «Двенадцать месяцев» - пьеса-сказка. Столкновение добра и зла. Драма как род литературы.
1
50
РР Художественные особенности пьесы-сказки С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев» Юмор в сказке
1
51
РР Сочинение по пьесе-сказке С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев»
1
52
А. Платонов. Слово о писателе. «Никита». Быль и фантастика. Душевный мир главного героя.
1
53
В. П. Астафьев. Слово о писателе. «Васюткино озеро». Черты характера героя, его поведение в лесу.
1
54
«Открытие» Васюткой нового озера. Понятие об автобиографическом произведении.
1
55
Контрольная работа по творчеству Есенина, Бажова, Паустовского, Платонова, Астафьева.
1
Произведения о родине и родной природе
2
56
Урок-концерт. Русские поэты 20 века о Родине и родной природе. И.А.Бунин, А.А.Прокофьев. Поэтическое восприятие окружающего мира
1
57
Русские поэты 20 века о Родине и родной природе. Н. Рубцов, Д.Б.Кедрин.Образ Родины в стихах о природе.
1
Писатели улыбаются
1
58
Саша Чёрный. «Кавказский пленник», «Игорь
-Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей.
1
Поэты о войне
2
59
К.М.Симонов. Слово о поэте. «Майор привёз мальчишку на лафете…» Война и дети.
1
Из зарубежной литература
11
60
Р. Л. Стивенсон. Слово о писателе. «Вересковый мёд». Подвиг героя во имя сохранения традиции предков.
1
61
Вн.чт. Даниэль Дефо. Слово о писателе. «Робинзон Крузо» - произведение о силе человеческого духа.
1
62
Х. К. Андерсен. Слово о писателе. «Снежная королева». Реальное и фантастическое в сказке. Кай и Герда.
1
63
Снежная королева и Герда - противопоставление красоты внутренней и внешней.
1
64
РР Подготовка к домашнему сочинению по сказкам Х.К.Андерсена
1
65
ВЧ Жорж Санд «О чём говорят цветы». Спор героев о прекрасном. Речевая характеристика персонажей.
1
66
ВЧ М.Твен. «Приключения Тома Сойера». Внутренний мир героев.
2
67
ВЧ Д. Лондон. «Сказание о Кише» Нравственное взросление героя рассказа.
1
68
Контрольный тест за второе полугодие
1
69
Анализ контрольного теста
1
70
Итоговый урок-праздник «Путешествие по стране Литературии»
1
Контрольный тест по литературе
за первое полугодие
5 класс
1. Краткое народное изречение с назидательным содержанием называется
а) загадкой; б) пословицей; в) сказкой; г) мифом.
2. Сказка - это
а) весёлый анекдотичный случай, произошедший на самом деле;
б) краткое устойчивое выражение, не составляющее, в отличие от пословицы, законченного высказывания;
в) занимательный рассказ о необыкновенных вымышленных событиях и приключениях.
3. Какой вид сказок назван неверно?
а) о животных; б) бытовые; в) волшебные; г) фантастико-бытовые.
4. Какая черта не является чертой волшебной сказки?
а) концовка; б) присказка; в) зачин; г) мораль; д) повторы.
5. Какое волшебное число повторяется в сказке «Царевна-лягушка»?
а) 7; б) 3; в) 13; г) 5.
6. Кто из героев не помогал Ивану-царевичу в этой же сказке?
а) Баба-Яга; б) Кощей Бессмертный; в) старый старичок.
7. Каким по счёту сыном обычно был в сказках Иванушка-дурачок?
а) первым; б) вторым; в) третьим; г) седьмым.
8. Христианство на Руси было провозглашено
а) в 988 г.; б) 888 г.; в) в 1110 г.
9. Летопись как жанр появляется на Руси
а) в XI в.; б) в XII в.; в) IX в.
10. Летопись - это
а) книга в кожаном переплёте;
б) памятник исторической письменности, где повествование ведётся в хронологической последовательности;
в) произведение, которое передаётся из уст в уста.
11. Кто является родоначальником жанра басни?
а) Эзоп; б) Ломоносов; в) Сумароков; г) Лафонтен.
12. Какой признак не характерендля басни?
а) большой объём; б) нравоучительный характер; в) наличие морали; г) олицетворение.
13. Какое событие из жизни России ярко изображал в своих баснях И.А. Крылов?
а) Великую Отечественную войну; б) Отечественную войну 1812 года; в) Гражданскую войну.
14. Какой басни Крылова не существует?
а) «Волк в овчарне», б) «Свинья под дубом», в) «Ворона и Лисица».
