- Учителю
- Рабочая программа лит. Чтен 1 класс
Рабочая программа лит. Чтен 1 класс
Комитет по образованию и делам молодежи
Администрации Солонешенского района Алтайского края
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Красноануйская основная общеобразовательная школа»
Программа утверждена «Согласовано» « Утверждаю»:
в соответствии с Руководитель МО Директор школы:
Положением ________/_______ / ________/_______
о рабочей программе Протокол №______ «___»_________20__ г.
педагога от «___»_______20__ г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «литературное чтение»
образовательная область: филология
начальное общее образование,1 класс
на 2015-2016 учебный год
Разработчик:
учитель начальных классов Старкова Анна Сергеевна,
с. Солонешное
2015 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по литературному чтению для начальной школы 1 класса разработана на основе программы (в сборнике «Программы по учебным предметам 1-4 классы», автор Р.Г. Чуракова - М.: Академкнига/учебник 2013 г.) и учебника «Литературное чтение» Н.А.Чураковой УМК «Перспективная начальная школа» 2011 г в соответствии с требованиями ФГОС начального образования. Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников, в соответствии с учебным планом МБОУ «Красноануйская ООШ» на 2015-2016 учебный год, утвержденным приказом директора школы №51от 29 мая 2015 года.
Изучение литературного чтения в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
обладание осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников, формирование читательского кругозора и приобретения самостоятельной читательской деятельности, совершенствование всех видов речевой деятельности;
развитие художественно - творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений;
обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественного текста, формирование представлений о добре и зле;
приоритетной целью обучения литературному чтению вы начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя.
Влияет в особой мере на следующие задачи:
*освоение общекультурных навыков чтения и понимание текста, воспитание интереса к чтению и книге;
*овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой, эта задача связана с различными видами текстов;
*воспитание эстетического отношения к действительности, отраженной в художественной литературе;
*формирование нравственных ценностей и эстетического вкуса, понимание духовной сущности произведения.
Общая характеристика учебного предмета
Литературное чтение является одним из базовых предметов начальной школы, общекультурное и метапредметное значение, которого выходит за рамки предметной области. Во-первых, эта предметная область, как никакая другая, способствует формированию позитивного и целостного мировосприятия младших школьников, а также отвечает за воспитание нравственного, ответственного сознания. Во-вторых, средствами этого предмета формируется функциональная грамотность школьника и достигается результативность в целом. Освоение умений чтения и понимания текста, формирование всех видов речевой деятельности, овладение элементами коммуникативной культуры и, наконец приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности - вот круг тех метапредметных задач, которые целенаправленно и системно решаются в рамках данной предметной области. Именно чтение лежит в основе всех видов работы с информацией начиная с ее поиска в рамках одного текста или в разных источниках, и заканчивая ее интерпретацией и преобразованием.
Изучение литературного чтения начинается вводным курсом «Обучение грамоте», а затем в конце первого года обучения и все следующие 3 года дети знакомятся предметом «Литературное чтение».
Этот предмет включает следующие разделы:
раздел «Виды речевой деятельности» включает следующие содержательные линии:
аудирование (или слушанье - умение слушать и слышать, т.е адекватно воспринимать на слух звучащую речь), они включает в себя чтение вслух, чтение про себя,;
чтение (является осознанным самостоятельным чтением произведений доступных по объему и жанру);
культура письменной речи предполагает практическое освоение навыков написания писем, работа с текстами - описаниями, текстами - рассуждениями, текстом - повествованием;
культура речевого общения учит вести диалоги, отвечать и задавать вопросы по тексту.
раздел «Виды читательской деятельности» включает в себя работу с разными видами текста, учит выделять (с начала помощью учителя главную мысль текста, а затем это дети делают самостоятельно), знакомит с разными типами и видами книг.
раздел « Круг детского чтения» способствует установлению устойчивого интереса к самостоятельному чтению книг, компетентности в области детской литературы;
раздел «Литературоведческая пропедевтика» содержит круг литературоведческих понятий для практического освоения детьми разных видов и жанров литературы;
И наконец, раздел «Творческая деятельность учащихся» является переносом полученных детьми знаний в самостоятельную продуктивную деятельность, чтение по ролям, инсценировка и т.п.
Место учебного предмета в учебном плане
Программа и материал УМК рассчитаны на 40 часов (4 часа в неделю). Контрольные работы не предусмотрены.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Ценностные ориентиры содержания образования сформулированы в Стандарте и Образовательной программе. В силу особенностей учебного предмета выделяем:
-
Ценность патриотизма, гражданственности - любовь к Росси, своему народу, своему краю; служение Отечеству.
-
Ценность нравственных чувств - нравственный выбор; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение к родителям; уважение достоинства человека, ответственность и чувство долга; забота и помощь, мораль, честность, щедрость, забота о старших и младших; трудолюбие.
-
Ценность трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни - уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремленность и настойчивость; бережливость; трудолюбие.
-
Ценность природы, окружающей среды - родная земля; заповедная природа; экологическое сознание.
-
Ценность прекрасного - красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве.
Система ценностей важна, они дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиции
Планируемые образовательные результаты освоения предмета
Личностными результатами обучения в начальной школе являются: осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения, формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя, знакомство с культурно - историческим наследием восприятие литературного произведения как особого вида искусства, высказывания своей точки зрения и уважение мнения собеседника.
Метапредметными результатами обучения в начальной школе являются: освоение приемов поиска нужной информации, овладение основами коммуникативной деятельности;
основная метапредметная цель, реализуемая средствами литературного чтения, связана с формированием грамотного читателя, который с течением времени сможет самостоятельно выбирать книги и пользоваться библиотекой ориентируясь на собственные предпочтения и в зависимости от поставленной учебной задачи.
В рамках данного предмета решаются разноплановые предметные задачи:
-духовно-нравственные;
-духовно-эстетические;
-литературоведческие;
-библиографические.
«Литературное чтение» является базовым гуманитарным предметом в начальной школе, с помощью которого можно решать не только узко предметные задачи, но и общие для всех предметов задачи гуманитарного развития младшего школьника. Это, прежде всего воспитание сознания, чутко и интеллигентно воспринимающего мир (не только произведения литературы и художественной культуры, но и весь окружающий мир - мир людей и природы).
Основная литературоведческая цель курса «Литературное чтение» в начальной школе - сформировать за четыре года инструментарий, необходимый и достаточный для того, чтобы в основной школе уметь полноценно читать и воспринимать во взаимосвязи произведения фольклора и авторской литературы; а также получать эстетическое удовольствие от текстов, представляющих разные типы повествования: прозу, поэзию, драму (мы не вводим деления литературы на разные роды - эпос, лирику и драму, но вводим деление на разные типы повествования).
Основная цель отражена в главных идеях, развиваемых на протяжении четырех лет обучения, а также в конкретных задачах, решение которых позволяет осуществить эти идеи и реализовать основную цель обучения - сформировать инструментарий для анализа художественных произведений.
Идея первая. Сформировать грамотные представления о взаимоотношениях мифа, фольклорных жанров и произведений авторской литературы.
Идея вторая. Постепенно формировать базовое понятие курса «Литературное чтение» - понятие художественного образа (сам термин не используется).
Идея третья. Учить младших школьников различать жанры - сначала жанры фольклора, потом - жанры литературы, поскольку сама структура любого жанра содержательна. Вместе с тем необходимо показывать условность жанровых границ. То же самое касается деления литературы на разные типы повествования.
Идея четвертая. Необходимо помочь младшим школьникам полюбить поэзию, научить наслаждаться особенностями поэтической формы: если этого не сделать в начальной школе, поэзия как область искусства может быть навсегда потеряна для многих школьников.
Курс каждого года, являясь частью целого, имеет специфические задачи, которые сформулированы в программных требованиях к каждому году обучения.
Программные требования 1-го класса определяются:
необходимостью формирования потребности и мотива чтения;
начальными умениями и навыками чтения детей шести лет;
логикой развития литературного процесса от устного народного творчества к письменным формам;
актуальным уровнем эстетического и нравственного развития детей шести лет.
В результате изучения различных разделов «Литературного чтения» выпускник научится:
Круг детского чтения
·ориентироваться в книге по названию, оглавлению, отличать сборник произведений от авторской книги;
·самостоятельно и целенаправленно осуществлять выбор книги в библиотеке по заданной тематике, по собственному желанию;
·составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) на литературное произведение по заданному образцу;
·пользоваться алфавитным каталогом, самостоятельно пользоваться соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.
