- Учителю
- Конспект урока по литературе Вечный спор о красоте (по рассказу В.Вересаева Состязание)
Конспект урока по литературе Вечный спор о красоте (по рассказу В.Вересаева Состязание)
Дворницына Л.А.
учитель русского языка и литературы
МОУ БСОШ №97
Брединского района Челябинской области
Вечный спор о красоте
(по рассказу В.В. Вересаева «Состязание»)
Урок литературы
Класс - 11
Профиль - общеобразовательный (3 часа в неделю)
Тема урока - «Вечный спор о красоте» (по рассказу В.В.Вересаева «Состязание»)
Форма урока - мастерская
Педагогические технологии: технология мастерских (Л.Я.Еремина), технология развития критического мышления через чтение и письмо, технология сотрудничества (С.Т.Шацкий), технология групповых и коллективных способов обучения (В.К.Дьяченко).
Цели урока:
- развитие умения работать в группе, общаться в процессе размышления на заданную тему;
- развитие умений отбора визуальной и аудиоинформации и навыков отбора языкового материала текста;
- развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся,
- формирование навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности;
- становление духовного мира подростков, формирование потребности в непрерывном духовно-нравственном совершенствовании;
- утверждение в глазах учеников незыблемых истинных ценностей: нравственность, национальный дух, воспитание чувства красоты, таланта в делах и поступках (на примере героев повести В.В.Вересаева «Состязание»).
Формы организации работы детей: коллективная, групповая и индивидуальная, устная и письменная.
Формы организации работы учителя: обязательная информация учащихся, «информация к размышлению», оформление информации, демонстрация слайдов.
Оборудование: тетради, дополнительная литература, тексты, карточки, презентация PowerPoint, компьютер, мультимедийный проектор, экран.
Подготовительная работа: учащиеся разбиты на группы по 4-5 человек:
Ход урока:
Никакая внешняя прелесть
не может быть полной, если она
не оживлена внутренней красотой.
В.Гюго
слайда
( в заметках к слайдам прописана навигация)
-
Индуктор. Эмоциональное слово учителя.
Красота… Поиск идеала красоты волновал, волнует и, будет волновать, как целые поколения людей, так и каждого человека в отдельности. Красота как гармоничное сочетание в человеке телесного и духовного была главным у древних греков. Тесмей Локрский писал: «Начала красоты заключаются в симметрии одинаковых частей тела и в их симметрии с самой душой».
А вы как думаете, что такое КРАСОТА? Сейчас каждая группа должна в течение 1-2 минут попытаться сформулировать и дать наиболее точное, на ваш взгляд, определение, что же такое КРАСОТА? Запишите ключевое слово для составления кластера на листок.
№1
-
Социализация
Учащиеся читают получившееся понятие и составляют кластер.
природа цветы пение птиц
КРАСОТА
человек изящество грация
счастье душа внешность
союз души и тела
2. Социоконструкция.
Вы попытались выразить свое понятие красоты. Этим вы открыли себе дорогу в мастерскую, ведь именно здесь вы сможете показать себя людьми, способными творчески мыслить, способными, быть может, сделать для себя какие-то новые открытия. Итак, наша творческая мастерская открыта.
Звучит песня «Музыкант» А.Романова в исполнении Константина Никольского. (Текст песни на каждой парте)
Повесил свой сюртук на спинку стула музыкант.
Расправил нервною рукой на шее черный бант.
Подойди скорей поближе, чтобы лучше слышать,
Если ты еще не слишком пьян…
Припев:
О несчастных и счастливых, о добре и зле,
О лютой ненависти и святой любви…
Что творится, что творилось на твоей земле-
Все в этой музыке, ты только улови.
Вокруг тебя шумят дела, бегут твои года.
Зачем явился ты на свет, ты помнил не всегда...
Звуки скрипки все живое, скрытое в тебе разбудят,
Если ты еще не слишком пьян...
Припев:
О несчастных и счастливых, о добре и зле,
О лютой ненависти и святой любви…
Что творится, что творилось на твоей земле,
Все в этой музыке, ты только улови.
Устала скрипка, хоть кого состарят боль и страх.
