- Учителю
- Урок. Л. Н. Толстой личность, судьба, творчество. «Чтобы жить честно…».
Урок. Л. Н. Толстой личность, судьба, творчество. «Чтобы жить честно…».
МОУ Хазанская СОШ
Урок по теме «Л. Н. Толстой. Рассказ «После бала» (8 класс)
( С использованием элементов технологии критического мышления)
Урок 1.
Тема: Л. Н. Толстой: личность, судьба, творчество. «Чтобы жить честно…». История создания, историческое время, композиция рассказа «После бала».
Цели урока:
Обучающие:
-
Расширить знания учащихся о биографии писателя; показать своеобразие мировоззрения Толстого;
-
постичь особенности композиции рассказа «После бала»;
-
закрепить литературоведческие термины: трилогия, рассказ, композиция, рассказ в рассказе;
-
погружение» и «вживание» в созданный автором мир рассказа
Развивающие:
-
Развивать устную и письменную монологическую и диалогическую речь;
-
долговременную память в процессе деятельности;
-
аналитические умения анализировать, выделять главное, сравнивать, делать выводы;
-
умение работать с текстом;
Воспитывающие:
-
Выявить социально-нравственные проблемы рассказа;
-
Развивать творческую и познавательную активность учащихся;
-
создавать на уроке особую тёплую атмосферу человеческого общения
-
Воспитывать чувство долга, чести, совести
Оборудование: проектор, компьютер, мультимедийная презентация, диск с записью рассказа «После бала»
Чтобы жить честно, надо рваться,
путаться, биться, ошибаться,
начинать и бросать и опять начи-
нать, и опять бросать и вечно бо-
роться и лишаться. А спокойствие-
душевная подлость.
Л.Н.Толстой
1. Фаза вызова Ход урока
Учитель: Ребята, внимательно посмотрите на портрет художника Ге. Кто изображен на нем? Как вы думаете, какое состояние передает художник в портрете Л.Толстого?
- Поздний вечер. Комната погружена в полумрак. Кажется, что в доме установилась глубокая тишина, все вокруг спит, и только великий труженик Толстой не может оторваться от работы, которая составляет главное дело его жизни... Он хочет, чтобы правда, понятая им, стала доступна всем людям... Толстой похож здесь на мудрого и величественного пророка, строгого судью и учителя жизни. Невидимая свеча ярко освещает лицо Толстого, свет серебрит седины его, и это создаёт ощущение ясности мысли, внутреннего спокойствия и мягкой человечности, так странно сочетающейся с суровостью проповедника.
Многие считали, что Толстой знает всё. Ему присылали письма. Например: «Я не понимаю учения Будды. Объясните». Ему писали письма из тюрем,
простые люди. И все просили: «Научите, как жить». Он почти всем отвечал. (Зажечь свечу)
А ночью ждал, когда все уснут, раскрывал свой дневник и писал: « Господи, научи меня жить…» Значит, Толстой тоже сомневался, ошибался, путался…
И вот она, мудрость, пришедшая в таких муках:
Чтобы жить честно, надо рваться,
путаться, биться, ошибаться,
начинать и бросать, и опять начи-
нать и опять бросать, и вечно бо-
роться и лишаться. А спокойствие-
душевная подлость.
Л.Н.Толстой
Учащиеся формулируют тему урока и цели, записывают в тетради: Л. Н. Толстой: личность, судьба, творчество (1828-1910 г). «Чтобы жить честно…».
2. Фаза осмысления
Учитель: Что вы знаете о жизни и творчестве Л. Н. Толстого?
Проверка домашнего задания. Короткий пересказ материала учебника по кластеру. (В тетрадях все дети дома оформили кластеры).
Примерно:
Дополнения учащихся.
Я тоже дома работала над кластером, посмотрите, что получилось у меня.