Выпускник получит возможность научиться:
·ориентироваться в мире детской литературы на основе знакомства с выдающимися произведениями классической и современной отечественной и зарубежной литературы;
·определять предпочтительный круг чтения, исходя из собственных интересов и познавательных потребностей;
·писать отзыв о прочитанной книге;
·работать с тематическим каталогом; работать с детской периодикой.
Литературоведческая пропедевтика
·сравнивать, сопоставлять художественные произведения разных жанров, выделяя дватри существенных признака (отличать прозаический текст от стихотворного; распознавать особенности построения фольклорных форм: сказки, загадки, пословицы).
Выпускник получит возможность научиться:
·сравнивать, сопоставлять различные виды текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора, эпитет);
·создавать прозаический или поэтический текст по аналогии на основе авторского текста, используя средства художественной выразительности (в том числе из текста).
Творческая деятельность
·читать по ролям литературное произведение;
·создавать текст на основе интерпретации художественного произведения, репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта;
·реконструировать текст, используя различные способы работы с «деформированным» текстом: восстанавливать последовательность событий, причинно-следственные связи.
Выпускник получит возможность научиться:
·творчески пересказывать текст (от лица героя, от автора), дополнять текст;
·создавать иллюстрации по содержанию произведения;
·работать в группе, создавая инсценировки по произведению, сценарии, проекты;
·создавать собственный текст (повествование-по аналогии, рассуждение - развёрнутый ответ на вопрос; описание - характеристика героя).
Содержание
Программа 1-го класса предполагает плавный переход от «Азбуки» к учебному предмету «Литературное чтение». Младшие школьники совершенствуют начальные умения и навыки осознанного чтения; знакомятся с малыми жанрами фольклора и учатся осваивать их практически; получают представление о сюжетно-композиционных особенностях докучной и кумулятивной сказки. Кроме того, они знакомятся с образцами авторской литературы, читая небольшие прозаические и поэтические тексты. На материале фольклорной и авторской поэзии первоклассники получают начальные представления о рифме как о созвучных словах, находящихся в конце строк; учатся обнаруживать повтор и звукопись как средства художественной выразительности. Сравнивая короткие тексты, представляющие собой малые жанры фольклора, с классическими иллюстрациями к этим текстам, младшие школьники на практике убеждаются в том, что художественный образ может быть создан разными средствами, языком разных видов искусства.
На огородах Бабы-яги
Обобщенные требования к УУД обучающихся по теме.
Обучающиеся должны знать/понимать:
о различиях таких малых жанров фольклора, как загадка, считалка, закличка, скороговорка, небылица, прибаутка, докучная сказка, сказка-цепочка (кумулятивная сказка);
о таких особенностях стихотворных фольклорных текстов, как наличие рифмы и повторов;
Уметь:
понимать содержание прочитанного; осознанно выбирать интонацию, темп чтения в соответствии с особенностями текста;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
самостоятельного чтения книг;
1. Пещера Эхо
Обобщенные требования к УУД обучающихся по теме.
Обучающиеся должны знать/понимать:
об отличии поэтического текста от прозаического;
о таких особенностях стихотворных фольклорных текстов, как наличие рифмы и повторов;
о том, что такое рифма.
Уметь:
находить средства художественной выразительности в тексте (заголовок, повтор, уменьшительно-ласкательная форма слов, восклицательный и вопросительный знаки; звукопись; рифмы);
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
самостоятельного чтения книг;
высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении (герое, событии);
2. На пути в Волшебный лес
Обобщенные требования к УУД обучающихся по теме.
Обучающиеся должны знать/понимать:
о различиях таких малых жанров фольклора, как загадка, считалка, закличка, скороговорка, небылица, прибаутка, докучная сказка, сказка-цепочка (кумулятивная сказка);
Уметь:
понимать содержание прочитанного; осознанно выбирать интонацию, темп чтения в соответствии с особенностями текста;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
самостоятельного ориентирования внутри книги: умения работать со страничкой «Содержание» или «Оглавление».
самостоятельного выбора и определения содержания книги по ее элементам;
3. Клумба с Колокольчиками
Обобщенные требования к УУД обучающихся по теме.
Обучающиеся должны знать/понимать:
об отличии фольклорного текста от литературного;
об отличии поэтического текста от прозаического;
наизусть 1 - 2 стихотворения разных авторов;
содержание произведений, прочитанных в классе.
Уметь:
понимать содержание прочитанного; осознанно выбирать интонацию, темп чтения в соответствии с особенностями текста;
отличать монолог от диалога;
задавать вопросы и отвечать на вопросы по тексту произведения
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
самостоятельного ориентирования внутри книги: умения работать со страничкой «Содержание» или «Оглавление».
самостоятельного чтения книг;
высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении (герое, событии);
4. В лесной школе
Обобщенные требования к УУД обучающихся по теме.
Обучающиеся должны знать/понимать:
о различиях таких малых жанров фольклора, как загадка, считалка, закличка, скороговорка, небылица, прибаутка, докучная сказка, сказка-цепочка (кумулятивная сказка);
о таких особенностях стихотворных фольклорных текстов, как наличие рифмы и повторов;
о том, что такое рифма;
наизусть 1 - 2 стихотворения разных авторов;
Уметь:
находить средства художественной выразительности в тексте (заголовок, повтор, уменьшительно-ласкательная форма слов, восклицательный и вопросительный знаки; звукопись; рифмы)
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
самостоятельного чтения книг;
высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении (герое, событии);
самостоятельного выбора и определения содержания книги по ее элементам;
5. Музей Бабы-яги. Тайна особого зрения
Обобщенные требования к УУД обучающихся по теме.
Обучающиеся должны знать/понимать:
отличие поэтического текста от прозаического;
наизусть 1-2 стихотворения разных авторов;
понимать содержание прочитанного;
Уметь:
осознанно выбирать интонацию в соответствии с особенностями текста;
задавать вопросы и отвечать на вопросы по тексту произведения
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
самостоятельного чтения книг;
высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении (герое, событии);
самостоятельного выбора и определения содержания книги по ее элементам;
6. На выставке рисунков Юрия Васнецова
Обобщенные требования к УУД обучающихся по теме.
Обучающиеся должны знать/понимать:
о различиях таких малых жанров фольклора, как загадка, считалка, закличка, скороговорка, небылица, прибаутка, докучная сказка, сказка-цепочка (кумулятивная сказка);
об отличии фольклорного текста от литературного;
о таких особенностях стихотворных фольклорных текстов, как наличие рифмы и повторов;
содержание произведений, прочитанных в классе.
Уметь:
понимать содержание прочитанного; осознанно выбирать интонацию, темп чтения в соответствии с особенностями текста;
находить средства художественной выразительности в тексте (заголовок, повтор, уменьшительно-ласкательная форма слов, восклицательный и вопросительный знаки; звукопись; рифмы);
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
самостоятельного ориентирования внутри книги: умения работать со страничкой «Содержание» или «Оглавление».
самостоятельного чтения книг;
высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении (герое, событии);
самостоятельного выбора и определения содержания книги по ее элементам;
7. Уроки по хрестоматии «Литературное чтение»
Обобщенные требования к УУД обучающихся по теме.
Обучающиеся должны знать/понимать:
правила пользования библиотекой и отдельной книгой;
отличие фольклорного текста от литературного;
отличие поэтического текста от прозаического;
содержание произведений, прочитанных в классе.
Уметь:
находить средства художественной выразительности в тексте (звукопись; рифмы);
понимать содержание прочитанного;
осознанно выбирать интонацию, темп чтения в соответствии с особенностями текста;
задавать вопросы и отвечать на вопросы по тексту произведения.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
самостоятельного ориентирования внутри книги: умения работать со страничкой «Содержание» или «Оглавление».
самостоятельного чтения книг;
высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении (герое, событии);
работы с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе на электронных носителях).