Устал скрипач, хлебнул вина - лишь горечь на губах.
И ушел, не попрощавшись, позабыв немой футляр,
Словно был старик сегодня пьян.
Припев:
А мелодия осталась ветерком в листве,
Среди людского шума еле уловима.
О несчастных и счастливых, о добре и зле,
О лютой ненависти и святой любви…
- Отметьте слова, выражения, которые затронули вас.
(«…звуки скрипки всё живое, спящее в тебе разбудят…», «…если ты ещё
не слишком пьян…» «…о несчастных и счастливых, о добре и зле, о
лютой ненависти и святой любви…» «…что творится, что творилось на
твоёй земле, всё в этой музыке - ты только улови…» «устала скрипка»
«немой футляр» «мелодия осталась».)
- Какие образы, ассоциации, мысли вызывают эти строки?
(Талантливая музыка, проникновенный голос
скрипки, сравнимый с человеческим, может пробудить дремлющие
чувства, заставить задуматься не только о собственной судьбе, а обо
всём, «что творится на твоей земле», сделать «соработником».
Страшно, если скрипка устанет и замолчит, перестанет «жечь сердца
людей». «Немой футляр» укоризненно будет напоминать «сосуд, в
котором пустота». Но энергия голоса скрипки по закону физики
исчезнуть не может, она лишь не слышна из-за шума людского, суета
мешает ощутить человеку её чудесные прикосновения к струнам души.)
- Почему эти образы тревожат, врезаются в память, запоминаются?
(В душе любого человека, даже самого черствого, неэмоционального, должен жить, теплиться огонёк Любви, который, даже тлеющий, можно постараться раздуть, чтобы вернуть теряющим лик, образ и подобие Создателя.)
- А какие важные вопросы в жизни человека ставит автор? Какие строчки песни, по-вашему, самые главные?
(«Зачем явился ты на свет…»
В чём назначение искусства и какова сила его воздействия на
людей?
- Человек ответственен за то, что происходит вокруг. «Ты только
улови»,- призывает автор. Улови - значит старайся услышать главное,
не отгораживайся от жизни. Рядом всегда есть те, кто напомнят «…о
несчастных и счастливых, о добре и зле, о лютой ненависти и святой
любви…». Имя им - Мастера.
Слово о Викентии Викентьевичк Вересаеве
«Жизнь - не бремя, а крылья творчества и радость…» - эти слова принадлежат Викентию Викентьевичу Вересаеву, русскому писателю и литературоведу. Центральная тема его творчества - поиск человеком эстетических, нравственных и социальных идеалов.
Ещё в гимназические годы он увлёкся философией и поэзией древних греков. Путешествие в 1910 г. в Грецию утвердило писателя в мысли, что мироощущение древних греков воплощало радостное единение человека и окружающей среды. Вернувшись, В.В. Вересаев усиленно изучает эллинскую культуру. В частности, в 1913 г. он писал в автобиографии: «В настоящее время очень увлекаюсь эллинством. Заканчиваю большую работу от Аполлона и Диониса, перевёл стихами всего Архилоха и всю Сафо; работаю над переводами Гомеровских гимнов». С тех пор и до конца жизни писатель не расставался с Древней Грецией.
В стилистике античной притчи и написан в 1919 году в Коктебеле, в Крыму рассказ «Состязание», где автор размышляет над одним из вечных вопросов человечества - о природе и сущности красоты.
Прослушивание в чтении мастера и двух учащихся рассказа В.Вересаева «Состязание»» (ролевое чтение рассказа до слов «Но вот шум начал понемногу утихать….(под музыкальное сопровождение).
- итак, перед нами два претендента на звание Трижды-Венчанного: Дважды Венчанный и Единорог. Учитель и его ученик. Давайте посмотрим, какими их изображает автор. (работа в группах по карточкам).
Создание творческого продукта.
Социализация (афиширование и чтение продукта, соединение результатов).
Работа в группах:
1-я группа - подготовить рассказ о Дважды-Венчанном;
2-я группа - о Единороге:
3-я группа - Придумайте и напишите - финал рассказа. Как он мог бы закончиться?
- Какими изобразил автор Дважды-Венчанного и Единорога?