Путешественник, педагог общественный деятель, философ
Нельзя быть счастливым , если рядом с тобой много горя и страданий
Задумывался о серьезных проблемах бытия: о смысле жизни, о смерти, о добре и зле
Л. Н. Толстой ««Господи, научи меня жить…»
Активный, энергичный, любил жизнь во всех проявлениях
Принимал участие в крестьянском труде
Вся его жизнь - это и есть служение человечеству
Толстой призывал каждого человека к нравственному обновлению, к борьбе со своими недостатками
Студент Казанского университета, военный подвергался смертельной опасности на Кавказе и в Севастополе
Синквейны
«Господи, научи меня жить…».Какие жизненные принципы кажутся вам наиболее важными и сегодня? Дополните свой кластер
Любовь, милосердие (в Новом Завете греческое слово «», αγάπη, caritas) - христианская : любовь без основания, причины, корысти, способная покрыть любые недостатки, проступки, преступления. Одна из наряду с верой и надеждой, причем главная из них.
Церковь учит, что любовь (милосердие) - это и любовь к Богу (amore dei) и одновременно любовь к ближнему (amore proximi), причем вторая без первой мало чего стоит[1
Рассказ ученика о «зеленой палочке»
В последние годы жизни писатель неоднократно высказывал просьбу похоронить его в Ясной Поляне: «Чтобы никаких обрядов не производили при закопании в землю моего тела; деревянный гроб, и кто захочет, свезет или снесет в лес Старый Заказ, напротив оврага, на место зеленой палочки». Могила Толстого очень необычна и как будто слишком проста: зеленый холмик на краю оврага, ни надгробного камня, ни даже креста… Но именно эта могила, покой и тишина старого леса могут очень много сказать о Толстом, о его понимании жизни и смерти. Это последний приют человека, который очень любил жизнь.
Легенду о зеленой палочке Толстой услышал в детстве от своего любимого брата Николая. Когда Николаю было 12 лет, он объявил семье о великой тайне. Стоит раскрыть ее, и никто больше не умрет, не станет войн и болезней, и люди будут «муравейными братьями». Остается лишь найти зеленую палочку, зарытую на краю оврага; на ней тайна и записана. Дети Толстые играли в «муравейных братьев», усаживаясь под кресла, завешанные платками; сидя все вместе в тесноте, они чувствовали, что им хорошо «под одной крышей», потому что они любят друг друга. И они мечтали о «муравейном братстве» для всех людей. Уже старым человеком Толстой напишет: «Очень, очень хорошо это было, и я благодарю бога, что мог играть в это. Мы называли это игрой, а между тем все на свете игра, кроме этого».
Учитель: Работа с ключевыми словами. Работа в группе
-
Как можно понять эти слова писателя? Почему Толстой придавал такое огромное значение этой игре?
( Вот она, христианская любовь, любовное отношение одного человека к другому независимо от расовых, национальных, религиозных различий)
Проблемный вопрос:
-
Что же надо делать, чтобы такая любовь победила?
Учитель: Но для того, чтобы такая любовь победила, мало только желания. Необходимо, чтобы люди воспитывали себя в духе такой любви и несли ее свет другим. Он ждал от человека желания самовоспитываться, самосовершенствоваться, чтобы изменить условия своего существования в духе высокой любви к людям.
Перестроится мир не извне, а изнутри. И поэтому вся энергия на внутреннюю работу.
Л.Толстой. Из «Дневников»
Прослушайте отрывок из произведения Л. Н. Толстого. Оно, надеюсь, вам хорошо известно.
Чтение наизусть прозы из «Детства» с музыкальным сопровождением
«После молитвы завернешься, бывало в одеяльце; на душе легко, светло и отрадно; одни мечты гонят другие, но о чем они? Они неуловимы, но исполнены чистой любовью и надеждами на светлое счастие. Еще помолишься о том, чтобы дал Бог счастия всем, чтобы все были довольны и чтобы завтра была хорошая погода для гулянья, повернешься на другой бок, мысли и мечты перепутаются, смешаются, и уснешь тихо, спокойно, еще с мокрым от слез лицом.
