- Учителю
- «Ромео и Джульетта». Знакомство с трагедией
«Ромео и Джульетта». Знакомство с трагедией
Конспект открытого урока литературы для обучающихся 8 класса
Тема урока: «Ромео и Джульетта». Знакомство с трагедией.
ХОД УРОКА:
Любовь всегда прекрасна и желанна,
Особенно, когда она нежданна.
У. Шекспир
-
Организационный момент.
Здравствуйте, проверьте готовность к уроку.
-
Постановка цели и задач урока.
Обратите внимание на доску. (Прочитать эпиграф). Как вы думаете о чем мы с вами будем говорить? (О любви). С каким произведением вы ознакомились дома? (Ромео и Джульетта). Кто автор данного произведения? (У. Шекспир).
-
Первичное усвоение новых знаний. Изучение нового материала
Это произведение эпохи Возрождения. Чтобы прочувствовать весь трагизм, предлагаю вам окунуться в эпоху Возрождения, и в этом нам помогут Сучкова С. и Шарпаева В.
Возрождение (Ренессанс) - период в культурном развитии стран Западной и Центральной Европы (в Италии ΧIV-ΧVI века, в других странах конец ΧV-начало ΧVII века), переходный от Средневековья к культуре Нового времени.
К концу ΧV- началу ΧVI века большинство стран Западной Европы вступают на путь капиталистического развития. Начальный период этого процесса характеризуется ярким расцветом новой культуры. Этот период называют эпохой Возрождения. В ΧV- ΧVI веках интерес к жизни античного наследия бурно возрастает, оно усиленно изучается, на произведения античного искусства и науки смотрят, как на образцы. Крепнет новое направление в идейной жизни - гуманизм. Главным содержанием искусства становится человек, его земная жизнь, его борьба за счастье. Гуманистическая литература эпохи Возрождения целиком посвящена теме человека и борьбе против всего, что мешает его свободному развитию и счастью. Любовь, как прекрасное человеческое чувство, становится одной из больших тем литературы. Искусство Возрождения поражает масштабностью образов. Стремление к идеализации образа заметно и в мадоннах Рафаэля, и в комедиях Шекспира, и в поэзии Петрарки. Культура Возрождения зародилась в Италии. В Англии это время было трудным и кровавым. Внутри страны шла тяжелая борьба с теми, кто не хотел, чтобы она освободилась от влияния Ватикана.
Учитель:Сильнее всего идеи Возрождения в Англии воплотились на сценах театров. Такой силы и власти над всем существующим человек не чувствовал ни в античности, ни в Средние века. Я предлагаю вам послушать сообщение о театре эпохи Возрождения (Иванова Ел.)
Одним из излюбленных развлечений того времени был театр, являвшийся подлинно народным искусством. В самом Лондоне, то есть в черте Сити, театров не было. Все местные дела решались муниципалитетом, а в нем преобладали буржуа, придерживавшиеся строгой пуританской морали, запрещавшей всякого рода развлечения. Музыку и театр пуритане презирали, считая их греховным делом, отвлекающим от «святой» задачи накопления богатств.
Так как пуритане запрещали спектакли в пределах Сити, то первые лондонские театры возникли за чертой города. Они строились в пригородах, подчас рядом с загонами для травли медведей или аренами петушиных боев.
Впрочем, играли не только там. Комедиантов часто приглашали выступать в домах вельмож и даже во дворец королевы. К началу деятельности Шекспира в Лондоне насчитывалось четыре здания, специально предназначенные для представлений.
Труппы были невелики, обычно ядро составляли шесть-восемь актеров. Актрис во времена Шекспира еще не было, но мальчики-актеры проходили такую тренировку, которая превращала их в образцовых исполнителей женских ролей.
Профессия актера была сравнительно новой. Как самостоятельная профессия актерство возникает в ΧVI веке.
- А сейчас давайте познакомимся с личностью У. Шекспира (Ниточка С., Цыганов А.)