15. Определите название приёма, характерного для басни:
а) иносказание; б) заклинание; в) описание; г) повторение.
16. Вывод в басне называется
а) поучение; б) мораль; в) наставление; г) рассуждение.
17. А.С. Пушкин родился
а) в Москве; б) в Петербурге; в) в Казани; г) в Киеве.
18. Няню поэта звали
а) Нина Родионовна; б) Арина Родионовна; в) Арина Ивановна; г) Нина Ивановна.
19. Сказка А.С. Пушкина называется:
а) «Сказка о семи богатырях»; б) «Сказка о спящей царевне и о семи богатырях»;
в) «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».
20. Кто является носительницей зла в этой сказке?
а) царица; б) царевна; в) черница.
21. Чернавка в сказке Пушкина это:
а) девушка с черным цветом кожи; б) служанка для «чёрной» работы; в) сильно загоревшая женщина.
22. Что сделала царевна, когда пришла в терем к богатырям?
а) легла спать; б) всё порядком убрала; в) приготовила обед и поела.
23. Как звали жениха царевны?
а) царевич Алексей; б) королевич Елисей; в) королевич Енисей.
24. Кто указал жениху правильный путь?
а) солнце; б) месяц; в) ветер.
25. Художественное определение - это:
а) аллегория; б) иносказание; в) эпитет.
26. Как называется следующее художественно-выразительное средство?
Ветер, ветер! Ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море,
Всюду веешь на просторе…
а) риторическое восклицание, б) обращение; в) риторическое обращение.
27. Кто воспитывал М.Ю. Лермонтова?
а) родители; б) гувернёры; в) бабушка.
28. Какому историческому событию посвящено одно из стихотворений Лермонтова?
а) Полтавской битве; б) Бородинскому сражению; в) Куликовской битве.
29. Художественный приём, при помощи которого одно явление сопоставляется с другим, называется:
а) аллегория; б) метафора; в) сравнение.
30. Назовите приём, используемый М.Ю. Лермонтовым в следующем отрывке:
Ну ж был денёк! Сквозь дым летучий
Французы двинулись как тучи…
а) риторическое восклицание; б) риторическое обращение; в) аллегория.
31. Под басурманами Лермонтов подразумевал:
а) иноземцев; б) барсуков; в) русских солдат.
32. Какого художественного приёма не использовал автор в следующем отрывке?
Вам не видать таких сражений!..
Носились знамена, как тени,
В дыму огонь блестел,
Звучал булат, картечь визжала…
а) риторическое обращение; б) сравнение; в) риторическое восклицание; г) олицетворение
Итоговый тест по литературе
5 класс
1. Стих - это:
а) синоним слова «стихотворение»;
б) стихотворная строка;
в) строфа стихотворения;
г) троп.
2. Какое произведение не принадлежит перу Н.А. Некрасова
а) «Крестьянские дети»; б) «На Волге»; в) «Теплый хлеб»; г) «Мороз, Красный нос».
3. Какой автор не написал произведения с названием «Кавказский пленник»?
а) А.П. Платонов; б) Л.Н. Толстой; в) Саша Черный; г) А.С. Пушкин.
4. В каких из перечисленных произведений главными героями являются дети?
а) «Медной горы Хозяйка»; в) «Сказание о Кише»;
б) «В дурном обществе»; г) «Заколдованное место».
5. Какие из перечисленных произведений имеют признаки баллады?
а) «Бородино»; б) «Кубок»; в) «Вересковый мед»; г) «У лукоморья».
6. Какой главный литературный прием лежит в основе загадки?
а)гипербола; б) эпитет; в) олицетворение; г) метафора.
7. Кто из художников написал картину «Бурлаки на Волге»?
а) И.Е. Репин; б) В.Д. Поленов; в) В.М. Васнецов; г) И.И. Левитан.
8. Каким размером написано стихотворение Ф.И. Тютчева «Как весел грохот летних бурь...»?
а) ямбом; б)хореем; в) дактилем; г) анапестом.
9. Соотнесите авторов и их произведения:
а) «Заколдованное место»; 1) С.Я. Маршак;
б) «Спящая царевна»; 2) Н.В. Гоголь;
в) «Двенадцать месяцев», 3) Л.С. Пушкин;
г) «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях 4) В.А Жуковский, -.
10. Соотнесите писателей и литературные места, связанные с их именами.
а) Константиново; I) Л.Н Толстой;
б) Тарханы; 2) С.А. Есенин;
в) Ясная Поляна; 3) АС. Пушкин;
г) Спасское-Лутовиново; 4) А. П Чехов;
д) Таганрог; 5) И.С. Тургенев;
е) Захарово. 6) М.Ю. Лермонтов,