Вернутся ли когда- нибудь та свежесть, беззаботность, потребность любви и сила веры, которыми обладаешь в детстве? Какое время может быть лучше того, когда две лучшие добродетели- невинная веселость и беспредельная потребность любви- были единственными побуждениями в жизни?
Неужели жизнь оставила такие тяжелые следы в моем сердце, что навеки отошли от меня слезы и восторги эти? Неужели одни воспоминания?»
Учитель: Да, это отрывок из повести «Детство» Первым произведением, появившимся в печати, была повесть «Детство», которую высоко оценил Некрасов и напечатал в «Современнике» в 1852 году. Автор «Детства» проявил себя глубоким и тонким психологом, критика отмечала его исключительную особенность передавать истинные, тайные мысли человека. В этом произведении мы слышим голос уже взрослого Толстого, желающего постичь тайны жизни.
2
История создания, историческое время, композиция рассказа «После бала».
Новый материал
Учитель: Сегодня на уроке мы не случайно вспомнили одно из первых произведений Толстого, так как нам предстоит изучить одно из последних, рассказ «После бала» (1903 г). Что же объединяет раннего и позднего Толстого???
Проблемный вопрос:
Учитель: Что же является основным объектом исследования теперь уже умудренного опытом писателя?
На доску- отпечатать иллюстрацию «Детство» «После бала».
Что же послужило источником для создания рассказа?
-
История создания рассказа Л. Н. Толстого «После бала». Особенности композиции. Сообщение учащегося .
В основе рассказа «После бала» лежит действительное событие, о котором Толстой узнал, когда студентом жил вместе с братьями в Казани. Его брат, Сергей Николаевич, полюбил дочь местного воинского начальника Л.П. Корейша и собирался на ней жениться. Но после того как Сергей Николаевич увидел жестокое наказание, которым командовал отец любимой девушки, он пережил сильное потрясение. Он перестал бывать в доме Корейша и отказался от мысли о женитьбе.
Эта история так прочно жила в памяти Толстого, что много лет спустя он описал ее в рассказе «После бала».
Учитель:
-
Вспомните, что называется рассказом?
-
Каковы его отличительные признаки?
-
Что его характеризует ? 392 стр. учебника (Рассказ- небольшое эпическое произведение, повествующее об одном или нескольких событиях в жизни человека). Запись термина в тетради.
Учитель:
-
Прослушаем начало рассказа. Стр. 29.Диск
-
В чем своеобразие, необычность первых фраз? Какому герою они принадлежат?
-
Каким вы себе представляете Ивана Васильевича?
(Это реплика диалога, продолжение разговора. Герой не согласен с мнением молодых людей, что человек сам не может понять, что «хорошо, что дурно, что все дело в среде, что среда заедает»…Размышления о жизни, о том, что так всегда волновало самого Толстого.
Запишите ключевые слова, фразы в таблицу. Работа с таблицей
Позиция
Каковы условия для личного совершенствования?
Как разрешить спор?
Иван Васильевич
«А я думаю, что дело в случае»
«Я про себя расскажу»
Группа молодых людей
«Все дело в среде, среда заедает»
«Необходимо изменить условия»
«Вся жизнь переменилась от одного… утра» , «Да что же было?»
Учитель: Перед нами вопрос, мучающий Ивана Васильевича и интересующий его собеседников: может ли человек сам управлять собою, совершенствовать себя - или все дело в среде, обстоятельствах, которые всегда сильнее наших намерений?
Сегодня, как вы считаете, существует подобная проблема?
( Цитата из сочинения Сережи Сапожникова).
Я знаю многих ребят, которые пьют и курят. Конечно, это их выбор, а мой - спорт. Кроме спорта есть много интересных занятий: рисование, музыка, рукоделие, художественная самодеятельность. Можно выбрать любое занятие, кому что нравится, это лучше, чем зеленеть у телевизора или компьютера. Я не призываю совсем отказаться от компьютера, телевизора, но все должно быть в меру. Всё в нашей жизни должно быть в меру.