Ожидаемые результаты формиравния УУД к концу 1 года обучения
В области общих учебных действий:
*ориентироваться в учебной книге;
*работать с двумя источниками информации (учебной книгой и тетрадью для самостоятельных работ)
В области коммуникативных учебных действий:
работать с соседом по парте;
выполнят работу по цепочке
В области контроля и самоконтроля учебных действий:
понимать, что можно по-разному отвечать на вопрос;
обращаться к тексту для подтверждения своего ответ
• обращаться к тексту для подтверждения ответа.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ
Обучающиеся к концу первого года обучения должны иметь общее представление:
• о различиях таких малых жанров фольклора, как загадка, считалка, закличка, скороговорка, небылица, прибаутка, докучная сказка, сказка-цепочка (кумулятивная сказка);
• об отличии фольклорного текста от литературного;
• об отличии поэтического текста от прозаического;
• о таких особенностях стихотворных фольклорных текстов, как наличие рифмы и повторов;
• о том, что такое рифма.
Знать:
• наизусть 3-4 стихотворения разных авторов;
• содержание произведений, прочитанных в классе.
Уметь:
• читать плавно, безотрывно по слогам и целыми словами вслух и молча; темп чтения 30-35 слов в минуту вслух; 40- 45 слов в минуту молча;
• понимать содержание прочитанного; осознанно выбирать интонацию, темп чтения в соответствии с особенностями текста;
• находить средства художественной выразительности в тексте (заголовок, повтор, уменьшительно-ласкательная форма слов, восклицательный и вопросительный знаки; звукопись; рифмы);
• отличать монолог от диалога;задавать вопросы и отвечать на вопросы по тексту произведения
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• самостоятельного ориентирования внутри книги: умения работать со страничкой «Содержание» или «Оглавление».
• самостоятельного чтения книг;
• высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении (герое, событии);
• самостоятельного выбора и определения содержания книги по ее элементам;
• работы с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе на электронных носителях).
• отвечать на вопросы по содержанию прочитанного;
• понимать содержание коротких произведений, воспринятых на слух, а также прочитанных в классе, выделять в них основные логические части, уметь пересказывать отдельные части текста (2-3 предложения);
• читать про себя маркированные места текста, осознавая смысл прочитанного;
• задавать вопросы по тексту произведения и отвечать на вопросы, используя текст;
• читать произведения по ролям и по цепочке, опираясь на цветовое маркирование;
• работать с соседом по парте: распределять работу между собой и соседом, выполнять свою часть работы, осуществлять взаимопроверку;
тематический поурочный план
-
п/п
Тема урока
Планируемые результаты
Примечание
Предметные
Личностные УУД
Метапредметные
Познавательные УУД
Регулятивные УУД
Коммуникатив
ные УУД
1
Волшебные предметы и помощники
(У. с. 3-5, Т. с. 3-4).
Подготовительная работа по пониманию логики сказочного жанра. Соотнесение логики знакомых детям сюжетов волшебных сказок с логикой построения учебника
Мотивация учебной деятельности через оказание помощи сквозным героям, которые в этом нуждаются (Помоги Маше…); через обращение к читательскому опыту школьников (какие сказочные сюжеты им знакомы, Т. №3).
Подведение под поня-тие: формирование по-нятия «докучная сказ-ка» через анализ кон-текстных словоупотре-блений глагола «доку-чать». Чтение дидак-тических иллюстраций с размещенными вну-три словами и словосо-четаниями (У. с.4-5).
Уметь работать с двумя источниками инфор-мации (учебник, тет-радь). Проводить срав-нение вариантов отве-тов для выбора прави-.
Развитие способности к осмысленному и вни-мательному чтению (Т. №4,5).
Умение следовать точной инструкции учителя и условным обозначениям учебника и тетради.
Умение слушать и вступать в диалог,
высказывать свою точку зрения (Как ты думаешь?.. Почему?..). Умение строить монологическое высказывание (Помоги Маше объяснить Коту это слово).
2.
Законы докучной сказки (У. с. 6-9, Т. с. 5-6).
Знакомство с докучной сказкой на материале сказок «Про белого бычка» и «Про сороку и рака». Повторы как одна из важнейших особенностей жанра докучной сказки. Сюжетно-композиционные особенности жанра докучной сказки.
Мотивация учебной деятельности через оказание помощи сквозным героям, которые в этом нуждаются (У. с.9, Кто поможет Маше..? Кто поможет Мише..?; Т. №4, Помоги Маше и Мише…).
Анализ объектов с целью выделения в них существенных призна-ков: сравнение докуч-ных сказок с целью вы-деления повтора как жанровой основы.Уста-новление причинно-следственных связей: между наличием повто-ров в жанрах устного народного творчества и выводом: «Эти текс-ты легко запомнить». Уметь работать с двумя источниками информа-ции (учебник, тетрадь). Чтение дидактических иллюстраций для связи круговой композиции докучной сказки со зрительным образом круга (Т. №3).
Умение следовать точной инструкции учителя и условным обозначениям учебника и тетради.
Инициативное сотрудничество: чтение по цепочке или по ролям: докучная сказка (с.9). Умение строить монологическое высказывание (Объясни…, Сочините сказку…).
Умение договариваться о распределения ролей в совместной деятельности.
3.
Законы докучной сказки (У. с. 6-9, Т. с. 5-6).
Знакомство с докучной сказкой на материале сказок «Про белого бычка» и «Про сороку и рака». Повторы как одна из важнейших особенностей жанра докучной сказки. Сюжетно-композиционные особенности жанра докучной сказки.
Мотивация учебной деятельности через оказание помощи сквозным героям, которые в этом нуждаются (У. с.9, Кто поможет Маше..? Кто поможет Мише..?; Т. №4, Помоги Маше и Мише…).
Анализ объектов с целью выделения в них существенных призна-ков: сравнение докуч-ных сказок с целью вы-деления повтора как жанровой основы.Уста-новление причинно-следственных связей: между наличием повто-ров в жанрах устного народного творчества и выводом: «Эти текс-ты легко запомнить». Уметь работать с двумя источниками информа-ции (учебник, тетрадь). Чтение дидактических иллюстраций для связи круговой композиции докучной сказки со зрительным образом круга (Т. №3).
Умение следовать точной инструкции учителя и условным обозначениям учебника и тетради.
Инициативное сотрудничество: чтение по цепочке или по ролям: докучная сказка (с.9). Умение строить монологическое высказывание (Объясни…, Сочините сказку…).
Умение договариваться о распределения ролей в совместной деятельности.
4
Секреты считалок
(У. с. 10-11, Т. с. 6-7).
Практическое различение малого жанра фольклора - считалка.
Создание условий для самостоятельного выявления наиболее существенных особенностей считалок: их предназначения, сюжетно-композиционного построения, наличия зашифрованных слов
Мотивация учебной деятельности через использование игрового момента (Посчитайтесь и вы со своим соседом по парте), через оказание помощи сквозным героям, которые в этом нуждаются (Помоги Маше и Мише…).
Работа с маркированы-ми в тексте буквосоче-таниями, словами и строчками: считалки.
Анализ группы счита-лок с целью обнаруже-ния жанровых призна-ков: повторяющегося в разных текстах общего слова обрядового про-исхождения и приема шифрования чисел. Уметь работать с двумя источниками информа-ции (учебник, тетрадь).
Проводить сравнение вариантов ответов для выбора правильного (Т. №2).Развитие способ-ности к осмысленному и внимательному чтению (У. с.10, Т. №2).
Контроль и самоконтроль процесса и результата учебной деятельности (Маша и Миша догадались. А ты?)
Умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности (У. с.10-11).
5
Древние считалки
(У. с. 12-13, Т. с. 7-8).
Знакомство с текстами старин-ныхсчиталок.Об-наружение при помощи системы вопросов черт, свидетельствующих о древнем происхождении самого жанра считалки. Уме-ние сравнивать между собой произведения одного фольклорного жанра
Мотивация учебной деятельности через оказание помощи сквозным героям, которые в этом нуждаются (У. с.13, Помоги Мише, Т. №2, Помоги Маше и Мише…).
Анализ группы считалок с целью выявления жанрового призна-: значимых слов должно быть 10 (десять). Уметь работать с двумя источниками информа-ции (учебник, тетрадь).
Читать дидактические иллюстрации с разме-щенными внутри слова-ми и словосочетаниями (У. с.12).Развитие спо-собности к осмыслен-ному и внимательному чтению (У. с.12, Т. №2,3).
Контроль и самоконтроль процесса и результата учебной деятельности (На своем ли месте оно стоит?). Умение следовать точной инструкции учителя (Т. №3).