В городе Стредфорде-на-Эйвоне 23 апреля 1564 года в семье богатого горожанина, по профессии перчаточника, родился Уильям Шекспир. По традиции Шекспир обучался в местной Грамматической школе, где Уильям хорошо изучил латинский и греческий языки, познакомился с литературой Древней Греции и Рима (античной). В 18 лет женился на дочери богатого фермера. В 1587 году уехал в Лондон, где нашел работу в театре. Примерно в 1593 году Шекспир вступил в труппу Бербеджа в качестве актера и драматурга. В 1599 году был построен театр «Глобус», пайщиком которого становится, уже приобретя известность. В Лондоне Шекспир много работал, сочиняя в среднем от одной до двух пьес в год, а также пополняя свое образование. Драмы его свидетельствуют об обширных знаниях в области истории, естествознания, юридических и других наук. В качестве пайщика театра Шекспир приобрел солидное состояние, которое дало ему возможность примерно в 1612 году вернуться в Стредфорд уже богатым человеком.
В 1616 году драматург умирает. Шекспир написал 37 драм: 17 комедий, 10 трагедий, 10 исторических хроник, - а также 2 поэмы, 154 сонета.
Учитель: Есть в мире литературы имена героев, которые знакомы всем, даже если человек не читал самого произведения. Эти имена стали символами каких-то вечных ценностей: чести, благородства, преданности, любви. Над ними не властны ни люди, ни смерть. В конце ΧVI века, точнее - в 1596 году Уильям Шекспир создал пьесу, которая стала бессмертной. Самое интересное заключается в том, что Шекспир не сам придумал сюжет этой пьесы, а заимствовал его у древнеримского поэта Овидия, который в сборнике «Метаморфозы» (превращения) рассказал историю Пирама и Фисбы. Мало кто помнит Овидия и его героев, а вот имена Ромео и Джульетты мы употребляем как символы преданности и беззаветной любви.
(На доске: «Ромео и Джульетта» - оптимистическая трагедия. У. Шекспир)
Как вы думаете почему Шекспир назвал трагедию «Ромео и Джульетта» оптимистической трагедией? (Предположения детей). На этот вопрос нам предстоит сегодня ответить.
-
Первичная проверка понимания.
-
Беседа с классом по трагедии Шекспира «Ромео и Джульетта»
- С чего начинается пьеса? Какой персонаж появляется на сцене?
(В прологе на сцену выходит хор и кратко сообщает сюжет всей пьесы.)
- Давайте прочитаем пролог.
а) Чтение вслух пролога
Учитель: В древности в античных трагедиях был такой персонаж - хор, состоявший из группы актеров. Он выражал мнение автора, высказывал отношение к происходящему, комментировал события. Шекспир использовал этот прием древних авторов, чтобы сразу настроить зрителей на трагедию.
- Определите тему трагедии. (Произведение о жестокости мира, о силе любви, о взрослении юных героев.)
- Где происходит действие? (В Италии, в Вероне и Мантуе.)
- Что мы узнаем о жизни Вероны в самом начале произведения? (Здесь многие годы длится вражда двух семейств, причина ее давно забыта, правителю Вероны и жителям эта вражда уже давно надоела, так как она приносит много бед и по-прежнему
льет кровь.)
- Вспомните, что такое сюжет, назовите его элементы.
(Сюжет - это система событий в произведении. Элементы сюжета: экспозиция, завязка, кульминация, развязка.)
- Выделите элементы сюжета в трагедии Шекспира. На столах у вас листы с заданием. Заполните их.
(Экспозиция - столкновение Монтекки и Капулетти, беседа
Бенволио и Ромео, подготовка к балу в доме Капулетти;
завязка - встреча Ромео и Джульетты на балу у Капулетти и
зарождение любви;
кульминация - сцена в склепе, когда каждый герой, считая
своего возлюбленного умершим, принимает решение уйти из
жизни;
развязка - рассказ брата Лоренцо и примирение семей.)
V. Первичное закрепление.
- Что является способом характеристики героев в драматическом произведении?
(Их монологи и диалоги, поступки, отзывы о них других героев и авторские ремарки)
- Давайте проследим, как создаются образы главных героев, которые изменяются под влиянием своей любви. Что говорит Ромео о любви в начале трагедии, до знакомства с Джульеттой? (акт 1, сцена 1- три отрывка)
- Почему герой так отзывается о любви? В чем дело? (Ромео признается, что влюблен в некую Розалину, которая не отвечает на его чувства, и это заставляет его страдать.)
- Когда мы впервые встречаем Джульетту? О чем идет речь? ( При разговоре Джульетты с матерью, которая сообщает девушке о внимании к ней графа Париса. Мать просит дочь обратить внимание на молодого жениха, на что Джульетта отвечает: «Еще не знаю. Надо сделать пробу. Но это лишь единственно для вас.» - акт 1, сцена. Юная героиня еще не думала о любви, о браке, она спокойна.)