Занимайтесь спортом! Занятия именно кикбоксингом хорошо укрепляют тело, формируют дух, развивают уверенность в себе, воспитывают выдержку и самодисциплину, улучшают здоровье.
Композиция рассказа «После бала» необычна. Что называется композицией?
( Построение произведения, расположение его основных частей)
Композиция рассказа «После бала»
Какие композиционные части вы бы выделили в рассказе? Обсудите в группе.
Представьте свою версию
Рассказ Ивана Васильевича
Заключение
Автор
На балу
После бала
Вступление
Автор знакомит с рассказчиком
Учитель: Обратим внимание на своеобразную роль вступления - оно как бы настраивает читателя на восприятие последующих событий и знакомит с рассказчиком. Повествование начинается сразу, даже внезапно, без развёрнутой экспозиции. И завершается оно тоже без всяких выводов. Перед нами как бы отрывок жизни: вот случай, происшедший давно, но отвечающий на вопросы современной действительности, говорит нам писатель.
Учитель: Кто помнит, как называется такой приём композиции? ( «Повести покойного Белкина», в произведениях Гоголя, на уроках русского языка писали сочинение: «Рассказ моей мамы…», конкурсная работа Маши Пермяковой.(7 кл)
Рассказ в рассказе (в рамке)- способ композиционного оформления повествования в литературном произведении, когда обо всех событиях читатель узнает от рассказчика.
Учитель: С какой целью автор применяет такой прием?
Когда используется такой прием, обычно автор показывает всю близость и героя.
Время, изображенное в рассказе
Учитель: В каком году был написан рассказ? (1903). Кстати, опубликован он был только после смерти писателя. А какое историческое время показал Л. Н. Толстой в рассказе? Найдите в тексте ( стр. 30)
(« то, что я хочу рассказать, было в сороковые годы»)
Учитель: Вместе с писателем перенесемся в 40-е годы 19 века, когда было время царствования Николая 1, и дворянско-крепостническое государство было прочным.
НИКОЛАЙ ПАЛКИН
Автор: Мы ночевали у 95-летнего солдата. Он служил при Александре I и Николае.
1.- Что, умереть хочешь?
2.- Умереть? Еще как хочу. Прежде боялся, а теперь об одном бога прошу: только бы покаяться, причаститься привел бог. А то грехов много.
1. - Какие же грехи?
2.- Как какие? Ведь я когда служил? При Николае; тогда разве такая, как нынче, служба была! Тогда что было? У! Вспоминать, так ужасть берет. Я еще Александра застал. Александра того хвалили солдаты, говорили - милостив был.
- Тогда что было,- заговорил он. - Тогда на 50 палок и порток не снимали; а 150, 200, 300... насмерть запарывали.
- А уж палками - недели не проходило, чтобы не забивали насмерть человека или двух из полка. Нынче уж и не знают, что такое палки, а тогда это словечко со рта не сходило, Палки, палки!.. У нас и солдаты Николая Палкиным прозвали. Николай Павлыч, а они говорят Николай Палкин. Так и пошло ему прозвище.
Унтер-офицеры до смерти убивали солдат молодых. Прикладом или кулаком свиснет в какое место нужное: в грудь, или в голову, он и помрет. И никогда взыску не было. Помрет от убоя, а начальство пишет: «Властию божиею помре». И крышка. А тогда разве понимал это? Только об себе думаешь. А теперь вот ворочаешься на печке, ночь не спится, все тебе думается, все представляется. Хорошо, как успеешь причаститься по закону христианскому, да простится тебе, а то ужасть берет. Как вспомнишь все, что сам терпел да от тебя терпели, таки аду не надо, хуже аду всякого...
Учитель: Итак, 40- годы 19 века показаны Толстым в рассказе. Сегодня 21 век. Рассказ современен и поучителен. Наша задача- понять и принять уроки Толстого.