- О чём говорят их имена?
-Удивительная наблюдательность и профессиональное знание психологии (по профессии - врач) помогло автору в изображении внутреннего мира героев. Каким было психологическое состояние героев до и после разговора?
- Что мы знаем о пути создания шедевра, который избрал каждый из художников?
- Представьте себе, что под арками, на возвышении, стоят картины, укрытые покрывалами.… У подножия столпились горожане…
- Как ведут себя соперники?
- Какой предстала Фиалковенчанная? А Зорька? (цитаты)
- Сравните отношение народа и старца к художникам. Есть ли разница? Как это отразилось в рассказе? (примеры)
- Какое воздействие на зрителей оказала картина Дважды-Венчанного? Единорога?
- Как автор передаёт психологическое состояние толпы? (ключевая фигура - погонщик мулов)
- Какой из двух картин вы отдали бы предпочтение, картине прославленного художника Дважды Венчанного или картине Единорога? Почему?
- Послушайте финал рассказа, который нам предлагает 3-я группа. Можно вносить свои предложения и дополнения. (3-я группа читают финал свой).
- А теперь послушайте, как Вересаев закончил свой рассказ (учитель читает финал рассказа).
- Как вы думаете, почему отдали предпочтение картине Единорога? Почему ученик победил учителя в споре о красоте?
(Учитель мучился, искал идеал женской красоты, нашёл его и, используя своё непревзойденное мастерство, создал удивительную картину. Она вызывала восторг перед неземной, необыкновенной женщиной. Рядом с этой красотой меркло всё вокруг, казалось несовершенным, низким, ничтожным. Единорог, казалось, не мог превзойти учителя в мастерстве исполнения, но его совершенно земная «Зорька» была одухотворена любовью. Ученик превзошёл учителя по силе чувств, вложенных в произведение. Его картина позволяла видеть и помнить красоту вокруг себя.)
- посмотрите на финал рассказа, какие слова здесь символическими (улыбка, вся светилась изнутри, чудесный свет, красота небывалая, скрытая, вечная, покоряющая красота, милые глаза. Вечный свет).
- О чем свидетельствует такой поворот событий в рассказе?
(Автор показал, что внешняя красота пленит, чарует, но выше красота внутренняя. Глаза влюблённого человека во всём, что его окружает, видят прелесть и великолепие. Возлюбленная всегда самая прекрасная, лучшая. И сколько бы ни прошло лет, она всегда остаётся ею, хотя меняется внешне.
Вспоминаются слова В.Шекспира:
Её глаза на звёзды не похожи,
Нельзя уста кораллами назвать…
Не знаю я, как шествуют богини,
Но милая ступает по земле.
Картина Единорога освещена любовью. Именно такой свет, похожий на свет яркой звезды на тёмном небосклоне, по-настоящему согревает сердца людей
Итоговая рефлексия (создание синквейна
- Напишите синквейн, используя выделенные вами слова (СИНКВЕЙН -
Закончить сегодняшний урок внеклассного чтения мне хочется отрывком из притчи Халиля Джибрана «Перед престолом красоты»:
- Расскажи мне о той Красоте, которую люди
толкуют и понимают каждый в соответствии с обственным
разумением; я видел, что ее чтут и поклоняются ей различным
образом и способами.
- Красота, - ответила она, - это то, что привлекает твою
душу, то, что любит давать, а не брать. Когда ты
встречаешься с красотой, твоя внутренняя суть протягивает к
ней из глубин твоего существа руки, чтобы привлечь ее к
сердцу. Она - великолепие, сотканное из печали и радости;
она - это Незримое, вдруг увиденное тобой, и постигнутое
тобой Непонятное, и вдруг услышанное Безмолвие. . . это -
Святая Святых, начинающееся в тебе самом и заканчивающееся
далеко за пределами земного воображения.
И тогда нимфа леса приблизилась ко мне и прикрыла
пропитанной ароматами рукой мои глаза. А когда она отняла
ладонь, я обнаружил, что остался в долине один. Потом я
вернулся в город, суета которого более не раздражала меня,
повторяя ее слова: «Красота - это то, что привлекает твою
душу, то, что любит давать, а не брать».