Инициативное сотрудничество: чтение по цепочке. Умение видеть разницу между двумя заявленными точками зрения и мотивированно присоединяться к одной из них (…Миша нашел три слова, Маша четыре. А вы сколько нашли?).
6
Тайны загадок
(У. с. 14-17, Т. с. 9-10).
Практическое различение и ос-воение (сочине-ние) малого жан-ра фольклора - загадка Форми-рование предста-влений о дейст-венно-игровом характере зага-док.Олицетво-рение (без использования термина) как важный художественный прием.
Мотивация учебной деятельности через отгадывание загадок; через оказание помощи сквозным героям, которые в этом нуждаются (Т. №3, Помоги Маше и Мише…).
Поиск и выделение необходимой инфор-мации из иллюстраций: поиск и подстановка нужных слов (У. с.14-15, Т. №2,3). Анализ объектов с целью выде-ления в них существен-ных признаков: обнару-жение одной из жанро-вых особенностей зага-док - использование приема олицетворения (У. с.16-17, Т. №2, 3). Уметь работать с двумя источниками информации
Контроль и самоконтроль процесса и результата учебной деятельности («Некоторые загадки чуть-чуть похожи на дразнилки, - сказал Миша. Ты согласишься с Мишей?»).
Умение следо-вать точной инструкции учителя (Т. №3).
Обоснование строчками из текста заявленного «чужого» мнения: «Некоторые загадки чуть-чуть похожи на дразнилки, - сказал Миша. Ты согласишься с Мишей?».
7
Как устроена загадка (У. с. 17-19, Т. с. 11-12).
Представление о двучастности как особенности структурного построения жанра загадки. Практическое освоение приемов сравнения и олицетворения (без использования терминов).
Мотивация учебной деятельности через оказание помощи сквозным героям, которые в этом нуждаются (Чтобы помочь Маше и Мише…).
Поиск и выделение не-обходимой информации из иллюстраций: поиск и подстановка нужных слов (У. с.18-19, Т. №4).Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков: обнаружение одной из жанровых особенностей загадок - использование приема олицетворения.
Уметь работать с двумя источниками информации (учебник, тетрадь). Развитие способности к осмысленному и внимательному чтению (У. с.18-19).
Контроль и самоконтроль процесса и результата учебной деятельности (Т. №3, Миша сказал… А ты видишь..?)
Обоснование строчками из текста заявленного «чужого» мнения (Т. №3, Миша сказал… А ты видишь..?)
8
Заклички: обращение к Природе
(У. с. 20-21, Т. с. 13-14).
Практическое различение малого жанра фольклора - закличка. Осознание обрядового характера жанра заклички (природу уговаривают и упрашивают). Развитие навыка чтения путем постоянного перечитывания текстов по разным основаниям.
Ценностное отношение к природному миру (почему человек уговаривал природу).
Поиск и выделение не-обходимой информации из текста, иллюстраций (поиск и подстановка нужных слов).
Анализ объектов с це-лью выделения в них существенных призна-ков: обнаружение жан-ровых признаков заклички: ее обрядовой природы и прикладного характера.Установление причинно-следственных связей между наличием в фольклорном тексте обращения-призыва к природному явлению с целью заручиться его помощью и понимания жанровой при-надлежности текста.
Уметь работать с двумя источниками информации (учебник, тетрадь).
Развитие способности к осмысленному и вни-мательному чтению (У. с.20-21, Т. №2-5). Про-водить сравнение вари-антов ответов для вы-бора правильного (Т. №5).
Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию при постоянном перечитывании одних и тех же текстов закличек.
Инициативное сотрудничество: чтение по цепочке.
Учет чужой точки зрения (сочинение своей заклички по правилам).
9
Трудности скороговорок (У. с. 22-23, Т. с. 15-16, Х. с. 14-19).
Совершенствование навыков чтения. Осознание специфики жанра скороговорки; понимание причин трудностей, возникающем при быстром произнесении текста.
Мотивация учебной деятельности через оказание помощи сквозным героям, которые в этом нуждаются при решении трудных задач
(Помогите Маше и Мише…, У. с.23; …помоги Мише, Х. с.15).
Поиск и выделение не-обходимой информации (поиск нужных частей текста, Т. №2,3,5).
Установление причин-но-следственных связей между характером текс-та и манерой его чтения (как читать скороговорки, У. с.23).Работа с ма-ркированными в тексте буквосочетаниями, сло-вами и строчками (У. с.23).Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков:выяснение секрета (общих черт) скорого-ворок (У. с.23, Т. №3).
Умение работать с разными источниками информации (учебник, тетрадь, хрестоматия).
Контроль, самоконтроль и взаимоконтроль процесса и результата учебной деятельности
(У. 23, Т. №4, Х. 14-19).
Инициативное сотрудничество: чтение по цепочке.
Умение договариваться о распределения ролей в совместной деятельности (У. с.23).
10
Хвосты слов (У. с. 24-25, Т. с. 17).
Пропедевтика понимания рифмы (не называя термин) на материале текста Г. Остера «Эхо».
Мотивация учеб-ной деятельнос-ти через объяс-нение нового по-нятия в игровой форме (У. с.24-25, Т. №4); через действие интриги (главный секрет Пещеры Эхо).
Умение читать дидак-тические иллюстрации с размещенными внутри словами и словосо-четаниями (У. с.24). Уметь работать с двумя источниками информа-ции (учебник, тетрадь).
Анализ слов с целью выделения в них «хвостов».
Контроль и самоконтроль процесса и результата учебной деятельности (У. с.25)
Инициативное сотрудничество: чтение по ролям
(У. с.25).
11
Созвучные хвосты слов (У. с. 26-27, Т. с. 18-19).
Дальнейшее ос-воение понятия «рифма» путем постепнного обогащения этого понятия (не называя термина) за счет его постоянно изменяемого повторения (уточнения и незаметной подмены некоторых слов): хвосты - двойные хвосты - созвучные хвосты - созвучные хвосты слов (на материале стихотворения Д. Хармса и Н. Гернет «Очень-очень вкусный пирог»).
Мотивация учебной деятельности через введение задания занимательного характера (дополнить стихотворение У. с.26).
Поиск и выделение не-обходимой информации: поиск созвучных концов слов (У. с.26).
Установление причин-но-следственных связей между обнаружением созвучных концов стро-чек и выводом о том, что они рифмуются, что это стихи (У. с.26).
Подведение под понятие: поэтапное формирование понятия «рифма» через систему за-мен: двойные хвосты слов, похожие хвосты слов, созвучные хвосты слов, созвучные хвос-ы слов в концах строчтек, «говорить складно» - «говорить в рифму» (У. с.26-27).Ана-лиз объектов с целью выделения в них сущес-твенных признаков: обнаружение парной и перекрестной рифмы (У. с.26).Умение читать дидактические иллюст-рации с размещенными внутри словами и сло-восочетаниями (У.с.27). Уметь работать с двумя источниками информа-ции (учебник, тетрадь).
Контроль и самоконтроль процесса и результата учебной деятельности (У. с.27, Т. №3,4).
Коммуникация как взаимодействие: учет позиции собеседника (А как ты думаешь?, У. с.26).
12.
Рифмы и смысл (У. с. 28-31, Т. с. 19-21).
Дальнейшее рас-смотрение поня-тия рифмы и введение поня-тия «рифма» (на материале отры-вка из текста Н. Носова «Прик-лючения Нез-найки»). Подве-дение к выводу, что рифма - это и есть созвучные концы слов.Про-педевтика пони-мания поэзии как способа по-другому увидеть мир.
Мотивация учебной деятельности через чтение текста занимательного характера (У. с.28-30).
Поиск и выделение необходимой информации (поиск нужных частей текста).
Работа с дидактическими иллюстрациями (У. с.31).
Уметь работать с двумя источниками информации (учебник, тетрадь).
Проводить сравнение вариантов ответов для выбора правильного (Т. №3,4).
Анализ текста с целью определения его жанра (Т. №3,4).
Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию при перечитывании текста по цепочке, по ролям, выразительно.
Инициативное сотрудничество: чтение по цепочке (У. с.28-31).
Умение договариваться о распределения ролей в совместной деятельности (У. с.31).
13
Рифмы и смысл (У. с. 28-31, Т. с. 19-21).