Подведение итогов урока. Составление синквейна.( Л. Толстой, «После бала»)
Л. Толстой. «После бала»
Дома: Перечитать рассказ, заполнить таблицу, по желанию- синквейны
Сегодня на уроке я узнал(а)……
Сегодня на уроке я понял(а)…
Сегодня на уроке я почувствовал(а)…
Перестроится мир не извне, а изнутри. И поэтому вся энергия на внутреннюю работу.
Л.Толстой. Из «Дневников»
«Из всех наук, которые человек должен знать, главная наука есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла, как можно больше добра». (Л.Н. Толстой)
Характеристика героев рассказа «После бала»
На балу
Иван
Васильевич
Варенька Б.
Полковник Б.
После
бала
П (плюс)
М (минус)
И (интересно)
Запишите, что вам понравилось в этом рассказе
Что не понравилось и с чем не согласны
Что вызвало интерес в содержании рассказа
Приложение
Характеристика героев рассказа «После бала»
На балу
Иван
Васильевич
Варенька Б.
Полковник Б.
После
бала
Характеристика героев рассказа «После бала»
На балу
Иван
Васильевич
Варенька Б.
Полковник Б.
После
бала
Характеристика героев рассказа «После бала»
На балу
Иван
Васильевич
Варенька Б.
Полковник Б.
После
бала
Характеристика героев рассказа «После бала»
На балу
Иван
Васильевич
Варенька Б.
Полковник Б.
После
бала
Легенду о зеленой палочке Толстой услышал в детстве от своего любимого брата Николая. Когда Николаю было 12 лет, он объявил семье о великой тайне. Стоит раскрыть ее, и никто больше не умрет, не станет войн и болезней, и люди будут «муравейными братьями». Остается лишь найти зеленую палочку, зарытую на краю оврага; на ней тайна и записана. Дети Толстые играли в «муравейных братьев», усаживаясь под кресла, завешанные платками; сидя все вместе в тесноте, они чувствовали, что им хорошо «под одной крышей», потому что они любят друг друга. И они мечтали о «муравейном братстве» для всех людей. Уже старым человеком Толстой напишет: «Очень, очень хорошо это было, и я благодарю бога, что мог играть в это. Мы называли это игрой, а между тем все на свете игра, кроме этого».
«После молитвы завернешься, бывало в одеяльце; на душе легко, светло и отрадно; одни мечты гонят другие, но о чем они? Они неуловимы, но исполнены чистой любовью и надеждами на светлое счастие. Еще помолишься о том, чтобы дал Бог счастия всем, чтобы все были довольны и чтобы завтра была хорошая погода для гулянья, повернешься на другой бок, мысли и мечты перепутаются, смешаются, и уснешь тихо, спокойно, еще с мокрым от слез лицом.
Вернутся ли когда- нибудь та свежесть, беззаботность, потребность любви и сила веры, которыми обладаешь в детстве? Какое время может быть лучше того, когда две лучшие добродетели- невинная веселость и беспредельная потребность любви- были единственными побуждениями в жизни?
Неужели жизнь оставила такие тяжелые следы в моем сердце, что навеки отошли от меня слезы и восторги эти? Неужели одни воспоминания?»
В основе рассказа «После бала» лежит действительное событие, о котором Толстой узнал, когда студентом жил вместе с братьями в Казани. Его брат, Сергей Николаевич, полюбил дочь местного воинского начальника Л.П. Корейша и собирался на ней жениться. Но после того как Сергей Николаевич увидел жестокое наказание, которым командовал отец любимой девушки, он пережил сильное потрясение. Он перестал бывать в доме Корейша и отказался от мысли о женитьбе.
Эта история так прочно жила в памяти Толстого, что много лет спустя он описал ее в рассказе «После бала».
НИКОЛАЙ ПАЛКИН
Автор: Мы ночевали у 95-летнего солдата. Он служил при Александре I и Николае.
1.- Что, умереть хочешь?