- Вспомните, сколько лет Джульетте? (Еще нет 14-ти лет; об этом говорит ее кормилица.)
- Почему автор делает героиней такую молодую девушку? (Автор хочет подчеркнуть, что любовь может прийти в любом возрасте.)
- Как и где вспыхивает чувство юных героев? (Возникает внезапно во время случайной встречи Ромео и Джульетты на балу у Капулетти, куда герой явился в надежде встретиться с Розалиной.)
г) Просмотр видеофрагмента из фильм «Ромео и Джульетта» - встреча
- Зачитайте отрывки из текста, в которых герои говорят о своих впечатлениях друг от друга. (акт 2, сцена 5)
- Что мешает их любви? (Вражда их семейств.)
- Как ведут себя Ромео и Джульетта до и после знакомства?
( Ромео до встречи с Джульеттой говорит очень много и
красиво о своей любви к Розалине. Когда он встречает
дочь Капулетти, он начинает действовать. Из мечтательного юноши он превращается в смелого, мужественного человека, способного принимать решения и отвечать за свои поступки. Джульетта меняется еще сильнее: сначала она была покорной дочерью, теперь восстает и борется за свою любовь.)
- Сейчас я хотела бы вам предложить переместиться на театральные подмостки шекспировского театра, театра эпохи Возрождения и посмотреть инсценировку сцены на балконе в исполнении ваших одноклассников. (инсценировка Иванова Ан., Кузьмин О.)
- Как юные герои относятся к вражде своих семейств? Какое событие сыграло роковую роль в судьбе героев? (Они не понимают этой вражды. Из-за грубости и кровожадности кузена героини Тибальта, убившего друга Ромео - Меркуцио, герой оказывается изгнанным из Вероны.)
- Хотел ли Ромео гибели Тибальта? Почему? (Нет, так как в Тибальте он видит родственника своей супруги и не желает ему зла.)
- В чем видят герои смысл жизни? (В любви. Они не могут оставаться друг без друга, поэтому выбирают смерть. Джульетта, принимая снадобье, данное ей монахом Лоренцо, восклицает: «И за твое здоровье пью, Ромео!» Ромео перед смертью, выпивая яд, говорит: «Пью за тебя, любовь!»)
- Почему погибают герои?
(Мир, в котором они живут, еще не готов к гармонии, примирению, доброте и любви.)
- Давайте обратимся к тексту: прочитайте развязку трагедии.
д) Выразительное чтение развязки трагедии (рассказ монаха Лоренцо)
- Есть ли смысл в гибели героев? (Да, так как после смерти героев враждующие семьи примиряются.)
е) Анализ эпиграфа к уроку
- Давайте обратимся к эпиграфу. Соответствует ли он содержанию нашего урока?
(Юные герои трагедии радостно встретили свою любовь, которая вошла в их жизнь неожиданно. Они не смогли жить друг без друга, предпочтя смерть, но их гибель открыла глаза их родителям; Шекспир показал, что любовь сильнее смерти.)
-
Информация о домашнем задании.
В конце трагедии главы обоих семейств обещают воздвигнуть памятник Ромео и Джульетте. Попробуйте создать проект памятника Ромео и Джульетте. Не забудьте учесть место установки памятника, материал, из которого он будет создан, позы героев, выражения их лиц, надпись на памятнике. Обоснуйте кратко свой выбор. Это и будет вашим домашним заданием.
-
Рефлексия. Итог урока
Заключительное слово учителя.
Вернемся к главному вопросу. Почему Шекспир назвал трагедию «Ромео и Джульетта» оптимистической трагедией? (Мысли детей).
Трагедия - это драматическое произведение, в котором изображается столкновение героя с миром, его гибель и крушение идеала. Но в пьесе Шекспира нет трагедии любви, чувство героев торжествует, хотя сами они погибают, оставляя свой идеал. История юных героев живет в веках, не оставляя равнодушными никого, а имена Ромео и Джульетты вызывают у нас самые восторженные чувства, уважение к их стойкости и верности.
Торжествует светлое начало, вражде приходит конец, вот почему Шекспир назвал «Ромео и Джульетту» оптимистической трагедией.
На столах у вас лежат цветные листы. Возьмите их и заполните. (Зачитать вслух вопросы).