Дальнейшее рас-смотрение поня-тия рифмы и введение поня-тия «рифма» (на материале отры-вка из текста Н. Носова «Прик-лючения Нез-найки»). Подве-дение к выводу, что рифма - это и есть созвучные концы слов.Про-педевтика пони-мания поэзии как способа по-другому увидеть мир.
Мотивация учебной деятельности через чтение текста занимательного характера (У. с.28-30).
Поиск и выделение необходимой информации (поиск нужных частей текста).
Работа с дидактическими иллюстрациями (У. с.31).
Уметь работать с двумя источниками информации (учебник, тетрадь).
Проводить сравнение вариантов ответов для выбора правильного (Т. №3,4).
Анализ текста с целью определения его жанра (Т. №3,4).
Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию при перечитывании текста по цепочке, по ролям, выразительно.
Инициативное сотрудничество: чтение по цепочке (У. с.28-31).
Умение договариваться о распределения ролей в совместной деятельности (У. с.31).
14
Шуточные стихи (У. с. 32-34, Т. с. 22-23).
Осознание, что рифма - это созвучные концы слов в конце строчек на материале стихотворений И. Пивоваровой «Кулинаки-пулинаки», А. Дмитриева «Шлагбаум» и Д. Ривза «Рифма».
Определение шуточного (юмористического) характера произведения. Совершенствование навыков чтения на материале шуточных текстов.
Мотивация учебной деятельности через чтение текстов шуточного характера.
Работа с маркированы-ми в тексте строчками (У. с.33).Поиск и выделение необходимой ин-формации (поиск нужных слов (У. с.32-33, Т. №2), частей текста (Т. №2)).Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков: анализ концов стихотворных строк с це-лью обнаружения пар-ной и перекрестной рифмы: «говорить складно» - «говорить в рифму» (У. с.34). Установление причинно-следственных связей: между обнаружением созвучных концов строчек и выводом о том, что они рифмуются, что это стихи (У. с.32, 33, 34).
Уметь работать с двумя источниками информации (учебник, тетрадь).
Контроль и самоконтроль процесса и результата учебной деятельности (Миша сказал так… Маша сказала по-другому… А ты как думаешь? У. с.34).
Инициативное сотрудничество: чтение по цепочке
Учет позиции собеседника: обоснование строчками из текста заявленного «чужого» мнения (Ты согласишься с Машей?; У. с. 34).
Умение договариваться о распределения ролей в совместной деятельности (У. с.33).
15
Шуточные стихи (У. с. 32-34, Т. с. 22-23).
Осознание, что рифма - это созвучные концы слов в конце строчек на материале стихотворений И. Пивоваровой «Кулинаки-пулинаки», А. Дмитриева «Шлагбаум» и Д. Ривза «Рифма».
Определение шуточного (юмористического) характера произведения. Совершенствование навыков чтения на материале шуточных текстов.
Мотивация учебной деятельности через чтение текстов шуточного характера.
Работа с маркированы-ми в тексте строчками (У. с.33).Поиск и выделение необходимой ин-формации (поиск нужных слов (У. с.32-33, Т. №2), частей текста (Т. №2)).Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков: анализ концов стихотворных строк с це-лью обнаружения пар-ной и перекрестной рифмы: «говорить складно» - «говорить в рифму» (У. с.34). Установление причинно-следственных связей: между обнаружением созвучных концов строчек и выводом о том, что они рифмуются, что это стихи (У. с.32, 33, 34).
Уметь работать с двумя источниками информации (учебник, тетрадь).
Контроль и самоконтроль процесса и результата учебной деятельности (Миша сказал так… Маша сказала по-другому… А ты как думаешь? У. с.34).
Инициативное сотрудничество: чтение по цепочке
Учет позиции собеседника: обоснование строчками из текста заявленного «чужого» мнения (Ты согласишься с Машей?; У. с. 34).
Умение договариваться о распределения ролей в совместной деятельности (У. с.33).
16.
Сказка-цепочка (У. с. 35-38, Т. с. 24-26, Х. с. 76, 62-75).
Знакомство с композиционными особенностями кумулятивной сказки (построенной по принципу накопления персонажей или эпизодов), называя ее сказкой-цепочкой.
Мотивация учебной деятельности через оказание помощи сквозным героям, которые в этом нуждаются; через обращение к читательскому опыту школьников (Знаете такие сказки? У. с.35; Вспомни эти сказки. Т. №2).
Подведение под понятие: формирование понятия «сказка-цепочка» через анализ фрагментов-«звеньев» текста и изучение дидактических иллюстраций.Работа с дидактическими иллюстрациями (У.с.36, 38, Т. №2,3).Анализ объектов с целью выде-ления в них существен-ных признаков: каждое следующее звено цепочки повторяет предыдущее, обогащенное очередным новым элементом.Сравнительный анализ докучной и ку-мулятивной сказок с целью обнаружения сходства (повтор) и различий (круг и вектор - разные композиции-онные основы).Умение работать с разными ис-точниками информации (учебник, тетрадь, хрестоматия).
Контроль и самоконтроль процесса и результата учебной деятельности (Маша объяснила: «В одном домике живет несколько сказок» Назови те сказки, которые знаешь ты. У. с.38).
Инициативное сотрудничество: чтение по цепочке
(У. с. 36-37)
Учет позиции собеседника: обоснование строчками из текста заявленного «чужого» мнения
(Миша сказал… Маша добавила… А ты как думаешь? У. с.37).
17.
Сказка-цепочка (У. с. 35-38, Т. с. 24-26, Х. с. 76, 62-75).
Знакомство с композиционными особенностями кумулятивной сказки (построенной по принципу накопления персонажей или эпизодов), называя ее сказкой-цепочкой.
Мотивация учебной деятельности через оказание помощи сквозным героям, которые в этом нуждаются; через обращение к читательскому опыту школьников (Знаете такие сказки? У. с.35; Вспомни эти сказки. Т. №2).
Подведение под понятие: формирование понятия «сказка-цепочка» через анализ фрагментов-«звеньев» текста и изучение дидактических иллюстраций.Работа с дидактическими иллюстрациями (У.с.36, 38, Т. №2,3).Анализ объектов с целью выде-ления в них существен-ных признаков: каждое следующее звено цепочки повторяет предыдущее, обогащенное очередным новым элементом.Сравнительный анализ докучной и ку-мулятивной сказок с целью обнаружения сходства (повтор) и различий (круг и вектор - разные композиции-онные основы).Умение работать с разными ис-точниками информации (учебник, тетрадь, хрестоматия).
Контроль и самоконтроль процесса и результата учебной деятельности (Маша объяснила: «В одном домике живет несколько сказок» Назови те сказки, которые знаешь ты. У. с.38).
Инициативное сотрудничество: чтение по цепочке
(У. с. 36-37)
Учет позиции собеседника: обоснование строчками из текста заявленного «чужого» мнения
(Миша сказал… Маша добавила… А ты как думаешь? У. с.37).
18
Звучащие стихи (У. с. 39-41, Т. с. 26-27, Х. с. 45, 11-14).
Знакомство с но-вым художест-венным приемом выразительности - звукопись на материале поэ-тических текстов Е. Благининой, А. Усачева, Д. Ривза.Обнаруже-ние различных вариантов его использования. Подготовка детей к пониманию того, что поэты изучают малые фольклорные жанры и ис-пользуют их особенности в своих произведениях.
Умение оказывать помощь сквозным героям,
которые в этом нуждаются при решении трудных задач (Помоги Мише… У. с.41). Мотивация учебной деятельности через опору на имеющиеся знания (заклички, считалки, скороговорки).
Установление причинно-следственных связей: между характером текста (жанром, к которому он принадлежит) и манерой чтения этого текста: как читать стихи, содержащие звукопись.
Умение работать с разными источниками информации (учебник, тетрадь, хрестоматия). Поиск и выделение необходимой информации
(поиск нужных слов (Т. №2), частей текста (Т. №3)).
Контроль и самоконтроль процесса и результата учебной деятельности (Ответ в скобках «Ночная считалка», Т. №3).
Инициативное сотрудничество: чтение по цепочке и работа в парах.
Учет позиции собеседника: обоснование строчками из текста заявленного «чужого» мнения
(Миша уверен… Маша говорит… А ты с кем согласишься? Т. №3).
19.
Звукопись в поэзии и прозе (У. с. 42-44, Т. с. 28-29, Х. с.7, 12, 13, 45).