2.- Умереть? Еще как хочу. Прежде боялся, а теперь об одном бога прошу: только бы покаяться, причаститься привел бог. А то грехов много.
1. - Какие же грехи?
2.- Как какие? Ведь я когда служил? При Николае; тогда разве такая, как нынче, служба была! Тогда что было? У! Вспоминать, так ужасть берет. Я еще Александра застал. Александра того хвалили солдаты, говорили - милостив был.
- Тогда что было,- заговорил он. - Тогда на 50 палок и порток не снимали; а 150, 200, 300... насмерть запарывали.
- А уж палками - недели не проходило, чтобы не забивали насмерть человека или двух из полка. Нынче уж и не знают, что такое палки, а тогда это словечко со рта не сходило, Палки, палки!.. У нас и солдаты Николая Палкиным прозвали. Николай Павлыч, а они говорят Николай Палкин. Так и пошло ему прозвище.
Унтер-офицеры до смерти убивали солдат молодых. Прикладом или кулаком свиснет в какое место нужное: в грудь, или в голову, он и помрет. И никогда взыску не было. Помрет от убоя, а начальство пишет: «Властию божиею помре». И крышка. А тогда разве понимал это? Только об себе думаешь. А теперь вот ворочаешься на печке, ночь не спится, все тебе думается, все представляется. Хорошо, как успеешь причаститься по закону христианскому, да простится тебе, а то ужасть берет. Как вспомнишь все, что сам терпел да от тебя терпели, таки аду не надо, хуже аду всякого...
Легенду о зеленой палочке Толстой услышал в детстве от своего любимого брата Николая. Когда Николаю было 12 лет, он объявил семье о великой тайне. Стоит раскрыть ее, и никто больше не умрет, не станет войн и болезней, и люди будут «муравейными братьями». Остается лишь найти зеленую палочку, зарытую на краю оврага; на ней тайна и записана. Дети Толстые играли в «муравейных братьев», усаживаясь под кресла, завешанные платками; сидя все вместе в тесноте, они чувствовали, что им хорошо «под одной крышей», потому что они любят друг друга. И они мечтали о «муравейном братстве» для всех людей. Уже старым человеком Толстой напишет: «Очень, очень хорошо это было, и я благодарю бога, что мог играть в это. Мы называли это игрой, а между тем все на свете игра, кроме этого».
Легенду о зеленой палочке Толстой услышал в детстве от своего любимого брата Николая. Когда Николаю было 12 лет, он объявил семье о великой тайне. Стоит раскрыть ее, и никто больше не умрет, не станет войн и болезней, и люди будут «муравейными братьями». Остается лишь найти зеленую палочку, зарытую на краю оврага; на ней тайна и записана. Дети Толстые играли в «муравейных братьев», усаживаясь под кресла, завешанные платками; сидя все вместе в тесноте, они чувствовали, что им хорошо «под одной крышей», потому что они любят друг друга. И они мечтали о «муравейном братстве» для всех людей. Уже старым человеком Толстой напишет: «Очень, очень хорошо это было, и я благодарю бога, что мог играть в это. Мы называли это игрой, а между тем все на свете игра, кроме этого».
Легенду о зеленой палочке Толстой услышал в детстве от своего любимого брата Николая. Когда Николаю было 12 лет, он объявил семье о великой тайне. Стоит раскрыть ее, и никто больше не умрет, не станет войн и болезней, и люди будут «муравейными братьями». Остается лишь найти зеленую палочку, зарытую на краю оврага; на ней тайна и записана. Дети Толстые играли в «муравейных братьев», усаживаясь под кресла, завешанные платками; сидя все вместе в тесноте, они чувствовали, что им хорошо «под одной крышей», потому что они любят друг друга. И они мечтали о «муравейном братстве» для всех людей. Уже старым человеком Толстой напишет: «Очень, очень хорошо это было, и я благодарю бога, что мог играть в это. Мы называли это игрой, а между тем все на свете игра, кроме этого».
16