Обнаружение присутствия зву-кописи в прозаи-ческом и поэти-ческом текстах, понимание смысла использования этого лите-ратурного приема. Совершенст-вование навыков чтения вслух и выработка уме-ния внутреннего чтения на мате-риале рассказа М. Горького «Воробьишко» и стихотворения А. Усачева «Буль-буль».
Мотивация учебной деятельности через оказание помощи сквозным героям, которые в этом нуждаются при решении трудных задач
(Помоги Маше и Мише…, Т. №29).
Поиск и выделение необходимой информации: поиск нужных частей текста (У. с.42-43).
Работа с маркированными в тексте словами и строчками (У. с.43,44).
Умение работать с тремя источниками информации (учебник, тетрадь, хрестоматия).
Контроль и самоконтроль процесса и результата учебной деятельности (отгадка в названии стишка-загадки, Т. №3).
Инициативное сотрудничество: чтение по цепочке, работа в группах.
Умение договариваться о распределения ролей в совместной деятельности (У. с.42-44).
20.
Звукопись в поэзии и прозе (У. с. 42-44, Т. с. 28-29, Х. с.7, 12, 13, 45).
Обнаружение присутствия зву-кописи в прозаи-ческом и поэти-ческом текстах, понимание смысла использования этого лите-ратурного приема. Совершенст-вование навыков чтения вслух и выработка уме-ния внутреннего чтения на мате-риале рассказа М. Горького «Воробьишко» и стихотворения А. Усачева «Буль-буль».
Мотивация учебной деятельности через оказание помощи сквозным героям, которые в этом нуждаются при решении трудных задач
(Помоги Маше и Мише…, Т. №29).
Поиск и выделение необходимой информации: поиск нужных частей текста (У. с.42-43).
Работа с маркированными в тексте словами и строчками (У. с.43,44).
Умение работать с тремя источниками информации (учебник, тетрадь, хрестоматия).
Контроль и самоконтроль процесса и результата учебной деятельности (отгадка в названии стишка-загадки, Т. №3).
Инициативное сотрудничество: чтение по цепочке, работа в группах.
Умение договариваться о распределения ролей в совместной деятельности (У. с.42-44).
21.
Считалка, скороговорка, дразнилка
(У. с.45 -47, Т. с. 30).
Идентификация малых жанров фольклора (считалка, скороговорка, дразнилка).
Мотивация учебной деятельности через оказание помощи сквозным героям, которые в этом нуждаются при решении трудных задач
(Помоги Мише…, У. с.46; Помоги Маше и Мише…, У. с.47).
Поиск и выделение не-обходимой информации: перечитывание текста с различными заданиями (Т. №2).Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков: обнаружение сюжетных признаков дразнилки (У. с.47).Установление причинно-следственных связей между использованием в малых фольклорных фор-мах имен собственных в шуточном контексте и выводом о том, что это дразнилки (У. с.46-47). Умение работать с двумя источниками информации (учебник, тетрадь).
Контроль и самоконтроль процесса и результата учебной деятельности (Что это за текст: «Архип - охрип»? Миша сказал, что это дразнилка, а Маша сказала, что это скороговорка. А вы как думаете, ребята? У. с.47).
Понимание разных оснований для оценки одного и того же текста: один и тот же текст можно считать и дразнилкой и скороговоркой (У. с.47).
22.
Чувство юмора в поэзии (У. с. 48-51, Т. с. 30-31).
Определение серьезного и шуточного характера произведения (на материале стихотворений Т. Собакина «Как ловкий бегемот гонялся за нахальной мухой в тесной комнате, где было много стеклянной посуды» и Б. Заходера «Где поставить запятую?»).
Чувство юмора как наиболее доступная возрасту форма эстетического чувства.
Мотивация учебной деятельности через оказание помощи сквозным героям, которые в этом нуждаются при решении трудных задач
(Помоги прочитать название… У. с.48); через чтение текстов юмористического характера.
Работа с маркирован-ными в тексте словами и строчками (У. с.51).
Работа с дидактически-ми иллюстрациями (У. с.50-51).Установление причинно-следственных связей между характером текста (жанром, к которому он принадлежит) и манерой чтения этого текс-та: как читать стихи, содержащие звукопись (У. с.48). Умение работать с двумя источниками информации (учебник, тетрадь).Ана-лиз объектов с целью выделения в них сущес-твенных признаков: об-наружение сюжетных признаков считалки, скороговорки, небылицы (Т. №2).
Контроль и самоконтроль процесса и результата учебной деятельности (У. с.51).
Инициативное сотрудничество: чтение по цепочке.
Учет позиции собеседника («А следующая часть стихотворения похожа на считалку» - сказал Миша. Подчеркни одной чертой слова, на которые обратил внимание Миша. Т. №2).
23.
Стихи про девочек и мальчиков
(У. с. 51-53, Т. с. 32 №1, Х. с. 30-35).
Знание жанровых особенностей стихотворений (на материале стихотворений В. Лунина «Целыми днями…», Э. Успенского «Разгром»). Совершенствование техники чтения с помощью различных типов заданий (чтение по цепочке, чтение по ролям).
Создание усло-вий для процесса социализации и нравственного взросления шко-льников средст-вами литературы (текст посвящен тайне особого зрения (способ-ности видеть не глазами, а серд-цем)). Мотивация учебной деятельности через оказание помощи сквоз-ным героям, кот-орые в этом ну-ждаются при ре-шении трудных задач(Помоги Маше… Х. с.30).
Работа с маркированными в тексте строчками (У. с.53).
Умение работать с тремя источниками информации (учебник, тетрадь, хрестоматия).
Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию при перечитывании текста по цепочке, по ролям, выразительно.
Инициативное сотрудничество: чтение по цепочке и по ролям.
Умение договариваться о распределения ролей в совместной деятельности (У. с.52-53, Х. с.33,34).
24.
Фантазия в поэзии (У. с. 54-55, Т. с. 32).
Фантазия как важная особен-ность поэтичес-кого взгляда на мир.Обсуждение поэтических об-разов, созданных Ю. Заходером в стихотворениях «Рапуны» и «Приятная встреча». Подготовка восприятия стихотворения И. Токмаковой «В одной стране…».
Мотивация учебной деятельности при выполнении заданий с опорой на фантазию школьников (У. с.54; Т. №3).
Поиск и выделение не-обходимой информа-ции - перечитывание текста с разными задачами: оценка смысла текста по его названию, поиск и оценка нужных частей текста (У. с.55).
Умение работать с двумя источниками инфор-мации (учебник, тет-радь). Установление причинно-следственных связей между правописанием слова (с заглавной или строчной буквы) и его ролью в тексте (У. с.55).
Контроль и самоконтроль процесса и результата учебной деятельности (Хотите убедиться? Нарисуйте Рапунов в тетради по-своему. Потом сравните, что у вас получилось. У. с.54).
Инициативное сотрудничество: работа в парах.
Умение договариваться о распределения ролей в совместной деятельности (У. с.55).
25.
Особый взгляд на мир (У. с. 56-59, Т. с. 33).
Средства выра-жения авторско-го отношения к изображаемому (тайна особого зрения) на мате-риале стихотво-рений И. Токма-ковой «В одной стране…», С.Ко-злова «Туман», М. Бородицкой «Вечер». Разви-тие навыков ос-мысленного и выразительного чтения, навыков внутреннего чтения.
Смыслообразование и нравственно-этическая ориентация: подведение к мысли, что именно поэты и художники открывают нам привычные вещи с новой стороны, потому что они смотрят на мир с любовью и удивлением, изменяют его силой своего воображения.
59).
Контроль и самоконтроль процесса и результата учебной деятельности (маркирование цветом, У. с.58-59)
Инициативное сотрудничество: чтение по цепочке, работа в группах.
26.
Особый взгляд на мир (У. с. 56-59, Т. с. 33).
Средства выра-жения авторско-го отношения к изображаемому (тайна особого зрения) на мате-риале стихотво-рений И. Токма-ковой «В одной стране…», С.Ко-злова «Туман», М. Бородицкой «Вечер». Разви-тие навыков ос-мысленного и выразительного чтения, навыков внутреннего чтения.
Смыслообразование и нравственно-этическая ориентация: подведение к мысли, что именно поэты и художники открывают нам привычные вещи с новой стороны, потому что они смотрят на мир с любовью и удивлением, изменяют его силой своего воображения.
59).
Контроль и самоконтроль процесса и результата учебной деятельности (маркирование цветом, У. с.58-59)
Инициативное сотрудничество: чтение по цепочке, работа в группах.
27.
Что видит и слышит поэт (У. с. 60-64, Т. с. 34-36).
Тайна особого зрения. Освеще-ние проблемы истинного слуха и истинного зрения на материале прозаического текста С. Воронина «Необыкновенная ромашка» и стихотворений И. Токмаковой «Разговор синицы и дятла», «Разговор Лютика и Жучка» и Г. Горбовского «Что знал подсвечник».
Смыслообразование и нравственно-этическая ориентация: особое восприятие мира, характерное для поэтов, а также для всех людей, которые любят и чувствуют природу.
Установление причин-но-следственных связей: между характером текста и манерой его чтения (как читать скороговорки) (У. с.64); между правописанием слова (с заглавной или строчной буквы) и его ролью в тексте (У.с.55).
Работа с дидактическими иллюстрациями (У. с.60-61, Т. №3). Поиск и выделение необходимой информации - пе-речитывание текста с разными задачами: по-иск и оценка нужных частей текста (Т. №3).
Умение работать с двумя источниками информации (учебник, тетрадь).
Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию при перечитывании текста по цепочке, по ролям.
Инициативное сотрудничество: чтение по цепочке, по ролям (У. с.60-64).
28.
Что видит и слышит поэт (У. с. 60-64, Т. с. 34-36).
Тайна особого зрения. Освеще-ние проблемы истинного слуха и истинного зрения на материале прозаического текста С. Воронина «Необыкновенная ромашка» и стихотворений И. Токмаковой «Разговор синицы и дятла», «Разговор Лютика и Жучка» и Г. Горбовского «Что знал подсвечник».
Смыслообразование и нравственно-этическая ориентация: особое восприятие мира, характерное для поэтов, а также для всех людей, которые любят и чувствуют природу.
Установление причин-но-следственных связей: между характером текста и манерой его чтения (как читать скороговорки) (У. с.64); между правописанием слова (с заглавной или строчной буквы) и его ролью в тексте (У.с.55).
Работа с дидактическими иллюстрациями (У. с.60-61, Т. №3). Поиск и выделение необходимой информации - пе-речитывание текста с разными задачами: по-иск и оценка нужных частей текста (Т. №3).
Умение работать с двумя источниками информации (учебник, тетрадь).
Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию при перечитывании текста по цепочке, по ролям.
Инициативное сотрудничество: чтение по цепочке, по ролям (У. с.60-64).
29.
Прибаутка и небылица
(У. с. 65-66, 73, Т. с. 37-38).
Знакомство с малыми жанрами фольклора -
прибаутки и небылицы (закономерность-наличие повторов). Сопоставление живописных и литературных образов для лучшего представления специфики фольклорных жанров.
Мотивация учебной деятельности через использование иллюстраций.
Поиск и выделение не-обходимой информации: перечитывание текста с разными заданиями (поиск нужных частей текста) (У. с.66, Т. №2).Работа с маркиро-ванными в тексте сло-вами и строчками (У. с.66). Анализ объектов с целью выделения в них существенных при-знаков: обнаружение сюжетных признаков небылицы, сказки-цепочки (У. с.66, Т. №2). Сравнительный анализ текста и иллюстрации с целью выделения существенных признаков малых фольклорных жанров (У. с.66, 73).Подведение под понятие: формирование понятия «прибаутка» через анализ род-ственных слов (баять, баюн, байка), значения которых объяснены (У. с.65); формирование понятия небылица по-средством привлечения антонима (быль - небы-лица) (У. с.66).Установ-ление причинно-следс-твенной связи между фольклорным текстом и художественной ил-люстрацией к нему (У. с.66, 73). Умение рабо-тать с двумя источни-ками информации (учебник, тетрадь).
Контроль и самоконтроль процесса и результата учебной деятельности (Порядок такой…У. с.65).
Учет позиции собеседника: понимание разных оснований для оценки одного и того же текста: один и тот же текст можно считать и прибауткой и небылицей.
30.
Дразнилка, прибаутка или небылица?
(У. с. 67-68, 74-75, Т. с. 38-40).
Развитие умения распознавать жанровую принадлежность текста (дразнилка, прибаутка, небылица) и обнаруживать в одном тексте приметы разных фольклорных жанров. Формирование умения находить парную рифму как самую распространенную в малых жанрах фольклора, в детском фольклоре. Формирование действенно-практического представления о различиях фольклорной и авторской литературы.
Мотивация учебной деятельности через оказание помощи сквозным героям, которые в этом нуждаются при решении трудных задач
(Помоги Маше и Мише… Т. №2).
Поиск и выделение не-обходимой информации - перечитывание текста с разными задачами: поиск нужных частей текста, нужных строчек (У. с.67, Т. №2,3).Работа с марки-рованными в тексте буквосочетаниями, сло-вами и строчками (У. с. 67-68).Анализ объектов с целью выделения в них существенных при-знаков: обнаружение сюжетных признаков небылицы, дразнилки, прибаутки (У. с.67,68, Т. №2,3).Установление причинно-следствен-ных связей: между фольклорным текстом и художественной ил-люстрацией к нему (У. с.67, 74; 68,75).Работа с дидактическими иллю-страциями (У. с.67).
Сравнительный анализ текста и иллюстрации с целью выделения суще-ственных признаков малых фольклорных жанров (У. с.67, 74; 68,75).Умение работать с двумя источниками информации (учебник, тетрадь).
Контроль и самоконтроль процесса и результата учебной деятельности (Маша сказала: «Это прибаутка и небылица». А ты как думаешь?, У. с.67).
Учет позиции собеседника: обоснование строчками из текста заявленного «чужого» мнения («Это дразнилка», - сказал Миша. Можешь подтвердить ответ Миши?, У. с.67).
Понимание разных оснований для оценки одного и того же текста: один и тот же текст можно считать и прибауткой и небылицей (У. с.67).
31.
Что видит художник
(У. с. 69-71, 76-78, Т. с. 40-41).
Формирование умения видеть фольклорные тексты как живые игровые организмы, которые влияют друг на друга, вбирают разные жанровые структуры. Выявление закономерностей выстраивания своей картины мира художником,
средств выражения авторского видения
Мотивация учебной деятельности через чтение текстов шуточного характера.
Поиск и выделение не-обходимой информации: поиск и подстановка нужных слов (У. с.69, 70); оценка прагматики текста (Так го-ворить неправильно!, У. с.70).Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков: сравнительный анализ текста и ил-люстрации с целью вы-деления существенных признаков малых фольклорных жанров (небылицы, дразнилки, сказ-ки-цепочки, заклички) (У. с.69, 76; 70, 77; 70-71, 78).Работа с марки-рованными в тексте словами и строчками (У. с. 70).Умение рабо-тать с двумя источниками информации (учебник, тетрадь). Установление причинно-следственных связей: между фольклорным текстом и художествен-ной иллюстрацией к нему (У. с.69, 76; 70, 77; 70-71, 78).
Контроль и самоконтроль процесса и результата учебной деятельности (Миша робко предположил…Маша возразила… С кем ты согласишься?, У. с.70).
Коммуникация как взаимодействие: учет позиции собеседника, обоснование строчками из текста заявленного «чужого» мнения (Миша робко предположил…Маша возразила… С кем ты согласишься?, У. с.70).
Понимание разных оснований для оценки одного и того же текста: один и тот же текст можно считать и дразнилкой и небылицей (У. с.69).
32.
Рифмующиеся слова и изображения (У. с. 71-72, 79-80, Т. с. 41-43).
Общее представление о малых жанрах фольклора (окружают ребенка с детства, носят игровой и практический характер, изучаются и используются поэтами). Наличие повторов как особенность фольклорной культуры.
Мотивация учебной деятельности через оказание помощи сквозным героям, которые в этом нуждаются при решении трудных задач
(Помоги Маше и Мише… Т. №2); через чтение текстов шуточного характера (У. с.71-72). Смыслообразование и нравственно-этическая ориентация: осознание изучения народных произведений фольклора.важности
Поиск и выделение не-обходимой информации - перечитывание текста с разными задачами: поиск нужных частей текста, нужных строчек (У. с.71,72, Т. №3,4); поиск и подста-новка нужных слов (Т. №4).Работа с дидактическими иллюстрации-ями (У. с. 71,72,79,80).
Установление причин-но-следственных связей: между фольклорным текстом и художе-ственной иллюстрацией к нему (У. с.71, 79; 72, 80).Работа с маркиро-ванными в тексте бук-восочетаниями, словами и строчками (У. с. 71-72).Анализ объектов с целью выделения в них существенных при-знаков: сравнительный анализ текста и иллю-страции с целью выде-ления существенных признаков малых фоль-клорных жанров (У. с.71, 79; 72, 80, Т. №3,4). Умение работать с двумя источниками информации(учебник, тетрадь).
Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию при перечитывании текста по цепочке, по ролям, по заданиям.
Инициативное сотрудничество: чтение по цепочке, по ролям.
Умение договариваться о распределения ролей в совместной деятельности (У. с.71).
33.
Рифмующиеся слова и изображения (У. с. 71-72, 79-80, Т. с. 41-43).
Общее представление о малых жанрах фольклора (окружают ребенка с детства, носят игровой и практический характер, изучаются и используются поэтами). Наличие повторов как особенность фольклорной культуры.
Мотивация учебной деятельности через оказание помощи сквозным героям, которые в этом нуждаются при решении трудных задач
(Помоги Маше и Мише… Т. №2); через чтение текстов шуточного характера (У. с.71-72). Смыслообразование и нравственно-этическая ориентация: осознание изучения народных произведений фольклора.важности
Поиск и выделение не-обходимой информации - перечитывание текста с разными задачами: поиск нужных частей текста, нужных строчек (У. с.71,72, Т. №3,4); поиск и подста-новка нужных слов (Т. №4).Работа с дидактическими иллюстрации-ями (У. с. 71,72,79,80).
Установление причин-но-следственных связей: между фольклорным текстом и художе-ственной иллюстрацией к нему (У. с.71, 79; 72, 80).Работа с маркиро-ванными в тексте бук-восочетаниями, словами и строчками (У. с. 71-72).Анализ объектов с целью выделения в них существенных при-знаков: сравнительный анализ текста и иллю-страции с целью выде-ления существенных признаков малых фоль-клорных жанров (У. с.71, 79; 72, 80, Т. №3,4). Умение работать с двумя источниками информации(учебник, тетрадь).
Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию при перечитывании текста по цепочке, по ролям, по заданиям.
Инициативное сотрудничество: чтение по цепочке, по ролям.
Умение договариваться о распределения ролей в совместной деятельности (У. с.71).
34.
Л. Толстой «Косточка».
(Х. с. 52-53).
Понимание глав-ной мысли текс-та. Сопоставле-ние разных чита-тельских позиций и высказывание собственной точки зрения на проблему.
Умение давать характеристику литературному герою.
Смыслообразование и нравственно-этическая ориентация: текст, посвященный тайне особого зрения (способность видеть не глазами, а сердцем)
Установление причинно-следственных связей: между поступком человека и реакциями на него (собственной реакцией и реакцией окружающих).
Контроль и са-моконтроль про-цесса и резуль-тата учебной деятельности.
Апеллирование к тексту для подтверждения того ответа, с которым соглашается обучающийся.
Инициативное сотрудничество: чтение по цепоч-ке. Коммуника-ция как взаимод-ействие: учет по-зиции собесед-ника: обоснова-ние строчками из текста заяв-ленного «чужо-го» мнения.
35.
Структура сказок «Три медведя», «Маша и медведь»
(Х. с. 67-71).
Понимание сюжетно-композиционных особенностей кумулятивной сказки как сказки-цепочки и докучной сказки
Смыслообразование и нравственно-этическая ориентация: умение фантазировать.
Анализ объектов с це-лью выделения в них существенных призна-ков: сравнительный анализ текста и иллю-страции с целью выде-ления существенных признаков малых фольклорных жанров (сказка-цепочка, доучная сказка)
Контроль и самоконтроль процесса и результата учебной деятельности.
Инициативное сотрудничество: чтение по цепочке.
36.
Структура сказок «Три медведя», «Маша и медведь»
(Х. с. 67-71).
Понимание сюжетно-композиционных особенностей кумулятивной сказки как сказки-цепочки и докучной сказки
Смыслообразование и нравственно-этическая ориентация: умение фантазировать.
Анализ объектов с це-лью выделения в них существенных призна-ков: сравнительный анализ текста и иллю-страции с целью выде-ления существенных признаков малых фольклорных жанров (сказка-цепочка, доучная сказка)
Контроль и самоконтроль процесса и результата учебной деятельности.
Инициативное сотрудничество: чтение по цепочке.
37.
Стихи И. Токмаковой
(Х.с. 47 - 48).
.
Иметь общее представление о стихотворном произведении
Поиск и выделение необходимой информации (работа с текстом и иллюстрацией): оценка смысла всего текста по его названию, поиск нужных строчек
Контроль и самоконтроль процесса и результата учебной деятельности.
Инициативное сотрудничество: чтение по ролям.
Коммуникация как взаимодейст-вие: учет позиции собесед-ника, обоснова-ние строчками из текста заяв-ленного «чужо-го» мнения.
38.
Б.Заходер «Серая звездочка»
(Х. 26. 35, 48. 53).
Обратить внимание на логику сказочной истории с одной стороны, и на этический смысл сказки - с другой.
Смыслообразование и нравственно-этическая ориентация: проблемы взаимоотношений
Поиск и выделение необходимой информации (работа с текстом и иллюстрацией): перечитывание текста с разными задачами.
Контроль и самоконтроль процесса и результата учебной деятельности.
Инициативное сотрудничество: чтение по цепочке.
Коммуникация как взаимодействие: учет позиции собеседника.
39.
Б.Заходер «Серая звездочка»
(Х. 26. 35, 48. 53).
Обратить внимание на логику сказочной истории с одной стороны, и на этический смысл сказки - с другой.
Смыслообразование и нравственно-этическая ориентация: проблемы взаимоотношений
Поиск и выделение необходимой информации (работа с текстом и иллюстрацией): перечитывание текста с разными задачами.
Контроль и самоконтроль процесса и результата учебной деятельности.
Инициативное сотрудничество: чтение по цепочке.
Коммуникация как взаимодействие: учет позиции собеседника.
40.
Разгадываем секреты литературы
(Т. с.45-48).
Общее представление о малых жанрах фольклора, о стихотворном и прозаическом произведениях
Мотивация учебной деятельности при выполнении заданий на основе имеющихся знаний. Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности УМК
Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков.
Применять правила, пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями.
Работа с двумя источниками информации.
Контроль и самоконтроль процесса и результата учебной деятельности. Концентрация воли для преодоления интеллектуальных трудностей. Самоконтроль.
Коммуникация как взаимодействие: понимание разных оснований для оценки одного и того же текста. Задавать вопросы для организации собственной деятельности.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
-
Компьютер
-
Мультимедийный проектор
-
Экспозиционный экран
-
Магнитная доска
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
-
Чуракова Н.А. Литературное чтение. 1 класс: Учебник. - М.: Академкнига/Учебник, 2011.
-
Малаховская О.В. Литературное чтение: Тетрадь для самостоятельной работы. 1 класс. - М.: Академкнига/Учебник, 2014.
-
Чуракова Н.А. Литературное чтение: Хрестоматия. 1 класс: Учебник. - М.: Академкнига/Учебник, 2011.
-
Чуракова Н.А., Малаховская О.В. Литературное чтение. 1 класс: Методическое пособие. - М.: Академкнига/Учебник, 2011
Формы, способы и средства проверки и оценки результатов обучения по данной рабочей программе
Контроль и учёт достижений учащихся ведётся по безотметочной системе и направлен на диагностирование образовательного результата освоения программы. Используются следующие формы контроля и учёта учебных достижений учащихся:
индивидуальная работа по карточкам, устный опрос, пересказ текста, тесты, анализ произведения, проверка техники чтения.
Контрольно-измерительные материалы (текст для проверки техники чтения)
Светило яркое солнышко. Под сосной у реки была барсучья нора. У норы сидел барсук. Вот зверек издал слабый звук.Из темной норы стали выползать барсучата. Малыши были маленькие и жирные. Барсучата стали играть. Они перекатывались с боку на бок по сырой земле. Маленький барсучонок был самый веселый. (47слов)
Лист внесения изменений
Дата внесения изменений
Содержание
Реквизиты документа (дата, № приказа)
Подпись лица, внесшего запись